Научная статья на тему 'LEGAL REGIME OF PARTICIPATION OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN COUNTERING TERRORISM'

LEGAL REGIME OF PARTICIPATION OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN COUNTERING TERRORISM Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
countering terrorism / international cooperation / armed forces of the Russian Federation / interaction / coordination of efforts. / противодействие терроризму / международное сотрудничество / вооруженные силы Российской Федерации / взаимодействие / координация усилий

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Konovalova I.A., Medvedeva V.N.

in the context of the reform of domestic criminal legislation, it is of great importance to refer to international legal acts dedicated to the fight against terrorism. This scientific article examines the issue of the participation of the armed forces of the Russian Federation in countering terrorism on the territory of a foreign state. Within the framework of this work, firstly, it was proposed to legislate the possibility of using the armed forces of the Russian Federation in cases where there are threats to the state, society, and the individual. Secondly, to supplement Article 9 of the Federal Law of 06/03/2006 On Countering Terrorism with a territorial criterion for attracting units, units and formations of the armed forces of the Russian Federation to participate in countering terrorism. Thirdly, it is proposed to determine the order and timing of the presence of the armed forces of the Russian Federation on the territory of a foreign state in order to counter terrorism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Konovalova I.A., Medvedeva V.N.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ УЧАСТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ

в условиях реформирования отечественного уголовного законодательства большое значение имеет обращение к международно-правовым актам, посвященным борьбе с терроризмом. В данной научной статье рассматривается вопрос участия вооруженных сил Российской Федерации в противодействии терроризма на территории иностранного государства. В рамках настоящей работы, во первых, было предложено законодательно закрепить возможность применения Вооруженных Сил Российской Федерации в случаях, когда возникают угрозы для государства, общества, личности. Во вторых, дополнить статью 9 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» территориальным критерием привлечения подразделений, частей и соединений Вооруженных Сил Российской Федерации к участию в противодействии терроризму. В-третьих, предложено определить порядок и сроки нахождения Вооруженных Сил Российской Федерации на территории иностранного государства в целях противодействия терроризму.

Текст научной работы на тему «LEGAL REGIME OF PARTICIPATION OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN COUNTERING TERRORISM»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 323.28

Konovalova I.A.

candidate of legal sciences, docent, Russian State Social University Medvedeva V.N. 2st year student of criminal law jurisprudence, Russian State Social University

LEGAL REGIME OF PARTICIPATION OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN COUNTERING TERRORISM

Коновалова Ирина Анатольевна

кандидат юридических наук, доцент, Российский государственный социальный университет Медведева Виктория Николаевна студент 2 курса юриспруденции уголовно-правовой направленности, Российский государственный социальный университет

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ УЧАСТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В

ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2023.2.94.405

Abstract: in the context of the reform of domestic criminal legislation, it is of great importance to refer to international legal acts dedicated to the fight against terrorism. This scientific article examines the issue of the participation of the armed forces of the Russian Federation in countering terrorism on the territory of a foreign state. Within the framework of this work, firstly, it was proposed to legislate the possibility of using the armed forces of the Russian Federation in cases where there are threats to the state, society, and the individual. Secondly, to supplement Article 9 of the Federal Law of 06/03/2006 On Countering Terrorism with a territorial criterion for attracting units, units and formations of the armed forces of the Russian Federation to participate in countering terrorism. Thirdly, it is proposed to determine the order and timing of the presence of the armed forces of the Russian Federation on the territory of a foreign state in order to counter terrorism.

Аннотация: в условиях реформирования отечественного уголовного законодательства большое значение имеет обращение к международно-правовым актам, посвященным борьбе с терроризмом. В данной научной статье рассматривается вопрос участия вооруженных сил Российской Федерации в противодействии терроризма на территории иностранного государства. В рамках настоящей работы, во-первых, было предложено законодательно закрепить возможность применения Вооруженных Сил Российской Федерации в случаях, когда возникают угрозы для государства, общества, личности. Во-вторых, дополнить статью 9 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» территориальным критерием привлечения подразделений, частей и соединений Вооруженных Сил Российской Федерации к участию в противодействии терроризму. В-третьих, предложено определить порядок и сроки нахождения Вооруженных Сил Российской Федерации на территории иностранного государства в целях противодействия терроризму.

Keywords: countering terrorism, international cooperation, armed forces of the Russian Federation, interaction, coordination of efforts.

Ключевые слова: противодействие терроризму, международное сотрудничество, вооруженные силы Российской Федерации, взаимодействие, координация усилий.

Совместное противодействие терроризму является одной из приоритетных областей глобализации.

В периоды Античности и Средневековья антитеррористическое сотрудничество не было в достаточной степени регламентировано, однако и тогда имели место случаи взаимопомощи между государствами по вопросам уголовного преследования. Например, известен факт

заключения в 1270 году до н.э. договора между древнеегипетским фараоном Рамсесом II и царём хеттов Хаттусили III, который содержал положение о выдаче беглых рабов. В 1963 году глава Министерства иностранных дел Турции передал Организации Объединенных Наций для хранения копию этого документа.1 Лишь в XX веке возникли условия для развития международного сотрудничества в данной сфере, чему во многом

1 Алёшин В.В. Правовые аспекты противодействия терроризму в современных условиях //

Информационно-правовой обзор Совета Федерации. 2017. С. 8.

способствовали итоги Первой и Второй мировых войн.

В свою очередь, хотелось бы рассмотреть такой важный вопрос, как участие Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС РФ) в пресечении международного терроризма. Статья 10 Федерального закона

от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» закрепляет, что вооруженные силы Российской Федерации могут применять необходимые средства вооружения с территории России против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз. Военно-силовое противодействие терроризму в условиях, когда террористические группы активно прибегают к различным формам вооруженной борьбы, представляет собой объективную необходимость.2

1. В научной литературе по международному праву такой вопрос подвергался достаточно детальным исследованиям.

2. С.В. Черниченко отмечает, что существует серьезная проблема, в какой мере государство или несколько государств вправе оказывать вооруженную помощь какому-либо государству по его просьбе в ликвидации вооруженных посягательств на его безопасность строго в пределах его территории.

Прежде всего, необходимо законодательно закрепить возможность применения ВС РФ в случаях, когда возникают угрозы для государства, общества, личности. Для этого, по нашему мнению, название раздела V Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» необходимо изложить в следующей редакции: «Исключительные правовые режимы», а в самом разделе изложить основные положения по привлечению ВС РФ к участию в каждом из режимов (военное положение, чрезвычайное положение, противодействие терроризму, техногенная катастрофа, стихийное бедствие, вооруженный конфликт).

ВС РФ должны привлекаться к участию в противодействии терроризму лишь в том случае, когда другими методами и средствами противостоять терроризму невозможно. ВС РФ при всяком их использовании внутри государства должны привлекаться только в качестве дополнительных сил и средств, не заменяя собой функциональное предназначение органов государственной власти в области безопасности и охраны общественного порядка, так как вооруженные силы предназначены для отражения внешней агрессии. Данное положение может быть реализовано лишь при четком законодательном закреплении условий привлечения ВС РФ к участию в противодействии терроризму, с известными ограничениями. Так, статью 9

2

Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, № 11, ст. 1146.

Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», по нашему мнению, необходимо дополнить территориальным признаком привлечения подразделений, частей и соединений ВС РФ к участию в противодействии терроризму.

Представляется, что данные критерии должны быть следующими:

- при проведении контртеррористической операции в пределах одного муниципального образования могут привлекаться подразделения ВС РФ;

- при проведении контртеррористической операции в пределах двух и более муниципальных образований могут привлекаться подразделения и воинские части ВС РФ;

- при проведении контртеррористической операции в пределах субъекта РФ могут привлекаться подразделения, воинские части, соединения ВС РФ, в том числе в составе Объединенной группировки войск (сил).

Часть 3 статьи 15 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3

«О противодействии терроризму» предлагается изложить в следующей редакции: «В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения ВС РФ, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае включения в состав группировки сил и средств подразделений, воинских частей и соединений ВС РФ руководителем контртеррористической операции является должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обороны».3

Предлагается также закрепить, к примеру, в Федеральном законе

«О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-Ф3 правовые нормы, определяющие порядок и сроки нахождения ВС РФ на территории иностранного государства в целях противодействия терроризму.

Допустим, утвердить положение о том, что ВС РФ используются

за ее пределами по решению Совета Федерации не более 60 дней. После истечения этого срока глава Российского государства ограничивает или прекращает действия ВС РФ за ее пределами в том случае, если Совет Федерации не выдал

3

Часть 3 статьи 15 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

разрешения на продолжение их использования за рубежом, а также, если парламент, вследствие вооруженной агрессии против России или ее угрозы не может собраться для принятия соответствующего решения.

Представляется целесообразной последующая деятельность по совершенствованию как отечественного законодательства в сфере борьбы с терроризмом, так и международных правовых основ, обеспечивающих согласованное реагирование на террористические угрозы, включающая в себя:

1) разработка нормативного правового акта о привлечении ВС РФ, изданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, формирование центров принятия решений;

2) укрепление подразделений постоянной готовности;

3) создание новых логистических узлов, позволяющих осуществить переброску сил и средств, задействованных в антитеррористических действиях;

4) вовлечение всех государств в реальное сотрудничество

в борьбе с угрозами террористического характера;

5) определение порядка применения войск (сил) в зонах контртеррористической операции в соответствии с зонами территориальной обороны;

6) создание организационно-правовых условий для улучшения материально-технического обеспечения информационных подразделений Министерства обороны Российской Федерации и использования в установленном порядке материальных ресурсов других федеральных органов исполнительной власти в рамках координационных совещаний.

Список источников

1. Уголовный кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

2. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, № 11, ст. 1146.

3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1475.

4. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ, 06.06.1996, № 23, ст. 2750.

5. Алёшин В.В. Правовые аспекты противодействия терроризму в современных условиях // Информационно-правовой обзор Совета Федерации. 2017. С. 8.

6. Бастрыкин А.И. Современные способы противодействия терроризму и экстремизму // Актуальные проблемы российского права. - 2021. -Т. 16. № 6 (127). - С. 167-170.

7. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Терроризм и экстремизм - угроза современной цивилизации // Вестник экономической безопасности. 2021. № 1. С. 181-187.

8. Леншин С.И., Кириллов Е.А. Правовой режим участия вооруженных сил Российской Федерации в противодействии терроризму. М. Военный университет. 2008. С. 99-101.

9. Синчук Ю.В. Российская Федерация в борьбе с международным терроризмом // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. № 4 (845). С. 103-117.

УДК 341.01

Proskuriakov M.R.

Doctor of Philology, Professor, Institute of Foreign Languages and Literatures at Shandong University,

THE POLAR SILK ROAD AND INTERNATIONAL LAW: CHINA'S DREAM IN THE HIGH ARCTIC

Проскуряков М.Р.

Доктор филологических наук, профессор, Институт иностранных языков и литератур Шаньдунского университета,

ПОЛЯРНЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО: КИТАЙСКАЯ МЕЧТА В

ВЫСОКИХ ШИРОТАХ АРКТИКИ

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2023.2.94.406 Summary: China's bilateral agreements, international law and politics in the Arctic. Abstract: Some aspects of international law in the Arctic are changing more slowly than geopolitical changes. The Arctic is no longer exploited solely by the countries bordering it. Because of the Arctic's complexity, bilateral and international regional cooperation has been increasing. China's pivot toward multipolarity in international law in the Arctic is a watershed moment. Countries in the Arctic are actively contributing to the construction of the Polar Silk Road. For the Arctic Ocean to connect China and Europe, China plans to use the Northeast Passage, whose main route will be the Northern Sea Route. This passage will be part of China's Belt and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.