Научная статья на тему 'Legal Tech и ведомственное нормотворчество: перспективы'

Legal Tech и ведомственное нормотворчество: перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
279
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Legal Tech / цифровые технологии / искусственный интеллект / ведомственное нормотворчество / федеральные органы исполнительной власти / Legal Tech / digital technologies / artificial intelligence / departmental rule-making / federal executive bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

В статье отмечается, что цифровым технологиям в ближайшем будущем будет отведена важная роль в ведомственном нормотворчестве федеральных органов исполнительной власти, и возможное внедрение технологий Legal Tech в нормотворческий цикл — это только часть тенденций в наступающей цифровой эпохе. Даются выводы по исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Tech and Departmental Rulemaking: Prospects

In the article it is noted that in the near future digital technologies will play an important role in the departmental rule-making of federal executive authorities and the possible introduction of Legal Tech technologies into the rule-making process is only one part of the trends in the coming digital era. Conclusions on the studied problem are given.

Текст научной работы на тему «Legal Tech и ведомственное нормотворчество: перспективы»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10194

Legal Tech и ведомственное нормотворчество:

перспективы

Legal Tech and Departmental Rulemaking:

Prospects

Дмитрий Сергеевич ГВОЗДЕЦКИЙ,

преподаватель Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье отмечается, что цифровым технологиям в ближайшем будущем будет отведена важная роль в ведомственном нормотворчестве федеральных органов исполнительной власти, и возможное внедрение технологий Legal Tech в нормотвор-ческий цикл — это только часть тенденций в наступающей цифровой эпохе. Даются выводы по исследуемой проблематике.

Ключевые слова: Legal Tech; цифровые технологии; искусственный интеллект; ведомственное нормотворчество; федеральные органы исполнительной власти.

Abstract. In the article it is noted that in the near future digital technologies will play an important role in the departmental rule-making of federal executive authorities and the possible introduction of Legal Tech technologies into the rule-making process is only one part of the trends in the coming digital era. Conclusions on the studied problem are given.

Keywords: Legal Tech; digital technologies; artificial intelligence; departmental rule-making; federal executive bodies.

В настоящее время тенденция цифровиза-ции ведомственного нормотворчества привлекает к себе научный и практический интерес не столько к раскрытию самой природы цифровизации нормотворческой работы федеральных органов исполнительной власти, сколько к поиску тех преимуществ, которые несет с собой это бурно развивающееся экономическое, социальное и правовое явление. При этом циф-ровизация нормотворчества — это логическое продолжение уже существующих в России тенденций к использованию цифровых ресурсов в нормотворческой работе ведомств (порталы regulation.gov.ru, pravo.gov.ru и др.)1. В свою очередь, адаптация нового для российского законодательства рассматриваемого правового явления, появившегося в результате стремительного развития цифровых платформ, происходит постепенно и со значительными трудностями, вызванными спецификой законодательства, регламентирующего нормотворческую работу федеральных органов исполнительной власти.

Цифровым технологиям, которые в ближайшие 5—10 лет планомерно будут внедряться в ежедневную рутинную работу ведомств, в будущем будет отведена ключевая роль в нормотвор-ческой деятельности федеральных органов исполнительной власти. При этом перспективными направлениями в нормотворческой работе федеральных органов исполнительной власти являются новые юридические онлайн-сервисы, разнообразные площадки, а также Legal Tech — программы, построенные в том числе на технологиях искусственного интеллекта. Реализация инновационных идей по применению технологий Legal Tech в нормотворческой работе федеральных органов исполнительной власти обеспечит возможность проведения анализа действующего массива нормативных правовых актов, осуществления правовой и антикоррупционной экспертизы на качественно новом уровне, исключая «человеческий фактор» при подготовке ведомственных актов2.

Смысл Legal Tech заключается в том, что рутинные задачи можно автоматизировать. Вместе с тем, чтобы перевести на компьютерный язык нормы, содержащие многозначные термины, придется делать слишком много оговорок и исключений. Поэтому сначала потребуется изменить право таким образом, чтобы его термины имели одинаковое содержание во всех источниках права. Работа юристов станет более технологичной, алгоритмы искусственного интеллекта высвободят им время для глубокого анализа норм права3. Наряду с этим на сегодняшний день искусственный интеллект — всего лишь разработка, связанная с нейронными сетями, позволяющая программе за счет анализа огромного массива информации обучаться, принимать некие решения исходя из полученных данных. Данные технологии еще не вышли на тот рубеж развития, когда они приводят к возникновению новых систем взаимоотношений, требующих создания особых или новых способов правового регулирования4.

Подразумевается, что система искусственного интеллекта будет исключать возможность юридической ошибки. Так, И.Н. Глебов определяет постановочную проблему как переход «от юриспруденции человеческих ошибок, к беспристрастной математически точной юриспруденции — неотвратимой, единообразной, повсеместной и безупречной законности»5. Тем не менее, сводить все новшества работы по совершенствованию нормотворчества только к применению новых технологий вряд ли будет правильным, не стоит забывать о научной экспертизе, юридическом мониторинге, концептуальном подходе к праву, контрольно-обеспечительной форме нормотворчества и т.д.6

Искусственный интеллект расценивается специалистами как система, способная заменить человеческий мозг (включая осуществление творческих функций), а также выполнять задачи, которые не под силу людям7. Так, прогнозируется создание сильного искусственного интеллекта, т.е. универсального человекоподобного интеллекта, сверхразума, во много раз превосходящего человеческие возможности. В свою очередь, слабый искусственный интеллект уже сейчас реализован в системах, предназначенных для решения определенных задач8.

Цифровой прорыв, реализуемый Министерством экономического развития РФ, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, автономной некоммерческой организацией «Россия — страна возможностей», автономной некоммерческой организацией «Циф-

ровая экономика» Е.В. Ковнира, а также рядом крупнейших организаций в области информационных технологий России, позволяет формировать новую регуляторную среду и перспективное направление в совершенствовании нормо-творческих процедур, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти с использованием потенциала применения цифровых тех-нологий9.

Особое внимание необходимо уделять вопросам создания, развития, эксплуатации и использования в работе федеральных органов исполнительной власти программных решений Legal Tech в рамках мероприятий федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», где требуется предусмотреть функционал программной среды Legal Tech, а также включить в нее соответствующие модули и компоненты, отвечающие за свой этап процедуры подготовки проекта ведомственного акта.

В этой связи представляется возможным дать следующее доктринальное определение Legal Tech в контексте использования данных технологий в ведомственном нормотворчестве. Legal Tech — это программы, которые построены в том числе на искусственном интеллекте (с применением технологий машинного обучения, нейросе-тей), позволяющие автоматизировать процедуру нормотворчества, анализировать большие массивы информации, определять вероятность применения нормативных правовых актов в правоприменительной практике, прогнозировать влияние проектируемых актов на качество правового регулирования общественных отношений10.

Изложенное позволило сформулировать следующие выводы.

1. Для перехода нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти в цифровой формат необходимо плановое внедрение цифровых продуктов в порядке поэтапного графика реализации государственной политики по цифровой трансформации нормотворчества, который возможно утвердить внутренним актом каждого федерального органа исполнительной власти. Внедрение инновационных решений в нормативно-правовое регулирование ведомств позволит в некоторой степени повысить качество подготавливаемых ими ведомственных актов, минимизировав типовые ошибки, допускаемые федеральными органами исполнительной власти, а также позволит проанализировать недостатки в стадиях нормо-творческого процесса и сформировать конкретный механизм по его оптимизации.

34

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 4

2. Решения Legal Tech в ближайшем будущем могут найти свое применение в нормотвор-ческой работе федеральных органов исполнительной власти, оказав положительное влияние на те процессы нормотворческой работы ведомств, которые на сегодняшний день требуют слишком больших ресурсов всех видов — как временных, так и материальных. Тем самым, Legal Tech позволит в некоторой степени решать сложные задачи на другом уровне, отвечающем требованиям времени и технологического развития.

3. Цифровая трансформация ведомственного нормотворчества меняет общее представление и требования к юридической технике подготовки ведомственных актов, в частности, к языку права. Накопленный опыт высокотехнологических решений Legal Tech в разнообразных отраслях бизнеса возможно имплементировать в нормо-творческую деятельность органов государственной власти.

1 См.: Цифровизация правотворчества: поиск новых решений: монография / под общ. ред. Д.А. Пашенце-ва. М.: Инфра-М, 2019, С. 185—211; Залоило М.В., Гвоздецкий Д.С. Компьютерный язык ведомственного нормативного правового акта и использование искусственного интеллекта // Язык, право и общество в координатах массмедиа: сб. мат. III Междунар. науч. конф. (Москва, ИЗиСП, 25—26 сентября 2019 г.) / под ред. И.В. Анненковой, Л.Р. Дускаевой; предисл. Т.Я. Хабриевой. М.: ИЗиСП: ИД «Юриспруденция», 2020, С. 165.

2 См.: Гвоздецкий Д.С. Legal Tech как одно из перспективных направлений в ведомственном нормотворчестве // Право и государство: теория и практика. 2020. № 1 (181). С. 260—261.

3 См.: Митин А.Н. О процессах внедрения в юриспруденцию новых информационных технологий // Рос-

сийское право: образование, практика, наука. 2019. № 3. С. 83—84.

4 Онлайн-конференция «Развитие Legal Tech» (Санкт-Петербург, 20 апреля 2020 г.) // Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2020. № 2. С. 103.

5 См.: Глебов И.Н. Искусственный юридический разум // Сетевой научный юридический журнал «Гуманитарное право». 2018. 1 января. URL: https://human-law.ru/9-article/26-artificial-intelligence.html (дата обращения: 23.11.2020).

6 См.: Молдабаев А.С. О развитии LEGAL TECH в Казахстане на примере нормотворческой деятельности // Вестник Института законодательства РК. 2018. № 3 (52). С. 179.

7 См.: Харитонова Ю.С. Правовой режим результатов деятельности искусственного интеллекта // Современные информационные технологии и право: монография / отв. ред. Е.Б. Лаутс. М., 2019. С. 68—83 // СПС «Консультант Плюс».

8 См.: Залоило М.В., Гвоздецкий Д.С. Ведомственное нормотворчество: реализация правовых ценностей посредством искусственного интеллекта // Правовые ценности в свете новых парадигм развития современной цивилизации: сб. науч. тр. / под общ. ред. Д.А. Пашен-цева. Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2020.

9 См.: Гвоздецкий Д.С. Перспективы использования Legal Tech в ведомственном нормотворчестве: новые подходы в подготовке нормативных правовых актов (на примере Минэкономразвития России) / / Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: Smart Nations: экономика цифрового равенства: материалы III Междунар. науч. форума. Вып. 1 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Государственный университет управления; под общ. ред. П.В. Терелянского, С.М. Малка-ровой. М.: ГУУ, 2020. С. 230.

10 Там же. С. 232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.