инновации и технологии современного образования
INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDuCATION
УДК/uDC 378
О. М. Бобиенко Olesia Bobienko
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) КАК ИНСТРУМЕНТ ОцЕНКИ ДЕЯТЕЛьНОСТНыХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
COuRSE wORK (PROJECT) AS A TOOL TO ASSESS THE ACTIVITY-RELATED LEARNING OuTCOMES
В статье рассматривается технология оценивания сформированности профессиональных компетенций студентов посредством выполнения курсовых работ (проектов). Представлены рекомендации по разработке показателей и критериев оценки, стандартизации оценочных процедур. Описана структура технического задания на курсовую работу.
The article explores the technology of assessment of professional competencies of students through the implementation of course work (projects). The author provides recommendations for the developmen t of indicators and evaluation criteria and standardizing of assessment procedures. The structure of terms of reference for course work is described.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, результаты образования, курсовая работа (проект), оценка компетенций, показатели и критерии оценки, техническое задание, эксперт.
Keywords: professional competences, educational outcomes, course work (project), assessment of competences, indicators and evaluation criteria, terms of reference, the expert.
После перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения образовательный процесс в вузе в большей степени можно квалифицировать как систему, ориентированную на результаты, нежели на процессы. В таких системах проектирование деятельности происходит «с конца», и все этапы и стадии развертывания образовательного процесса «работают» на конечный результат. Итоговым образовательным результатом программ высшего образования выступает освоение видов профессиональной деятельности, содержание которых составляют трудовые функции. Готовность (способность) к выполнению конкретной трудовой функции образует профессиональную или общую (общекультурную) компетенцию специалиста.
В данном контексте профессиональную компетенцию будем считать способность применять знания, умения и практический опыт для успешной реализации трудовой функции, продемонстрированную субъектом профессиональной деятельности [1; 3; 5].
Современные исследователи проблем образования единодушны в том, что в проектировании образовательных программ как технологий достижения заявленных образовательных
результатов системообразующим фактором, определяющим все остальные, выступает планирование процедур промежуточного и итогового оценивания учебных достижений студентов [1-3].
Профессиональные компетенции как образовательные результаты, которые в силу своей природы не могут оцениваться по «накопительному принципу» (путем агрегирования результатов оценки знаний, умений, практического опыта), не выступают предметом оценивания в рамках учебных дисциплин, междисциплинарных курсов. Их принципиально надпредметная, интегрированная и деятельностная сущность предопределяет необходимость идентификации компетенций на практике, в рамках специально созданного инструментария оценки — практических заданий, в процессе и/или результате выполнения которых проявляется определенный симптомокомплекс, свидетельствующий о наличии компетенций.
Как показывают наши исследования, одним из немногих оценочных инструментов, релевантных деятельностной природе профессиональных компетенций, выступает выполнение курсовой работы (проекта). Она является продуктом деятельности студента, то есть ее материализованным результатом, определенные параметры (характеристики) которого могут служить доказательством сформированности компетенций. Работа над проектом направлена на разрешение конкретной исследовательской, информационной, практико-прикладной проблемы профессиональной деятельности, связанной с трудовыми функциями будущего специалиста. Например, создание компьютерной программы, подготовка бизнес-плана, формирование маркетинговой стратегии организации, разработка и оформление (иногда и апробация) технологического решения в любой области профессиональной деятельности и т. д.
Курсовые работы студентов как объект ком-петентностно-ориентированного оценивания отличаются от других практических заданий тем, что деятельность по их выполнению, во-первых, автономна (эксперты не могут наблюдать и фиксировать процесс деятельности) и, во-вторых, «растянута» по времени. Продукт этой деятельности (проект) выносится на процедуру экспертной оценки, которую проводят рецензенты (в роли независимых оценщиков), и публичной защиты перед комиссией (преподавателем) и коллегами-студентами. Необходимость защиты курсовой работы обусловлена, прежде всего, тем, что важно убедиться в «авторстве» полу-
ченного продукта (отсутствие прямого плагиата выявляется с помощью специальных средств в ходе рецензирования материалов).
Оценивание значимых параметров продукта деятельности (курсовой работы), свидетельствующих о сформированности компетенций, происходит на основе показателей и критериев их оценки, выработанных заранее и согласованных с заказчиками кадров (работодателями). Их перечень может быть утвержден на кафедре (факультете) и войти в качестве одного из приложений в положение о курсовой работе студента.
Для того чтобы оценка профессиональных компетенций была объективной, в соответствии с квалиметрическими регламентами и нормами, необходимо стандартизировать процедуры, показатели и критерии оценки [3; 4]. С этой целью разрабатывается техническое задание на выполнение курсовой работы (далее — ТЗ), которое представляет собой исходный документ, регламентирующий функции спецификации на проектирование интеллектуального или материального объекта. Этот документ устанавливает характеристики разрабатываемого студентом продукта, показатели качества, порядок и условия выполнения работ (цель, задачи, ожидаемые результаты, сроки выполнения и т. д.). Макет ТЗ также входит в Положение о курсовой работе студента.
Структура ТЗ включает в себя следующие компоненты:
1) преамбулу (описание профессиональной ситуации или контекста деятельности);
2) формулировку общей цели проекта (курсовой работы);
3) список профессиональных задач, которые должны быть решены для достижения общей цели проекта (могут не указываться);
4) регламент качества работ: требуемые характеристики продукта, который должен быть получен в результате выполнения проекта, и/или критерии, которым он должен соответствовать;
5) перечни ресурсов (прежде всего информационных), которые может использовать студент при выполнении курсовой работы;
6) формы, которые необходимо разработать и заполнить (при необходимости);
7) указание на то, какие промежуточные результаты должны быть согласованы с руководителем курсовой работы (может отсутствовать);
8) сроки выполнения работ;
9) специальные требования (определяются видом профессиональной деятельности, освоение которого оценивается).
В преамбулу ТЗ на курсовую работу включается конкретная информация для первичного анализа ситуации (кейс), в котором описан контекст деятельности специалиста, и произведено введение в конкретную проблему. В качестве приложения обычно помещается перечень дополнительных источников информации, необходимой для достижения цели курсовой работы. В случае, когда среди показателей оценки профессиональных компетенций присутствует такая характеристика, как актуальность публикаций, включенных в теоретический обзор, перечень рекомендуемых в ТЗ информационных источников не должен быть исчерпывающим (может отсутствовать). В данной ситуации студенту необходимо продемонстрировать умения поиска, обработки и интерпретации информации. А сам библиографический список, который им подготовлен, может выступить одним из показателей оценки сформированности соответствующей профессиональной компетенции.
В ходе идентификации профессиональных компетенций (ПК) студентов посредством оценивания курсовых работ (проектов) используется технология поэтапного оценивания. Вначале готовый продукт рецензируется внешним экспертом (рецензентом), затем в процедуре защиты курсовой работы свои оценки по тем же критериям проставляют члены комиссии, присутствующие на представлении работы. Стандартизация процедур оценивания требует формирования специального оценочного бланка с критериями оценки показателей и их балльными оценками. Для более точной оценки возможно установление «весов» показателей и критериев, если они различаются по значимости («вкладу» в итоговую оценку). Весовые коэффициенты, как правило, формируются в ходе экспертных оценок представителей работодателей путем ранжирования показателей/критериев оценки.
Оценочный бланк курсовой работы, как показывает наш опыт, целесообразно структурировать на два раздела: первый раздел — для идентификации профессиональных компетенций студента посредством оценки содержания работы, второй раздел — для идентификации ПК, продемонстрированных студентом в ходе процедуры защиты, которая включает в себя презентацию, ответы на вопросы и замечания участников обсуждения.
Рассмотрим для примера основную образовательную программу подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция» [6].
Три профессиональные компетенции (ПК-1 «Способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности», ПК-7 «Владеет навыками подготовки юридических документов» и ПК-15 «Способен толковать различные правовые акты») могут быть сформированы и оценены посредством выполнения курсовой работы. Целью такого практического задания будет выступать разработка студентом проекта нормативно-правового акта, иного юридического документа с использованием широкой информационно-правовой базы, аналогов и прототипов.
Содержание курсовой работы как продукта деятельности студента будет оцениваться по единым показателям и критериям рецензентами (специалистами, которые заранее знакомятся с материалами) и членами комиссии. Критерии оценки показателя сформиро-ванности профессиональных компетенций представляют собой фиксированные нормы качества определенного параметра продукта деятельности (курсовой работы), на основании которых формируется оценочное суждение по показателю. Они содержат ссылку на эталонные характеристики (регламенты, стандарты), которые где-то утверждены, однозначно зафиксированы или относительно которых имеется согласованное мнение в профессиональном сообществе [3; 5].
В рассмотренном выше примере могут быть использованы два типа критериев:
1) указывающие на соответствие полученного продукта (проекта юридического документа) нормам, зафиксированным документально и устанавливающим требования к качеству разработанного документа;
2) фиксирующие соответствие параметров полученного продукта условиям кейса, содержащегося в ТЗ на курсовую работу.
Показатели и критерии оценки деятельности и поведения студента в ходе презентации и обсуждения результатов курсовой работы на процедуре защиты касаются качества обоснования студентом полученных выводов и результатов, то есть параметров, верифицирующих авторство выполненной им работы. По сути, это перепроверка экспертных суждений, полученных при оценке содержания курсовой работы. Никакие дополнительные показатели, относящиеся к профессиональным компетенциям, в процедуре защиты проекта, как правило, не используются. Исключение составляют случаи, когда предметом оценки вы-
ступают профессиональные компетенции, связанные с деловым общением.
Защита курсовой работы включает в себя презентацию студентом основных результатов проектирования (исследования) и собеседование с членами комиссии по продукту, который он подготовил. Поэтому в составе показателей для оценки характеристик деятельности и поведения студента в ходе защиты курсовой работы целесообразно рассматривать следующие характеристики: качество обоснования и аргументации основных выводов по курсовой работе; подтверждение авторства полученных результатов.
Для оценки показателей формируются критерии-утверждения, которые принимаются или не принимаются экспертами:
— «основные выводы по результатам курсовой работы убедительно обоснованы студентом»;
— «в устном выступлении и/или компьютерной презентации студента, а также в его ответах на вопросы приведено достаточное количество аргументов, подтверждающих полученные выводы»;
— «в устном выступлении и/или компьютерной презентации студента, а также в его ответах на вопросы убедительно продемонстрировано авторство полученных результатов, проявляющееся в том, что студент: а) осмысленно отвечает на вопросы, б) отстаивает свою позицию в дискуссии, в) демонстрирует знание и понимание содержания работы, г) свободно ориентируется в структуре работы».
В процессе защиты курсовой работы предметом оценивания могут также выступать отдельные общекультурные компетенции, связанные с информационными и коммуникативными умениями студента. Однако следует иметь в виду, что общие (общекультурные) компетенции являются итоговыми результатами образовательной программы в целом и поэтому должны оценивать по результатам освоения всех структурных единиц учебного плана.
Важно также учесть, что в ситуации групповой экспертной оценки содержания курсовой работы необходимо заранее установить правила и процедуры агрегирования индивидуальных экспертных суждений в интегральную оценку, с которой согласны все эксперты. Специалисты по квалиметрии рекомендуют перед началом процедур компетентностно-ориенти-рованного оценивания провести установочное совещание экспертов, участвующих в оценочных процедурах, целью которого является до-
стижение одинакового понимания показателей и критериев оценки содержания и параметров защиты курсовых работ [3; 4].
Важнейшим условием эффективности оценочных процедур является открытость и доступность показателей, критериев и регламентов оценивания для всех участников образовательного процесса. Студенты должны быть извещены об этом в начале подготовки курсовой работы, перечень показателей и критериев оценки сформированности профессиональных компетенций в рамках всех образовательных программ может быть размещен на сайте вуза.
Работа над курсовым проектом, как правило, начинается с первых же недель соответствующего учебного семестра. Поэтому существует уникальная возможность выстроить в единой логике проектного задания самостоятельную работу студентов, выполнение ими лабораторных и практических работ, решение профессиональных задач в ходе производственной практики.
Профессиональные компетенции, которые выступали предметом оценивания при выполнении и успешной защите курсовых работ студентов, могут (при условии стан-дартизованности процедур) вторично не выноситься на оценивание в рамках итоговой государственной аттестации по завершении обучения по образовательной программе. Таким образом, вся система оценки итоговых образовательных результатов по основным профессиональным программам будет рациональна и эффективна.
1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — №11. — С. 12-14.
2. Гарафутдинова Г. Р., Упшинская А. Е. Модель оценивания профессиональных компетенций // Инновации в образовании. — 2011. — № 4. — С. 15-25.
3. Голуб Г. Б., Фишман И. С. Профессиональные компетенции выпускника высшей школы: проблемы внешней оценки. — Самара : ПГСГА, 2010. — 86 с.
4. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании : учеб. пособие. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. — 64 с.
5. Караваева Е. В., Богословский В. А., Харитонов Д. В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 18 (156). Философия. Социология. Культурология, вып. 12. — С. 155-162.
6. ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Минобрнауки России от 4.05.2010 № 464.