Научная статья на тему 'КВН-движение как эффективная внеучебная форма работы со студентами'

КВН-движение как эффективная внеучебная форма работы со студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1905
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛУБ ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ / КВН / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE CLUB OF CHEERFUL AND RESOURCEFUL / KVN / EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS / SOCIOCULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубекина Инна Владимировна

В статье рассматривается КВН-движение в качестве эффективного средства внеучеб-ной работы со студентами. Показано, что участники этого движения проявляют свои гражданские качества, артистичность и творческие способности. Современный КВН представляет собой яркое, красочное танцевально-музыкальное молодежное шоу с элементами легкой викторины, жюри и ведущим. В КВН принимают участие различные слои населения (команды школьников, студентов, работников предприятий и др.). Приводится анализ работы Общевузовской Лиги КВН, созданной в 2009 году в Московском государственном университете культуры и искусств. Привлечение студентов к участию в КВН-движении позволяет эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the KVN movement as an effective means of extracurricular work with students. It is shown that the participants of this movement show their civic quality, artistry and creativity. Modern KVN is a bright, colorful dance-musical youth show with elements of light quiz, jury and leading. In KVN the participation of different segments of the population (pupils, students, workers and others). The analysis of work of the General University KVN League, created in 2009 at the Moscow state University of culture and arts. Attracting students to participate in KVN movement can effectively solve educational problems.

Текст научной работы на тему «КВН-движение как эффективная внеучебная форма работы со студентами»

КВН-ДВИЖЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ВНЕУЧЕБНАЯ ФОРМА РАБОТЫ Со СТУДЕНТАМИ

Инна Владимировна РУБЕКИНА,

заместитель декана факультета социально-культурной деятельности по воспитательной работе, старший преподаватель кафедры СКД мГиК e-mail: [email protected]

В статье рассматривается КВн-движение в качестве эффективного средства внеучеб-ной работы со студентами. показано, что участники этого движения проявляют свои гражданские качества, артистичность и творческие способности. Современный КВн представляет собой яркое, красочное танцевально-музыкальное молодежное шоу с элементами легкой викторины, жюри и ведущим. В КВн принимают участие различные слои населения (команды школьников, студентов, работников предприятий и др.). приводится анализ работы общевузовской Лиги КВн, созданной в 2009 году в московском государственном университете культуры и искусств. привлечение студентов к участию в КВн-движении позволяет эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

Ключевые слова: клуб веселых и находчивых, КВн, воспитательная работа со студентами, социально-культурная деятельность.

This article discusses the KVN movement as an effective means of extracurricular work with students. It is shown that the participants of this movement show their civic quality, artistry and creativity. Modern KVN is a bright, colorful dance-musical youth show with elements of light quiz, jury and leading. In KVN the participation of different segments of the population (pupils, students, workers and others). The analysis of work of the General University KVN League, created in 2009 at the Moscow state University of culture and arts. Attracting students to participate in KVN movement can effectively solve educational problems.

Key words: The club of cheerful and resourceful, KVN, educational work with students, socio-cultural activities.

В течение пятнадцати последних лет отечественное образование переживает период непрерывного реформирования, результатом которого, вероятно, должен стать поиск и внедрение эффективных, инновационных и оптимальных подходов в подготовке современных выпускников высших учебных заведений страны. В то же самое время современное общество возлагает на послешкольное образование решение не только воспитательных, образовательных, развивающих задач, но и социокультурного подхода, реализации валеологической, творчески-поисковой, эвристически-достиженческой, социально-преобразующей функций. Выводы об этом можно сделать по характеру и количеству методических рекомендаций, нормативных и мониторинговых документов по вопросам модернизации российского образования. приоритетным достижением высшего образования выдвигается идея воспитания человека востребованного, самостоятельного, ответственного, иници-

ативного, мобильного, думающего, успешного, способного полностью реализовать свой творческий потенциал. Эти идеи не возникли безосновательно, отечественные ученые, среди которых А.ф. Воловик, М.П. Гнатюк, Б.Г. Мосалев, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, В.М. Чижиков, Т.Г. Киселева, Н.Н. Ярошенко и другие, еще в начале XXI тысячелетия высказывали мысль о том, что современная социокультурная ситуация требует постоянного переосмысления феномена «воспитание человека», не забывая о его (человека) целостности как биосоциокультурного, исторически конкретного, духовно активного существа.

С этой точки зрения возникает следующие вопрос: «Какие формы, средства, методы воспитания и образования, накопившиеся за историю отечественной педагогики и социально-культурной деятельности, могли бы стать движущей силой в процессе внеучебной, культурно-досуговой работы со студенческой молодежью, помогут в решении некоторых из поставленных задач и реализации необходимых функций?»

Более внимательное исследование существующего положительного опыта дает возможность применить его в соответствии с предъявляемыми требованиями к современному высшему образованию.

В 1957 году по аналогу популярной чехословацкой программы «ГГГ» («Гадай, гадай, гадальщик») в СССР была создана похожая по жанру и названию телевизионная игра - «Вечер веселых вопросов». А через 4 года имя новой игре дала марка телевизоров тех лет, которые представляли собой большие ящики с маленьким экраном - КВН. Произошло два знаменательных события в истории телевидения - началась новая эпоха телепередач - интеллектуально-развлекательных, и впервые у микрофона в остроумии и находчивости соревновались обычные студенты московских вузов. Передача мгновенно покорила всё население огромного Советского Союза.

Эпоха советского КВн началась под песни Владимира Высоцкого, а в первой передаче, которая вышла в эфир 8 ноября 1961 года, приняли участие студенты технических вузов. Конкурсы были рассчитаны на экспромт, например, одним из первых заданий было следующим - в советской промышленности появились отечественные кухонные комбайны, но инструкция к ним была составлена так, что в ней невозможно было разобраться. Конкурсантам-пятикурсникам было выделено 30 минут на сборку комбайнов без инструкции. Один из конкурсантов собрал комбайн очень быстро, а другой делал это очень смешно. Жюри оказалось перед выбором -кого объявить победителем, но после споров и обсуждений победу присудили за юмор.

Проблема молодежного досуга существовала в те годы, а КВН демонстрировал пример полноценного использования свободного времени. Редакция телепрограммы получала письма от школьников, студентов и пенсионеров, в которых были описаны предложения и пожелания по проведению игры. Например, в одной из воинских частей КВНом назвали соревнование по сборке автоматов на скорость. Победитель получал увольнительную в город. Автор письма утверждал, что нигде и никогда больше не видел, чтобы солдаты с таким рвением проводили часы за сборкой и разборкой автомата в свободное время.

По результатам социологических опросов КВН из года в год бил рекорды популярности и опережал демонстрацию художественных фильмов. Но игра нуждалась в постоянном совершенствовании, чтобы развиваться, не теряя своих первоначаль-

ных принципов, исповедуемых создателями: «непредсказуемость, импровизация, отсутствие всякой пошлости (наглядная предсказуемость - тоже своего рода пошлость)».

Молодежь всех времен не только «отвечает» на вызовы действительности, но и творит, конструирует эту действительность. Молодежи, как особой социально-возрастной группе, присущи поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе. А в КВНе участники проявляли свои гражданские качества, артистичность и эрудицию, ведь потребность в творческих соревнованиях заложена в самой человеческой природе независимо от ни от чего. И КВН появился на телеэкранах, как отклик на эту постоянную потребность.

Считалось, что КВН - лишь стартовая площадка, «ракетоноситель», который должен был вывести подобного рода творчество, по меньшей мере, на три орбиты. «Одна — театр веселых и находчивых: испытание артистичности, своеобразный поединок, построенный на домашних заданиях. Вторая орбита — конкурс эрудитов, вплоть до интеллектуальной дуэли лишь двух соперников. И, наконец, третья — театр публицистический, где поводом для разговора служит соревнование команд, а действующими лицами станут члены жюри — первоклассные публицисты, писатели. Сегодня на телевидении, не в КВНе, а в нескольких других программах, отчасти реализовано лишь второе направление — соревнование эрудитов» (С.А. Муратов - один из создателей игры).

Пришел момент, когда решено было сменить весь коллектив основателей передачи, но и это не помогло. Все раздражало С.Г. Лапина (председатель Гостелера-дио) - с бородой нельзя, потому что похож на Ленина или Маркса, про полотенце нельзя шутить - дефицит полотенец в стране и т.д. В 1972 году «Клуб веселых и находчивых» ушел из эфира.

КВН возродился в годы объявленной «перестройки», антиалкогольной компании и гласности. Идею возрождения игры воплотили в жизнь бывшие КВН-щики.

Современный КВН не похож на КВН 50-летней давности, теперь это яркое, красочное танцевально-музыкальное молодежное шоу с элементами легкой викторины, жюри и ведущим. КВН глубоко увлек все слои населения - между собой в юморе и находчивости соревнуются команды школьников, студентов, предприятий. КВН стал неотъемлемой частью нашей культуры и досуга и одной из популярных форм времяпрепровождения, как для участников, так и для зрителей, которых привлекает юмором, шутками, музыкальностью и зрелищностью эта несерьезная игра.

Более полувека КВН-движение увлекает народы России, более полувека звучит в школах, в актовых залах предприятий, на концертных площадках и в вузах знакомая всем мелодия «Мы начинаем КВН».

И, кажется, что все уже давно начато, и трудно придумать что-либо по-новому, но каждый раз, как в первый, у каждого начинается свой КВН.

Вот так в 2009 году в Московском государственном университете культуры и искусств началась история Общевузовской лиги КВН. Успех каждого хорошего начинания - отличная идея и коллектив единомышленников. при гармоничном сочетании первого и второго рождается такой продукт, который помогает по-новому посмотреть на окружающую жизнь.

появление идеи создания университетского Клуба Веселых и Находчивых принадлежит студентам факультета социально-культурной деятельности, опытным КВН-щикам команды «Дежа вю», город Нерюнгри. Удачные выступления, остроум-

ные шутки, яркие танцевальные и вокальные номера этой команды к тому времени уже оценило жюри Высшей лиги.

Нормативно-правовую поддержку существования лиги обеспечило разработанное Положение об общевузовской лиге, формирование структуры организационного комитета и системы игровых сезонов. Нашлось и подходящее название -Лига университета культуры (сокращенно «ЛУК») и девиз: «Лига Клуба Веселых и Находчивых «ЛУК» - смеяться до слёз разрешается!». Затем группа инициаторов приступила к набору команд и подготовке первого фестиваля, целью которого было оценить потенциал, уровень и возможности участников. Результат первого проведенного сезона Лиги - появление веселых остроумных команд, авторитетных лидеров в вузовском молодежном сообществе, создание в вузе новой формы интеллектуального соревнования для студентов-участников и увлекательное времяпрепровождение для студентов-зрителей.

За 6 лет в Играх лиги приняли участие более 40 команд. В 2012 году была создана сборная команда из лучших КВН-щиков вуза, которая смогла достичь значительных успехов:

- стала участницей Фестиваля команд КВН лиг Москвы и Подмосковья 2012; благодаря участию в этом фестивале и успешному выступлению на нем, команда прошла в Московскую Студенческую лигу команд КВН;

- участница Игры 1/8 финала Московской Студенческой лиги - результат участия - результат - выход в % финала Московской Студенческой лиги команд КВН;

- участница игры % финала Московской Студенческой Лиги - результат участия - выход в 1/2 финала Московской Студенческой лиги команд кВн;

- участница IX Кубка Подмосковной лиги Московского областного молодежного сезона команд КВН 2012 года - результат обладатель Среднего кубка.

- участница игры / финала Московской Студенческой лиги.

В процессе деятельности общевузовской лиги КВН появились предварительные промежуточные выводы об изменениях, происходящих со студентами - участниками оргкомитета и команд. Наблюдение за поведением и поступками вновь прибывших первокурсников-новичков и принимаемыми решениями, качеством юмора и уровнем выступления старшекурсников позволяет предположить, что студенты приходят в КВН, чтобы самореализоваться, высказать в сатирической форме свою гражданскую позицию, продемонстрировать свои артистические задатки. Через небольшой промежуток времени они начинают обретать навыки самостоятельности, ответственности, инициативности, мобильности, развивают способность к реализации творческого потенциала. На первом этапе, первом собрании под названием «Ты записался в КВН?» желающих участвовать в Лиге большое количество. Но в процессе к открытию сезона, фестивалю команд КВН происходит естественный отбор - от участия в командах добровольно отказываются те, кто решил, что быть остроумным и веселым не так легко, как казалось с самого начала. Остаются те, кто ставит перед собой цель проявить себя, набраться опыта, научиться новому, побороть свои комплексы и страхи. Через два - три года эти ребята становятся самостоятельными творческими единицами, способными к проявлению инициативы, неординарно мыслящими, более ответственными. Благодаря системе преемственности в команде организаторов -когда выпускники передают свои функции участникам Лиги курсом младше, степень ответственности студентов за подготовку и проведение игры увеличивается.

В такой общественно-досуговой деятельности наблюдаются следующие позитивные изменения в формировании личности студентов-участников Лиги:

- укрепление индивидуального здоровья путем развития личностных, духовных, психических возможностей, необходимых для успешной самореализации и адаптации к изменяющимся социальным условиям, а также взаимодействие в коллективе как условие здоровья человека (признаки реализации валеологи-ческой функции);

- выработка новых средств и факторов для достижения поставленных целей, генерация новых идей (признаки реализации творческо-поисковой (инновационной) функции предпринимательства);

- познание человеком своих возможностей наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения (признаки эвристически - достиженческой функции, которая наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы).

На сегодняшний день все выпускники, в прошлом участники команд общевузовской Лиги КВН, трудоустроены и работают по специальности или схожими с ней направлениями.

«КВН» как явление молодежной среды пользуется уважением среди самых разных молодежных групп в качестве популярного и актуального движения. Привлечение студентов к участию в КВН-овском движении позволяет приблизиться к решению современных требований высшего образования и реализовывать их в процессе учебной и внеучебной деятельности. КВН может быть и школой общения, и территорией развития коммуникативных навыков, и пространством активной полезной деятельности. В процессе подготовки и участия в играх КВН студенты избавляются от комплексов, совершенствуют навыки актерского и режиссерского мастерства, повышают уровень культуры, обретают способность принимать управленческие решения, развивают креативное мышление.

Список источников

1. Акунина Ю.А. Социально-культурная превенция протестных настроений среди молодежи в условиях современного российского общества / Ю.А. Акунина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств / Научный журнал. - 2011. - № 6. - С. 78.

2. Мы начинаем КВН / Под ред. А. Маслякова, М. Марфина, А. Чивурина. - М.: Восток, 1996. - 218 с.

3. Марфин, М., Чивурин, А. Что такое КВН? - 2-е изд. - М., 2002.- 120 с.

4. http://www.sem40.ru/index.php?newsid=212158

5. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat. com/content/kvn-kak-fenomen-sovremennoi-massovoi-kultury-kommunikativnye-aspekty#ixzz3U0RBebi0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.