УДК 343
Денисов Сергей Леонидович
преподаватель кафедры специальных дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России [email protected]
Васенин Андрей Юрьевич
врио начальника кафедры специальных дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России [email protected]
Латентность страхового
МОШЕННИЧЕСТВА В РОССИИ
Sergei L. Denisov
lecturer, Department of special subjects Novorossiysk branch of Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia [email protected]
Andrei Yu.Vasenin
Acting Head of the Department of special subjects Novorossiysk branch of Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia [email protected]
Latency of insurance
FRAUD IN RUSSIA
Аннотация. В данной статье говорится об уровне латентности страхового мошенничества. Рассматриваются убытки страховых компаний от мошенничества. Масштабы совершаемых сегодня преступлений на страховом рынке не поддаются точному статистическому учету. Имеющиеся же сведения весьма скудны и далеко не полно отражают действительный размах мошенничества в этой области. Также приведена в пример одна из многочисленных схем мошенничества в сфере страхования. Отмечается, что росту мошенничества в страховании способствует во многом несовершенство российского страхового законодательства, о чем неоднократно подчеркивалось в научных трудах юристов, экономистов и других специалистов.
Ключевые слова: латентность, мошенничество, страховые выплаты, убытки, закон, страховое законодательство, сфера страхования, ущерб.
Annotation. In this article it talks about the latency level of insurance fraud. Insurance companies consider losses from fraud. The scale of the crimes committed today in the insurance market beyond accurate accounting. Available information is very scarce and does not fully reflect the actual scope of fraud in this area. The authors also give an example of one of the many fraud schemes in insurance industry. It is noted that imperfection of the Russian insurance legislation largely contributes to the growth of fraud, which has been repeatedly emphasized in the scientific writings of lawyers, economists and other professionals.
Keywords: latency, fraud, insurance claims, damages, law, insurance legislation, scope of insurance, damage.
Как известно, мошенников «всех мастей» привлекают огромные страховые фонды, предназначенные в первую очередь для страховых выплат страхователям при наступлении страхового случая. К тому же, сфера страхования ввиду несовершенства правового регулирования и часто меняющегося законодательства негативной практики норм его применения стала открытой для различных мошенничеств, способы совершения которых постоянно модифицируются и отличаются высокой степенью латентности.
Масштабы совершаемых сегодня преступлений на страховом рынке не поддаются точному статистическому учету. Имеющиеся же сведения весьма скудны и далеко не полно отражают действительный размах мошенничества в этой области.
Несмотря на принимаемые меры по выявлению и предупреждению различных видов мошенничества, ущерб только от мошенничества в стра-
ховании по общей экспертной оценке, например, «а 2010 год превысил 27 млрд рублей, те. не менее 10 % всех страховых возмещений. Однако, судя по данным других источников, вряд ли приведенные цифры соответствуют реальной действительности, поскольку уровень латентности страхового мошенничества достигает 95 %, а к уголовной ответственности привлекается не более 10 % лиц, о финансовых махинациях которых стало известно правоохранительным органам» [1].
По данным Котлобовского И. Б. и Алешиной А.Ю., ущерб от мошенничества в 2009 году составил не менее 20 млрд рублей, а доля страховых выплат по сфабрикованным фактам и обстоятельствам, например только в ОСАГО за 2010 год превысила 20 % от заявленных убытков (не менее 10,65 млрд рублей), а в автокаско - возросла до 12% (не менее 12,66 млрд рублей). При этом убытки страхо-
96
вых компаний от мошенничества закладываются в стоимость страховки, которую оплачивают добросовестные страхователи [2].
Убытки от страхового мошенничества постоянно растут, об этом было отмечено на сайте генерального директора Страхового Дома ВСК Ве-невцевой Е.: «76,7 % выявленных фактов мошенничества приходится на долю ОСАГО, а 23 % относятся к договорам страхования имущества, грузов и другим видам страхования. 20 % преступлений совершают агенты, брокеры и сотрудники страховых компаний. Выплаты аферистам возрастают ежегодно на 5 %. «На том же сайте приведена следующая схема мошенничества: «Мошенники вместо ранее угнанных машин брали в аренду автомобили тех же марок и цветов, изготовляли регистрационные номера угнанных машин и страховали их, пользуясь бездействием страховых представителей или вступая с ними в преступный сговор. Этой аферой занималась фирма по аренде элитных автомобилей. Мошенников обучали «консультанты» -руководитель управления урегулирования убытков страховой компании, офицер службы страховых приставов, инструктор войскового подразделения. Преступления были разоблачены сотрудниками безопасности страховой компании во взаимодействии с отделом по борьбе с экономическими преступлениями [3].
По данным комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по противодействию страховому мошенничеству, около 50 % случаев мошенничества совершается при участии сотрудников самой страховой компании. Только компанией «Ингосстрах» ежегодно выявляются до 1500 попыток страхового мошенничества, что в денежном выражении составляет 1 млрд рублей. Однако по факту мошенничества возбуждается не более 10 % уголовных дел, что порождает новые преступления [4].
В страховой компании «^ьянс» в 2011 году были предотвращены силами службы безопасности попытки страхового мошенничества на общую сумму 250 млн рублей. Ежегодно раскрывается более 1500 случаев мошенничества [5].
Известно также, что в рамках закона об ОСАГО создана единая база данных «Спектр», в которую поступают сведения о страховых случаях из 72 страховых компаний, занимающихся автострахованием, что позволяет оперативно в режиме «онлайн» проверять сомнительные случаи
Литература:
1. Шевченко А. С. Общественное мнение благоволит мошенникам // Финансы. 2007. № 12. С. 50.
2. Котлобовский И.Б. Мошенничество в страховании как ключевой операционный риск: выявление и противодействие / Котлобовский И.Б., Алешина А.Ю. // Страховое дело. 2013, март. С. 57.
страховых выплат и не допускать повторного получения страхового возмещения по одному и тому же страховому случаю в разных страховых компаниях.
Однако, ни действия профессиональных объединений, ни самих страховых компаний и их внутренних служб безопасности, а также правоохранительных органов по борьбе со страховым мошенничеством должного успеха пока не имеют: количество страховых мошенничеств и
ущерб от них увеличиваются с каждым годом, а самое главное-мошенничество остается безнаказанным. Поэтому страховые компании вынуждены свои убытки от мошенничества и борьбы с ним закладывать в стоимость страховки. В итоге от мошенничества страдают страхователи, страховщики и общество в целом.
Следует подчеркнуть, что росту мошенничества в страховании способствует во многом несовершенство российского страхового законодательства, о чем неоднократно подчеркивалось в научных трудах юристов, экономистов и других специалистов. Так, например, в диссертационном исследовании Магомадова А». отмечено: «До сих пор управление финансовой устойчивостью страховщиков в России осуществлялось, преимущественно, в рамках законодательных требований, основанных на западно-европейских нормативах 40-летней давности».
И далее: «3 то же время, обострение кризисных явлений в экономике, усиление конкуренции, объективно требуют корректировки сложившейся модели государственного финансового регулирования в сфере страхования» [6]. Аналогичная оценка несовершенства российского страхового законодательства дана Пенюгаловой Л.А. и Шку-ренко АН., которые пишут: «Российское страховое законодательство представляет собой достаточно сложный и не всегда простой для понимания симбиоз традиционно западных подходов к организации отрасли и на «быструю руку» составленных актов начала 1990-х годов» [7].
О неурегулированности правовых норм в страховании пишут Ивашкин Е.И. и Карташов А.С. (со ссылкой на мнение Голушко ГК.): «Надо называть вещи своими именами: нормы, допускающие неоднозначные толкования, следует признавать юридическим браком, которого у нас с начала 1990-х годов накопилось предостаточно». Авторы делают следующий вывод: «И при этом недостаточность используется преимущественно в интересах страховщиков, а не потребителя их услуг» [8].
Literature:
1. Shevchenko A.S. Public opinion favors fraudsters // Finances. 2007. № 12. P. 50.
2. Kotlobovskii I.B. Fraud in insurance as a key
operational risk: identifying and countering /
I.B. Kotlobovskii, A.Yu. Aleshina // Insurance business. 2013, march. P. 57.
97
3. URL: http://ufarosno.on.ufanet.ru/press-centr/
mass-media/moshennikinedremlut.html
4. «Эхо Москвы» Интервью с Гуляевым А., директором департамента анализа и защиты информации компании «Ингосстрах» от 28 ноября 2012 года.
5. URL: http://www.uralsiins.ru/moscow/company/
press_service/article_publications.wbb?id=2f5a39ff. 234d-4d62-bid3-b29ee44ffc988page=2
6. Магомедов А.Н. Указ.соч. С. 3-4.
7. Пенюгалова Л.А. Пути преодоления недове-
рия со стороны страхователей (на примере Краснодарского края) / Л.А. Пенюгалова,
АН. Шкуренко // Страховое дело. 2011, август. С. 59.
8. Ивашкин Е.И. Урегулирование финансовых претензий потребителей страховых услуг / Е.И. Ивашкин, А.С. Карташов // Финансы. 2010. № 9. С. 54; Голушко Г.К. Законодательство о договоре страхования нуждается в совершенствовании // Юридическая правовая работа в страховании. 2008. № 4.
3. URL: http://ufarosno.on.ufanet.ru/press-centr/
mass-media/moshennikinedremlut.html
4. «Echo of Moscow». Interview with Alexander Gulyaev, director of the Department of analysis and information protection of «Ingosstrakh» dated November 28, 2012.
5. URL: http://www.uralsiins.ru/moscow/company/
press_service/article_publications.wbb?id=2f5a39ff. 234d-4d62-bid3-b29ee44ffc988page=2
6. Magomadov A.N. Pointer of works. P. 3-4.
7. Penyugalova L.A. Overcoming mistrust on the part of the insures (on the example of the Krasnodar Krai) / L.A. Penyugalova., A.I. Shkurenko // Insurance business. 2011, August. P. 59.
8. Ivashkin E.I. The settlement of financial claims of the consumers of insurance services / E.I. Ivashkin
A.S. Kartashov // Finance. 2010. № 9. P. 54; Golushko G.K. Legislation on insurance contract needs to be improved // Legal work in insurance. 2008. № 4.
98