Научная статья на тему 'Ладовая организация духовных стихов горнозаводских районов Челябинской области'

Ладовая организация духовных стихов горнозаводских районов Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
239
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ СТИХИ / ПЕСЕННЫЕ ЖАНРЫ / ЛАДОВЫЕ СТРУКТУРЫ / ФОЛЬКЛОРНОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ / SPIRITUAL VERSES / SONG GENRE / TONAL STRUCTURES / FOLKLORIC INTONING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юровская Ольга Леонидовна

Актуальность данной работы обусловлена возрастающим интересом в современном обществе, и особенно в отечественном музыкознании, к народному духовному песнетворчеству, а также отсутствием комплексных исследований жанра духовного стиха на Южном Урале. Рассматриваются ладовые закономерности духовных стихов, бытующих в горнозаводской зоне Челябинской области. Предпринятый анализ направлен на классификацию основных ладовых структур, обоснование их зависимости от функциональной приуроченности и стилистики духовных стихов. Анализ исследуемых образцов позволил установить закономерность их ладовой организации в связи с принадлежностью к вехам народного семейного и природного календаря, а также стилистикой. Духовный стих репрезентирует мелодику древних календарно-земледельческих песен и крестьянской лирической протяжной песни, городской песни и романса, кантового и богослужебного пения. Напевы духовных стихов с квартовой переменностью опорных тонов и ангемитонными ладообразованиями (1 и 2 группы ладовой классификации) стилистически сближаются с уральскими проголосными песнями и реализуются как в погребальном ритуале, так и в периоды православных постов. Образцы с терцовой и секундовой переменностью опорных тонов (3 группа), имеющие стилевое родство с богослужебным и кантовым пением, концентрируются в большей степени в рамках похоронно-поминального обряда. Духовные песнопения, имеющие в своей основе простые диатонические ладообразования (4 группа), воспроизводящие стиль городской песни, кантов и церковного пения, функционируют в любое время: в периоды постов, в похоронном и рождественском обрядах. Таким образом, выявляется функциональная универсальность, стилистическая многоплановость жанра духовного стиха и его важнейшая роль в жизни этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL VERSE MODAL ORGANIZATION IN MINING DISTRICTS OF THE CHELYABINSK REGION

The relevance of this work is determined by the growing interest of modern society, in particular, of Russian musicology, to folk spiritual song production, as well as to the absence of comprehensive studies of the spiritual verse genre in the Southern Urals. This article deals with the modal patterns of spiritual verses that exist in the mining area of the Chelyabinsk Region. The conducted study focuses on the classification of the main tonal structures, and seeks to provide a rationale behind their dependence on the functional belonging and stylistics of the spiritual verses. The analysis of the studied samples revealed the regularity of their modal organization in accordance with their belonging to festive dates and family rites, as well as stylistics. The spiritual verses incorporate the melodies of ancient calendar agricultural songs and peasant lyrical plangent song, city and romantic songs, as well as canticle and liturgical song. The melodies of spiritual verses with quarto variability of the main tones and anhemitonic melodization (1 and 2 groups of modal classification) stylistically converge with Ural lingering songs, and are used both in funeral rituals and during Orthodox fasting periods. Samples with a mediant and supertonic variability of the main tones (Group 3), having a stylistic relationship with liturgical and canticle singing, are concentrated to a greater extent within the funeral and commemorative rite. Spiritual canticles, which are based on simple diatonic melodizations (Group 4), and reproducing the style of city songs, canticles and church singing, are used at any given time: during church fasting periods and at funerals and Christmas ceremonies. Thus, the functional universality, the stylistic multidimensionality of the genre of spiritual verses, and its most important role in the life of the ethnos, are revealed

Текст научной работы на тему «Ладовая организация духовных стихов горнозаводских районов Челябинской области»

УДК 78

О. Л. Юровская

канд. искусствоведения, преподаватель, Южно-Уральский государственный институт искусств

им. П. И. Чайковского E-mail: oyurovskaya@mail.ru

ЛАДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНЫХ СТИХОВ ГОРНОЗАВОДСКИХ РАЙОНОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Актуальность данной работы обусловлена возрастающим интересом в современном обществе, и особенно в отечественном музыкознании, к народному духовному песнетворчеству, а также отсутствием комплексных исследований жанра духовного стиха на Южном Урале. Рассматриваются ладовые закономерности духовных стихов, бытующих в горнозаводской зоне Челябинской области. Предпринятый анализ направлен на классификацию основных ладовых структур, обоснование их зависимости от функциональной приуроченности и стилистики духовных стихов. Анализ исследуемых образцов позволил установить закономерность их ладовой организации в связи с принадлежностью к вехам народного семейного и природного календаря, а также стилистикой. Духовный стих репрезентирует мелодику древних календарно-земледельческих песен и крестьянской лирической протяжной песни, городской песни и романса, кантового и богослужебного пения. Напевы духовных стихов с квартовой переменностью опорных тонов и ангемитон-ными ладообразованиями (1 и 2 группы ладовой классификации) стилистически сближаются с уральскими проголосными песнями и реализуются как в погребальном ритуале, так и в периоды православных постов. Образцы с терцовой и секундовой переменностью опорных тонов (3 группа), имеющие стилевое родство с богослужебным и кантовым пением, концентрируются в большей степени в рамках похоронно-поминального обряда. Духовные песнопения, имеющие в своей основе простые диатонические ладообразования (4 группа), воспроизводящие стиль городской песни, кантов и церковного пения, функционируют в любое время: в периоды постов, в похоронном и рождественском обрядах. Таким образом, выявляется функциональная универсальность, стилистическая многоплановость жанра духовного стиха и его важнейшая роль в жизни этноса.

Ключевые слова: духовные стихи, песенные жанры, ладовые структуры, фольклорное интонирование

Для цитирования: Юровская, О. Л. Ладовая организация духовных стихов горнозаводских районов Челябинской области / О. Л. Юровская //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 3 (55). - С. 151-164.

Цель статьи - выявление ладовых структур духовных стихов, их жанрово-стилисти-ческих и функциональных закономерностей в традиционной музыкальной культуре горнозаводских районов Челябинской области. Изучение региональных певческих традиций в отечественном этномузыкознании является на данный момент наиболее приоритетным, однако до сих пор отсутствуют комплексные исследования, посвященные функционированию духовного стиха в традиционной музыкальной культуре Южного Урала. Попытку осмысления этого жанра в этнографическом контексте горнозаводской песенной традиции и представляет данная работа [см. подробнее об этой теме: 11].

Духовный стих - универсальный жанр, выполняющий важнейшие функции в семейно-

бытовых и календарных обрядах. Он вбирает в себя стилевые признаки календарных песен, похоронных плачей, лирической крестьянской и городской песни, кантов и церковного канонического пения. Об этом свидетельствуют современные фольклористические исследования разных регионов России [3; 7; 8].

В горнозаводской народно-песенной культуре Челябинской области был обнаружен целый пласт духовных стихов, имеющих хождение в календарно-земледельческих и семейно-бытовых обрядовых циклах1. Данные песнопения сопровождают похоронно-поминальный,

1 Все исследуемые образцы духовных стихов и других жанров были собраны автором в фольклорно-этно-графических экспедициях (1999-2003 гг.) в Катав-Ивановском и Ашинском районах Челябинской области.

151

святочный и пасхальный ритуалы, заменяя колядки и причитания, постепенно вышедшие из практики, помимо этого они звучат и в периоды православных постов.

Изучение звуковой организации духовного стиха немыслимо без учета исторической полистадиальности - принадлежности его образцов к разным временным пластам. В свете этого становится понятным, почему черты ладовой архаики (XV - XVI вв.) органично сосуществуют в данном жанре со звуковысотными структурами, характерными для XVIII - XIX вв.

При осмыслении стилистики духовного стиха, как и любых других фольклорных жанров, необходимо принимать во внимание специфику этнического слуха, противящегося «единовластию мажоро-минорной системы», о чем писал еще Б. Барток [1, с. 67], и не ориентирующегося на другие известные системы, будь то древнегреческая, модальная средневековая или византийская.

Таким образом, и межжанровая когерентность, и историческая принадлежность стиха, и этномузыкальная самобытность мышления самих информантов, изначально объясняют разнообразие ладовых моделей, их полиморфизм и вариативность внутренней самоорганизации.

Ладовую основу наиболее ранних духовных стихов составляют узкообъемные диатонические звукоряды, или олиготоника (термин предложен А. В. Рудневой; от олиго - 'мало', тон - 'звук'). Все они проявляют себя в пределах кварты. Подобный способ ладовой организации характерен в первую очередь для образцов, близких по стилю местным календарным, свадебным, хороводным песням и плачам. В этих случаях интонационный строй мелоячеек, образующих мелодическую линию напева, опирается на трихордовые попевки (13-4, 1-2-4 ступени лада: трихорд в кварте) либо на заполненную нисходящим поступен-ным движением кварту (см. табл.).

Трихордовые попевки в мелоячейках напевов духовных стихов [4]

с. Орловка

№ 19 «Душа ты моя, душа грешная»

Ду - ша ты ма-я, ду-ша греш - на - я. Пра-гри- ши - ла ду-ша ва гри-хах, 14 1 4134134

с. Орловка

№ 20 «Матушка Владычица»

Ма-туш-ка Вла-ды - чи - ца, 4 3 1

щр

рас-при-чи-ста - я Ба-га-ро 13 4

V

5 Г

г

А как нам - та грсш - ным_ 13 4

у - ми • рать - та бу - дит.

с. Орловка

№ 22 «Милость ты, милость»

тЩШт V Щ Щ >

I Ми-ласть ты. ми - ласть Г ас-под - ня, _ 13 4

жср - тва хва - ле - ни - я.

152

с. Орловка

№ 22 «Милость ты, милость»

и.

2. Саду-хом тва - им_ 13 4

бы - ли ка Гос - па - ду.

с. Тюлюк

№ 57 «Кабы был-то я да человеченька»

Одна

Нее

М г^Шг^г } } } Щ

Ка - бы был - та_ я,_

1 ~ 4 2 14 4

да, ка - бы был - та я. да.

"а, 2 1

V- // 1—-1—

—1 н 7 ? \ Я е-г-1

Че - ло - ве - (э) - чень - ка 2 14 2 1

с. Серпиевка

№ 40 «Кукушка»

I1''

с. Серпиевка

№ 48 «Пресветлый ангел мой Господний»

Р

I" I $ $ ? $ (¿¿'г1

1 ЯткЬ-г 4 3 14 ^_^ 1

м —1 Р Р I1■

- гс ль ты ду - ши ма - ей.

13 4

4 3 1

В местной системе песенных жанров можно обнаружить немало примеров, иллюстрирующих генетическое родство с указанными ладовыми образованиями. Как видно из примера 1 (см. с. 154), смыслонесущая строка календарной песни «Как летел кочеток» также опирается на трихорд в кварте (ё - /- g) с устоем на / (3).

Рефрен «тауси» базируется на другой ладовой конструкции - минорном тетрахорде с главным устоем в основании звукоряда. Кроме того, свойственная календарному напеву (пример 1) ладовая переменность с терцовым соотношением опорных тонов тоже весьма показательна для исследуемых стихов. Подобные ладовые формулы имеют, как уже упоминалось,

и другие местные фольклорные жанры - свадебные причитания и хороводные песни.

Важно отметить, что в рассматриваемых стихах описанные ладовые конструкции (за исключением минорного тетрахорда) в своем основном виде не встречаются. Как правило, здесь они являются элементами более сложных ладообразований. Рассмотрим следующий образец (пример 2; см. на с. 154).

Ладовая модель1 напева данного духовного стиха состоит из сцепления двух мелодиче-

1 Здесь и далее ладовые модели духовных стихов отражают горизонтальный и вертикальный аспект лада. Горизонтальный компонент представлен системой оппозиций опорных тонов (белые ноты и отмеченные кружком). Вертикальный аспект отражен комплексами созвучий. Ладовая функция каждого из оппозиционных комплексов (и других тонов звукоряда) представлена как одним звуком, так и терцовыми и квинтовыми созвучиями.

153

ских формул в секстовом амбитусе. Первая -трихорд в кварте (1-2-4) с переменными устоями (1-4); вторая - мажорный тетрахорд с главным устоем в основании (1) и местным устоем (2). Трихорд в кварте расширен за счет присоединения к верхнему тону вспомогательной большой секунды (des - es).

Расширение амбитуса лада от кварты до сексты происходит только при присоединении «вторы». Таким образом, лад реализуется как многоголосный, с неотъемлемыми для него свойствами, которые сформулировала Т. А. Старостина: «...это специфика распределения участков звукоряда между голосами, зависимость "веса" устоев от их размещения в хоровой фактуре, образование созвучий, могущих вызывать ассоциацию с аккордами в тональной организации. Но при всех формах многоголосия безусловным устоем в сознании народных певцов остается только унисон» [9, с. 86].

Духовный стих «Кабы был-то я да челове-ченька» имеет очень близкое ладово-интонаци-онное сходство с похоронными причитаниями с. Биянка Ашинского района, где, в отличие от духовного стиха, лад реализуется уже как монодийный (пример 3; см. с. 155).

Ладовая модель плача представляет собой сцепление двух элементов: минорного трихорда в объеме малой терции (b - c - des) с устоем в основании и трихорда в кварте с переменными опорами на вершине и в основании кварты. И тот и другой являются древнейшими ладовыми единицами, причем трихордовый образует в данном случае «исходную ладовую ячейку», подобное ее определение встречается у А. В. Рудневой, предлагавшей пересмотреть теорию лада с позиций фольклориста: «. почему за исходную ладовую ячейку принимается тетрахорд? Почему бы не начать с более мелкой единицы первичного ряда - с трехступенности?» [6, с. 98].

Пример 1. «Как летел кочеток», с. Серпиевка, Катав-Ивановский р-н [11, с. 204]

Пример 2. «Кабы был-то я да человеченька» (духовный стих), с. Тюлюк [4, с. 128]

Ль

Ка-бы был - та_ я,_ да, ка - бы был - та я, да.

ife

Чс - ло - ВС

О)

Ладовая модель:

1 2

154

Как правило, терцовые ладообразования, характерные для причитаний, в духовных стихах представлены в различных комбинациях внутри более сложных ладовых моделей, включающих большую секунду и чистую кварту (или только секунду) снизу от главного тона терцовой мелоячейки. В. М. Щуров обо-

значает подобные структуры как терцовые трихорды с субквартой и субсекундой, присущие календарным, колыбельным песням и плачам [10, с. 163]. Такие ладовые формулы свойственны как похоронным причитаниям, так и духовным стихам горнозаводских районов Челябинской области (примеры 4-5).

Пример 3. Плач по матери, с. Биянка, Ашинский р-н [11, с. 229]

¿>= 162

Т Р Р

ми - лы

сн - стрн -

ьр р р

Ох

бра

| Р ; ^ р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- шка

Оя> сру - 6и

все

/Т\

Р Р ^

Бе - лы - ю бн - р£„.

Пример 4. Плач по детям, с. Биянка [11, с. 231]

(о) - эынь - ку

# J '* * 1Н ^ ^

Он.

ми - да - и ма - н де тач - кн

о г4—\ с. я » »- ' ' ни ви - жу да ни сл! * • т а - шу та я /

Га - да - сс ^ --Цл ) * * - чка н - жны - ва

Пример 5. «Для всех солнце светит» (духовный стих), с. Серпиевка [4, с. 107]

рт'Ч - г г г г I Л и Н Для всех солн - ие с > «;%--- зе - тит. г У У ДЛЯ МИ - н 1— ПГ.

7 1—1

и г р ^ г

н

н не._ ви - жу свет.

ц || Лс - жу я ва гро - б»

-1 -1 -1 ьу.е

I -ЬУ 11

Ладовая модель

155

Как видно из примеров, типовой формулой для обоих напевов служит малая терция с субсекундой1 с терцовым и секундовым соотношением устоев. Для плача и стиха характерна внутриладовая функциональная переменность тонов (в плаче - 3-1-3, 3-11, 3-1; в стихе - 3-11-1, 3-11-1).

В следующих примерах плача и стиха ладовой основой напева также является малая терция (терцовый трихорд), но уже с субквартой (примеры 6-7).

Ладовую основу причитания составляет малая терция (с - ё - es) с субквартой ^ - с)

и терцовой переменностью опорных тонов (es - с). А ладовая модель духовного стиха -минорный трихорд (си - до-диез - ре) с субквартой (фа-диез - си) и субсекундой (ля - си). Формула содержит черты переменного лада (терцовое соотношение ладовых опор си - ре):

В исследуемой коллекции духовных стихов встречается и более сложная, чем в плаче, ладовая версия - малая терция ^ - а - Ь) с субквартой и субсекундой (пример 8; см. с. 157).

Подобная формула является основой ладовых структур подавляющего большинства горнозаводских духовных стихов.

Пример 6. Плач при покойной матери, с. Тюлюк [11, с. 234]

(тушинах/)

о '

---в- ^

А мо - л

Ох,

ш

А го - ло

Ох,

боль

т

ма - мыч

ни у - ви

т

ку ооль

ни ус - лы

% о

к

жу.

о

т

* шу.

Пример 7. «На духовное моленье» (духовный стих), с. Орловка [4, с. 58] й

ш ^тщ дгрр

На ду - хоа

О»

на-я М8-ЛСН1. - Я При - ШЛИ_ду - шу Пра-ва-ДИТЬ,

Ладовая модель

1В ладовых формулах используется общепринятая в современной этномузыкологии система Коллера - Гиппиуса. Согласно ей, ступени выше главного опорного тона (1-й ступени) нумеруются арабскими цифрами, а ниже - римскими. При этом цифровой индекс показывает расстояние от 1-й ступени [5, с. 5022].

156

Еще один вид древних ладообразований, часто встречающихся в напевах исследуемых стихов, - тетрахорд в виде диатонического звукоряда мажорного либо минорного наклонения с главным устоем в основании звукоряда. Данная ладовая формула также присуща мелодике местных календарных, хороводных и свадебных песен (примеры 9-10).

Напевы хоровода и духовного стиха демонстрируют тесную ладово-интонационную взаимосвязь. Ладовой моделью обоих напевов

служит минорный тетрахорд с квартовой переменностью устоев (4-1-4). В напеве хоровода присутствует еще и местный устой на терцовом тоне. Примечательно, что в духовном стихе в рамках переменного лада в конце напева происходит полная смена ладовой опоры и утверждение новой тоники (1-4). Ладовые системы с квартовой переменностью опорных тонов, присущие фольклорным жанрам, также характерны и для исследуемых духовных стихов.

Пример 8. «Ой, ты, матушка, да ты, Владычица», с. Тюлюк [4, с. 130]

'''пШ^Г^ЦЦ)^ 1

Oi:, ты, Ма - ту - шка, да ты, Вла - ды - чн-ца.

Ладовая модель

Пример 9. «Кострома» (весенний хоровод), с. Серпиевка [11, с. 246]

Пример 10. «Пресветлый ангел мой Господний» (духовный стих), с. Серпиевка [4, с. 112]

^ '■• f f f ¥ t (Jjf^

Прс - свст - лый ан - гсл мои Га - спо - днин, ^

I ч nil г11' 1

Хра - нн - - - тель ты ду - ши ма - ей.

Ладовая модель

I 4

157

Относительно автономную группу среди духовных стихов образуют напевы, восходящие в своих мелодических истоках к богослужебному пению. Через духовный стих в художественной форме происходило народное осмысление христианского вероучения, оно складывалось в тесной связи с каноническим пониманием христианства, не во всем совпадая с ним. Это обусловило бытование духовного стиха на стыке фольклорной и церковно-певческой традиции. При этом влияние церковной культуры проявлялось не только в обращении к каноническим источникам и поэтическом толковании книжных текстов, но и в музыкальной стилистике ду-

ховного стиха, в том числе в его мелодике и ладовой специфике.

Духовные стихи нередко ассоциируются с культовой псалмодией. В подобных напевах многократное повторение одного звука чередуется с поступенным движением, закреплением мелодических опор путем их опевания и плавным нисходящим завершением мелостроки, как в духовном стихе «Шли два святых ангела» (пример 11).

Ладовой основой данных песнопений служит диатонический звукоряд в пределах квинты или сексты. Многоголосный склад образцов представляет собой гетерофонию терцовой основы, усложненную посредством обогащения вертикали трезвучиями (пример 12):

Пример 11. «Шли два святых ангела» (духовный стих), с. Серпиевка [4, с. 114]

Пример 12. «Для всех солнце светит» (духовный стих), с. Орловка [4, с. 31]

Г ргг Г Щ Т Т? Т?

Для всехсолн - ш све - тит,

для мн - ни нет:

ш

Р Щ щ I Т РТР

ш

Я ли-жу ва гро - он

ни ви - свст.

Свя-тый Во - же, СИГ - тый Креп * кий, Свя - тый Бес-смерт-ный, па-ми-луй нас.

7

158

Ладовые структуры таких напевов имеют выраженную тонально-функциональную опору. Как видно из примера, в многоголосной ткани напева функции голосов дифференцируются на ведущие, мелодические и басовые, гармонически-опорные. Многоголосная фактура возникает только в каденционных оборотах и в припеве «Святый Боже, Святый Крепкий». Нижние голоса явно воспроизводят функциональные обороты 1-У-1 (Т-Б-Т), заимствованные из церковных песнопений, подобных приведенному в примере 13.

Для напевов, стилистически близких кан-товому пению, характерна опора на диатонические шестиступенные звукоряды, ясная тональная функциональность, отчетливость ритма, в некоторых образцах квадратное строение музыкального периода, силлабический распев текста (мелодика слогового строя). В многоголосии этих духовных стихов также воссоздает-

ся кантовая фактура. При наличии двух мелодических линий, движущихся параллельно, нижний голос выполняет функцию баса, создающего гармоническую опору.

В мелодике напевов духовных стихов, близких в своих истоках кантовому и богослужебному пению, отмечается сходство ка-дансового оборота. Характеризуется это завершающее построение квартовым нисходящим скачком от ладовой опоры (1) к субтону (IV) и последующей восходящей секстовой интонацией с плавным спуском к устою (1).

Духовные стихи этой группы, так же как и образцы, стилистически близкие фольклорным жанрам, опираются на ладовые модели с элементами переменного лада, в которых большую роль играет тонально-функциональная основа - ладообразования с терцовой переменностью опорных тонов (терция с субсекундой и субквартой).

Пример 13. «Песнопения Божественной литургии. 1-й напев Трисвятого» [2, с. 6]

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С8А „

I

m

' u « /

ТЫК Ей.

Ж£, GSA .

«

Г-

ТЫН Kpt'n .

J

F

f—Ч—

КЖ GßA _

m

ДрГ гс н напй H ъ

Пример 13 а. Родство кадансовых оборотов

«Скажи нам, Учитель» (с. Орловка)

«Шли, шли два святых ангела» (с. Серпиевка), рефрен

159

В похоронно-поминальном духовном стихе «Для всех солнце светит» (пример 12) ладовой моделью служит малая терция с субквартой и субсекундой. Формула лада образуется путем сцепления двух мелодических построений: квартового элемента (фа - си-бемоль, ля-бемоль - ре-бемоль) с терцовой переменностью опорных тонов (си-бемоль - ре-бемоль) и трихорда в объеме малой терции с устоем на нижнем звуке (пример 14):

Духовные стихи этой группы, так же как и образцы, стилистически близкие фольклорным жанрам, опираются на ладовые модели с элементами переменного лада, в которых большую роль играет тонально-функциональная основа - ладообразования с терцовой переменностью опорных тонов (терция с субсекундой и субкваротой). В похоронно-поминальном духовном стихе «Для всех солнце светит» (пример 12) ладовой моделью служит малая терция с субквартой и субсекундой. Формула лада образуется путем сцепления двух мелодических построений: квартового элемента (фа -си-бемоль, ля-бемоль - ре-бемоль) с терцовой переменностью опорных тонов (си-бемоль -

ре-бемоль) и трихорда в объеме малой терции с устоем на нижнем звуке (пример 14):

В напевах данной стилевой группы встречаются и ладообразования с секундовой переменностью опорных тонов (1-11).

В примере 15 основу составляет переменный лад с сопоставлением двух устоев (11-1) -малая терция с субквартой и субсекундой с главным устоем (ля) в основании терции, где субсекунда выполняет функцию местного устоя (соль).

Духовные стихи более поздней исторической формации (XVIII - XIX вв.) стилистически пересекаются с городской песенностью. В них используется другая ладовая модель, предполагающая наличие вводнотоновых мелодических тяготений и проявления гармонической функциональности тонов. Как правило, это простые диатонические ладообразования без переменности и смены ладового устоя, раскрывающиеся, в отличие от мажора и минора, в амбитусе, не превышающем сексты. Подобного рода ладовые структуры часто встречаются в похоронно-поминальных стихах, а также напевах, приуроченных к постам и Рождеству.

Пример 14. «Для всех солнце светит», ладовая модель

Пример 15. «Скажи нам, Учитель» (духовный стих), с. Орловка [4, с. 69]

Ладовая модель

160

Пример 16. «Христос Спаситель» (духовный стих), Орловка [4, с. 73]

---------------------------------------------------

Хри - стос Спа-си * те ль в пал - ночь ра-дил - ся,

------------------------------------------------

Ввср-тс - пс тем - - ным свет па - я-вил - ся.

Ладовая модель

~ " ! 3 4

Здесь, как и в стихе «Кабы был-то я да че-ловеченька» (пример 2), в полном виде лад реализуется только в рамках двухголосия. Основу данного рождественского стиха тоже составляет мажорный тетрахорд с главным устоем в основании кварты (1), но теперь с малой субсекундой, усиливающей тяготение и выполняющей вводнотоновую функцию. Соль-диез является местным устоем, не меняющим одноплановой сущности лада с господством главного устоя (1).

Таким образом, в результате анализа ладовой организации горнозаводских духовных стихов Челябинской области определилась четкая классификация образцов, имеющих в основе напевов следующие ладовые формулы:

1. Ангемитонные ладообразования (три-хорды в кварте).

2. Ладообразования с квартовой переменностью опорных тонов (1-4).

3. Ладовые модели с элементами переменного лада, в которых большую роль играет тонально-функциональная опора: с терцовой переменностью опорных тонов (I - VI), вносящей окраску параллельного мажора/минора (терция с субсекундой и субквартой) и с секун-довой переменностью опорных тонов (I - II).

4. Диатонические ладообразования без ладовой переменности и смены ладового устоя.

Кроме того, наблюдается некоторая закономерность в плане координации функциональной приуроченности духовных стихов, их

161

стилистики и ладовой организации. Духовные стихи первой и второй групп (ангемитонные ладообразования; лады с квартовой переменностью опорных тонов) репрезентируют стиль уральских проголосных песен и реализуются как в погребальном ритуале, так и в периоды православных постов. Образцы третьей группы (лад с терцовой и секундовой переменностью опорных тонов), стилистически близкие богослужебному и кантовому пению, концентрируются в большей степени в рамках похо-ронно-поминального обряда. Духовные песнопения четвертой группы (простые диатонические ладообразования), воспроизводящие стиль городской песни, кантов и церковного пения, функционируют в любое время: в периоды постов, в похоронном и рождественском обрядах.

Как видим, духовный стих, используемый в похоронном обряде, благодаря тесному соприкосновению и с фольклорными причитаниями, и с церковными песнопениями, органично вобрал в себя древние ладовые конструкции и более позднюю ясную тонально-функциональную основу. Образцы постовых стихов, отдаленные от похоронно-поминаль-ного ритуала, демонстрируют в большей степени ладовые закономерности фольклорных календарных и проголосных песен: ангемитон-ную основу звукоряда, плагальные соотношения устоев. Духовные стихи Рождества и Пас-

хи синтезировали стиль кантов и городской песенности с опорой на простые диатонические звукоряды (без ладовой переменности и смены устоя). Таким образом, духовный стих репрезентирует мелодику древних календарно-земледельческих песен и крестьянской лирической протяжной песни, городской песни и романса, кантового и богослужебного пения.

В напевах исследуемых духовных стихов реализованы все ладовые структуры, присущие местным фольклорным жанрам: малообъемные лады как ангемитонные (трихорд в кварте), так и диатонические (мажорный и минорный тетрахорд). В духовных стихах эти ладообразова-ния входят в состав более сложных ладовых версий: малая терция с субсекундой и субквартой, тетрахорд с субквартой, малая терция и трихорд в кварте и др. Ладовая и внутриладо-вая переменность с секундовым, терцовым и квартовым соотношением опор, свойственная местным фольклорным жанрам, является средством мелодического развития духовных стихов. Ладовой организации последних присуща терцовая, секундовая и квартовая переменность устоев, выражающаяся в различных комбинациях. Как и в традиционных песнях, перемещение опорности в напевах духовных стихов может происходить без изменения тоники либо с утверждением нового устоя.

Духовные стихи горнозаводской зоны Челябинской области, воспроизводящие стилистику богослужебной музыки, составляют значительное количество от общего числа записанных образцов [подробнее о стилевых связях с церковно-певческой традицией см.: 12]. Тесно сплетаясь с церковными песнопениями и молитвами в одном этнографическом контексте - похоронном ритуале, погребальные стихи унаследовали и некоторые черты православного церковно-певческого стиля - псалмодирова-ние, многоголосное гармоническое пение, свойственное церковному стилю поздней формации (ХУШ - XIX вв.). Преобладание подобных образцов в горнозаводской коллекции не случайно, поскольку на современном этапе развития традиционной культуры духовные стихи играют большую роль в музыкальном оснащении похоронно-поминального ритуала.

Подводя итог, следует отметить, что духовный стих в местной песенной традиции возлагает на себя функцию метажанра, не только оттеснив и практически заменив все остальные, но и аккумулировав в себе их черты. Это придает ему особый статус, объясняет его внутреннюю стилистическую многоплановость и глубину, еще таящую нераскрытые аспекты и привлекающую к нему как важнейшему объекту научного осмысления.

1. Барток, Б. Автобиография / Б. Барток // Зарубежная музыка XX века: документы и материалы : [учеб. пособие для музыкальных вузов] / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского; сост., авт. коммент. И. В. Нестьев. - Москва : Музыка, 1975. - С. 173-176.

2. Главнейшие песнопения Божественной Литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения, переложенные для хора мужских голосов С. В. Смоленским : [Ноты]. Вып. 1: Песнопения Божественной Литургии. - Санкт-Петербург : Лештуковская паровая скоропечатня П. О. Явлонского, 1893. - 49 с.

3. Косятова, С. С. Русские народные духовные стихи Калужско-Брянского пограничья: дис. ... канд. искусствоведения : 17. 00. 02 / С. С. Косятова. - Москва, 2012. - 266 с.

4. На древах-та сидят да птички райския...: духовные стихи горнозаводских сел Челябинской области : хрест. [ноты, текст] / запись, нотирование, сост., вступ. ст. и коммент. О. Л. Юровской. - Челябинск : ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, 2017. - 169 с.

5. Народное музыкальное творчество : учебник для вузов / отв. ред. О. А. Пашина. - Санкт-Петербург : Композитор, 2009. - 568 с.

6. Руднева, А. В. К современным методам анализа старинных ладов в русской музыке: обиходный лад в русской народной песне / А. В. Руднева // Вопросы методологии советского музыкознания : сб. науч. тр. / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - Москва : МГК, 1981. - С. 77-99.

162

7. Сверлова, Е. Л. Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как открытая полистилевая жанровая система: дис. ... канд. искуссвоведения : 17.00.02 / Е. Л. Сверлова; Сарат. гос. консерватория. -Саратов, 2006. - 265 с.

8. Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т. 2. Похоронный обряд: плачи и поминальные стихи / Рос. акад. музыки им. Гнесиных; [Редкол.: О. А. Пашина, отв. ред.]. - Москва : Индрик, 2003. - 548 с.: нот.

9. Старостина, Т. А. Ладовая систематика русской народной песни / Т. А. Старостина // Гармония: проблемы науки и методики : сб. ст. Вып. 1. - Ростов-на-Дону : РГК, 2002. - С. 85-105.

10. Щуров, В. М. Стилевые основы русской народной музыки [Текст, ноты] / В. М. Щуров. - Москва : МГК им. П. И. Чайковского, 1998. - 464 с.

11. Юровская, О. Л. Духовные стихи в песенной традиции калужских и пензенских переселенцев Челябинской области : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. / О. Л. Юровская [Место защиты: Магнитог. гос. консерватория им. М. И. Глинки]. - Челябинск, 2017. - 447 с.

12. Юровская, О. Л. О некоторых стилевых связях духовных стихов с православной богослужебной музыкой / О. Л. Юровская // Искусствознание: теория, история, практика : науч.-практ. журн. - 2017. -№ 2 (19). - С. 14-24.

Получено 30.07.2018

O. Iurovskaia

Candidate of Art Criticism, Lecturer, South Ural State Institute named after P. Tchaikovsky E-mail: oyurovskaya@mail.ru

SPIRITUAL VERSE MODAL ORGANIZATION IN MINING DISTRICTS OF THE CHELYABINSK REGION

Abstract. The relevance of this work is determined by the growing interest of modern society, in particular, of Russian musicology, to folk spiritual song production, as well as to the absence of comprehensive studies of the spiritual verse genre in the Southern Urals. This article deals with the modal patterns of spiritual verses that exist in the mining area of the Chelyabinsk Region. The conducted study focuses on the classification of the main tonal structures, and seeks to provide a rationale behind their dependence on the functional belonging and stylistics of the spiritual verses. The analysis of the studied samples revealed the regularity of their modal organization in accordance with their belonging to festive dates and family rites, as well as stylistics. The spiritual verses incorporate the melodies of ancient calendar agricultural songs and peasant lyrical plangent song, city and romantic songs, as well as canticle and liturgical song. The melodies of spiritual verses with quarto variability of the main tones and anhemitonic melodization (1 and 2 groups of modal classification) stylistically converge with Ural lingering songs, and are used both in funeral rituals and during Orthodox fasting periods. Samples with a mediant and supertonic variability of the main tones (Group 3), having a stylistic relationship with liturgical and canticle singing, are concentrated to a greater extent within the funeral and commemorative rite. Spiritual canticles, which are based on simple diatonic melodizations (Group 4), and reproducing the style of city songs, canticles and church singing, are used at any given time: during church fasting periods and at funerals and Christmas ceremonies. Thus, the functional universality, the stylistic multidimen-sionality of the genre of spiritual verses, and its most important role in the life of the ethnos, are revealed.

Keywords: spiritual verses, song genre, tonal structures, folkloric intoning

For citing: Iurovskaia O. 2018. Spiritual verse modal organization in mining districts of the Chelyabinsk region. Culture and Arts Herald. No 3 (55) : 151-164.

163

References

1. Bartok B. 1975. Autobiography. Zarubezhnaya muzyka XX veka: dokumenty i materialy [Foreign music of the 20th century: documents and materials]. Comp. and comment. by Nestev I. Moscow : Muzyka. P. 173-176. (In Russ.).

2. Glavneyshie pesnopeniya Bozhestvennoy Liturgii, molebnogo peniya, panikhidy i vsenoshchnogo bdeniya, perelozhennyye dlya khora muzhskikh golosov S. V. Smolenskim. Vyp. 1: Pesnopeniya Bozhestvennoy Liturgii [The main chants of the Divine Liturgy, molebny singing, a memorial service and the All-night vigil shifted for chorus of male voices by S.V. Smolensky. Issue 1. Chants of the Divine Liturgy]. 1893. St. Petersburg : Leshtukovskaya parovaya skoropechatnya P. O. Yavlonskogo. 49 p. (In Russ.).

3. Kosiatova S. 2012. Russkie narodnye dukhovnye stikhi Kaluzhsko-Bryanskogo pogranich'ya [Russian national spiritual verses of the Kaluga and Bryansk border zone]. Moscow. 266 p. (In Russ.).

4. Na drevakh-ta sidyat da ptichki rayskiya...: Dukhovnyye stikhi gornozavodskikh sel Chelyabinskoy oblasti ["The birds of paradise sit on the trees.": spiritual verses of mining communities of the Chelyabinsk region]. 2017. Recorded, comp., foreword and comment. by O. Iurovskaia. Chelyabinsk : South Ural State Institute named after P. Tchaikovsky. 169 p. (In Russ.).

5. Narodnoye muzykal'noye tvorchestvo [Folk musical art]. 2009. Pashina O., ed. St. Petersburg : Kompozitor. 568 p. (In Russ.).

6. Rudneva A. 1981. To modern methods of the analysis of ancient frets in the Russian music: an everyday harmony in the Russian national song. Voprosy metodologii sovetskogo muzykoznaniya [Questions of methodology of the Soviet musicology]. Moscow : Moscow State Tchaikovsky Conservatory. P. 77-99. (In Russ.).

7. Sverlova E. 2006. Pogrebal'nye dukhovnye stikhi Saratovskogo Povolzh'ya kak otkrytaya polistilevaya zhanrovaya sistema [Funeral spiritual verses of the Saratov Volga region as an open polystyle genre system]. Saratov. 265 p. (In Russ.).

8. Smolenskiy muzykal'no-etnograficheskiy sbornik. T. 2. Pokhoronnyy obryad: Plachi i pominal'nye stikhi [Smolensk musical and ethnographic collection. Vol. 2. Funeral ceremony: crying and funeral verses]. 2003. Pashina O., ed. Moscow : Indrik. 548 s.: not. (In Russ.).

9. Starostina T. 2002. Modal systematization of the Russian folk song. Garmoniya: Problemy nauki i metodiki. Vyp. 1 [Harmony: problems of science and technique. Issue 1]. Rostov-on-Don: RGC. P. 85-105. (In Russ.).

10. Shchurov V. 1998. Stilevye osnovy russkoy narodnoy muzyki [Style fundamentals of the Russian folk music]. Moscow : Moscow State Tchaikovsky Conservatory. 464 p. (In Russ.).

11. Iurovskaia O. 2017. Dukhovnye stikhi v pesennoy traditsii kaluzhskikh i penzenskikh pereselentsev Chelyabinskoy oblasti [Spiritual verses in the song tradition of Kaluga and Penza immigrants of the Chelyabinsk region]. Chelyabinsk. 447 p. (In Russ.).

12. Iurovskaia O. 2017. On some style links of spiritual verse with orthodox music. Art studies: theory, history, practices. No 2 (19) : 14-24. (In Russ.).

Received 30.07.2018

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.