ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ. 2014. № 2.
==— АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ —==
---------- ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА -----------------------------------
УДК 316.33:321
А.И. Головня*
ЛЕГИТИМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ФЕНОМЕНА
Головня А.И. Легитимация государственной политики: эвристические подходы к анализу феномена. - Статья
Статья посвящена закреплению в общественном сознании основных форм и параметров государственной политики . На основе детального анализа способов, методов и приемов использования соответствующих юридических механизмов, доказывается возможность, необходимость и реальность общественного признания властных действий в различных сферах правоотношений
Ключевые слова: легитимность, легитимация, легализация; правовая культура, политикоправовое мышление, научный дискурс, институционально-властный порядок, устранение пробелов, преодоление коллизий
Golovnya A.I. Legitimation of state policy: heuristic approaches to the analysis of the phenomenon. - Article
The article is devoted to the fixing of the main forms and parameters of the state policy in public consciousness . On the basis of the detailed analysis of ways, methods and techniques of use of the corresponding legal mechanisms, the possibility, need and reality of public recognition of imperious actions in various spheres of legal relationship are proved .
Keywords: legitimacy, legitimation, legalization; legal culture, political and legal thinking, scientific discourse, institutional and imperious order, elimination of gaps, overcoming of collisions.
Головня О.І. Легітимація державної політики: евристичні підходи до аналізу феномена. -
Стаття
Статтю присвячено закріпленню в суспільній свідомості основних форм і параметрів державної політики На підставі детального аналізу способів, методів і прийомів використання відповідних юридичних механізмів, доводиться можливість, необхідність і реальність суспільного визнання владних дій у різних сферах правовідносин .
Ключові слова: легітимність, легітимація, легалізація; правова культура, політико-правове мислення, науковий дискурс, інституціонально-владний порядок, усунення недоліків, подолання колізій .
Понимание способов и приемов реали- ных устремлений, их адекватность обще-
зации властных функций государства тре- ственным потребностям и соответствие
бует концентрации внимания исследова- социальным ожиданиям телей на процессах, отражающих собой ход При всей очевидной значимости ука-
и результаты предпринимаемых усилий, занного феномена, внимания к его теоре-
Одним из таких процессов является леги- тической разработке и детализации уде-
тимация государственной политики Бу- ляется неоправданно мало
дучи сложным теоретико-прикладным об- По совершенно неясным причинам, со-
разованием, именно она, как ни что иное, временные исследователи, характеризуя
позволяет увидеть направленность власт- динамику взаимосвязи права и обществен-
* Головня Александр Иванович - профессор Московского пограничного института ФСБ России, док-
тор юридических наук, кандидат педагогических наук, г. Москва, Россия .
ных интересов, предпочитают избегать употребления категории легитимации, замещая ее более популярными, хотя и весьма абстрактными понятиями [19].
Нередко легитимацию путают с легализацией, полагая указанные характеристики равнозначными по содержанию и совпадающими по смыслу. Действительно, легитимность и легальность - весьма близкие категории, но они далеко не тождественны друг другу [9; 31].
Если легальность имеет оценочный, этический, сравнительно-политологический характер, то легитимность - юридический, регулятивный и диспозитивный, присущий государству. Именно этот феномен будет предметом нашего внимания .
Обосновывая эвристический потенциал понятия легитимации, следует особо подчеркнуть, что обществом оценивается нормотворческая и правореализационная деятельность государства, соответствующие им формы и режимы государственной политики
Причем легитимируются именно формы и режимы, а не правила и модели поведения, имеющие полезный и социально значимый характер . Посредством легитимации эти модели переводятся в юридическую систему оценок, общеобязательных правил поведения, из которого позже выкристаллизовывается система законодательства
Опираясь на указанную теоретико-методологическую позицию, реально утверждать, что легитимация имеет объективный характер, эволюционирует вместе с общественными отношениями, образуя вокруг себя уникальный политикогосударственной контур, являющийся опорой социокультурного развития [1, с. 16; 8, с. 7-29].
Такой точки зрения придерживаются многие современные исследователи, по достоинству оценивающие значимость феномена легитимации [22; 53].
Но, прежде чем перейти к уточнению его теоретико-познавательных корней,
следует уточнить базовый смысл. В самом общем плане под легитимацией государственной политики подразумевается некая условная характеристика хода и результатов завоевания (удержания) доверия граждан страны к сложившейся в стране системе регулирования общественных связей, соподчиненностей и зависимостей, степень одобрения действий власти, формализованных надлежащим порядком, и реализованным ею в конкретных сферах правоотношений (формулировка предложена в авторской редакции - А/7).
Иначе говоря, легитимизация - процессуальная составляющая более общего явления - легитимности . Она отражает процесс, способы, методы и техники оправдания существующей властноинституциональной конфигурации, основных форм и параметров их функционирования*.
С учетом названных оснований легитимным может быть назван такой государственной режим, который отражает собой объективную оценку реально существующих публичных правоотношений [4].
Таким образом, легитимация трактуется в качестве показателя функциональности существующих публично-правовых институтов, результативности их управленческой и правоприменительной практики. Благодаря легитимации реально установить, насколько функционирование тех или иных элементов государственного механизма соответствует общественным ожиданиям, надеждам и устремлениям Кроме этого, легитимация может трактоваться в качестве показателя адекватности реформаторских действий [15; 28, с . 62-69].
В предметном и отраслевом ключе легитимация всегда отражает собой динамичный и сложно структурированный феномен, сущностными свойствами являются:
* Легитимация - «узаконивание» (от лат. legitimus - законный). См.: Яндекс. Словари. БСЭ, 1969-1978. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari .yandex. ru/легитимация/БСЭ/Легитимация . Дата обращения: 11 . 09.2012 г.
юридическое обоснование предпринимаемых действий существующими в государстве законами («легальность», непро-тиворечие действующему праву),
достижение признания общественным сознанием уместности этих действий в смысле их соответствия духу существующей государственной системы («собственно легитимность»),
закрепление права политической власти на принятие решений и осуществление необходимых действий строго определенного вида, объема и предназначения («необходимая и достаточная формализация «) [35; 56, 68]
Учитывая приведенные характеристики, реально утверждать, что легитимация является важным атрибутом государственной политики, потому как её наличие помогает системе действующего права преодолеть имеющиеся в ней пробелы и устранить очевидные коллизии, не подрывая при этом завоеванного общественного авторитета [2].
Закрепляясь в общественном сознании, такая политика приобретает необходимый потенциал социального доверия, ориентирует сознание субъектов правоотношений на согласие с существующими нормами, их принятие, уяснение и использование надлежащим образом . Это снижает последствия имеющихся юридических дефектов, позволяет вовремя устранять их, не нарушая общего позитивного тренда совершенствования правовых механизмов .
Результаты легитимации, как ничто иное, отражают соответствие правополитической конструкции «государство -власть - личность» всему общественному правосознанию [32; 70].
Сугубо процедурно легитимация реализуется посредством формирования и использования необходимых государству и одобряемых обществом режимов нормативного регулирования [24].
Справедливо признать, что процессы легитимации как значимого научного фе-
номена, и особенно проблематика ее развития, достаточно часто попадает в сферу интересов современных исследователей Ознакомление с профильными массивами информации позволяет осуществить некоторую условную систематизацию соответствующих дискурсов
В первую группу исследований реально включить работы, касающиеся теоретико-познавательных корней легитимации Предпочтительность такого определения очевидна в трудах А. Глухова, А. Дуденковой, М . Тирских [15; 22; 55].
Ознакомление с идеями названных ученых дает возможность увидеть генезис понятия легитимации, по достоинству оценить ее уникальность и научную ценность. Феномен легитимации в указанных исследованиях имеет конкретную академическую основу, попадая в поле репрезентаций социально-регулятивного свойства Авторы справедливо рассматривают легитимацию как отношения особого рода, имеющие свой собственный субъектнообъектный состав, фактическую основу и сугубо юридическое содержание
Подобный подход позволяет трактовать легитимацию в качестве процедуры закрепления властной воли государства, предлагаемой к одобрению как в максимально объемном, так и в утилитарнопредметном плане [37; 41].
Более того, легитимация определяется сторонниками названных оценок в качестве некоего объединяющего начала, своеобразного связующего концепта между правом, взятом в самом широком смысле теоретико-прикладных обобщений, и социальными интересами, отраженными в нем
Ко второй группе можно отнести работы авторов, делающих акцент на системнокультурологической обусловленности легитимации Данный исследовательский фокус был и остается предпочтительным для весьма значительной группы современных ученых Он характерен для теоретических
моделей Л.Е . Бляхера, Н. Лумана, Ч. Миллса, Ю. Хабермаса [8; 34; 43; 60].
Названные исследователи предпочитают анализировать процесс легитимации в нравственно-этическом и моральноценностном измерениях, предпринимая достаточно результативные попытки ревизии теоретической модели М . Вебера [13; 69].
Подобные попытки наблюдаются и в работах А. З . Дибирова, В.А. Ленчика, Г.В. Мальцева, Н. Фреик [19; 33; 38; 59, с. 3-11].
Нередко перечисленные авторы акцентируют свое внимание на легитимации как на процессе, имеющем отношение к пониманию общей теории права По их мнению, легитимация приобретает исследовательскую перспективу, только когда рассматривается в качестве свойства юридической техники, становясь одним из ее компонентов Есть соблазн признать такую точку зрения справедливой Тем более что предлагаемая оценочная позиция легко обосновывается предпочтениями герменевтического и феноменологического свойства Но хотя подобная точка зрения не вызывает принципиальных возражений, при взыскательном анализе в ней нельзя не увидеть чрезмерной процессуальной акцен-туализации, неоправданно нивелирующей иные оценочные позиции (Д. Белл, Р. Шпакова, Д Бетам [6; 68, 72]
В ряде исследований политико-правовая легитимация звучит как символическая репрезентация права (М Н Грачев, Б . И. Краснов) [17, с. 8; 29, с. 28].
Такая научная квалификация рассматриваемого феномена также весьма интересна, хотя, как и прочие, не бесспорна потому, что функции легитимации вообще, и легитимации государственной политики в частности, гораздо шире сугубо представительных Наряду с перечисленными, в оценках легитимации достаточно объемно представлен кратологический (то есть доминантновластный - А.Г) контекст. Он является приоритетным для сравнительно большой группы как отечественных (А. Глухова, К. За-
вершинского) [15; 23], так и зарубежных исследователей (Ж.-Л. Кермона, М. Фуко, Ш . Эй-зенштадта) [27; 57; 71].
Легитимация в проектах названных ученых уверенно выступает как некий институт закрепления властных предпочтений, способ переориентации ценностей государственной политики от их условных постулатов в очевидные поведенческие установки Даже несмотря на то, что в таких оценках первенствует патерналистский подход, в отличие от иных, именно эти суждения представляются наиболее диалектичными и корректными
Ряд безусловно интересных и содержательных научных работ ориентирует внимание исследователей на пространственновременную специфику легитимации, объясняя тем самым ее уникальные черты и свойства, но не меняя трактовки предназначения (В. Ачкасов, Р. Дарендорф, В. П . Малахов) [3; 18; 37].
В проектах, осуществлённых названными авторами, справедливо акцентируется внимание на важнейших факторах легитимации Посредством предъявления уместных и конкретных аргументов, доказывается тезис о том, что понимание специфики анализируемых процессов позволяет сформировать диалектически-критичное отношение к институтам власти, дает возможность уточнить степень эффективности репрезентаций ее образа в общественном сознании, объективировать желаемые и требуемые алгоритмы правоприменения
Понимание специфики дискурса о легитимации позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как элемент государственной системы общества, с другой - как специфическую технологию, представляющую собой процесс признания, оправдания и подтверждения прав государственной власти на принятие политических решений
Тем не менее, научные дискуссии о легитимации не могут считаться завершенными. Необходимость проведения соответствующих изысканий очевидна в ракурсах:
анализа объективных условий и субъективных факторов развития легитимаци-онных процессов;
исследования эффективности существующих теоретических моделей легитимации, разработке на их основании оптимизированных моделей и алгоритмов;
определения особенностей легитимации государственной политики в конкретных сферах правоотношений;
внедрения в политико-государственный анализ элементов научной герменевтики, позволяющих рассматривать процессы легитимации через механизмы нормативного воздействия;
использования право-отраслевых регулятивных сценариев для определения закономерностей легитимации в конкретных сферах современного права.
Суммируя приведенные точки зрения, справедливо утверждать, что методологическая основа изучения феномена легитимации может быть представлена историческим, конфликтологическим, срав-нительно-правоведческим, функциональным, бихевиористическим, институциональными и неоинституциональными способами познания
В частности, исторический метод позволяет выявить специфические практики легитимации в ближайшей и относительно отдаленной ретроспективе . Обобщение исторического опыта и возможных рефлексий обеспечивает понимание природы рассматриваемого феномена, глубины его теоретико-познавательных корней [51, с. 3-11].
Так как процесс политико-государственной легитимации изначально содержит в себе сложные причинно-следственные связи, то оправданным может быть использование приемов прикладной конфликтологии, раскрывающих соответствующие процессы в контексте их содержательных противостояний В интересах обеспечения полноты и достоверности получаемых научных результатов, пере-
численные методы могут быть подкреплены приемами из арсенала сравнительного правоведения и юридической компаративистики [54; 65]
Указанные приемы могут и должны быть сориентированы на определение функционала легитимации, уточнение ее потенциальных и реальных возможностей по превращению государственной политики в важнейший элемент государственной культуры общества
Учитывая, что легитимация государственной политики представляет собой процесс, в котором задействованы различные регуляторы субъективного поведения, несомненный интерес представляет собой би-хевиористический метод, позволивший проследить то, как устремления субъектов права встраиваются в легитимационные процессы, стратегии и предназначения, закрепляются доктринальным порядком, перерастают в устойчивые общественные ценности
Это, в свою очередь, требует рассмотрения реалий политико-государственной легитимации в их институциональноимиджевом контексте, справедливо полагая таковые элементами культурнополитического дизайна [7; 12].
Подкрепление названного методологического арсенала неоинституциональ-ными приемами позволяет акцентировать внимание на легитимации государственной политики, как на инструменте коррекции законо- и нормотворчества
Определенными исследовательскими возможностями в рассматриваемой связи обладают приемы юридической феноменологии, символического интеракционизма, контент- и интент-анализа
Становясь средствами оценочной феноменологии, перечисленные приемы позволяют исследовать процессы легитимации в качестве предельно фактичных правоотношений, реальных во времени, в пространстве и по кругу вовлеченных в них субъектов, увидеть соответствующую специфику и учесть ее необходимым порядком .
Средства символического интерак-ционизма предоставляют возможность изучать анализируемые реалии соотносительным образом через символы, цели, установки и идеи, ставшие общественно значимыми в процессе легитимации
Контент-анализ обеспечивает возможность исследовать общий содержательный массив нормативных актов, акценты правового регулирования, доминанты государственной политики, их соответствие частным и утилитарно-предметным интересам различных субъектов реальной политики В случае дополнения проводимого анализа интент-приемами это дает возможность увидеть легитимационные процессы во всем их и смысловом многообразии, отследить спектр скрытых внутренних связей и содержательных взаимодействий Все перечисленное позволяет уяснить природу легитимации не только как правоотношения специфического свойства со своим субъектно-объектным составом, но и как средство реализации этих правоотношений, обладающее собственным юридическим механизмом Такая точка зрения позволяет увидеть условные уровни легитимации:
примитивный - при котором нормативное закрепление правоотношений, складывающихся в определенной сфере, находится в состоянии поиска оптимальных правооприменительных режимов, соответствующая законодательная база декларирована, но еще не закреплена формально, а общественное признание нормативных регуляторов находится на стадии концептуализации;
условно-достаточный - при котором система желаемых обществом норм и правил еще находится в состоянии конструирования, ее отдельные аспекты и сферы очевидно нуждаются в доработке, а процедуры реализации не полностью отвечают доминирующим социальным устремлениям;
идеальный - при котором нормативно-правовая база тех или иных отношений
сконструирована в режиме оптимальной достаточности, существующие нормативные регламентаторы закреплены юридически, структурированы должным образом и, что самое важное, в максимальной степени адекватны общественным потребностям Очевидно, что уровни легитимации позволяют определить этапы ее осуществления, их условные временные границы Таковыми справедливо полагать:
- этап формирования подходов,
- этап постулирования и предварительной концептуализации в источниках права,
- этап формализации и имплементации в существующую систему права,
- этап практической реализации, корректировки, устранения дефектов и преодоления коллизий,
- этап право-культурологического ин-ституирования [44, с 31-33; 48]
Принятие перечисленных этапов в качестве неких логически связанных между собой уровней развития соответствующих процессов дает возможность конкретизировать типологическую структуру легитимации, установив разновидности
условной (предварительной, фрагментарной) легитимации, при которой соответствующие нормативные уложения формализованы предельно общим порядком, а властная воля государства лишь обозначена концептуально,
легальной (официальной) легитимации, при которой система правовых регуляторов уже закреплена соответствующими актами, но полностью еще не имплементирована в социальную практику и не нашла своего одобрения в совокупности социальных мнений и оценок,
доктринально-концептуальной легитимации, при которой властная воля государства в конкретных сферах правоотношений провозглашена, детализирована и подкреплена программными стратегиями реализации, одобрена лидирующими акторами реальной политики и осуществляет-
ся соответственно социальным заказам [9; 36; 47]
Приведенная трактовка легитимации государственной политики предполагает ее формальное закрепление посредством юридических норм, терминов, предписаний, рекомендаций или запретов Исследуя механизм формирования соответствующих смыслов, целесообразно опираться на теоретические построения А В Вайнберга, видевшего в юридических формулах особый способ объявления властных приоритетов, инструмент декларирования властных устремлений [11]
Юридические конструкции, ориентированные на их легитимное закрепление властной воли государства, результируют процесс образования значимых социальных смыслов. При этом предполагается, что участники правоотношений знают, понимают и готовы использовать язык коммуникации и всю ее терминосистему по назначению, не подменяя при этом базовых категорий и трактуя их в содержательной однозначности [39; 49]
Понимание существа легитимацион-ных процессов позволяет увидеть недостатки государственной политики, препятствующие ее закреплению в отечественной системе права Таковыми следует считать:
1) дефицит должных правовых режимов реализации провозглашенных целей государственной политики государства, гипотетичность этих целей, их слабое общественное одобрение;
2) несоответствие содержания юридических предписаний конкретной духовнонравственной, социальной, экономической и политической обстановке;
3) отсутствие обеспечения нормативно-правовых актов и актов правоприменения необходимыми для этого материальными, организационными, информационными, кадровыми, финансовыми и иными ресурсами;
4) неопределенность закрепления приоритетов государственной политики, зна-
чительное число очевидных дефектов и пробелов в доктринальных источниках права,
5) бессистемность значительной части законопроектного материала, его откровенная теоретическая слабость, незавершенность и примитивизм,
6) наличие деструктивного политического лобби [10; 45].
В связи с изложенным, представляется юридической аксиомой утверждение о том, что преодолеть указанные недостатки можно посредством совершенствования механизмов легитимации [24; 46].
Преодоление указанных недостатков можно рассматривать в качестве элемента актуальной легитимационной стратегии [40] В указанной связи определенный интерес представляют механизмы легитимации - то есть те процедуры и действия, которые обеспечивают ее осуществление
Изучение профильных массивов информации показывает, что наиболее частым в применении является психологический механизм В его арсенал включены методы, связанные с одобрением должного и дозволенного правового поведения Обычно они основываются на приемах стимулирования желательных поступков, оценок, устремлений, формирования позитивного имиджа акторов политики, поддержания положительного общественного мнения, создания политического лобби в структурах власти, конструирования режимов политико-правового протекционизма
Ряд исследователей к числу указанных приемов относят и содействие политическому лидерству, уместное целевое оппонирование, конструктивную критику, блокирование проявлений право-идеологического догматизма, сарказм, иронию, использование отдельных предметов в качестве символов проводимой политики и пр . [26; 33, с. 6-18].
К самостоятельной группе механизмов политико-государственной легитимации ученые нередко относят т. н. партиси-
пативные средства, позволяющие акторам политики влиять на решение властных проблем, взаимодействуя с формированиями политической инфраструктуры общества: партиями, движениями, союзами, блоками, общественными фронтами и иными формированиями [64]
К числу подобных действий может быть и генерирование позитивного отношения к осуществляемым реформам, массовым политико-правовым кампаниям, их публичная поддержка Так, например, практически полное общественное одобрение имеют меры, предпринимаемые руководством страны в сфере борьбы с коррупцией Но нередко очевидны и диаметрально противоположные оценки Именно так обстояли дела в недалеком прошлом с осуществлявшейся т н «военной реформой», которую практически вся мыслящая российская общественность считала откровенным уничтожением вооруженных сил государства, целенаправленным подрывом безопасности современной России А политику, реализуемую горе-реформаторами типа гражданина А Сердюкова, - нелегитимной, противозаконной, откровенно противоречащей интересам российского общества В отдельную группу целесообразно включить т. н. технократические механизмы политико-государственной легитимации Они представляют собой способность субъектов властных отношений реализовывать вмененные им функции в сфере экономики, хозяйствования и предпринимательства Основным качеством субъекта права, которое бывает востребованным в субъектнообъектных отношениях указанного спектра, становится результативность экономики, ее отдельных отраслей и сегментов
Эффективными будут считаться те действия акторов политики, которые на деле обеспечат максимум преимуществ субъектам отечественного права Проявлениями результативности политикогосударственной легитимации можно смело считать показатели экономического
развития и индексы стабильности политических режимов [32; 33].
Даже недетализированный перечень вышеназванных механизмов позволяет видеть, что в актуальном научном дискурсе о природе легитимации государственной политики существует множество оценочных суждений, опирающихся на различные основания Это позволяет увидеть спектр теоретических представлений о рассматриваемом явлении, уточнить процессуальные свойства легитимации, проследить ее внутреннюю динамику:
по мотивам подчинения (М . Вебер) [13]; по источнику и объекту легитимации (Д. Истон) [25];
по характеру поддержки со стороны населения (А.С. Фетисов) [58, с. 101-112];
по субъекту правового воздействия (О А Широков) [67];
по объему, полноте и темпам осуществляемых процессов (Н. И . Матузов, А. В. Маль-ко) [42]
Определенная категория механизмов легитимации связана со спецификой подчинения подвластных субъектов Процесс общественного признания властных устремление и усилий может осуществляться: под угрозой насилия, в силу традиции,
в силу общественной апатии и неуверенности в правильности действий и возможностях властных структур,
в силу прагматических целей, сиюминутной выгоды,
в интересах общего блага, формализованного в правовых доктринах (Д. Хелд) [62].
Отмечая перечисленные обстоятельства, несложно заметить, что легитимация государственной политики вообще и ее отраслевых сегментов в частности не гладкий и комфортный процесс, а сложный путь перманентного разрешения противоречий, имеющий свои условные зоны дискомфорта, сферы постоянно возникающих затруднений, вызывающих кризисные проявления [52; 63]
Причины возникновения таких зон кроются в динамике социальных процессов, в постоянной необходимости поиска путей нормативного регулирования новых общественных реалий К тому же и субъекты власти не наделяются легитимностью раз и навсегда Право на легитимность требует очередного подтверждения и оправдания Кредит общественного доверия, отпускаемый властным структурам, распространяется лишь на определенный период, по истечению которого его необходимо снова подтверждать, чтобы избежать падения уровня признанности и оправданности полномочий соответствующих субъектов При наступлении кризиса легитимности указанная правомочность начинает оспариваться нередко в весьма резких формах: акциях протеста, компаниях гражданского неповиновения, забастовках, демонстрациях, пикетах и т. п . [30; 50].
Суммируя приведенные характеристики, можно сделать несколько выводов Во-первых, современный научный дискурс о легитимации государственной политики имеет различные тренды, среди которых доминирует теоретико-прикладной Это ни в коей мере не снижает значимости прочих, но позволяет увидеть юридические явления, процессы и механизмы во всем многообразии их взаимодействий
Указанное обстоятельство предопределяет собой необходимость дальнейшего изучения рассматриваемого феномена, ставит перед современными учеными задачу концептуализации исследуемых явлений в проекции на социальные интересы, потребности и ожидания
Во-вторых, легитимация государственной политики вообще и ее отраслевых позиций в частности является сложным и многофакторным процессом . Его направленность, темпы и содержательная логика определяются:
степенью общественного одобрения властных мер, действий и инициатив,
авторитетностью государственных властных институтов, их защищенностью от внутреннего и внешнего деструктивного воздействия,
адекватностью существующей системы права сложившейся системе законодательства,
ресурсной базой власти, возможностями маневра накопленными материальными, интеллектуальными, кадровыми, техническими, финансовыми и иными запасами, международно-государственной конъюнктурой, состоянием внешней архитектуры безопасности,
состоянием государственной культуры общества и государственной идеологии отдельных субъектов права
В-третьих, результативность легитимации государственной политики находятся в прямой зависимости от
пространственно-временного кондоми-нимума ее разработки и осуществления, функциональности, авторитетности и нацеленности институтов реальной власти, их на конструктивные формы правового воздействия,
избранной стратегии легитимации, ее специфики, логики и темпов осуществления, наличия необходимого право-политического инструментария
Учитывая сказанное, в целях легальной активной и последовательной легитимации исследователям, анализирующим феномен легитимации, представляется необходимым сосредотачивать свои усилия:
на выявлении, анализе и учете социально значимых интересов государстве и общества,
на отыскании способов закрепления этих интересов в научно-корректных источниках права;
на решительном устранении из существующего нормативного материала того массива пробелов, коллизий и дефектов, которыми этот массив наполнился в постсоветский период своего существования
Учет названных факторов весьма значим при решении законотворческих и правоприменительных задач, потому как позволяет объединить единым смысловым содержанием общественные цели и способы их достижения, избежав при этом неоправданных ошибок и сведя к минимуму политико-правовые издержки [5; 20; 47].
Список литературы
1 .Андреев С .С. Политическое сознание и политическое поведение / С .С. Андреев . // Социально-политический журнал. - 1992. -№ 8,- С 16-23 .
2. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание / Ю.В . Арутюнян. // СоцИс . - 1990. -№ 7 . - С. 12-19.
3 Ачкасов В А Сравнительная политология: Учебник / В .А. Ачкасов . - М . : Аспект -Пресс. , 2011. - 402 с.
4 . Ачкасов В . А . , Елисеев С .М . , Ланцов С . А . Легитимация власти в постсоциалистиче-ском российском обществе - М : Аспект-пресс, 1996. - 242 с.
5. Байтин М . И. Государство и политическая власть / М И Байтин - Саратов : Изд-во Сар .ГУ, 1972. - 388 с.
6 . Белл Д . Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования . / Д. Белл . - М . : Academia., 1999. - 164 с.
7 . Белов А .Г. Современные концептуальные подходы и методы исследования / А.Г. Белов . - Киев: Кентавр, 1993. -№ 5. -С . 7-14.
8. Бляхер Л. Е. Архаические механизмы легитимации власти в России, или Очерки об истоках ностальгического сознания / Л . Е . Бляхер . / / Полития . - 2008. - № 3 . - С . 7-29 .
9 . Большаков А.А. Легальность и легитимность власти в политической идеологии и практике древнерусского государства / А.А. Большаков . / /Вестник Моск .ун-та. Сер . 12. Политические науки. -2001.-№2. -С. 34-39.
10 . Быстрицкий Е . К . Научное познание и проблема понимания. / Е.К. Быстрицкий . - К . : Наукова думка, 1986. - 136 с.
11 . Вайнберг А.В. Легитимация и делегитимация выборной государственной власти в современной России: автореф . дис. ... канд. юр . наук. / А. В . Вайнберг. - Н. Новгород, 2003 - 24 с
12. Вертакова Ю .В ., Согачева О .В . Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие . / Ю. В. Вертакова, О . В. Согачева. - М .: Кнорус, 2009 - 188 с
13 Вебер М Избранные произведения / М. Вебер. - М. : Иностранная литература, 1990. - 412 с.
14 Вебер М Политика как призвание и профессия / М Вебер - М : Знание ,1980 -118 с
15. Глухов А. П. Обоснование легитимности идеи социального равенства: этикопсихологическая и социально-интегративная перспективы. / А. П . Глухов . / / Вестник ТГПУ -Выпуск 12 (63) . - Серия: Гуманитарные науки (Правоведение) - Томск: Изд-во ТГПУ, 2006 -96 с
16 . Глухова А. Политические конфликты: основания, типология, динамика. Теоретико-методологический анализ / А Глухов - М : Либроком, 2010 - 280 с
17 . Грачев М . Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М Н Грачев - М : Прометей, 2004 - 281 с
18 Дарендорф Р Гражданская ответственность интеллектуалов: против нового страха перед просвещением / Р. Дарендорф. // Полис (Политические исследования). - 1997. - № 6. -С 22-28
19. Дибиров А.З. Легитимность власти и политический режим / А З Диби-ров. - М.: МАКС - Пресс, 2000. - 264 с.
20 Доган М Эрозия доверия в развитых демократиях / М Доган // Мировая экономика и международные отношения -1999 - № 6 - С 34-42
21 Доган М Легитимность режимов и кризис доверия / М Доган // Социс - 1994 -№ 6. - С. 17-29 .
22. Дуденкова А.А . Конфликтологическое измерение легитимности права и право порядка. / А .А. Дуденкова. // Национальная безопасность современной России: основные угрозы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции 24-25 ноября 2005 г. - Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2005. - Ч. II . - С. 44-58.
23. Завершинский К .Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта / К Ф Завершинский // Полис - 2001 - № 2 -С. 16-23 .
24 Завершинский К Ф Методологические и семантические векторы политической легитимности / К Ф Завершинский -Вел . Новгород: Изд-во НовГУ, 2002. - 172 с.
25 Истон Д Категории системного анализа политики / Д Истон В кн : Антология мировой политической мысли: в 5 Т - Т 2 -М., 1997. - С 55-60.
26 Исаев И А Из истории юридической психологии в России Рациональное и иррациональное в психологической теории права Л И Петражицкого / И А Исаев // Психологический журнал - 1986 - № 4 - С 32
27 . Кермонн Ж . -Л . О принципе легитимности . / Ж. -Л. Кермонн . // Полис. - 1993. -№ 5,- С. 11-19.
28 . Краснюк К . В . Методологические ос-
нования изучения процесса легитимации правового порядка в условиях социальной транзиции / К В Краснюк // Общество: политика, экономика, право 2009 №1-2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^р://суЬег1ешпка . ш/а^Ме/п/
metodologicheskie-osnovaniya-izucheniya-protsessa-legitimatsii-pravovogo-poryadka-v-usloviyah-sotsialnoy-tranzitsii. Дата обращения: 27.11.2012.
29. Краснов Б.И. Власть как явление общественной жизни / Б И Краснов // Социально-политические науки - 1991 -№ 11,- С .28-34.
30 Краснов М Л Клетка для власти / М.Л. Краснов. - М.: Exlibris, 1997. - 312 с .
31 Легитимность и легитимация власти в России: Сб ст / Редкол : Елисеев СМ , Лан-
цов С А и др - СПб : Изд-во С-Петерб ун-та, 1995 - 166 с
32. Ледяев В. Формы власти: типологический анализ / В Ледяев // Политические исследования - № 2 - 2000 - С 6-18
33 Ленчик В А Механизм действия права: автореф дисс канд юрид наук Специальность 12. 00. 01 - М. : Акад. упр. МВД России., 2002 - 20 с
34 Луман Н Социальные системы Очерк общей теории / Пер с нем И Д Газиева; под ред Н .А. Головина. - СПб. : Наука, 2007. - 648 с.
35 Майер Г Демократическая легитимность в посткоммунистическом обществе: концепции и проблемы. / Г. Майер . // Легитимность и легитимация власти в России / Отв. ред. Ланцов С.А., Елисеев С. М. - СПб. : СПбГУ 1995.- 204 с.
36 . Макаренко В. П . Русская власть (теоретико-социологические проблемы) / ВП Макаренко . - Ростов н/Д. : Феникс, 1998. - 216 с.
37. Малахов В.П. Основы философии права: учебное пособие для вузов / В П Малахов. - Серия: Gaudeamus. - М. : Академ, проект. , 2005. - 244 с.
38 Мальцев Г В Понимание права Подходы и проблемы / Г В Мальцев - М : Прометей, 1999 - 419 с
39 Макашева З М Исследование систем управления / З М Макашева - М : Кнорус, 2008,- 268 с.
40 . Марача В . Г. Правовая система и правовое пространство общественной коммуникации / Судебная реформа: проблемы анализа и освещения . Дискуссии о государственной журналистике / Отв ред Л М Кар-нозова. - М. : Российская Правовая Академия МЮ РФ., 1996. - 168 с.
41. Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход / А . А . Матюхин . - Алматы: Высшая школа права «Адилет», 2000. - 182 с.
42. Матузов Н. И . , Малько А. В. Теория государства и права . / Н.И . Матзуов, А .В . Маль-ко - М : Юристъ, 2004 - 512 с
43 Миллс Ч Р Высокая теория / Пер с англ . М .А . Кисселя . // Структурно-функ-
циональный анализ в современной социологии. Вып . 1. - М .: ИКСИ АН СССР, 1968.
44 Момотов В В К вопросу о соотношении свободы и права в России: историкогосударственной анализ // Материалы научно-практической конференции «Закон в теории и судебной практике» Тезисы научных докладов и сообщений молодых ученых Краснодарского края и Республики Адыгея . Изд-во Южн. ин-та менеджмента. -Краснодар , 2001 - С 31-33
45. Овчинников А. Ю. , Юшко А.В . Понимание права в системе юридического знания и государственно-правовом развитии России . / А. Ю. Овчинников, А.В . Юшко . - Ростов н/Д .: Изд-во ЮФУ, 2009. - 256 с.
46. Овчинников А.И., Овчинникова С. П. Евразийское правовое мышление Н . Н. Алексеева: Монография. - Ростов н/Д: СКНЦВШ; РЮИ МВД России, 2002. - 318 с.
47 . Панарин А.С. , Лобанов В. В. , Егоров В. К ., Белов Г.А., Сахаров Н.А., Соловьев А. И . , Кудряшова М С , Глазунова М И Легальность и легитимность власти Круглый стол в МГУ // Вестник МГУ Политические исследования . - Серия 12. - 1994. - № 2. - С. 12-64.
48 Пеньков В Е Методологические особенности изучения эволюционных процессов . / В . Е . Пеньков . // Научные ведомости БелГУ Серия: Философия. Социология. Право - 2008 - №4 - С 8-17
49 Пивоваров Ю С Русская власть и публичная политика / Ю С Пивоваров // Полис - 2006 - № 1 - С 18-24
50 Рахманин В С Геополитический кризис в России в конце ХХ - начале XXI века / в сб.: Право и политика в социальноэкономической системе общества : материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Москва, 9-10 октября 2012 г. / Науч . -инф . издат. центр «Институт стратегических исследований» - М : Изд-во «Спецкнига» , 2012 - С 11-18
51 Рысина Е П Специально-исторические методы исследования государственной политики / Е П Рысина //История государства и права. - 2010 . - № 12. - С . 7-9.
52. Санистебан Л.С. Основы политической науки . / Л.С . Санистебан . - М . : Знание, 1992,- 249 с.
53 . Скиперских А. В. Новое прочтение концепта персонифицированной легитимности / А. В . Скиперских. // Современные наукоёмкие технологии - 2005 - № 1 - С 86-88
54. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения / Ю А Тихомиров - М: Норма., 1996. - 124 с.
55. Тирских М . Г. Трансформация политических режимов: государственно-правовое исследование / М Г Тирских - Иркутск: ИОГНИУ, 2010. - 98 с.
56 Тоффлер О Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI в . / О . Тоффлер . - М .: ACT, - 232 с .
57 . Фуко М . История безумия в классическую эпоху / М Фуко - СПб : Нева-пресс, 1997 - 218 с
58 . Фетисов А.С. Политическая власть: проблемы легитимности . / А.С . Фетисов // Социально-политический журнал - 1995 -№ 3. - С. 101-112.
59 Фреик Н В Политическая харизма: версии и проблемы / Н В Френк / В сб : Социологические исследования - М : Наука, 1974 - С 3-11
60 . Хабермас Ю . Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю Хабермас -СПб : Наука, 2000 - 218 с
61 Хантингтон С Политический порядок в меняющихся обществах / С Хантингтон . - М . : «Прогресс-Традиция» ., 2004. - 480 с.
62 Хелд Д Глобальные транформации / Пер. с англ. В.В. Сапова. - М. : Праксис, 2004 - 576 с
63 Христенко Е В Партисипативность как основа становления самоупраляемых кол лективов : Дис канд экон наук : 08.00. 07 - Ижевск, 1999. - 232 с.
64 . Цвайгерт К . , Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. - М: Междун . отношен . , 1998. - 268 с.
65. Шабров О.Ф. Политическая власть, ее эффективность и легитимность . / О .Ф. Ша-бров // Политология: Учебник / Отв ред
Идеологический компонент рецепции права
В .С. Комаровский . - М .: Изд-во РАГС, 2002. -342 с.
66 . Широков О .А. Управление органами местного самуправления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // www.rusrand. ru/enotes/enotes_127 . html . Дата обращения: 27 11 2012 г
67. Шпакова Р. П. Легитимность политической власти . Вебер и современность. / Р П Шпакова // Советское государство и право . - 1990. - № 3. - С . 22-30.
68 . Шпакова Р. П. Легитимность и демократия (Уроки Вебера). / Р.П. Шпакова. // Полис - 1994 - С 12-20
69. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник. / Г. Г. Шиханцов. - М.: Спарк , 2006 - 436 с
70 . Эйзенштадт Ш . Революция и преобразование обществ Сравнительное изучение цивилизаций / Ш Эйзенштадт - М : Социс.,1999. - 340 с.
УДК З4.01
С.В. Ткаченко*
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ РЕЦЕПЦИИ ПРАВА
Ткаченко С.В. Идеологический компонент рецепции права. - Статья
Рецепция права определяется автором как процесс заимствования и внедрения идей, правовых институтов, норм, терминологии иностранного права в целях модернизации правовой системы, приобретения международного авторитета либо закрепляющую политическую и экономическую зависимость от других стран Таким образом, в рецепции права основой служит идеологический компонент, выражаемый в целях и задачах такой рецепции
Ключевые слова: рецепция, право, идеология, Запад, СССР, конституция, римское право, заимствования, внедрение
Tkachenko S.V. The ideological component of the reception of law. - Article .
The reception of law is defined by the author as a process of borrowing and implementation of ideas, legal institutions, rules, terminology of foreign law in order to modernize the legal system, the acquirement of the international authority or consolidation of political and economic dependence on other countries Thus, the basis in the reception of law is the ideological component which is expressed in goals and objectives of such reception
Keywords: reception, law, ideology, the West, the USSR, the Constitution, Roman law, borrowing, implementation
Ткаченко С.В. Ідеологічний компонент рецепції права. - Стаття
Рецепція права визначається автором як процес запозичення та впровадження ідей, правових інститутів, норм, термінології іноземного права з метою модернізації правової системи, набуття міжнародного авторитету або закріплюючої політичної та економічної залежності від інших країн . Таким чином, у рецепції права основою служить ідеологічний компонент, що виражається в цілях та завданнях такої рецепції
Ключові слова: рецепція, право, ідеологія, Захід, СРСР, конституція, римське право, запозичення, впровадження
* Ткаченко Сергей Витальевич - доцент кафедры «Социальные технологии и право», Самарский государственный университет путей сообщения, кандидат юридических наук, г. Самара, Россия .