ЕЖЕГОДНОЕ СОБРАНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ (г. ЛАС-ВЕГАС, 19-23 АВГУСТА 2011 г.), СЕКЦИЯ «АЛЬТРУИЗМ, СОЛИДАРНОСТЬ И МОРАЛЬ»
А.Б. Гофман
ЛАС-ВЕГАС КАК ЦЕНТР СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ЗАМЕТКИ РОССИЙСКОГО УЧАСТНИКА ЕЖЕГОДНОГО СОБРАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ 2011 г.1
Вы думаете, Лас-Вегас - столица азартных игр и развлечений? Ошибаетесь! Это центр социологической мысли! Во всяком случае, социологической мысли США. Во всяком случае, иногда. Точнее, 19-23 августа 2011 г. Именно в это время в этом месте состоялось Ежегодное собрание (meeting) Американской социологической ассоциации.
Надо заметить, что столь экзотическое для проведения научного мероприятия место, как Лас-Вегас, было выбрано не сразу. Первоначально оно должно было состояться в Чикаго, городе, широко известном своими социологическими традициями. Однако затем оно было перенесено - из-за неурегулированного конфликта между профсоюзами и отелями Чикаго. Заседания проходили в знаменитом и поражающем, помимо прочего, своими циклопическими размерами Дворце Цезаря (Caesars Palace).
Впрочем, не следует думать, что ранее Лас-Вегас вообще не имел никакого отношения к социологии. В нем имеется Университет штата Невада, в университете - вполне солидный социологический факультет, а на факультете работает известный в США и в России профессор Дмитрий Шалин. Когда-то, на рубеже 60-70-х годов мы с Димой учились на одном курсе в аспирантуре Института социологии РАН у любимого нами, незаб-
1 Обзор подготовлен в рамках исследовательского проекта «Социальная солидарность как условие общественных трансформаций: Теоретические основания, российская специфика, социобиологические и социально-психологические аспекты», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (проект 11-06-00347 а).
венного Игоря Семеновича Кона. К сожалению, в предотъездной суете мне не удалось связаться с Димой заранее, а на самой конференции я не смог его увидеть.
В отличие от некоторых российских социологов, которые никак не могут решить, какой по счету всероссийский конгресс они хотят созвать, третий или четвертый, наши американские коллеги точно знают, в который раз они собрались в августе 2011 г., - это Собрание 106-е.
Несколько слов о самой Американской социологической ассоциации (АСА), ежегодное Собрание которой состоялось в Лас-Вегасе. Ассоциация (первоначально она называлась «Американское социологическое общество») была основана в 1905 г. Ее первым президентом стал один из пионеров американской социологии Лестер Уорд. В дальнейшем эту должность в разное время занимали такие известные социологи, как Уильям Самнер, Чарльз Кули, Роберт Парк, Уильям Томас, Эмори Богардус, Джордж Ландберг, Толкотт Парсонс, Герберт Блумер, Роберт Мертон, Пол Лазарс-фельд, Питирим Сорокин, Льюис Козер, Эрвинг Гофман и др. Ассоциация представляет собой некоммерческую (non-profit) организацию, штаб которой находится в Вашингтоне. Ее главная задача состоит в развитии и популяризации социологии как научной дисциплины и профессии для достижения общественного блага. Эта организация насчитывает более 21 тыс. членов и представляет собой самую большую профессиональную социологическую ассоциацию в мире. Ее членами являются социологические факультеты университетов и колледжей, исследователи, студенты и практики. Примерно 20% из них работают в правительственных учреждениях, в бизнесе и некоммерческих организациях. Ассоциация издает, в частности, десять профессиональных журналов и других периодических изданий, среди которых «American sociological review», «Contemporary sociology», «Journal of health and social behavior», «Teaching sociology».
В ежегодных собраниях Ассоциации последних лет принимают участие примерно 6 тыс. человек, в том числе иностранные гости. Структура и деятельность АСА вполне отражают особенности общества США и специфику его демократических институтов. Я имею в виду, среди прочего, подчинение работы Ассоциации определенным формальным правилам, эффективно работающий штат, значимую роль репутации руководства, его реальную выборность и регулярную (ежегодную) сменяемость, делегирование ему полномочий и контроль «снизу вверх» и т.п.
Руководство Ассоциацией, и в частности должность президента, рассматриваются как почетная обязанность, основанная на признанном научном авторитете, на безупречной научной и этической репутации. Пост президента - это хотя и важная, но временная функция, а не бессрочная синекура или способ реализации определенных личных и групповых (экономических, властных и т.п.) целей. Последнее, к сожалению, слишком хорошо знакомо российским социологам.
С августа 2011 г. по август 2012 г. пост 103-го президента АСА будет занимать ранее избранный на этот пост профессор Эрик Олин Райт (Wright) из Висконсинского университета в Мэдисоне, представитель «аналитического марксизма», специалист в области социальной стратификации; а с августа 2012 г. по август 2013 г. функции президента будет исполнять избранная на последнем Собрании профессор Стэнфордского университета, специалист в области гендера и гендерной стратификации Сесилия Риджуэй (Ridgeway).
В качестве темы собрания 2011 г., предложенной Программным комитетом, был выбран «Социальный конфликт: Множественные измерения и арены». Обосновывая этот выбор, Программный комитет подчеркнул, что социальный конфликт постоянно присутствует не только в заголовках последних новостей, не только на поверхности, но и в глубинах социальной жизни. Он есть везде, где имеет место изменение, борьба или господство. Это явление имеет множество измерений, изучаемых различными научными дисциплинами. Но именно для социологии конфликт всегда был и остается основным предметом изучения, будь то классы, межрасовые отношения, этничность, гендер или сексуальность. Это подчеркнул в своем приветственном обращении к участникам Собрания 102-й (теперь уже бывший) президент АСА и руководитель Программного комитета, профессор Пенсильванского университета Рэндалл Коллинз, социолог, широко известный в мире, в том числе в России (удостоенный, кстати, в Лас-Вегасе одной из премий за монографию «Насилие: Микросоциологическая теория»1).
Для Собрания АСА 2011 г. Программный комитет предложил сосредоточить внимание на следующих сюжетах:
• Экономическое классовое неравенство, его причины и динамика в связи с такими явлениями, как капитализм, собственность, труд, здравоохранение, их сравнительные и международные аспекты.
• Революция, распад государств, война, терроризм и антитерроризм, а также ненасильственные формы конфликта.
• Социальные движения и их роль во всякого рода конфликтах.
• Этнические и расовые конфликты; религиозные конфликты различного масштаба; конфликты, связанные с изменениями и использованием окружающей среды.
• Политика в области сексуальности, сексуальные движения, работники секс-индустрии; гендерные конфликты, включая гендерный компонент насилия, объектом которого часто являются женщины (серийные и массовые убийства, изнасилования, домашний терроризм).
• Банды и преступные организации, включая международные.
• Дети в конфликтах; детское хулиганство; конфликт и насилие в школах и учебных помещениях.
1 CollinsR. Violence: A micro-sociological theory. - Princeton (NJ); Oxford: Princeton univ. press, 2008.
• Новые технологии видеонаблюдения и социального контроля; конфликт в киберпространстве.
• Политические и организационные конфликты; скандалы.
• Конфликт между институциональными аренами, такими как работа и семья.
• Микроинтеракциональный конфликт.
• Теории конфликта, включая обращение к социологам-классикам.
• Конфликт внутри социологии; интеллектуальный и идеологический конфликт; конфликт в культуре и различных областях культурной индустрии.
• Процессы и способы разрешения или какого-либо иного завершения конфликтов различного рода и уровня.
Важное место в Программе 106-го Собрания АСА заняли три пленарных заседания, проходивших под названиями: 1) «Прогуливаясь на прогулке и разговаривая разговоры: Работа в социологических традициях» («walking the walk and talking the talk: Working in sociological traditions»);
2) «Изменяющийся ландшафт политики в области сексуальности»;
3) «Пятьдесят лет развития исследований социальных движений». Кроме того, состоялись специальные заседания, инициированные президентом (spécial presidential panels), посвященные крушению Советского Союза, сравнительному изучению мафий и будущему капитализма. Первое из перечисленных заседаний организовал и вел президент Международной социологической ассоциации, профессор Университета Беркли (Калифорния) Майкл Буравой. На этом заседании выступили известные специалисты в области истории и социологии России: Стивен Коткин (Принстонский университет) с докладом «Кто убил коммунизм (дворецкий, подсвечником?)» [«Who killed communism (the butler, with the candle-stick?)»]; Георгий Дерлугьян (Северо-Западный университет, Чикаго), получивший в прошлом году в России премию «Общественная мысль», ежегодно присуждаемую Институтом общественного проектирования, с докладом «Кто сделал это? Классовый анализ»; Нэнси Рис (Университет Колгейт) - «Авторитарный капитализм и условия жизни при постсоциализме»; Теодор Гербер (Висконсинский университет в Мэдисоне) - «Изменения и преемственность там, где мы меньше всего ожидали: Стратификация и формирование семьи в постсоветской России».
Программа включала в себя сотни сессий (550 регулярных плюс 90 тематических и специальных), секционных заседаний, «круглых столов», приемов, церемоний, посвященных вручению многочисленных премий и наград, и т.д. У меня сложилось впечатление, что в отличие от аналогичных мероприятий подобного рода в России, Собрание АСА представляло собой хотя и тщательно подготовленное и организованное, но вполне децентрализованное действо. Здесь не было хорошо знакомых нам докладов (мудрого) руководства о небывалых достижениях социологов страны за отчетный период, а были многочисленные формальные и
неформальные встречи, дискуссии и общение коллег, друзей и единомышленников. Впрочем, последнее как раз имеет место и на наших конференциях и конгрессах, несмотря на все бюрократические извращения и ухищрения.
Лично я участвовал главным образом в работе секции «Альтруизм, мораль и социальная солидарность». Это совсем новая секция, она была создана и получила официальный статус в АСА непосредственно на Собрании в Лас-Вегасе, прежде всего благодаря усилиям ее организатора и вдохновителя, профессора Университета штата Калифорния (Нортридж) Винсента Джеффриса. Подготовка к этому событию заняла более двух лет. Для официального признания и регистрации этой секции необходимо было участие в ней не менее 300 членов, что потребовало, конечно, значительных организационных и пропагандистских усилий. Еще до начала ежегодного собрания было выпущено несколько выпусков бюллетеня «Newsletter of the Altruism, morality, and social solidarity section-in-formation of the American sociological association» (переименован в «Altruism, morality, and social solidarity forum»).
Именно профессор Джеффрис пригласил для участия в работе этой секции и Собрания АСА в целом российских социологов, включая заведующего кафедрой общей социологии НИУ Высшей школы экономики Никиту Покровского, заведующего отделом социологии и социальной психологии ИНИОН РАН Дмитрия Ефременко, аспирантку НИУ-ВШЭ Ксению Лазебную и автора этих строк. К сожалению, профессора Покровский и Ефременко по объективным причинам не смогли принять непосредственного участия в работе Собрания АСА. Тем не менее они активно занимались предварительной подготовкой деятельности секции.
Необходимо отметить также участие в работе секции исполнительного директора Фонда Питирима Сорокина, базирующегося в Винчестере (Массачусетс) Павла Кротова. Его участие, так же как и российских социологов вообще, было совсем не случайно. Дело в том, что создание данной секции явилось в определенной мере реализацией идей Питирима Сорокина, организовавшего полвека назад Гарвардский центр по изучению созидательного альтруизма. Вообще идеи Сорокина лежат в основе деятельности новой секции, что постоянно подчеркивает в своих статьях и выступлениях Винсент Джеффрис. Естественно также участие в ней ученика Сорокина, одного из патриархов американской теоретической социологии Эдварда Тирякьяна (Дьюкский университет), выступавшего на заседании секции в качестве дискутанта.
Важно и то, что понятие социальной солидарности традиционно занимает центральное место в российской социальной мысли и социологии. Достаточно упомянуть в связи с этим труды Петра Лаврова, Михаила Бакунина, Николая Ножина, Николая Михайловского, Льва Мечникова, Петра Кропоткина, Максима Ковалевского, труды русских «солидаристов» ХХ в. (Сергей Левицкий, Роман Редлих и др.). Использование и развитие
идей этих и других российских мыслителей в той теоретической тенденции, которую обосновывают и намерены разрабатывать участники новой секции, представляются в высшей степени интересными и плодотворными.
Существует еще один фактор активного участия российских социологов в деятельности только что созданной секции АСА. Дело в том, что с 2011 г. коллектив исследователей, представляющих главным образом Сообщество профессиональных социологов (СопСо), кафедру общей социологии НИУ-ВШЭ и отдел социологии и социальной психологии ИНИОН РАН, приступил к реализации научно-исследовательского проекта (поддержанного грантом Российского фонда фундаментальных исследований), который посвящен изучению различных аспектов социальной солидарности (руководитель проекта - Дмитрий Ефременко). Очевидно, что взаимодействие и сотрудничество данного коллектива и новой секции АСА может оказаться чрезвычайно плодотворным для осуществления научных целей обеих исследовательских команд, тем более что они объединены одновременным участием некоторых социологов в них обеих и рядом общих теоретико-социологических и историко-социологических позиций.
В целом секция «Альтруизм, мораль и социальная солидарность» провела в Лас-Вегасе три официальных заседания.
Одно из них было посвящено организационным вопросам создания секции и как раз перспективам отмеченного сотрудничества между ней и участниками проекта СопСо, а также Фондом Питирима Сорокина. Обсуждались различные аспекты совместного российско-американского проекта сотрудничества в данной области. Ранее этому была посвящена специальная заметка в августовском номере бюллетеня новой секции1. В частности, речь шла о том, чтобы провести два тематических рабочих совещания в США и России, затем издать сборник статей в России и, наконец, учебное пособие или (что показалось мне более реальным) коллективную монографию в США, посвященные теме альтруизма, морали и социальной солидарности.
На втором заседании (434-й «специальной сессии» Программы) «Нынешние перспективы в области альтруизма, морали и социальной солидарности» с докладами выступили некоторые участники новой секции. После вступительного слова Винсента Джеффриса доклад сделал видный американский социолог-теоретик, хорошо известный и высокоценимый не только в США, но и в России, Джеффри Александер. Тема его доклада, с большим вниманием и интересом воспринятого многочисленными слушателями, - «Об альтруизме, морали и гражданских и негражданских соли-дарностях: Мораль как культурная система». Другой доклад, «Культурные модели и альтруизм», представил профессор Университета Беркли (Калифорния) Стивен Вэйси (Уа1зеу), удостоенный, кстати, премии АСА за лучшую статью в области социологической теории, опубликованную в
1 Altruism, morality and social solidarity forum: A forum for scholarship and newsletter of the AMSS section of ASA. - Wash., 2011. - Vol. 3, N 1.
последнее время. Автор этих строк сделал доклад на тему «Традиция, мораль и солидарность в теории Дюркгейма». Наконец, как уже отмечалось, в качестве дискутанта выступил видный американский теоретик, ученик Питирима Сорокина Эдвард Тирякьян (Дьюкский университет).
Третье, завершающее заседание секции состоялось в последний день конференции, 23 августа. Частично оно носило организационный характер и касалось официального оформления и статуса секции в рамках АСА. Кроме того, на нем выступили с докладами четверо молодых участников секции, в том числе сотрудница и аспирантка кафедры общей социологии НИУ Высшей школы экономики Ксения Лазебная, которая представила доклад на тему «Роль символических медиаторов в современных социальных конфликтах: Новый взгляд на теорию социального символа Питирима Сорокина».
На мой взгляд, создание секции АСА, посвященной изучению альтруизма, морали и социальной солидарности, и начало ее деятельности следует оценить как существенный вклад в исследование важной проблемной области социологии. Несмотря на свою актуальность и наличие в ней серьезных теоретических традиций, эта проблемная область разработана совсем недостаточно. К настоящему времени массив исследований эгоистических аспектов социального поведения и социальных конфликтов в социологии весьма значителен, о чем, собственно, свидетельствует и тема 106-го Собрания АСА. И это вполне естественно, так как конфликты в настоящее время, как и в прошлом, - одна из главных социальных проблем. Однако большой удельный вес исследований по этой тематике в сравнении с исследованиями солидарности и альтруизма чреват серьезной аберрацией и в массовом, и в профессиональном сознании: в нем может сформироваться представление о том, что конфликт и эгоизм - это норма социальной жизни, тогда как солидарность и альтруизм - своего рода патология.
Такое представление, несомненно, ошибочно. Нет никаких оснований полагать, что конфликт более «нормален», чем солидарность, согласие и альтруизм. Кстати, последние также могут представлять собой социальную проблему, и далеко не всегда их следует отождествлять с общественным благом. Конфликт и солидарность составляют две неразрывно связанные между собой стороны социального взаимодействия, а потому они не могут быть поняты изолированно друг от друга. В общем, здесь есть что исследовать, данная проблемная область имеет важное научное и практическое значение и ее следует разрабатывать самым энергичным образом.
Следующее, 107-е Собрание Американской социологической ассоциации состоится в августе 2012 г. в г. Денвере.