УДК 94(4)
раздел ИСТОРИЯ
ЛАЗАР ЙОВЧЕВ: НАЧАЛО ПУТИ БУДУЩЕГО БОЛГАРСКОГО ЭКЗАРХА
© Д. В. Григорьев
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 229 96 61.
E-mail: g_rig@rambler.ru
Статья посвящена личности будущего болгарского экзарха Иосифа I, его молодым годам, когда у него было еще мирское имя Лазар Йовчев. Рассказывается о годах учебы в Константинополе и Сорбонне. Говорится о причинах принятия духовного сана. В статье проводится анализ мировоззрения и идейных исканий молодого Лазара, который, являясь харизма-тичной личностью, в будущем возглавит Болгарскую церковь почти на 40 лет.
Ключевые слова: Болгария, Лазар Иовчев,
В ряде исследований по истории Болгарского экзархата, посвященным вопросам национально-освободительного и культурно-просветительского движения в болгарских землях, особое внимание почти всегда уделялось личности болгарского экзарха Иосифа I (1877-1915 гг.) - продолжателя идеалов и традиций Болгарского возрождения или, как еще пишут в болгарской историографии - Болгарской национальной революции.
Здесь необходимо отметить, что значительный вклад в изучение данного вопроса привнесли монументальные исследования болгарского историка Михаила Арнаудова [1], и Болгарского патриарха Кирилла [2, 3]. Положительной оценки заслуживают и многие другие работы, авторы которых пошли дальше в трактовках отдельных вопросов данной проблемы. Особое значение в освещении наиболее ярких страниц жизни и деятельности экзарха Иосифа имели также несколько биографических статей и публикаций о нем начала XX века при прямом или косвенном участии самого экзарха [1, с. 613]. Но работы такого рода со временем перестали удовлетворять историческую науку.
Авторы и составители работы «Български ек-зарх Йосиф I. Дневник», приуроченной одновременно к 120-летию учреждения Экзархата, 150-летию со дня рождения Иосифа и 75-летию со дня его кончины, как бы выполнили свой долг, завершив биографию одного из самых видных болгарских церковных деятелей XIX в., привнесшего неоценимый вклад в развитие болгарской культуры, укрепление национального единства, в процесс духовного прогресса болгарского общества [4].
В 1990-е гг. и в настоящее время данной темой активно занимается профессор Великотырновского университета (Болгария) Петко Ст. Петков [5-10].
В 2011 г. на базе Башкирского государственного университета вышло интересное исследование, посвященное деятельности российского дипломата, болгарина по происхождению Н. Герова. В ней автор в числе ряда вопросов затрагивает также проблемы болгарского церковного устройства в связи с учреждением Болгарского экзархата [11].
экзарх Иосиф I, Болгарский экзархат, Турция.
Экзарх Иосиф в миру носил имя Лазар Йовчев. Он родился 5 мая 1840 г. в селе Калофер, известным своими экономическими и культурными достижениями [12]. Рано осиротев, он остался на попечении сестры Рады Неделчевой. Но горечь утраты и бедность не сломили его дух: он закалял волю в борьбе с трудностями. Все это пригодилось ему уже в ближайшие годы.
Лазар получил начальное образование в Кало-фере. Своей любознательностью привлек внимание педагогов. В 1859 г., с успехом завершив курс 4-х классного училища, стал мечтать о продолжении образования за границей [1, с. 1-20]. После короткого периода работы учителем в Калофере, 16 ноября 1861 г. он уехал в Константинополь, где работал при Болгарской церкви на Фанаре, а также около 5 месяцев посещал греческое училище, так называемую «Великую народную школу», с частными учителями изучал французский язык. Ему предлагали работу в одной из торговых кантор, но торговля не увлекала его. Он мечтал получить образование в русской духовной семинарии. Мечты эти родились под влиянием одного из видных деятелей Болгарского возрождения Савы Филаретова. Но по совету другого видного общественника Драгана Цанкова, для расширения круга своих знаний он в ноябре 1862 г. поступает в известный французский «College de Bebek». Здесь ему поручают параллельно преподавать болгарский язык. Его успехи превосходят все ожидания. В 1864 г. Лазар получает Почетный диплом. Земляки в Калофере, гордые за него, решают собрать средства для отправки Лазара во Францию для продолжения учебы, но с условием, что после возвращения он будет преподавать в своем родном селе. В сентябре 1864 г. Л. Йовчев приезжает в Париж. Стесненный в средствах, он, тем не менее, изучает философию и литературу на литературном факультете в Сорбонне и через два года завершает университет с дипломом бакалавра. Из-за материальных трудностей Лазар был вынужден прервать на некоторое время свои регулярные занятия и вести уроки в Сорбонне и «Колледже де Франс» [4, с. 10].
В 1867 г. бывший директор французского училища в Константинополе патер Е. Боре направил Л. Йовчева учиться на юридический факультет. Выбранный путь был сделан с расчетом на профессиональные перспективы и будущие общественные задачи. Другой немаловажный факт заключался в том, что студент-правовед мог рассчитывать на частичную финансовую поддержку турецких властей. За три года ценой многих лишений, усилий, ухудшения здоровья Лазар завершил и это испытание. Но франко-прусская война 1870-1871 гг. разрушила все планы и вынудила его выехать в Швейцарию, не оставляя на возвращение обратно в Париж почти никаких надежд [4, с. 53].
20 ноября 1870 г. хорошо подготовленный юрист возвращается в Константинополь. К этому времени у Лазара ужу сформировались определенные взгляды и концепция по болгарскому церков-но-национальному вопросу, как под влиянием общественно-политической атмосферы, царящей в османской столице, так и в «парижских школах». Со всеми своими интеллектуальными способностями и высокими моральными принципами, со здравым общественно-политическим мнением и патриотизмом он целенаправленно вступил на путь выполнения своего долга перед народом [13, с. 37].
Помимо многих примеров и образов для подражания (деятели Болгарского возрождения, французские просветители) особенно сильное влияние на Л. Йовчева оказал видный американский государственный деятель и ученый Б. Франклин своими «Мемуарами». Лазар дал себе обещание следовать методам и правилам Б. Франклина [4, с. 53]. Их суть -служить правдиво, искренне и честно, быть воздержанным, решительным, экономным, трудолюбивым, смиренным (по примеру И. Христа и Сократа) [1, с. 44]. В открытой в 1980-е гг. учеными рукописи экзарха Иосифа под заглавием «Метода-та» он дает отчет о положительных результатах и некоторых ошибках молодого Л. Йовчева при применении «методов Франклина» в период 1868-1878 гг. Болгарскими учеными со всем основанием был сделан следующий вывод: он во всем отдавал себе отчет, вел «правильную жизнь», мало заботился о своих собственных интересах, выполнил свой долг сполна и до конца, направляя все мысли на благо болгарского народа [4, с. 11].
С января по сентябрь 1871 г. Л. Йовчев работал без оплаты чиновником в столичном торговом суде. Как кандидат на судейскую должность проявлял живой интерес и рвение к работе. Но атмосфера в суде его разочаровала. В этот период он изучал турецкий язык и работал в газете «Македония» (январь - май 1871 г.), публикуя статьи относительно устройства Болгарского экзархата и по ряду других актуальных вопросов [4, с. 54]. Затем плодотворно работал в журнале «Читалище» (май 1871 г. по май 1872 г.). Здесь Л. Йовчев опубликовал серию авторских и переводных статей на религиозно-
нравственные, исторические, культурные, педагогические, социальные и общественно-политические темы [2, с. 54]. В течение 1872 г. Л. Йовчев работает в газете «Право». Его публицистическая деятельность помогла культивированию в личности и болгарском обществе добродетельности, трудолюбия и любви к свободе, справедливости и демократии. Статьи способствовали развитию просвещения, формированию общественного мнения, пробуждению чувства долга у болгарского народа [14, с. 60-71].
Способности, взгляды и статьи Л. Йовчева вызвали благосклонность руководства Экзархата к его личности. С февраля по 23 сентября 1872 г. он -уже главный секретарь Болгарского экзархата, где проявил себя как компетентный администратор и грамотный помощник новоизбранного экзарха Ан-тима I в самые трудные дни тревог, борьбы и испытаний. Все это обращало внимание Л. Йовчева в будущее и питало надежды многих людей увидеть его на более ответственной должности. И такое предложение поступило от самого экзарха. А так как его словами говорила сама Церковь, Л. Йовчев откликнулся на призыв после долгих и тщательных размышлений, после испытания своих сил, анализа своих возможностей и «жертвенности своего сердца» [4, с. 54].
Из записи в дневнике от 29 апреля 1872 г. мы видим, что главный секретарь Экзархата Л. Йовчев на заседании Смешанного совета отметил, что он достиг 30-летнего возраста с чувством, что опоздал и для богатства, и для науки, и для славы [4, с. 54]. Также он сослался на нездоровье и душевное уныние. Но далеко не эти мотивы и факторы определят впоследствии принятие им духовного сана. Не было никакого давления, как и мыслей о блестящем будущем. Всесторонне образованный, известный обществу, Л. Йовчев, к которому с симпатий относились не только в большой болгарской колонии в Константинополе, но и в других местах, где были знакомы с его трудами и знали его позицию по церковно-национальному вопросу, имел также большие перспективы и в светской карьере. Но она его, однако, не прельщала. Даже давнишний план Лазара о поступлении в духовную семинарию был тесно связан с идеей духовного служения. Его стиль обучения, благочестие, глубокая религиозность и этика, недопущение светской роскоши, самоотверженный труд и национальные идеалы указывали путь к церковному служению. Сильное психологическое влияние на Лазара оказал и экзарх Антим I. Л. Йовчев дал положительный ответ лишь после анализа будущей перспективы Церкви и народа, решения ближайших задач, будущих трудностей для Экзархата - все это привело его к необходимости достойного служения на духовной ниве. Привиденный анализ и процесс так называемого созревания, в ходе которого Л. Йовчев готовил свой ответ, протекал неразрывно в двухнедельных
молитвах и внутренней духовной борьбе - испытание своих сил для «несения своего креста» [4, с. 12].
9 сентября 1872 г. Л. Йовчев окончательно решил принять духовный сан и 15 сентября известил о своем решении экзарха. В дневнике 16 сентября он взволнованно пишет: «Знаменательный день! Сказал я утром на Св. Синоде, что поступаю на духовное поприще. Нет светских развлечений и увеселений... Как я имел мужество запретить себе брак, мирские блага, так как должен обратить все мое внимание на исполнение должности со всем усердием и энергией своей души» [4, с. 54-55].
23 сентября Л. Йовчев принимает монашество под именем Иосиф. На следующий день он был введен в первую степень - диакон. Рукоположение совершил митрополит Охридский Натанаил. Церковь была переполнена «бесчисленным множеством болгар, а особенно македонцев» [4, с. 55]. В прессе отмечали «самоотверженность» и патриотизм отца Иосифа [4, с. 55]. Сам он оценил свое духовное звание как «жертву, принесенную Богу». И так думали многие.
В следующем месяце иеродиакон Иосиф был рукоположен в иеромонахи, а затем введен в чин архимандрита. 1 декабря 1872 г. он был назначен на одну из административных должностей в Экзархате [4, с. 13]. Теперь он отдает все свои силы и способности в помощь экзарху Антиму - по вопросам развития просвещения и расширения сети училищ, выполнения пунктов султанского фирмана 1870 г., преодоления внутренних противоречий и налаживания внешних связей, противодействия иностранной религиозной пропаганде среди болгарского населения и многим другим [13, с. 43-44]. По какому-либо из этих животрепещущих вопросов архимандрит Иосиф пишет смелые статьи в болгарских и других печатных органах [1, с. 150-153]. Он кратко отметил в дневнике, что хорошо трудится для народа и приобрел хорошую репутацию. Восемь первых месяцев Иосиф работал над пунктами фирмана об Экзархате, шесть месяцев ездил по Валахии, Болгарии и посетил Пирот, девять месяцев затем находился в Константинополе, потом почти на год выехал в Видин в качестве викария (наместника) Экзарха и три месяца вновь пробыл в Константинополе [4, с. 55]. Особенно деликатные миссии выдались по поданной жалобе болгарской общины в Пироте на местного владыку, а также архипастырская работа по вопросам обустройства и примирения в Видинской епархии [1, с. 181-187]. Не удивительно, что видинцы желали видеть его своим епископом - управляющим епархией [15, с. 652, 687].
Еще в 1872 г. Адрианопольская епархия выразила желание, поддержанное Священным Синодом, видеть своим митрополитом отца Иосифа. Три года прошло в напрасных ожиданиях благоприятного решения этого вопроса. Но Высокая Порта, однако, отклонила этот план. В годы революционных собы-
тий 1875-1876 гг. борьбы и страданий болгарского народа, испытаний Церковью трудностей, как внутренних, так и внешних, архимандрит Иосиф оставался верен своему посту - в Экзархате [1, с. 212]. Он окончательно смог сформировать школу под идейным направлением Антима I. Идти по его стопам станет скоро и его преемник - глава Болгарского экзархата.
В январе 1876 г. архимандрит Иосиф был избран единогласно митрополитом Ловчанским. 2 февраля, в праздник Сретенья Господня, было совершено торжественное рукоположение в сан. После подготовки и некоторых важных встреч в Константинополе 27 апреля он выехал в епархию [4, с. 60].
Как же встретил митрополит Иосиф свое избрание? Он объективно оценил, что его предпочли все другим кандидатам, так как он имел хорошую репутацию среди народа. Но тут же со скромностью и самокритичностью добавил, что за три года приобрел определенный опыт административной работы в Экзархате и епархиях, но, в целом, в церковном отношении, он считал, что этого было еще не достаточно. И этот недостаток для себя расценивал как «вредительский», но подчеркивал, что у него есть время для скорейшего его исправления [4, с. 14].
О таких же испытаниях совести, оценках сильных своих сторон возможностей, взглядах на неизбежные трудности говорится и в его записях от 2 февраля 1876 г., где он пишет, что это событие важно для него, что оно не поразило и не обеспокоило его. Он понимал, что новый сан ограничивал его свободу и возлагал большую ответственность, для которой он был еще не совсем готов в некоторых вещах [4, с. 60-63].
Молодой митрополит Ловчанский неустанно объезжает монастыри и села епархии, которая стала одним из важных центров революционных событий за освобождение от османского господства. Он устанавливает связи с духовенством и мирянами, разделяет горе населения после подавления Апрельского восстания, скрывает преследуемых, выслушивает жалобы и проблемы людей и отстаивает свои права перед местной турецкой администрацией [4, с. 63]. События в Ловече не дают покоя его душе [16, с. 52-53]. В такой тяжелой атмосфере 26 апреля 1877 г. приходит известие о его избрании экзархом.
Апрельское восстание 1876 г. и турецкие жестокости в ходе его подавления ускорили созыв Константинопольской конференции по вопросам реформ в Османской империи и защите христианского населения. Конференция не дала желаемых результатов. И 12 апреля 1877 г. Россия объявила войну Турции. В тот же день экзарх Антим I был смещен османскими властями с поста экзарха [15, с. 777-789]. Только через 12 дней - 24 апреля собрался Избирательный собор в резиденции Экзархата, в котором приняло участие 3 митрополита
и 16 мирян. Собор проголосовал за нового предстоятеля Болгарской церкви - Его высокопреосвященство митрополита Ловчанского Иосифа.
В такой тяжелой обстановке, сложившейся перед выборами, сам Антим I дал совет поддержать своего испытанного и верного собрата Иосифа [17, с. 146]. Другие видные деятели церковно-народной борьбы, константинопольская пресса также приветствовали избрание образованного, молодого, деятельного, опытного, тактичного Иосифа, призванного сейчас, в судьбоносный период, руководить Болгарской церковью [1, с. 252].
О своем призвании к высокому служению Церкви, народу, Родине Иосиф писал в своем дневнике 30 апреля 1870 г.: «На протяжении 24 часов думал, я принимаю... не зависимо от войны. Экзархат будет нужен болгарам, остающимся под властью Турции» [4, с. 63-67].
В этих словах говорят ум и сердце экзарха, воспитанного под руководством Антима I. Мудрый и решительный лидер, думающий о долге, Иосиф выработал четкую программу церковно-националь-ных задач еще тогда, когда вернулся после учебы в Константинополь. Народ был с ним и в радости, и в тревоге. Вся епархия и вся болгарская паства, все население всех сословий, городов и сел - от зажиточного купечества до крестьян встречало нового экзарха песнями, музыкой и торжественными процессиями. И так от самого Ловеча до Константинополя [4, с. 64]. Народная преданность и солидарность сопутствовали трудам Болгарского экзарха почти 40 лет.
15 мая 1877 г. Иосиф I прибыл в Константинополь. На первом заседании в резиденции Экзархата 20 мая, где присутствовали его избиратели, он сказал, что уповает на Бога, осознает всю тяжесть бремени и ожидает содействия от своих соратников, доверие народа и благоволения царского правительства России [4, с. 15].
Так завершился первый этап жизненного пути этого человека - путь Лазара Йовчева. Это был путь взросления, возмужания, выработки взглядов на судьбу своего народа, путь формирования идеи
церковно-народной борьбы болгар и, наконец, кристаллизация этой идеи в его сознании. Теперь же начинался второй этап пути этой харизматической личности - путь Его Блаженства экзарха Болгарской православной церкви Иосифа I. И этот путь был по-своему тернист и многогранен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арнаудов М. Екзарх Йосиф и българската културна борба след създаването на Екзархията (1870-1915). Т. I. София, 1940.
2. Кирил. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война (1877-1878). София, 1969. Т. I. Кн. 1.
3. Кирил. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война (1877-1878). Т. I. Кн. 2. София, 1969.
4. Български екзарх Йосиф I. Дневник / Под ред. Т. Събев. София: Св. Климента Охридски, 1992. 920 с.
5. Петко Ст. Петков. Записка на екзарх Йосиф I от 1878 го-дини върху историята на българския църковен въпрос // Исторически преглед. 1993. № 3. С. 121-131.
6. Петко Ст. Петков. Православните български архиереи в Учредителното и Първото Велико народно събрание 1879 г. // Духовна култура. 1993. №10.
7. Петко Ст. Петков.Православная церковь и государственная власть в Княжестве Болгарии (1878-1896) // Bulgarien historical review. 2000. № 3-4. Р. 54-75.
8. Петко Ст. Петков. Документи за новата история на Бълга-рия XIX - началото на XX век. В. Търново: Св. св. Кирил и Методий, 2002. 321 с.
9. Петко Ст. Петков. Идеи за държавно устройство и управление в българското общество 1856-1879 гг. В. Търново: Св. св. Кирил и Методий, 2003. 300 с.
10. Петко Ст. Петков. Архиереите от Княжества България и екзарх Йосиф I - към типологизиране на отношенията (1878-1912 гг.) // България, българите и Европа. Т. IV. В. Търново: Университетско Св. св. Кирил и Методий, 2011. С. 553-559.
11. Лаптев Е. А Российский дипломат Найден Геров и российско-болгарские связи (1853-1877 гг.): Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. 200 с.
12. Начов Н. Калофер в миналото (1707-1877). София, 1927.
13. Събев Т. Негово Блаженство екзарх Йосиф I (По случай 50 години от смъртта му) // Духовна култура. 1965. Кн. 3.
14. Трайков В. Общественно-политически възгледи на Лазар Йовчев (Екзарх Йосиф) // Исторически преглед. 1983. Кн. 5.
15. Кирил. Екзарх Антим (1816-1888). София, 1956.
16. Арнаудов М. Живот идейност на екзарх Йосиф. София, 1965.
17. Милков Т. Д. Антим I, Екзарх Български. Пловдив, 1899.
Поступила в редакцию 20.09.2013 г.
LAZAR JOVCHEV: BEGINNING OF THE PATH OF FUTURE EXARCH
© D. V. Grigoryev
Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 229 96 61. E-mail: g_rig@rambler.ru
The personality of the Bulgarian Exarch Joseph I is studied. his younger years when he still was profane the name of Lazar Jovchev, the years of study in Constantinople and the Sorbonne is described. The reasons for priesthood are stated. The worldview and ideological quests of the young Lazar who will turn to the charismatic personality, who headed the Bulgarian Church nearly 40 years are analyzed.
Keywords: Bulgaria, Lazar Jovchev, Exarch Joseph I, Bulgarian Exarchate, Turkey.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Arnaudov M. Ekzarkh Iosif i b''lgarskata kulturna borba sled s''zdavaneto na Ekzarkhiyata (1870-1915) [Joseph and the Bulgarian Cultural Struggle after the Creation of Exarchate (1870-1915)]. T. I. Sofia, 1940.
2. Kiril. B''lgarskata ekzarkhiya v Odrinsko i Makedoniya sled Osvoboditelnata voina (1877-1878) [Bulgarian Exarchate in Macedonia and Edirne after the Liberation War (1877-1878)]. Sofia, 1969. T. I. Kn. 1.
3. Kiril. B''lgarskata ekzarkhiya v Odrinsko i Makedoniya sled Osvoboditelnata voina (1877-1878) [[Bulgarian Exarchate in Macedonia and Edirne after the Liberation War (1877-1878)]]. T. I. Kn. 2. Sofia, 1969.
4. B''lgarski ekzarkh Iosif I. Dnevnik [Bulgarian Exarch Joseph I. Diary]. Ed. T. S''bev. Sofia: Sv. Klimenta Okhridski, 1992. 920 pp.
5. Petko St. Petkov. Zapiska na ekzarkh Iosif I ot 1878 godini v''rkhu istoriyata na b''lgarskiya ts''rkoven v''pros // Istoricheski pregled. 1993. No. 3. Pp. 121-131.
6. Petko St. Petkov. Pravoslavnite b''lgarski arkhierei v Uchreditelnoto i P''rvoto Veliko narodno s''branie 1879 g. // Dukhovna kultura. 1993. No. 10.
7. Petko St. Petkov.Pravoslavnaya tserkov' i gosudarstvennaya vlast' v Knyazhestve Bolgarii (1878-1896) // Bulgarien historical review. 2000. No. 3-4. Pp. 54-75.
8. Petko St. Petkov. Dokumenti za novata istoriya na B''lgariya XIX - nachaloto na XX vek [Documents of the Modern History of Bulgaria 19th - the Beginning of 20th century]. V. T''rnovo: Sv. sv. Kiril i Metodii, 2002. 321 pp.
9. Petko St. Petkov. Idei za d''rzhavno ustroistvo i upravlenie v b''lgarskoto obshchestvo 1856-1879 gg. [Ideas of Government and Management in the Bulgarian Society 1856-1879]. V. T''rnovo: Sv. sv. Kiril i Metodii, 2003. 300 pp.
10. Petko St. Petkov. Arkhiereite ot Knyazhestva B''lgariya i ekzarkh Iosif I - k''m tipologizirane na otnosheniyata (1878-1912 gg.) // B''lgariya, b''lgarite i Evropa. T. IV. V. T''rnovo: Universitet-sko Sv. sv. Kiril i Metodii, 2011. Pp. 553-559.
11. Laptev E. A. Rossiiskii diplomat Naiden Gerov i rossiisko-bolgarskie svyazi (1853-1877 gg.) [Russian Diplomat Nayden Gerov and Russian-Bulgarian relations (1853-1877)]: Monografiya. Ufa: RITs BashGU, 2011. 200 pp.
12. Nachov N. Kalofer v minaloto (1707-1877). Sofia, 1927.
13. S''bev T. Dukhovna kultura. 1965. Kn. 3.
14. Traikov V. Istoricheski pregled. 1983. Kn. 5.
15. Kiril. Ekzarkh Antim (1816-1888). Sofia, 1956.
16. Arnaudov M. Zhivot ideinost na ekzarkh Iosif [Life Ideology of Exarch Joseph]. Sofia, 1965.
17. Milkov T. D. Antim I, Ekzarkh B''lgarski [Antim I, Bulgarian Exarch]. Plovdiv, 1899.
Received 20.09.2013.