Искусствоведение
УДК 78.01 (574)
ББК 85.31 (5Каз)
А 57
Альпеисова Г.Т.
Кандидат искусствоведения, профессор Казахского национального университета искусств (Казахстан, Астана), e-mail: galpeissova@mail.ru
Акпарова Г.Т.
Кандидат искусствоведения, доцент Казахского национального университета искусств (Казахстан, Астана), докторант Белорусской государственной Академии музыки, e-mail: gakparova@mail.ru
Легендарная фигура Коркыта в современной музыке Казахстана:
философский аспект
(Рецензирована)
Аннотация:
Исследуется проблема философского содержания в современной музыке Казахстана на примере пьесы для виолончели А. Бестыбаева «Korkyt-ata». В содержании произведения эксплицируется философская категория жизнь-смерть, удивительное решение которой нашел мудрец тюркского мира - Коркыт. Обосновывается интонационно-тематическое развитие в произведении смысловой грамматикой кобы-зовых кюев. На основе анализа устанавливается, что в произведении А. Бестыбаева «Korkyt-ata» репрезентируется национальная музыкальная лексика, которая способствует раскрытию коркытовской философии - преодоление смерти посредством музыки. Философское и музыкальное наследие Коркыта не только не утрачивает своей привлекательности, но и притягивает все большее внимание в связи с духовным преобразованием общества и решением вопросов преемственности культуры. Осмысление историко-культурного наследия вызвало обостренный интерес к образам прошлого, что актуально в эпоху глобальных процессов, происходящих в мире.
Ключевые слова:
Казахстанский композитор, композиторская школа, национальный репертуар, национальное своеобразие, синтез, национальное мышление
Alpeissova G.T.
Ph.D. in History ofArts, Professor of the Kazakh National University of Arts, Kazakhstan, Astana, e-mail: galpeissova @mail.ru
Akparova G.T.
Ph.D. in History of Arts, Associate Professor of Department of Musicology, the Kazakh National University of Arts, Kazakhstan, Astana, Doctoral Candidate of the Belaru-sian State Academy of Music, e-mail: gakparova@mail.ru
Legendary Korkyt's figure in contemporary music of Kazakhstan:
philosophical aspect
Abstract:
Studies of the problem of the philosophical content in contemporary music of Ka-
zakhstan are made taking an example of A. Bestybaev's play for cello «Korkyt-ata». In the content of the work, a pair of philosophical life-death categories are explicated, the surprising solution of which was found by Korkyt - the wiseman of the Turkic world.
The authors substantiate intonation and thematic development in the work by the semantic grammar of kobyz kuis. The result of the analysis is the conclusion that in the work of A. Bestybaev «Korkyt-ata» national musical vocabulary is represented, which contributes to the disclosure of Korkyt's philosophy - overcoming death through music. The philosophical and musical heritage of Korkyt not only does not lose its appeal, but also attracts the increasing attention in connection with spiritual transformation of society and the solution of questions of continuity of culture. Judgment of historical and cultural heritage has attracted keen interest in images of the past that is relevant during an era of the global processes happening in the world.
Keywords:
Kazakhstan composer, composer school, national repertoire, national originality, synthesis, national mentality.
Личность легендарного мудреца и музыканта Коркыта занимает особое место в культуре казахского народа. Его имя почитаемо у многих тюркских народов, что стало символом тюркского единства: «В учении Коркыта тюркский дух неиссякаем и бессмертен. Этим можно объяснить неистребимую тягу тюркских народов к наследию Коркыта, без которого полнокровное возрождение тюркской культуры в духовности вряд ли возможно и в XXI веке» [1: 686].
В настоящее время фигура Коркыта, его философское и музыкальное наследие не только не утрачивает своей привлекательности, но и притягивает все большее внимание в связи с духовным преобразованием общества и решением вопросов преемственности культуры. Осмысление историко-культурного наследия вызвало обостренный интерес к образам прошлого, что актуально в эпоху глобальных процессов, происходящих в мире.
Обращение казахских композиторов к великой фигуре Коркыта происходило неоднократно: поэма для оркестра казахских народных инструментов «Крркыт ту-ралы ацыз» («Легенда о Коркыте») К. Ку-мысбекова, балет «Сны Коркыта» Б. Ба-яхунова, симфоническая поэма «Коркыт-
ата» Т. Коныратбай. Особое место в этом списке занимает пьеса для виолончели и фортепиано А. Бестыбаева «Когку^а». Автор произведения, молодой казахский композитор, уже заявил о себе как в казахском музыкальном пространстве, так и за рубежом, Его произведения вошли в рейтинги известнейшей духовой музыки (Bandworld, США).
Пьеса была написана специально для известного казахского виолончелиста - Джамбула Баспаева. Народного артиста Казахстана, профессора Д. Баспаева по праву можно назвать одним из создателей виолончельной школы в Казахстане. Он воспитал целую плеяду виолончелистов и внес неоценимый вклад в развитие профессионального музыкального образования Казахстана. Зависимость композиторского творчества от состояния культуры концертного исполнительства является во многом определяющей. Большинство казахских авторов создавали свои сочинения в расчёте на конкретного музыканта, учитывая его технические возможности и личностные качества. Поэтому, как верно указывает У. Джумакова «многие произведения своим появлением обязаны ярким талантливым исполнителям» [2: 156].
Неслучайно обращение к тембру ви-
олончели, красивый бархатистый тон которой близок казахскому народному инструменту кылкобызу. Звуковая характеристика этого уникального инструмента восходит к его создателю - Коркыту. Согласно легенде, Коркыт создал кылкобыз из шкуры своего верблюда (Желмая). Извлечение звука посредством касания кончиком ногтя или подушечками пальцев струн, сделанных из конского волоса, создает своеобразное звучание, богатое обертонами. Это свойство позволило А. Мухамбетовой назвать его инструментом-оркестром, обладающим «исключительным богатством тембровых возможностей».
Примечательно, что многие молодые композиторы Казахстана, обращаются к тембру этого инструмента, создавая произведения, репрезентирующие национальную ментальность. В целом, можно отметить, что современные композиторы Казахстана все больше обращаются к жанрам инструментальной музыки. Синхронные процессы наблюдаются в музыкальных культурах других народов: «Смещение культурной доминанты в сторону инструментальной музыки есть отражение специфического свойства адаптации культуры к новым художественным формам и оптимизации ху-
дожественного процесса» [3: 322].
В произведении А. Бестыбаева в качестве идеи репрезентируется проблема жизни - смерти, решение которой дано Коркытом «...в своей первозданной ипостаси. А именно: в устной форме, через нераздельный синкрезис Слова и Музыки» [4: 76]. Примечательно, что композитор представляет образ Коркыта именно в этом ключе, в контексте вечной оппозиции «жизнь-смерть».
Музыкальный материал пьесы развертывается в едином музыкальном пространстве, ключевой фигурой чего служит минорный тетрахорд. Г. Омарова, исследуя кобызовую традицию, доказывает, что семантика этого интонационного комплекса исходит из жанра похоронных плачей (жоктау) [5]. Композитор свободно относится к основному напеву, варьируя его в образно-интонационном ключе. Вступление, основанное на квартовом тетрахорде минорного наклонения, звучит у виолончели solo. Этот интонационный комплекс, начальное покачивание параллельных квинт вводит в атмосферу потустороннего мира, который был для Коркыта-медиума «естественен» (по некоторым версиям легенды Коркыт «ни живой и ни мертвый, он — медиум между мирами»):
к
ш я -р '-0 Г * i 'шр _LJ ц Г
г): i * **т ** ■ * — i п
—^-_ ж* " т*- U U - К -___J LLLi 'mi \
Связь с кобызовым тематизмом проявляется как на уровне принципов экспонирования музыкального материала, так и на уровне его развития. Основной мо-
эффект бесконечного потока. Концентрированный мотив с восходящим движением от опорного тона «ми» и неоднократным утверждением верхнего тона вари-
тив, повторяясь и видоизменяясь, создает антно развивается, способствуя количе-
ственному накоплению материала, сходный принцип построения которого, по мнению А. Мухамбетовой обнаруживается в декоративно-прикладном искусстве казахов. «Большие плоскости заполняются повторяющимися орнаментальными ячейками, которые в этой, по существу, бесконечной повторности утверждают свою незыблемость, не проявляя склон-
ности к внутренней перестройке под влиянием целого» [6: 199].
К этому интонационному комплексу примыкает следующий тематический элемент, который близок к кюям (Кюй - казахская народная, народно-профессиональная инструментальная пьеса программного характера, исполняемая на народных инструментах) Коркыта:
¿у # " У" ßr ф • л / --
\ * * --Ф -
Поступенное восхождение вверх в пределах кварты от опорного тона «ми» к верхнему звуку изменясь лишь ритмически, утверждает незыблемость и всеобщность художественного образа АвцоШ _____ ,
П * I . I |м'| I I .....*чу ' I
^^
«смерти».
Интонационный комплекс, звучащий во флажолетном тембре, сследует за мотивами комплексов «Жоктау» и по сути является «антитезой смерти»:
I
Р
Образно-интонационное переключение из сферы смерти в сторону жизни приводит к устойчивой стабильной коде. В ней заключена другая музыкальная мысль, несущая в себе позитивный заряд. Напряженный восходящий пассаж в партии виолончели и, наконец, кульминация, передают душевное состояние Коркыта,
гл.
который боролся со смертью чарующими мелодиями, извлекаемыми из кылкобы-за. Печальная и проникновенная мелодия, устремляясь ввысь, символизирует глубокий смысл перерождения Коркыта, преодолевшего смерть вечной силой музыки (по легенде, пока звучит Музыка, смерть не может поступиться):
UMÄ—« __ f iffif rrf- Tr ——:—H-i-^^------------ —. f-i
' о d '—1 1 —™ ; Ы а -'-rfTfen-s-—»- m \ ° в
Ъж
■Ф
£5
ш
ш
рр
А. Бестыбаев продемонстрировал в пьесе органичный синтез национально-интонационного комплекса и европейской композиции. Трехчастная архитектоника частей формируется в контексте процесса мотивного развёртывания кобы-зового кюя. При этом главной составляющей в воплощении образа Коркыта является проявление национального, которое опирается на интонационный комплекс кобызовых кюев.
Совершенство созданных компози-
тором мелодических линий, их длительное количественное накопление и закрепление являются мощным отражением неизменности бытия. Тематизм, оградившись от качественного изменения, характерного для европейского музыкального мышления, фактически останавливает Время. В этом заключается концептуальная значимость образа, сопряженная с осмыслением вечной проблемы жизни и смерти, что поднимает пьесу «Когку1;-а1а» до высокого философского уровня.
Примечания:
1. Акатай С. Великий Коркыт и его учение. Коркыт и общетюркское Возрождение // Крркут Ата: энцикл. сб. Алматы, 1999. С. 686-688.
2. Джумакова У.Р. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Пролемы истории, смысла и ценности. Астана: Фолиант, 2003. 232 с.
3. Соколова А.Н. Экологические аспекты музыкально-инструментальной культуры западных адыгов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2007. Вып. 2. С. 322-329
4. Кокумбаева Б.Д. Тенгриане и тенгриановеды: времен связующая нить (светлой памяти Нурмаганбета Глаждыновича Аюпова посвящается) // Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: материалы Третьей Меж-дунар. науч.-практ. конф. Абакан: Хакасское кн. изд-во, 2011. С. 75-77.
5. Омарова Г. Кобызовая традиция. Вопросы изучения казахской традиционной музыки: монография. Алматы, 2009. 520 с.
6. Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и XX век. Алматы: Дайк-Пресс, 2002. 544 с.
References:
1. Akatay S. The Great Korkyt and his teaching. Korkyt and the common Turkic Renaissance //Korkut Ata: encycl. coll. Almaty, 1999. P. 686-688.
2. Dzhumakova U.R. Works of the composers of Kazakhstan of 1920-1980s. Problems of history, meaning and value. Astana: Foliant, 2003. 232 pp.
3. Sokolova A.N. Ecological aspects of musical-instrumental culture of Western Adyghes // Bulletin of the Adyghe State University. Maikop, 2007. Iss. 2. P. 322-329
4. Kokumbaeva B.D. Tengrians and the researchers of Tengrians: the connecting thread (dedicated to the bright memory of Nurmaganbet Glazhdynovich Ayupov) // Tengrism and the epic heritage of the peoples of Eurasia: origins and modernity: proceedings of the Third Intern, scient. andpract. conf. Abakan: Khakassiya publishing house, 2011. P. 75-77.
5. Omarova G. Kobyz tradition. Problems of studying Kazakh traditional music: a monograph. Almaty, 2009. 520 pp.
6. Amanov B.Zh., Mukhambetova A.I. Kazakh traditional music and the 20th century. Almaty: Daik Press, 2002. 544 pp.