М. А. САВИНОВ
Ледоколы на советских почтовых марках
В 1966 г. в докладе на Учредительной конференции Всесоюзного общества филателистов первый председатель правления общества Герой Советского Союза Э. Т. Кренкель отмечал: «Заметим также, что филателия тесно связана с исторической наукой. Ведь почтовая марка, уже в течение 125 лет являясь государственной реликвией, действительно представляет собой визитную карточку страны и может беспристрастно рассказать о её жизни и быте. Вы просматриваете коллекцию почтовых марок и как бы прослеживаете путь развития человеческого общества»1.
Филателия в Советском союзе стала мощным средством пропаганды успехов страны, и в том числе - успехов в освоении Арктики. В настоящей статье рассматриваются советские почтовые марки, связанные с ледоколами, без которых было бы невозможным использование Северного морского пути.
Исследования в Арктике проводились уже в первые годы советской власти, но активную планомерную работу в Северном Ледовитом океане Советский Союз развернул на рубеже 1920-1930-х гг. Мощный импульс полярной активности СССР дали операции советских ледоколов в 1928 г. по спасению участников воздушной экспедиции У Нобиле. Правда, походы «Красина» и «Малыгина» в 1928 г. не получили отражения в филателии, хотя имели колоссальное для своего времени освещение в прессе. Филокартия также отозвалась на события 1928 г. -была выпущена тематическая серия почтовых карточек «Ледовый поход», но на советских марках полярная тематика впервые появилась только через три года.
Первые выпуски марок, связанные с ледокольным флотом, вышли в июле 1931 г. (№№ 379-3862). Серия «Арктический рейс ледокола «Малыгин» была посвящена встрече в бухте Тихой на Земле Франца-Ио-сифа ледокольного парохода «Малыгин» и дирижабля \JL-\21 «Граф Цеппелин». Рейс «Малыгина» в 1931 г. преследовал как научные, так и
1. Кренкель Э. Т. Визитная карточка страны // Филателия СССР. 1966. № 1. С.4.
2. Номера марок до 1976 г. приводятся по каталогу: Каталог почтовых марок СССР. 1918-1974. М., 1976; за 1976-1991 гг. - по каталогу Michel, после 1991 г. - по каталогу: Загорский В. Б. Каталог почтовых марок 1992-2010 гг. Российская Федерация. М., 2011.
Рис. 1. Марки 1930-х с изображениями ледоколов
туристические цели, марки предназначались для оплаты международной корреспонденции, поэтому надпись «Северный полюс» на них была выполнена на французском языке. Рисунок марки включал изображения ледокольного парохода, дирижабля и белого медведя, цветовое решение и зубцовка были различными для марок разного номинала.
«Малыгинские серии» стали первым памятником советской полярной филателии, а рисунок марок, выполненный художником И. И. Дубасовым - первым в мировой филателии изображением корабля в Арктике. Современники-филателисты высоко оценили художественные достоинства марки. «Добросовестное, чуткое и вдумчивое отношение художника к своей работе неизбежно приводит к блестящим результатам. Иван Иванович Дубасов в борьбе за качество филателистической продукции одержал крупную победу», - писал Д. Б. Валерон в журнале «Советский коллекционер».3 Впрочем, сам И. И. Дубасов (с 1932 г. - главный художник Гознака, автор рисунков множества марок, банкнот и одного из вариантов герба СССР) не был доволен своей работой и находил в рисунке серьёзные недостатки композиции4 (рис. 1).
Следующие советские марки, на которых появилось изображение ледокольного судна, были выпущены в августе 1932 г. в связи с программой Второго международного полярного года (1932-1933). На марки этой серии попал ледокольный пароход «А. Сибиряков», его силуэт виден в левой части миниатюры. Сквозной рейс «Сибирякова» по Северному морскому пути был связан с международной научной программой (рис. 2).
После гибели «Челюскина» фокус советской полярной филателии на несколько лет сместился в сторону авиации. Ледокол вновь появился на почтовой марке в 1938 г. - в связи с эвакуацией дрейфующей станции «Северный полюс-1». Этому событию была посвящена серия из двух марок.
Следующим эпизодом истории отечественного ледокольного флота, который отразился на почтовых миниатюрах, стало завершение дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов». На марках серии, по-свящённой этому событию, художник С. Поманский изобразил и ледокольный пароход, и ледокол «Иосиф Сталин», который встретился с «Седовым» 13 января 1940 г.
3. Валерон Д. Б. Один из лучших и одна из лучших // Советский коллекционер. 1931. № 7. С. 178.
4. Там же. С. 176.
Рис. 2. Марки и купоны 1950-1960-х гг. с изображением атомного ледокола «Ленин»
Во всех описанных выше выпусках марок в центре внимания оказывался, в сущности, не сам ледокол, а событие с участием судна. В послевоенное время главным героем марки в ряде случаев становится непосредственно сам корабль. В первую очередь это относится к атомному ледоколу «Ленин», создание которого однозначно воспринималось как триумф советской научно-технической мысли. Именно в этом качестве - символа достижений науки и техники - атомоход был изображён на одной из марок, посвящённых Всесоюзной промышленной выставке в Москве (№ 2271) (рис. 3).
Атомоход «Ленин» в советской филателии стал также средством наглядной пропаганды идей ленинизма. Уже в 1960 г. ледокол попал на марку № 2413 из серии «90-летие со дня рождения В. И. Ленина», а в 1961 г. марка 2271 была напечатана на марке 2610 - «Ленинизм-знамя наших побед»5. В 1970 г., к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, была издана тематическая юбилейная серия марок №№ 3879-3889. Марки серии выпускались в малых листах с купонами. Атомоход «Ленин» был изображён на купоне № 12 листа марок № 3887 («Ленинским курсом»).
В 1965 г. была выпущена серия из 5 марок (№№ 3267-3271) «Исследование Арктики и Антарктиды». Сюжеты марок серии были связаны с различными юбилейными датами полярной истории, в т. ч. с 50-летием прохождения Северного морского пути ледокольными пароходами «Таймыр» и «Вайгач» в 1915 г. На марке № 3267 изображены «Таймыр» и «Вайгач», а на марке 3268 (печатавшейся парой с предыдущей) - атомоход «Ленин», проводящий суда проливом Вилькицкого. Таким образом подчёркивалась преемственность между различными поколениями арктических судов и полярных мореплавателей.
За исключением «Ленина», ставшего однозначным лидером по числу изображений на марках среди советских ледокольных судов, другие ледоколы до 1976 г. почти не попадали на почтовые миниатюры. В 1959 г. на марке (№ 2287) впервые появился первый крупный отечественный ледокол «Ермак». Выпуск серии из двух марок был посвящён 100-летию со дня рождения А. С. Попова, сюжетом марки № 2287 стало спасение рыбаков ледоколом в 1900 г. (первое применение радиосвязи на Балтике).
В 1976 г. с марок №№ 4556-4562 начался выпуск серии, посвящён-ной истории собственно ледокольного флота. Она выходила в четыре этапа (в 1976,1977,1978 и 1981 гг.). Рисунки судов для серии выполнил
5. Миловидов Е. За фарватером атомохода // Филателия СССР. 1966. № 4. С. 15.
I лизо'О-' " плйдрт.
л [сокол •« КРАСИН ■
¿¿нвн:
ЛИТКЕ'
Рис. 3. Марки серии «Ледокольный флот СССР». 1976-1981 гг.
¿ы'ц'к
А. М. Аксамит. Марки 1976 г. отражали начальный этап истории российских ледоколов. На марке № 4562 был изображён ледокол «Красин» - единственный случай, когда «Красин» попал на советскую почтовую миниатюру6.
Как правило, художники, работавшие над марками ледокольной (и, шире, корабельной) тематики, опирались на подлинные фотографии судов. В новой серии в некоторых случаях имел место художественный вымысел. Марка № 4556 изображала пароход «Пайлот», от первого рейса которого (1864 г.) условно отсчитывается история отечественного ледокольного флота. Точный облик «Пайлота» неизвестен - чертежи и аутентичные изображения парохода не обнаружены. Автор марки использовал изображение небольшого парового судна с картины А. П. Боголюбова «Открытие Морского канала в Санкт-Петербурге». Кроме того, «Пайлот» на марке получил Андреевский флаг, которого у реального парохода (небольшого частного судна, не имевшего никакого отношения к военному флоту) быть не могло7.
Вторая часть серии была выпущена в 1977 г. На марках №№ 4614-4620 были изображены ледокольные пароходы, слава которых пришлась на 1920-1930-е гг. - «Садко», «А. Сибиряков», «Георгий Седов», советский ледокольный пароход предвоенной постройки «С. Дежнёв», послевоенные дизель-электроходы «Лена» и «Амгуэма», а также ледокол «Сибирь», представитель первого поколения ледоколов собственно советской постройки (проект 51). При изображении этого ледокола, носившего до 1958 г. имя «Иосиф Сталин», была допущена неточность. В момент переименования ледокол проходил модернизацию, в результате которой его внешний облик полностью изменился - в частности, исчезли две трубы, которые изображены на марке А. М. Аксамита. Т. е. на почтовой миниатюре оказался именно «Иосиф Сталин», но не «Сибирь» с её новой архитектурой (рис. 4).
Следующие марки серии «Ледокольный флот СССР» (№№ 4804-4809) увидели свет в 1978 г. В новую подборку попали дизель-электри-ческие ледоколы советской («Василий Прончищев») и финской («Капитан Белоусов», «Москва», «Адмирал Макаров») постройки, а также атомные ледоколы «Ленин» и «Арктика». Наконец, в 1981 г. была выпущена последняя марка серии с изображением ледокольного парохода
6. В постсоветское время «Красин» дважды изображался на почтовых марках: в 2000 г. (марка № 556 из серии «Полярные исследователи») и в 2008 г. (№ 1247). В обоих случаях ледокол не был главным героем рисунков - марка № 556 посвящена Р. Л. Са-мойловичу, марка № 1247 - Международному полярному году.
7. Андриенко В. Г. Ледокольный флот России. 1860-1918 гг. М., 2009. С. 52.
ПОЧТА СССР
<ттл оомов'
~Т0ШММТ>
ПОЧТА
СССР
Рис. 4. Марки 1980-х с изображениями ледоколов
Рис. 5. Конверты с рисунками В. Н. Обыдёнова. Из фондов Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - «Ледокол "Красин"»
«Малыгин» (№ 5092). Таким образом, серия запечатлела все этапы истории отечественного ледокольного флота - от первых пароходов с ледокольными возможностями до самых современных на тот момент атомных ледоколов.
На рубеже 1980-х гг. была выпущена ещё одна обширная серия марок с изображениями судов - «Научно-исследовательский флот СССР». Автором рисунков марок вновь стал А. М. Аксамит. Среди других кораблей науки героем одной из марок стал научно-исследова-тельский ледокол «Отто Шмидт» проекта 97Н (марка № 5016, 1980 г.). К маркам обеих серий выпускались также конверты первого дня, которые гасились памятным штемпелем.
В 1970-е гг. центральным событием истории ледокольного флота стал поход нового атомохода «Арктика» к Северному полюсу летом 1977 г. Впервые в истории мореплавания надводный корабль достиг географической точки полюса в режиме активного плавания. Этому событию был посвящен почтовый блок № 4641 с изображением корабля и маршрута перехода.
Как в своё время ледокол «Ленин», «Арктика» тоже изображалась в качестве символа достижений советской науки и техники - на марке № 5428 в тематической серии 1984 г. Эта марка была переиздана в 1992 г. и стала одним из первых знаков почтовой оплаты новой России.
В 1980-х гг. появление ледоколов на марках вновь связано с яркими событиями полярной истории. В марте - июле 1985 г. внимание всей страны было приковано к антарктической экспедиции ледокола «Владивосток», который вывел из льдов научно-экспедиционный дизель-электроход «Михаил Сомов». Дрейф судна во льдах Антарктики продолжался четыре месяца. В октябре 1986 г. вышла посвя-щённая этим событиям серия из двух марок №№ 5646-5647 в сцепке, кроме того, была переиздана с тематической надпечаткой более ранняя марка с изображением «Михаила Сомова» из серии «Научно-ис-следовательский флот СССР» (№ 5645). Наконец, последней советской маркой, связанной с историей ледокольного флота, стала вышедшая в 1988 г. марка № 5882, посвящённая высокоширотному рейсу атомного ледокола «Сибирь», состоявшемуся в 1987 г. (второе достижение Северного полюса надводным судном в активном плавании).
Помимо собственно марок, с деятельностью советских ледоколов были связаны многочисленные конверты, почтовые карточки, официальные и сопроводительные штемпеля. Конверты, прошедшие ледокольную почту, стали украшением множества коллекций цените-
лей полярной филателии. Создавались и специальные тематические разработки, посвященные именно ледоколам - например, коллекция В. Н. Обыдёнова «Корабли штурмуют льды», удостоенная в 1989 г. серебряной медали выставки «Полярфил-89»8.
Увлечённые коллекционеры иногда выступали в качестве авторов рисунков для штемпелей и конвертов. В контексте «ледокольной» темы можно отметить два таких случая. В 1966 г. инженер Н. Стрижак разработал штемпель для одного из спецгашений, связанных с атомоходом «Ленин»9. В 1990-е гг., уже в постсоветское время, ленинградский филателист В. Н. Обыдёнов создал ряд сувенирных конвертов, посвящённых ледоколу «Красин» и годовщинам спасательных операций 1928 г. (рис. 5).
Таким образом, можно утверждать, что советская филателия, связанная с ледоколами, прошла тот же путь, что и сам ледокольный флот СССР Когда полярные исследования стали занимать важное место в жизни страны, они почти сразу отразились и на почтовых миниатюрах, и уже на самых первых «полярных» марках появился образ ледокола. В дальнейшем ледокольная тема регулярно получала освещение на марках и достигла своего расцвета одновременно с расцветом отечественного ледокольного флота - к рубежу 1980-х гг. В тяжёлые для страны 1990-е гг. ледоколы исчезли с марок вовсе (единственное исключение - переиздание советской марки № 5428 в 1992 г.). И, наконец, в наши дни, когда активность России в Арктике возрождается, проектируется и строится новая техника для работы в условиях Северного Ледовитого океана, ледокол вновь вернулся на почтовую марку10 - как символ торжества отечественной науки и техники.
8. Садовников В. Верность традиции // Филателия СССР. 1989. № 12. С. 15.
9. Миловидов Е. За фарватером атомохода. С. 14.
10. Марки №№ 1320-1323 (серия «50 лет атомному флоту России») и др.