УДК 94(47).084.8
ЛАГЕРНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС НКВД-МВД В ПОСЛЕВОЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 1945 - НАЧАЛА 1950-х ГОДОВ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ПОВОЛЖЬЕ
© 2013 А.В. Захарченко
Поволжский филиал Института российской истории РАН, г.Самара
Поступила в редакцию 14.10.2013
В статье исследуются аспекты экономической деятельности НКВД-МВД в послевоенный период, особая роль лагерной системы ГУЛАГа в строительстве объектов энергетики в Поволжье. Ключевые слова: лагерно-производственный комплекс, капитальное строительство, лагеря, заключенные, промышленное производство, НКВД-МВД.
На сегодняшний день в отечественной историографии имеется немало исследований, рассматривавших производственную роль ГУЛАГа1 в советской экономической системе в послевоенный период. Вопросы, охватывающие общие принципы функционирования лагерной экономики, рассматриваются в работах О.В. Хлевню-ка, Г.М. Ивановой, Л.И. Бородкина2 и др. Региональные аспекты, в которых оцениваются проблемы использования принудительного труда в хозяйственной деятельности НКВД-МВД, довольно успешно и продуктивно с точки зрения обилия публикаций на эту тему изучались Н.В. Упадышевым, А.И. Широковым, А.Б. Сусловым, Р.С. Бикметовым3 и др.
В последние годы появились работы, посвященные вопросам участия лагерного комплекса НКВД-МВД в строительстве индустриальных объектов в Поволжье. В этой связи необходимо назвать работы Е.А. Бурдина, особенно его последнюю монографию о строительстве каскада волжских гидроузлов силами НКВД-МВД4. В исследованиях А.М. Глуховой и Е.А. Тимоховой нашли отражение аспекты использования кон-тингентов ГУЛАГа на строительстве Куйбышевской и Сталинградской ГЭС5. Н.Н. Смирнов и Е.Ю. Свечникова посвятили свои работы изучению одной из крупнейших послевоенных строек НКВД-МВД - строительству Волго-Донского водного пути6. В то же время проблемы функционирования ГУЛАГа в советской послевоенной экономике, его взаимодействие с другими хозяйственными ведомствами, особая роль принудительного труда в осуществлении гидротехнического строительства в Поволжье требуют дальнейшей разработки.
После завершения войны в хозяйственной системе НКВД-МВД шли параллельно два про-
Захарченко Алексей Владимирович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник. E-mail: zav.dpn2010@yandex.ru
цесса, характерные для всей советской послевоенной экономики: с одной стороны - конверсия многих отраслей промышленности и расширение выпуска гражданской продукции, с другой -организация новых производств, связанных с оборонным сектором, и увеличения капиталовложений в них.
Первое направление в развитии лагерно-про-изводственного комплекса выражалось в том, что большинство лагерей и колоний в середине 1945 г. получили инструкции о сокращении выпуска оборонной продукции и расширении гражданского выпуска. 26 июня 1945 г. специальным постановлением высшего чрезвычайного органа власти - Государственного Комитета Обороны (ГКО) предприятиям НКВД было предложено прекратить производство боеприпасов и спецукупорки и переключиться на выпуск продукции невоенного назначения. В соответствии с этим на второй квартал 1945 г. сокращался план для НКВД по промышленному производству7. 17 сентября 1945 г. начальник ГУЛАГа Наседкин разослал инструкции «по вопросу о контрольных цифрах 1946 г.» всем начальникам УИТЛиК и ОИТК8. Руководители территориальных подразделений ГУЛАГа ориентировали на проведение конверсии на предприятиях лагерей и колоний. В 1946 г. намечался ввод дополнительных производственных мощностей. При разработке программы предприятий необходимо было обеспечить рентабельность предприятий, чтобы доходы от хозяйственной деятельности не только покрывали расходы на заключенных, но и обеспечивали накопления и перечисления в бюджет9.
После окончания войны руководство НКВД с разрешения правительства пошло на сокращение рабочего дня для заключенных. На вредных производствах в соответствии с приказом НКВД от 2 июля 1945 г. устанавливался 9-часовой рабочий день, на всех остальных - 10-часовой10.
В целом, перевод производственного процесса на выпуск гражданской продукции оказался чрезвычайно сложным для многих заводов, особенно относящихся к машиностроительным отраслям, где на протяжении всех предвоенных и военных лет наблюдался интенсивный рост выпуска продукции военного назначения. В 1940 г. предприятия наркомата вооружения, авиационной промышленности, минометного вооружения, транспортного машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения выпустили продукции на 20 млрд. руб., из которой только 1/5 приходилось на гражданское производство. Остальные 4/5 изделий имели отношение к оборонной продукции. Разумеется, в годы Великой Отечественной войны предприятия данных наркоматов увеличивали военное производство, достигшее в 1944 г. 52 млрд. руб., или 93% их выпуска. Согласно проекту послевоенного плана развития народного хозяйства на 1946 г. в рамках четвертой пятилетки предусматривалось резкое увеличение гражданского выпуска - до 12,8 млрд. руб., или в 3,3 раза по сравнению с довоенным уровнем, и сокращение доли военной продукции. Однако конверсия могла привести к снижению объемов производства по машиностроительным наркоматам. Согласно записке Госплана на имя И.Сталина во второй половине
1945 г., по пяти вышеперечисленным наркоматам ожидалось снижение валового выпуска в
1946 г. до 24 млрд. руб. против 56 млрд. руб. в 1945 г. Одним из факторов такого снижения являлось ожидаемое снижение численности рабочих по указанным наркоматам с 1265 тыс. до 1135 тыс. человек11.
Что касается лагерно-производственного комплекса НКВД, то движение в сторону конверсии привело к временному снижению в стоимостном выражении промышленного производства после окончания войны. Это происходило в том числе и по причине перехода на изготовление новой продукции, а также вследствие более низкой стоимости отдельных видов изделий гражданского назначения по сравнению с военными. Если в 1944 г. выпуск промышленной продукции по предприятиям НКВД соста-
вил в неизменных ценах 1980 млн. руб. (113% от плана), то в 1945 г., включая мирное полугодие, -1652 млн. руб. (102% от плана)12. С другой стороны, масштабы капитального строительства увеличились с 3100 млн. руб. (115% плана) в 1944 г. до 3600 млн. руб. в 1945 г. (104,9% плана)13. Анализ имеющихся данных о результатах хозяйственной деятельности НКВД-МВД в послевоенный период показывает, насколько разрастались масштабы лагерно-производственного комплекса (таблица 1).
Приведенные в таблице данные показывают рост выпуска промышленной продукции производственным комплексом НКВД-МВД во второй половине 1940-х гг. после снижения в 1945 г. в связи с сокращением ассортимента по оборонной номенклатуре изделий и увеличением выпуска изделий гражданского назначения.
Сопоставление приведенных цифр с показателями по некоторым главкам дает нам возможность увидеть более детально динамику производственной деятельности НКВД-МВД. Как видно из таблицы 2, не все главные управления сократили выпуск в период войны. Если железнодорожные и лесные лагеря вписывались в общие параметры «сужения» масштабов экономической деятельности НКВД-МВД в военное время, то подразделения Главного управления лагерей горно-металлургических предприятий (ГУЛГМП) неуклонно наращивали выпуск продукции как в военный, так и в послевоенный период, обеспечивая добычу черных и цветных металлов, нефти, газа и других полезных ископаемых. По сравнению с 1941 г. валовой выпуск ГУЛГМП увеличился в 1947 г. в неизменных ценах 1926/27 г. в 6,6 раза, в то время как в ГУЛЛП объем производства сокращался и к 1947 г. не достиг уровня предвоенного выпуска (1940 г. - 227,5 млн. рублей). Сокращение выпуска продукции наблюдалось и в железнодорожных лагерях. Однако, как и в случае с лесными лагерями, сокращение приходилось только на дровозаготовки и выпуск шпал - именно эти позиции являлись основными в структуре промышленного производства главка14.
Однако расширение участия МВД в советс-
Таблица 1. Динамика промышленного производства НКВД-МВД (1945-1950 гг.)
Показатели 1945 1946 1948 1949 1950
Освоение капиталовложений строительными организациями (млн. руб.) 3600 3905 3500 7350 7800
Выпуск промышленной продукции (млн. руб.) в неизменных ценах 1926/27 г. 1652 1608 1995 - -
Товарный выпуск промышленной продукции (млн .руб.) в отпускных ценах 4715 6047 10127 17775 15664
Составлено по материалам: История сталинского Гулага. Т.3. Экономика Гулага. С. 221,222, 229,255, ГАРФ. Ф.-Р 9401. Оп.2. Д302. Л.1, 15. Д.269. Л.1, 4. (Особая папка Сталина). Оп.4. Д.975. Л.15.
Таблица 2. Производство валовой продукции хозяйственными главками НКВД-МВД в 1940-х гг.
(в неизменных ценах 1926/27 г.)
Главки НКВД-МВД 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948
ГУЛДЖС 105,9 нет данных 50,7 нет данных нет данных 46,4 71,1 69,09 нет данных
ГУЛГМП 40 50,9 84,1 92,1 115,1 167,1 220,8 267 339,9
ГУЛЛП 227,5 249,6 215, 6 176,5 191,3 181,8 215,3 213,9 253,5
Таблица составлена по материалам: ГАРФ. Ф.-Р. 9401. Оп.4. Д.651. Л.21, 45, 61.
кой экономике, увеличение хозяйственных обязательств, как считали в данном ведомстве, не подкреплялись в должной степени необходимыми материальными ресурсами. В строительной отрасли некоторые организации были переданы от МВД на баланс гражданских ведомств с техническим персоналом, рабочей силой, механизмами и оборудованием, при этом программа по капитальному строительству увеличилась. Материалы ведомственной переписки, в частности руководства органов внутренних дел с Госпланом, свидетельствуют о том, что в МВД в послевоенные годы периодически указывали на несоответствие своих хозяйственных обязательств тем ресурсам, которые выделялись на их реализацию. В декабре 1946 г. в письме министра внутренних дел С.Н. Круглова председателю Госплана Н.А. Вознесенскому указывалось на «недостаточное обеспечение материальными ресурсами, что задержало ввод в действие мощностей». Представленный Министерством внутренних дел план капитальных работ на 1947 г. предусматривал сокращение объема строительства, включая даже консервацию некоторых объек-тов15. Позиция МВД как хозяйственного ведомства заключалась в том, чтобы добиться либо увеличения ассигнований на выполнение производственной программы, либо на сокращение ее объемов. Это видно, например, из разногласий МВД и Госплана по составлению проекта производственного плана на 1948 г. В МВД настаивали на сокращении программы промышленного выпуска по широкой номенклатуре - от продукции металлургической и деревообрабатывающей промышленности (кобальт, оловянные и вольфрамовые концентраты, дверные полотна, оконные пролеты), машиностроения и приборостроения (прессы Бринелля, гидротурбины) до изделий легкой промышленности (трикотаж, шелковая ткань и т.д.). Только в отдельных случаях Госплан соглашался снизить плановые задания в связи с недостаточными фондами, выделенными хозяйственным структурам МВД или невыясненными потребностями предприятий-потре-бителей16.
Помимо сокращения производственных обязательств, в МВД, как и в других хозяйственных министерствах, обращались в правительственные инстанции с предложением выделить дополнительные ассигнования на реализацию производственной программы. В справке на имя министра внутренних дел С.Н. Круглова в мае 1950 г. начальник планового отдела МВД Головащен-ко отмечал, что «для всех обязательств МВД по капвложениям за 1951-1955 гг. их сумма составит 77 млрд. рублей», в то время как Госплан оперировал цифрой в 55 млрд. руб. Эту сумму в МВД посчитали недостаточной17.
Если оценивать параметры развития строительной отрасли МВД, где в наиболее массовом порядке использовался принудительный труд, то очевиден постоянный рост затрат на капитальное строительство в системе МВД начиная с 1944 г. В период восстановления народного хозяйства начала холодной войны этот рост продолжился. В послевоенные годы МВД входило в первую тройку министерств, осуществлявших хозяйственную деятельность по централизованным капиталовложениям (таблица 3).
В течение 1945-1947 гг. МВД обеспечило ввод в действие основных фондов на сумму 11239 млн. руб. (то есть по завершении строительства и сданных в эксплуатацию объектов). Это составило 8,9% от показателей по указанным в таблице министерствам, имеющим наибольший строительный бюджет18.
Судя по опубликованным О.В. Хлевнюком данным, максимальная доля в общей сумме капиталовложений по советской экономике после войны пришлась на 1952 г., когда объемы выполненных капитальных работ МВД достигли 11740 млн. руб., или 8,7% от общесоюзного строитель-ства19. Таким образом, уровень первой половины 1940-х гг., когда на строительство, осуществляемое НКВД, приходилось 13-14% общесоюзных капиталовложений, так и не был достигнут вплоть до демонтажа гулаговской экономики. Однако и после войны НКВД-МВД участвовали в хозяйственных проектах как наиболее мощное в строительной индустрии ведомство, распоря-
Таблица 3. Централизованные капиталовложения в строительство СССР по министерствам и ведомствам, имевшим наиболее крупные объемы (млн. руб. в сметных ценах 1945 г.)
Министерства 1940 г. (в сметных ценах 1936 г.) 1945 г. 1946 г. 1947 г.
Всего по народному хозяйству 31802 35785 42113 45000
В т.ч. Министерство черной 1379 3198 3212 3024
металлургии
Министерство цветной 1153 1296 1250 1153
металлургии
Министерство электростанций 1042 1696 1981 1996
Министерство 1114 1065 510 514
с ельскохозяйстве нного
машиностроения
Министерство авиационной 1576 1142 1098 788
промышле нно сти
Министерство путей сообщения 4106 4203 4306 4605
Министерство внутренних дел 4113 2655 3371 3458
Министерство госбезопасности - 35 69 119
Министерство вооруженных сил 3180 2187 1367 840
Таблица составлена по материалам: РГАЭ. Ф.4372. Оп.95. Д170. Л.43-44.
жавшееся значительными материально-техническими и людскими ресурсами. В начале 1952 г. ла-герно-производственный комплекс министерства включал в себя 24 строительства, 10 из которых считались наиболее крупными. В их числе - гидротехнические объекты. Из 96,5 млрд. рублей, затраченных на капитальное строительство в СССР в январе-сентябре 1952 г., на долю МВД приходилось 8335 млн. руб., то есть 8,6% общей суммы. По объему освоенных средств в строительной отрасли МВД превосходило все остальные ведомства, о чем свидетельствуют данные по 9 министерствам, имевшим наибольший строительный бюджет в 1952 г20. В тройку лидеров помимо МВД входили министерства нефтяной, угольной промышленности и черной металлургии, объем капиталовложений которых превышал 7 млрд. рублей. Обращает на себя внимание концентрация капиталовложений (самая высокая среди министерств) на ключевых стройках МВД, где стоимость выполненных работ составила 75% от всех освоенных средств.
Одним из самых капиталоемких направлений в производственной деятельности НКВД-МВД в послевоенный период являлось строительство гидротехнических сооружений. В этой связи в планах сталинского руководства волжский бассейн рассматривался как территория для реализации фактически прерванного в военный период проекта «Большая Волга», основной частью которого стало дальнейшее строительство энергетических (ГЭС) и воднотранспортных гидроузлов (каналов). Работы по их проектированию и сооружению вновь были возложены на хозяйственные структуры органов внутренних дел. МВД имело довоенный опыт гидрострои-
тельства. Помимо каналов Москва-Волга, Бело-моро-Балтийского силами заключенных строились несколько крупнейших ГЭС, в том числе в районе Верхней и Средней Волги (Куйбышевский, Рыбинский и Угличский гидроузлы)21. Однако данные проекты оказались исключительно дорогостоящими, реализация их ожидалась в длительной перспективе, что в совокупности с нараставшей угрозой войны стало фактором, повлиявшим на консервацию этих объектов в первой половине 1940-х гг22.
После войны в 1946 г. руководство МВД добилось от правительства передачи незавершенных объектов в ведение Министерства электростанций23.
В течение первой половины 1940-х гг. советское руководство отказалось на время от строительства мощных энергосистем, ограничившись возведением электростанций малых и средних мощностей. Первоначально в сентябре 1940 г. НКВД было поручено проектирование и строительство четырёх ГЭС на реках Клязьма, Кострома, Которосль, а также пяти ГЭС на р.Мсте и в районе Беломоро-Балтийского канала для алюминиевых заводов. С этой целью еще до войны были созданы специальные строительные управления. При этом были использованы материально-технические и кадровые ресурсы Угличского, Рыбинского и Куйбышевского гидроузлов24. Замысел сконцентрировать усилия на объектах энергетики небольшой мощности, но с коротким сроком строительства продолжал реализовывать-ся в годы войны на Урале для удовлетворения возросших потребностей в электроэнергии промышленных предприятий25. В конечном итоге к 1949 г. МВД завершило строительство только
Широковской ГЭС. Кроме того, в течение 19411944 гг. НКВД вел работы по строительству электростанции в г.Чкалове, которая, в незавершенном виде была передана на баланс Наркомата электропромышленности.
С сентября 1940 по октябрь 1941 г. руководство гидротехническим строительством НКВД осуществлял специальный главк - Главное управление лагерей гидротехнического строительства (ГУЛГТС НКВД СССР), выделенный из состава гидротехнического отдела ГУЛАГа26.
В связи с консервацией значительной части объектов ГУЛГТС в системе НКВД был расформирован и воссоздан в ноябре 1947 г., в связи с предстоящей программой капитального строительства МВД энергетических и воднотранспортных узлов. Данный главк просуществовал до конца 1949 г., после чего был реорганизован в Главгидроволгодонстрой, руководивший строительством Волго-Балтийского водного пути, Волго-Донского канала, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС.
Разрабатывая в послевоенные годы проекты строительства гидроузлов, сталинское руководство стремилось завершить реализацию идеи о создании глубоководных внутренних судоходных путей, соединяющих Белое и Балтийское моря с Азовским, Черным и Каспийским морями.27 Основные усилия были сосредоточены на возведении гидротехнических объектов в Нижнем и Среднем Поволжье, работы по которым были вверены лагерно-производственным структурам МВД.
Строительство Волго-Донского водного пути являлось одним из самых масштабных хозяйственных проектов, реализованных МВД в послевоенный период. Попытки его возведения предпринимались как в царской России, так и в советский период. В конечном итоге в начале 1940-х гг. по решению Сталина разработка схемы соединения Волги с Доном была поручена НКВД, и после того, как она была представлена, окончательным вариантом избрали строительство канала от г.Красноармейска на Волге (ныне район г.Волгограда) к г.Калач-на-Дону с выходом в р.Дон28. Однако в связи с начавшейся войной проектные работы были прерваны. К ним вернулись только во второй половине 1940-х гг. Помимо решения транспортной задачи проектные организации МВД должны были учитывать и решение проблемы орошения степных районов Нижней Волги. В 1946-1947 гг. страна пережила сильную засуху, и данный вопрос стал особенно актуальным. Кроме того, от МВД требовалось поработать над вариантами расположения плотины и водохранилища.
В июне 1946 г. министр внутренних дел С.Н.
Круглов и начальник Гидропроекта МВД С.Я. Жук направили докладную записку на имя И. Сталина и Л. Берии, в которой предложили вариант сооружения Волго-Донского канала по уже разработанной ранее схеме, но со строительством плотины в районе ст.Цымлянской, с глубиной пути по каналу не менее 3,6 м. Протяженность канала определялась в 100 км. Общая стоимость строительства определялась в 2,4 млрд. руб. В своей докладной записке Круглов и Жук просили поручить строительство канала Министерству внутренних дел, учитывая его опыт в сооружении аналогичных объектов, а также наличие материально-технической базы и кадров29.
16 марта 1947 г. Совет Министров СССР своим постановлением поручил МВД выполнить к 1 мая 1949 г. все необходимые изыскательские и исследовательские работы и составить проектное задание Волго-Донского водного пути со схемой орошения. Общий размер расходов на эти цели был определен в 30 млн. руб.30 К началу 1948 г. проект постановления правительства о сооружении канала был подготовлен. Судя по уже опубликованным материалам, в составлении документа принимали участие несколько министров, вносивших в него дополнения с учетом доли участия своих ведомств. Под руководством Л. Берии как зампреда правительства проект постановления с учетом поправок был утвержден на отраслевом Бюро Совета Министров и передан на подпись Сталину. 27 февраля 1948 г. вышло постановление правительства за №480-183с «О строительстве Волго-Донского водного пути и комплексном использовании водных ресурсов Нижнего Дона»31. Весь комплекс задач по проектированию и строительству был возложен на МВД.
Срок на сооружение объекта определялся в 6 лет (1948-1953 гг.), после чего МВД обязано было закончить первую очередь строительства32. Однако вскоре в Москве по уже сложившейся традиции приняли решение завершить работы досрочно. В связи с этим постановлением Совета Министров СССР от 18 мая 1949 г. МВД обязали закончить строительство досрочно - в 1951 г.33 Это предполагалось сделать за счет высокого уровня механизации. Строительная техника должна была заменить ручной труд десятков тысяч заключенных. За 1,5 года, с января 1950 по август 1951 г., количество строительных механизмов (экскаваторов, скреперов, тракторов) на Волгодонском соединительном канале увеличилось в пять раз, а автомобилей - в 3,8 раза (таблица 4). Такое наращивание средств механизации позволило частично отказаться от массового использования ручного труда. В августе 1951 г. на Волгодонстрое работало 76632 заклю-
Таблица 4. Техническая оснащенность МВД на объектах Волго-Донского канала
Строительные механизмы и автотранспорт 01.01.1949 01.01.1950 13.08.1951
экскаваторы 14 80 277
скреперы 3 150 887
тракторы 45 67 305
Автомобили грузо вые 268 960 3653
Источник: ГАРФ. Ф.-Р 9417. Оп.З.с. Д.122. Л91. Кокурин А., Моруков Ю. ГУЛАГ: Структура и кадры // Свободная мысль. 2001, №7. С.106. История сталинского Гулага. Т.З. Экономика Гулага. С.469.
ченных и 28470 вольнонаемных работников, что почти в 2,5 раза меньше, чем привлекалось для строительства канала Москва-Волга34.
После войны тема электроэнергетики стала одной из приоритетных в планах восстановления и развития народного хозяйства. Очевидно, что дальнейший рост промышленного производства во многом зависел от увеличения мощностей электростанций. В течение первой послевоенной, восстановительной, пятилетки (1946-1950 гг.) по производству электроэнергии плановые показатели были перевыполнены. Были восстановлены электростанции на Украине, в Белоруссии, на Северном Кавказе, закончено восстановление всех гидроэлектростанций, в том числе Днепрогэса, построены новые: Фархадская ГЭС, Сухумская ГЭС, Широковская ГЭС35.
Во второй половине 1940-х гг. советское руководство вернулось к планам возведения в Поволжье гидроэлектростанций большой мощности. И.В. Сталин специально поднимал этот вопрос, предложив подготовить соответствующее предложение. Проблема энергетики напрямую увязывалась с перспективами развития промышленности. Ввод в строй новых мощностей в послевоенные годы увеличивал потребление электроэнергии. В Госплане данная тема активно прорабатывалась, в том числе и в отношении Поволжья. В сентябре 1948 г. председателю Госплана Н.А. Вознесенскому было представлено экспертное заключение группы специалистов, в котором, в частности, прогнозировался дефицит энергомощностей в Поволжье, что рассматривалось как сдерживающий промышленный рост фактор, особенно таких крупных индустриальных центров, как Казань, Куйбышев, Ульяновск36. Таким образом, сооружение системы гидроузлов на Волге вновь, как и до войны, стало рассматриваться как одна из приоритетных задач в пятилетних планах развития народного хозяйства37.
В целом в основе принятых решений по дальнейшему строительству ГЭС имелось несколько хозяйственных обоснований: обеспечение снабжения дешевой электроэнергией промышленности Среднего Поволжья и центральных регионов, в первую очередь Москвы; орошение за свет дополнительной электроэнергии сельс-
кохозяйственных земель и угодий; улучшение за счет транзитных глубин судоходства по Средней и Нижней Волге. С целью реализации общего замысла Совет Министров поручил разработать проект постановления правительства о строительстве ГЭС специальной комиссии во главе с председателем Госплана М.З. Самбуровым, куда входили руководитель Гидропроекта МВД С.Я. Жук и министр электростанций Д.Г. Жимерин. В Госплане в течение первой половины 1949 г. проводили технико-экономическую экспертизу докладной записки начальника Гидропроекта МВД С.Я. Жука «Об очередности строительства Куйбышевского и Камышинского гидроузла»38. Сам Жук в своей записке от 16 февраля 1948 г. приводил данные еще довоенных проектов, которые впоследствии были отвергнуты39.
23 июня 1949 г. комиссия М.З. Сабурова подготовила и внесла в Бюро Совмина на имя Сталина итоговый проект по Куйбышевской ГЭС. Сталин не стал вносить какие-либо исправления, ограничившись подчеркиванием только отдельных абзацев с цифрами40.
В итоге через неделю, 30 июня 1949 г., Совет Министров СССР принял постановление за №2826-1180с о строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции на р.Волге с окончанием строительства в 1955 г. К моменту начала строительства на Волге уже действовали несколько ГЭС - Иваньковская, Угличская, Рыбинская, строилась Горьковская ГЭС, между Куйбышевым и Горьким планировалась ГЭС в районе Чебоксар. Таким образом, Куйбышевская ГЭС рассматривалась как часть волжской гидросистемы41.
14 июня 1950 г. постановление Совета Министров СССР был принято решение о строительстве ГЭС в районе г.Сталинграда. Возведение новых гидростанций подразумевало дальнейшее решение задач, поставленных в рамках реализации проекта «Большая Волга». Энергетическая задача заключалась в том, что за счет новых ГЭС будут снабжаться промышленные предприятия Поволжья и Центральночерноземных областей, Центрального промышленного района. Ирригационная задача реализовыва-лась в том плане, что на базе электроэнергии Куйбышевской и Сталинградской ГЭС предпо-
лагалось увеличить площади орошения, прежде всего сельскохозяйственных угодий. Так, ввод в эксплуатацию Куйбышевской гидроэлектростанции позволял обеспечить орошение 1 млн. га земель Поволжья. Планировалось, что Сталинградский гидроузел решит проблему орошения южных районов Поволжья и развития в них устойчивого и интенсивного земледелия42. Транспортная задача заключалась в улучшении судоходства в среднем и нижнем течении р.Волги от Чебоксар до Астрахани. Минимальная транзитная глубина должна была составить 3,2 м43. Среднегодовая производительность Куйбышевской гидростанции оценивалась в 8,6-9,6 млрд. кВт/ ч, мощность - 1,7 млн. кВт. На её строительство планировалось затратить 6 лет (1950-1955). Мощность Сталинградской ГЭС планировалась на 1,9 млн. кВт с выработкой электроэнергии в 10,7 млрд. кВт/ч, что равнялось примерно пятой части всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Период строительства Сталинградской ГЭС планировался в 7 лет (1950-1956), а общая стоимость работ определялась в 6080 млн. руб. Расходы на Куйбышевскую ГЭС должны были составить 8350 млн. руб.44 В отличие от ГЭС, которые проектировались как самые мощные на тот момент гидросистемы в стране, Волго-Донской водный путь по своим параметрам уступал аналогичным объектам, возведенным в предвоенные годы. По протяженности он уступал своим предшественникам - крупнейшим стройкам первой и второй пятилетки45. Стоимость строительства канала определялась в 8194 млн. руб. (в ценах 1949 г.).
Таким образом, общий объем капитальных работ по гидротехническим объектам МВД в Поволжье (Волго-Донской водный путь, Сталинградская и Куйбышевская гидроэлектростанции) определялся в 22624 млн. руб.46
Расширение хозяйственного участия лагер-но-производственного комплекса в гидротехническом строительстве было связано с той ролью, которое наряду с металлургией, оборонной промышленностью отводилось энергетике. В проектах развития народного хозяйства на пятую пятилетку (1951-1955 гг.), которые Госплан представлял партийно-государственному руководству, в данные отрасли предполагалось инвестировать значительные средства, чтобы избежать образования диспропорций в экономике. Всего в течение 1951-1955 гг. планировался объем капиталовложений в сумме 788,3 млрд. рублей, из которых 511 млрд. рублей направлялось в промышленность, что превышало показатели четвертой пятилетки 1946-1950 гг. более чем вдвое. В докладной записке Сталину председателя Госплана М.З. Сабурова отмеча-
лось, что от «сталинских строек коммунизма», каковыми называли гидротехнические объекты МВД в Поволжье, зависит реализация пятого пятилетнего плана 1951-1955 гг.47 В течение этого периода ожидалось окончание строительства Волго-Донского водного пути, Куйбышевской ГЭС, планировалось развернуть работы по Туркменскому, Северо-Двинскому, Южно-Украинскому, Северо-Крымскому каналам, Сталинградской ГЭС. По истечении пятой пятилетки, к 1955 г. планировалось достичь производства электроэнергии в стране в 170 млрд. кВт/ч в год, увеличив мощность гидроэлектростанций в 3 раза48.
Для проведения массовых строительных работ на гидротехнических объектах в Поволжье в системе МВД в короткие сроки формируются крупные лагерно-производственные комплексы. Согласно выработанным принципам структурной организации хозяйственных управлений органов внутренних дел, конкретный производственный комбинат (Куйбышевгидрострой, Ста-линградгидрострой, Волгодонстрой) распоряжался рабочей силой лагерных подразделений, которые компактно примыкали к производственным площадкам.
После выхода постановления правительства о строительстве Волго-Донского канала было сформировано специальное строительное управление Волгодонстрой, в составе которого к 25 сентября 1948 г. действовало восемь строительных районов с лагерями (Донской, Калачевский, Цимлянский и т.д.). В январе 1949 г. все производственные подразделения вошли в состав двух вновь организованных строительных управлений - Волго-Донского соединительного канала и Цимлянского гидроузла.
Структура Волгодонстроя приобрела законченный вид с приказом по управлению от 27 мая 1949 г., когда производственные и лагерные подразделения были объединены. В ноябре этого же года Волго-Донское и Цимлянское управления подчиняются вновь созданному Главному управлению гидротехнического строительства ВолгоДонского пути (Главгидроволгодонстрой) 49.
6 октября 1949 г. приказом министра внутренних дел С.Н. Круглова создавался новый ла-герно-производственный комплекс - Управление ИТЛ и Строительства Куйбышевской ГЭС, которому подчинялось Управление Кунеевско-го исправительно-трудового лагеря.
О создании управления лагеря при строительстве Сталинградской ГЭС было объявлено приказом МВД от 17 августа 1950 г. 9 сентября лагерь получил название - Ахтубинский ИТЛ50. Новый лагерь входил как структурное подразделение в состав Сталинградгидростроя, очередного ЛПК в Поволжье - строительного комби-
ната, специализировавшегося на возведении гидротехнических сооружений51.
На объектах гидроэнергетики в Поволжье, возводимых Министерством внутренних дел, в большом количестве применялся подневольный труд. В течение 1949-1950 гг. численность работавших на строительстве Волго-Донского канала заключенных увеличилась с 11 172 до 53184 человек, при этом доля заключенных составляла за этот период от 60% и более52. В течение 1951-1952 гг. в лагеря строительства Волго-Донского канала поступили 60,8 тыс. новых узников, и численность лагерного населения за этот период увеличилась вдвое53.
В течение 1949-1953 гг. ГУЛАГ стягивал в Кунеевский ИТЛ дополнительные людские ресурсы для обеспечения массовых строительных работ. К концу 1950 г. в лагерно-производствен-ном комплексе строительства Куйбышевской ГЭС насчитывалось 15775 заключенных, прибывших из разных пересыльных тюрем54. С 1 января 1952 г. по 15 марта 1953 г. население Ку-неевлага возросло с 24453 до 45744 человек55.
Организованный в системе Сталинградгид-ростроя МВД Ахтубинский ИТЛ с 1 января 1951 г. по 1 января 1953 г. в пять раз увеличил численность узников - с 4980 до 26044 чел.56
Таким образом, за счет контингентов ГУЛАГа МВД смогло непрерывно пополнять свои гидротехнические стройки рабочей силой. На строительстве Сталинградской ГЭС в течение 19521953 гг. рост численности работников составил 60%, достиг более 46000 человек57. К 1 ноября 1951 г. МВД располагало в районе строительства Волго-Донского канала трудовыми ресурсами (включая и вольнонаемных работников) численностью 81 тыс. человек58.
Поскольку производственно-хозяйственные структуры МВД периодически получали право оставлять на своих объектах освобождавшихся заключенных, численность категорий вольнонаемных на гулаговских стройках неуклонно увеличивалась. На первый взгляд это дает основание говорить о структурных сдвигах в составе рабочей силы на объектах МВД. Так, в Сталинг-радгидрострое вольнонаемные работники всегда численно преобладали, и доля их по сравнению с узниками Ахтубинского ИТЛ постоянно увеличивалась59. Если в начальный период строительства Сталинградской ГЭС из всех работников заключенные составляли 49%, то в 1952 г. -43,7%. Из всех лагерно-производственных комплексов Поволжья Куйбышевгидрострой располагал наибольшим количеством заключенных. Однако и здесь их доля к общей численности работников постепенно снижалась - с 75% в 1952 г. до 67% в 1953 г. Соответственно увеличилось
количество вольнонаемной рабочей силы (в течение 1951-1953 гг. в четыре раза)60.
С другой стороны, многие из вольнонаемных в недавнем прошлом были заключенными, освободившимися из лагерей и оставшимися на строительстве уже в статусе свободных тружеников.
Из трех гидротехнических объектов в Поволжье, которые строили организации МВД, Волго-Донской водный путь оказался единственным завершенным объектом лагерной экономики в послевоенный период в данном регионе. Остальные, после передачи большинства производственных главков МВД в ведение других хозяйственных министерств в марте 1953 г., продолжали возводиться силами гражданских строительных организаций. При этом в значительной степени подневольный труд после 1953 г. применялся только на строительстве Куйбышевской ГЭС, где продолжал функционировать Кунеевский ИТЛ, предоставлявший строительным организациям заключенных уже на правах контрагента. В 1953 г. Ахтубинский ИТЛ был расформирован, и работы по Сталинградской ГЭС велись уже вольнонаемными работниками. После смерти Сталина в марте 1953 г. и начавшегося демонтажа хозяйственной системы МВД лагерно-производственный комплекс как инструмент реализации крупных индустриальных проектов к 1953 г. в Поволжье прекратил свое существование.
Тем не менее необходимо отметить, что в течение 1949-1953 гг. до того, как была произведена очередная «реформа» МВД, когда по инициативе Берии ведомство освободилось от многочисленных хозяйственных функций, строительные комбинаты МВД уже успели подготовить подсобно-производственную базу для проведения основных строительно-монтажных работ, опираясь на которую, гражданские организации завершили строительство Куйбышевской и Сталинградской ГЭС61.
Изучение проблем экономической деятельности НКВД-МВД в послевоенный период показывает, что советское руководство продолжало рассматривать это ведомство как один из инструментов, обеспечивавших форсированное хозяйственное развитие страны. Как и в конце 1930-х гг., в 1945-1953 гг. принудительный труд заключенных, спецпоселенцев, а также военнопленных оставался для Сталина и его окружения ресурсом индустриального развития. Анализ документов Госплана и Совета Министров позволяет говорить о том, что при реализации проектов по строительству гидроузлов в Поволжье власть старалась задействовать структуры МВД, используя их по всем направлениям, начиная от проектирования и заканчивая производством
строительных работ. Организация новых хозяйственных структур НКВД-МВД, передача в их ведение новых предприятий и строек, увеличение численности подневольной рабочей силы на послевоенных объектах советской экономики свидетельствовали о продолжении курса на милитаризацию хозяйственной жизни страны, еще не восстановившейся полностью от травм, нанесенных войной.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В данной статье под ГУЛЛГОм понимается весь производственный комплекс ОГПУ-НКВД-МВД, основу которого составлял принудительный труд. В этой связи ГУЛАГ являлся частью советской экономики, ряд отраслей которой в существенной степени зависели от него. В качестве аналога характеристики данной хозяйственной сферы деятельности ОГПУ-НКВД-МВД автор использует понятие лагерно-производственный комплекс.
2 Иванова Г.М. История ГУЛАГа, 1918-1958: социально-экономический и политико-правовой аспекты / Ин-т рос. истории РАН. М.: Наука, 2006; Хлевнюк О.В. Экономика ОГПУ-НКВД-МВД СССР в 30-50-е годы ХХ века: проблемы и источники // Исторические записки. Вып.5 (123) / Отв. ред. Б.В. Ананьич; Отделение историко-филологических наук РАН. М., 2002. С.58-59. Hlevnjuk Oleg, Craven Marta. Кризис экономики МВД // Cahiers du monde russe: Russie, Empire russe, Union soviétique, États indépendants. Vol.36. №1-2. PP.179-190; Бородкин Л.И. Труд в ГУЛАГе: между принуждением и стимулированием // ГУЛАГ: Экономика принудительного труда. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. С.129-156; БородкинЛ.И. «Серьезный стимул для работы»: труд в послевоенном ГУЛАГе // Россия в контексте мирового экономического развития во второй половине XX века.: сб. тр. Между-нар. науч. конф. Москва. 24-25 ноября 2004 г. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006; СусловA£. Спецконтингент в Пермской области (1929-1953). Екатеринбург-Пермь, 2003.
3 Широков AM. Государственная политика на Северо-Востоке России в 1920-1950-х гг. Опыт и уроки истории. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009; Бикметов Р.С. Под конвоем в шахту: спецконтингент в угольной промышленности Кузбасса (начало 1930-х - середина 1950-х гг.). Кемерово, 2002. Бикметов Р.С. Использование спецконтингента в экономике Кузбасса (1929-1956 гг.). Кемерово: Изд-во ГУ КузГТУ, 2009; Суслов AB. Спецконтингент в Пермской области (1929-1953). Екатеринбург-Пермь, 2003; Упадышев Н.В. ГУЛАГ на Европейском Севере России: генезис, эволюция, распад: монография / Н.В. Упадышев; Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Архангельск: Поморский госуниверситет, 2007.
4 Бурдин E.A. Волжский каскад ГЭС: триумф и трагедия России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011; Бурдин E.A. Кунеевский ИТЛ: проблемы использования принудительного труда на строительстве Куйбышевского гидроузла. 1949-1958 гг. // Вестник архивиста, 2011. №4. С.167-181.
5 Тимохова E.A. Трудовое использование заключенных в СССР (на примере строительства Куйбышевской ГЭС) // Вектор науки ТГУ. №6(9). 2009. С.52-57; Глухова A.M. Строительство Сталинградской ГЭС: комплектование кадрами, организация труда и быта. Дисс... канд. ист.на-ук. Волгоград, 2007. Глухова Е.М. Вольнонаемные и зак-
люченные на строительстве Сталинградской ГЭС (1950-1953 гг.). Волгоград, 2008.
6 Смирнов Н.Н. Тайны Волгодонстроя. (1948-1952): ист. очерк / Смирнов Н.Н. Волжский: Старая башня, 2002; Свечникова Е.Ю. Использование труда заключенных на стройках послевоенных пятилеток (на примере строительства Волго-Донского канала (1948-1953). Дисс. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д., 2002.
7 Государственный архив Российской Федерации (далее -ГАРФ). Ф.9414. Оп.1. Д.2046. Л.72.
8 Территориальные подразделения органов внутренних дел. УИТЛиК - Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний, действовали в тех регионах, где существовала более разветвленная система мест заключения, в том числе колонии, тюрьмы и лагерные управления, отдельные лагерные пункты. ОИТК - отдел исправительно-трудовых колоний в регионах с небольшим количеством мест заключения. В административном отношении оба подразделения входили в структуру управлений органов внутренних дел в областях, краях и республиках (УНКВД-УМВД).
9 ГАРФ. Ф.9414. Оп.1. Д.2046. Л.76.
10 ГАРФ. Ф.9414. Оп.1. Д.2046. Л.74.
11 Российский государственный архив экономики (далее -РГАЭ). Ф.4372. Оп.94. Д.890. Л.209.
12 История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7-ми томах / Т.3. Экономика Гулага / Отв. сост. О.В. Хлевнюк. М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. С.212, 221.
13 История сталинского Гулага. Т.3. Экономика Гулага... С.214-222.
14 ГАРФ. Ф.-Р. 9401. Оп.4. Д.651. Л.21, 45, 61.
15История сталинского Гулага. Т.3. Экономика Гулага.
С.203-225.
16 Докладная записка отдела производства Госплана «Обоснования разногласий с министерствами по проекту плана 1948 г. Разногласия с МВД». РГАЭ. Ф.4372. Оп.95. Д.180. Л.208-209.
17 ГАРФ. Ф.-Р 9401. Оп.4. Д.823. Л.1.2655.
18 РГАЭ. Ф.4372. Оп.95. Д.170. Л.46-47.
19 История сталинского Гулага. Т.3. Экономика Гулага. С.41.
20 РГАЭ.Ф. 4372. Оп.99. Д.140. Л.331.
21 Заключенные на стройках коммунизма... С.52.
22 На Верхней Волге в период с 1935 г. Волгострой НКВД вёл строительство Угличского и Рыбинского гидроузлов. По сути, эти объекты также считались долгостроем, поскольку в течение последующих 15 лет верхневолжские гидроузлы так и не были полностью завершены.
23 Постановлением Совета Министров СССР от 8 октября 1946 г. завершение строительства Угличского и Рыбинского гидроузлов было поручено Министерству электропромышленности. Из системы МВД туда передавался строительный трест Волгострой, за которым на правах контрагента закреплялся Волголаг - лагерный комплекс, поставлявший на массовые работы заключенных. Характерно, что сам руководитель Минэ-лектропрома Д.Г. Жимерин высказал возражения по этому вопросу. См.: Заключенные на стройках коммунизма... С.39.
24 Приказом НКВД от 9 сентября 1940 г. за №0396 г. на главного инженера Куйбышевского гидроузла С.Я. Жука и начальника Волгостроя Я.Д. Раппопорта возлагалась обязанность по укомплектованию кадрами новых данных строительств. См.: Заключенные на стройках коммунизма. С.54.
25 2 7 ноября 1942 г. в соответствии с постановлением ГКО
от 9 ноября нарком внутренних дел Л.П. Берия своим приказом обязал НКВД немедленно приступить к строительству средних и малых гидроэлектростанций на реках Урала: Понышской ГЭС - на р.Чусовой, Ши-роковской - на р.Косьва, мощностью по 24 тыс. кВт и Вилухинской - на р.Усьва, мощностью 15 тыс. кВт. См.: Заключенные на стройках коммунизма... С.63-83.
26 Организованный приказом НКВД СССР 19 апреля 1940 г. Гидропроект, во главе с начальником и главным инженером С. Я. Жуком первоначально входил в состав Главпромстроя НКВД. Однако амбиции главного инженера, его стремление к определенной автономии привели к конфликту с начальником Главпромстроя А.Н. Комаровским. В конечном итоге после образования Главгидростроя (впоследствии - Глав-гидроволгодонстроя) Гидропроект был передан в его подчинение. См.: Свободная мысль. 2001. №7. С.99-100. Еще 9 июля 1946 года С.Я. Жук обращался к министру Круглову с просьбой об изъятии Гидропроекта из ведения Главпромстроя, мотивируя ее тем, что Жук «сопротивляется мероприятиям главка и не выражает желания деловой совместной работы». Такой той же просьбой Комаровский трижды обращался к заместителю министра внутренних дел А. П. Завеня-гину, курировавшему Главпромстрой, но не получил от него поддержки. С образованием Главгидростроя этот вопрос был наконец решен. Спустя некоторое время на основании постановления Совмина от 13 марта 1950 года и приказа МВД от 24 марта 1950 года Гидропроект будет выделен из состава Главгидровол-годонстроя МВД в самостоятельное управление -Гидропроект МВД СССР с непосредственным подчинением министру внутренних дел и его заместителям. - Там же.
27 История сталинского Гулага. Т.3. Экономика Гулага. С.465.
28 Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930-1953 гг. С.103.
29 Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930-1953 гг. С.125-127
30 Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930-1953 гг. С.128.
31 Проект готовили от МВД С.Я. Жук, Я.Д. Раппопорт, министр внутренних дел С.Н. Круглов, министр электростанций Д.Г. Жимерин, министр путей сообщения Ковалев, заместитель министра речного флота А.Н. Вахтуров, сотрудники аппарата Госснаба и Госплана. ГАРФ. Ф.-Р 5446. Оп.50а. Д.3941. Л.126-132. Опубликовано: История сталинского Гулага. Т.3. Экономика Гулага. С.465-467.
32 Первая очередь состояла из следующих объектов: соединительный канал между реками Волгой и Доном с одной линией шлюзов, Цимлянского гидроузла с гидроэлектростанцией, магистрального оросительного канала для орошения 100 тыс. га земель. История сталинского Гулага. Т.3. Экономика Гулага. С.465.
33 Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930-1953 гг. С.141.
34 История сталинского Гулага. Т.3. Экономика Гулага. С.469.
35 Российский государственный архив социально-политической истории (далее - РГАСПИ). Ф.558 (фонд Сталина). Оп.11. Д.147. Л.12, 15.
36 РГАЭ. Ф.4372. Оп.96. Д.846. Л.53.
37 По словам заместителя начальника и главного инженера Гидропроекта МВД Г.А. Руссо, выступавшего на заседании комиссии по Куйбышевской ГЭС в марте 1951 г., основной аргумент для возведения новых гидростанций на р.Волге сводился к тому, что рост потребления электроэнергии в Поволжье и Московском регионе за 1950-е годы должен был вырасти в 4 раза: СОГАСПИ. Ф.656. Оп.81. Д.51а. Л.40.
38 РГАЭ. Ф.4372. Оп.96. Д.918. Л.1-4.
39 РГАЭ. Ф.4372. Оп.96. Д.919. Л.4-13. Проблема, как считал начальник Гидропроекта МВД С.Я. Жук, заключалась в том, что скальное основание для новой гидростанции в районе Самарской Луки имело недостаточную прочность каменных пород, а их укрепление путем бетонирования значительно увеличивало сроки и стоимость работ. Довоенный вариант возведения гидроузла в районе Красной Глинки и с.Переволоки был отвергнут, поскольку проведенные изыскания показали, что строительство потребует большего времени (срок строительства в довоенное время был 10 лет) и средств на укрепление ГЭС. СОГАСПИ. Ф.656. Оп.81. Д.51а. Л.37.
40 ГАРФ. Ф.-Р.5446. Оп.51а. Д.3759. Л.33-34.
41 СОГАСПИ. Ф.656. Оп.81. Д.51а. Л.38.
42 Государственное казенное учреждение Волгоградской области «Государственный архив Волгоградской области» (далее - ГКУ ВО «ГАВО») Ф.-Р.6497. Д.9. Л.8.
43 ГАРФ. Ф.-Р.5446. Оп.51а. Д.3759. Л.53.
44 ГАРФ. Ф.Р.5446. Оп.51а. Д.3759. Л.52-53. В дальнейшем сроки строительства были пересмотрены. Сталинградская ГЭС была запущена в 1961 г. с присвоением названия Волжская ГЭС. Куйбышевская ГЭС была построена в 1957 г., а в полную промышленную эксплуатацию принята в 1958 г. В этом же году получила название Волжская ГЭС.
45 В то время как тот же Беломорканал был построен за 2 года (июль 1931 - август 1933 г.) и имел протяженность 227 км, канал Москва-Волга - за почти за 5 лет (19321937 гг.) протяженностью 128 км, то Волгодонской канал строился при более совершенном техническом оснащении 4,5 года (1948-1952 гг.), протяженностью 101 км, глубиной 3,5 м.
46 ГАРФ. Ф.-Р.9401. Оп.4. Д.1155. Л.7, 10, 15.
47 РГАСПИ. Ф.558. Оп.11. Д.147. Л.31. Читая записку Сабурова, Сталин вставил помету напротив рек, использование водных ресурсов которых предполагалось увеличить: «А Урал?».
48 РГАСПИ. Ф.558. Оп.11. Д.147. Л.64.
49 Сталинские стройки ГУЛАГа... С.106.
50 Цит. по: Глухова Е.М. Вольнонаемные и заключенные на строительстве Сталинградской ГЭС. С.61.
51 ГКУ ВО ГАВО. Ф.-Р.6018. Оп.3. Д.133. Л.23. Глухова Е.М. Вольнонаемные и заключенные на строительстве Сталинградской ГЭС. С.61.
52 Кокурин А., Моруков Ю. ГУЛАГ: Структура и кадры // Свободная мысль. 2001. №7. С.106.
53 ГКУ ВО ГАВО. Ф.-Р 6018. Оп.3. Д.207.
54 ГАРФ. Ф.-Р.8359. Оп.1. Д.1. Л.164.
55 ГАРФ. Ф.-Р.9414. Оп.1. Д.565. Л.46; ГАРФ. Ф.-Р.9401. Оп.4. Д.1120. Л.34.
56 ГАРФ. Ф.-Р.9414. Оп.1. Д.493. Л.158. Бурдин Е.А. Волжский каскад ГЭС. С.346.
57 Подсчитано по материалам: ГАРФ. Ф-Р.9414. Оп.1. Д.457. Л.204; Ф.-Р.8359. Оп.1. Д.2. Л.5, 26, 49, 101, 138. Бурдин Е.А. Волжский каскад ГЭС. С.337; Глухова А.М. Строительство Сталинградской ГЭС: комплектование кадрами, организация труда и быта. Дисс. . канд. ист. наук. Волгоград, 2007. С.234; Система исправительно-трудовых лагерей в СССР.. С.151.
58 ГАРФ. Ф.-Р.9401. Оп.4. Д.1155. Л.9.
59 По данным Е.М. Глуховой, с 1951 г. по 1952 г. количество вольнонаемных работников на Сталинградской ГЭС возросло с 9181 до 24188 чел. Глухова А.М. Вольнонаемные и заключенные на строительстве Сталинградской ГЭС. С.17.
60 Если на строительстве Куйбышевской ГЭС на 1 апре-
ля 1951 г. насчитывалось 4569 человек вольнонаемных, 61 Цит.по: Бурдин Е.А. Волжский каскад ГЭС: триумф и то в 1953 г. их среднесписочный состав за год насчи- трагедия России. М.: Российская политическая энцик-тывал 18872 человека. лопедия (РОССПЭН), 2011. С.29.
THE СAMP-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE NKVD-MVD IN THE POST-WAR ECONOMY OF 1945 -1950s, AND HYDRAULIC CONSTRUCTION IN THE VOLGA REGION
© 2013 A.V. ZaKharchenko
Volga Branch of Institute of Russian History of Russian Academy of Science, Samara
In this article author analyzes some aspects of the economic activity of the NKVD-MVD in the postwar period, the special role of the Gulag camp system in of the construction of energy objects in the Volga Region. Key words: camp-industrial complex, capital construction, camps, prisoners, industrial production, the NKVD-MVD
Aleksey Zakharchenko, Candidate of History, Senior Fellow. E-mail: zav.dpn2010@yandex.ru