ляющиеся в когнитивной и социальной сферах, начинают преобразовываться в психологию взрослого, что вызывает некоторые противоречия в формировании Я-концепции подростка, его идентификации и самоидентификации. Своевременное выявление таких противоречий является чрезвычайно актуальным как для диагностики личности подростков, так и для их коррекции.
Библиографический список
1. Diener Е. Deindividuation: The absence of self-awareness and self-regulation in group members. In P. B. Paulus (Ed.), The psychology of group influence. Hillsdale. - NJ: Lawrence Erlbaum, 1980. -Pp. 209-242.
2. Festinger L., Pepitone, A., & Newcomb, T. Some consequences of de-individuation in a group // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1952. - № 47. - Pp. 382-389.
3. Le Bon G. (1995). The crowd: A study of the popular mind. London: Transaction Publishers. (Original work published in 1895).
4. Nye R. A. The origins of crowd psychology: Gustave Le Bon and the crisis of mass democracy in the third republic. Bervely Hills, CA: Sage, 1975.
5. Postmes Т., & Spears, R. (1998). Deindividuation and anti-normative behavior: A meta-analysis. Psychological Bulletin. - 1998. -№ 123. - Pp. 238-259.
6. Reicher S.D. (1987). Crowd behaviour as social action. In J.C. Turner, M.A. Hogg, P.J. Oakes, S.D. Reicher, & M.S. Wetherell (Eds.) // Rediscovering the social group: A self-categorization theory. - Oxford, England: Basil Blackwell. - Pp. 171-202.
7. Rud, G. The crowd in history: A study of popular disturbances in France and England, 1730-1848. -New York: Wiley, 1964.
8. Turner R. H., & Killian L. M. Collective behavior. (2nd ed.). Englewood Cliffs. - NJ: Prentice-Hall, 1972.
9. Zimbardo P.G. The human choice: Individuation, reason, and order vs. deindividuation, impulse and chaos. In W. J. Arnold & D. Levine (Eds.), Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln. - NE: University of Nebraska Press, 1969. - Vol. 17. - Pp. 237-307.
Э.Р. Гузуева
КУРС ПО ВЫБОРУ «ПОРТАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. В работе описан процесс формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров, где важное место занимает курс по выбору «Портальная технология в образовании».
Ключевые слова: профессиональная компетентность, будущий бакалавр, курс по выбору, портальная технология.
Компетентностный подход рассматривается государством как один из главных путей повышения качества профессионального образования, как ключевая методология его модер-
© Гузуева Э.Р., 2013
низации. Авторы работы [3] отмечают, что в ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки (квалификация «бакалавр») записано, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Все эти нововведения могут быть полноценно реализованы вузом только в условиях использования современных образовательных технологий с привлечением электронного обучения, что требует создания информационно-обучающей среды на базе образовательного портала.
Высокий уровень профессиональной компетентности является важнейшим качеством для бакалавров, обеспечивающим успешную их профессиональную деятельность. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров в педагогической науке слабо раскрыта. Основными факторами этого являются:
- отсутствие структуры профессиональной компетентности будущих бакалавров в условиях информатизации образования;
- недостаточная разработанность теоретико-педагогических основ, отражающих необходимость и возможность совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров на основе образовательных интернет-порталов;
- нереализованность возможностей, методов и организационных форм обучения для формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров;
- недостаточная разработанность технологии измерения и диагностирования результатов формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров.
Несмотря на теоретические и практические исследования и возрастающий интерес исследователей, современные конкурентные требования к педагогу требуют разработки методологических и методических подходов к формированию профессиональной компетентности будущего бакалавра на основе образовательных интернет-порталов, и адаптации его в реальной трудовой деятельности, которая реализуется в процессах управления, профессиональной уверенности, конкурентоспособности, психологической готовности, на основе сложного информационного взаимодействия с обучающимися. Применение информационных и коммуникационных технологий в сфере образования способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга обучающихся к электронным образовательным ресурсам с использованием сети Интернет. Интенсивное создание электронных образовательных ресурсов и развитие системы образовательных порталов обусловило необходимость разработки стандарта, который входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [2].
Данный стандарт устанавливает общие требования к образовательным интернет-порталам федерального уровня, соответствующие их функциональному назначению в системе образования. Анализ работ по исследуемой проблеме позволил нам выделить следующие требования к порталам:
- обслуживание большого числа пользователей;
- широкий спектр информации;
- поддержка основных сетевых форматов;
- широкие возможности персонализации;
- реализация удобных и эффективных поисковых механизмов;
- обеспечение защиты хранящейся информации с использованием программных и физических способов обеспечения безопасности;
- интеграция;
- разбивка хранимой информации на категории;
- приложения интеллектуального анализа [1].
На настоящий момент наиболее рациональным средством решения проблем процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров является портальная технология, обеспечивающая развитие единого информационного пространства, позволяющая организовать использование информационных ресурсов и управление информационными потоками вуза. Использование системы порталов позволяет более эффективно организовать работу педагогов, поскольку на порталах собраны и систематизированы наиболее востребованные ресурсы. Используя их, учителя, ученики и родители смогут получить доступ к качественным учебным и методическим материалам, сократить время на поиск требуемой информации, изучить особенности классификации информационных ресурсов сети Интернет.
Полезными могут оказаться собранные на порталах ссылки на ресурсы, содержащие контактную информацию об учреждениях образования и отдельных педагогах, новости сферы образования, объявления об олимпиадах, конкурсах, конференциях и других мероприятиях, в которых регулярно принимают участие учителя и школьники. Большинство наиболее качественных информационных ресурсов, использование которых повысило бы эффективность общего среднего образования каталогизировано на образовательных интернет-порталах. В настоящее время в России уже выработана организационная схема создания системы образовательных порталов, имеющая свои особенности. Портал «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (www.ict.edu.ru) входит в систему федеральных образовательных порталов и нацелен на обеспечение комплексной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования.
Для практической реализации указанных проблем нами разработан и внедрен в учебный процесс Чеченского государственного университета курс по выбору «Портальная технология в образовании». Целью освоения данного курса по выбору является формирование у будущих бакалавров системы знаний, умений и навыков в области создания федерального информационного пространства на базе объединения региональных и университетских информационно-транспортных сетей, информационных систем и образовательных программ.
В результате освоения курса по выбору будущий бакалавр должен:
1)знать:
- сущность понятия «портальная технология»;
- классификацию и дидактические функции портальных технологий;
- современные приемы и методы использования портальных технологий при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;
- 2) уметь:
- проектировать, разрабатывать и использовать в образовательном процессе портальную технологию;
- конструировать учебный процесс с использованием средств портальной технологии;
- 3) владеть:
- приемами и методами использования портальной технологии в профессиональной деятельности.
- В результате освоения курса по выбору у будущих бакалавров формируются следующие компетенции:
- общекультурные компетенции (ОК):
- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
- готовность работы с текстами профессиональной направленности на иностранном
языке;
- профессиональные компетенциями (ПК):
- в области педагогической деятельности:
- способность приметать современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;
- в области методической деятельности:
- готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
- готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной деятельности;
- в области проектной деятельности:
- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
- способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15).
На основе модульной технологии нами разработано содержание данного курса по выбору, включающее следующие модули:
модуль 1. Научно-методические основы создания и использования интернет-порталов. Основы портальной технологии. Образовательные порталы. Психолого-педагогические аспекты использования портальной технологии;
модуль 2. Организация представления учебной информации на портале. Информационно-образовательный портал вуза. Модель портала дистанционного образования. Модель Российского образовательного портала. Модель информационно-образовательного портала вуза.
Библиографический список
1. Лунин В.В., Мельников М.Я., Миняйлов В.В., Покровский Б.И. Электронная библиотека «с11етпе1» - центр портала химического образования [Электронный ресурс] // Всероссийская научно-методическая конференция Телематика-2002. - СПб., 2002. - Режим доступа: http://tm.ifmo.ru/db/doc/get_thes.php ?1с1=61
2. Образовательные интернет-порталы федерального уровня / Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р-52656-2006.
3. Шахназарова П.Т., Везиров Т.Г. Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения // Мир науки, культуры, образования. - № 3 (40). - Горно-Алтайск, 2013. -С.102-104.
Л.Н. Исаева
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
К ОППОЗИЦИЯМ ЖИЗНИ
Аннотация. Статья посвящена путям и способам исследования зрелого отношения личности к оппозициям жизни. Рассматривается проблема синтеза гуманитарного знания об оппозициях. Предлагается модель соотнесения онтологических, гносеологических и рефлексивно-феноменологических оппозиций жизни личности. Обозначены потенциалы культуры в исследовании специфики зрелых жизненных отношений личности. Предложена реконструкция оппозиций жизненных отношений личности - творца культуры. В качестве основного критерия зрелой личности рассматриваются поступки личности, направленные на экспликацию и продуктивное разрешение жизненных противоречий.
Ключевые слова: оппозиции жизни, отношения личности, «Я», акме, акмеология, культурно-психологическая реконструкция, герменевтика, моделирование, культурная психология личности.
Проблематика акмеологических отношений личности к жизни обладает особой ценностью в развитии технологий формирования зрелой личности - в воспитательном, образовательном, консультативном, психотерапевтическом процессе. К важнейшим критериям ак-меологического типа жизненных отношений личности (Е.Б. Старовойтенко) относятся спо-
© Исаева А.Н., 2013