Апробация предложенных методик осуществляется педагогами дополнительного образования, работниками УДОД Щёлковского муниципального района Московской области и представлена в ежегодных публикациях сборников (2012, 2013, 2014, 2016 гг.)
Примечания
1. Журкина А. Я., Назарова Н. Н. Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников. Шуя ; М. : ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. С. 182.
2. Диагностика и мониторинг образовательных достижений учащихся в Московском регионе. ДО г. Москвы, МИОО, МЦКО, М., 2006.
3. Лях В. И, Кофман Л. Б., Мейксон Е. Б. Критерии оценки успеваемости учащихся и эффективности деятельности учителя физической культуры : (метод. рекомендации). М., 1992.
4. Журкина А. Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждениях дополнительного образования. М. : ИСМО РАО, 2003.
5. Журкина А. Я., Назарова Н. Н. Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников. Шуя ; М. : ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. С. 182; Журкина А. Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. М. : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. С. 71.
УДК 37.012; 371.8; 379.831
М. П. Нечаев
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья раскрывает содержание и технологию экспертного анализа дополнительных общеразвивающих программ на основе квалиметрического подхода. Приводится авторская методика качественной и количественной оценки качества проектирования дополнительной общеразвивающей программы в учреждении дополнительного образования детей.
The article reveals the content and technology expert analysis of the additional General developmental programs on the basis of qualimetric approach. Given the author's methodology of qualitative and quantitative assessment of the qual-
ity of the design of additional General developmental programs in the institution of additional education of children.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, учреждение дополнительного образования детей, дополнительная общеразвивающая программа; экспертная оценка дополнительной общеразвивающей программы.
Keywords: additional education of children, the institution of additional education of children, additional General developmental program; expert estimate additional General developmental programs.
В образовательных учреждениях видится стремление к организации целостного образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся, активно внедряются научные подходы к воспитанию подрастающего поколения, инновационные методики и технологии воспитывающей деятельности [1].
«Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», -утверждал английский писатель Р. Киплинг. Эту мысль можно также соотнести и с качеством образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей как составляющей процесса развития и социализации личности обучающегося. В этой связи реализация федеральной Концепции развития дополнительного образования детей обусловливает необходимость повышения качества образовательных услуг и успешного социального лифтин-га обучающихся [2]. Понятие «качество» подразумевает степень соответствия характеристик продукции, процесса или системы существующим или предполагаемым потребностям [3].
Исходя из региональных и типологических особенностей образовательных организаций, важным компонентом деятельности учреждений дополнительного образования детей является проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвиваю-щих программ, которое осуществляет педагог на основе требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (трудовая функция 3.1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы) [4].
Дополнительная общеразвивающая программа - это нормативно-управленческий документ учреждения дополнительного образования детей, характеризующий систему организации внеучеб-
ной деятельности обучающихся с целью получения новых образовательных результатов в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей.
Дополнительная общеразвивающая программа учреждения дополнительного образования детей должна гарантировать возможность достижения планируемых образовательных результатов и не может ограничивать права обучающихся на получение доступного качественного образования. Учреждение несет ответственность перед родителями (законными представителями) обучающихся и учредителем за выполнение программы по внеучебной деятельности в соответствии с уставом образовательной организации.
Экспертная оценка качества дополнительной общеразвиваю-щей программы в управленческой деятельности администрации образовательной организации является важной составляющей её успеха и достижения образовательных результатов. Однако аналитическая деятельность при проведении экспертизы вызывает наибольшие затруднения, что в дальнейшем может привести к дезориентации деятельности участников образовательных отношений, нарушению целостностного образовательного процесса на основе единства урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Отметим типичные недостатки экспертного анализа:
1. Отсутствие четко сформулированной цели анализа.
2. Несоответствие программы экспертного оценивания поставленной цели.
3. Бессистемность анализа компонентов дополнительной об-щеразвивающей программы.
4. Недостаточное умение определения взаимосвязи рабочих дополнительных общеразвивающих программ с общей программой учреждения дополнительного образования детей, что вызывает затруднения в видении внеучебной деятельности как целостной системы.
5. Рекомендации авторам дополнительных общеразвивающих программ даются без глубокого анализа причин, по схеме «недостаток - рекомендации». Таким образом, нарушается логическая цепочка «недостаток - причина - рекомендация».
6. Оценка анализируемых дополнительных общеразвиваю-щих программ исходит не из объективных данных, а из общих впечатлений и личного отношения аналитика.
7. Нелогичность выводов - перечисляется все положительное, делается положительный вывод, затем отрицательный, который по логике перечеркивает положительный вывод.
Во избежание вышеуказанных недостатков рассмотрим возможную Методику оценки качества дополнительной общераз-вивающей программы в учреждении дополнительного образования детей Московской области. Методика подготовлена нами на основе Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области, подготовленных кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» с учетом методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации.
Цель наблюдения - определить качество дополнительной об-щеразвивающей программы и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на это качество.
Анализ дополнительной общеразвивающей программы представим в табличной форме (таблица).
Таблица для сбора информации по результатам анализа
№ п/п Показатель Оценка
1 Титульный лист дополнительной общеразвивающей программы
2 Пояснительная записка программы:
2.1 направленность (профиль) программы
2.2 актуальность программы
2.3 цель программы
2.4 задачи программы
2.5 отличительные особенности программы
2.6 адресат программы (характеристика обучающихся)
2.7 объем и срок освоения программы
2.8 формы обучения
2.9 особенности организации образовательного процесса
2.10 режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
2.11 планируемые результаты
2.12 формы аттестации
2.13 формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
2.14 формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
2.15 материально-техническое обеспечение
2.16 информационное обеспечение
2.17 кадровое обеспечение
3 Учебный план:
3.1 перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения, тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся
3.2 оптимальность соотношения времени теоретических и практических занятий
4 Содержание изучаемого курса:
4.1 реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом
4.2 соответствие плана целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы
5 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
5.1 методы обучения
5.2 формы организации образовательного процесса
5.3 формы организации учебного занятия
5.4 педагогические технологии
5.5 алгоритмы учебных занятий
5.6 дидактические материалы
5.7 дифференциация содержания по уровням сложности
5.8 наличие индивидуальных образовательных маршрутов
6 Список литературы:
6.1 литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса
6.2 литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе
7 Календарный учебный график
8 Вывод о соответствии требованиям, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы с учетом следующих характеристик дополнительного образования детей:
8.1 свободный личностный выбор деятельности, соответствующей индивидуальным возможностям и потребностям обучающегося
8.2 вариативное содержание образовательного процесса, направленного на формирование и развитие личностного потенциала с учетом возрастных особенностей и сензитивных периодов
8.3 доступность научного знания и информации для каждого
8.4 отсутствие эффекта сравнения достижений одного ребенка с достижениями другого и оценка образовательных результатов на основании личностно значимых ценностей
8.5 деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на формирование социального опыта ребенка, социальной мобильности, адаптивности, ответственности
8.6 сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися на уровне «человек - человек»
„ г /V факт) Суммарный балл ):
Качество в процентах:
Оценка по выделенным показателям осуществляется по трехбалльной системе:
«0» - показатель не проявил себя;
«1» - показатель проявил себя частично;
«2» - показатель проявил себя достаточно полно, всесторонне.
Качество проектирования дополнительной общеразвивающей программы рассчитывается по следующей формуле:
V факт• 100% Качество = V max ,
где в числителе дроби суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 3 таблицы), в знаменателе - количество показателей (столбца 2 таблицы), умноженное на два (V max = 39 • 2 = 78).
Обработка результатов:
• высокий уровень качества (оптимальный уровень) - 100-85%;
• средний уровень качества (допустимый уровень) - 84-60%;
• низкий уровень качества (критический уровень) - 59-50%;
• очень низкий уровень качества (недопустимый уровень) < 50% [5].
Полученные данные также можно представить в виде графика, где, например, по оси абсцисс откладываются изучаемые показатели, а по оси ординат - полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направления дальнейшей методической учебы и направлений развития профессиональной компетентности разработчиков программ.
Заключение по экспертной оценке качества проектирования дополнительной общеразвивающей программы в учреждении до-
полнительного образования детей оформляется в виде аналитической справки, которая по своей структуре предполагает наличие трех частей - вводной, основной и итоговой [6].
Во вводной части справки описываются цели сбора информации и программа изучения (перечень вопросов), указывается, кем и в какие сроки проводилось изучение. Завершается эта часть общей оценкой результатов.
В основной части справки подробно (по каждому эксперти-руемому показателю) описываются результаты изучения. При этом обязательна фактическая оценка (количественная и качественная) с обоснованием суждений и выводов. Более того, в этой части необходимо не только оценить результаты, но и указать условия, которые обеспечили этот результат, вскрыть причины появления этих условий, т. е. осуществить анализ по формуле «результат^факто-ры^причины».
В заключительной части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые необходимо решить в будущем. Заканчивается эта часть конкретными предложениями по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендациями по его развитию (если факт положительный).
Таким образом, анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое, в результате чего формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными.
Примечания
1. Нечаев М. П. Новые акценты воспитания в условиях реализации ФГОС // Воспитание школьников. 2014. № 7. С. 20-23.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
3. Нечаев М. П. Системно-квалиметрическая характеристика понятия «качество воспитания» и особенности его оценивания // Воспитание школьников. 2012. № 2. С. 19-27.
4. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. № 613н).
5. Нечаев М. П. Контроль и оценка качества воспитательной деятельности образовательного учреждения : учеб.-метод. пособие. М. : Педагогический поиск, 2010. 176 с.
6. Нечаев М. П. Теория и практика управления воспитанием : краткое учеб. пособие для студ. и педагогов. М. : АПКиППРО, 2005. 141 с.