Проблемная комиссия «Эпилепсия. Пароксизмальные состояния» РАМН и Минздравсоцразвития России Российская Противоэпилептическая Лига
ЭПИЛЕПСИЯ
и пароксизмальные
глгтлаи \л а
Я®
Включен в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий ВАК
Материалы форума
Л.О. БАДАЛЯН И ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ НЕВРОЛОГИИ
Заваденко Н.Н.
Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова
Поведенческая неврология - это та область неврологии, которая изучает связь между проблемами в поведении и обучении с их неврологической основой. Детская поведенческая неврология рассматривает эту связь не только с клинической точки зрения, но и в аспекте развития, применительно к детям с трудностями общения, обучения, поведения, нарушениями речи, моторики, праксиса. Поведенческая неврология тесно взаимодействует с нейропсихологией, поскольку перечисленные расстройства в значительной степени определяются нарушениями формирования высших психических функций.
Становление детской поведенческой неврологии в нашей стране связано с именем Левона Оганесовича Бадаляна, подчеркивавшего, что важнейшими направлениями являются «изучение нервной системы детей различных возрастных групп, разработка нормативов нервно-психического развития ребенка, выявление причин задержек или искажений развития». Л.О. Бадалян также говорил о «педагогической неврологии, в задачи которой входит изучение особенностей нервной системы применительно к проблемам обучения детей, в том числе страдающих различными нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы, речи, а также отстающих в умственном развитии».
Пристальное внимание специалистов привлекают следующие нарушения развития, трудности обучения и проблемы поведения у детей:
• Последствия перинатальных поражений ЦНС;
• Задержки психомоторного и речевого развития;
• Трудности обучения, минимальные мозговые дисфункции (СДВГ, дислексия, дисграфия, дискалькулия);
• Когнитивные и поведенческие нарушения при эпилепсии, ДЦП;
• Последствия черепно-мозговых травм, нейроинфекций;
• Наследственные синдромы (поведенческие фенотипы).
Среди детей с эпилепсией умственная отсталость и регресс в психическом развитии отмечаются лишь при ограниченном числе форм заболевания.
Большинство пациентов с эпилепсией имеют сохранный интеллект и могут обучаться по программе общеобразовательной школы. Однако не менее чем у 50 % из них наблюдаются поведенческие и эмоциональные нарушения, трудности в обучении. В основе познавательных трудностей лежат повреждение мозговых структур, локализация эпилептического очага, характер, тяжесть и частота приступов, наличие субклинической эпиактивности на ЭЭГ, перенесенный эпилептический статус, недостаточная эффективность либо побочные эффекты проводимой противоэпилептической терапии.
Одним из распространенных поведенческих расстройств у детей с эпилепсией является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который в различных когортах пациентов наблюдался в 12-17% [Reilly, 2011], 30-40% [Dunnetal., 2003, 2005] случаев. Низкая скорость психомоторных операций в сочетании с нарушениями внимания и памяти приводят к значительным трудностям в школьном обучении. Отмечается, что независимо от формы эпилепсии, особенно ранимыми у этих детей являются управляющие функции, обеспечиваемые префрон-тальными структурами мозга [Parrishetal., 2007]. Значимыми компонентами управляющих функций, которые страдают при СДВГ, являются: поведенческое торможение (сдерживание); управление психическими процессами; внутренняя речь; рабочая (оперативная) память; предвидение, прогнозирование, взгляд в будущее; ретроспективная оценка прошедших событий, допущенных ошибок; изменение, гиб-
Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.epilepsia.su Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74956495495; e-mail: [email protected] Copyright © 2011 Издательство ИРБИС
2011 Том 3 №4
ЭПИЛЕПСИЯ
И пароксизмальные состояния
кии пересмотр планов; отделение эмоции от реальных фактов.
Как показали проведенные в разных странах многолетние катамнестические исследования, последствия эпилепсии с началом в детстве часто сохраняются вплоть до взрослого возраста и определяются рано проявившимися сопутствующими когнитивными, поведенческими и эмоциональными расстрой-
ствами. Сферы дезадаптации у взрослых пациентов затрагивают семейную жизнь, профессиональный статус, независимость, финансовое благополучие [Аттапод!ои, 2011]. Учитывая это, процесс лечения эпилепсии у детей должен включать специальные меры, направленные на своевременное и наиболее полное преодоление когнитивных, поведенческих и эмоциональных нарушений.
МКБ-10 (ВОЗ,1994)
Раздел F8. Нарушения психологического развития
^80 - расстройства развития речи
• 80.1 расстройство артикуляции речи
• 80.2 расстройство экспрессивной речи
• 80.3 расстройство рецептивной речи
^81 - расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия ^82 - расстройство развития двигательных функций: диспраксия
Раздел Р9. Поведенческие и эмоциональные
асстоойства детского и подросткового возраста
^F90 - гиперкинетическое расстройство = синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Речь и ее функции Функции речи :
- Коммуникативная
- Познавательная
- Регулирующая: формируется к 4-5 годам, связана с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения,
^^организации и программирования интеллектуальной деятельности.
Любые отклонения в развитии речи ребенка должны быть вовремя выявлены с целью ранней коррекции.
Российская Ассоциация Специалистов Перинатальной Медицины
Особенности речевого развития в раннем возрасте у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы.
Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция.
Методические рекомендации Москва, 2005
В разработке методических рекомендаций принимал участие коллектив авторов;
Володин Н.Н., Шкловский В.М., Заваденко Н.Н., Медведев М.И., Рогаткин С.О., Асмолова Г.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВЛЕНЫ ПРИ УЧАСТИИ ЧЛЕНОВ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ, КАФЕДРЫ НЕОНАТОЛОГИИ ФУВ РГМУ (зав.кафедрой - академик РАМН, проф., д.м.н. Володин Н.Н.), НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕН-СТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (руководитель - академик РАО, профессор Шкловский В.М.)
http://www.rusmg.ru/attachfiles/pro_metod8.doc
Проявления дислексии у детей
I
• Отставание от сверстников в освоении техники чтения: долгое время чтение остается побуквенным или послоговым.
• Очень медленный темп чтения.
• Неправильное распознавание букв при чтении.
• Ошибки при чтении: пропуски, перестановки, добавления лишних звуков, пропуск начальных слогов слов, искажение звучания слов.
• Выраженные трудности понимания прочитанного.
СДВГ ('ОБМ-1\V) = Гиперкинетическое расстройство (МКБ-10)
^ СДВГ - нейробиологическое расстройство, которое |
обусловлено задержанным развитием связанных между собой мозговых структур, регулирующих процессы поведенческого торможения и самоконтроля.
Диагностические критерии - несоответствующие нормальным возрастным характеристикам :
^ Нарушения внимания
^ Гиперактивность и импульсивность
^ Первые симптомы развиваются в возрасте до 7 лет
^ Недостаточная адаптация проявляется в различных видах окружающей обстановки (как минимум в 2-х) несмотря на соответствие общего уровня психического развития нормальным возрастным показателям
Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.epilepsia.su Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74956495495; e-mail: [email protected] Copyright © 2011 Издательство ИРБИС
Материалы форума
СДВГ: сферы нарушений в разные возрастные периоды
Дети
Сложности во взаимоотношениях
пР°®лемы в профессии Трудности обучения
03 рОС/1 Ыс и трудодоустройстве
Низкая самооценка
Физические
Автотранспортные травмы
происшествия Агрессивность и
Курение и проблемы поведения употребление ПАВ
Подростки
СДВГ: нейропсихологическая основа
• Для СДВГ характерен дефицит I функций лобных и префронтальных отделов мозга.
• Префронтальные отделы отвечают за управляющие функции и поведенческое торможение.
• Пациенты с СДВГ обнаруживают «управляющую дисфункцию» (executive dysfunction) и слабость поведенческого торможения.
Комплексная терапия СДВГ
Просветительская работа с родителями Фармакотерапия
Выработка у родителей навыков воспитания детей с СДВГ (включая программы обучения и тренинга)
Просветительская работа с учителями
Специальные программы по поддержке родителей / семьи / пациентов
- Интернет-ресурсы:
www.adhd-kids.narod.ru
www.sdvg-impuls.ru
Психотерапия для детей и подростков с СДВГ:
- преодоление трудностей
- навыки общения
• Усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление нарушений речевого развития, дислексии и СДВГ у детей.
• Дети с пре- и перинатальной патологией в анамнезе нуждаются в динамическом
^наблюдении педиатров и неврологов.
• Особого внимания требуют дети с эпилепсией, у которых часто отмечаются
^нарушения развития и проблемы поведения.
• Проведение комплекса лечебных мероприятий должно осуществляться своевременно, иметь индивидуальный характер и достаточную продолжительность.
Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.epilepsia.su Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74956495495; e-mail: [email protected] Copyright © 2011 Издательство ИРБИС