Е.О. Шебалина
Латиноамериканский фактор в формировании подхода Папы Франциска к региональным и мировым проблемам
Аннотация. Система взглядов нынешнего главы Святого престола на Латинскую Америку, Европу и вопросы демократии при присущей ей преемственности отличается новизной и критическим подходом. В статье анализируется политика Папы Франциска по данным вопросам через призму латиноамериканского фактора. Делается вывод о его значительной роли в формировании идей понтифика, его пристальном внимании к региону, а также вопросам демократии и критическому взгляду на интеграционные процессы в Европе.
Abstract. Political paradigm of the current head of the Holy See on Latin America, Europe and issues of democracy, is characterized by novelty and critical approach along with its inherent continuity. The article analyzes the policy of Pope Francis on the abovementioned issues through the prism of the Latin American factor. The article outlines its significant role in the formation of the political ideas of the pontiff, his close attention to the region, as well as issues of democracy and a critical view on the integration processes in Europe.
Ключевые слова: Святой престол, Европа, Латинская Америка, европейская интеграция, демократия, мягкая сила, религия.
Keywords: Holy See, Europe, Latin America, European Integration, democracy, soft power, religion.
Взошедший на престол в 2013 г. Папа Франциск опирается на глобальный подход в международных делах и расширяет гео-192
графию интересов Святого престола. Несмотря на это, европейский континент остается традиционной сферой влияния Римско-католической церкви. Именно здесь формировались на протяжении веков ее традиции, нравы и устои, зародилась христианская цивилизация. Однако нынешний Папа придерживается принципиально нового взгляда на Европу и ЕС в отличие от своих предшественников, что объясняется несколькими обстоятельствами. В первую очередь, речь идет о латиноамериканской среде, в которой шло формирование взглядов нового Папы. Будучи выходцем с другого континента, Папа имеет возможность видеть проблемы Европы и Европейского союза (ЕС) сквозь призму Латинской Америки (ЛА).
При этом Хорхе Марио Бергольо происходит из семьи итальянских мигрантов, что также повлияло на формирование его взглядов о европейском континенте. Таким образом, Папа Франциск смотрит на Европу сразу с трех точек зрения: с позиции выходца из ЛА, с точки зрения члена семьи мигрантов, вынужденных покинуть Европу, а также с точки зрения римского понтифика, главы всей католической церкви, находящегося в самом центре европейского континента, стране, связывающей Европу и Средиземноморье. Многие исследователи образно сравнивают Папу Франциска с Фернаном Магелланом [СагассМо, ШссаМ1, 2017, р. 86-90]. Данные факторы служат объяснением того, почему свои первые поездки в Европу Папа совершает в периферийные города, такие как Лампедуза, Тирана, Лесбос, Лунд.
В отличие от своих предшественников, Бенедикта XVI, родившегося и выросшего в Баварии, или же Иоанна Павла II, поляка, который на протяжении всей жизни был свидетелем геополитического раскола Европы, Хорхе Марио Бергольо не был личным свидетелем ни «железного занавеса» в Европе, ни холодной войны. Отчасти именно поэтому, по мнению Франциска, задача состоит не в том, чтобы объединить Европу с помощью внешних рычагов воздействия, а в том, чтобы заставить интеграционные механизмы ЕС работать изнутри, на институциональном уровне. Папа образно говорит о необходимости возродить «душу» Европы, понимая под этим постоянное присутствие католической церкви и христиан
[Caracciolo, Riccardi, p. 86-90]. Нынешний понтифик воспринимает Европу не как политический субъект или объект, но как политический проект. При этом понтифик уделяет большое внимание политической и социальной сфере в странах ЛА и во многом видит именно в ней будущее развития планеты. Такой подход обусловлен тем, что Папа не ассоциирует себя напрямую с Европой и предлагает мировому сообществу более широкий взгляд на происходящее в мире.
Несмотря на критические высказывания в отношении нынешнего состояния ЕС и Европы в целом, весной 2016 г. Франциск получает престижную международную премию Карла Великого (англ. Charlemagne Prize) за вклад в объединение Европы и защиту европейских ценностей. Изучение выступления на церемонии награждения позволяет сделать вывод о том, что тон главы Римско-католической церкви в отношении Европы стал более настойчивым. Папа обвиняет Европу в «усталости и старости», а также в отдалении от идей отцов - основателей ЕС - Робера Шумана, Альчи-де де Гаспери, Конрада Аденауэра. Более того, в подтверждение приверженности «разрешать проблемы и кризисы на местах», как и в случае с проблемами защиты окружающей среды и климата, первоирерарх высказывает тезис о дипломатии европейских городов как влиятельном и необходимом факторе системы международных отношений. По его мнению, город может стать местом «настоящей, живой и эффективной политики» [Папа римский назвал.., 2014].
Таким образом, он предпринимает попытку вернуть идею о дипломатии городов, а также парадипломатии в качестве эффективных инструментов в решении проблем регионального и международного значения. На основе анализа данного вопроса представляется целесообразным предположить, что на позицию Папы в очередной раз влияет идея Ордена иезуитов, научно выраженная немецким философом и теологом Эрихом Прзивара1 о том, что «идея создания единой Европы должна исходить не из теоретиче-
1 Один из ярких выразителей позиции Августина в современном католицизме. См.: [Степанова, 2007]. 194
ских программ политических партий, а из идеи сотрудничества городов-полисов» [Przywara, 2013, p. 76].
В контексте создания единой Европы Франциск отводит ключевую роль церкви, а также формированию в соответствии с христианскими ценностями молодого поколения. При этом основой для сплоченной Европы должен стать диалог. Только при соблюдении этих условий Европа сможет снова стать субъектом международных отношений, способным разрабатывать новые идеи и эффективно отвечать новым вызовам и угрозам.
Позиция Франциска в отношении Европы заключается также в том, что импульс развития Европы состоит в открытости ЕС всему мировому сообществу. В первую очередь имеется в виду позиция ЕС по отношению к европейскому миграционному кризису. Прием беженцев европейскими странами является ключевой идеей Папы Франциска, свидетельством чего является упоминание о проблеме практически в каждом разговоре о ЕС. Со своей стороны он призывает каждый приход принять как минимум одну семью мигрантов. Из поездки на остров Лесбос Папа Римский привез с собой в знак подтверждения собственной позиции 12 беженцев, которых дал указание поселить в Ватикане [Papa Francesco con 12 musulmani.., 2018]. Анализ дает основание полагать, что данная позиция понтифика стала причиной напряженных отношений с местным католичеством, в первую очередь в Венгрии. Святой престол жестко критикует подход, в соответствии с которым миграционная проблема, а также другие узлы напряженности в международных отношениях решаются через призму исключительно национальных интересов. У самого Ватикана, исходя из того, как он сам себя позиционирует, нет национальных интересов в узком смысле этого понятия. Однако если попытаться их гипотетически сформулировать, то ими становятся защита христиан и человека как личности во всем мире.
Ватикан признает «незаконным» использование христианских ценностей для построения закрытых обществ с замкнутой идентичностью. Стоит заметить, что сам термин «христианских основ» используется Франциском, в отличие от своих предшественников, в другом ключе. Тема «европейских основ» (или «кор-
ней», как называет их понтифик) активно использовалась Святым престолом во время понтификата Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, когда ватиканской дипломатической службой предпринимались безуспешные попытки внедрять концепцию «христианских основ» в проект Европейской конституции, также потерпевший неудачу на референдуме в 2004 г. [Hussein, 2005].
Сильная сторона Франциска состоит в том, что, несмотря на то что его мнение по отношению к Европе является взглядом со стороны, оно не представляется чуждым европейским лидерам и населению Европы, в том числе не только католической. При этом Франциска кардинально отличает от двух предыдущих пап (Бенедикта XVI и Иоанна Павла II) то, что он не считает судьбу Европы определяющей для дальнейшего пути развития христианства, в частности католицизма, а также развития всего мирового сообщества. Отчасти это можно объяснить тем, что взгляды обоих предшественников Папы Франциска были сформированы наследием Второй мировой войны. Также первая половина XX в. Европы представляла собой источник крупных человеческих ресурсов католической церкви для осуществления ее политики в мире: именно из Европы миссионеры отправлялись в отдаленные районы планеты для проведения политики католической церкви. Папы-европейцы отдавали себе отчет в важнейшей роли Европы. Значителен и внутренний фактор: Святой престол переживал период сложных отношений с Италией на протяжении первой половины XX в. и нуждался в Европе в качестве поддержки. Папа Пий XII выступил за объединение первой шестерки стран будущего ЕС.
Такой проект отчасти соответствовал интересу католической церкви по созданию союза католических европейских стран. Все папы-итальянцы были ярко выраженными европеистами, так же как правящий класс Италии, - европейская интеграция давала им шанс преодолеть собственное нестабильное положение и решить внутренние проблемы [Durand, 2002]. В отличие от этого, факт, что Папа Бергольо прожил большую часть жизни в ЛА, там же получил образование и начал служение, позволяет ему взглянуть на проблемы Европы более широко и более критично. Свидетельством отличного подхода Святого престола к Европе являются три глав-
ных послания Франциска к Европе и ЕС: заявление понтифика в стенах Европарламента в Страсбурге, в котором он жестко раскритиковал состояние европейского сообщества, заявив, что Европа «производит впечатление чего-то престарелого и изможденного», и призывает объединить усилия, чтобы «построить Европу, которая вращается не вокруг экономики, а вокруг святости человеческой личности и неотъемлемых ценностей, которая мужественно принимает свое прошлое и уверенно смотрит в будущее, не теряя надежду в настоящем, отказаться от Европы, которая замкнута на себе, возродить ее лидерство в науке, искусстве, человеческих ценностях, так же как и в вере» [Francesco, 2014]; обращение к Ассамблее Совета Европы, в котором Римский первоиерарх просит «вернуться к своим корням, чтобы построить мирное будущее в духе диалога с миром», а также речь в ходе вручения премии Карла Великого 6 мая 2016 г.
Нынешний первоиерарх предлагает мировым лидерам рассматривать траекторию мирового развития не только с позиции евроцентристских подходов, при этом не отрицая важность последних. Папа умело сочетает критику Европы и в то же время свою поддержку ей. По поводу самой Европы он говорит, что она должна сочетать в себе единство и разнообразие. Фактически Святой престол предлагает европейским странам альтернативный путь выхода из политического кризиса, построенный на уважении международного права, истории и традиционных ценностей.
Святой престол - видение современной демократии
На данный момент в политологическом сообществе широко обсуждаются вопросы кризиса мировой политической системы в целом и кризис демократии, лишенной четких принципов в частности. Кризис демократии, по словам исследователей [Мельвиль, 2015, с. 272-289], выражается в первую очередь в отсутствии эффективности демократических систем, а также в кризисе доверия населения демократическим институтам и политическим элитам.
В понимании Папы Франциска, кризис демократии исходит из самой идеологии современности, в соответствии с которой человек - существо радикально свободное и «утилитарное». По сути,
приходится говорить об анархическом и ультраутилитарном либерализме, развитие которого ставит под угрозу этическую сторону демократии и самой свободы как концепции. Сейчас мировое сообщество скорее живет не в эпоху перемен, а в эпоху «смены эпох». В мире происходит нарушение политического и экономического равновесия, накладывающееся на перемещение центра силы из Европы. В этом контексте мы говорим о большей глобализации и взаимосвязанности субъектов международных отношений. Признавая положительные эффекты этих феноменов, нельзя отрицать, что мировое сообщество на данный момент не имеет эффективных рычагов управления процессами глобализации. В повестке дня политики и дипломатии Святого престола это имеет большое значение, считающего крайне необходимым ввести этическую составляющую в экономическую и технологическую жизнь общества. Святой престол видит разрешение кризиса в решении вопроса взаимосвязи демократии и свободы.
Кардинал Бергольо еще за несколько месяцев до своего избрания заявил о необходимости «вернуть контроль над демократией» [Bergoglio, 2014]. Представляется уместным проанализировать идеи и предложения Святого престола по данному вопросу, которые выражаются в его речи в Парламенте Европы [Francesco, 2014], Совете Европы [Francesco, 2014 а], на пленарном заседании Конгресса США [Francesco, 2015], в ООН [Francesco, 2015 а], а также в ходе визитов в Африку и Мексику. Святой престол не придерживается принципиально новой концепции о «возврате демократии», а призывает вернуться к корням первоначального «проекта». Это должно происходить посредством реформирования государственных учреждений, а также процедурных правил, которые бы ставили население в центр внимания. При этом под населением в данном случае понимается совокупность свободных граждан, объединенных едиными морально-этическими принципами, несущих гражданскую ответственность и участвующих в процессе представительства населения в руководящих структурах [Francesco, 2016].
По мнению Святого престола, демократия не может быть достигнута только на политическом уровне, прежде необходимо выработать демократические принципы на гражданском и эконо-
мическом уровнях. Папа выступает против агрессивной формы современного капитализма, считая, что он влечет за собой радикализацию индивидуализма, что в свою очередь ведет к смене парадигмы «свободы для всех» к идеологии «свободы для немногих». Также Святой престол видит опасность в том, что агрессивный капитализм в финансовой сфере ведет к цели получения прибыли в краткосрочной перспективе, не концентрируясь на долгосрочной. Позиция Франциска заключается в том, что если понятие гражданина отождествляется и сводится исключительно к понятию индивида, а свобода ограничивается только ненарушением прав других, то общество начинает испытывать недостаток так называемых «этических ресурсов»[Piana, 2014], необходимых для построения устойчивых взаимосвязей в обществе, для сплоченности политического руководства и населения, усиления демократических принципов сосуществования, так называемого «социального капитала», а также устойчивого развития.
Таким образом, основной подход Святого престола касательно вопросов демократии заключается в необходимости перейти от демократии «низкой интенсивности» к демократии «высокой интенсивности», которая, по мнению Ватикана, должна быть инклюзивной, социально справедливой, представительной [Francesco, 2013]. Франциск убежден, что глобализация и демократия «низкой интенсивности», с одной стороны, снизила бедность определенного класса общества, но, с другой - способствовала усилению неравенства внутри самих государств.
Современная демократия также страдает от дефицита политической составляющей, выражающегося в отсутствии инструментов продвижения идеи общего блага [Torinelli, Galeazzi, 2015]. Политика стала трансформироваться в инструмент борьбы за власть и интересы отдельных людей. Хорхе Марио Бергольо утверждает, что в нынешней политике, как мировой, так и региональной, не созданы противовесы бедности и неравенству [Bergoglio, 2014]. Святой престол призывает «реабилитировать» политику, которая бы включала в себя власть народа и способствовала выходу политических партий из кризиса [Francesco, 2015].
Главными препятствиями на пути к достижению демократии «высокой интенсивности» Святой престол считает неоиндивидуализм, приобретающий в современных международных отношениях анархический характер, «неоутилитаризм», примат экономики над политикой и агрессивные формы глобализации и монетизации экономики и технократии.
Относительно современной экономики позиция Святого престола заключается в следующем: первая задача - поставить экономику на службу народам. Экономика не должна быть механизмом для накопления (денег от продажи) товаров, а надлежащим инструментом управления нашего общего дома. Это влечет за собой обязательства по уходу за этим домом и обязанность распределения своих товаров среди всех. Это не только обеспечение запаса пищи или «достойного» «хлеба насущного». Также нужна гарантия триединства земли, жилья и труда. Действительно общинной экономикой можно назвать экономику христианского вдохновения, она должна обеспечить достоинство народов и их «общее, современное благополучие и процветание».
Исходя из вышесказанного, Святой престол в политике и дипломатии разрабатывает своеобразную дорожную карту по достижению демократии «высокой интенсивности».
1. Новая евангелизация общества (новый гуманизм). Под данной идеей подразумевается новое видение человека и его свободы по принципу отказа от биологического, экономического, социального и другого редукционизма (сведения сложного к простому или высшего к низшему). Только достигнув интегрального понимания человека, можно перейти к экономике на службе человека, а не денег.
2. Создание новых социальных движений. Это открыто заявил Папа на встречах с представителями социальных движений в Риме и Боливии [Francesco, 2015 a]. Апеллируя к проблеме защиты окружающей среды, он также говорит о необходимости создания глобального экологического движения на пути к достижению демократии «снизу», а также развитию активной гражданской позиции. При этом, несмотря на историческую приверженность тради-
ционализму, Святой престол призывает преодолеть статус-кво и старые привычные схемы.
3. Преодоление экономических неолиберальных доктрин. С этим связана необходимость финансовых реформ на международном уровне, делающих рыночные отношения более свободными, стабильными, прозрачными, неолигархичными.
Проблемы, которые Святой престол считает приоритетными для преодоления
Святой престол исходит из того, что нарастающее неравенство в мировых масштабах представляет собой чрезвычайную кризисную ситуацию, которую международное сообщество не может игнорировать. Особое внимание уделяется вопросам нехватки воды. Франциск говорит о «социальном долге» глав государств перед социально незащищенными слоями населения. Данные акценты папа Франциск делает именно в ходе своих апостольских визитов в Эквадор, Боливию, Парагвай и другие страны ЛА. В ходе визита в Боливию глава Католической церкви устраивает встречу с 1700 общественными движениями со всего мира и в обращении к ним призывает к равномерному распределению благ, произведенных человеком, считая это моральным долгом [Francesco, 2015 a].
Во главу угла он также ставит вопросы климата, призывая мировое сообщество заботиться об «общем доме». Для обсуждения вопросов климата Папа Франциск не собирает мировых лидеров, а предпочитает работать с людьми «на местах». На конференцию, организованную Папской академией наук и посвященную вопросам охраны окружающей среды, понтифик приглашает мэров городов и должностных лиц, отвечающих именно за данные вопросы. Проблемам экологии и защиты окружающей среды посвящена вторая энциклика Папы Римского «Laudato si» [Francesco, 2015 a] («Хвала Тебе»), опубликованная 18 июня 2015 г. Документ был положительно воспринят организациями по защите окружающей среды. Ее появление также приветствовали Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, президент Всемирного банка, ответственные за программы по защите природы под эгидой ООН.
Положительный отзыв об энциклике оставил Константинопольский патриарх Варфоломей I, который заявил: «Борьбу с изменениями климата нельзя вести индивидуально. Эта проблема требует внимания и действий всего человечества, в особенности богатых регионов нашей планеты. В беседе с нашим дорогим братом Папой Франциском мы согласились в том, сколь важно то, что над этой темой работают церкви Востока и Запада» [Bartolomeo.., 2015]. Специалист по Католической церкви Джон Аллен высказал мнение, что энциклике суждено войти в историю как поворотный момент, когда защита окружающей среды наконец-то заняла почетное место в одном ряду с достоинством человеческой жизни и экономической справедливостью в качестве краеугольного камня католического социального учения. Возвращаясь к вопросу о стремлении нынешнего понтифика осуществлять как можно более прямой контакт как с людьми, так и с членами Римской курии с целью более эффективного продвижения собственной позиции, он направляет энциклику лично каждому кардиналу с просьбой прочесть документ [Vigano, 2015, p. 124].
Таким образом, очевидно, что Хорхе Марио Бергольо проводит политику, направленную на активизацию работы на институциональном уровне, вспоминая о необходимости учитывать реальное положение дел, а не руководствоваться эфемерными идеями, часто рождающимися, по его мнению, на высшем уровне. Политика, направленная на необходимость быть как можно ближе к верующим, проводилась Хорхе Марио Бергольо еще со времен, когда он был архиепископом Буэнос-Айреса [Franco, 2015, p. 38]. Тогда он возобновил так называемую «стратегию 600 метров», в соответствии с которой считается, что церковный приход должен оказывать влияние на близлежащую территорию населенного пункта не менее чем на 600 метров.
Латиноамериканский регион является одним из приоритетов Святого престола. В 2015 г. Папа совершил поездки в Эквадор, Боливию, Парагвай. Меньше внимания уделяется Бразилии. Папа совершил визит в 2013 г., однако поездка была запланирована еще Папой Бенедиктом XVI. В апреле 2017 г. понтифик ответил отказом на приглашение президента Бразилии по случаю 300-й годовщины
обретения чудотворного образа Пресвятой Богородицы Апареси-ды, сославшись на ранее намеченные обязательства. При этом Папа Римский призвал главу страны продолжать работать на благо самых бедных. По возвращении из поездки по ЛА во время Angelus 19 июля 2015 г. [Francesco, 2015 a] он заявил, что латиноамериканский регион обладает огромным духовным и человеческим потенциалом, тщательно оберегает истинные христианские ценности, однако переживает серьезные социальные и экономические проблемы.
Южная Америка для Папы имеет особое значение, так как отчасти он видит в ней будущее развития человечества. Особое внимание к данному региону зачастую является одним из аргументов критики Папы Франциска. Стоит отметить, что из 22 пасторских визитов лишь 6 были совершены в европейские страны (2014 г. - Албания, Франция; 2015 г. - Босния и Герцоговина; 2016 г. - о. Лесбос, Греция, Польша, Швеция; 2017 г. - Португалия), в то время как на Кубу понтифик приезжал уже дважды. Интерес понтифика к ЛА и Азии продиктован не только его корнями. Именно в этих регионах сконцентрировано большинство католического населения в мире. На первом месте - Бразилия (172,2 млн крещеных католиков), затем Мексика (110,9 млн), Филиппины (83,6 млн). При этом в Бразилии проживает больше людей, исповедующих католицизм, нежели суммарно в Италии (58 млн), Франции (48,3 млн) и Испании (43,3 млн) - лидеров по количеству католиков в Европе [L'Annuario Pontificio.., 2015].
Хорхе Марио Бергольо апеллирует к тому, что латиноамериканская церковь еще очень молодая, гибкая и способна составить основу для Католической церкви нового тысячелетия. По сравнению с предыдущим понтификом Папа Франциск резко сократил число сопровождающих во время визитов, а также сильно упростил протокольную часть любой поездки. Он является первым из понтификов, который предпочитает во время визита посетить максимальное количество мест той страны, в которой находится, ставя на первое место больницы, детские учреждения, общественные места.
За пять лет своего понтификата Папа Франциск посетил десять латиноамериканских стран, где был горячо принят местным
населением (за исключением Чили, где скандалы со случаями насилия в церкви вызвали массу протестов). В опросах общественного мнения, опубликованных латиноамериканской некоммерческой организацией «Latinobarometro», занимающейся статистикой в регионе, приводится шкала поддержки Бергольо в регионе -6,8 пункта из 10. Страны, где понтифик набрал наибольшую популярность, - Парагвай (8,3) и Бразилия (8), в то время как в Чили и Уругвае цифры опускаются до 5,3 и 5,9 [Latinobarometro.., 2018].
Однако главной линией, которую проводит Папа Франциск в латиноамериканском векторе внешней политики Святого престола, является миротворчество и посредничество в урегулировании конфликтов на континенте. В рамках данной тенденции можно привести пример восстановления дипломатических отношений между Кубой и США в декабре 2014 г. Как Барак Обама, так и кубинский лидер Рауль Кастро признали большой вклад Папы Франциска в урегулировании более чем полувекового конфликта. И не случаен тот факт, что спустя кратчайшие сроки после объявления данного решения по телевизионным каналам, Государственный секретариат Святого престола опубликовал готовый документ, который выражал большое чувство удовлетворения епископа Рима по поводу этого поистине исторического события. В нем также присутствовало замечание того, что Святой престол, принимая в Ватикане в октябре 2014 г. делегации обеих стран, предложил последним свою помощь в налаживании конструктивного диалога, в результате чего был достигнут удовлетворительный результат для обеих сторон. Более того, Рауль Кастро отметил: «Я был поражен мудростью и скромностью Папы... если он продолжит так свое служение, я вновь стану католиком» [Castro, 2015]. Данный сюжет представляет собой пример «мягкой силы» Франциска в действии -коммунистический лидер всенародно заявляет о своем положительном отношении к Католической церкви.
Однако серьезную критику латиноамериканцев вызвало бездействие понтифика в отношении гуманитарного кризиса в Венесуэле. Президент страны Николас Мадуро неоднократно обращался к Папе с просьбой повлиять на агрессивную позицию США, Аргентины и Бразилии в отношении Каракаса. Хорхе Марио Бер-
гольо принял в Ватикане руководство венесуэльской епископской конференции, обсудил с ними ряд кризисных вопросов, однако, с точки зрения венесуэльцев, не придал проблеме должной огласки, которая свидетельствовала бы о поддержке Святым престолом Венесуэлы.
Первый апостольский визит Папа совершил в 2013 г. в самую крупную католическую страну, где популярность Франциска набирает обороты, - Бразилию. На богослужениях с участием понтифика собирались миллионы верующих. Бергольо лично посетил больницы, тюрьмы и бедные районы, несмотря на серьезные угрозы безопасности.
В 2015 г. понтифик посетил Эквадор, Боливию и Парагвай, где он принес публичные извинения от лица Римско-католической церкви за геноцид местного населения во время завоевания Америки. Данный шаг - демонстрация дружественного отношения к коренным жителям, укрепление католического присутствия во всех социальных группах латиноамериканского общества. Кроме того, понтифик отдельно остановился на проблемах региона, отмечая экономическую нестабильность, следствием которой становится растущая бедность. Папа Франциск призвал обеспечить права граждан на землю, дом и работу.
В 2016 г. епископ Рима совершил официальный визит в Мексику, главной темой которого стало исчезновение 43 студентов в штате Герреро, проблемы коррупции и насилия в стране. Не менее актуальные вопросы понтифик обсуждал в Колумбии в рамках визита в сентябре 2017 г. - достижение согласия между повстанцами и правящим режимом. И в действительности роль Римско-католической церкви в урегулировании вооруженного конфликта в стране оказалась немаловажной. Во время посещения города Вильяви-сенсио понтифик пообщался с жертвами столкновений в рамках встречи, ставшей символическим завершением кровавой эпохи в стране.
Несмотря на определенную симпатию к родному континенту, Папа Франциск жестко критикует текущее положение дел в регионе [Francesco, 2018]. По его мнению, в ЛА идет процесс социальной деградации: ненормированный рабочий день, рост преступности.
Святой престол обращает внимание на эту проблему не только на государственном уровне, но и призывает население бороться с несправедливостью на уровне локальном - посредством обсуждения соответствующих тем в приходах, включения их в проповеди латиноамериканских священников. Таким образом, Святой престол активно использует «мягкую силу» для решения внутриполитических проблем других стран, улучшения жизни католического населения в ЛА.
Список литературы
Мельвиль А.Ю. «Кризис демократии» и «зависшие» демократизации || В кн.: Российская политическая наука: Идеи, концепции, методы | Под общ. ред.: О.В. Гаман-Голутвина; науч. ред.: Л.В. Сморгунов. - М.: Аспект Пресс, 2015. - С. 272-289.
Папа Римский назвал Европу «состарившимся континентом» 11 BBC русская служба - Режим доступа: https:||www.bbc.com|russian|inter national|2014|11|141125_pope_francis_speaks_in_europe (Дата обращения -1б.03.2018).
Степанова Е.А. Рейнхольд Нибур о толерантности и проблеме истины в христианстве || Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2007. - № 7. -С. 91-108.
Bartolomeo a Cop21: sul clima non è troppo tardi per agire, ma subito || News.va. Official Vatican Network. - Mode of access: https:||agensir. it|quotidiano|2015|12|4|cop21-patriarca-bartolomeo-non-e-troppo-tardi-per-agire-ma-dobbiamo-farlo-subito|(Дата обращения - 10.03.2018).
Bergoglio J.M. Noi come cittadini. Noi come popolo. Verso un bicentenario in giustizia e solidarietà. 2010-201б, Libreria editrice vaticana-Jaca book Città del Vaticano-Milano, 2013. - P. 29; M. Toso. L'utopia democratica di Papa Francesco, in C. Alboretti, La buona battaglia. Politica e bene comune ai tempi della casta, Tau Editrice. - Todi, 2014. - P. 105-130.
Caracciolo L., Riccardi A. Papa Francesco. Sognare l'Europa. - Bologna: Centro editoriale dehoniano, 2017. - Р. 8б-90.
Castro R. Un'ora con il Papa. Poi da Renzi: «Che errore mettere Cuba tra i Paesi terroristi» || La Repubblica. - 10.05.2015. - Mode of access: http:|| www.repubblica.it|esteri|2015|05|10|news|castro_vaticano-114004194| (Дата обращения - 22.03.2018).
Durand J.-D. Storia della Democrazia cristiana in Europa. Dalla Ri-voluzione francese al postcomunismo, Guerini e associati. - Milano, 2002. - 314 p.
Francesco. Discorso del Santo Padre Francesco al Parlamento Europeo. Strasburgo, Francia. Martedi, 25 novembre 2014 // Vatican Official Site. - Mode of access: https://w2.Vatican.va/content/francesco/it/speeches/2014/novem ber/documents / papa-francesco_20141125_strasburgo-parlamento-europeo. html (Дата обращения - 10.03.2018).
Francesco. Discorso del Santo Padre Francesco al Consiglio d'Europa. Strasburgo, Francia. Martedi, 25 novembre 2014а / / Vatican Official Site. - Mode of access: https://w2.vatican.va/content/francesco/it/speeches/2014/novem ber/documents/papa-francesco_20141125_strasburgo-consiglio-europa.html (Дата обращения - 10.03.2018).
Francesco. Discorso del Santo Padre all'Assemblea plenaria del Congresso degli Stati Uniti d'America. - Washington, D.C. Giovedi, 24 set-tembre 2015 // Vatican Official Site. - Mode of access: http://w2.vatican.va/ content/francesco/it/speeches/2015/september/documents/papa-francesco_ 20150924_usa-us-congress.html (Дата обращения - 10.03.2018).
Francesco. Evangelii gaudium. Esortazione apostolica. - San Paolo Edizioni, 2013. - 320 p.
Francesco. Incontro con i membri dell'Assemblea Generale dell'Orga-nizzazione delle Nazioni Unite. discorso del Santo Padre. - New York: Venerdi, 25 settembre 2015. Vatican Official Site. - Mode of access: http: / /w2. vatican.va/content/francesco/it/speeches/2015/september/documents/papa-francesco_20150925_onu-visita.html (Дата обращения - 10.03.2018).
Francesco. Incontro con le autorita, con la societa civile e con il corpo diplomatico. Discorso del santo padre / Vatican Offucual Site. - Mode of access: https: //w2.vatican.va/content/francesco/it/speeches/2018/january/documen ts/papa-francesco_20180116_cile-santiago-autorita.html (Дата обращения -02.03.2018).
Francesco. Lettera Enciclica «Laudato si'» del Santo Padre Francesco Sulla Cura Della Casa Comune. - Citta del Vaticano, 2015. - Mode of access: https://m.vatican.va/content/dam/francesco/pdf/encyclicals/documents/pa pa-francesco_20150524_enciclica-laudato-si_it.pdf(Дата обращения - 10.03.2018).
Francesco. Partecipazione al II Incontro mondiale dei movimenti popolari. Discorso del Santo Padre. Centro fieristico Expo Feria, Santa Cruz de la Sierra (Bolivia). Giovedi, 9 luglio 2015а / / Vatican Official Site. - Mode of access: http: / / w2. vatican. va/ content/ francesco/it/ speeches/2015/july/docu ments/papa-fr ancesco_20150709_bolivia-movimenti-popolari.html (Дата обращения - 10.03.2018).
Francesco, La carita politica. Un volto della misericordia, presentazione di S. Ecc.Mons. Lorenzo Leuzxi, Libreria editrice vaticana. - Citta del Vaticano, 2016. - 84 p.
Francesco. Partecipazione al II Incontro mondiale dei movimenti popolari. Discorso del Santo Padre. Centro fieristico Expo Feria, Santa Cruz de la Sierra (Bolivia). Giovedi, 9 luglio 2015 / / Vatican Official Site. - Mode of access: http://w2. Vatican. va/content/francesco/it/ speeches/2015/july/docu ments/papa-francesc o_20150709_bolivia-movimenti-popolari.html (Дата обращения - 10.03.2018).
Franco M. Il Vaticano secondo Francesco. Da Buenos Aires a Santa Marta: come Bergoglio sta cambiando la Chiesa e conquistando i fedeli di tutto il mondo. - Milano: Mondadori Libri, 2015. - P. 38.
Hussein N. Referendums on the EU Constitutional Treaty: The State of Play / / Chatham House. - Mode of access: http://www.proyectos.cchs. csic. es/euroconstitution/library/working% 20papers/Hussain_Feb_2005.pdf (Дата обращения - 16.03.2018).
L'Annuario Pontificio 2017 e l'«Annuarium Statisticum Ecclesiae» 2015, 06.04.2017. A cura dell'Ufficio Statistica della Segreteria di Stato / Официальный сайт Ватикана. - Mode of access: https://press.vatican.va/ content/salastampa/it/bollettino/pubblico/2017/04/06/0222/00505.html (Дата обращения - 10.03.2018).
Latinobaromtero. El Papa Francisco Y La Religión En Chile Y América Latina - Latinobaromtero 1995-2017. - Mode of access: https: //www. cooperativa.cl/noticias/site/artic/20180112/asocfile/20180112124342/f0000649 4_religion_chile_america_latina_2017.pdf (Дата обращения -10.03.2018).
Papa Francesco con 12 musulmani in Vaticano, demagogia e... // BLITZ. -Mode of access: http://www.blitzquotidiano.it/cronaca-mondo/papa-frances co-con-10-migranti-in-vaticano-e-fa-un-bel-guaio-2440162/ (Дата обращения -16.03.2018).
Piana G. L'etica di papa Francesco / / Rocca, 2014. - Mode of access: http: / / www.c3dem.it/wp-content/uploads/2014/03/Letica-di-papa-Frances co-g.-piana-Rocca-15.3.pdf (Дата обращения - 10.03.2017).
Przywara E. L'idead'Europa. La crisi di ogni politica cristiana", Il Pozzo di Giacobbe. - Trapani, 2013. - 76 p.
Raúl Castro, un'ora con il Papa. Poi da Renzi: «Che errore mettere Cuba tra i Paesi terroristi» // La Repubblica. - 10.05.2015. - Mode of access: http:// www.repubblica.it/esteri/2015/05/10/news/castro_vaticano-114004194/ (Дата обращения - 10.03.2017).
Torinelli A., Galeazzi G. Papa Francesco. Questa economia uccide. Con un'intervista esclusiva su capitalismo e giustizia sociale, PIEMME. - Milano, 2015. -228 p.
Vigano D.E. Fedelta e cambiamento. La svolta di Francesco raccontata da vicino. - Roma: Rai Eri, 2015. - P. 124.