ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
и.А. РОДИОНОБА
д.геогр.н., профессор кафедры региональной экономики и географии экономического факультета РУДН
Б.Н. ХОЛИНА
к.геогр.н., доцент, заведующая кафедрой региональной экономики и географии экономического факультета РУДН
КУРС «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ» Б БУЗАХ Б КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЭКОНОМИСТОБ
Первое десятилетие ХХ в. ознаменовалось важными событиями в научной жизни экономико-географического сообщества. В 2008 г. впервые в истории, Нобелевская премия по экономике была присуждена Полу Кругману1 «за анализ структуры международной торговли и размещения хозяйственной деятельности», что институционализировало среди экономистов «новую экономическую географию» как науку о принципах и моделях размещения. Подтверждением значения географии в условиях современной России стала реорганизация Русского географического общества, председателем которого был избран министр по чрезвычайным ситуациям Шойгу С.К., а председателем попечительского совета - премьер-министр РФ В.В. Путин. И, наконец, ежегодный доклад Всемирного банка 2009 г. был пос-вящён проблемам территориальной неравномерности в современном мире и назывался «Новый взгляд на экономическую географию» [1]. Однако стоит заметить, что пока эти важные события никак не отразились на содержании профессиональной подготовки экономистов.
Место и значение курса «Экономическая география» в учебных планах и стандартах высшего профессионального образования
Существующая в нашей стране практика составления программ и стандартов высшего экономического образования не включает дисциплины образовательной области «география» в число базовых, обязательных для изучения предметов. В этом же русле, к большому сожалению, следуют и проекты новых стандартов 3-го поколения по направлениям «экономика» и «менеджмент».
Совершенно очевидно, что недостаточный учёт пространственной составляющей экономического развития проявляется не только в программах подготовки специалистов, в публикациях научного сообщества, но и в практической жизни. Причины этого заключаются, на наш взгляд, как в незнании составителями стандартов географических (пространственных) методов исследования, так и возможностей, которые экономическая география предоставляет для формирования профессиональных компетенций будущих экономис-
1 Пол Кругман - лауреат Нобелевской премии по экономике, автор и редактор 20 монографий и свыше 200 статей в специализированных изданиях и научных сборниках, профессор экономики и международных отношений Принстонского университета. С 1999 г ведёт авторскую колонку в New York Times, где публикуются аналитические статьи, рассчитанные на самую широкую аудиторию. К сфере его профессиональных интересов, в первую очередь, относятся международная торговля и финансы. Пол Кругман - один из разработчиков «новой теории торговли», ставшей итогом масштабного переосмысления теории международных торговых отношений.
тов. В первую очередь, речь идёт о выявлении проблем регионального неравенства, методике выбора проблемных районов и методах региональной политики, выборе наиболее рационального местоположения для хозяйствующих объектов, о проблемах оптимального использования ресурсной базы экономики, в том числе с применением современных геоинформационных систем и методов научного исследования неогеографии.
Особенно актуальной является необходимость изучения экономической географии в настоящее время, когда в экономические вузы пришли студенты, сдававшие ЕГЭ по обществознанию, а не по географии, как это было традиционно. Не подвергая сомнению важность обществознания для расширения общего кругозора школьников, эта дисциплина, созданная как симбиоз философии, социологии, политологии и экономической теории, имела в разные исторические периоды конъюнктурный характер, и вряд ли может являться базовой для обучения студентов на экономических специальностях. Отсутствие глубокой географической подготовки у специалистов этого профиля чревато самыми серьёзными последствиями для нашей огромной и исключительно разнородной страны, где проблемы регионального развития уже приобрели драматическую остроту. Поэтому в экономических вузах и на экономических факультетах, где существует адекватное понимание руководством значимости пространственной составляющей в экономическом образовании, как правило, курсы «Экономическая география», «Региональная экономика» и «Экономика природопользования» уже введены в учебные планы.
Одним из таких вузов является экономический факультет Российского университета дружбы народов.
География в международном вузе -
Российском университете дружбы народов
С 1960 г., когда было принято решение о создании Российского университета дружбы народов -международного университета для подготовки кадров для развивающихся стран, преподаванию географии отводилась очень важная роль. В университете, куда приезжали учиться студенты из Африки, Азии и Латинской Америки, география, как и в период Великих географических открытий, стала важной практической дисциплиной. Она учила не только тому, где какая страна находится и чем занимаются её граждане, но и учила различать банту и нилотов, сикхов, и знать политическое устройство и реформы; изучались национальные и конфессионные особенности и этнические проблемы стран мира. Так, например, уже первокурсники знали, что двух студентов из Суда-
на (если один с Севера, а другой - с Юга) нельзя селить в одной комнате общежития...
Именно обсуждение вопросов географии (по характеристике политических систем стран мира, революциям и героике национально-освободительного движения, по составу, а также целям и задачам международных организаций) было главным при собеседовании с немногочисленными советскими абитуриентами, что, собственно, и определяло «политическую грамотность и идеологическую выдержанность» и, главное, допуск к вступительным экзаменам в вуз. Это собеседование проводил лично ректор УДН им. Патриса Лумумбы (ныне - РУДН) В.Ф. Станис, создатель концепции эффективного функционирования международного вуза, профессор кафедры политической экономии факультета экономики и права. Таким образом, содержание преподавания и качество профессиональных компетенций будущих экономистов находились под чётким контролем ректора университета с учётом знания дисциплины «Социально-экономическая и политическая география мира».
Важность географии для информированности студентов единственного в своем роде международного вуза подтверждалась содержанием учебных планов и программ. В условиях отсутствия единого образовательного стандарта, содержание учебных планов определялось адекватным пониманием руководством Университета значения тех или иных дисциплин для подготовки высококвалифицированных специалистов международного уровня.
Так, курс «Страноведение» для российских студентов был обязательным предметом для изучения на первом, обязательном для всех, подготовительном году обучения (в первом и втором семестрах, в формате 2 часа лекции, 2 часа семинарские занятия) на всех факультетах, в т.ч. экономики и права, историко-филологическом, медицинском, инженерном, физико-математических и естественных наук, сельскохозяйственном. Этот курс был основой гуманитарного образования. Он давал знания о современном мире и, конечно же, приоткрывал «железный занавес». Выпускники университета с благодарностью вспоминают географию, позволившую адекватно понять им свое место в глобализирующемся мире.
Преподавание географии для иностранных студентов также начиналось с подготовительного факультета. Акцент делался на изучении малоизвестной им географии СССР.
Формирование профессиональных компетенций экономистов в курсе «Экономическая география»
Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические
знания необходимы людям в их трудовой и бытовой деятельности - от выбора места жительства (в городе, стране, мире), или товаров и продуктов питания (произведённых в разных районах земного шара), до выборов руководителей страны. Курс экономической географии, преподаваемый ныне на экономическом факультете и в Институте мировой экономики и бизнеса РУДН, представляет собой экономическую географию во всём богатстве накопленных теорий и идей. В данном курсе география выходит за традиционные рамки, переходя в глобальную - социально-экономическую сферу, отвечая в большей степени на вопросы «Почему?», а не только «Где?» (все предшествующие географические курсы акцентировали внимание именно на выяснении и запоминании ныне существующего географического положения хозяйствующих субъектов).
В основу курса положен самостоятельный дея-тельностный подход к формированию собственного аналитического взгляда на окружающий мир. Важное место в курсе занимает проектная работа. Материалы курса - опубликованные учебники для изучения географии на профильном уровне: «География человеческой деятельности» (победитель конкурса по секции Гуманитарная география Института «Открытое общество» (1992), Гриф Минобразования); «География. Профильный уровень» (победитель конкурса НФПК «Информатизация системы образования», учебник в 2-х частях, 2 рабочие тетради, атлас, мультимедиа-учебник, сайт поддержки, Гриф Минобразования и науки); и учебно-методические пособия: (например, учебное пособие «Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны / Под редакцией профессора И.А.Родионовой; и учебное пособие Родионовой И.А. «Мировая экономика: индустриальный сектор», вошедшее в серию Библиотека классического университета с Грифом УМО для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика») - помогают достичь заявленных целей и обеспечить эффективное преподавание курсов и спецкурсов [2-7]. Современным методам образования в полной мере отвечает мультимедиаучебник, в котором можно найти все материалы курса, в том числе хрестоматию, интерактивные задания, максимально приближенные к реалиям современной жизни, тесты, статистику и ссылки на Интернет [8].
Размещение и развитие отраслей экономики и общества являются результатом деятельности общества - политиков, предпринимателей, граждан, преобразующих неоднородное в природном и социально-экономическом отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Одна из важнейших воспи-
тательных задач курса - формирование навыков и умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.
Структура курса. Разделы курса охватывают темы географии, в наибольшей степени связанные с современной мировой экономикой и политикой. Студенты открывают для себя подходы к решению глобальных проблем, изучают эволюцию географических взглядов на мир и используют методы географического анализа. Каждый из разделов курса («География в современном мире», «Политическая карта мира: государства и границы», «Богатство и бедность: типы стран», «Население и культура», «География городов», «Мировое хозяйство», «Устойчивое развитие») включает в себя изучение принципов, закономерностей, моделей размещения и методов пространственного анализа.
Для повышения эффективности преподавания курса и заинтересованности студентов проводятся мастер-классы: на лекции и (или) семинары мы приглашаем учёных, являющихся признанными специалистами в области региональных социально-экономических исследований. Приглашаем представителей бизнеса, которые конкретно используют знания предмета для разработки региональных стратегий бизнеса; чиновников-управленцев, работающих в органах исполнительной власти и непосредственно определяющих региональную экономическую политику. В дополнение к сетке часов по курсу два раза в семестр проводит заседания кафедральный постоянно действующий методологический семинар «Глобалистика и геоэкономическая стратегия», участниками которого являются студенты, специализирующиеся на кафедре, аспиранты и преподаватели экономического факультета.
Важное место в структуре итоговой оценки по курсу имеют так называемые «творческие работы» (проекты). Они позволяют на практике применить теоретические знания, полученные в ходе изучения материалов курса, и нацелены на реализацию творческого потенциала студентов, помогая им самостоятельно решать нестандартные задачи, формировать умение выступать, отстаивать свою точку зрения и участвовать в дискуссии. Работы подобного типа носят конструктивный характер, посвящены актуальным вопросам мирового развития и проблемам социально-экономического развития стран мира. Тематика проектов текущего учебного года: «Функциональные зоны города» (город по выбору; презентация) и «Динамика ре-
Таблица
Календарный план занятий по курсу «Экономическая география»
№ Темы лекций Темы семинаров
1 География и познание мира. Практическое применение географии в современном мире Практическая работа. Выбор места для размещения поселений. Моделирование территориального развития при введении дополнительных факторов в модель Й.Тюнена. Оценка географического положения и местоположения городов
2 Этапы формирования политической карты мира Влияние колониализма на экономическое и политическое развитие стран и регионов. Непризнанные и самопровозглашённые государства
3 Типы стран современного мира Типологии и классификации стран мира (ООН, Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии). Методика многопризнаковой классификации
4 География населения Влияние миграций на социально-экономическое развитие стран и регионов
5 География мирового процесса урбанизации Мировые города. Взаимосвязь уровня урбанизации и уровня социально-экономического развития стран
6 Системы расселения Оценка сформированности систем расселения в странах различных социально-экономических типов
7 Экономическая и территориальная структура города Конференция «Функциональные зоны города»
8 География сельского хозяйства Экономический оптимум для размещения сельскохозяйственного производства. Главные производители и экспортёры (импортёры) сельскохозяйственной продукции
9 Закономерности размещения промышленности Факторы размещения, теории и концепции размещения промышленного производства. Тенденции развития промышленности мира
10 Сдвиги в размещении промышленности мира Практическая работа. Пространственные методы анализа региональных товарных рынков
11 География транспорта Крупнейшие транспортные артерии и узлы мира
12 Географическое разделение труда Особенности участия в международном разделении труда регионов мира. Конференция «Динамика географической и товарной структуры внешней торговли региона (страны)»
13 Региональные интеграционные объединения Место России в международных интеграционных объединениях, в международном разделении труда и мировой торговле
14 Районирование и административно-территориальное деление Географические границы и районирование. Реформа АТД
15 Электоральная география Электоральные предпочтения избирателей как фактор регионального неравенства
16 Территориальная справедливость и региональная политика Практикум. Региональное неравенство в странах различных социально-экономических типов. Региональная политика в странах разных социально-экономических типов. Кривая Лоренса. Эволюция территориальной справедливости СНГ (1990-2007 гг.)
17 Территориальные закономерности экономического и политического развития (модели «центр-периферия», «полюса роста», «диффузия нововведений») Проявление пространственных моделей в реальной жизни
18 Итоговая лекция. Зачем нужна география экономистам? Конференция «Географические знания в профессиях»
19 Итоговое тестирование
20 Подведение итогов
гиональной структуры внешней торговли региона (страны)». В структуре оценки учитываются такие аспекты, как посещаемость лекций и семинаров и активность на них, тщательность и правильность выполнения заданий практикума, творческих и контрольных работ.
Итоговая оценка студента складывается на основе баллов, полученных в ходе семестра, за разнообразные виды учебной деятельности, позволяющие наиболее полно раскрыть возможности студентов в процессе обучения (табл.).
Профессиональные компетенции. В результате изучения данного курса студенты научатся: позиционировать себя, свой регион и страну в контексте общемирового развития; понимать взаимозависимость макроэкономических показателей социально-экономического развития, пользоваться (искать и анализировать) статистической информацией, современными методами пространственного анализа и представлять результаты собственных исследований в виде эссе, мультимедиа-презента-
ции и защищать свою точку зрения; критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.
Курс нацелен на формирование конкретного, востребованного знания, которое возникает при решении нестандартных задач. Преподаватель выступает в большей степени как организатор процесса познания и научный консультант, нежели как передатчик информации, изложенной в текстах учебника. Большое внимание уделяется имитационным тренировкам (деловым играм). В ходе работы идёт не только освоение базовых понятий социально-экономической географии, но и освоение интеллектуальных техник - понимания, коммуникации, схематизации, умения ставить цели, самоопределяться, анализировать, отказываться от несбыточного. В курсе предусмотрены диспуты, дискуссии, публичные выступления, написание аналитических текстов, проектных отчётов, презентаций.
Развитие навыков отражается в умении применять их для решения конкретных практических задач данного курса: оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов; оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей; выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации; оценка геополитического положения России; оценка экономических последствий изменения демографической структуры населения и стадий демографического перехода; оценка влияния уровня урбанизации (доли городского населения) на уровень социально-экономического развития; оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг-размер»), разработка оптимальных систем расселения; анализ ценообразования на землю по функциональным зонам города; выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка; оценка факторов размещения промышленных предприятий; анализ статистики по внешней торговле в динамике (объёмы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира; проведение многопризнакового и однопризнакового районирования; выбор наиболее существенных признаков для районирования; оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования; оценка распределения национального дохода между районами страны: построение кривой Лоренса и картографирование результатов анализа.
Компетенции курса
Курс готовит студенческую аудиторию к расчётно-экономической деятельности (подготовка исходных данных для проведения расчё-
тов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; проведение расчётов); аналитической, научно-исследовательской деятельности (поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчётов; обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макроуровнях как в России, так и за рубежом).
Курс формирует общекультурные компетенции (ОК). В результате студент будет способен: 1) к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); 2) к анализу социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и сможет прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); 3) аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); 4) к осознанию социальной значимости своей будущей профессии (ОК-11); 5) к работе с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
Курс формирует профессиональные компетенции (ПК) по следующим позициям: аналитическая, научно-исследовательская деятельность (в т.ч.: сбор, анализ и обработка данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); анализ результатов расчётов и получение обоснованных выводов (ПК-5); анализ данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявление тенденций развития (ПК-8); подготовка информационного обзора или аналитического отчёта (ПК-9).
Курсовая работа, предусмотренная учебным планом для всех специальностей экономического факультета во 2-ом семестре, нацелена на самостоятельный анализ региональной статистики, закрепляет все полученные знания [7].
Плодотворность такого подхода подтверждают успехи наших студентов на различных всероссийских и международных конкурсах и конференциях: за последние 10 лет 17 студентов экономического факультета (причём половина - по результатам курсовых работ 1-го курса!) стали лауреатами Всероссийского открытого конкурса на лучшую научную работу студентов вузов по естественным, техническим и гуманитарным наукам вузов Российской Федерации, получили медали и дипломы Министерства образования по секции «экономи-
ческие науки» и «географические науки», медали и дипломы РАН.
Географическое образование экономистов в РУДН продолжается на 2, 3 и 4 курсах в формате курсов «Экономика природопользования» и «Региональная экономика», а также спецкурсов (т.е. курсов по выбору студента): «Глобальные проблемы человечества», «Современные тенденции развития промышленности мира», «Геоинформационные системы», «Предпринимательский климат регионов России».
Экономическая география, по нашему глубочайшему убеждению, должна являться обязательным предметом изучения как для экономических, так и для других гуманитарных специальностей; владение географическими знаниями необходимо признать обязательным не только для будущих экономистов-управленцев федерального и регионального уровней, но и менеджеров и предпринимателей, а также юристов, экологов, инженеров и других специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. «World Development Report 2009. Reshaping Economic Geography («Новый взгляд на экономическую географию»: Доклад Всемирного банка 2009). - Washington DC, World Bank, 2009.
2. Холина В.Н. «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика». Учебник для углубленного изучения географии. - М. : Просвещение, 1995, 2000, 2002.
3. Родионова И.А. «Мировая экономика: индустриальный сектор». - М. : РУДН, 2010.
4. «Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны /Под редакцией профессора И.А.Родионовой. - М. : Экон-Информ, 2008.
5. Холина В.Н. «География (профильный уровень)». Части 1-2. Учебник для профильных школ, системы профессионального образования и младших курсов бакалавриата. - М., Дрофа, 2008, 2009.
6. Холина В.Н. «Практикум по экономической географии». - М. : Изд-во РУДН, 2005.
7. Холина В.Н, Родионова И.А. «Как написать и успешно защитить курсовую работу». Методические указания по подготовке и оформлению курсовых работ по географии. - М.: ЭКОН-ИНФОРМ, издания 2005,2007.
8. Холина В.Н. «Общественная география современного мира»: мультимедиа-учебник (диск). Электронное издание (диск). - М. : Дрофа; ДИК, 2009.
9. Холина В.Н, Родионова И.А., Наумов А.С. «Социально-экономическая география мира: справочное пособие (карты, диаграммы, графики, таблицы)». - М. : Дрофа; ДИК, 2006-2009.