Научная статья на тему 'Квалиметрическая модель управления качеством натуральных овощных консервов'

Квалиметрическая модель управления качеством натуральных овощных консервов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОШЕК ЗЕЛЕНЫЙ КОНСЕРВИРОВАННЫЙ / GREEN CANNED PEAS / ОВОЩНЫЕ КОНСЕРВЫ / CANNED VEGETABLES / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MARKETING RESEARCH / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / CONSUMER PREFERENCES / РЫНОК / MARKET / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / QUALITY ASSESSMENT / ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ORGANOLEPTIC INDICATORS / "ДОМ КАЧЕСТВА" / КОЭФФИЦИЕНТ ЗНАЧИМОСТИ / ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / PHYSICO-CHEMICAL INDICATORS / "QUALITY HOUSE" / SIGNIFICANCE FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинина Анна Геннадьевна, Ившина Анжелика Ивановна

Производство и поставка на потребительский рынок овощных консервов имеют большое значение для населения, поскольку в значительной степени позволяют сократить затраты труда и времени на приготовление их в домашних условиях. Кроме того, использование современных технологий в консервной промышленности дает возможность вырабатывать высококачественную продукцию в широком ассортименте и удовлетворять разнообразные растущие потребности населения. Следует отметить, что натуральные овощные консервы богаты витаминами и минеральными веществами, в частности, потребление зеленого горошка снижает вероятность возникновения инфаркта, развития гипертонии и онкологии. Основной целью в данной работе является построение квалиметрической модели управления качеством натуральных овощных консервов на основе методологии структурирования функции качества. Задачами исследования являются: проведение маркетинговых исследований потребительского рынка, разработка матрицы потребительских требований и установление степени корреляции показателей потребительских требований с органолептическими, физико-химическими, технологическими. В ходе работы были проведены маркетинговые исследования методом анкетирования. Также был проведен анализ полученных данных, которые использовались для построения квалиметрической модели качества. В статье были даны рекомендации производителям на основании проведенного потребительского исследования. Сделаны выводы на основании анализа результатов квалиметрического прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вершинина Анна Геннадьевна, Ившина Анжелика Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIMETRIC MODEL OF MANAGEMENT OF QUALITY OF CANNED GREEN PEAS

Production and supply of canned vegetables to the consumer market are of great importance for the population, as they significantly reduce labor costs and time for cooking them at home. In addition, the use of modern technologies in the canning industry makes it possible to produce high-quality products in a wide range and meet the diverse growing needs of the population. It should be noted that natural canned vegetables rich in vitamins and minerals, in particular, the consumption of green peas lowers risk of heart attack, hypertension and cancer. The main purpose of this work is to build a qualimetric model of quality management of natural canned vegetables based on the methodology of structuring the quality function. The objectives of the study are: marketing research of the consumer market, the development of a matrix of consumer requirements and establishing the degree of correlation of consumer requirements with organoleptic, physico-chemical, technological. During the work, marketing research was carried out by means of questionnaire method. The analysis of the obtained data, which were used to construct a qualimetric model of quality, was also carried out. The article gave recommendations to manufacturers on the basis of consumer research. And also conclusions on the basis of the analysis of results of qualimetric forecasting were drawn.

Текст научной работы на тему «Квалиметрическая модель управления качеством натуральных овощных консервов»

Vershinina Anna Gennadyevna, Ivshina Anzhelika Ivanovna QUALIMETRIC MODEL OF MANAGEMENT OF QUALITY .

economic sceinces

УДК 339.13

КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НАТУРАЛЬНЫХ

ОВОЩНЫХ КОНСЕРВОВ

© 2018

Вершинина Анна Геннадьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли»

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, e-mail: [email protected]) Ившина Анжелика Ивановна, менеджер по работе с клиентами ООО «Три Кота»

(690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, e-mail: [email protected])

Аннотация. Производство и поставка на потребительский рынок овощных консервов имеют большое значение для населения, поскольку в значительной степени позволяют сократить затраты труда и времени на приготовление их в домашних условиях. Кроме того, использование современных технологий в консервной промышленности дает возможность вырабатывать высококачественную продукцию в широком ассортименте и удовлетворять разнообразные растущие потребности населения. Следует отметить, что натуральные овощные консервы богаты витаминами и минеральными веществами, в частности, потребление зеленого горошка снижает вероятность возникновения инфаркта, развития гипертонии и онкологии. Основной целью в данной работе является построение квалиметриче-ской модели управления качеством натуральных овощных консервов на основе методологии структурирования функции качества. Задачами исследования являются: проведение маркетинговых исследований потребительского рынка, разработка матрицы потребительских требований и установление степени корреляции показателей потребительских требований с органолептическими, физико-химическими, технологическими. В ходе работы были проведены маркетинговые исследования методом анкетирования. Также был проведен анализ полученных данных, которые использовались для построения квалиметрической модели качества. В статье были даны рекомендации производителям на основании проведенного потребительского исследования. Сделаны выводы на основании анализа результатов квалиметрического прогнозирования.

Ключевые слова: горошек зеленый консервированный, овощные консервы, маркетинговые исследования, потребительские предпочтения, рынок, потребитель, оценка качества, органолептические показатели, «дом качества», коэффициент значимости, физико-химические показатели.

QUALIMETRIC MODEL OF MANAGEMENT OF QUALITY OF CANNED GREEN PEAS

© 2018

Vershinina Anna Gennadyevna, candidate of technical sciences, associate professor of the Department of International Marketing and Trade

Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail: [email protected]) Ivshina Anzhelika Ivanovna, manager on work with customers

LLC «Three Cats»

(690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail: [email protected])

Abstract. Production and supply of canned vegetables to the consumer market are of great importance for the population, as they significantly reduce labor costs and time for cooking them at home. In addition, the use of modern technologies in the canning industry makes it possible to produce high-quality products in a wide range and meet the diverse growing needs of the population. It should be noted that natural canned vegetables rich in vitamins and minerals, in particular, the consumption of green peas lowers risk of heart attack, hypertension and cancer. The main purpose of this work is to build a qualimetric model of quality management of natural canned vegetables based on the methodology of structuring the quality function. The objectives of the study are: marketing research of the consumer market, the development of a matrix of consumer requirements and establishing the degree of correlation of consumer requirements with organoleptic, physico-chemical, technological. During the work, marketing research was carried out by means of questionnaire method. The analysis of the obtained data, which were used to construct a qualimetric model of quality, was also carried out. The article gave recommendations to manufacturers on the basis of consumer research. And also conclusions on the basis of the analysis of results of qualimetric forecasting were drawn.

Keywords: green canned peas, canned vegetables, marketing research, consumer preferences, market, consumer, quality assessment, organoleptic indicators, "quality house", significance factor, physico-chemical indicators.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Исследование факторов, определяющих развитие регионального рынка пищевых продуктов является актуальной задачей для малого и среднего бизнеса на территории Приморского края и рассматривалась в работах Старостенко И.Э [1], Миненко К.А., Петрук Г.В. [2], Рожковой Д.В. [3] и др. На сегодняшний день на внутреннем рынке страны довольно большая конкуренция среди производителей, перед которыми остро стоит вопрос о разработке широкого ассортимента овощной консервированной продукции. Производители стремятся разработать такой ассортимент, который бы максимально отвечал современным требованиям потребителя. Не редко, с целью экономии затрат на производство, производители не дорабатывают два основных аспекта производства продукции: качество и безопасность на всех этапах жизненного цикла товара [4]. Что впоследствии снижает качество и безопасность продукции в целом и

не отвечает ожиданиям потребителей. В связи с этим, данные исследования, направленные на установление потребительских требований к качеству натуральных овощных консервов, являются актуальными.

Маркетинговые исследования - это форма бизнес-исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике. Это комплексное понятие включает все виды исследовательской деятельности: систематический сбор информации, фиксацию и анализ данных по проблемам, стоящим перед исследователем.

Маркетинговые исследования проводились в г. Владивосток с целью выявления потребительских предпочтений натуральных овощных консервов, изучения их мнения о качестве и определения наиболее важных ожидаемых потребительских требований, для построения квалиметрической модели. Основной метод проведения исследования - анкетный опрос покупателей данной

экономические науки

Вершинина Анна Геннадьевна, Ившина Анжелика Ивановна КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ...

продукции. Был проведен опрос респондентов в различных торговых точках города, им были предложены вопросы с вариантами ответов [5]. В исследовании приняли участие 150 человек. Для анализа потребительских предпочтений в выборе натуральных овощных консервов была выбрана целевая аудитория в возрасте от 25 до 60 лет. Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов разработанной анкеты [6].

В ходе опроса выяснилось, что среди натуральных овощных консервов большим спросом у потребителей пользуется горошек зеленый консервированный, что составляет 61% всех респондентов. Большей популярностью у опрошенных является торговая марка горошка зеленого консервированного «BONDUELLE» - 45,5%; на втором месте «Фрау Марта» - 27,3%; «Золотая Долина» - 15,9%; торговой марке «HEINZ» отдают предпочтение 6,8% опрошенных; поровну распределились предпочтения участников опроса по торговым маркам «Главпродукт»; «GLOBUS» составляет 2,3% всех респондентов. В вопросе распределения значимого фактора при выборе горошка зеленого консервированного стало ясно, что лидирующее место занимает вкусовой фактор - 29 %, но влияние рекламы также имеет весомый показатель, его отметили 24 % всех респондентов. Затем 18,3 % опрошенных доверяют совету друзей, следующими по значимости критериями являются цена - 12,2%, состав - 9,9%; наименьшим по важности фактором респонденты отметили торговую марку - 6,6%. Распределение ожидаемых потребительских требований горошка зеленого консервированного представлено следующим образом: вкус и запах составляют - 27%, доступной цене и полезности отдали свое предпочтение 21% всех респондентов, внешний вид занимает 15%, калорийность составляет 12%, срок хранения - 9%, цвет и консистенция составляют 7%, безопасность занимает 5%, на последнем месте упаковка, которая составляет 4%[7,8,9].

На основании проведенного потребительского исследования можно сделать вывод, что в основном потребители предпочитают горошек зеленый консервированный торговой марки «Bonduelle», руководствуясь вкусом и ценой, при этом обращая внимание на рекламу. Наиболее важными ожидаемыми потребительскими требованиями оказались вкус и запах, доступная цена, полезность, внешний вид и т.д. [10].

Формирование целей статьи. Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что производство овощных консервов имеет большое значение для населения и экономической отрасли нашей страны. В современных условиях экономического кризиса и санкций, борьба отечественных товаропроизводителей за потребителя становится все более жесткой. При этом основными регуляторами спроса в такой ситуации становятся цена и качество горошка зеленого консервированного. Отсюда следует, что одной из целей данной статьи является построение квалиметрической модели управления качеством горошка зеленого консервированного А также на основании анализа построенной модели дать рекомендации производителям.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На протяжении всей своей жизни каждый человек сталкивается с проблемой качества и ему непосредственно приходиться решать эту проблему, потому что от этого зависит его жизнь, жизнь близких ему людей, процветание социума.

Эта проблема одинакова важна для всех стран мира от «стран третьего континента» до Объединенных Арабских Эмиратов. На сегодняшний день для современного потребителя очень важно то, чем он питается. Многие люди готовы переплачивать огромные деньги лишь бы купить качественный продукт.

Первым этапом построения квалиметрической модели управления качеством горошка зеленого консер-

вированного на основе методологии структурирования функции качества было построение матрицы соответствий, полученной по результатам опроса потребителей на этапе маркетинговых исследований.

Для того, чтобы сделать данную матрицу максимально простой, рассматривается минимальное число из имеющихся видов зависимостей. Данные зависимости можно представить в виде цепочки: зависимость - символ - масса на рисунке 1 [4,11,12,13].

Рисунок 1 - Обозначение корреляционной зависимости в виде символов

Как следует из таблицы 1, в матрице соответствий проставлена зависимость (в соответствии с рисунком 1), характеризующая связь между показателями, установленными потребителями и инженерными характеристиками продукта (фактические характеристики)[14,15].

Таблица 1 - Матрица, характеризующая связь между потребительскими требованиями и инженерными характеристиками продукта

№ Потребительские {ожидаемые) Ранг 11|| пи 11=1 I s S 3 8§н| и « Ig 11 1 ** 3 1 о St S! 1 ~ 1 1 5 1 с 1 ¡2 i 1 2 II $ Массовая доля балка

Технологические и физико-химические характеристики продукта

0,19 0Д8 0,1 0,07 0,02 0,15 0.11 0,1S

1 Внешний еид 0,12 3 1 1 1 1 3 1 3

2 Вкус и запах 0,2 1 9 1 1 1 9 1 3

3 Цвет 0,05 1 1 1 1 1 3 1 1

4 Консистенция 0,06 9 1 1 1 1 3 1 1

5 Доступная цена 0,17 9 1 3 1 3 9 1

6 Полезность 0,16 3 9 9 9 1 9 1 9

7 Срок хранения 0,07 1 3 1 1 3 9 1 3

S Безопасность 0 • 1 3 1 1 9 3 1 1

9 Калорийность 0,11 3 9 3 3 1 3 9 9

10 Упаковка 0,03 1 1 1 1 9 1 1 1

После взаимосвязи между потребительскими требованиями и инженерными характеристиками продукта коэффициенты установленных зависимостей (данные столбцов матрицы) умножаем на ранг каждого потребительского требования, затем полученные результаты суммируем и получаем набор оценок, определяющих роль каждого элемента.

В матрице, представленной в таблице 1, вся информация повторяется дважды, диагональ разделяет ее на две одинаковые части (верхнюю и нижнюю). Возьмем ее треугольную половину, перевернем и «пристроим» в виде крыши к «дому качества» (рисунок 2).

На основании данных, представленных в таблице 1, строим матрицу, которая устанавливает взаимосвязь между инженерными характеристиками. Для упрощения и наглядности представим зависимости в виде символов, которые расположены в крыше «Дома качества» (рисунок 2) [4,16].

Из построенной квалиметрической модели управления качеством горошка зеленого консервированного (рисунок 2) было выявлено, что наиболее высокие коэффициенты значимости получили функционально-технологические свойства: качество сырья (6,54) и физико-химические показатели: массовая доля углеводов (4,96), массовая доля белка (4,24), соотношение массовой доли горошка от массы нетто консервов, указанной на этикетке (3,62).

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1(22)

123

Vershinina Anna Gennadyevna, Ivshina Anzhelika Ivanovna QUALIMETRIC MODEL OF MANAGEMENT OF QUALITY .

economic sceinces

Рисунок 2 - «Дом качества» для горошка зеленого консервированного

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основании проведенных исследований и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

- проведенный анализ результатов квалиметрическо-го прогнозирования позволил выявить значимые физико-химические и технологические характеристики, учитывая которые, можно получить высококачественный продукт.

- с помощью модели «Дома качества», было выявлено, что на качество горошка зеленого консервированного влияют следующие характеристики. Наиболее высокие коэффициенты значимости получили функционально-технологические свойства: качество сырья (6,54) и физико-химические показатели: массовая доля углеводов (4,96), массовая доля белка (4,24), соотношение массовой доли горошка от массы нетто консервов, указанной на этикетке (3,62). Отсюда следует, что анализ показателей качества горошка зеленого консервированного с помощью квалиметрической модели показал, что необходимо поддерживать высокий уровень данных характеристик.

- в результате проведенного потребительского исследования и построенной квалиметрической модели управления качеством горошка зеленого консервированного, производителям данной продукции можно порекомендовать, уделить особое внимание качеству сырья, нормированию массовой доли углеводов и белка, а также ценовой политике, вкусовым характеристикам и рекламной деятельности.

В дальнейшей научной работе планируется проведение исследования с использованием квалиметрической модели по внедрению новых функционально-технологических показателей, которые смогут улучшить качество продукта и повлиять на его конкурентоспособность на потребительском рынке, в рецептуру данного продукта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Старостенко И.Э Экспертиза качества консервированного зеленого горошка импортных и отечественных производителей [Электронный ресурс] // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала

Российской таможенной академии, 2010 - № 1 (35) - С. 2000-2001 - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/ elibrary_21291708_43042428.pdf.

2. Миненко К.А., Петрук Г.В. Влияние внешних факторов на деятельность малого предпринимательства пищевой отрасли [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2005 - № 8-5 - С. 937 - 941 - Режим доступа: Щ^:// elibrary.ru/download/elibrary_23925555_10753610.pdf.

3. Рожкова Д.В. Развитие импорта овощей в условиях импортозамещения (на материалах Алтайского края) / Д.В. Рожкова - Новосибирск: Автореферат, 2016. - 27 с.

4. Хайзер Дж. Р., Клозинг Д. Дом качества. Курс на качество / Дж. Р. Хайзер, Д. Клозинг. - 1999. - № 1. - с. 17-18.

5. Атаева Т.А., Егизова А.Н., Хамедов Н. Интернет-анкетирование как метод проведения маркетинговых исследований [Электронный ресурс] // Вопросы структуризации экономики - 2012. - № 1. - С. 152153. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/ elibrary_20744674_29856088.pdf.

6. Исследование потребителей при выходе на новый сегмент потребителей товара/услуги [Электронный ресурс] // Юнит Консалтинг. - Режим доступа: http://www. unitcon.ru/service/consalting.php?id=475.

7. Справочник товароведа продовольственных товаров. /Е.Н. Барабанова и др. - М.: Экономика, 2012 г.

8. ТР ТС 021/2011. О безопасности пищевой продукции [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902320560.

9. Бест Р. Маркетинг от потребителя /пер. с англ. С. Панфиловой и Н. Брагиной; под ред. П. Миронова; Стокгольмская школа экономики. - Москва: Манн, Иванов и Фебер, 2008.

10. Азоев Г.Л., Михайлова Е.А. Маркетинговые исследования / Г.Л. Азоев, Е.А. Михайлова: Учеб. пособие. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. - 120 с.

11. Миронова Н.В. Маркетинг и маркетинговые исследования //Дифференцированный подход к маркетингу услуг. 2003. № 3. С. 10-18.

12. ГОСТ Р 54050-2010. Консервы натуральные. Горошек зеленый. Технические условия. Введ. 2012-0101 // М.: Издательство стандартов, - 2012. - 16 с.

13. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии) / Г.Г. Азгальдов -М.: Экономика, 1982.

14. Консервы плодовоовощные в герметичной таре [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Знайтовар. Ру» - Режим доступа: https://znaytovar.ru/s/Konservy_ plodoovoshhnye_v_germet.html.

15. ГОСТ 4.458 - 86. СПКП. Консервы овощные, плодовые и ягодные. Номенклатура показателей [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200010618.

16. Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. О квалиметрии / Г.Г. Азгальдов, Э.П Райхман - М.: Изд-во стандартов. 1973.

Статья поступила в редакцию 14.01.2018

Статья принята к публикации 24.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.