УДК: 711; 712; 913; 908; 912; 691
Маркова О.И.
ЛАНДШАФТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ
ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В КАДАШАХ С СОХРАНЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА1
Научно-исследовательская лаборатория комплексного картографирования географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва
Аннотация. Храм Воскресения Христова в Кадашах - памятник истории и культуры федерального значения эпохи московского барокко. Храм был композиционной доминантой и соборной церковью Замоскворечья, определял главную градостроительную ось Москвы. С 1992 г. приходом создавался культурный ландшафт его территории с учетом исторических особенностей. При проводимых в настоящее время реставрационных работах стоит задача более совершенного ландшафтного планирования территории с сохранением достигнутых позитивных решений. С этой целью составлен общий ландшафтный план.
Ключевые слова: ландшафтное планирование; культурный ландшафт; памятник истории и культуры; православный храм; московское барокко; озеленение территории; план крупного масштаба.
Поступила: 10.10.2018 Принята к печати: 24.10.2018
1 © О.И. Маркова, 2019
Markova O.I.
Landscape planning of the territory of the Church
of the Resurrection of Christ in Kadashi with preserving the historical cultural landscape
The Scientific Research Laboratory of Complex Mapping
of the Geographical Faculty of Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow
Abstract. The Church of the Resurrection of Christ in Kadashi is a historical and cultural monument of federal significance belonging to the Moscow Baroque period. It used to be the compositional dominant and the cathedral church of Zamoskvore-chye, which determined the main town-planning axis of Moscow. Since 1992 the parish has been creating a cultural landscape of its territory taking into account its historically shaped features. The restoration which is being carried out at the moment aims to achieve better landscape planning of the territory while preserving the positive solutions that have been found so far. For this purpose, a general landscape plan has been drawn up.
Keywords: landscape planning; cultural landscape; a monument of history and culture; Orthodox church; Moscow Baroque; gardening of the territory; a large-scale plan.
Received: 10.10.2018 Accepted: 24.10.2018
Введение
В центре Москвы, в непосредственной близости от сердца нашей Родины - Кремля, в старинном районе Замоскворечье, на пересечении Кадашёвских переулков находится территория храма Воскресения Христова в Кадашах.
Храм является памятником истории и культуры федерального значения. Нынешнее здание храма относится ко времени архитектурного стиля московского (нарышкинского) барокко. Здание было построено в 1695 г.; до этого на его месте существовал сначала деревянный храм, а с 1657 г. - каменный, который простоял не более 30 лет [История храма... kadashi.ru]. В советское время храм занимали реставрационные мастерские имени И.Э. Грабаря.
Приходу храм был передан в 1992 г., и за четверть века активной церковно-уставной деятельности территория храма осваивалась в соответствии с приходскими нуждами в контексте сохранения историко-культурной обстановки района и возможного восстановления исторического культурного ландшафта. Были сформированы основные зоны церковной территории для выполнения богослужеб-
ных, хозяйственных, культурно-просветительских и рекреационных функций. В этот период были освоены и приспособлены для нужд прихода существовавшие ко времени передачи различные здания, а также построены новые. Оформилась сеть дорог и тропинок, появились зеленые зоны различного назначения, были разбиты цветники, появились ландшафтно-исторические зоны церковной территории.
Состоянию культурного ландшафта храма и окружающей его территории в различные исторические периоды угрожали перспективы незаконного строительства, в том числе довольно высоких зданий, которые окончательно уничтожили бы вид на храм, и так довольно пострадавший от неграмотной застройки. Некоторые из этих проектов удалось отменить, а другие были все же осуществлены, в том числе на исторически принадлежавших храму территориях.
В настоящее время проводится государственная реставрация памятника федерального значения. Организацией - исполнителем работ первоначально был предложен проект переделки территории, не учитывавший сложившуюся в процессе функционирования храма структуру культурного ландшафта. В связи с этим возникла необходимость внесения замечаний к проекту и создания собственного ландшафтного плана, который бы полностью соответствовал нуждам прихода и максимально сохранил созданные участки озеленения с коллекцией растений, характерных для традиционного городского московского сада.
Культурный ландшафт Замоскворечья и Кадашёвской слободы
Замоскворечье находится прямо напротив Кремля, за рекой Москвой, на ее низменном берегу. Река с трех сторон омывает его своей крутой излучиной; с юга она стянута отрезком Садового кольца [Емельянова, 1990, с. 205].
Геоморфологически этот район относится к пойме, первой и отчасти второй надпойменным террасам Москвы-реки [Лихачева, 1997, с. 14]. Кадашёвская слобода (в современном народном произношении - Кадашевская)1 расположена ближе к Москве-реке,
1 В дальнейшем тексте употребляется последнее наименование как наиболее привычное для современной ситуации.
старица которой на бывшем Великом лугу (в старину имевшая название Болото) была использована для прокладки Водоотводного канала в 1780-х годах. Пойма существует как историко-геологическое образование; ее абсолютные высотные отметки были подняты подсыпкой грунта до уровня первой надпойменной террасы, при этом самые значительные подсыпки были на территории Болотной площади, расположенной недалеко от Кадашей, на другом берегу Водоотводного канала. Уровень Москвы-реки был поднят после сооружения канала Москва - Волга, благодаря этому относительные превышения над урезом реки остались практически прежними [Лихачева, 1997, с. 15].
Планировка района Замоскворечье сложилась в древности; застройка менялась на протяжении столетий. Панорама Замоскворечья с Кремлевского холма менялась и в то же время в определенных чертах оставалась неизменной. Уютные особняки с мезонинами, купеческие усадьбы и многочисленные церкви - неотъемлемые составляющие этого «музея под открытым небом», заповедной зоны Москвы [Емельянова, 1990, с. 205].
По образному выражению Г.В. Алферовой, реставратора и автора книги о Кадашах, написанной в советское время, «с высокого Кремлевского холма низменный берег Замоскворечья выглядит пестрым ковром со сложным рисунком изогнутых улиц и переулков, застроенных двух- и трехэтажными зданиями с целой системой высотных ориентиров - церквей» [Алферова, 1974, с. 4]. Древнерусский метод возведения городов был объемно-пространственным, т.е. сознательным, с помощью устанавливавшихся на месте вышек, проектированием силуэта будущего города, в отличие от современного плоскостного, на плане, без учета высотных закономерностей. Церкви, дома с теремками и высокими крышами, крепостные башни, часовни как высотные ориентиры ставились в строгой взаимосвязи друг с другом и с низкими домами у их подножия. Способ проектирования нашел отражение в привлекательном художественном образе города, возможности быстрого ориентирования в нем и легкости управления городскими территориями. Сочетание элементов застройки выглядело выразительно и индивидуально, рисунок улиц вписывался в рельеф местности [там же, с. 84-85].
Гармония старинного русского города хорошо просматривается в художественных произведениях мастеров прошлого. Например, на литографии, сделанной по рисунку Д.С. Индейцева,
открывается замечательный вид на Замоскворечье середины XIX в. и, в частности, Кадашевскую слободу и храм Воскресения с высокой колокольней. Фрагмент этой литографии приведен на рис. 1.
Рис. 1.
Фрагмент панорамы вида храма Воскресения Христова в Кадашах и окрестностей с Кремлевской стены. Литография Ф. Бенуа и Обрена по рисунку Д.С. Индейцева.
1850-е годы
Кадашевская слобода была самой крупной слободой Замоскворечья. Точные границы слободы четко не установлены, но известно, что село Кадашево на западе граничило с Голутвиным, на севере - с Болотом (Водоотводным каналом), на востоке - с Пятницкой черной слободой (или, по другим данным, с Овчинниками), на юге - с Большим Толмачевским переулком и вдоль Полянки почти до Казачьей слободы. Несомненно, что территория слободы обрамлялась трассами Большой Ордынки, Кадашевской набережной, Старомонетного и Большого Толмачевского переулков [Можаев, 2010, с. 94].
В Кадашевской слободе жили и работали привилегированные ткачи и мастерицы прядильного и швейного дела, поставлявшие продукцию для царского двора; слобода еще называлась ха-мовной (от слова «хаман» - белое бумажное полотно). С начала XVII в. известен Кадашевский хамовный двор (одна из первых мануфактур России), в двухэтажном каменном здании которого размещались 90 станков и 150 мастеров и мастериц. В другом здании производилась отбелка полотна. Хамовный двор действовал до 1698 г.; в начале XVIII в. он использовался как один из монетных дворов [Хамовные дворы, ru.wikipedia.org]. Кроме хамовного дела, жители Кадашей успешно занимались торговлей в Москве, других русских городах и за границей, производили художественные и ювелирные изделия, кирпич, занимались строительством и сдавали дома внаем. Затем торговля в занятиях жителей слободы стала преобладать [Алферова, 1974, с. 74].
Жилые кварталы хамовной Кадашевской слободы начинались за болотистым лугом, уже в XVI в. частично засаженным царскими фруктовыми садами, огородами монастырей и частных лиц [там же]. Таким образом, нынешнее практическое озеленение этого района Москвы имеет историческую основу.
Болото, в то время бывшее старицей, разделяло низменные участки за Кремлем на слободу-остров Садовники и ремесленные слободы во главе с Кадашевской. Садовники делились с запада на Верхние (усадьба бояр Беклемишевых), Средние (Государев сад и Царицын луг) и Нижние (земли огородников, кожевников и других собственников).
Участки отдельных владельцев Кадашевской слободы имели прямоугольную или трапециевидную форму и сливались в единый массив, объединенный коротенькими улочками. В центре этого
массива оставалась незастроенная площадь. Плотную массу сомкнувшихся друг с другом дворов окружали пять храмов - живописных высотных ориентиров. Храмы хорошо просматривались с разных видовых точек. Снаружи квартала были жилые постройки, внутри - сады, огороды, небольшие выгоны для скота. Свободно распланированные церковные участки с домами и кладбищами, выделенные при закладке города, придавали слободе большую живописность. Планировка слободы была завершена постройкой в 1658-1661 гг. Хамовного двора. Слегка изогнутые улицы, по направлению перпендикулярные к Москве-реке, уводили, начиная от Болота, в поля, луга и выгоны за слободой и позволяли просмотреть перспективы широко раскинувшегося города, зрительно замыкавшегося Кремлевским холмом с живописной архитектурой [Алферова, 1974, с. 96-98].
На планировку и архитектурный облик неоднократно горевшего города влияли и противопожарные мероприятия: поварни были выделены в отдельные сооружения вдали от изб, действовало запрещение строить высокие и раскидистые деревянные хоромы, приветствовалось строительство каменных зданий. В конце XVII в. деревянные хоромы надстраивались в три этажа над двухэтажными каменными палатами. После пожара 1738 г. во всей Москве запретили строить деревянные сооружения. Москва стала каменной и двух-трехэтажной. Видовые функции высоких деревянных хором были перенесены на каменные церкви. Высокие колокольни, помимо церковных, выполняли топографические и военно-дозорные функции (Замоскворечье вплоть до XVI в. не имело укреплений).
Богатая Кадашевская слобода, постройки в которой ценились очень дорого, одной из первых начала заменять деревянные дома каменными. Трехэтажные деревянные хоромы были разрешены только привилегированной знати. Свободные от застройки участки засаживались фруктовыми деревьями (вишнями, сливами, яблонями, грушами) и кустарниками (красной и черной смородиной, крыжовником, малиной) [там же, с. 104-107]. Почти под каждым домом были одно- или двухэтажные погреба - подвалы. В подклетах храмов, особенно посадских, часто располагались склады товаров.
Вокруг памятника в конце XX в. сохранялся почти весь архитектурный ансамбль XVII в. с древней планировкой и жилыми палатами на узких улочках [там же, 1974].
Сейчас, к сожалению, многие памятники селитебной архитектуры Кадашевской слободы перестроены; производящиеся ремонты и сама реставрация не соответствуют необходимым требованиям, наиболее ценные исторические части зданий разрушаются или «осовремениваются» из-за использования неправильных материалов и методик реставрации [Можаев, 2010, с. 98-99].
Храм Воскресения Христова в Кадашах
Храм Воскресения Христова появился в результате развития посадского зодчества. Он расположен в средней части слободы и является главной композиционной вехой Замоскворечья. Храм поставлен на главной южной дозорной оси Москвы от колокольни Ивана Великого до храма Вознесения в Коломенском; эта композиционная связь наблюдается и сегодня. Другие храмы Кадашевской слободы не имели такого значения. К востоку от главной оси силуэт Замоскворечья формировали тоже храмы Климента - папы Римского и Спаса Преображения на Болвановке, к западу - храмы Николая Чудотворца в Толмачах и Спаса Преображения в Наливках. Последнее каменное здание храма было построено и освящено в 1695 году. Дата начала его строительства - 1687 г. - говорит о высочайшем расцвете слободы. Это крайне редкий пример слободской церкви, выстроенной в стиле белокаменного нарышкинского барокко, в котором обычно строились соборные, монастырские храмы и домовые храмы и постройки высшей знати [там же, с. 102-103]. Предполагается, что строителем храма был Сергий Турчанинов, строивший Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре [История храма. kadashi.ru]. Шатровая шестиярусная колокольня храма получила в народе название «московская свеча». Храм явился образцом высочайшего искусства и художественной смелости.
Храм-памятник в Кадашах глубоко символичен. Белокаменная резьба делает его образ изысканным. Необыкновенно красивый наружный богатый декор в виде винограда, оплетающего все здание, художественно выражает притчу о виноградной лозе, которой является Христос, а его ученики - ветвями. Перестройки храма несколько изменили его первоначальный облик, что не повредило его художественному значению [Алферова, 1974].
Алтарная часть храма ориентирована на восток-северо-восток (чисто восточная ориентировка алтарей не была строго обязательной, при строительстве придерживались лишь общего принципа, вписывая храмы в существующий природный и культурный ландшафт). Храм имеет четыре алтаря: главный престол Воскресения Христова на втором этаже (бывший ранее летним, холодным) и три престола в нижнем храме, который раньше отапливался изразцовыми печами. Центральный престол нижнего храма посвящен Успению Божией Матери, правый (1704) - Тихвинской иконе Божией Матери и левый (1772) - святителю Николаю Чудотворцу [История храма... kadashi.ru].
Храм был знаменит внутренним убранством. В верхнем храме наибольшую ценность представлял шестиярусный иконостас высотой 12 и шириной 11 м - одно из лучших произведений резного искусства XVII в. Иконостас имел 52 деревянные колонки со сквозной резьбой в виде плетения из виноградных кистей и листьев, был вызолочен листовым красным золотом, а нерезные его части были покрашены в голубой цвет. Иконы были написаны царскими изографами Петром Беляевым, Николаем Соломоновым, Петром Коробовым и Петром Билиндиным - одним из лучших учеников Симона Ушакова [там же].
Храм обладал большими ценностями и славился колокольным звоном. Главный колокол, вылитый в 1750 г., весил около 6,5 тонны [там же]. Кроме того, на здании храма было организовано гульбище, позволявшее любоваться окрестностями с высоты.
Территория храма и особенности ее освоения и изменения
Территория храма ограничена с севера и запада 1-м и 2-м Кадашевскими переулками. Последний из них раньше назывался Воскресенским (по названию храма), там находились основные ворота, и оттуда открывался наиболее выигрышный вид на храм, в советское время закрытый хозяйственными постройками. С юга территория ограничена Кадашевским тупиком, по которому сейчас осуществляется основной проход и проезд машин в храм. Тупик наполовину перегорожен воротами соседнего владения элитного жилья. Юго-восточная и восточная территория храма закрыты наглухо; соседями являются частные домовладельцы и компании,
несмотря на то что часть этой территории была завещана храму на вечное поминовение.
Застройка квартала 401 сформировалась к началу XXI в. в результате преемственного развития его структуры в течение четырех веков. На территории квартала сложился своеобразный многостилевой ансамбль - памятник градостроительного искусства. Изменения структуры среды в советское время с 1930-х годов не затронули основы плановой и объемно-пространственной композиции квартала. Со времени закрытия церкви в 1937 г. ее территорию стали занимать соседние предприятия, мастерские и склады, постройки дворов причта почти все были разобраны, появились временные сараи и навесы. Утрачены были ограда и ворота по Кадашевскому тупику [Бирюков, 2007, с. 104-106].
Современная территория храма Воскресения Христова в Кадашах граничит с северо-запада с памятником архитектуры - палатами купцов Калашниковых XVII в., вероятно, построенными ранее существующего здания церкви (в кладке стен обнаружены кирпичи, характерные для третьей четверти XVII в.) и расширенными к югу в начале XVIII в. На сегодняшний день это частное владение. Хозяин регулярно ремонтирует здание, но не бережет его историческую ценность; например, на фасаде южной пристройки начала XVIII в. просто так был ликвидирован наличник с треугольным фронтоном - единственное свидетельство древности дома [Можаев, 2010, с. 100].
С юго-запада территория храма граничит с трехэтажным каменным зданием более позднего времени постройки, которое раньше также принадлежало церкви Воскресения Христова. Сейчас в нем располагается ГБУ города Москвы «Жилищник района Якиманка».
Еще одна историческая территория была отнята у храма - с северо-восточной стороны, подходящая довольно близко к алтарю храма. В советское время там действовала консервная фабрика. Теперь там идет строительство жилого комплекса в три этажа, а на исторически принадлежащих приходу участках планируется разбить сквер. Это решение является компромиссным; в начале 2000-х годов там и вокруг почти всего храма предлагалось строить элитный офисно-жилой комплекс «Пять столиц», реализация которого могла полностью убить исторический культурный ландшафт квартала.
Новостройки начали вторгаться в это историческое место на рубеже XX и XXI вв. Сквозной характер исторической застройки постепенно уничтожался. Его испортили элитный четырехэтажный жилой комплекс, воздвигнувший с соседним зданием сплошную стену с южной стороны на пересечении 3-го Кадашевского переулка и Большой Ордынки, трехэтажное здание банка по 1-му Кадашевскому переулку, трехэтажное здание «Билайн» по 3-му Кадашевскому переулку.
Затем земельные участки трех владений, в том числе ранее принадлежавших церкви, были приватизированы фирмой «Торг-продуктсервис», которая совместно с фирмой «Реалтекс» продвигала идею создания офисно-жилого комплекса «Пять столиц», вплотную к церковной ограде, с шестиэтажным жильем, подземными гаражами на 200 машин и рестораном в пяти метрах от алтарной апсиды. Проектом занимались известные архитектурные мастерские М. Посохина (№ 1 «Моспроекта-2»), М. Филиппова, Кузина. Комплекс предполагалось сделать закрытым объектом, и обзор памятника с трех сторон был бы совсем уничтожен, невозможно было бы создать рекреационные пространства и высадить зеленые насаждения. Подобные действия являются нарушением Федерального закона об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (ст. 34, п. 2). Не дожидаясь утверждения проекта, инвестор снес исторические строения на отведенном участке, в том числе дом дьякона [Саратовская, 2007, с. 74-81].
Возникла угроза существованию исторического здания колбасной фабрики купца Н.Г. Григорьева, примыкающей к территории храма с восточной стороны. Для реализации проекта оно должно было быть уничтожено. В начале XX в. (1911) фабрика выпускала 43% всей мясной продукции Москвы. Перед революцией уже все дома около храма принадлежали Николаю Григорьеву, который был крупным меценатом, в первую очередь Кадашевского храма. После революции пожилой предприниматель был сослан в Углич и умер в лесу от голода и холода [Мальцев, 2014]. Е.П. Саратовской с коллегами предложен другой проект с сохранением малоэтажной застройки, использованием сохранившихся исторических зданий, доступностью всего квартала для жителей города, включением Кадашевских переулков и тупика в пешеходную зону Третьяковской галереи, ориентацией на музейно-просветительскую функцию [Мальцев, 2014, с. 88].
Этот проект, в сравнении с проектом «Пяти столиц», приведен на рис. 2.
Рис. 2.
Планы малоэтажной на основе исторических зданий (альтернативной, вверху) и высотной (убивающей памятник) застройки территории вокруг храма (401 квартал)
Освоение территории храма приходом после 1992 г. и современное ландшафтное планирование
На территории храма сформировался особый культурный ландшафт с определенным сочетанием природных и культурно-хозяйственных объектов. Культурный ландшафт храма - динамичная система. Она постоянно изменяется и приспосабливается к новым условиям.
Участок осваивался и приспосабливался под нужды прихода с 1992 г.
Часть зданий была выстроена или отремонтирована на исторической основе. Например, в здании бывшего каретного сарая в настоящее время находится храм, посвященный преподобному Иову Почаевскому (это первый в Москве храм этого святого), а в подклете - маленький подземный храм-крипта в честь священно-мученика Илии Громогласова и всех святых, в Кадашах послуживших [Возвращение храма]. В храме Иова Почаевского велись службы с 1992 г. до освобождения и фактической, а не бумажной, передачи здания большого храма приходу в 2006 г.
Другое здание на исторической основе - дом священника, ставший после научной реконструкции 1995 г. основным приходским домом для трапез и проведения мероприятий. Также в историческом здании в 2004 г. организован музей «Кадашевская слобода» - центр культурной жизни храма. Вокруг музея устроен приямок, где под навесом хранятся надгробья, найденные на территории Кадашей. До начала реконструкции территории храма они хранились под открытым небом на газоне в окружении роз.
На месте исторического здания, которое было снесено в 1995 г., долгое время существовал фундамент недостроенного здания, на котором приходской детский центр организовал спортплощадку. Сейчас департаментом капремонта города Москвы там строится единый инженерный центр с использованием подземного пространства.
На территории храма в 2000-х годах созданы три часовни: Почаевской иконы Божией Матери, Царственных Страстотерпцев, Иоанна Воина. Первая переделана из проходной завода, вторая построена на части исторического фундамента, третья была организована в помещении покойницкой при больнице доктора Мод-
линского, при въезде на территорию храма с южной стороны. В ближайшее время департаментом капремонта планируется перенести эту часовню-покойницкую на территорию храма при входе с юго-западной стороны.
Важным элементом культурного ландшафта храма является величественный белокаменный поклонный крест (автор -художник Д. Скударь). На территории храма существовало множество захоронений разных периодов. При земляных работах они обнаруживаются и переносятся в братскую могилу, выкопанную возле креста. Могила создана в 2018 г.; до этого останки хранились в подвале на месте будущего технологического центра. Вокруг креста был розарий; теперь он разорен из-за строительных работ, но будет восстановлен после их окончания. У креста и могилы планируется также грунтовая площадка с организацией места, где можно помолиться за упокой.
Из других важных объектов можно упомянуть детскую площадку.
Остальные строения и сооружения, в основном хозяйственные, - временные; часть их уже снесена в процессе проведения реставрационных работ.
Из ландшафтных особенностей участка Кадашевского храма можно отметить небольшой уклон поверхности с востока на запад, абсолютные отметки высот 124,2-125,5 м, антропогенное происхождение микрорельефа, разницу высотных уровней разных участков из-за мощности культурного слоя. Микрорельеф нуждается в корректировке для эффектного ландшафтного дизайна. Мощность культурного слоя из песка, щебня, кирпича, бута, строительного мусора, с остатками древесины и включениями суглинка колеблется от 2,6 до 3,7 м. Практически освоение зеленых зон приходится вести на культурном слое, который богат археологическими находками. Ниже культурного слоя залегает толща древнеаллювиальных отложений из различных песков. Под подошвой фундамента храма находится слой насыпных грунтов недостаточной несущей способности, которые необходимо закреплять экологически чистыми растворами [Котова, 2007, с. 35-38].
Микроклимат типичен для центра Москвы, условия культивирования растений довольно благоприятны в отношении температурного режима. Однако, учитывая высокую испаряемость
влаги из легкой почвы, участок часто страдает от засух. Этому способствует и низкая водообеспеченность. В прошлые века Замоскворечье было обводнено значительно лучше [Котова, 2007, с. 38-39].
Почва на территории храма аллювиальная, легкая и очень легкая, бедная питательными веществами. Местами это не почва, а культурный слой. Гумусовый слой потолще на участках, засеваемых травой. Увеличение плодородия почв было достигнуто путем подготовки и использования компостных удобрений.
Растительность на участке разнообразная и ее довольно много, так как в течение более чем 10 лет здесь создавалась коллекция растений с упором на традиционные для русского садоводства и цветоводства виды. Многие древесно-кустарниковые насаждения за это время разрослись, а некоторые погибли. Из насаждений можно отметить разнообразие хвойных растений (туи, можже-вельники, ели, пихты, сосны горные), лиственных (липы, каштан, ясени, березы, дубы), декоративнолистных и цветущих кустарников (самшит, розы, чубушник, сирень, вейгела, барбарис и проч.), многолетники (лилейники, хосты, гвоздики, розы, хризантемы и проч.), плодовые и ягодные и многие другие растения, растущие в грунте, контейнерах и цветочных горшках. Некоторые растения привезены из разных уголков нашей страны. В настоящее время при проводимой реставрации и постоянном перемещении строительных и ремонтных объектов утрачено большое количество растений кадашевского сада.
Особую ценность представляют две липы, посаженные протоиереем Василием Воскресенским на рубеже XIX-XX вв. [там же, с. 29, 39]. Одна из них - мощное, красивое дерево с двойным стволом, вторая - угнетена из-за неблагоприятного места произрастания, где постоянно ездит транспорт. Эти липы - памятник при-родно-культурного наследия Кадашей.
С 2014 г. Министерством культуры РФ в храме проводятся реставрационные работы, а с 2018 г. на его территории департаментом капремонта города Москвы в рамках реализации программы «Развитие городской среды на 2012-2018 годы» проводятся работы по комплексному благоустройству территории Храма Воскресения Христова в Кадашах и капитальный ремонт исторических зданий, а также обустройство инженерного центра. По заказу храма компанией «Рестек» (руководитель - профессор МАРХИ
Каменева Т.Е.) разработана концепция развития территории, которая частично будет реализована.
Дороги и дорожки на территории храма в настоящее время -асфальтовые или, чаще, грунтовые. Асфальтовое покрытие создает неблагоприятные условия сохранности памятника: вызывает очень высокую влажность грунта и подтопление подвальных помещений. Рекомендуется заменять асфальт колотой брусчаткой на гра-вийно-песчаной подготовке, т.е. дышащим материалом, традиционным для русского градостроительства [Пашкин, 2007, с. 46]. В процессе ремонтных работ все дороги будут выложены гранитной плиткой разного калибра, и останется лишь небольшая часть грунтового покрытия (в районе детской площадки и возле храма Иова Почаевского).
Особенности составления ландшафтного плана
Ландшафтный план составлен автором статьи в масштабе 1:500 с учетом всех имевшихся в распоряжении материалов: концепции развития территории, космического снимка ГУГЛ, архитектурной геоподосновы и планов, составленных разными архитекторами.
План всего участка размещен на листе формата А3 и выполнен в цвете. Для публикации в статье был взят фрагмент этого плана с наиболее важной территорией в центре владения и переведен в черно-белый режим с обработкой графики (рис. 3) и перекомпоновкой легенды (рис. 4, 5). Из легенды к фрагменту были сняты не попавшие туда элементы; в тексте же описаны все элементы легенды.
1. Границы памятника истории и культуры и границы прихода, во многих местах не совпадающие не в пользу последнего.
2. Ворота, в том числе исторические, не существующие теперь, и калитка для прихожан.
3. Здания и сооружения: богослужебные - храмы, часовни и поклонный крест, и прочие - административные и хозяйственные здания и помещения, в том числе на основе исторических, и границы предполагаемого расширения существующих зданий (часовня Царственных Страстотерпцев, дом священника, храм Иова По-
чаевского, инженерный центр). Показаны соседствующие с территорией храма палаты, а также здание «Жилищника».
4. Инженерные сооружения: фундаменты зданий, в том числе исторические, не обязательно планируемые к восстановлению, приямки, водостоки, теплотрассы и вентиляционные столбы.
5. Озеленение показано особенно подробно: типы цветников, газонов, особые участки - природного стиля, розарий, плодовый сад, альпийские горки, газоны по типам, места размещения контейнерных посадок, живая изгородь. Показаны также различные растения на их местах или планируемые к посадке в будущем. Отдельно выделены памятные липы, требующие особого отношения.
6. Границы приподнятых элементов ландшафта, которые пользуются на участке большой популярностью.
7. Дорожно-тропиночная сеть: мощение разнокалиберной плиткой, грунтовые дорожки и площадки, тропинки среди насаждений.
8. Прочие элементы культурного ландшафта: братская могила, площадка с алтарной печкой (необходимый элемент в каждом храме), искусственные водотоки и водопадики, планируемые к устройству в зоне поклонного креста, украшающий и увлажняющий территорию пруд с кувшинками, детская площадка с тартано-вым покрытием, скамейка в живописном месте, металлические заборы и ограды внутри участка.
9. Территории соседних организаций и проектируемый за территорией храма городской парк.
Способы изображения выбраны самые различные, так как легенда получилась сложной (цветовой фон, штриховки, значки, цифровые индексы). Необходимые объекты подписаны.
Рис. 3.
Фрагмент плана культурного ландшафта территории храма Воскресения Христова в Кадашах. Масштаб 1:500
Границы
■» тят » памятника истории и культуры
прихода храма Воскресения Христова (ограда) Калитка
Здания и сооружения Б ого служе б н ы е
Храм Воскресения Христова, памятник федерального значения, 1687 Храм Иова Почаевского на основе исторического здания, 1996 Часовня, 2000-е Поклонный крест, 2010-е
Прочие
Административные и хозяйственные здания на основе исторических Территории расширения зданий
|т г|-| Т,
5
6
8
ш 10 11
: -| 2"
Инженерные сооружения
Фундаменты зданий^ в т.ч. с отмосткой
Исторические фундаменты снесённых зданий
Приямок
Водостоки
Теплотрассы
Вентиляционные столбы (воздуховоды)
Оз елен ение Миксбордеры Клумбы Розарий
Альпийские горки
Участок природного стиля ("Аесной") Участок плодового сада Партерный газон Мавританский или луговой газон Рабатки
Контейнерные посадки Живая изгородь
О *
*
о
□
Растения
Памятные липы посадки конца XIX - начала XX веков
Хвойные деревья
Лиственные деревья
Плодовые и косточковые деревья
Кустарники и карликовые формы деревьев
Многолетники
Однолетники
Почвопокровные растения и карликовые формы
Прочие элементы культурного ландшафта
Братская могила
Площадка с алтарной печкой Искусственные водотоки и водопады Металлические заборы и ограды
Границы приподнятых элементов ландшафта
кладка из белого камня кирпичная кладка
Д орожно -тропиночная сеть
Мощение плиткой
крупной
мелкой
Грунтовые дорожки и площадки Тропинки
Территории соседних организаций Проектируемый за территорией храма парк
Дискуссия
Составленный план показывает желаемый вид территории храма, который бы удовлетворил приход, был бы интересен туристам и приемлем для исполнения реставраторами.
План, предложенный городом, был недостаточно подробен, особенно в части зеленых насаждений. Например, древесные растения, уже произрастающие на территории храма, в том числе памятные, были даже нанесены неправильно. Цветники подробно не расписывались и не рассматривались. Были уничтожены наиболее эффектные клумбы, полностью, в виде площади, мостилась середина двора, что не устроило приход.
Приходской ландшафтный план должен был учесть все эти моменты.
Идея кадашевского сада как традиционного московского была давно разработана в приходе, сложились основные элементы его структуры. При составлении плана пришлось ее лишь чуть подкорректировать, например, в разработке конфигурации мик-сбордера за алтарной частью храма, который будет значительно шире и длиннее бывших там небольших клумб. Было запланировано много узких рабаток и мобильных, украшающих здания, контейнерных цветников.
Разработанная архитекторами концепция развития территории, наложенная на картографическую основу, позволила нанести исторические здания и фундаменты. На части старых фундаментов будут строиться некоторые здания или их части. Например, планируется значительно расширить часовню Царственных Страстотерпцев. В основном, однако, фундаменты нанесены для справки. Предложение расширения зданий на старые фундаменты при въезде было отклонено, так как это испортило бы единственный в наше время живописный вид на храм.
Заключение
В процессе работы изучена территория Замоскворечья и Кадашевской слободы и составлен подробный план культурного ландшафта храма Воскресения Христова в крупном масштабе 1:500.
Для представления заинтересованным лицам и организациям план может быть еще увеличен для лучшей читаемости.
План максимально сохраняет достигнутые позитивные решения планировки, улучшает ее, привносит новые черты. В то же время он учитывает предлагаемые исполнителями варианты.
Автор благодарит настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова, старосту храма В.Н. Савочкина, инженера Л.В. Серняева за идею, консультации и помощь в создании плана.
Список литературы
1. Алферова Г.В. Памятник русского зодчества в Кадашах. История его реставрации: Книга для чтения / вступ. ст. П.П. Ревякина. - М.: Просвещение, 1974. - 159 с.
2. Бирюков Ю.Б. Церковь Воскресения Христова в Кадашах в свете последних исследований // Кадашевские чтения: сборник статей конференции. - М.: Издательство ОРПК «Кадашевская Слобода», 2007. - Вып. 1. - С. 92-108.
3. Возвращение храма [Электронный ресурс]: О храме. История // Храм Воскресения Христова в Кадашах. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.kadashi.ru/istoriya/vozvrashchenie-khrama.html
4. Емельянова В.В., Краусова И.В., Стародуб К.В. Я люблю этот город вязе-вый...: Путеводитель по литературным местам Москвы. - 2-е изд., доп. и пе-рераб. - М.: Моск. Рабочий, 1990. - 383 с.
5. История храма от истоков [Электронный ресурс]: О храме. История // Храм Воскресения Христова в Кадашах. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.kadashi.ru/istoriya/istoriya-khrama-ot-istokov.html
6. Котова О.И. Владение храма Воскресения Христова в Кадашах как элемент культурного ландшафта Замоскворечья // Кадашевские чтения: сборник статей конференции. - М.: Издательство ОРПК «Кадашевская Слобода», 2007. -Вып. 1. - С. 27-43.
7. Лихачева Э.А. Ландшафтно-геоморфологические районы // Москва: геология и город / гл. ред. В.И. Осипов, О.П. Медведев. - М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 1997. - С. 12-20.
8. Мальцев А. История дома и судьба его основателя. [Электронный ресурс] // Районные блоги. Замоскворечье. - 2014. - 8 июля. - Режим доступа: http://bg.ru/blogs/posts/13849/
9. Можаев А.В. Палаты Кадашевской слободы ХУП-ХУШ вв. // Кадашевские чтения: Сборник докладов конференции - М.: О-во сохранения лит. наследия: Издательство ОРПК «Кадашевская Слобода», 2010. - Вып. 6. - С. 93-108.
10. Пашкин Е.М. Дополнение к докладу О.И. Котовой // Кадашевские чтения: сборник статей конференции. - М.: Издательство ОРПК «Кадашевская Слобода», 2007. - Вып. 1. - С. 44-47.
11. Саратовская Е.П. Краткий обзор работ архитекторов на территории 401-го квартала Кадашевской слободы // Кадашевские чтения: сборник статей конференции. - М.: Издательство ОРПК «Кадашевская Слобода», 2007. -Вып. 1. - С. 48-91.
12. Хамовные дворы [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: М1р8://га. "шк1ре(11а.о^М1к1/Хамовные_дворы
References
1. Alferova G. V. Pamyatnik russkogo zodchestva v Kadashah. Istoriya ego restavracii. Kniga dlya chteniya / Vstup. st. P.P. Revyakina. - M.: Prosveshchenie, 1974. -159 s.
2. Biryukov Yu.B. Cerkov' Voskreseniya Hristova v Kadashah v svete poslednih issle-dovanij // Kadashevskie chteniya. Sbornik statej konferencii. Vypusk 1. - M.: Izdatel'stvo ORPK «Kadashevskaya Sloboda», 2007. - S. 92-108.
3. Vozvrashchenie hrama [Elektronnyj resurs]: O hrame. Istoriya / Hram Voskreseniya Hristova v Kadashah. - Oficial'nyj sajt. - Rezhim dostupa: http://www.kadashi.ru/istoriya/vozvrashchenie-khrama.html.
4. Emel'yanova V. V., Krausova I.V., Starodub K.V. Ya lyublyu etot gorod vyazevyj...: Putevoditel' po literaturnym mestam Moskvy. - 2-e izd., dop. i pererab. - M.: Mosk. rabochij. 1990. - 383 s.
5. Istoriya hrama ot istokov [Elektronnyj resurs]: O hrame. Istoriya / Hram Voskreseniya Hristova v Kadashah. - Oficial'nyj sajt. - Rezhim dostupa: http://www.kadashi.ru/istoriya/istoriya-khrama-ot-istokov.html.
6. Kotova O.I. Vladenie hrama Voskreseniya Hristova v Kadashah kak element kul'turnogo landshafta Zamoskvorech'ya // Kadashevskie chteniya. Sbornik statej konferencii. Vypusk 1. - M.: Izdatel'stvo ORPK «Kadashevskaya Sloboda», 2007. -S. 27-43.
7. Lihacheva E.A. Landshaftno-geomorfologicheskie rajony // Moskva: geologiya i gorod / Gl. red. V.I. Osipov, O.P. Medvedev. - M.: AO «Moskovskie uchebniki i Kartolitografiya», 1997. - S. 12-20.
8. Mal'cev A. Istoriya doma i sud'ba ego osnovatelya. 8 iyulya 2014 [Elektronnyj resurs]: Rajonnye blogi. Zamoskvorech'e. - Rezhim dostupa: http://bg.ru/blogs/ posts/13849/.
9. MozhaevA.V. Palaty Kadashevskoj slobody XVII-XVIII vv. // Kadashevskie chteniya. Sbornik dokladov konferencii. Vypusk 6. - M.: O-vo sohraneniya lit. naslediya; Izdatel'stvo ORPK «Kadashevskaya Sloboda», 2010. - S. 93-108.
10. Pashkin E.M. Dopolnenie k dokladu O.I. Kotovoj // Kadashevskie chteniya. Sbornik statej konferencii. Vypusk 1. - M.: Izdatel'stvo ORPK «Kadashevskaya Sloboda», 2007. - S. 44-47.
11. Saratovskaya Е.Р. Кга!^ obzor rabot arhitektorov ш territorii 401-go kvartala Kadashevskoj slobody // Kadashevskie chteniya. Sbornik statej konferencii. Vypusk 1. - М.: Izdatel'stvo О№К «Kadashevskaya Sloboda», 2007. - S. 48-91.
12. Hamovnye dvory [Elektronnyj resurs]: Vikipediya. - Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/Hamovnye_dvory.