Л.Н. Сарбаш
ИНОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА («ИСТОРИЯ ПУГАЧЁВА», «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»)*
Культура и быт разных народностей, составлявших духовное пространство России в Х1Х в., не были оставлены без внимания русской классической литературой. Инонациональные явления российской действительности, верования, обряды и обычаи народов Поволжья, этнопсихологические типы проявлялись в творчестве А.И. Герцена, В.И. Даля, П.И. Мельникова-Печерского, Н.С. Лескова, С.В. Максимова, Л.Н. Толстого, Н.Д. Телешова, Н.Г. Гарина-Михайловского, Г.И. Успенского, В.Г. Короленко и др.
В произведениях Пушкина «История Пугачёва» и «Капитанская дочка» дается описание участия нерусских народностей Поволжья в Пугачёвском бунте. Упоминаются башкиры, татары, чуваши, мордва и калмыки.
В начале 1833 г. Пушкин начинает собирать материалы о Пугачёвском бунте. Поэт знакомится с архивными материалами Военной коллегии, документами секретной переписки о событиях 1773-1775 гг., о действиях военных и гражданских властей, изучает все доступные русские и западноевропейские печатные и рукописные источники. Пушкин специально едет в Поволжье и Оренбургский край по местам Пугачёвского бунта, беседует со старожилами, хорошо помнившими и знавшими Пугачёва. Пушкину-
* Сарбаш Л.Н. Инонациональный контекст в исторических произведениях А.С. Пушкина («История Пугачёва», «Капитанская дочка») // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - Чебоксары, 2012. - № 2. - С. 355-363.
Инонациональный контекст в исторических произведениях А.С. Пушкина
историку важны «живые» свидетельства, конкретные подробности, детали минувших событий.
Поэт проделывает большую собирательную работу. Отвечая на критику, он свидетельствует о многообразии исторических источников, с которыми ознакомился, отмечает, что прочел все написанное о Пугачёве, различные рукописи, указы, донесения, посетил места, где произошли главные события эпохи, им описанной. Исторические познания позволили поэту дать всеобъемлющее и полное описание пугачёвского движения.
Писатель отмечает многонациональный состав народного бунта, в котором принимали активное участие нерусские народности средней части Поволжья, практически в полном составе примкнувшие к Пугачёву. Пушкин придерживается в повествовании точной хронологии, воссоздает реальные исторические события и действия Пугачёва, пишет о его пребывании на земле чувашей, в Саранске, говорит об участии в бунте ставропольских калмыков, пришедших на помощь бунтовщикам Самары, отмечает активное участие башкир в пугачёвском движении, делает акцент на массовом и многонациональном характере народной войны.
Характеризуя казаков и инородцев, автор-повествователь часто использует характерные глаголы «передались», «переметнулись», «изменили». Слово «инородец» широко употребляется в Х1Х в. для определения нерусских и не несет в себе никакого оттенка негативной коннотации. «Инородец» - представитель иного народа, имеющий своеобычие, отличающийся от русского.
В истории Пугачёвского бунта возникает у Пушкина целая эпоха русской истории. Образ Пугачёва, «колебавшего государство», изображение народного мятежа, в котором принимают участие нерусские народности Поволжья, приобретает общенациональную потенцию, перерастает в образ России народной, многонациональной. Российская история возникает в совокупности ее составляющих полиэтнических факторов.
В «Истории Пугачёва» Пушкин отмечает, что поволжские инородцы принимают участие в Пугачёвском бунте с обеих сторон. Писатель освещает этот аспект национально-этнического разделения, будучи хорошо осведомленным в обстоятельствах бунта. Особый акцент Пушкин делает на жестокости происходивших событий. Он обращается к конкретным географическим местам, где происходили действия правительственных войск и мятежников,
Л.Н. Сарбаш
стремится хронологически точно и достоверно передать исторические события. Историк и художник неотделимы друг от друга в повествовании Пушкина. Поэтические образы представляют исторические события в эмоционально-образном плане, в контексте человеческих связей и отношений.
Специфика пушкинского историзма в повествовании о Пугачёвском бунте заключается в том, что точность, конкретность и правдивость исторического изложения одушевляется Пушкиным-художником. Военно-историческая информация приобретает образно-эмоциональное воплощение. Документальная фактология, благодаря ярко выраженному художническому элементу, «оживает» в реальных трагических событиях. Военно-исторические описания Пугачёвского бунта приобретают яркую образность.
Пушкин не обошел в своем творчестве народы, соседствующие с русским, присутствующие в российском космосе жизни. Писатель видит российское государство в его этническом многообразии. Пушкин расширяет предмет и границы творческого изображения. «Иноэтнический» элемент российского государства представляет литературно-эстетический интерес для художника.
О.В. Кулешова