УДК 94(470.23-25)19(093.3) ББК 63.3(2)622.1
Е.К. МИНЕЕВА, М.А. ШЛЯХТУНОВ
ЛАДОЖСКИЙ ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Ключевые слова: Ладога, Ладожское озеро, Блокада Ленинграда, Ладожская флотилия, Военный Совет Ленинградского фронта, Ставка Верховного главнокомандования, Ленинградский фронт, Краснознаменный Балтийский флот, обеспечение перевозок, боевая деятельность.
В статье отражена неослабевающая актуальность изучения истории Великой Отечественной войны. Целью данной статьи является анализ географической и тактической характеристики Ладожского театра военных действий. На основе источников и исследовательской литературы аргументируется вывод, что история Великой Отечественной войны складывалась как из масштабных, так и из локальных военных операций, но имевших большого стратегического значения для всего хода войны. Научная новизна статьи не вызывает сомнений, так как авторы работы конкретизируют состав Ладожской флотилии, которая стала «Дорогой к жизни» не только для мирного населения города, но и для солдат Красной Армии, используя методы сравнения, анализа архивных документов, ранее засекреченных на территории нашей страны. Также авторы раскрывают роль Ладожской флотилии в ходе как блокады Ленинграда, так и в целом перелома в войне, приводят исторические факты, подтверждающие результаты исследования. В статье даны подробная характеристика Ладожского театра военных действий и его военно-географическая структура, основанная на детальном изучении фактической информации, сделаны выводы по боевой и повседневной деятельности Ладожской флотилии по поддержанию благоприятного режима на озере. Авторы делают вывод о том, что возможность поддерживать связь с Большой землей через Ладожскую флотилию была не только в теплое время года, но и зимой, так как по ледовой дороге непрерывно шло снабжение. Ладожская флотилия со временем стала мощной стратегической артерией на пути к перелому хода Великой Отечественной войны.
В последнее время все чаще на изучение выносятся вопросы о ходе Великой Отечественной войны, её различных этапах, ведении военных операций. Особенно актуальными являются исследование, сравнение и анализ статистики таких масштабных операций, изменивших ход войны, как битва под Москвой, Сталинградом и Смоленском, Курская дуга, снятие блокады Ленинграда. Рассмотренные в статье стратегическая подготовка, техническая оснащенность войны и детальное изучение военно-политической географии предоставляют возможность получить более детальную картину о «Дороге к жизни» в блокадном Ленинграде.
Ладожское озеро - самое крупное во всей Европе. Площадь Ладоги составляет 18 400 км2. Протяженность Ладожского озера с северо-запада на юго-восток составляет 120 миль, наибольшая ширина 62 мили. Площадь бассейна Ладожского озера включает три больших речных бассейна: р. Вуокса с озером Сайма, р. Свирь с озером Онежским и р. Волхов с озером Ильмень [1. С. 10].
С военно-географической точки зрения Ладожский озерный театр связан с Балтийским морским театром. Карельский перешеек, который отделяет Ладожское озеро от Финского залива, представляет собой пересеченный участок сухопутного театра, благоприятствующий организации обороны. Ограниченные возможности использования больших групп мотомеханизированных сил ставят перед армией, наступающей на Карельском перешейке, задачу организации тесного взаимодействия с морскими и озерными силами флота.
Морские и озерные силы, содействующие наступлению сухопутных войск на перешейке, могут способствовать успеху их действий высадкой десанта и артиллерийской поддержкой фланга армии.
Ладога - достаточно беспокойное озеро, на котором часто возникают штормы, продолжительностью до трех-четырех суток и по силе более 8 баллов. Преобладают ветра западного направления, а штормы наиболее вероятны весной и осенью, равно как и густые туманы над озером. На Ладожском озере очень сложный ледовый режим. Только с наступлением сильных морозов лед замерзает по центру. Самая большая толщина льда образуется в марте.
Берега озера с северной и северо-западной части преимущественно состоят из гранита, имеют скалистую, высокую поверхность. На месте прохождения фронта (в южной ее части) находятся три губы: Шлиссельбургская, Волховская и Свирская. В этом месте озеро имеет небольшую глубину, много отмелей, поэтому плавать приходиться на достаточно значительном расстоянии от береговой линии.
Ладожская военная флотилия начала формироваться в составе Краснознаменного Балтийского флота 25 октября 1939 г. [7]. В трудных условиях войны в успех флотилии мало кто верил. Пришедшие с моря кадровые офицеры не воспринимали всерьез небольшое по сравнению с морем озеро. Лишь потом стало понятно, насколько опасна и непредсказуема Ладога и какое умение требуется, чтобы просто ходить кораблю по ней, не то чтобы вести военные действия.
Командование Краснознаменного Балтийского флота ставило задачу обеспечения флангов 7-й и 8-й армий (их разделяло Ладожское озеро). Для этого Ладожской военной флотилии ставились задачи по уничтожению кораблей неприятельской флотилии, поддержанию огнем артиллерии флангов сухопутных войск. Флотилия должна была обеспечивать коммуникации на озере, не допускать высадки вражеских десантов на побережье, доставлять разведывательно-диверсионные группы в тыл противника [7].
За 5 месяцев с начала войны у флотилии сменилось 6 командующих. Меняли их как не справляющихся с выполнением поставленных задач.
Авиация также входила в состав Ладожской флотилии. На время проведения боевых действий у Ладожского озера были выделены в оперативное подчинение командованию флотилии подразделения Военного Воздушного Балтийского флота.
Первоначально в её состав командованием была передана 41-я отдельная морская разведывательная эскадрилья, базирующаяся на гидроаэродром «Новая Ладога». Перед ней была поставлена задача разведки неприятельских кораблей в б. Сальми, Сортанлакс и на Ладожском озере, до о. Валаам. Незначительность ВВС флотилии заставила командующего Ладожской военной флотилией принять меры по их усилению.
С учетом жизненной важности для Ленинграда ладожских коммуникаций в феврале 1942 г. в состав авиагруппы также были включены прибывшие на Балтику из резерва командующего ВВС ВМФ 11-й и 21-й истребительные авиационные полки. Они сразу же приступили к воздушному прикрытию «Дороги Жизни» через Ладожское озеро. 31 мая 1942 г. Ладожская авиагруппа была усилена Особой авиагруппой резерва Ставки ВГК, которой командовал
П.А. Семёнов. На её вооружении имелись самолёты Пе-2. Лётчики авиагруппы вели разведку северо-западной части озера и наносили удары по районам базирования сил противника (Кексгольм, Сортавала).
Воздушную разведку над Ладогой и бомбардировку немецких позиций в районе озера в 1942-1943 гг. выполняли самолёты МБР-2 58-й ОАЭ ВУ (ОМ-РАЭ). Данная эскадрилья также находилась в оперативном подчинении командующему Ладожской военной флотилией. В июне 1944 г. экипажи самолётов флотилии принимали участие в наступательной операции советских войск на Ладожском побережье.
С окончанием советско-финской войны 1939-1940 гг. Ладожская флотилия была переформирована в отряд кораблей военно-морских учебных заведений (ВМУЗ). Подготовка отряда ВМУЗ в основном была направлена на обеспечение практики для юнг, матросов и боцманов, каких-либо конкретных военных задач перед отрядом не стояло. Состав флотилии, по нашему мнению, не составлял никакой боевой угрозы, так как включал в себя три учебных корабля («Ладога», «Мета», «Шексна»), двенадцать катеров типа КМ и шесть глиссеров типа НКЛ-5, а также четыре парусно-моторные шхуны.
Ладожская военная флотилия являлась единственным морским театром военных действий, на котором советские войска на протяжении всех дней Великой Отечественной войны сохраняли полное господство. Именно благодаря этому было возможным существование «Дороги жизни». И в акватории Ладожского озера удавалось захватывать «языков» противника. Ладожская военная флотилия играла большую роль в Великой Отечественной войне. От нее зависело многое и главное - устоит ли Ленинград.
Хочется отметить, что перед началом Великой Отечественной войны на территории Ладожского озера находились 4 базы, краткое описание которых представлено ниже. Основным условием такого расположения было выполнение учебных задач.
База под названием Лахденпохья, расположенная на глубине защищенного от ветров Якимварского залива, имела причальный фронт длиной около 1500 м с глубинами до 5 метров. База была оснащена небольшими мастерскими, которые допускали текущий ремонт кораблей и средний ремонт катеров. Лахденпохья получала все виды снабжения из Ленинграда по железной дороге и через Ладожское озеро.
В истоке Невы располагалась база Петрокрепость, имевшая затрудненные подходы со стороны озера из-за узкого и извилистого фарватера. Военный совет Ленинградского фронта принял решение организовать переброску грузов для города и фронта по льду на автотранспорте и проложить с этой целью через губу Петрокрепость ледовую дорогу [10. С. 37]. Специальных пирсов, за исключением нескольких пристаней, у нее не было. Имелся мол длиной до 800 метров с глубиной на подходах до 2,5 метра. Ремонтными средствами базы являлись: судоремонтный завод Северо-Западного речного пароходства (СЗРП), который производил средний и капитальный ремонт кораблей водоизмещением до 150 т, и плавучий док с подъемной силой до 1500 т. База имела возможность снабжения из Ленинграда по Неве и по железной дороге до ст. Шереметьевка, а также из глубины страны - через систему ладожских каналов по р. Свирь и по озерным путям сообщения.
Еще одна база носила название «Сортавала». Данная база имела пирс длиной 400 м с наименьшей глубиной на подходах в 3 м, судоремонтный за-
вод, производивший ремонт судов с механизмами мощностью до 600 л.с. для судов водоизмещением не свыше 500 тонн. Снабжение базы производилось из Ленинграда по железной дороге и через Ладожское озеро.
Четвертой была база под названием «Новая Ладога», которая не имела в своем арсенале оборудованных причалов. Новая Ладога по плану перевозок являлась пунктом формирования конвоев, прибывавших с грузами из Гостино-полья и Сясьстроя [4. С. 431]. К пристаням на р. Волхов был возможен подход судов с осадкой не свыше 1,7-1,8 м. Суда с большей осадкой могли стоять только на открытом рейде в 5 милях от берега - это затрудняло организацию противовоздушной обороны и снабжения кораблей. База имела судоремонтные мастерские Северо-Западного речного пароходства. Они обеспечивали средний ремонт небольших судов и тральщиков типа «Ижорец», также база была снабжена тремя плавучими доками, предназначенными для подъема барж и тральщиков. Поставка вооружения и продовольствия шла из Ленинграда по Неве, по системе ладожских каналов и через Ладожское озеро, а также из глубины страны по железной дороге до ст. Волховской, которая находилась в 30 км от Новой Ладоги, и далее по р. Волхов или автотранспортом.
Имелся на Ладоге и подводный флот: восемь подводных лодок. Первые две (77-я и 79-я «Малютки») были перевезены по железной дороге. Они воевали в кампанию 1943 г. и в основном использовались для разведки. Затем, когда открылся путь по Неве, т.е. весной 1944 г., пришли еще три «Малютки» [9]. Долгое время неприятель не мог понять, откуда у русских такие точные данные о расположении фашистских соединений на берегу. Подводные лодки подходили почти вплотную к берегу и по нескольку дней, оставаясь незамеченными, вели наблюдение.
Система базирования на Ладожском озере имела ряд особенностей.
1) ограничение во всех базах судоремонта исключало ремонт миноносцев и канонерских лодок;
2) базы южной части отличались неудобными якорными стоянками, затрудненными подходами к ним, они не обеспечивали рассредоточенной стоянки кораблей, чего нельзя сказать про базы, которые были расположены в северной и северо-западной частях озера;
3) питание баз в основном шло из Ленинграда, за исключением Новой Ладоги и Свирицы, а также всегда существовала необходимость иметь запасы всех видов снабжения.
Для захвата Ленинграда гитлеровское командование сосредоточило в Восточной Пруссии, у наших границ, группу армий «Север» в составе 31 дивизии и 1200 самолетов, а на Карельском перешейке и севернее Ладожского озера - финскую армию численностью около 14 дивизий. Финским войскам ставилась задача - наступлением с севера помочь немецким войскам захватить Ленинград.
Предполагалось плотно блокировать Ленинград и сравнять его с землёй с помощью артиллерии и авиации. Возможные заявления о капитуляции следовало отклонять [2. С. 145].
Для охраны границ советское государство держало в пограничных зонах вооруженные силы. На момент нападения немецко-фашистских войск в Прибалтике находились 8-, 11- и 27-я армии Прибалтийского военного округа. На Карельском перешейке и севернее Ладожского озера у государственных границ с Финляндией были расположены 7-, 14- и 23-я армии. В общей сложно-
сти округ имел в своем составе 426 тыс. человек, 9589 орудий и минометов, 1857 танков и 2104 самолета [5. С. 81-82].
Успеху вермахта и его союзников на начальных этапах войны способствовали тщательная проработка операций, воинское мастерство и опыт немецких военачальников и командиров, слаженность боевых действий частей и соединений. Благоприятствовали этому также изъяны в организации боевых действий советских войск: построение боевых порядков в обороне в один эшелон, иногда отсутствие артиллерийских групп, противотанковых резервов, посредственная организация системы огня, низкое оборудование местности инженерными и фортификационными сооружениями, незначительные, не способные существенно повлиять на оперативно-тактическую обстановку резервы, вводимые в бой по частям. Построенная подобным образом система обороны была неустойчивой, обороняющиеся соединения и части нередко сражались в отрыве друг от друга, что не позволяло резервам маневрировать по фронту и в глубину [3].
16 июля командующий Морской обороны перешел в оперативное подчинение Военному Совету Северного фронта и получил следующие задачи, относящиеся к действиям на Ладожском озере и изложенные в директиве командующего Северным фронтом за № 3032сс: быть готовым оказать содействие флангу сухопутных войск на побережье Ладожского озера; удерживать о. Валаам; не допустить прорыва кораблей противника в устье рек Свирь, Сясь, Волхов и Вуокса; оборонять подходы к Петрокрепости со стороны Ладожского озера; обеспечить озерные пути сообщения от нападения противника [1. С. 14].
Эти задачи, дополненные указанием находиться в готовности к перебазированию части сил и средств для действий в Онежском озере, были возложены на командующего флотилией директивой штаба Морской обороны № 111/58сс от 17 июля 1941 г.
С июня по декабрь 1941 г. Красная армия и Военно-морской флот потеряли убитыми, умершими от ран, оказавшимися в плену и пропавшими без вести 3138 тыс. человек; ранеными, контуженными, заболевшими - 1336 тыс. человек; лишились более 6 млн единиц стрелкового оружия, 20 тыс. танков и САУ, 10 тыс. самолетов [6].
В завершение хотелось бы отметить, что Ладожская флотилия формировалась в начале Великой Отечественной войны для отряда кораблей ВМУЗ в целях обеспечения перевозок продовольствия, медикаментов, боеприпасов, топлива, а также эвакуации раненых и мирных жителей. В начале боевых действий Ладожская флотилия столкнулась с рядом трудностей, например, невозможностью полноценного ремонта корабельного состава в силу отсутствия необходимого оборудования. Однако благодаря духу солдат, желанию жить под мирным небом и изгнать оккупантов из города Ладожская флотилия уже в первые недели войны оказалась способной содействовать приозерным флангам сухопутных войск. Важнейшее значение в обороне Ленинграда имело повседневное руководство Ставки героической борьбой войск Ленинградского и Волховского фронтов, Краснознаменного Балтийского флота, Ладожской флотилии и всего населения города. Ставка решила и проблему питания блокированного города. Формирование и развертывание Ладожской флотилии, а также направленность её боевых действий на обеспечение перевозок через озеро были основаны на всесторонней оценке обстановки и правиль-
ном выборе на различных этапах кампании 1941-1943 гг. организационных форм и способов деятельности сил и средств, предназначенных предоставить питание блокированному городу и Ленинградскому фронту. Необходимо отметить, что возможность поддерживать связь с Большой землей через Ладожскую флотилию была не только в теплое время года, но и зимой, так как снабжение непрерывно шло по ледовой дороге.
Ладожская флотилия со временем стала мощной стратегической артерией на пути к перелому в ходе Великой Отечественной войны. Благодаря её хорошо налаженной работе солдаты Красной Армии не падали духом, действовали сообща, проявляя стойкость и силу своего характера, волю к жизни, вселяя тем самым крепость духа и в мирных жителей блокадного Ленинграда.
Литература
1. Боевая деятельность Ладожской флотилии в Великой Отечественной Войне (19411945 гг.). М.: Воениздат, 1954. С. 10-14.
2. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Т. 1. Основные события войны. М.: Воениздат, 2011. С. 145.
3. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Т. 2. Происхождение и начало войны. М.: Кучково поле, 2012. С. 845-858.
4. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Т. 3. Битвы и сражения, изменившие ход войны. М.: Кучково поле, 2012. С. 431.
5. Кривошеев Г.Ф. Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. М.: Вече, 2014. С. 81-82.
6. Кульков Е.Н., Мягков М.Ю., Ржешевский О.А. Война 1941-1945. Факты и документы. М.: Олма-Пресс, 2001. С. 55-56.
7. Российский государственный архив Военно-морского флота (далее - РГА ВМФ). Ф. 1678. Оп. 1. Д. 69. Л. 150.
8. РГА ВМФ. Ф. 952. Оп. 2. Д. 1. Л. 9.
9. Цена победы. Июль 1941 года на Ладоге: выученные уроки [Электронный ресурс]. URL: https://echo.msk.ru/programs/victory/45354/ (дата обращения: 30.04.2019).
10. Шляхтунов А.Г. Боевые действия Ладожской флотилии в годы Великой отечественной войны (осень 1941 - зима 1942 гг.) // Вестник Екатерининского института. 2016 г. № 4. С. 37.
МИНЕЕВА ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mineevaek21@mail.ru).
ШЛЯХТУНОВ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ - преподаватель учебного военного центра, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Россия, Москва (shlyahtunov@gmail.com).
E. MINEEVA, M. SHLYAKHTUNOV
LADOGA THEATER OF MILITARY ACTIONS AND ITS GEOGRAPHIC CHARACTERISTIC
Key words: the Ladoga, Lake Ladoga, Siege of Leningrad, Ladoga Flotilla, Military Council of the Leningrad Front, Supreme High Command General Headquarters, Leningrad Front, Red Banner Baltic Fleet, transportation support, military activity.
The article reflects the relentless relevance of studying the history of the Great Patriotic War. The purpose of this article is to analyze the geographical and tactical characteristics of the Ladoga theater of military operations. Based on the sources and research literature, it is proved that the history of the Great Patriotic War consisted of both large-scale and local military operations, which had a great strategic importance for the entire course of the war. The scientific novelty of the article does not cause any doubts, since the authors of the work specificate the composition of the Ladoga Flotilla, which became the "Road to Life" not only for the civilian population of the city, but for the Red Army soldiers as well, using the methods of comparison, analysis of archival documents, previously
classified as security-restricted in the territory of our country. The authors also reveal insights into the role of the Ladoga Flotilla, both during the Siege of Leningrad and in the whole during the turning point in the war, as well as provide historical facts confirming the results of the research. The article provides a detailed description of the Ladoga theater of military actions and its military-geographical structure, based on a detailed study of factual information, as well as conclusions on combat and daily activities of the Ladoga flotilla to maintain a favorable regime on the lake. The authors conclude that the opportunity to support communication with the mainland through the Ladoga flotilla existed not only in the frost-free season of the year, but also in the winter, as the supply was continuous by the ice road. Over time, the Ladoga flotilla became a powerful strategic artery on the way to breakdown during the Great Patriotic War.
References
1. Boevaya deyatel'nost' Ladozhskoi flotilii v Velikoi Otechestvennoi Voine (1941-1945 gg.) [Combat activities of the Ladoga Flotilla in the Great Patriotic War (1941-1945)]. Moscow, Voenizdat Publ., 1954, pp. 10-14.
2. Velikaya Otechestvennaya voina 1941-1945 godov. T. 1. Osnovnye sobytiya voiny [The Great Patriotic War of 1941-1945. Vol. 1: Main events of the war]. Moscow, Voenizdat Publ., 2011, 145 p.
3. Velikaya Otechestvennaya voina 1941-1945 godov. T. 2. Proiskhozhdenie i nachalo voiny [The Great Patriotic War of 1941-1945. Vol. 2: The origin and beginning of the war]. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2012, pp. 845-858.
4. Velikaya Otechestvennaya voina 1941-1945 godov. T. 3. Bitvy i srazheniya, izmeniv-shie khod voiny [The Great Patriotic War of 1941-1945. Vol. 3: Battles and battles that changed the course of the war]. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2012, 431 p.
5. Krivosheev G.F. Velikaya Otechestvennaya bez grifa sekretnostl. Kniga poter' [Great Patriotic without secrecy. Loss book]. Moscow, Veche Publ., 2014, pp. 81-82.
6. Kul'kov E.N., Myagkov M.Yu., Rzheshevskii O.A. Voina 1941-1945. Fakty i dokumenty [The war of 1941-1945. Facts and Documents]. Moscow, Olma-Press Publ., 2001, pp. 55-56.
7. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv Voenno-morskogo flota. Fond 1678. Opis' 1. Document 69. List 150 [Russian State Archive of the Navy. Archives 1678. Anagraph 1. Document 69. P. 150].
8. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv Voenno-morskogo flota. Fond 952. Opis' 2. Document 1. List 9 [Russian State Archive of the Navy. Archives 952. Anagraph 2. Document 1. P. 9].
9. Tsena pobedy. lyul' 1941 goda na Ladoge: vyuchennye uroki [The price of victory. July 1941 on Ladoga: Lessons Learned]. Available at: https://echo.msk.ru/programs/victory/45354.
10. Shlyakhtunov A.G. Boevye deistviya Ladozhskoi flotilii v gody Velikoi oteche-stvennoi voiny (osen' 1941 - zima 1942 gg.) [Fighting of the Ladoga Flotilla during the Great Patriotic War (autumn 1941 - winter 1942)]. Vestnik Ekaterininskogo instituta, 2016, no. 4, p. 37.
MINEEVA ELENA - Doctor of Historical Sciences, Professor of Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (mineevaek21@mail.ru).
SHLYAKHTUNOV MIKHAIL - Lecturer, Military Training Center, Moscow Aviation Institute (National Research University), Russia, Moscow (shlyahtunov@gmail.com).
Формат цитирования: Минеева Е.К., Шляхтунов М.А. Ладожский театр военных действий и его географическая характеристика // Вестник Чувашского университета. - 2019. - № 2. - С. 105-111.