Научная статья на тему 'Ландшафтно-архитектурный подход и история обустройства рекреационных территорий'

Ландшафтно-архитектурный подход и история обустройства рекреационных территорий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО / ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЛАНДШАФТНОЕ ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ляшенко Е. А.

В статье рассматривается ландшафтно-архитектурный подход в истории обустройства рекреационных территорий. Примером ландшафтно-архитектурного проектирования рекреационных форм городского типа может выступать город Ставрополь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ландшафтно-архитектурный подход и история обустройства рекреационных территорий»

ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ПОДХОД И ИСТОРИЯ ОБУСТРОЙСТВА РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

© Ляшенко Е.А.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье рассматривается ландшафтно-архитектурный подход в истории обустройства рекреационных территорий. Примером ландшафт-но-архитектурного проектирования рекреационных форм городского типа может выступать город Ставрополь.

Ключевые слова садово-парковое искусство, ландшафтно-архитек-турное проектирование, ландшафтное дизайн.

Художественное обустраивание окружающей среды практиковалось человеком во всех рукотворных ландшафтах, и все большее значение имело при создании рекреационных комплексов. Парки, площади, скверы и бульвары имеют огромное оздоровительное значение. Они улучшают среду жизни человека. В рекреационном ландшафтоустроительстве накопился богатый опыт эстетического проектирования. Он составляет основу садово-паркового искусства.

Веками формировались традиции садово-паркового искусства. В настоящее время они играют определенную роль в ландшафтной архитектуре и ландшафтном дизайне. В последнее время все больше уделяется внимание «пейзажным группам для рекреационного строительства» [10]. Ландшафтным дизайном, эстетикой деталей городской среды также занимались А.В. Сычева и Н.П. Титова [9]. В настоящее время престижным стало «Газоноведение и озеленение населенных территорий» [11] и т.д.

Исследование Д.С. Лихачева [4] посвящено духовным аспектам садово-паркового творчества. По его мнению «сад - это попытка создания идеального мира взаимоотношений человека с природой. Поэтому сад представляется как в христианском, так и в мусульманском мире раем на Земле, Эдемом... Искусство всегда есть попытка создания человеком некоего счастливого окружения. Но если в других искусствах это окружение только частично, то в садово-парковом оно действительно окружает. Это - превращения мира в некий интерьер». История ландшафтно-архитектурного проектирования садов и парков интересна и поучительна.

Сады и парки - важнейшие элементы ландшафтов населенных мест. Создание новых и реконструкция существующих садов и парков связаны с решением задач по организации среды для досуга населения и улучшения окружающей среды.

* Доцент кафедры Физической географии и ландшафтоведения, кандидат географических наук.

Задачи проектирования садов и парков бывают новыми и традиционными. Современное паркостроение использует исторические приемы ландшафтной композиции, развивая их по-новому, решает социально-функциональные вопросы - размещения, планировочной организации, состава объектов.

Принципы садово-паркового искусства формировались столетиями. В процессе развития ландшафтного искусства за многие века были выработаны разнообразные приемы организации садов и парков, которые отражали различия в природно-климатических условиях, бытовые и культурные традиции, эстетические взгляды той или иной исторической эпохи [8]. Известные композиционные приемы в ландшафтном искусстве парков условно можно свести к двум понятиям, получившим названия регулярный и пейзажный.

Для регулярного композиционного приема характерна геометрическая сетка, включающая прямолинейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление композиционной оси, архитектурно обработанный террасированный рельеф, подчеркнутое доминирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка [1].

Пейзажный композиционный прием, в отличие от регулярного, подчеркивает красоту естественной природы, характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водоемов, свободно растущими деревьями с живописными формами крон.

К регулярному композиционному приему относятся ландшафтные объекты древнего Востока, Греции, Рима, Средневековья и эпохи Возрождения, регулярные французские парки XVII века, сады и парки России конца XVII -первой половины XVIII вв. [6].

В третьей четверти XVIII века в Европе произошла резкая смена вкусов в области устройства культурных ландшафтов, когда регулярные сады уступили место «английским» пейзажным паркам. Первый пейзажный парк Стоун (1720-1755) находится в 100 км от Лондона, над проектом которого работал английский художник и ландшафтный архитектор В. Кент. А также пейзажные парки Бленхейм, Риджент-парк, Гайд-парк, Кенсингтонские сады в Лондоне. Парки представляют собой зеленые лужайки с живописными группами деревьев и дорожками.

Во второй половине XVIII в. и всего XIX в. развивалось Российское садово-парковое искусство пейзажного стиля. С конца 1770-х годов в течение 50 лет создавался Павловский дворцово-парковый ансамбль в окрестностях Санкт-Петербурга. Славу ему создали три поколения архитекторов-художников из Европы - Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзаго и Д. Кваренги. Некоторые из самых красивых пейзажных мест - это круглая площадка с рощицей «Белой березы» и восьмью радикально расходящимися просеками, лесные массивы «Большой звезды», «Старой и Новой Сильвии» и живописные опушки и просеки [5].

Другие замечательные пейзажные парки были созданы в Гатчине, Царицынский близ Санкт-Петербурга.

Главное внимание в дизайне городских парков уделяется пластике рельефа, водным объектам и, в особенности, растительности. Эстетизация рельефа предполагает целенаправленное подчеркивание разновысотности его уровней, террасовых ступеней и уступов, останцовых холмов и низин. Живописен террасированный парк с лестничным и серпантинным спуском в городе Кисловодске, где имеются значительные перепады высот.

Примером ландшафтно-архитектурного проектирования рекреационных форм городского типа может быть Ставрополь, который является одним из наиболее озелененных городов России. Он окружен широколиственными лесами площадью 12441 га и имеет много лесных насаждений внутри города (3250 га).

Первым искусственным зеленым массивом города Ставрополя стал сад у дома командующего Кавказской линией генерала А.А. Вельяминова (середина XIX столетия). В нем были устроены новые аллеи и цветники, декоративные пруды, питаемые подземной ключевой водой. Этот сад просуществовал до 1907 года, когда был в значительной мере вырублен конным Осетинским дивизионом, который разместился в здании бывшего Дома командующего. На месте рощи тогда же был разбит конный плац, сегодня стадион «Динамо» [3, 12].

Славится также Ставрополь и своими лесными дачами. Одна из них, именуемая Павловой, находилась в верховьях речки Мамайки. В 1861 году Л.Е. Павлов заканчивает реконструкцию купленной им лесной дачи у истоков реки Мамайки. Знакомый с парковыми творениями Европы и Америки, он решил превратить этот уголок девственного леса с многовековыми стволами дуба и граба в ухоженную рощу, в образцовый сад. На двух искусственных террасах им были устроены каштановые аллеи, пять выложенных камнем прудов с кристально чистой родниковой водой, где плавали часовенки с вмонтированной в нее иконой, северный родничок, в дальнейшем получивший наименование Павловского. Через ручей родника Карабин перебрасывается ажурный каменный мостик. Здесь же, у родников и на аллеях рощи устраиваются массивные чугунные скамейки, специально изготовленные в Ростове. Разбиваются многочисленные цветочные клумбы с утопающими в лозах винограда и хмеля беседками. На многочисленных зеленных лужайках важно расхаживали павлины. Рощу украшали и многочисленные каменные чаши с родниковой водой, вырубленные из каменных глыб. Был здесь и каменный стол в несколько сот пудов весом с такими же каменными многопудовыми стульями. В настоящее время Павлова дача находится в полном запущении.

Центральный парк был образован у одного из главных источников р. Желобовки. На ее склонах сохранились вековые дубы природного Черного

леса. В 1830 году при строительстве поперечной улицы от крепости к долине реки Мутнянки пришлось вырубить часть деревьев. Первоначально участок леса с рекой приобрел поручик М. Бабин, и роща долго сохраняла его имя. Тарасов В., купивший этот участок у Бабина, подарил его в 1837 году Ставропольской мужской гимназии, и она стала именоваться Гимназическим садом.

Ниже Гимназического сада находилась роща купца Константина Стасен-кова. Еще ниже, в районе нынешней улицы К. Хетагурова и позже возникшего Плотниковского переулка (сегодня Менделеева), с начала XIX века и до 30-х годов прошлого столетия находился еще участок Черного леса с вековыми дубами. Земля эта принадлежала вдове губернского чиновника Афросимова, которая вырубила весь лес под строительство доходных домов.

В 1849 году по инициативе наместника на Кавказе князя Воронцова-Дашкова Гимназический сад преобразуется в городскую рощу. Тогда же были завезены черенки яблонь, груш, вишни, черешни, абрикоса, саженцы тополя черного, пирамидального и бельбекского, а также каштана. Из Тифлисского питомника прибыло 500 молодых привоев фруктовых деревьев, виноградная лоза, барбарис, а также дикорастущие молодые саженцы акации, вербы, ивы, липы.

Первым садовником Воронцовской рощи стал статский советник Александр Полянский. Им устраивается каменная ограда сада, благоустраивается декоративный пруд, строится со стороны Воронцовской улицы оранжерея, парник, устраивается второй декоративный пруд [2].

С 1887 по 1894 год садовником Воронцовской рощи становится Константин Ильич Стасенко. Им устраивается первый цветник напротив оранжереи. На смену Стасенкову пришел садовник Борис Иосифович Новак. В 1899 году он начал обустраивать вход в рощу со стороны Воронцовской улицы (сегодня проспект Октябрьской революции). Здесь на трех площадках он высадил штамбовые розы, а под стеной Ольгинской гимназии - дикий виноград. Приступил также к устройству одной новой дороги вдоль стены гимназии. Новак заметил, что знаменитая каштановая аллея рощи сильно страдает от суховеев. Он счел необходимым защитить ее посадкой черных тополей.

По предложению городской управы Б.И. Новак принял на себя заведование Павловой дачей, на которой уже были устроены цветники, высажено 15000 саженцев дикорастущих деревьев, выполнено 6000 окулировок плодовых деревьев, устроена плантация клубники. Под руководством садовника на городском бульваре высажено 450 деревьев, сделана новая изгородь от здания городской думы до Александровской гимназии.

В 1955-1957 гг. вместо погибших каштанов на центральной аллее высадили с комом земли крупномерные деревья. При входе в парк с ул. Дзержинского была посажена новая аллея из каштанов, также были созданы новые аллеи от Зеленого театра до танцплощадки, от Зеленого театра вверх до фонтана.

Сад стал парком в советское время и переименовывался сначала в рощу имени 1 Мая, потом - имени Горького, Ленинского комсомола, и, наконец, стал называться Центральным парком. В 1963 году на свободные места, где когда-то росли дубы, по инициативе профессора В.В. Скрипчинского были высажены в разных местах группы восточного бука.

В 1970 г. в парке около памятника Ленину была посажена голубая ель вдоль аллеи Героев: озеленение было проведено также вокруг Зеленого театра. Затем была заменена асфальтом плитка на главной аллее, созданы цветочные клумбы, завезена почва на часть земель парка, проведено электрическое освещение аллей.

До настоящего времени было сохранено в парке 34 великовозрастных дуба, росших в Черном лесу. Здесь растут также ильм гладкий, клен остролистный, ясень обыкновенный, клен полевой, груша кавказская, тополя и акации. В последние годы высажены пихты, березы, рябины, туи [7].

Список литературы:

1. Баторевич Н.И. Малая архитектурная энциклопедия. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.

2. Беликов Г.А. Ставрополь - врата Кавказа. - Ставрополь, 1997; Беликов Г.А., Савенко С.Н. Облик старого Ставрополья / Г.А. Беликов, С.Н. Са-венко. - Ставрополь, 2007. - Кн. 2.

3. Краснов Г.Н. Ставрополь на Кавказе. - Ставроп. кн. Изд-во, 1953.

4. Лихачев Д.С. Поэзия садов. - 3-е изд. - М.: Согласие, 1998.

5. Николаев В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн. - М.: Аспект-Пресс, 2003.

6. Николаевская И.А. Благоустройство территорий. - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.

7. Скрипчинский В. Быть ли Воронцовскому парку? (1849-1999) // Ставрос - Юг. Вып. 1-2. - Ставрополь, 1999. - С. 2-4.

8. Сычева А.В. Ландшафтная архитектура: Учеб. Пособие для вузов / А.В. Сычева. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.

9. Сычева А.В., Титова Н.П. Ландшафтный дизайн: Эстетика деталей городской среды. - Минск: Вышэйшая школа, 1984.

10. Таран И.В., Агапова А.М. Пейзажные группы для рекреационного строительства. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1981.

11. Тюльдюков В.А. и др. Газоноведение и озеленение населенных территорий / В.А. Тюльдюков, И.В. Кобозев, Н.В. Парахин / Под ред. В.А. Тюль-дюкова. - М.: Колос С, 2002.

12. Шацкий П.А., Муравьёв В.Н. Ставрополь. Исторический очерк. -Ставрополь. 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.