Научная статья на тему 'Лаборатория социальной истории Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина'

Лаборатория социальной истории Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная история / историческая демография / историческая информатика / геоинформационные системы
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канищев В. В., Мизис Ю. А., Кончаков Р. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лаборатория социальной истории Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина»

УДК 94(471.06

ЛАБОРАТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА

В.В. КАНИЩЕВ" Ю.А. МИЗИС21 Р.Б. КОНЧАКОВ31

1)Тамбовский государственный университет

им. Г.Р. Державина

e-mail: [email protected]

2)e-mail: decan [email protected]

3) e-mail: rom [email protected]

Рассматривается работа лаборатории социальной истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в изучении проблем социальной истории и демографии, создания информационных ресурсов, геоинформационных систем и мультимедийных программ. Прослеживаются совместные международные и российские проекты по изучению проблем социальной истории.

Ключевые слова: Социальная история, историческая демография, историческая информатика, геоинформационные системы.

Лаборатория социальной истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина была создана распоряжением ректора университета от 4 сентября 1995 г. Идея создания лаборатории была предложена и реализована В.В. Канищевым, ныне д.и.н., профессором кафедры Российской истории, который является научным лидером исследований по социальной истории, проводимых в Лаборатории сегодня. Возглавляет Лабораторию - к.и.н., доцент кафедры Российской истории Р.Б. Кончаков.

Создание подобной структуры в середине 90-х г. неслучайно. Помимо общих для российской исторической науки конца XX в. процессов поиска новой парадигмы исторических исследований, шел активный процесс создания межуниверситетских и международных исследовательских групп. К 1995 г. сотрудники кафедры Российской истории уже участвовали в совместных проектах по исторической демографии и интегральной истории на локальном уровне. Первым проектом руководил др. С. Хок (США, университет г.Айова), известный американский специалист по социальной истории русской деревни XIX в., второй проект, посвященный интегральной истории на локальном уровне, выполнялся совместно с командой историков университета г. Гронинген (Нидерланды) под руководством др. П. Коойе.

Оба проекта, в первую очередь, велись в русле социально-демографической истории, в оборот вовлекались широкие пласты массовых источников, применялись количественные методы обработки источников, появились первые опыты создания баз данных и т.д. В российско-голландском проекте в течении 6 с лишнем лет, помимо демографических сюжетов, были изучены различные аспекты семейной истории, экологической истории, истории города, церковной истории и т.д. Специально для этих исследований был разработан комплекс баз данных, охвативший большинство видов массовых источников: метрики (БД «Когорты» и «Общеприходская»), ревизские сказки (БД «family»), исповедальные ведомости (БД «Исповедь») , экология (БД «эко»), социальной стратификации и мобильности (окладные книги, адрес-календари, списки избирателей в единой базе «UNION»), сведения о приходах.

Эффективная апробация микроисторического подхода и успешное освоение информационных технологий позволило выйти на новый этап работы с региональными массовыми источниками и определило характер основных исследований, выполняемых лабораторией по сегодняшний день.

Кроме того, на кафедре Российской истории ведутся самостоятельные исследования в рамках социальной истории и квантификации исторического знания. Так, профессор Л.Г.Протасов в ходе исследования состава депутатов Учредительного собрания разработал совместно с Лабораторией исторической информатики МГУ (Л.И. Бородкин) про-сопографическую базу данных. В.В. Канищев провел контент-анализ документов бунтарской активности в городах России в 1917-1918 гг. Ю.А. Мизис создал обширную БД по та-

моженным книгам Юга России ХУ11-ХУШ вв. В ходе совместной деятельности с СПбГу была разработана база данных, содержащая материалы более 800 уставных грамот крестьянской реформы 1861 г.

Важным направлением работы лаборатории является разработка теоретических и практических основ создания баз данных на основе материалов исторических источников. Достигнуты заметные успехи в разработке экспертных систем, позволяющих автоматизировать такие сложные задачи как, например, восстановление истории семей, анализ семейных типов, классификации видов социальной мобильности и т.д. Используются геоинформационные системы и изучается потенциал пространственного анализа. Разработаны электронные карты Тамбовской губернии и области, г.Тамбова (ХУП-начала XX вв.), некоторых уездных городов Тамбовской губернии. Созданы тематические карты социально-культурных учреждений, социального состава жителей г. Тамбова, заселения Тамбовского края.

Направлением, связанным с информационными технологиями и количественными методами руководит к.и.н., доцент кафедры Российской истории Р.Б. Кончаков, который является разработчиком большинства создаваемых в лаборатории баз данных.

Международные проекты простимулировали и межрегиональные контакты, способствовали вовлечению тамбовских историков в формирующее сообщество исследователей социальной истории. Так усилились контакты с исследователями Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Ярославля, Курска, Воронежа, Твери.

Таким образом, Лаборатория социальной истории ТГУ с момента своего создания оказалась в центре процесса формирования новых подходов к изучению Отечественной истории. Вместе с технологическими и методологическими инновациями это привело к возникновению мобильного и эффективного коллектива исследователей.

С момента возникновения перед лабораторией были поставлены задачи повышения научного уровня подготовки будущих специалистов, изучение методов исторической информатики и формирование баз данных по истории России, поддержание связей с отечественными и зарубежными специалистами по социальной истории. В современных формах эти направления реализуются и сегодня.

Лабораторией накоплен богатый опыт сотрудничества с крупными отечественными и зарубежными научными фондами. Большая часть выполняемых в лаборатории проектов имеет финансовую поддержку РГНФ или РФФИ1.

На базе лаборатории неоднократно организовывались межрегиональные и международные конференции. Так в 2002 г. была проведена международная конференция «Социальная история Российской провинции». Регулярно проводятся конференции по актуальным проблемам и направлениям современной исторической науки. В 2006-2007 гг. проведены конференции по экологической истории, исторической урбанистике, проблемам сохранения историко-культурного наследия, семинар по контент-анализу.

Об уровне подготовки молодых специалистов лучше всего свидетельствует большое количество кандидатских диссертационных исследований, посвященных различным сторонам социальной истории. Со времени открытия диссертационного совета в 2000 г. было защищено более 20 диссертаций по социально-исторической проблематике. Активно поддерживается и студенческая наука: привлекаются к участию в научных проектах молодые, талантливые исследователи. Студенты, ведущие, работу в Лаборатории принимают участие в региональных и международных конференциях и семинарах, участвуют в конкурсах.

В рамках лаборатории ведется большая издательская работа. Издаются как тезисы и доклады конференций, так и научные монографии, учебно-методическая литература. Сотрудники лаборатории принимали участи в разработке крупных региональных изданий «Тамбовская энциклопедия» и учебники по историческому краеведению. В 2007 г. предпринята удачная попытка создания периодического сборника работ молодых историков «Новый взгляд».

1 Поведение властей и общества в условиях холерных кризисов XIX в.» (РГНФ), «Микроми-грационные процессы в российской Евразии во второй половине XIX- начале ХХ вв. Тамбовская губерния-Алтайский округ». «Модернизационные процессы в российском уездном городе в 17851870 г.: сравнительное изучение городов Санкт-Петербургской и Тамбовской губернии» (РГНФ), аналогичный проект в сотрудничестве с западносибирскими историками.

На исторических специальностях АГСО, существует несколько схем подключения студенческой молодежи к проектной деятельности.

Первая схема касается участия студентов в работах по созданию информационных ресурсов. Создание информационных ресурсов используется нами как начальная ступень вовлечения студенческой молодежи в инновационную деятельность. Разработка и ввод информации в базу данных позволяет студенту накапливать навыки владения информационными технологиями (важнейшими из которых для историков является СУБД), с другой стороны он получает навык работы с историческим источником. Специфика этой работы позволяет привлекать студентов младших курсов и быстро выявляет наличие или отсутствие требуемого сочетания способностей. На старших курсах созданная база данных уже является материалом для собственного исследования, которое находит отражение в курсовых и дипломных работах. А постольку, поскольку этот вид студенческой деятельности координируется и контролируется преподавателем, то чаще всего студент уже к 4 или 5 курсу имеет несколько самостоятельных публикаций, становиться участником научного проекта.

Вторая схема предполагает выявление студентов с хорошей базовой подготовкой по комплексу дисциплин связанных с информатикой, обладающих широким кругозором и хорошей успеваемостью по предметам профильной специальности. Здесь возможна целевая подготовка специалиста по одной из информационных технологий конкретно значимых для общего направления исследований кафедры или научной лаборатории. Так в течении 2004-2007 гг. в Лаборатории социальной истории координировалась подготовка нескольких студентов-историков как специалистов в области исторического картографирования и геоинформационых систем. В ходе этой работы руководитель Лаборатории определял возможные варианты стажировок и конференций, связанных с ГИС-технологиями, проводились индивидуальные занятия. В результате, участвующие в этом проекте студенты смогли стать важными участниками крупных межрегиональных проектов, связанных изучением городской истории, разрабатывают исторические карты как для исследовательских (изучение динамики развития городской инфраструктуры), так и для образовательных нужд (некоторые карты для учебника по историческому краеведению Тамбовской области).

Иногда выделяются студенты уже владеющие какой-либо информационной технологией и обладающие научной инициативой, которую важно вовремя и умело поддержать. Хорошим примером реализации подобного подхода является создание трехмерной модели крепости Тамбов - исследовательского и образовательного проекта, где основная работа была по созданию компьютерной исторической реконструкции и обработке видеоматериала была выполнена студентами 3-4 курсов. Этот проект принял участие в конкурсе грантов управления культуры Тамбовской области и получил финансовую поддержку. В силу своей «визуальной» направленности проект генерирует массу контента, который может получить коммерческое использование, например, в изготовлении наглядных пособий в сфере школьного образования.

Третьей схемой является целенаправленная углубленная подготовка студентов по информационным технологиям, имеющим ключевое значение для профессиональной деятельности по полученной специальности. Позитивный опыт здесь накоплен в отношении специальности «музейное дело». По такой схеме с углубленным изучением систем и принципов разработки мультимедийных выставок и экспозиций, музейных информационных систем подготовлен специалист так же принявший участие в одном из совместных проектов Управления культуры Тамбовской области, Областного краеведческого музея и ТГУ по созданию электронного варианта выставки «Тамбовская Вандея. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии 1920-1921 гг.)».

Другим примером такой работы является подготовка и издание красочного альбома «Иллюстративная история Тамбовского края» и создание на его базе мультемидийной программы для школ и вузов Тамбовской области.

Таким образом, подключение студентов-гуманитариев к серьезным проектам доступно лишь на старших курсах, по мере становления студента как специалиста. Однако, существует немало способов поддерживать позитивную мотивацию студентов за время роста их профессиональной подготовки по историческим и информационным дисциплинам. Наиболее важные из них:

- совместные или самостоятельные студенческие публикации, в т.ч. издание собственных сборников студенческих работ (например, международный сборник студенческих работ «Новый взгляд»), интенсивное использование возможности электронных публикаций;

- участие в конференциях, проводимых ТГУ, (в том числе и активность Лаборатории по организации и проведению конференций и семинаров, где доминирует проблематика, связанная с направлениями инновационной деятельности, с участием студентов);

- поиски возможностей финансирование поездок студентов на стажировки, семинары, конференции в других городах, используя как из средства ВУЗа, так и из средства разных проектов, рассматривая это финансирование как инвестиции в будущих специалистов. Такой подход, как показал опыт, полностью себя оправдывает, создавая в коллективе молодых исследователей атмосферу научной конкуренции, а, главное, интегрируя студента в научное сообщество;

- участие в студенческих научных конкурсах. Этот пункт на сегодняшний день является важным источником дополнительного финансирования научной студенческой деятельности в рамках исторических специальностей. Здесь от преподавателя требуется вовремя обратить внимание на конкурс, помочь правильно заполнить необходимые документы и т.д. Такая работа сплачивает научный коллектив, поддерживает энтузиазм и интерес к дальнейшим исследованиям.

Перечисленные выше позиции имеют ключевое значение и для формирования научного коллектива в рамках базовой кафедры и Лаборатории. Не секрет, что специалист-гуманитарий, обладающий широким кругозором и сильной подготовкой в области информационных технологий без труда найдет работу с высоки оплатой, которая может быть и не связана с его основной специальностью. Поэтому формирование сплоченного коллектива имеют ключевое значение как фактор концентрации интеллектуального капитала для дальнейшего успешного ведения инновационной деятельности и привлечения инвестиций научных фондов на качественно новом уровне.

LABORATORY OF SOCIAL HISTORY TAMBOV’S STATE UNIVERSITY OF G.R. DERZHAVIN

V.V. KANICHEV" Y.A. MIZIS21 R.B. KONCHAKOV31

1) Tambov’s State University of G.R. Derzhavin, e-mail: [email protected]

2) e-mail: decan [email protected]

The work of the laboratory of social history of Tambov’s State University of G.R. Derzhavin is acknowledged in studding of social history and demography, creating of informational resources, geoinformational systems and multimedia programs. There is a mutual international and Russian projects of studding of social history problems.

Key words: Social history, history demography, historical information, geoinformational systems.

3) e-mail: rom [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.