ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ HISTORY OF RELIGION
К 350-ЛЕТИЮ ПРИСОЕДИНЕНИЯ БУРЯТИИ К РОССИИ.
ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО БУДДИЗМА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
Предлагаемый читателю статейный дуплет посвящен разным, но взаимосвязанным этапам в истории формирования и бытования российского буддизма в условиях империи. Разным по хронологии, но объединенным общностью типологии эпохи и личностью Чойнзон-Доржи Иролтуева, в бытность которого Бандидо Хамбо-ламой Восточной Сибири создавались приводимые в статьях документы. Материал основан на архивных источниках и тем он важен. Именно документ в его константном статусе способен передать дух эпохи - то, что наиболее способствует восприятию его смысла, но в отрыве от первоисточника наименее всего поддается передаче.
Серия «Политология. Религиоведение» И З В Е С Т И Я
2011. № 2 (7). С. 216-224 Иркутского
Онлайн-доступ к журналу: государственного
http://isu.ru/izvestia университета
УДК 24(091)
Ламаизм: к вопросу о практике вероисповедной политики России имперского периода в Байкальском регионе (по материалам НАРБ)
И. А. Арзуманов
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
На основе архивных материалов характеризуются принципы вероисповедной политики России в Байкальском регионе имперского периода. Выводится корреляция геополитической экспансии России на Дальний Восток и практики вероисповедной политики в отношении центрально-азиатской формы буддизма.
Ключевые слова: геополитическая экспансия России, вероисповедная политика, ламаизм, принципы государственного этатизма и административного императива.
Геополитическая экспансия России имперского периода обусловила характер концептов вероисповедной политики, имеющих два основных вектора: западный и восточный. Переход к элементам цезарепапизма - подчинения духовной ветви власти ее государственному эквиваленту - с середины XVII в. определил правовое положение религиозных институтов в рамках интегрирующего принципа «политической русификации» в сфере идеологического пространства. Историко-логический анализ процессов государственной структуризации политического и религиозного пространства Восточной Си-
бири выводит нас на необходимость осмысления статуса буддизма в контексте соответствующих законодательных актов имперской администрации.
Это, в первую очередь, Свод законов Российской империи - статьи, принятые при Николае I; акты из Полного собрания Законов Российской империи (ПСЗРИ), отражающие основные направления идеологического обеспечения вероисповедной политики. В целом в данный период складывалась та структура религиозных институтов в российском социокультурном и социо-политическом пространстве, которая определяет понимание их традиционности и в период ХХ-ХХ1 вв.
Объективный фактор полирелигиозности общества определял следующие методологические концепты вероисповедной политики России в Сибири: принцип социополитической и социокультурной унификации полиэтнокон-фессионального пространства - формирование конфессионально-институциональных доминант, определяемых фактором межцивилизационного транс-граничья Центральноазиатского региона (Россия, Монголия, Тибет, Китай); принцип политической лояльности, опосредованный необходимостью включения в социополитическое пространство входящих в состав России народов, геополититическими императивами империи в Центральной Азии; принцип религиозной толерантности, зафиксированный в нормативно-правовом выражении - законодательных актах о веротерпимости; принципы государственного этатизма и административного императива в вопросах веротерпимости (основ толерантности), интерпретируемых автором в качестве методологического базиса при анализе государственных императивов вероисповедной политики XX - начала XXI в.
Крупная перестройка управления Сибирью началась в 1822 г. с принятия ряда законодательных актов: «Учреждения для управления Сибирских губерний», «Устав об управлении инородцев», «Устав о ссыльных», «Положения и правила о земских повинностях», «Положения и правила о вольном переселении казенных крестьян в Сибирь»1. При этом генерал-губернаторы сохраняли широчайшие полномочия, касающиеся всех сторон жизни Сибири, в том числе и практики вероисповедной политики. Геополитический фактор центральноазиатского внутреннего и внешнего политического курса России обусловил поэтапное развитие вероисповедной политики России в Центральной Азии.
Приводимые ниже источники отражают в какой-то мере четвертый этап вероисповедной политики, знаменующийся деятельностью генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва и связанный, прежде всего, с утверждением окончательного варианта «Положения о ламайском духовенстве», который был отредактирован в Сибирском комитете Сената и утвер-
1 Это было связано с кадровой политикой имперской администрации. В октябре 1818 г. Кабинет министров признал необходимым назначить в Сибирь нового генерал-губернатора. 22 марта 1819 г. был издан Указ о назначении генерал-губернатором Сибири М. М. Сперанского и наделении его широкими полномочиями по ревизии сибирских дел.
жден императором в 1853 г.1 [1, с. 34-47]. В его проекте использовано многое из предыдущих предложений министерств, отработанных на трех предшествующих этапах: централизация административного управления ламаистской церкви путем сосредоточения власти в руках одного хамбо-ламы и принятие ограничительных мер, на которых настаивала губернская администрация; административный контроль над личным составом управления дацанов2: зачисление в штат; назначение на штатные должности (генерал-губернаторы утверждали в званиях ламаистское духовенство); возведение в духовные степени, производившееся через хамбо-ламу, но вступавшее в силу только после утверждения царской администрацией и выдачи соответствующих официальных дипломов; определение количества дацанов (штат 34 дацанов состоял из 285 единиц)3; обеспечение официальной карьеры любого ламы только заверенными губернскими властями дипломами о возведении в духовное звание (назначение в штат без этой официальной стороны получения штатных должностей в дацане было невозможно)4.
Материалы НАРБ5:
1. Предписание главного тайши селенгинских инородцев ширетую Янгажинского дацана от 25 октября 1867 г., № 633.
По распоряжению Селенгинского земского исправника от 18 октября за № 1124 все дацаны селенгинского ведомства должны завести книгу о выезде штатных лам в местности к верующим по требам: когда, в какую местность, число, месяц, год; также когда вернулся: число месяц, год обязательно указать. Штатные ламы должны при этом строго соблюдать указания, записанные в § 41 положения ламского духовенства.
А книги учета будут розданы от главного Хамбо-ламы с его печатью и прописью.
Подпись главного тайши
[Источник: НАРБ Ф. 454. Оп. 1. Д. 4. Л. 47 (перевод со стар.-монг. Г. Н. Очировой)].
1 Губернская администрация Восточной Сибири во главе с генерал-губернатором Н. Н. Муравьевым поставила ряд задач по обороне русского Дальнего Востока, в том числе настаивала на изменении ложного представления об Амуре как реке, не имеющей судоходного выхода в океан. Н. Н. Муравьев содействовал исследованиям Амурской экспедиции, принимал в ней активное участие, поддерживал работу Г. И. Невельского - исследователя Дальнего Востока, начальника Амурской экспедиции 1849-1855 гг.
2 Административный контроль над личным составом управления дацанов был настолько регламентирован, что даже выезд на требы, отправка ученика дацана (хуварака) или ламы в отпуск требовали разрешения губернской администрации. См.: НАРБ. Ф. 454. Оп. 1. Д. 4. Л. 47; Ф. 454. Оп. 1. Д. 31. Л. 8; ф. 454. Оп. 1. Д. 31. Л. 9; Ф. 84. Оп. 1. Д. 377. Л. 69. и др.
3 Требуемое количество лам определялось из расчета один лама на 200 прихожан. Эти 285 лам освобождались от повинностей и налогов, на остальных льготы не распространялись.
4 «Положение о ламаистском духовенстве» 1853 г. из всех должностей признавало только две: хамбо-лама в качестве главы всей ламаистской церкви бурят и ширетуй-настоятель монастыря. Все остальные ламы различались только по степени духовного посвящения. Зачисление в штат дацанов производилось из так называемой Гусиноозерской школы хувараков, ученики которой являлись кандидатами на замещение вакансий в любом дацане.
5 Стилистика документов сохранена (прим. ред.).
2. Распоряжение Бандидохамбо ламы Иролтуева
Ширетую Янгажинского дацана от 28 февраля 1898 г. № 129.
Разрешение на 6-месячный отпуск гэлун-ламе Янг. дацана Дармаринчин Раднаину для поездки на учебу и для сбора редких тибетских и китайских лекарств в Ургу и Пекин. А билет на выезд он лично должен получить от меня (хамбо-ламы)
Подпись Иролтуева.
[Источник: НАРБ Ф. 454. Оп. 1. Д. 31. Л. 8 (перевод со стар.-монг. Г. Н. Очировой)].
3. Распоряжение БХЛ ширетую Янгажинского дацана от 3 марта 1899 г. № 140
Военный губернатор от 22 февраля за № 980 разрешил (оповещен) поездку по городам Китайской империи Дармаринчин Раднаину. Поэтому отпустите ламу Раднаина и сообщите, когда, в какое время будет выезжать, дайте от себя разрешение
БХЛ [Бандидо хамбо-лама] Иролтуев
[Источник: НАРБ Ф. 454. Оп. 1. Д. 31. Л. 9 (перевод со стар.-монг. Г. Н. Очировой)].
4. Зачисление в штат дацана
Открытый лист
Предъявитель сего ховарак гусиноозерского дацана Чойживанчук Бад-маев от сего числа отправлен мною для доставления к ширетуям дацанов, находящихся отсюда в восточной стороне, Селенгинском, Верхнеудинском и Читинском уездах, экстренно нужных пактов, т. е. относительно отслужении [служения] всевышнему Творцу благодарственной молебствии за беспредельную радость, что у наших Императорских Величеств родился наследник-цесаревич. Почему в пути следования ховарака Бадмаева внутри Селенгин-ского, Хоринского и Агинского ведомств содержатели междудворных дежурных и пунктовых пар [обязаны] давать параконные подводы и с проводником без платежа прогонов и без малейшего задержания, с тем вместе прошу должностных лиц оказать ему всевозможное содействие.
Августа 9 дня 1904 г.
Бандидо Хамбо
[Источник: Ф. 84. Оп. 1. Д. 377. Л. 69 (перевод со стар.-монг. Г. Н. Очировой)] .
5. «Удостоверение»
Дано сие инородцу Заб. области, Селенгинского уезда, ведомства бывшей Селенг. степ. думы, ныне Оронгойской инородческой волости Гомбожа-пу Жамсаранову в том, что он с самого малолетства проживал при Гусино-озерском дацане, обучался тибето-монгольской грамоте и вполне может читать и писать их равно и своим старанием обучался по-русски, что также может читать и писать. На конец того он состоял наборщиком восточных текстов при Восточном институте в г. Владивостоке, в чем имеет оттуда удостоверение. Кроме сего он умеет: рисовать на ткани, на бумаге, вырезать на дощечке и занимать пр. ремеслами, то поэтому на поступление его где бы то ни
было могущему им на службе или к частным лицам сим документом безсо-мненно может приниматься и считаться достойным. В чем удостоверяю своим подписом и с приложением казенной печати.
Сентября 5 дня 1904 года Гус. Оз. дацан
Бандидо Хамбо
[Источник: Ф. 84 (Янгажинский дацан). Оп. 1. Д. 377. Л. 55 (перевод со стар.-монг. Г. Н. Очировой)].
6. «Забайкальские областные ведомости». 1904. № 248.
Приказы военного губернатора Забайкальской области от 12 ноября 1904 года за № 8066.
Утверждается инородец Чикойской инородческой волости Осутайско-Табангутского булука Данжа Гуруев старостою Буятмурского дацана, сроком на три года.
[Источник: Ф. 84. Оп. 1. Д. 377. Л. 38 (перевод со стар.-монг. Г. Н. Очировой)].
7. Назначение и утверждение на штатные должности дацанов
М. В. Д. Забайкальское областное управление Отделение 1. Стол 1.
16 апреля 1866 года, № 687, г. Чита.
Г. [господину] исправляющему должность Бандидо хамбо Восточной Сибири ширетую Ванчикову.
С разрешения Г. генерал-губернатора Восточной Сибири, препровождая при сем шестнадцать свидетельств на звание лам и бандий для выдачи поименованным в списке лицам, утвержденным мною в должностях, согласно Вашему представлению от 1-го числа апреля за № 17-м, кроме Гэцула ламы Кундинского дацана Жамбала Вандинова, который согласно означенному предписанию Г. генерал-губернатора, как принадлежащий к сословию казаков и считающийся от полка в командировке, не должен получать свидетельства о ламском звании, покорнейше прошу следующие в обеспечение бланок для свидетельств в количестве пяти рублей семидесяти шести коп. представить в непродолжительном времени.
Военный губернатор, генерал-майор
Управляющий отделением
[Источник: НАРБ. Ф. 84 (материалы о личном составе лам в дацанах). Оп. 1. Д. 280. Л. 3].
8. Формирование иерархии
«Ответ на предписание от 16 февраля 1866 г., полученное 27 февраля»
1-го марта 1866 года № 16
Господину военному губернатору Забайкальской области.
Присланные предписанием Вашего Превосходительства от 16 м. [месяца] февраля за № 687 шестнадцать ламских свидетельств мною выданы по принадлежности и взысканы за оныя деньги пять рублей семьдесят шесть коп. при сем вашему Превосходительству имею честь представить и покорнейше прошу о получении коих не оставить меня предписанием.
[Источник: НАРБ. Ф. 84 (материалы о личном составе лам в дацанах). Оп. 1. Д. 280. Л. 12].
9. «Исправляющего должность Главного Хамбы Восточной Сибири донесение с представлением диплома умершего ширетуя Жамцу Шаба-гирова 17 января 1866 года № 2-й. Дацан Гусиноозерский»
Господину военному губернатору Забайкальской области.
По случаю смерти ширетуя Чицановского дацана Жамцу Шобогирова, присем имею честь представить Вашему Превосходительству диплом умершего ширетуя Шобогирова.
Присем имею честь донести Вашему превосходительству, что вместо умершего ширетуя Шобогирова мною назначен в ширетуи Чицановского дацана Гэлун-лама того же дацана Вампил Горучеев, об утверждении Горучеева в ширетуи покорнейше прошу вашего Превосходительство не оставить своим ходатайством.
[Источник: НАРБ. Ф. 84 (материалы о личном составе лам в дацанах). Оп. 1. Д. 280. Л. 11].
10. «Ответ на донесение Хамбо ламы военному губернатору Забайкальской области».
Получено 26-го марта 1866 года № 98
М. В. Д.
Забайкальское Областное управление, Отделение 1. Стол 1.
Г. И. Д. [Господину имполняющему должность] Главного Ламы Бандидо Хамбы Восточной Сибири.
Г. Генерал-губернатор Восточной Сибири утвердил согласно представлению моему от 9-го февраля настоящего года за № 138, гэлун-ламу ицанов-ского дацана Вампила Горучеева ширетуем того же дацана вместо умершего Жамца Шобогорова. О чем уведомляю Вас с препровождением диплома следующего Вампилу Горучееву на новое его звание.
Исправляющий должность Губернатора...
Управляющий отделением.
[Источник: НАРБ. Ф. 84 (материалы о личном составе лам в дацанах). Оп. 1. Д. 280. Л. 14].
Такая система комплектования административного аппарата дацанов служила эффективным средством для укрепления иерархической структуры родовых ведомств, так как в «Положении о ламаистском духовенстве» 1853 г. был проведен предложенный губернской администрацией принцип подчинения административно-хозяйственной деятельности дацанов ведомству «инородческих начальников».
В материалах правительственных ревизий о состоянии буддизма в Забайкалье строжайше запрещалось:
• строить новые дацаны свыше «комплекта» в 34 дацана, производить сбор средств на строительные расходы без общественных постановлений за подписью начальства бурятских ведомств, без утверждения этих ходатайств генерал-губернатором и разрешения петербургского Министерства внутренних дел;
• торговать ламам в Кяхте и любых других пограничных пунктах («Положение о ламаистском духовенстве» 1853 г.); в случае нарушений запрета предстояло обращение в светское сословие, уголовное наказание. Приобретение предметов культа из Монголии, Тибета и Китая должно было производиться через Кяхтинскую таможню по разрешению Забайкальского военного губернатора. Например, покупка книг для дацанов в Китае или Монголии производилась по разрешению военного генерал-губернатора, о чем свидетельствуют следующие документы из материалов НАРБ:
Приобретение и печатание книг
1. «Предписание Бандидо-Хамбы Гомбоева ширетую Янгажинского дацана Банзаракцаеву от 20 февраля 1890, № 120 Гусиноозерский дацан».
Военный губернатор Предбайкальской области от 3 февраля № 790 пишет: по журналу от 2 ноября 1889 г. общего отдела Предбайкальского областного управления лама Ирдынеев без разрешения начальства напечатал молитвенную книгу и, когда шло расследование этого дела, в нескольких дацанах Селенгинского и Баргузинского округа напечатали молитвенные книги. В 1882 и 1884 годах при Тугно-галтайском дацане печатали на тибетском и монгольском языках, и доверенный Хоринского ведомства Самагадиев ходатайствовал о печатании в других дацанах через 1-й отдел областного управления. На его ходатайстве генерал-губернатор наложил резолюцию: «Об этом и другом нет комментариев». О чем необходимо сообщить ширетуям и штатным ламам, также Селенгинским, Баргузинским, Верхнеудинским и другим окружным полицейским управлениям. Теперь Приамурский генерал-губернатор 2 декабря прошлого года, вернув 3 тома дела по расследованию вышеупомянутого дела, также дело по незаконной покраске дацана ширетуем Янгажинского дацана Итэгилова и заседателя Михайлова и др. дела, сообщил, что по указу императора от 15 мая 1883 г. 11-го параграфа Манифеста все виновные оправданы, тут же сообщил, что запрещаются издания тибетских и монгольских книг ксилографическим способом. Поэтому сообщить ширетуям и штатным ламам и строго следить, чтобы не печатали книги. Если появится нужда викнигах, надо поступать так, как предписано в § 59 Устава. Вместе с тем одновременно Верхнеудинскому, Читинскому, Селегинскому и Баргузинскому окружному полицейскому управлению приказать и это распоряжение сделать руководством и чтобы вы выполняли. Поэтому такое распоряжение должны знать, и находящиеся при дацанах ваших ксилографические дощечки (бары) тщательно спрятать (хранить), и вам, ширетуй, приказываю запретить печатание книг ламами.
Бандидо-хамбо Гомбоин.
[Источник: Ф. 454. Оп. 1. Д. 14. Л. 9 (перевод со стар.-монг. Г. Н. Очировой)].
2. «Письмо Бандидо-хамбо настоятелю дацана»
Пусть процветает как солнце религия Всевышнего Бога
Пусть мир в государстве Государя Белого царя.
Главный лама Бандидо-хамбо монголо-бурятской религии Северной Халхи господин Цоржи Шимжамцуев Цоржи - ширетую Ацайского дацана Атаганского хошуна Балсанову.
Это тростниковое письмо срочно сочинено.
По всеобщему согласию старейшины прихожан дацана, в свой Тубдэн-даржимын дацан Великий золотой Ганчжур решив привезти, для этого собранное средство незначительным оказалось, потому решили (просить) по нескольким дацанам для сбора добровольных пожертвований. По этому поводу в большую казну добрые целеустремленные с крепкими сердцами для собственного доброделания пусть пожертвуют. Это пожертвование пусть продлит им жизнь и в будущем несокрушимое учение приобретут путь.
[Источник: Ф. 517. Оп. 1. Д. 11. Л. 12 (о покупке Золотого Ганчжура)].
3. «Рапорт отставного Забайкальского уряд. хорунжего упраздненной 3-й конной бригады Васильева Кяхтинскому пограничному комиссару господину статскому советнику и кавалеру о разрешении Янгажин-скому дацану приобрести покупкою у китайце в Кяхте или в Урге 225 томов Данчжура».
«Его превосходительство военный губернатор Забайкальской области господин генерал-майор Педашенко предписанием 9 октября м. за № 6503 изволил разрешить Янгажинскому дацану приобрести покупкою у китайцев в Кяхте или в Урге через вашего высокородия книгу под названием Данчжур в 225 томах. Но я нахожу полезным для себя книгу эту купить в Урге. Представляю при сем к Вашему Высокородию билет, выданный мне наказным атаманом Забайкальского войска за № 4758 с одним товарищем с казаком Гарма Дармаевым. Имею честь почтительнейше просить не отказать приказать кому следует выдать заграничный билет в Ургу. При этом долгом считаю доложить Вашему Высокородию, что при себе имею денег кредитными билетами 1000 руб.
Отставной Заб. уряд. хорунжий Бадма Васильев.
12 января 1875 года»
[Источник: НАРБ. Ф. 454. Оп. 1. Д. 7. Л. 37-38].
Согласно статистическим данным комиссии Куломзина, в Забайкальской области к концу XIX в. было 161 658 буддистов - бурят и эвенков. В отчете Синода за 1892-1893 гг. отмечалось, что ламы составляют 10 % инородческого населения, т. е. в Забайкалье было около 15 тысяч лам1. К концу XIX в. в Забайкалье существовала мощная самостоятельная буддийская сангха, которая активно противилась мероприятиям местной и государственной власти по ущемлению и регламентации ее духовных прав, делая все возможное, чтобы сохранить в неприкосновенности существовавшее количество дацанов и лам, строить новые дацаны и усиливать свое влияние в Иркутской губернии.
Наиболее характерно эти процессы были отражены в положениях, касающихся ламаистских институтов в свете либеральных вероисповедных реформ, начало которым положили указы 1905 г.
1. Герасимова К. М. Ламаизм в Бурятии 1. Gerasimova K. M. Lamaism in Buryatia
XVIII - начало XIX в. / К. М. Герасимова. - in the 18th and early 19th century / K. M. Gera-Новосибирск : Наука, 1983. - 232 с. simova. - Novosibirsk : Nauka, 1983. - 232 p.
1 Материалы комиссии Куломзина. Вып. 6. С. 142-143.
Lamaism: on the Issue of Confessionalian Policy
of the Imperial Russia in the Baikal Region
(on Materials of the National Archive of the Buryat Republic)
I. A. Arzumanov
Irkutsk State University, Irkutsk
The paper describes the principles of Russia's religious policy in the Baikal region of the Imperial period on the basis of the archival materials. The paper infers the correlation between Russian geopolitical expansion to the Far East and the confessionalian policy towards the Central Asian form of Buddhism.
Key words: Russia's geopolitical expansion, confessionalian policy, Lamaism, the principles of the state etatism and the administrative imperative.
Арзуманов Игорь Ашотович - доктор Arzumanov Igor Ashotovich - Doctor of культурологии, профессор кафедры тео- Cultorology, Associate Professor of the De-рии и истории государства и права Юри- partment of Legal History and Theory, Law дического института Иркутского госу- Institute of the Irkutsk State University, дарственного университета, 664082, 664082, Irkutsk, Ulan-Bator st. 10-220, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 10-220, тел. phone 8(3952)521188, e-mail: arzu-8(3952)521188, e-mail: arzumanov@mail.ru manov@mail.ru