Научная статья на тему 'Курс "Философская методология в социальных и гуманитарных науках" в современном образовательном процессе'

Курс "Философская методология в социальных и гуманитарных науках" в современном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
371
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТИКА / МЕТАФИЗИКА / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ГЕРМЕНЕВТИКА / КЛАССИЧЕСКИЙ / НЕКЛАССИЧЕСКИЙ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ / СЕМИОТИКА / ТЕОРИЯ СИСТЕМ / СИНЕРГЕТИКА / БИОСФЕРА / НООСФЕРА / ГЛОБАЛЬНЫЙ УНИВЕРСАЛИЗМ / ДИНАМИЧЕСКИЕ РАВНОВЕСИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

Рассмотрены особенности использования основных философских и научных методов при преподавании курса «Философская методология в социальных и гуманитарных науках». Выделены основные причины, обусловившие необходимость такого курса: ухудшение качества сознания современного человека, противостояние попыткам дискредитировать научную методологию, необходимость продолжения проекта эпохи Просвещения на новых основаниях. Продемонстрированы возможности концепции «система координат на основе предельных динамических равновесий» для развития тенденций синтеза современной философской и научной методологии в этих науках. Выявлено, каким образом диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика, семиотика могут быть использованы в социальных и гуманитарных науках, а также при взаимодействии с методологией естественных наук. Кроме того, продемонстрировано, каким образом они связаны с методами, где наука и философия практически нерасторжимы и органически дополняют друг друга в науках биосферного и ноосферного классов, ноосферогенезе, синергетике, теории систем, глобальном универсализме. Рассмотрена эволюция онтологии, эпистемологии, методологии научного знания, которые на протяжении своего развития (классический, неклассический, постнеклассический этапы) становились все более и более гибкими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Course “Philosophical Methodology in the Social and Human Sciences” in the Modern Educational Process

The article reviews the features of using the basic philosophical and scientific methods in teaching the course “Philosophical methodology in social and human sciences”. The main reasons for the need for such a course are identified: deterioration of the consciousness of modern man, opposition to attempts to discredit scientific methodology, the need to continue the project of the enlightenment on new foundations. The possibilities of the concept of “coordinate system on the basis of extreme dynamic equilibria” are demonstrated for the development of trends in the synthesis of modern philosophical and scientific methodology in these sciences. It is revealed how dialectics, metaphysics, phenomenology, hermeneutics, semiotics can be used in social and human sciences and in interaction with the methodology of natural sciences. In addition, they demonstrate how they relate to methods where science and philosophy are practically inseparable and organically complementary to each other, as in the sciences of the biosphere and noosphere classes, noospherogenesis, synergetics, systems theory, global universalism. The evolution of ontology, epistemology, methodology of scientific knowledge, which during the development (classical, nonclassical, post-nonclassical stages) became more and more flexible.

Текст научной работы на тему «Курс "Философская методология в социальных и гуманитарных науках" в современном образовательном процессе»

— ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ —

УДК 100.73

Н.Н. Кожевников, В.С. Данилова

Курс «Философская методология в социальных и гуманитарных науках» в современном образовательном процессе

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Рассмотрены особенности использования основных философских и научных методов при преподавании курса «Философская методология в социальных и гуманитарных науках». Выделены основные причины, обусловившие необходимость такого курса: ухудшение качества сознания современного человека, противостояние попыткам дискредитировать научную методологию, необходимость продолжения проекта эпохи Просвещения на новых основаниях. Продемонстрированы возможности концепции «система координат на основе предельных динамических равновесий» для развития тенденций синтеза современной философской и научной методологии в этих науках. Выявлено, каким образом диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика, семиотика могут быть использованы в социальных и гуманитарных науках, а также при взаимодействии с методологией естественных наук. Кроме того, продемонстрировано, каким образом они связаны с методами, где наука и философия практически нерасторжимы и органически дополняют друг друга в науках биосферного и ноосферного классов, ноо-сферогенезе, синергетике, теории систем, глобальном универсализме. Рассмотрена эволюция онтологии, эпистемологии, методологии научного знания, которые на протяжении своего развития (классический, неклассический, постнеклассический этапы) становились все более и более гибкими.

Ключевые слова: диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика, классический, неклассический, постнеклассический рационализм, семиотика, теория систем, синергетика, биосфера, ноосфера, глобальный универсализм, динамические равновесия.

N.N. Kozhevnikov, V.S. Danilova

The Course "Philosophical Methodology in the Social and Human Sciences" in the Modern Educational Process

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article reviews the features of using the basic philosophical and scientific methods in teaching the course "Philosophical methodology in social and human sciences". The main reasons for the need for such

КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: nnkozhev@mail.ru

KOZHEVNIKOV Nikolay N. - Doctor of philosophical science, Professor Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

ДАНИЛОВА Вера Софроновна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: nnkozhev@mail.ru

DANILOVA Vera S. - Doctor of Philosophy, Professor Department of Philosophy M.K. Ammosov NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia

a course are identified: deterioration of the consciousness of modern man, opposition to attempts to discredit scientific methodology, the need to continue the project of the enlightenment on new foundations. The possibilities of the concept of "coordinate system on the basis of extreme dynamic equilibria" are demonstrated for the development of trends in the synthesis of modern philosophical and scientific methodology in these sciences. It is revealed how dialectics, metaphysics, phenomenology, hermeneutics, semiotics can be used in social and human sciences and in interaction with the methodology of natural sciences. In addition, they demonstrate how they relate to methods where science and philosophy are practically inseparable and organically complementary to each other, as in the sciences of the biosphere and noosphere classes, noospherogenesis, synergetics, systems theory, global universalism. The evolution of ontology, epistemology, methodology of scientific knowledge, which during the development (classical, nonclassical, post-nonclassical stages) became more and more flexible.

Keywords: dialectics, metaphysics, phenomenology, hermeneutics, classical, nonclassical, post-non-classical rationalism, semiotics, systems theory, synergetics, biosphere, noosphere, global universalism, dynamic equilibria.

Введение

Курс «Философская методология в социальных и гуманитарных науках» читается для аспирантов и магистрантов различных специальностей и играет ключевую роль при формировании фундамента современного образовательного процесса. Внедрению этого курса предшествует рассмотрение следующих методологических вопросов: зачем преподавать этот курс, каковы должны быть его организация и содержание, элементы и структура. Необходимо также обосновать выбор используемых методов и приемов в контексте традиционных философских и общенаучных подходов.

Цель преподавания курса «Философская методология в социальных и гуманитарных науках»

В настоящее время увеличиваются вызовы современному человечеству, и среди многих других причин это связано с негативными тенденциями в качестве образования. Прежде всего, на качество образования влияют следующие проблемы, встающие перед современным человечеством.

1. Резкое возрастание избыточной информации, распространение мимов и словесных штампов, выдаваемых за мысли. Подобные искажения сознания затронули практически все слои населения, включая представителей ученых, инженеров, творческой интеллигенции. Еще в XIX столетии Ф.М. Достоевский называл «полунаукой» разрозненные элементы и части знания, не сведенные в систему, которые создают в сознании хаос, образовывая неправильные и даже вредные структуры. Затем А.И. Солженицын использовал для такого начетнического знания термин «образованщина». В авторитарных и тоталитарных государствах «образован-щина» находила тесный контакт с властными структурами, что привело к разгрому целых наук и научных направлений (например, генетики, цитологии, кибернетики в СССР), исказило содержание многих других наук. Использование «мимов» (различного рода подражания, штампы поведения и выражения мнений), а также слов и симулякров вместо мыслей приобрело характер эпидемий в современном сознании. Часто «вирусы» этих болезней внедряются в подсознание, а затем закрепляются и развиваются в индивидуальном и общественном сознании. При этом они широко институциализируются в культуру, политику, образование и т.д.

2. Помимо объективных причин ухудшения сознания широкое распространение получило субъективное противостояние научной методологии. В настоящее время лже-, квази- и псевдонаука во много раз превзошли их варианты, которые использовались в XIX и XX столетиях. Они научились принимать самые изощренные формы, опираться на утонченную демагогию, виртуозно маскировать свою мракобесную сущность. Их противостояние науке стало еще более последовательным и твердым, чем во времена антинауки с её открыто объявленными целями. Следует упомянуть и об откровенно ложной информации, с которой надлежит бороться средствами выходящими за пределы науки. Однако в рамках развиваемой методологии её необходимо выявлять, маркировать, объяснять вред, противопоставляя истинное знание.

3. Классическая эпоха Просвещения XVIII века (точнее начатая в 1689 г. после второй - «славной» английской революции) практически исчерпала себя. Её основными недостатками оказались жесткость рационалистической установки и размытость исходных положений. Огромный вред идеям классической эпохи Просвещения нанесли снижение культурных требований в XX столетии («восстание масс» по Ортеге-и-Гассету) и широкое распространение большинства концепций постмодернизма. Вследствие этого возникает потребность в формировании оснований и парадигмы Новой эпохи Просвещения, которые должны быть более строгими и соответствовать современной философской и общенаучной методологии, а рационализм в соответствии с идеями постнеклассической философии - стать более гибким. Переосмысление этого классического проекта - одна из основных задач современной гуманитарной науки.

Чтение настоящего курса является одной из мер, противостоящих обозначенным выше проблемам. Последовательность действий в рамках читаемого курса предполагает всестороннее прояснение этих проблем. Выявление их предельных состояний в рамках современной метафизики необходимо для формирования целостной методологии исследования. Отдельные вопросы, порожденные этими проблемами, предполагают последовательное применение методов диалектики, феноменологии, герменевтики в контексте постнеклассической рациональности.

Методология в социальных и гуманитарных науках и система координат мира на основе предельных динамических равновесий

Методология в социальных и гуманитарных науках охватывает философские методы (метафизику, феноменологию, герменевтику, диалектику), а также методы общенаучные, такие как семиотика, науки биосферного и ноосферного классов, синергетика, глобальный универсализм, общая теория систем, где наука и философия органически дополняют друг друга. У каждого из этих методов есть своя четко определенная роль, обусловленная конкретно поставленной задачей. Кроме того, этим методам соответствует конкретный этап исследования. В рамках метафизики формируется система координат мира на основе предельных динамических равновесий, концептуальные основания которых представлены в ряде наших работ [1, 2]. Отдельные элементы и ячейки системы координат мира на основе предельных динамических равновесий выявляются благодаря феноменологическим, герменевтическим и диалектическим подходам. Универсализм общенаучных методов проясняет отдельные частные или общие вопросы, тесно связанные с философскими подходами. Если использовать термины «объект» и «субъект», которые современная (постнеклассическая) философия старается избегать, то система координат является понятием объективным, поскольку создается посредством самоорганизации на всех уровнях организации мира, при участии субъекта, но независимо от его воздействия на этот процесс.

Согласно концепции естественной системы координат все природные образования стремятся к трем предельным фундаментальным равновесиям: идентификационному (I - предел), коммуникационному (С - предел) и предельному ритму мировой гармонии (К - предел), которым сопоставляются три соответствующих «координатных оси».

Природное или культурное образование никогда этих равновесных пределов (I, С, К) не достигает вследствие противодействия окружающей среды. Однако каждому этапу процесса изменения любого природного образования можно сопоставить промежуточные динамические равновесия Д Н, Т связанные с I, С, К калибровочными соотношениями. В пределах промежуточной ячейки Д, Н, Т устанавливается равновесие между произвольным природным образованием и промежуточными пределами его возможных динамических равновесий: феноменом (Д), горизонтом (Н) и предельным ритмом мировой гармонии (Т). «Калибровочные» узлы отделены друг от друга интервалами, соответствующими частоте колебаний этих фундаментальных пределов (фундаментальным ритмам мира). В своем развитии эти «шаги», ритмы и ячейки направляются координатной системой и могут существовать в мире миллионы и

миллиарды лет, как, например, галактики, атмосфера и гидросфера Земли. В случае отклонения от этих ритмов природные или культурные объекты разрушаются или забываются (оказываются невостребованными). «Калибровочные» узлы природного (культурного) образования соответствуют фундаментальным равновесиям гомоморфным предельным равновесиям I, С, К. Предельным значит достигшим полноты, оптимальности, глубины в прояснении фундаментального качества (сущности) этого уровня природы по всем возможным параметрам. Взаимосвязанная сеть подобных равновесий обладает устойчивостью. Этому способствуют фундаментальные (предельные) ритмы пронизывающие весь мир.

Используем эту систему координат в качестве основания для сравнения вышеперечисленных методов и объединения их в общий универсальный подход. Основной структурой для этого сравнения и объединения становятся три фундаментальных понятия: идентификация, системная коммуникация и предельные ритмы гармонии мира. Большинство из рассмотренных ниже методов связаны с этой системой координат.

Влияние естественнонаучного знания на методологию социальных и гуманитарных наук

Следует особо отметить влияние естественных наук на развитие методологии в социальных и гуманитарных науках. Это привело к расширению использования естественнонаучных принципов инвариантности, относительности, дополнительности, соответствия, углублению их философского содержания.

В эпоху Просвещения XVIII века возник перекос в сторону развития естественных наук и эмпиризма. В текстах философов того времени постоянно используются идеи Гоббса, Локка, Ньютона и их последователей. Со временем это привело к принижению роли социальных и гуманитарных наук и к негативным последствиям для развития современной цивилизации в целом. Между тем социальные и гуманитарные науки в настоящее время развиваются не хуже, а по многим направлениям интенсивнее естественных. К. Леви-Стросс писал, что XXI век будет веком гуманитарных наук или его не будет вообще. Однако влияние естественных наук на социальные и гуманитарные науки продолжает сохраняться, и можно отметить определенные тенденции, присущие этому влиянию, которые необходимо учитывать в современных условиях и которые будут углублены в дальнейшем.

1. Опора на устойчивые ритмы динамических равновесных образований в мире. Так, например, человеку присущи более 100 циркадианных ритмов, связанных с суточным обращением Земли и обращением Солнца вокруг своей оси (среднее значение около 27 суток). Благодаря им человек находит для себя оптимальные циклы сна, питания, приема влаги и т.д., вписывая их в ячейки своего промежуточного равновесия. Устойчивость человеческого организма соответствует калибровочным узлам этих ритмов, то есть его оптимальные динамические равновесия определяются «шагами» этой калибровки. Циклы природных систем также связаны с периодами вращения Земли и Солнца, вращением Солнечной системы вокруг центра галактики. А.Л. Чижевский обосновал связь интенсивности биологических и социальных земных процессов с активностью Солнца. Эти циклы обеспечивают необыкновенную устойчивость геосфер и отдельных природных образований. Так гидросфера существует 3,8 миллиарда лет, а атмосфера - 1,8 миллиарда лет.

2. Взаимодействие человека с окружающей средой должно осуществляться через биоценозы, биогеоценозы и их естественное продолжение - нообиогеоценозы. Человек может посредством устойчивого динамического равновесия связать с ними свои телесную, психологическую, интеллектуальную и духовную сферы и способен во время своей жизни создать динамически равновесную ячейку ноосферы и тем самым связать себя с системой координат мира на основе предельных динамических равновесий.

3. Информационная сфера должна быть организована по образцу нообиогеоценозов, что позволит оптимально классифицировать и маркировать информацию, собирать и связывать ненужные её части в специальных блоках. Это позволит обществу и человеку выделить опе-

ративную информацию, которая используется в социально-экономических и культурно-циви-лизационных системах и избавить её от негативной составляющей, активно проникающей во все сферы деятельности человека.

Все перечисленные выше тенденции обусловлены самой природой, и их использование в социальных и гуманитарных науках волне логично. Развивая этот подход, можно выявить аналогии, благодаря которым выдающиеся творения человеческого духа связаны с фундаментальными ритмами мира, иначе человечество в течение тысяч лет не изучало бы поэмы Гомера, тексты Платона и Аристотеля, священные книги мировых религий. Развитие представлений об этих ритмах может стать общим фундаментом для объединения предельных состояний естественных, социальных и гуманитарных наук. Обоснование основных положений концепции «системы координат» произведено методами метафизики, а отмеченные выше аналогии между естественными, социальными и гуманитарными науками исследовались методами диалектики. Именно диалектический метод позволил использовать понятия и концепции, разработанные в естественных науках для узловой линии мер, взаимодействия противоречий, сохранения «снятия в отрицании» для гуманитарной и социальной сфер. «Снятие» означает сохранение всего лучшего с предыдущего этапа развития на следующем его этапе.

Отметим, что различные природные и культурные образования опираются в своем развитии на различные ритмы, однако они могут оказаться связанными с ритмами пронизывающими весь мир. Отдельные люди очень по-разному взаимодействуют с ритмами. Некоторым удается быстрее других связаться с фундаментальными ритмами и тогда их творения оказываются востребованными в течение тысячелетий. Многим этого сделать не удается.

При развитии методологии в социальных и гуманитарных науках диалектический метод позволяет связать научные революции с трансформацией научных картин мира и соответствующих им мировоззрений. Диалектический метод выявляет скачки в развитии для онтологии, эпистемологии и методологии при переходе от классического к неклассическому, а затем к постнеклассическому представлениям в философии и науке. Их классическому этапу соответствуют независимость друг от друга концепций корпускулярной материи, абсолютного пространства и абсолютного времени. Неклассический этап характеризуется всесторонним взаимодействием этих концепций. Здесь представления о корпускулярной материи дополняют новые понятия «поле» и «вакуум». На постнеклассическом этапе в результате самоорганизации появляются динамически равновесные структуры детерминистического хаоса. Перечисленные онтологические модели (классическая, неклассическая, постнеклассическая) последовательно опираются на «дальнодействие», «близкодействие», «присутствие». Вслед за развитием онтологии развитие эпистемологии идет от универсального единого метода истинного знания к множеству средств, методик, подходов, истин, универсальное взаимодействие которых и формирует современное знание. Это означает охват любого природного или культурного образования сетевыми динамическими равновесиями, их универсальной сетью. Рационализм классической философии предполагал достижение абсолютной истины. В неклассической рациональности вместо единого объекта рассматривается множество его проекций, незаконченных описаний. Постнеклассическая рациональность соотносит эти проекции с социальными ценностями, целями и структурами деятельности. Одним из важнейших вопросов метафизики в настоящее время является формирование системы координат, относительно которой происходит развитие мира и его осмысление. Дальнейшее развитие методов диалектики и метафизики в социальных и гуманитарных науках допускает тесное переплетение их с системным и синергетическим подходами.

Методология системного анализа последовательно выделяет первоначальные самостоятельные элементы в соответствии с особенностями их существования в природе. Затем исследуется структура устойчивых связей, возникающих в результате их взаимодействия, которая становится основанием системного метода - системой координат для дальнейших исследований. Методология синергетического подхода предполагает, что хаос является механизмом

конструктивного развития, а не только разрушителем. Происходит случайный выбор одного из возможных путей дальнейшего развития в точке бифуркации. Варианты развития можно предвидеть, но случайность встроена в механизм эволюции и конкретный выбор предсказать нельзя. Возможные направления развития и научного поиска значительно сужены благодаря эволюционным правилам запрета. Таким образом, системный и синергетический подходы исследуют частные вопросы системы координат мира. «Системный анализ (подход) предполагает реализацию следующих этапов исследований. 1) Выделенные элементы первоначально берутся сами по себе, вне исследуемого целого, в том виде, в каком они существуют в качестве самостоятельного материального образования. 2) Исследуется структура устойчивых связей, возникающих между элементами в результате их взаимодействия. 3) Структура становится системой координат для дальнейших исследований» [8, с. 249]. Этот подход разработан в работах Р. Акоффа, Дж. Клира, В.Н. Садовского и других.

Система координат мира на основе предельных динамических равновесий имеет инварианты во всех сферах знания: естественнонаучном, социальном гуманитарном, поскольку везде можно выделить набор из трех фундаментальных пределов на основе динамических равновесий детерминистического хаоса. Принцип относительности проявляется в том, что любое из предельных динамических равновесий в любой из перечисленных выше научных сфер может быть выбрано в качестве точки отсчета для метафизических и диалектических исследований. Проявление принципа дополнительности имеет место в «дополнительности мира и его системы координат», которые не могут существовать друг без друга. То, что мир развивается устойчиво и оптимально, определяется его взаимодополнительным существованием с системой координат.

Вклад феноменологических, герменевтических методов и семиотики

Феноменология имеет определяющее значение для формирования ячейки системы координат мира, ограниченной «феноменами» и «горизонтами». Феномены представляют собой границу для сознания ориентированного на идентификационный предел, отделяющего доступное ему от недоступного. Горизонт - граница сознания, ориентированного на коммуникационный предел, то есть все его контексты. «Мир» при этом может рассматриваться как универсальный горизонт для всех остальных горизонтов. Феноменология выявляет «чистые» структуры сознания, возникающие естественным образом и соответствующие фундаментальным ритмам природы и мира в целом. Она представляет сознание бесконечным и необратимым потоком, в котором исследователь как бы «плывет». Однако в сознании имеются хорошо различимые формообразования, имеющие вид целостностей, вычленение и описание которых позволяет посредством феноменологической редукции найти путь к чистому сознанию. Отдельные вещи сами не являются, а переживаются, что наделяет феномены сознания бытий-ственными характеристиками.

Основополагающей характеристикой сознания и его процессов по Гуссерлю является интенциональность, характеризующая направленность сознания на физические процессы, идеальные объекты, внутренние состояния сознания. Гуссерль называет феноменами поток идеальных сущностей, придавая новое значение старому термину. При этом чистое «Я» становится результатом соответствующей редукционной операции. Еще более универсальный подход связан с «эпохэ», согласно которому воздерживаются от любого суждения о субъекте, и посредством которого «Я» очищается, постигая себя как чистое «Я». В соответствии со своим негативным значением эпохэ изолирует сознание как феноменологический остаток. На этом уровне возможен эйдетический анализ сознания, имеющий связь с естественными его состояниями. Позитивное значение эпохе проявляет сознание как абсолютную радикальность, переходя от эйдетического анализа к анализу трасцендентальному. Классический феноменологический метод, также как и его вариант, развиваемый авторами настоящей работы, углубляют методологию эйдетического подхода, что особенно важно в социальных и гуманитарных науках.

Методология герменевтики ориентирована на принципы гуманитарных наук и на проблемы истолкования, интерпретации, понимания. Категория «понимание» представляет собой синтез понятий, упомянутых в предыдущем предложении, а также дешифровку и усвоение. Сферами приложения герменевтики является практически вся человеческая деятельность: религия, образование, искусство, коммуникации, этика, политика, право и многое другое. В начале XX века возникли предпосылки для синтеза герменевтики с феноменологией, который последовательно осуществили, прежде всего, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер. В своей «герменевтической феноменологии» Хайдеггер рассматривает понимание не только как методическую операцию, но и как первоначальную форму человеческой жизни. Он считал, что существование само себя проясняет, поскольку начало мышления всегда затрагивает нас. Основная идея Хайдеггера заключается в том, что понимание - это не способ познания человеком мира, а способ бытия человека в мире. Развивая идеи Хайдеггера, Гадамер превращает герменевтику из метода исследования в онтологию: бытие существует в языке, понять бытие - значит истолковать язык. Таким образом, Хайдеггер и Гадамер онтологизируют понимание, превращая его из модуса познания в модус бытия. Это делает современную герменевтику философской дисциплиной, в которой категория «понимание» занимает центральное место.

Таким образом, герменевтика, также как и феноменология, направлена на прояснение исходных понятий и формирование целостных образований в сознании. Феномен и горизонт позволяют связать эти целостные образования с идентификационным и коммуникационным приеделами и тем самым рассматривать с точки зрения единой системы.

Семиотика в целом к философским методам отнесена быть не может. Во первых, из-за инструментальной широты самого направления, включающего в себя инженерные и прикладные подходы. Во-вторых, она не предложила своего оригинального метода исследования, но активно использует различные методы из тех наук, с которыми взаимодействует. Для развития методологии в социальных и гуманитарных науках следует использовать следующие идеи и концепции семиотики. «Семиотика находит свои объекты повсюду - в языке, математике, художественной литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах жизнедеятельности, в общении животных, в жизни растений. Но везде её непосредственным предметом является информационная система, т.е. система, несущая информацию, а элементарное ядро такой системы - знаковая система» [3, с. 5]. Семиотика явилась дальнейшими развитием поэтики (предмет теории искусства) и классической эстетики. «В классических эстетических теориях реализовывался (хотя бы и не названный там) семиотический принцип, как понимался интимный механизм соединения «идеального» и «реального», составляющий самую суть эстетического» [3, с. 24].

Семиотическая проблема объединения «идеального» и «реального» выходит далеко за пределы этой дисциплины. Она хорошо интерпретируется с точки зрения системы координат мира на основе предельных динамических равновесий. То, что может быть связано с системой координат независимо от того является оно идеальным или реальным, будет устойчивым и полезным для становления оптимальности и целостности природного или культурного образования, в частности для человека и личности.

Кроме вышеперечисленных для рассматриваемой методологии существенное значение имеют также методы ноосферогенеза, планетарного и глобального универсализма.

Вклад наук ноосферного класса и глобального универсализма

Концепции, связанные с науками ноосферного класса и глобального универсализма, ориентированы на синтез естественнонаучной и социально-гуманитарной методологии, вовлечению в него новых подходов и приемов. Ноосферная методология тесно связана с развитием биогеоценозов, нообиогеоценозов, управляющих планетарных оболочек (например, почв) и пневматосферы - духовной планетарной оболочки. Науки ноосферного класса являются естественным продолжением наук биосферного класса. Предмет их исследования переместился с биосферных систем на ноосферные.

Два основных принципа наук биосферного класса сформулированы В.В. Докучаевым и его учениками. 1) Эти науки стремятся выявить условия оптимального и устойчивого развития биосферных систем. 2) Они изучают синтез биосферных процессов на нескольких взаимосвязанных уровнях, где биологический, биогенный, биогеохимический круговороты химических элементов порождают круговороты новых уровней (геологический, биологический) и порожденных ими разветвленных взаимосвязей. Все попытки включить в биогеоценозы человеческую деятельность оказались безуспешными. Подобную «достройку» человек может осуществить только через нообиогеоценозы, включив в свою деятельность все взаимосвязи с природными процессами неживого, живого и дополнив их процессами духовными.

Науки ноосферного класса охватывают совершенно новые области человеческого знания и духа и характеризуются следующими основными свойствами. 1) Генезис ноосферы, обеспечиваемый её самоорганизацией, и исследование этого процесса могут происходить одновременно. 2) В основании этих наук лежит наиболее гибкий и универсальный синтез процессов в неживой и живой природе, познании, мышлении, предполагающий существование единого темпомира. 3) Тесное взаимодействие с синергетической парадигмой, объединяющей все направления неравновесной и нелинейной динамики, тесное коррелирование с основными идеями теории систем и кибернетики. 4) В отличие от биосферы, которая формировалась сотни миллионов (миллиарды) лет, формирование ноосферы будет длиться сотни и тысячи лет. Процесс формирования оснований наук ноосферного класса займет несколько десятков лет, благодаря «катализаторам», воздействующим на узловые точки интеллектуальных и духовных сфер. 5) Структурные элементы ноосферы (нообиогеоценозы) существуют благодаря устойчивым равновесным круговоротам вещества, энергии, информации в пределах ноосферных оболочек и устойчивым пространственно-временным ритмам. Науки ноосферного класса тесно связывают основные структурные уровни естественных и социально-гуманитарных наук:

1) уровень отдельной личности и процессы, обеспечивающие её формирование и развитие;

2) уровень фундаментальных ячеек системы планетарно-цивилизационных оболочек, таких как нообиогеоценоз; 3) планетарно-космический уровень, направленный на выявление инвариантов для совместного развития земных оболочек и человечества в целом, коррелирующий с планетарно-цивилизационными оболочками.

Методология планетарного и глобального универсализма опирается на эволюционные идеи и концепции, которые имеют значение для всех уровней природы и сфер человеческой деятельности. Это, прежде всего, три принципа теории Ч. Дарвина и тесная связь эволюции с необратимостью, которая по И.Р. Пригожину рассматривается как «первичная» данность материального мира, подобная скорости света.

Важно подчеркнуть, что все уровни организации вещества и энергии участвуют в процессах эволюции. При этом обычно выделяется космическая, химическая, геологическая эволюции, а также многочисленные эволюционные процессы, обусловленные ими. В результате на нашей планете сформировались такие сложные оболочки, как биосфера и ноосфера (в стадии становления).

Основной составляющей современного эволюционизма является одновременность биологической, технологической и культурной эволюций. С. Лем отмечал, что главные закономерности биологической и технологической эволюций изобилуют поразительными совпадениями [4]. Однако между ними есть и существенные различия, поскольку биологическая эволюция обусловлена природой, а технологическая - человеком. Биологическая эволюция имеет два этапа: до появления живых клеток в неживой материи и до возникновения видов, причем на обоих из них эволюция сумела найти наиболее оптимальные решения. Технологическая эволюция имеет слабо развитый метод эмпирического отсева ложных решений. Её необходимо сделать экологически чистой, гармонизированной с деятельностью человека и функционированием окружающей среды.

Глобальный эволюционизм предполагает формирование сетевого общества [5]. «Сети представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем

включения новых узлов, если те способны к коммуникации в рамках данной сети, то есть используют аналогичные коммуникационные коды. Социальная структура, имеющая сетевую основу, характеризуется высокой динамичностью и открыта для инноваций, не рискуя потерять свою сбалансированность... К. Барлетт выделяет три возможные типа сетей (муль-тинациональную, глобальную и интернациональную) и определяет характер взаимодействия внутри каждой из них. Данные отрасли были выбраны не случайно: в каждой существует свой ключевой фактор конкурентноспособности, который и определяет предпочтительный тип структуры для фирмы, лидирующей в отрасли. Компания, структура которой настроена на данный «ключ», и становится лидером» [6, с. 915].

Глобальный эволюционизм считает, что Вселенная есть некая единая система, имеющая сквозную линию развития от низших форм движения к высшим. Широко распространена концепция глобального эволюционизма Н.Н. Моисеева [7]. 1) Вселенная - единая саморазвивающаяся система, поскольку все элементы Вселенной связаны между собой хотя бы силами гравитации. Оно позволяет интерпретировать все процессы развития в качестве составляющих единого мирового эволюционного процесса. 2) Во всех процессах, имеющих место во Вселенной, неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие, и все эти процессы протекают в условиях некоторого уровня неопределенности. Факторы случайности и неопределенности находятся вне нашего контроля. Приходится постулировать отсутствие тождественно протекающих процессов, есть лишь похожесть, близость, но не тождественность! 3) Во Вселенной властвует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого. 4) В мире властвуют законы, являющиеся принципами отбора, и вся дарвиновская триада: изменчивость, наследственность, отбор. Таким образом, универсальный язык, введенный Моисеевым, является естественным развитием языка эволюционной теории Дарвина. 5) Принципы отбора допускают существование бифуркационных состояний, в которых дальнейшая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, так как новое направление эволюционного развития будет определяться неконтролируемыми случайными факторами, которые будут действовать в период перехода.

Заключение

Методология гуманитарных и социальных наук должна противостоять ухудшению качества сознания современного человека и разрушающего воздействия ненаучной методологии. Она должна продолжить проект Просвещения на новых более универсальных и строгих основаниях. Это возможно исходя из основных положений системы координат на основе предельных динамических равновесий, которая как показано выше, хорошо взаимодействуют c метафизикой, диалектикой, феноменологией, герменевтикой. Философские методы проясняют фундаментальные понятия, объединяя их в целостные образования. Большое значение в этом процессе имеет концепция «система координат мира на основе предельных динамических равновесий».

Многие методы и подходы, разработанные первоначально в естественных науках затем получили свое развитие в общенаучных методах (теории систем, синергетике, семиотике, науках биосферного и ноосферного классов, глобальном универсализме). Эти методы и подходы, как правило, проясняют отдельные частные вопросы методологии социальных и гуманитарных наук. Взаимодействие философских и общенаучных методов дополняется взаимодополнительным развитием естественнонаучных и социально-гуманитарных подходов, что намечает пути дальнейшего универсального синтеза, в котором ощущают потребность современные наука и философия.

Литература

1. Кожевников Н.Н. Система координат мира на основе предельных динамических равновесий. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 176 с.

2. Kozhevnikov N.N., Danilova V.S. The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums // European Journal of Philosophical Research. 2016, Vol. 5, Is.1, p.18-26.

3. Семиотика: Антология. - М.: Академический проект, 2001. - 702 с.

4. Лем С. Сумма технологии / Пер. с польск. - М.: АСТ, 2002. - 668 с.

5. Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 608 с.

6. Глобалистика: Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. - 1328 с.

7. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М.: АГРАФ, 1998. - 480 с.

8. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Концепции современного естествознания - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007. - 333 с.

References

1. Kozhevnikov N.N. Sistema koordinat mira na osnove predel'nyh dinamicheskih ravnovesij. - Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2014. - 176 s.

2. Kozhevnikov N.N., Danilova V.S. The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums // European Journal of Philosophical Research. 2016, Vol. 5, Is.1, p.18-26.

3. Semiotika: Antologija. - M.: Akademicheskij proekt, 2001. - 702 s.

4. Lem S. Summa tehnologii / Per. s pol'sk. - M.: AST, 2002. - 668 s.

5. Kastel's Je. Informacionnaja jepoha. Jekonomika, obshhestvo i kul'tura / Per. s angl. - M.: Izd-vo MGU, 2001. - 608 c.

6. Globalistika: Jenciklopedija. - M.: Raduga, 2003. - 1328 s.

7. Moiseev N.N. Rasstavanie s prostotoj. - M.: AGRAF, 1998. - 480 s.

8. Danilova V.S., Kozhevnikov N.N. Koncepcii sovremennogo estestvoznanija - Jakutsk: Izd-vo JaGU, 2007. - 333 s.

^iMSr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.