УДК 378:37.014.6
Н. В. Белкина
КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Представлена методика квалиметрической оценки достижений обучающихся, созданная по результатам исследований автора в рамках проекта БФУ им. И. Канта Г-2012 — 16206 «Разработка независимой
© Белкина Н. В., 2013
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 5. С. 158—165.
квалиметрической системы оценки учебных достижений обучающихся, а также аттестации профессорско-преподавательского состава» (подрядный коллектив в составе В. В. Нордина, А. В. Юрова, Н. В. Белкиной,
К. Л. Полупан). Предлагаемая методика использует комплексный подход к определению уровней качества в отдельных компонентах деятельности студента и общего его рейтинга. Наглядность подкрепляется предлагаемым «деревом рейтинга».
This article proposes a methodology for the qualimetric evaluation of students' achievements developed within IKBFU's project “The development of an independent qualimetric system of assessing academic achievements of students and evaluating the academic staff' (the project team included V.V. Nordin, A.V. Yurov, N.V. Belkina, and K.L. Polupan). The proposed methodology uses a comprehensive approach to identifying quality levels of individual components of student activities and the total of their ranking.
A “tree of ranking" is used as a visual aid.
Ключевые слова: оценка достижений обучающихся, компоненты деятельности, «дерево рейтинга», весомости (значимости) компонентов.
Key words: assessment of students' achievements, activity components, «tree of ranking», weight (importance) components.
Один из базовых принципов функционирования систем менеджмента качества [4], в том числе и в вузах, требует принятия решений, основанных на фактах, иначе могут быть предприняты неверные шаги, снижающие уровень качества образовательных процессов. В статье представлена авторская методика определения рейтинга студента, использование которой в деятельности вуза соответствует вышеупомянутому принципу.
Рейтинг представляет комплексную оценку студента по успеваемости в учебных дисциплинах, достижениям в научно-исследовательской работе и общественной активности по фактическим данным, зафиксированным тем или иным образом. Для построения «дерева рейтинга» [5] по этим трем блокам представим компоненты, подлежащие оценке. Оценку успешности (уровень качества) по составляющим и их комплексам будем осуществлять по квалиметрическому методу, примененному для различных объектов и процессов [1 — 3; 5 — 8], в том числе и в образовательной области.
В соответствии с этим методом комплексный уровень качества на г-м уровне с учетом весомостей (значимостей) определяется по формуле
-11/2
Ki =
(1)
159
где п — количество компонентов на у-м уровне для вышестоящего г-го уровня;
Ку — уровень качества у-го компонента;
Уу —коэффициент участия у-го компонента в оценке комплексного уровня качества объекта на г-м уровне.
Коэффициенты участия вводятся вместо классических весомостей (значимостей) для снижения прямого влияния количества компонентов нижестоящего уровня на комплексную оценку, а также упрощения расчетов. Они определяются в соответствии с выражением
где Шу — весомость у-го компонента в комплексной оценке объекта вышестоящего уровня.
Весомости для тех компонентов, которые нельзя вычислить или измерить, целесообразно определять с помощью метода экспертных оценок с учетом условия нормирования: сумма весомостей компонентов одного уровня равна единице.
1.1. Оценка достижений по отдельной дисциплине Кгу складывается из показателей текущей успеваемости (текущий и промежуточный контроль) и итогового контроля.
Оценка текущего контроля Ку осуществляется по посещаемости занятий Цуп, активности работы на занятиях Цгуп, а также своевременности и успешности выполнения заданий для самостоятельной работы Ц1у1з. Уровни качества по этим компонентам определяются по формуле
где Хбщк — базовое (наилучшее) значение к-го компонента;
Ху1к — значение к-го компонента у конкретного студента;
Ту1к — разность между предельно возможными или допустимыми значениями к-го компонента.
Величины, входящие в формулу (3), могут выражаться в процентах, баллах (в пяти- или стобалльной шкале) или каким-либо другим образом.
Комплексная оценка студента по текущему контролю успеваемости по ]-й дисциплине будет
160
(2)
1. Оценивание студента по успеваемости
Ц1)1к = 1 - (ХбЩ - Хщ^/Тщк,
(3)
Промежуточный контроль Ку предполагает проведение рубежных контрольных работ или коллоквиумов (или что-либо другое, например тестирование). По каждому вицу таких работ весомости определяет
кафедра или преподаватель. Уровни качества выполнения этих работ решаются по формуле, аналогичной выражению (3). Комплексная оценка студента по промежуточному контролю вычисляется с помощью следующего выражения:
Klj2 =
1J2k^1 J2k )
где г — количество работ (рубежных) промежуточного контроля.
Итоговый контроль Ку в виде экзамена по дисциплине традиционно оценивается по пятибалльной шкале. Для нормирования оценки по данной методике преподавателю целесообразно оценить зачет также по пятибалльной шкале. Тогда нормированная оценка качества сдачи экзамена или зачета по ]-й дисциплине будет подобна выражению (3):
Ку = 1 - (5 - Б))/3,
где Б) — оценка, полученная студентом на экзамене или зачете по ;-й дисциплине.
Оценка успеваемости студента по )-й дисциплине будет
Ku =
і l (Kl ,u> l ,u)
1.2. Сводная оценка успеваемости студента по всем д дисциплинам за анализируемый период определяется через
Klj =
Весомости Шу дисциплин рассчитываются по числу приходящихся на них зачетных единиц ЗЕ,
тц = 3Е,/ X; 3Е,,
где ЗЕ, — число зачетных единиц, приходящихся на )-ю дисциплину. Коэффициенты участия угу вычисляются по формуле
угу = йтц.
2. Научно-исследовательская работа
Оценивание достижений студента в научно-исследовательской работе уместно осуществлять по четырем блокам.
2.1. Выступления с докладами на научных конференциях (весомость m2i):
• международные (весомость m2ii);
• российские и межвузовские (весомость m212);
• университетские (весомость т21з).
2.2. Наличие публикаций (весомость т22):
1б1
162
• в научных журналах (весомость т221);
• в сборниках докладов по итогам российских конференций (весомость т222);
• докладов или тезисов на межвузовских конференциях (весомость т22з);
• докладов или тезисов на вузовских конференциях (весомость т224).
2.3. Представление экспонатов на выставках (весомость т23):
• международные (весомость т231);
• российские (весомость т232);
• вузовские (весомость т2зз).
2.4. Получение положительных решений по заявкам на объекты интеллектуальной собственности (весомость т24).
Уровни качества работы студента по каждому компоненту во всех блоках определяются по формуле, аналогичной выражению (3):
^2ук = 1 - (Хб2;к — Х2;к}/ Хб2р
где Хб2]к — наилучшее значение по к-му компоненту среди всех студентов данного подразделения или вуза (можно оценить его в балльной шкале);
Х2/к — значение к-го компонента у оцениваемого студента.
Коэффициенты участия для компонентов и блоков будут выявляться по формулам, аналогичным выражению (2).
Соответствующие комплексные оценки блоков и в целом по НИР студента определяются по формулам, аналогичным выражению (1).
3. Общественная деятельность
Общественную деятельность студента (художественная самодеятельность, КВН, спорт и др.) будем оценивать по следующим мероприятиям:
• международные и российские (весомость Ш31);
• областные и городские (весомость ш32);
• вузовские (весомость шээ);
• факультетские (весомость шз4);
• кафедральные (весомость Ш35).
Соответствующие коэффициенты участия определятся из выражения
узу = 5т.
Уровни успешности участия студента по каждому компоненту общественной деятельности определяются по формуле, аналогичной выражению (3):
взу = 1 - (ХбзI - Хз) Хбзр где Хб3] — наилучшее значение по |-му компоненту среди всех студентов данного подразделения или вуза (можно оценить его в балльной шкале);
ХзI — значение |-го компонента у оцениваемого студента.
Показатель успешности участия студента в общественной деятельности в целом будет определяться из выражения вида (1).
Полная рейтинговая оценка студента будет следующей:
Я =
1 2
ІХ3 (к.у.)
На рисунке представлено «дерево рейтинга», которое наглядно показывает структуру оценки достижений обучающихся, а также в соответствии с возможностями и правилами построения «деревьев» позволяет определить количественные характеристики как в целом «дерева», так и его отдельных «ветвей». В частности, значимость любого компонента рейтинга в общей оценке определяется произведением весомостей на пути от данного компонента до начала дерева.
Например,
Штугг = Шгугг • Шгуг • Шгу • Шг.
Рис. Дерево рейтинга
163
В таблице приведена первичная оценка весомостей компонентов «дерева рейтинга», значения которых требуют экспертного уточнения.
Весомости (значимости) компонентов рейтинга
164
Весомость Значение Весомость Значение
ті 0,6 туз 0,4
т2 0,3 т2іі 0,5
тз 0,і т2і2 0,з
т2і 0,25 т2із 0,2
т22 0,3 т22і 0,5
т2з 0,2 т222 0,25
т24 0,25 т22з 0,і5
тзі 0,5 т224 0,і
тз2 0,2 т2зі 0,5
тзз 0,і5 т2з2 0,з
тз4 0,і т2зз 0,2
тз5 0,05 Щуп 0,з
ті]і 0,4 ті]і2 0,з
т^2 0,2 тідз 0,4
Если экспертные оценки весомостей одноименных компонентов «дерева рейтинга» чрезмерно различаются (можно проверить по критерию согласия Пирсона), то можно вычислить их по вкладу отдельных компонентов нижестоящего уровня в комплексную оценку вышестоящего компонента в соответствии с выражением
Щ = V X Л; •
Коэффициенты участия определяются по выражению (2).
Предлагаемая методика позволяет наглядно представить общую структуру определения оценки достижений обучающихся, установить их рейтинг за любой период и использовать единый расчетный алгоритм, что способствует объективности оценки и возможности создания и использования компьютерной программы.
Список литературы
1. Корягин С. И., Нордин В. В. Квалиметрические оценки при исследовании ресурса динамически нагруженных подвижных соединений машин // Вибрационные машины и технологии : сб. науч. тр. Курск, 2003. С. 122 — 125.
2. Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. М., 1992. Ч. 1.
3. Купцова Е. Б. Комплексный квалиметрический мониторинг в системе управления качеством подготовки студентов вуза : дис. ... канд. пед наук. М., 2009.
4. Никитин В. А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. СПб., 2002.
5. Нордин В. В. Практические методы повышения качества управления в транспортной и сервисной отраслях : учеб.-практ. пособие. Калининград, 2010.
6. Нордин В. В., Михальская Я. В. Оценка соответствия в автотранспортном сервисе // Технико-технологические проблемы сервиса. 2012. Т. 21. С. 34 — 41.
7. Сафонцев С. А. Образовательная квалиметрия как фактор повышения эффективности контроля качества процесса обучения : дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/ Д, 2004.
8. Nordin V., Belkina N., Van Bo. Qualimetrical bestimates and it support in education // Systems supporting industrial environment management. Beskidy Mountains, 2004. P. 47 — 50.
Об авторе
Наталья Викторовна Белкина — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About the author
Natalia Belkina, PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]
165