Научная статья на тему 'Курайшиты: Историко-генеалогический справочник (предисловие)'

Курайшиты: Историко-генеалогический справочник (предисловие) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2612
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курайшиты: Историко-генеалогический справочник (предисловие)»

Ариф Алиев,

доктор исторических наук (ИНИОН РАН) КУРАЙШИТЫ: ИСТОРИКО-ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК * (Предисловие)*

Повышенный интерес, проявляемый в настоящее время к исламу, вызвал широкий поток публикаций, посвященных истории зарождения, развитию и современному состоянию этой самой молодой из мировых религий. Не стала исключением и Россия, где в последние годы появились многочисленные труды, охватывающие практически весь спектр проявлений ислама: его доктрину и догматику, политическую культуру и социальную практику, этические и правовые нормы, ритуалы и обряды, литературу и искусство. Уже осуществлены десятки переводов текста Корана на русский язык, опубликованы оригинальные или переведенные с других языков комментарии и толкования (тафсиры) Священного Писания мусульман.

В книжных магазинах появились сборники хадисов (рассказов о жизни и деятельности Пророка Мухаммада), жизнеописания Пророка (сийар) и посвященные ему научные биографические исследования. Вышли в свет переводы трудов многих известных мусульманских историографов, философов, правоведов, признанных знатоков исламского вероучения (улемов). Все это обрушило на читателей, от профессиональных востоковедов и исламоведов до любителей истории и простых верующих, поток информации, которая столетиями накапливалась в недоступных ранее для россиян работах мусульманских авторов и зарубежных ориенталистов. Значительное место в них занимали имена и деяния тысяч людей, внесших свой посильный вклад в развитие исламской цивилиза-

*А.А. Алиев. Курайшиты: Историко-генеалогический справочник. - М.: ИНИОН РАН, 2012. - 480 с. Справочник является первым в отечественном востоковедении исследованием, посвященным изучению генеалогии родного для Пророка Мухаммада племени Курайш. Он содержит 57 родословных таблиц, представляющих все главные ответвления родового древа курайшитов с периода зарождения племени до этапа его постепенного распада после появления нового типа объединения арабов - мусульманской общины. Особое внимание уделено роду Пророка Мухаммада и его прямым потомкам - Алидам. Родословные курайшитов более позднего времени рассмотрены на фоне становления и развития первых мусульманских государств: Омейядского халифата со столицей в Дамаске (661-750) и Аббасидского (Багдадского) халифата (750-1258).

ции. Древние арабы с трепетом относились к своим предкам, тщательно изучали свои родословные (ансаб), сохраняли и передавали сведения о предшественниках последующим поколениям. Необходимость в изучении генеалогий и родственных связей (нисаб) видных фигурантов ранней арабо-мусульманской истории с течением времени не угасла, и эту задачу в той или иной степени успешно в свое время выполнили дотошные средневековые мусульманские авторы. Они прекрасно осознавали, что без знания генеалогий арабских племен сложно разобраться не только в обстановке, способствовавшей появлению ислама, но и в подоплеке политических событий, современниками которых они являлись.

Особое внимание при изучении родословных всегда было обращено на генеалогическое древо племени Курайш (Курейш), выходцами из которого были Пророк Мухаммад и его прямые потомки - Алиды (ал-'Алавийа, ал-'Алавийун), первые четыре халифа, именуемые «праведными» (хулафа' рашидуи), а также правители первых мусульманских династий - Омейядов (Умаййа, бану Умаййа) и Аббасидов (ал-'Аббасийун, бану ал-'Аббас), основавших государства (халифаты) на территориях, покоренных арабами-мусульманами в результате завоевательных походов. Важный стимул эти генеалогические исследования получили при втором «праведном» халифе Умаре б. ал-Хаттабе (634-644). Для установления известного порядка в распределении значительных поступлений в государственную казну (байт ал-мал) из стран, покоренных в ходе арабских завоеваний, он учредил (639/40?) специальную систему жалований. Были составлены списки (диван), куда вносились отдельные лица и племена, за которыми было признано почетное право на получение этих материальных средств. Главными критериями при отборе стали: принадлежность к курайшитскому роду Хашим (выходцем из которого был Му-хаммад), степень родства с Пророком, время принятия ислама, участие в битвах против язычников и в завоевательных походах. Таким образом, вопрос о родовой принадлежности и семейно-родственных отношениях соплеменников Мухаммада и их потомков на долгие годы оказался тесно связанным с их материальным благополучием и социальным статусом.

Потребность в знании родословных объяснялась еще и тем, что в Арабском халифате и за его пределами неоднократно появлялись личности, которые обосновывали свои претензии на знатность, верховенство или власть указаниями на свое происхождение из почитаемых в мусульманском мире курайшитских родов.

История знает примеры, когда, ссылаясь на родственные связи с потомками Пророка Мухаммада, на поверку весьма сомнительные, а порой просто подложные, люди объявляли себя халифами, духовными предводителями-имамами или «полномочными представителями» Аллаха на земле. Были среди них и такие, которые развязывали опустошительные антиправительственные войны, собирая под свои знамена и ведя на смерть ради «светлого будущего» десятки тысяч введенных в заблуждение обездоленных людей.

В отечественном востоковедении и исламоведении работы, посвященные вопросам родословия, практически не появлялись. Единственными путеводителями по мусульманской хронологии и генеалогии на русском языке, способными хоть как-то заполнить образовавшуюся лакуну, долгие годы служили два справочника. Это труд английского нумизмата и ориенталиста Стэнли Лэн-Пуля «Мусульманские династии» (1894), опубликованный в переводе на русский язык академиком В.В. Бартольдом в 1899 г. и переизданный в 2004 г., и работа профессора Манчестерского университета К.Э. Босворта «Мусульманские династии» (1967), изданная в Москве в переводе П. А. Грязневича (1971). В последние годы ситуация несколько изменилась к лучшему: напечатан двухтомный труд К.В. Рыжова «Мусульманский Восток» (2004), изданный в серии «Все монархи мира», вышла в свет доведенная до XIV в. «Хронология мусульманских государств» азербайджанского исследователя А.А. Али-заде (Москва, 2004). Авторы указанных работ включили в свои труды хронологии, перечни и краткие генеалогические таблицы большинства правивших мусульманских династий. При этом они не затронули родословного древа аравийского племени Курайш.

Генеалогические таблицы главных курайшитских родов стали доступными отечественному читателю благодаря фундаментальному четырехтомному исследованию «История Халифата» видного российского арабиста О.Г. Большакова (т. I. 1989 г., с. 45), а также переводам монографии известного английского ориенталиста У.М. Уотта «Мухаммад в Мекке» (2006) и историко-географического справочника «Атлас биографии Пророка» (2008) современного арабского ученого Абу Халила Шауки. Однако эти специалисты ограничились отображением лишь главных ответвлений родового древа племени Курайш и совсем не затронули кровнородственные связи по женским линиям и брачно-семейные отношения курайшитов. Что касается средневековых мусульман-

ских авторов, то их труды, посвященные родословным представителей племени Курайш, как правило, представляют собой подробные, по различному принципу скомпонованные (по алфавиту, родам, времени принятия ислама и пр.) перечисления имен видных деятелей ранней мусульманской истории, среди которых приоритет отдается сподвижникам Пророка Мухаммада. В числе таких работ можно назвать известные биографические труды: «Гамхарат ан-насаб» Хишама ал-Калби (ок. 738-819 или 822); «Китаб ат-табакат ал-кубра» Ибн Сайда (784-845); «Ансаб ал-ашраф» Ахмада ал-Балазурй (ок. 820-892/93); «Усд ал-габа фи марифат ас-сахаба» Ибн ал-Асира (1160-1233); «Китаб вафайат ал-а'йан» Ибн Халликана (1211-1282); «Тахзиб ат-тахзиб» и «Китаб ал-исаба фи тамйиз ас-сахаба» Ибн Хаджара ал-'Аскалани (1372-1449).

Происхождение и кровнородственные отношения многих курайшитов в трудах средневековых мусульманских авторов, а вслед за ними и более поздних исследователей, часто содержат противоречивые сведения. Причем речь при этом может идти не о второстепенных, а о главных фигурантах ранней истории ислама. К примеру, до сих пор так и остается под вопросом число дочерей Пророка Мухаммада, а также его сыновей, умерших в раннем детстве. До конца точно не определено количество заключенных им браков, прерванных до консумации (прежде, чем супруги разделили ложе), и имена этих женщин. Нет полной ясности относительно первых двух браков и рожденных в них детях Хадиджи бт. Хувай-лид, вышедшей потом замуж за Мухаммада (595). Существуют две версии относительно ее возраста на момент этого замужества (25 и 40 лет). До сих пор не дан однозначный ответ и на вопрос, является ли подлинной родословная династии халифов Фатимидов (9091171), причислявших себя непосредственно к потомкам Фатимы бт. Мухаммад, дочери Пророка. То же самое можно сказать об аббасидских халифах Египта (1261-1538), которых относят к потомкам либо багдадского халифа ар-Рашида (1135-1136), либо его брата Абу Бакра.

Так возникла идея подготовки справочника, в котором в графическом виде должна быть представлена по возможности подробная и точная генеалогия всех курайшитских родов с указанием на расхождения в имеющихся данных. Составленные в результате генеалогические таблицы было решено предварить кратко изложенным историческим материалом и сопроводить биографическими сведениями о самых заметных курайшитах времен

доисламского «невежества» (джахшийа), периода зарождения ислама и начальных этапов развития мусульманской цивилизации.

Справочник открывает вводный раздел «История племени Курайш». Он содержит краткую историографию древних аравийских государств. Здесь же освещается специфика развития племени Курайш и показан характер взаимоотношений между его кланами. История курайшитов прослежена со времени жизни их общего прародителя, предка Пророка Мухаммада в одиннадцатом поколении Фихра б. Малика б. ан-Надра (IV в. н.э.) вплоть до утверждения Омейядского халифата со столицей в Дамаске (660-е годы).

В основной раздел «Родословные курайшитов» помещены составленные автором 57 таблиц, содержащих графические отображения всех главных ответвлений генеалогического древа племени Курайш и состав его влиятельных семейных кланов времен джахилиий и первых веков ислама. Начальный период арабо-мусульманской истории представлен родословными четырех «праведных» халифов: Абу Бакра (632-634), 'Умара б. ал-Хаттаба (634644), 'Усмана б. 'Аффана (644-656) и 'Али б. Аби Талиба (656661). Особое место отведено роду и прямым потомкам Пророка Мухаммада.

Каждая из таблиц, расположенных, насколько это было возможно сделать, в хронологическом порядке, предваряется, в зависимости от объема наличного фактографического материала, лаконичным комментарием и / или сжатым изложением основных событий данного исторического периода. В целом в таблицы помещено свыше 2000 имен курайшитов и членов их семей. К ним прилагаются краткие биографические сведения о наиболее известных из представленных в них персонажах, оговариваются их родственные связи. Справочник содержит более 1200 таких биографических описаний.

В «Послесловии» внимание уделено положению потомков курайшитов в арабо-мусульманском мире периода Средневековья. Здесь же приводятся примеры современных правящих династий, ведущих свои родословные от потомков Пророка Мухаммада.

Для удобства пользования справочник снабжен кратким словарем. Тем же целям служит Указатель имен и эпонимов аравийских племен, содержащий свыше 1400 имен, встречающихся в тексте, из которых более 900 принадлежат представителям племени Курайш и их потомкам.

При работе со справочником следует учитывать, что практически все сведения о курайшитах времен джахилийи носят полулегендарный характер. Данные биографического и фактографического характера о тех лицах, которые были современниками Пророка Мухаммада или жили в исламский период арабской истории, более точны, но и они не всегда могут претендовать на исчерпывающую достоверность.

Созданная Мухаммадом мусульманская община (умма) представляла собой новую форму единения людей, так как она строилась не на родоплеменной основе, а на базе вероучения ислама, обратившиеся в который люди становились равными вне зависимости от их расовых или этнических различий, материального достатка или общественного положения. После покорения мусульманами Мекки в 630 г. практически все курайшиты склонились к принятию ислама, и в дальнейшем многие из бывших врагов Мухаммада сыграли посильную роль в распространении и популяризации нового вероисповедания. Позднее происхождение человека из числа курайшитов фактически воспринималось как свидетельство его принадлежности к людям, исповедующим ислам. История племени Курайш как цельного этносоциального объединения на этом пришла к своему логическому концу. Все возникавшие после смерти Мухаммада разногласия, противоборства и войны чаще всего лежали уже в сфере не внутриплемен-ных расхождений, а религиозно-политических противоречий, династийных противоборств и межгосударственных отношений.

В связи с этим в состав справочника не включены наследственные династии, ведущие свои родословные от потомков курай-шитов: Омейяды Кордовы (Испания) (756-1031), Идрисиды Марокко (788-983), Алиды Табаристана (864-928), зайдитские имамы Рассиды, правившие в Йемене (897-1281, ок. 1591 - ок. 1776), Фа-тимиды Египта (909-1171), аббасидские халифы Египта (12611538), Сефевиды Ирана (1501-1736), правители-шарифы Мекки (967-1925) с их двумя родовыми ответвлениями - Хашимитов Ирака (1921-1958) и Иордании (с 1921 г. по настоящее время), а также Хасаниды Марокко (с 1631 г. по настоящее время). Исключение сделано для потомков 'Али б. Аби Талиба и Фатимы бт. Му-хаммад (Алиды), а также для семейных кланов Умаййи (ст.) б. 'Абд Шамса и ал-'Аббаса б. 'Абд ал-Мутталиба. В случае с Алида-ми это вызвано тем, что с именем 'Али связано зарождение шиизма и появление в нем особого института имамата, а от его сына ал-Хусайна тянутся нити родословных шиитских имамов трех глав-

ных направлений - имамитов, исмаилитов и зайдитов. Что касается потомков Умаййи (Омейядов) и ал-'Аббаса (Аббасидов), основавших самые первые мусульманские династии, правившие в Омейядском (661-750) и Аббасидском (750-1258) халифатах, то на их борьбу за власть все еще продолжала оказывать воздействие принадлежность к разным родовым ответвлениям племени Курайш.

* * *

Существуют различные способы транслитерации арабских букв на русский язык. Для облегчения восприятия текста в данной работе при передаче арабских имен и слов не проставлены диакритические надстрочные и подстрочные знаки. Апостроф ('), обозначающий гортанную букву £ ('айн), стоит в именах, но не используется в словах, употребляемых в русифицированном виде: Аббасиды, Алиды, исмаилиты (но ал-'Аббас, 'Али, Исма'ил). Обозначение хамзы (') при начальной букве олиф опущено, но сохранено в середине и конце имен и слов: Ахмад, Асма', му'аззин. Слова, не входящие в русский лексикон, арабские термины и выражения напечатаны курсивом. По возможности их русскоязычные окончания (падежные и множественного числа) переданы обычным шрифтом: во время хаджжа, ансары. Не используются русифицированные версии арабских имен и слов, содержащие йотированные гласные буквы и мягкий знак: Йахйа, Иасриб, айат, артикль ал- (вместо Яхья, Ясриб. аят, аль-). «Обрусевшие» слова даны обычным шрифтом и в привычном виде: Коран, визирь, шииты (но мекканский храм Ка'ба).

Компоненты сложносоставных арабских имен, являющиеся частью «отчества» (насаб) и обозначающие «сын» или «дочь» такого-то (такой-то), переданы не в полном, а в сокращенном варианте - соответственно «б.» и «бт.», например: 'Али б. 'Иса, Лубаба бт. 'Иса. Составные личные имена, а также «прозвища» и почетные именования (лакабы) представлены в форме, отображающей их раздельное написание в арабском языке, например: 'Абд ар-Рахман, 'Абд Манаф, Абу Лахаб, Имам ад-Дин. Исключение допущено лишь при воспроизведении двух личных имен: 'Абд Аллах и 'Убайд Аллах, которые в русском языке принято писать слитно -'Абдаллах и 'Убайдаллах. Традиционная передача сохранена и для таких арабских имен, как 'Умар, 'Усман, Джалал, Лайла, ал-Хусайи, Са'ид, Мухаммад и др., вместо их более поздних ирано-

язычных или тюркизированных аналогов: Омар (Гумар), Осман (Гусман), Джаляль, Лейли, Хусейн (Гусейн), Сагид, Мохаммед (русифицированный вариант - Магомет). Исключение будут составлять принятое в отечественной востоковедной литературе написание имени родоначальника влиятельного курайшитского клана - Омейя (вместо более правильного Умаййа) и производные от этого эпонима названия: омейяды, династия Омейядов, Омейяд-ский халифат и др.

В справочнике не использованы принятые в мусульманской литературе обязательные формулы благословения, сопровождающие имена коранических пророков, Мухаммада, его сподвижников, родственников и прямых потомков. Сделано это не по причине неуважительного отношения к почитаемым в исламе людям, а для того, чтобы не перегружать этими вставками насыщенные именами текст и таблицы.

В качестве обозначения религиозного статуса основоположника ислама используется устоявшееся в русском языке клише «пророк» - Пророк Мухаммад. При этом следует иметь в виду, что, согласно мусульманской догматике, Мухаммад, будучи последним из пророков («печатью пророков», хатим ан-набийин), прежде всего был посланником Аллаха (расул Аллах), т.е. занимал в иерархии людей, удостоившихся божественных откровений, более высокое положение, чем пророки.

Для удобства пользования справочником даты в нем даны по григорианскому календарю. В мусульманском летоисчислении параллельно указаны лишь даты важнейших событий в истории ислама (хиджра, 'ашура'). При наличии спорных датировок по возможности помещались имеющиеся варианты, но в большинстве случаев предпочтение отдавалось тем из них, что приводятся в «Истории Халифата» О.Г. Большакова и 12-томной Энциклопедии ислама (The Encyclopaedia of Islam (New edition). - Leiden: Brill, 1986-2004 гг.).

Автор выражает благодарность кандидату исторических наук Т.К. Кораеву за полезные комментарии и практические советы, а также Е.М. Большакову за компьютерную верстку генеалогических таблиц.

«Курайшиты: Историко-генеалогический справочник», М., 2012 г., с. 6-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.