ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
© ШУТОВ А.В., ПЕТРОВА М.В., МЕЛЬНИКОВ Г.Я.
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ №51 ФМБА РОССИИ
А.В. Шутов, М.В. Петрова, Г.Я. Мельников, д.м.н.
Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №51 Федерального медико-биологического агентства», Поликлиника №1, г Железногорск Красноярского края
662990, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Кирова д. 13, ФГУЗ «КБ №51 ФМБА России», E-mail: [email protected]
Резюме: в статье освещено развитие аптечной службы и лекарственного обеспечения на базе ФГУЗ КБ №51 ФМБА России в 1993-2009гг. Ключевые слова: здравоохранение, лекарственное обеспечение.
С 1993г. в состав ФГУЗ КБ №51 ФМБА России входит аптека, основной задачей которой является лекарственное обеспечение лечебного процесса в больнице, а именно:
* эффективное использование финансовых ресурсов, предназначенных для оплаты лекарственных средств (далее ЛС) и изделий медицинского назначения (далее ИМН);
* устранение дефицита ЛС и ИМН в КБ №51;
* обеспечение прав граждан на получение ЛС, гарантирующих качественную медицинскую помощь.
С целью обеспечения правильного учета лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптеке была разработана и внедрена в 2005г. программа автоматизированной системы учета аптечной номенклатуры «1С: АПТЕКА ЛПУ». Основная цель этой системы учета ЛС и ИМН — полный и детальный учет поступления медикаментов и ИМН на всех уровнях их использования: аптека, конкретные подразделения и КБ №51, в целом.
Возможности технологии программы учета ЛС и ИМН, в целом, позволяют проводить:
* детальный анализ лекарственного обеспечения КБ №51 по жизненно необходимым и важнейшим лекарственным средствам;
* формирование объективно обоснованных заявок КБ №51 на любой период времени (месяц, квартал, год);
* учет использования ЛС и ИМН конкретными подразделениями по всем группам ЛС в соответствии с нозологическими формами заболеваний;
* анализ информации о ЛС и ИМН в разрезе поставщиков, цен, фармакологических форм, сроков годности лекарственных препаратов;
* определение удельного веса стоимости медикаментов в структуре тарифа медицинской услуги;
* текущий мониторинг обеспеченности ЛПУ ЛС и ИМН, непрерывный фармацевтический менеджмент;
* контроль за целевым и рациональным использованием ресурсов всех источников финансирования;
* формирование формуляра ЛС и ИМН для КБ
№51.
Внедрение автоматизированной системы учета аптечной номенклатуры позволило:
- в экономическом аспекте: обеспечена прозрачность учета по статье расходов КБ №51 «Медикаменты и перевязочные средства» (широко используется возможность прогнозирования объемов лекарственной помощи с учетом реального финансирования);
- в медицинском аспекте: у практикующих врачей появилась возможность получения оперативной информации о наличии в КБ №51 на данный момент конкретного медикамента (или группы медикаментов).
Основными источниками финансирования расходов на лекарственное обеспечение являются федеральный бюджет и ФОМС.
Постановлением Правительства РФ от 05.12.2008г. №913 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 г. В соответствии с этим Постановлением Правительство Красноярского края утвердило Программу государственных гарантий оказания жителям края бесплатной медицинской помощи на 2009г. Программа разработана Министерством здравоохранения края и включает в себя:
- перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой жителям края бесплатно за счет федерального бюджета и средств краевого фонда обязательного медицинского страхования;
- перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи.
Согласно решения согласительной комиссии системы ОМС от 27.10.2008г увеличены тарифы на медицинские услуги и предельный бюджет с индексацией расходов на «медикаменты и перевязочные средства» для круглосуточных стационаров в части увеличения расходов медицинских учреждений при оказании медицинской помощи по отдельным профилям с целью приобретения и применения современных, эффективных, дорогостоящих лекарственных препаратов.
Проиндексированы тарифы следующих профилей:
- кардиология,
- общая хирургия,
- гнойно-септическая хирургия,
- сосудистая хирургия,
- травматология,
- неврология,
- нефрология,
- пульмонология.
В I квартале 2009г. КБ №51 закуплено сетчатых эндопротезов для оперативного лечения грыж на сумму 116000 руб., металлоконструкций различных типов для операций на опорно-двигательном аппарате на 1.500.000 руб.
Благодаря индексации тарифов, КБ №51 получила возможность приобретать и использовать при наличии показаний следующие ЛС - альтеплаза для лечения острого инфаркта миокарда, алпростадил в сосудистой хирургии, высокоэффективные препараты для лечения сепсиса и инсульта.
За счет средств федерального бюджета, помимо закупки ЛС для нужд больницы, финансируется закупка необходимых лекарственных средств в рамках приоритетного Национального проекта «Здоро-
вье», ФНП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» 2007 - 2011г.г.
Для лечения больных по высоко затратным но-зологиями (ВЗН) - рассеянным склерозом, гемофилией, муковисцидозом, болезнью Гоше, гипофизар-ным нанизмом, миелолейкозом, а также после трансплантации органов и тканей осуществляются централизованные поставки необходимых лекарственных средств из ФМБА РФ.
Программа ВЗН позволила решить важнейшую задачу российского здравоохранения - бесплатные лекарства в необходимом для лечения количестве получили лица, страдающие тяжелым заболеваниями, лечение которых крайне дорого и не может быть оплачено из собственных средств граждан.
Несмотря на определенные проблемы с реализацией, программа ВЗН позволила вывести лекарственное обеспечение граждан на новый уровень развития, заработала система, в которой врач получил возможность думать в первую очередь о пациенте, которому необходимо лечение. Сумма затрат по программе ВЗН высока из-за значительной доли дорогих инновационных ЛС. Большая часть не имеет аналогов на российском рынке и, по сути, занимает монопольное положение. Цена на такие препараты часто очень высока: стоимость одной упаковки составляет несколько тысяч долларов, курсовой терапии -десятки тысяч долларов. Безусловно, подавляющее большинство пациентов потратить такие суммы на лечение просто не в состоянии.
В рамках Национального календаря профилактических прививок и приоритетного Национального проекта «Здоровье» (дополнительная иммунизация) КБ №51 снабжается медицинскими иммунобиологическими препаратами (далее МИБП) в полном объеме (кроме гриппозной вакцины). На протяжении многих лет среди населения, обслуживаемого КБ № 51, обеспечиваются стабильно высокие уровни привитости детского и взрослого населения (95-99%). В результате чего на территории ЗАТО Железногорск и п. Подгорный Красноярского края не регистрируются случаи заболевания корью, дифтерией, эпидемическим паротитом. Снизилась заболеваемость краснухой, острым вирусным гепатитом В, коклюшной инфекцией и регистрируется в виде единичных случаев.
Статья поступила в редакцию 18.05.2009г.
Программа «Личный врач-куратор»
Индивидуальное ведение и лечение, включая вызов на дом, ведущих терапевтов КБ №51 (к.м.н., заведующие отделениями, врачи высшей категории)
Центральная поликлиника (ул.Кирова, 13) Обращаться к администратору ежедневно с 10.00 до 19.00 тел. 5-20-11