Научная статья на тему 'КУРГАНСКАЯ ЕПАРХИЯ: НОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ XX–XXI вв.'

КУРГАНСКАЯ ЕПАРХИЯ: НОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ XX–XXI вв. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / Курганская епархия / Курганская митрополия / благочиние / епархиальное управление / государственно-церковные взаимоотношения. / Russian Orthodox Church / Kurgan diocese / Kurgan metropolia / deanery / diocesan admin- istration / state-church relations.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кучеров Михаил Сергеевич

Статья охватывает 70-летний период истории образования и развития Курганской епархии. Впервые поднимается вопрос образования Курганской епархии в 1945 г. и ее самостоятельного существования до 1958 г. Рассматриваются особенности епархиального управления советского периода. Современный период раскрывает этап возрождения епархиальной структурной единицы на территории Курганской области и ее дальнейшее преобразование в митрополию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кучеров Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KURGAN DIOCESE: NEW ASPECTS OF EDUCATION AND DEVELOPMENT AT THE TURN OF THE 20TH AND 21ST CENTURIES

The article covers the 70-year period of the history of education and development of the Kurgan Diocese. The question of the formation of the Kurgan Diocese in 1945 and its independent existence until 1958 is raised for the first time. The features of the diocesan administration of the Soviet period are considered. The modern period reveals the stage of the revival of the diocesan structural unit in the territory of the Kurgan region and its further transformation into the metropolis.

Текст научной работы на тему «КУРГАНСКАЯ ЕПАРХИЯ: НОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ XX–XXI вв.»

яля

УДК 93 ББК 63.3

КУРГАНСКАЯ ЕПАРХИЯ: НОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ

ХХ-ХХ1 вв.

Кучеров Михаил Сергеевич,

аспирант Московской Духовной Академии, протоиерей, настоятель Свято-Троицкого храма г. Кургана, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации. ул. Пушкина, д. 18, г. Курган, kms151@mail.ru

Аннотация

Статья охватывает 70-летний период истории образования и развития Курганской епархии. Впервые поднимается вопрос образования Курганской епархии в 1945 г. и ее самостоятельного существования до 1958 г. Рассматриваются особенности епархиального управления советского периода. Современный период раскрывает этап возрождения епархиальной структурной единицы на территории Курганской области и ее дальнейшее преобразование в митрополию.

Ключевые слова

Русская Православная Церковь, Курганская епархия, Курганская митрополия, благочиние, епархиальное управление, государственно-церковные взаимоотношения.

72

На протяжении последних двух с половиной десятилетий в отечественной исторической науке отмечается особый интерес к истории Русской Православной Церкви (далее РПЦ) в XX столетии, предпринимаются попытки анализа и выявления причинно-следственных связей современного периода.

История Курганской епархии долгое время не рассматривалась в ракурсе самостоятельной структурной единицы Московского Патриархата. В немногочисленных работах региональных исследователей Южного Урала М. Н. Федченко, Т. А. Чумаченко, Э. З. Шакировой православные приходы Курганской области до 1993 г., когда определением Священного Синода была создана Курганская и Шадринская епархия, изучались исключительно как составные компоненты

Свердловской епархии1. Этот аспект во многом объясняется исследованием темы на базе светских источников. Церковные материалы, архивы приходов, отчеты благочинных и управляющих епархий советского и настоящего периодов, как правило, находятся вне зоны доступа светских исследователей. Ввиду этого практически не изученной остается деятельность епархиаль-

1 Федченко М. Н. Русская Православная церковь на территории Курганской области (1943 — начало 2000-х гг.). — Курган, 2006.; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие: 1941-1961. — М., 1999.; Шакирова Э. З. Политика государства в отношении Русской Православной Церкви на южном Урале и среднем Поволжье во второй половине ХХ в// Вестник Оренбургского государственного университета, 2012. № 5. С. 108-114.

ного управления непосредственно на территории Курганской области.

Цель настоящего исследования — рассмотреть основные аспекты образования и развития Курганской епархии в 1945-2015 гг. посредством введения в научный оборот новых исторических данных Курганского епархиального архива.

Обращаясь к историческим документам, действительно находим, что 7 сентября 1943 года была восстановлена Свердловская епархия, в состав которой вошли приходы Свердловской, Челябинской и Курганской областей. На тот момент на территории исследуемой области находилась всего одна действующая Петро-Павловская церковь в п. Куртамыш, открытая в 1942 г.

Однако в январе 1945 г. Поместный Собор принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви». Данный документ обозначил деление РПЦ на епархии, границы которых должны были соответствовать гражданским границам — областным, краевым и республиканским2. Таким образом, единовременно на территории РСФСР были официально созданы 71 епархия, и в том числе Курганская.

5 ноября 1945 г. постановлением Священного Синода за № 29 управляющим Курганской епархией был назначен епископ Свердловский и Челябинский Товия (Остроумов). 2 декабря 1945 г. в Совет по делам РПЦ при СНК СССР по Курганской области поступило письмо владыки То-вии с просьбой зарегистрировать его «управляющим Курганской епархией» и выслать ему список функционирующих церквей Курганской области3. К письму прилагались копии постановления, отношения Московской Патриархии и анкета с биографическими данными4.

Обширные границы епархии, пенсионный возраст управляющего епископа, отсутствие развитых средств связи создавали условия, когда реальное осуществление управления дальней епархией ложилось на деятельность уполномоченного по делам РПЦ по Курганской области

2 Цыпин В., протоиерей. РПЦ и право: коммента-рий./Цыпин В. М., 1999. С. 142.

3 Государственное казенное учреждение Государственный архив Курганской области (далее ГКУ ГАКО). Ф. Р-1800. Оп. 1. Д. 6. Л. 29.

4 Там же. Д. 6. Л. 29.

и благочинного. За 12 лет владыка Товия посетил Курганскую епархию всего несколько раз.

В 1945-1947 гг. в период повсеместного движения за открытие храмов, регистрации приходов обозначилась проблема удовлетворения появляющихся священнических вакансий. В эти годы проявилась тенденция назначения священников из числа предлагаемых кандидатов членами церковных общин на местах и уполномоченным без предварительного знакомства с архиереем.

Так, в преддверии открытия храма в с. Боровское Катайского района, епископ Товия в телеграмме обращался к уполномоченному М. Г. Виноградову: «Присылайте в Свердловск кандидата для замещения вакансии настоятеля церкви»5.

В декабре 1946 г., направляя на имя уполномоченного Указ о назначении настоятелем в с. Бо-ровлянка Звериноголовского района иерея Павла Петрова, владыка просил выслать ему «Ставленную грамоту» священника, удостоверяющую его сан, а также наименование храма и правильное название села. В дополнение епископ просил уполномоченного М. Г. Виноградова проинструктировать священнослужителя о необходимости немедленного избрания исполнительных органов общины, а также предупредить П. Петрова, что «вся ответственность за порядок в общине лежит на нем»6.

В декабре 1946 г. ввиду наличия на территории епархии 8 действующих приходов указом епископа Товии были учреждены два благочинных округа — первый — на севере области с центром в г. Шадринск и второй — на юге с центром в п. Мишкино. Однако второй округ просуществовал до августа 1948 г.7.

7 февраля 1948 г. благочинным церквей Курганской епархии был назначен настоятель Воскресенской церкви г. Шадринска Алексей Иванович Малиновский, впоследствии митрофорный протоиерей. Эту должность он бессменно занимал на протяжении 34 лет.

Факт расположения церковного центра в Ша-дринске, а не в областном городе Кургане объяснялся тем, что до 1957 г. светские власти препят-

5 Там же. Д. 7, л. 24.

6 ГКУ ГАКО. Ф. Р-1800. Оп. 1. Д. 9. Л. 15.

7 Там же. Д. 17. Л. 65.

73

74

Протоиерей Алексий Малиновский. Благочинный Курганской области в 1948-1982 гг.

ствовали регистрации православного прихода и открытия церкви в границах столицы области.

29 июня 1957 г. в целях лучшего руководства и наблюдения за приходами, а также для поднятия дисциплины и скорейшего разрешения церковных вопросов церквей Курганской епархии указом Свердловского епископа Доната (Щеголе-ва) протоиерей Алексий Малиновский с 1 июля 1957 г. был назначен старшим благочинным церквей Курганской области8.

Согласно «Положения об управлении РПЦ» 1945 г. в обязанности благочинного входило наблюдение за деятельностью приходского духовенства, посещение приходов не менее двух раз в год, предоставление полугодовых отчетов управляю-

щему архиерею о состоянии вверенного округа, ходатайство о награждении клириков и мирян9.

Однако круг вопросов, ложившихся на ответственность благочинного Курганской епархии, прописанных в указе епископа, выходил далеко за рамки выше обозначенного Положения. В его обязанностях значилось: представительство по церковным делам перед Уполномоченным по делам РПЦ по Курганской области; подготовка документов о перемещении и назначении священнослужителей; разрешение отпусков членам причта; разбор жалоб; ведение послужных списков; сбор и распределение взносов на общецерковные, епархиальные нужды и в пенсионный фонд;разбор и подготовка дел о пенсиях и пособиях; выплата пенсий непосредственно или косвенно через настоятелей; проверка отчет-ностей церквей; право давать разрешение на приобретение имущества общиной; утверждение актов на приведение в негодность церковного имущества; подготовка смет церквей и составление общей сметы благочиния; составление сводных смет на приобретение церковных товаров; ревизия деятельности и отчетность церквей; ведение дел об открытии церквей и разъяснения просителям порядка ведения этих дел10.

В то же время, согласно того же Положения, единственным лицом, которое могло сноситься по епархиальным делам с местными представителями гражданской власти, в частности, по вопросам предоставления храма или молитвенного дома приходской общине, являлся епархиальный архиерей (ст. 32 Положения)11. Таким образом, обязанности благочинного Курганской епархии официально во многом перекликались с обязанностями епархиального архиерея.

В 1958 г. произошло официальное объединение Свердловской и Курганской епархий, однако расширенные полномочия Курганского благочинного сохранялись вплоть до 1980-х гг. За широту вверенной власти отца Алексия «доброжелатели» называли «Шадринским архиереем», «хозяином области»12.

8 Там же. Д. 20. Л. 51.

10 11 12

Цыпин В. Церковное право: Курс лекций. М., 1994.: [Электронный ресурс]// http://lektsii.org/8-80517.html

ГКУ ГАКО. Ф. Р-1800. Оп. 1. Д. 20. Л. 51, 52.

Цыпин В. Церковное право. Указ. соч.

Архив Курганской епархии. Крестовоздвиженский приход с. Звериноголовское.

9

В 1958-1965 гг. приходы Курганской области находились под управлением епископа Флавиана Дмитриюка, ежегодно посещавшего центральные храмы региона, однако сохранявшего отстраненное участие в жизни епархии. В период ужесточения антирелигиозного законодательства и осуществления государственного плана по подрыву благосостояния и влияния Церкви слабость епархиальной структуры проявилась особенно трагично.

В 1961-1962 гг. в Курганской области были закрыты четыре церкви, но при этом в епархиальное управление и другие церковные инстанции не поступило ни одной жалобы. Духовенство отрекалось от Церкви, уходило за штат под психологическим давлением уполномоченного, не вступая в общение с управляющим епархией.

В тоже время, в период закрытия храма в п. Рябково (пригород Кургана) и перевода церковной общины в молитвенный дом п. Смолино, отличавшегося меньшим размером и отдаленностью от областного центра, владыка не предпринял каких-либо действий по предотвращению складывавшейся ситуации. В ответ на многочисленные письма и просьбы прихожан с ходатайством предотвратить угрозу закрытия храма епископ Флавиан в апреле 1962 г. положил следующую резолюцию: «Вопрос открытия и закрытия церквей находится в исключительной компетенции гражданских властей. Документы переслать уполномоченному по делам РПЦ в городе Кургане»13.

23 октября 1966 г. патриархом Алексием I был хиротонисан во епископа Свердловского и Курганского архимандрит Климент Перестюк, управлявший епархией на протяжении 13 лет.

Время «политического застоя» уже не угрожало духовенству и верующим антирелигиозными гонениями, однако строгий контроль за соблюдением законодательства о культах значительно ограничивал действия как управляющего епархией, так и духовенства. На территории епархии все без исключения церковные инициативы, вплоть до посещения приходов, назначения священнослужителей должны были согласовываться с уполномоченным по делам религии по Курганской области.

Так, в конце 1960-х гг. в деловой переписке епископа с уполномоченным о назначении духо-

13 Архив Курганской епархии. Свято-Духовский приход г. Кургана.

венства появляется новая постоянная формулировка: «При сем почтительнейше представляю автобиографию кандидата на должность [священника] ... для согласования»14.

Тем не менее, владыка Климент пытался отстаивать право Церкви проявлять милосердие и христианскую взаимопомощь. В 1966 г. уполномоченный по Курганской области Е. А. Машнюк при личной беседе поднял вопрос о том, что епархиальное управление выдало общине п. Смолино 1000 руб., а общине г. Куртамыш 2000 руб. на приобретение жилья священнику и просил больше благотворительности не допускать. Однако Владыка не обещал устранить нарушения, отметив, что в епархии есть касса взаимопомощи, из которой выдаются деньги духовенству и религиозным общинам15. В период своего правления он поддерживал приходы, осуществлявшие активную деятельность. Так, в 1967 г. ввиду проведения ремонта здания Крестовоздвиженской церкви с. Звериноголовское приходская община была освобождена от всех взносов в Патриархию в течение года16.

В 1977 г. архиепископу удалось согласовать с уполномоченным открытие второго штата (священника или диакона) в областной церкви г. Кургана (п. Смолино), что явилось большим облегчением для многочисленного городского прихода17.

Посещая приходы, владыка всегда наставлял «разрешать все церковные дела в духе христианской любви и прощения, которое должно быть обращено ко всем членам общины». Однако по состоянию здоровья приезды архиерея на приходы Курганской области порой бывали один раз в пять лет18.

Примечательно, что в архивном фонде уполномоченного по делам религии по Курганской области сохранилась телеграмма архиепископа Климента уполномоченному И. И. Таранченко 1977 г., в которой владыка сердечно поздравлял «со знаменательной юбилейной датой в истории человечества — 60-летием Октябрьской револю-

14 ГКУ ГАКО. Ф. Р-1800. Оп. 1. Д. 6. Л. 312.

15 Там же. Д. 55. Л. 50-51.

16 Архив Курганской епархии. Крестовоздвиженский приход с. Звериноголовское.

17 Архив Курганской епархии. Свято-Духовский приход г. Кургана.

18 Архив Екатеринбургской епархии. Годовые отчеты по Екатеринбургской епархии 1957, 1969, 1971, 1973-1993 гг.

75

76

Духовенство Курганской епархии 1960-е гг.

ции». В тексте телеграммы содержалось пожелание «здоровья, благополучия, успехов в дальнейших трудах на благо мира во всем мире, свободы человечества и процветания нашей дорогой Отчизны»19.

С 1980 по 1984 гг. Свердловскую и Курганскую епархию возглавлял архиепископ Платон (Удовенко)20. Владыка Платон по возможности старался как можно глубже вникнуть в дела и проблемы вверенных ему территорий и расположенных на них приходов. Уделял внимание личному общению и переписке с духовенством, обращаясь в деловых письмах ласково, с вниманием21.

С целью урегулирования, внесения ясности в ходе богослужения, а также повышения уровня образования клира в условиях дефицита богослужебной литературы архиепископ составил для епархиального духовенства печатные практические пастырские рекомендации о совершении Всенощного богослужения и Литургии в воскресные и праздничные дни22. Рекомендации содержали выдержки и пояснения из «Настольной книги для священно-цер-ковнослужителей» С. В. Булгакова, изданной в Харькове в 1900 г. Востребованность данного

19 ГКУ ГАКО. Ф. Р-1800. Оп. 1. Д. 100. Л. 128.

20 Платон, митрополит Феодосийский и Керченский (Удовенко Владимир Петрович)// Официальный сайт Московского Патриархата: [Электронный ресурс]// http://www.patriarchia.ru/db/text/77113.html

21 Архив Курганской епархии. Свято-Духовский приход г. Кургана.

22 Там же.

краткого руководства, подтверждается сохранившимися в епархиальном архиве многочисленными рукописными копиями.

Важным актом для Курганской епархии стало письмо архиепископа Платона от 30 декабря 1980 г. настоятелю Свято-Духовского храма в Кургане протоиерею Григорию Пономареву с благословением ввиду того, что епархия именуется Свердловской и Курганской установить согласно уставу Святой Церкви в г. Кургане архиерейскую кафедру, жезл и орлец23. В письме давались четкие рекомендации: «Посередине храма согласно площади, соорудить кафедру; У Царских врат должен стоять архиерейский жезл с сулком; Перед отпустом «Высокопреосвященнейший Владыко, благослови»; Многолетствование после окончания Богослужения надлежит петь «ИСПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА».

Таким образом, с момента образования Курганской епархии, впервые в 1981 г. в кафедральном соборе были установлены архиерейские символы власти. После ухода на покой в марте 1982 г. благочинного протоиерея А. Малиновского центр благочиния Курганской области был перенесен из Шадринска в Курган.

При архиепископе Мелхиседеке Лебедеве (1984-1993 гг.) на волне общей демократизации общественной жизни началось постепенное возрождение приходов. Если в 1988 г. их общее количество в области равнялось десяти, то в 1992 г. было зарегистрировано 37 приходов и один мужской монастырь в Долматово24. Однако в большинстве случаев архитектурное состояние храмовых зданий требовало больших финансовых вложений. Половина церквей не имела постоянных священнослужителей.

Демократизация общественной жизни страны в начале 1990-х гг., приобретение самостоятельности в осуществлении церковной политики, признание РПЦ юридическим лицом, а верующих — полноценными гражданами, открывало для духовенства широкие возможности духовно-просветительской деятельности.

Многие организационные вопросы в деле выстраивания государственно-церковных отношений на областном уровне могли быть решены только при личном участии управляющего епархией. Стремительный рост религиозных

23 Там же.

24 ГКУ ГАКО. Ф. Р-2443. Оп. 1. Д. 2. Л. 27.

Возрождение богослужебной жизни

организаций разных конфессий и деноминаций и одновременно разрозненность православного духовенства требовали активных и решительных действий со стороны епархиального руководства.

В связи с этим, весной 1992 г. благочинный 3-го церковного округа Екатеринбургской епархии, в состав которого входила Курганская область со всеми расположенными на ее территории приходами, протоиерей Николай Чирков обратился к управляющему Екатеринбургской и Курганской епархией архиепископу Мелхисе-деку с ходатайством рассмотрения возможности выделения из состава Екатеринбургской епархии самостоятельной Курганской епархии.

10 февраля 1993 г. архиепископ Мелхисе-дек подал рапорт Святейшему Патриарху Алексию, в котором изложил необходимость выделения Курганской и Шадринской епархии. Также владыкой были предложены две кандидатуры на место епископа — игумен Свято-Даниловского монастыря Алексий (Поликарпов) и игумен Михаил (Расковалов), настоятель Свято-Никольского храма с. Николо-Павловского Пригородного района Свердловской области. Рассматривались и два варианта наименования — Курганская и Далматовская епархия или Курганская и Шадринская епархия. Учитывая тот фактор, что Шадринск являлся крупным экономическим развивающимся городом, выбор был сделан в пользу второго варианта.

22 февраля 1993 г. постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ была образо-

Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Рычково

вана самостоятельная Курганская и Шадринская епархия25.

3 апреля 1993 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейший Патриарх Алексий совершил хиротонию архимандрита Михаила (Расковалова) во епископа Курганского и Шадринского.

Учреждение самостоятельной Курганской кафедры в 1993 г. способствовало быстрому росту числа приходов. Новый правящий архиерей получил возможность более глубоко вникать как в богослужебную, так и в финансово-хозяйственную деятельность церковных общин. Стали выстраиваться государственно-церковные взаимоотношения в русле сотрудничества в области духовно-просветительской, патриотической деятельности, социального служения.

77

25

Горянов Константин, архиепископ. 20 лет Курганской

и Шадринской епархии. 1993-2013. Курган, 2014. С.12.

78

В то же время 1990-е гг. стали наиболее сложными в проявлении последствий как советской системы управления приходами, так и долгого отсутствия епархиальной центральной власти. В 1993 г. произошел епархиальный раскол, в результате которого община Спасо-Преображен-ского собора г. Шадринска вместе с настоятелем перешла в штат Суздальской епархии Российской Православной свободной Церкви26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1993-1997 гг. на территории Курганской области были отмечены особо острыми взаимоотношениями между епархиальной властью РПЦ и представителями Российской Православной свободной и Истинно-Православной Церквей. Яркие противоречия и противостояния находили выход в СМИ, что порождало новые слухи и недопонимания общественности27.

1997 г. был отмечен для Курганской епархии тяжелым испытанием, которому было подвергнуто церковное единство и канонические основы взаимоотношений между частью клира епархии и правящим архиереем. 13 настоятелей крупных приходов и авторитетных священников (третья часть епархиального духовенства) направили Святейшему Патриарху Алексию II письмо, в котором обвиняли управляющего Курганской епархией епископа Михаила в нерадивом исполнении своих обязанностей и просили о смещении его с кафедры28. Однако в результате расследования Московской Патриархии были выявлены несостоятельность обвинений и субъективные интересы заявителей.

К 2013 г. на территории епархии действовало уже 100 храмов. Таким образом, за чуть более 20 лет Курганская и Шадринская епархия почти наполовину возродила свое церковное достояние в сравнении с дореволюционным периодом. Процесс восстановления и реставрации старых зданий сопровождался возведением новых храмов, что свидетельствовало о развитии епархии, активном взаимодействии с местной областной администрацией, увеличении числа деятельно верующих людей.

Поклонный крест на границе Курганской области и Казахстана. 2006 г.

26 Архив Курганской епархии. Фонд «Указы епархиального архиерея 1993 г.». Дело «Указ Преосвященного Михаила, епископа Курганского и Шадринского, от 22.11.1993 г. № 032».

27 ГКУ ГАКО. Ф. Р-2443. Оп. 1. Д. 2. Л. 17.

28 Архив Курганской епархии. Дело «Конфликт 1997 г.».

5 мая 2015 г. решением Священного Синода в пределах Курганской области была образована Курганская митрополия29. В рамках ее территории были выделены Курганская и Белозерская епархия и Шадринская и Далматовская епархия. Управляющим Курганской и Белозерской епархии, главой Курганской митрополии был назначен архиепископ Иосиф (Балабанов)30. Как отмечает А. А. Федотов, увеличение количества епархий — исторически востребованное решение. Оно может приблизить правящего архиерея к прихожанам и рядовым священникам31.

Таким образом, рассматриваемый период представляет несколько этапов развития православия на территории Курганской области. Несмотря на юридические и политические препятствия советского периода, духовенство области сохраняло своего рода автономию благодаря сильной личности благочинного, сумевшего выстроить эффективные взаимоотношения с местными органами власти и епархиальным управлением в Свердловске. На протяжении многих десятилетий клирики Свердловской епархии именовали приходы Курганской области «заграницей».

Официальное открытие Курганской и Ша-дринской епархии в 1993 г. и назначение епархиального управляющего позволило в короткие сроки преодолеть внутренние разногласия административно-хозяйственного характера, взять курс на восстановление полноценной деятельности РПЦ в регионе, что, в конечном итоге, способствовало образованию Курганской митрополии.

Список литературы

1. Горянов Константин, архиепископ. 20 лет Курганской и Шадринской епархии. 1993-2013. Курган, 2014. 32 с.

29 Журналы заседания Священного Синода от 5 мая 2015 года. Журнал № 7// Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата: [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru.

30 Журналы заседания Священного Синода от 5 мая 2015 года. Журнал № 7, 10// Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата: [Электронный ресурс] //http://www.patriarchia.ru.

31 Федотов А. А. Некоторые аспекты положения архиереев Русской Православной Церкви с 1917 по 1980-е гг. // Научный богословский портал Богослов.ру: [Электронный ресурс]// http://www.bogoslov.ru/text/3562472. html

2. Журналы заседания Священного Синода от 5 мая 2015 года. Журнал № 7// Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата: [Электронный ресурс] // http://www. patriarchia.ru.

3. Федченко М. Н. Русская Православная церковь на территории Курганской области (1943-начало 2000-х гг.). — Курган, 2006.

4. Федотов А. А. Некоторые аспекты положения архиереев Русской Православной Церкви с 1917 по 1980-е гг. // Научный богословский портал Бо-гослов.ру [Электронный ресурс] 2017. URL: http://

www.bogoslov.ru/text/3562472.html (дата обращения: 10.08.2017 г.)

5. Цыпин В. А., протоиерей. Церковное право. М.: МФТИ, 1999.

6. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие: 1941-1961. М., 1999.

7. Шакирова Э. З. Политика государства в отношении Русской Православной Церкви на южном Урале и среднем Поволжье во второй половине ХХ в// Вестник Оренбургского государственного университета, 2012. № 5. С. 108-114.

KURGAN DIOCESE: NEW ASPECTS OF EDUCATION AND DEVELOPMENT AT THE TURN OF THE 20TH AND 21ST CENTURIES

Kucherov Mikhail Sergeevich,

Graduate student of the Moscow Theological Academy, Archpriest, rector of the Holy Trinity Church in the city of Kurgan, head of the diocesan

department of religious education and catechesis,

kms151@mail.ru

Abstract

The article covers the 70-year period of the history of education and development of the Kurgan Diocese. The question of the formation of the Kurgan Diocese in 1945 and its independent existence until 1958 is raised for the first time. The features of the diocesan administration of the Soviet period are considered. The modern period reveals the stage of the revival of the diocesan structural unit in the territory of the Kurgan region and its further transformation into the metropolis.

Keywords

Russian Orthodox Church, Kurgan diocese, Kurgan metropolia, deanery, diocesan administration, state-church relations.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.