УДК 78.067.26(=512.145)
Кадырова Майя Решатовна
Старший преподаватель, кафедра музыкальной педагогики и исполнительства, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте;
Российская Федерация, Ялта, e-mail: nazimamedov@mail.ru
ЛАДОВЫЕ И РИТМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
В статье рассматриваются ладовые и ритмические особенности крымскотатарской народной музыки, анализируется колоссальное богатство её ладово-ритмической системы. Выявлены свои специфические лады с увеличенной секундой, а также характерные интонации, вводящие в тонику. Дана характеристика разновидностям крымскотатарских народных песен и инструментальных мелодий. Особое внимание уделено ритмической стороне крымскотатарской народной музыки, рассмотрены её наиболее популярные и распространённые виды.
Ключевые слова: фольклор, крымскотатарская народная музыка, ритм, лад, метр.
Maya R. Kadyrova
Senior Lecturer,
Department of Music Pedagogy and Performance, Humanities and Education Science Academy (Branch) in Yalta, V. I. Vernadsky Crimean Federal University;
Russian Federation, Yalta
THE MODAL FEATURES AND RHYTHMIC PECULIARITIES OF CRIMEAN
TATAR PEOPLE MUSIC
Abstract. In the article, the fret and rhythmic features of the Crimean Tatar folk music are considered, and the colossal wealth of its rhythmic system is analyzed. Author identified their specific frets with an enlarged second, as well as the characteristic intonation entering into the tonic. The characteristics of the Crimean Tatar folk songs and instrumental melodies are given. Particular attention is paid to the rhythmic side of the Crimean Tatar folk music, its most popular and widespread species are considered. Actuality of the topic: at the present time the attention to the Crimea, as well as to the peoples inhabiting this blessed peninsula, has been increased all over the world. The
Crimean Tatars, being an indigenous people, having experienced the hardships of deportation and the difficulties of the long-awaited return to their historical homeland, continue to preserve and develop their unique musical culture. The purpose of this work is to broaden and deepen the knowledge of professional musicians and students of musical universities with the characteristic features of the rhythmic system of the Crimean Tatar folk music, to broaden the general idea of national musical folklore.
Key words: folklore, Crimean Tatar folk music, rhythm, harmony, meter.
Для цитирования:
Кадырова, М. Р. Ладовые и ритмические особенности крымскотатарской народной музыки // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 120-131.
В настоящее время во всём мире повышено внимание к Крыму, а также к народам, населяющим этот благословенный полуостров. Крымские татары, испытав тяготы депортации и трудности долгожданного возвращения на историческую родину, продолжают сохранять и развивать своё уникальное музыкальное наследие. О важности этой работы говорит исследователь культуры народов Крыма И. Куровская: «Обращение к традициям, лучшим образцам народной культуры является одним из факторов этносоциального и культурного самосохранения больших и малых этносов, их самобытного развития и саморазвития, духовно-нравственного воспитания. Опора на традиционную культуру, знание её истоков, фольклора, духовное освоение культурного наследия и трансформация его ценностей в соответствии с задачами времени становятся условием этнокультурного развития социума» [3, c. 19].
Расширение общего представления о национальном музыкальном фольклоре крымских татар и характерных особенностях ладово-ритмической системы крымскотатарской народной музыки у широкого круга людей, проявляющих интерес к культуре Крыма, а также профессиональных музыкантов и обучающихся музыкальных вузов и стало целью данной статьи, в которой представлен анализ ладово-ритмических закономерностей крымскотатарских народных песен и инструментальных мелодий. Возможность осуществить данную цель дала постановка следующих задач:
1) изучить роль крымскотатарского фольклора в многонациональной культуре Крыма;
2) выявить особенности ладово-ритмической структуры крымскотатарской народной музыки;
3) привести примеры ладового и ритмического многообразия крымскотатарского фольклора.
Гуманитарная парадигма
www.humparadigma.ru № 4 (7) — декабрь 2018
Крымскотатарская народная музыка является яркой и самобытной частью многонациональной культуры Крыма. Особенности географического положения Крыма, находящегося на стыке Востока и Запада, обусловили необычность музыкального языка коренного народа, крымских татар, вобравшего в себя элементы восточной и западной культур. В некоторых случаях эти элементы сохранились в чистом виде, а в некоторых трансформировались, претерпев существенные изменения.
Своеобразие музыкального фольклора определяется несколькими основными моментами, среди которых лад и ритм являются главными. Именно ладово-ритмическая структура придаёт музыке тот специфический колорит, благодаря которому мы можем определить национальную принадлежность той или иной мелодии.
Крымскотатарские песни имеют два названия: «тюркю» и «йыр». Оба эти слова переводятся как «песня». Но «тюркю» — это песни южнобережных и горных татар, и для этих песен характерны сложная мелодика, богатая орнаментика, развёрнутая форма, система полутонов, эмоциональный накал. «Йыр» — песни степных татар, они более просты в мелодическом плане, лаконичны по форме и имеют диатоническую основу.
Сочинители и исполнители крымскотатарских народных песен также имеют два названия: у горных татар это ашики, у степных — кедаи.
При анализе крымскотатарской народной музыки мы обнаруживаем колоссальное богатство её ладово-ритмической системы. В песнях и инструментальных мелодиях используются практически все простые и сложные размеры, их комбинации так называемые несимметричные размеры типа 5/8, 7/8 и т. п. Из ладов встречаются ионийский, эолийский, миксолидийский, лидийско-миксолидийский. На основе фригийского и дорийского ладов в крымскотатарской народной музыке возникли свои специфические лады с увеличенной секундой: фригийский с повышенной терцией (мы будем обозначать его +3) и дорийский (соответственно +4). Кроме этого, довольно широко распространены комбинации этих ладов с гармоническим минором — это лады с двумя увеличенными секундами.
Одной из примечательных особенностей крымскотатарских песен и инструментальных мелодий является характерная интонация, вводящая в тонику. Мы назвали её «дорийским запевом», так как она представляет собой
6и «_»/"«_» \ и и и
-й повышенной (дорийская секста), 7-й натуральной и 1-й ступеням в миноре. Встречается эта вводная интонация, как в начале, так и в середине музыкального построения. Очевидно, что этот запев используется только в мелодиях минорного лада.
Ещё одной примечательной особенностью крымскотатарской народной музыки является каданс, в котором ввод в тонику осуществляется через фригийскую секунду. Мы назвали его «фригийским кадансом».
Примеры из народной музыки, в которых используются вышеупомянутые лады:
• Ионийский — «Чыракъ теллев авасы» («Мелодия украшения свечи») [5, ^ 19];
Чыракъ теллев аваеы
Инструментальная мелодия
Ионийский
2 Г гз г ¡г .> ТТ
$ * - "--* "
Я Гг ГТТ^ \гг7>д
• Эолийский — «Тавгъа бардым» («Отправился я в лес»), «Айшем» («Моя Айше»);
Тавгъа бардым
Эолийский
У \ « 5 5= — \-- . \
((ТГ^Я- л 4 ( I1 |1_ —У- *— -0 ш—т- Ф — — 4 -^-Н
«
-^РгЧ 4 -< И —4 —• -л -а —Ч
«I е Эо Л 1 • лийски й Айшем ш - * -ш
У р »- Г Я — ■ . \
4 :-Г- Л
Лт—=*—1
У ГР~| • ф- л
• -« — * т -41
• Ионийско-миксолидийский — «Деве маджар» (Верблюжья маджара»), «Ай къара къыз («Ай, девушка-смуглянка»):
• Эолийско-дорийский — «Папийим» («Моя уточка») [5, ^ 63], «Дагъдан да энди бир къозу» («С горы спустился ягнёнок») [5, а 100]:
• Миксолидийский — «Къайнана» («Тёща») [5, ^ 41], «Азбарында чокърагъы бар» («Во дворе у него есть родник») [5, ^ 61];
Азбарында чокърагъы бар
Микс олидийский
¿»11* Г. | ^— ф - * —-
та ' а J—' ¿м, , _ —*— •-Ж-- л N. У —* а. л —.м— -1-V-Н
$" Р Г 1 * * » 4 —т —^ »'-J • 5-—У-
• Лидийско-миксолидийский — «Явлукъ оюны («Танец платка») [5, ^ 170], «Учь гузель» («Три красавицы»):
Явлукъ оюны
Лидийско-миксолидийский
»■-]#-=— —^— --т-1- - 1—г*— ■Ч -Ц 'Г —^— 1
Р—*—^—р- --" ^ —г— <* —•—» Г1-» ^ г р р I* *-V ^- . «1-
1 1 --»-Р-ф--щ 'Г ' л ^ ш' —±-ч ---1
Ли, ±-— ДИЙСКО-МИКС ОЛИ, - т ЦИЙСКИЙ Учь гузель Г —1*1* —»— Т ГЯ : -И
? * « « у г*1 -1 о - ^чК Ь г Г -пр ~ТП] -и
— Ш ' ^Г ^ 1 ^ 1
• Фригийский+3 («Из Ялты»):
сСалгъыр бою» («По реке Салгир»), «Шу Ялтадан»
• Фригийский+3 + гарм. минор — «Сув акъар тыныкъ-тыныкъ» («Текут прозрачные воды») [2, а 135-136]:
Сув акъар тыныкъ-тыныкъ
Фригийский +3 +гарм. минор
Дорийский+4 — «Хайтарма» («Хайтарма» — быстрый танец):
• Дорийский+4 + гарм. минор — «Агъыр ава» («Агъыр ава» медленный танец) [4, а 25]:
• Фригийский+3 с дорийским запевом — «Эки пугъу» («Два филина») [1, ^ 9], «Багъчада къурдым салынджакъ» («В саду повесил качели») [5, ^ 50]:
• Эолийский с дорийским запевом — «Къонма буль-буль» («Не садись соловей») [6, ^ 40-41], «Дев-дев» («Великан») [Там же]:
Дев-дев
Эолийский с дорийским запевом
Л ~ ^—— л Лп
ли— -Ш * * Ч Я5 —1- л < 9 0 ф ^—Г- -1-е-
— V л V1 0— щ * л 0 0 л 0 -1
Мг- « 4 | 0 0 0 л ч. т 0 0 и—1
• Эолийский с фригийским кадансом — «Къара кёр атым» («Мой слепой вороной конь»):
Ритмическая сторона крымскотатарской народной музыки не менее разнообразна, чем ладовая. Поскольку в рамках небольшой статьи невозможно сделать полный и глубокий анализ всей метроритмической системы, мы остановимся на наиболее характерных и употребительных ритмах.
В танцевальном жанре самыми популярными и распространёнными являются ритмы 4/4+5/4, или наоборот 5/4+4/4, и 7/8.
5/4+4/4 — это ритмы медленного величавого танца «Агъыр-ава» (буквально «Тяжёлая мелодия»). Здесь происходит строгое чередование тактов 4/4 и 5/4 (см. пример «Агъыр-ава»), темп медленный.
7/8 — это ритм хайтармы, самого популярного, энергичного и быстрого танца крымских татар (см. пример «Хайтарма»). Ритмическая структура здесь такова: 4/8+3/8. Ритмическое остинато сопровождения:
I ] лгпилл]
Необходимо отметить, что метроритмическая формула 7/8 характерна и для вокальной музыки, так называемых «Чын» («Частушки»).
В инструментальной и вокальной музыке крымских татар встречаются и очень сложные в ритмическом отношении произведения народного творчества. Приведём два таких примера. В песне «Мени де гъамдан» («Избавь меня»), свободно-импровизационного характера, мы наблюдаем смену размера почти в каждом такте. Здесь встречаются такты на 2/4, 3/8, 5/4, 5/8, 6/4, 6/8.
В инструментальной мелодии «Эй дильде битмез» («Не выразить словами»), исполняемой обычно на кларнете, также очень сложное метроритмическое строение — используются размеры 2/4, 3/4, 4/4, 5/4, 3/9, 5/8, 7/8, 9/8, 11/8. Во внутритактовой структуре характерными ритмическими деталями являются различного вида синкопирование (тт. 3-6, 12, 14, 17) и движение триолями, несущими в себе как мелодическую функцию, так и роль вариационного орнаментирования (тт. 6, 11, 13, 36). Завершается эта довольно развитая пьеса оркестровым тутти, где весь ансамбль народных инструментов играет заключительную тему в унисон в ровном движении на 2/4, при более подвижном темпе. Хочется отметить эту своеобразную «коду», так как она характерна как для инструментальной музыки, так и для песен медленного, тягучего склада. Такие интермедии (межкуплетные инструментальные проигрыши в более быстром темпе), коды играют роль ритмической разрядки, одновременно снимая и психологическое напряжение.
К широко употребимым можно отнести также ритмы: 5/8, 5/8+4/8 и наоборот: 4/8+5/8, 9/8 (2/8+2/8+2/8+3/8). Область применения этих ритмов в основном вокальная.
Для более точного представления сущности крымскотатарской ладовой системы необходимо проводить параллели с древнегреческими, средневековыми (или «церковными») ладами и на основе этого делать аналитические выводы. Представления о ладовых и ритмических особенностях крымскотатарской народной музыки как объекте научных исследований не исчерпаны на сегодняшний день. Предстоит ещё изучать местные традиции
Гуманитарная парадигма
www.humparadigma.ru № 4 (7) — декабрь 2018
исполнения крымскотатарской народной музыки, её разнообразные жанры, типы мелодий для значительного расширения научных взглядов об уникальных ладах и ритмах крымскотатарской народной музыки.
Крымскотатарские народные песни и инструментальные мелодии, отражающие специфику культуры Крыма, имеют огромную практическую значимость, прежде всего, для работы педагогов, руководителей и участников разнообразных вокальных групп и инструментальных коллективов, любителей музыкального фольклора многонационального Крыма. Приведённые в данном исследовании материалы могут быть полезны студентам гуманитарных вузов в работе над сценическими постановками народных обрядов, фольклорных композиций, народных музыкальных сказок, а также обучающимся в музыкальных училищах и институтах для самостоятельного изучения.
Литература
1. Бахшиш, И. Крымскотатарские народные песни. Киев: (Министерство культуры Украины, репертуарно-редакционная коллегия художественной самодеятельности), 1993. 47 стр.
2. Бахшиш, И. Сайлама вокаль эсерлер. Симферополь: КъДжИ «Къырмдевокъувпеднешир» нешрияты, 2008. 191 с.
3. Куровская, И. Р. Фольклор как средство сохранения национальной самобытности в условиях глобализации общества // Таврический научный обозреватель. 2016. № 5-1 (10). С. 18-23.
4. Рефатов, А. Крымскотатарские песни. Симферополь: Крымское государственное изд-во, 1932.
5. Шерфединов, Я. Звучит хайтарма. Татарские народные песни и инструментальные наигрыши Ташкент: Изд-во лит. и искусства им. Гафура Гуляма, 1978. 271 с.
6. Шерфединов, Я. Песни и танцы крымских татар. М.; Симферополь: Музгиз, 1931. 96 с.