УДК 374.7
О.А. Калимуллина
КУРАТОРСТВО КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
В статье говорится о роли куратора в процессе адаптации студентов первого курса к вузовской жизни, роли и функциях социокультурной адаптации первокурсников.
Ключевые слова: адаптация, первокурсники, студенты, личность, куратор, социокультурная адаптация. Kalimullina Olga Supervision as a factor in the successful adaptation of students
The article discusses the role offacilitator in the process of adaptation offirst-year students to university life, the role andfunctions of social and cultural adaptation of freshmen.
Keywords: adaptation, freshmen students, the personality, the curator, socio-cultural adaptation.
В настоящее время особую актуальность приобретают и активно обсуждаются проблемы модернизации социального бытия человечества, обращается самое серьезное внимание на проблемы адаптации новых поколений к быстро меняющимся процессам современности. Наиболее значимым и эффективным средством адаптации по праву считается образование, обеспечивающее необходимую меру соотношения традиций инноваций в знаниях, нормах и эталонах культуры. В условиях современного модернизирующегося мира сохранение и приращение культуры, всех значимых сфер бытия, его экономических, социальнополитических, коммуникативных
составляющих, непосредственно зависит от трансляции подрастающим поколениям тех культурных образцов, знаний, ценностей, норм и идеалов, которые в состоянии обеспечить не только разрешение многообразных глобальных проблем современности, но и сделать это гуманистическими средствами.
Сегодняшние студенты в недалеком будущем возглавят государство, будут определять судьбу России. Завтрашний день во многом будет зависеть от уровня
образования и профессиональной подготовки современного молодого поколения, его мировоззренческой позиции, желания и умения активно участвовать в возрождении России. Таким образом, сейчас образование должно стать не только средством получения знаний, но и фактором изменения отношения человека к трансформирующейся
социальной, культурной сфере, обеспечивать пригодность человека к деятельности в новых для него условиях труда и
производства.
Анализ современных научных работ, посвященных студенчеству, показывает, что большое значение молодые люди придают своему месту в обществе, возможности самостоятельно принимать решения и строить свою жизненную перспективу. Как результат социологи отмечают рост интереса к получению высшего образования. Ценность образования в иерархии ценностей современной молодежи снова возвращается на первые места.
Высшая школа в современной науке рассматривается как мощный фактор изменения общества, поэтому существенно изменились приоритетные цели, задачи и функции высшего образования, равно как и содержание учебной деятельности, и сами педагогические технологии, обеспечивающие эффективное включение подрастающих поколений в современные модернизационные процессы, идущие во всем мире.
Высшее образование включает в себя три взаимосвязанных процесса: воспитание, обучение и социализацию (усвоение прав, обязанностей, формирование стандартов поведения, связанных с их реализацией). Мы будем говорить о роли куратора в жизни и адаптации к вузу сегодняшних
первокурсников, о социокультурной адаптации студентов. Под социокультурной адаптацией в данном контексте понимается развитие у студентов осознанного отношения к себе как культурно-историческому субъекту, осознание им корней своей жизненной философии, этнических и социальных основ избранного стиля и образа жизни, а также развитие и обогащение
миропонимания и мировосприятия в отношении социальной ответственности и обязанностей личности в обществе, обучение самоанализу своих поступков, технологиям общения с представителями различных культур.
Работа с современной молодежью - это очень ответственная и сложная функция. Сегодня главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.
Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом, как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала. Все знают, с каким нравственным багажом из семьи и из школы приходит большая часть абитуриентов в вузы. Реальность зачастую калечит ребят, питая их не нравственными, а безнравственными принципами. Очевидно, что в этой усложнившейся ситуации резко возрастает роль кураторов академических групп, особенно на первом и втором курсах. В столь тонком деле вряд ли существуют готовые рецепты. Стили и формы работы преподавателя во многом зависят от его опыта, авторитета, характера. Но ясно одно: хороших результатов куратор может добиться только при каждодневной, добросовестной и неформальной работе.
Куратор учебной группы -профессионал-педагог, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в коллективе учебной группы, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого учащегося и осуществляющий
индивидуальный корректив разностороннего развития каждой личности.
В своей деятельности куратор руководствуется нормативными, правовыми, научно-методическими и педагогическими документами, которые регламентируют
отношения между куратором, учащимися и их родителями.
Кураторство - незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение.
Содержание работы куратора
студенческой академической группы в
последние годы существенно изменилось и включает в себя:
- постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении повседневных студенческих проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента;
- контроль за успеваемостью студентов;
- знание бытовых и семейных условий и состояния здоровья каждого студента в группе;
- помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;
- привлечение студентов к
исследовательской работе, изучение их научных интересов;
- приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;
- индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в университете, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин. Взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями, личные проблемы так-же должны находиться в поле зрения куратора;
- доведение до сведения деканата и родителей необходимой информации об успеваемости, посещении занятий и поведении в учебном заведении;
- этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: беседы о поведении, этикете, привитие интереса к культуре, искусству. Контроль за соблюдением ими правил внутреннего распорядка как на факультете, так и в вузе.
Социально-педагогическая
деятельность куратора учебной группы это:
- работа куратора имеет множество направлений, основными из которых являются деятельность по оптимизации психологического климата в учебном коллективе, адаптация учащихся к условиям жизни учреждения образования. В процессе активного взаимодействия с учащимися перед кураторами стоит ряд задач;
- ускорение формирования из формальной
учебной группы сплоченного
работоспособного коллектива;
- создание климата свободы и доверия, позволяющего учащимся свободно обсуждать с куратором личностно значимые ситуации;
- помощь в адаптации к новым условиям;
- изучение индивидуальных особенностей учащихся для оказания им помощи в планировании индивидуального развития, работа по формированию личности учащегося и др.
Остановимся более подробно на деятельности куратора по формированию личности учащегося, так как она содержит в себе несколько взаимосвязанных и
взаимодополняющих направлений:
- формирование познавательных
интересов;
- разрядка накопившегося в течение учебного семестра нервного напряжения;
- через события, проходящие в учреждении образования;
- помощь учащимся в самопознании, открытии своего внутреннего мира;
- реализация творческого потенциала каждого учащегося, его знаний, умений в процессе создания, подготовки и проведения мероприятий;
- формирование эстетических
потребностей, воспитание художественного вкуса и интеллектуальной культуры;
- способствовать нравственному
воспитанию, усвоению принятых в обществе норм морали и ценностных ориентации;
- побудить задуматься о проблемах экологии, ответственности каждого человека за сохранение жизни на земле.
С помощью кураторских часов
первокурсники получают возможность
правильно сориентироваться в новой для них обстановке и, самое главное, в этот момент закладывается основа патриотизма к своему университету, факультету; происходит
знакомство с богатыми традициями вуза.
Литература
1. Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности вуза // Социол. исслед. -2000. - №
6.
2. Беликова Л.Ф. Проблемы адаптации первокурсников : методика и технология
социологической диагностики и проектирования. Материалы научно-методической конференции. Москва, 2003г.
3.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
4.Витенберг Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. СПб, 1994.
5.Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб, 1994.
6.Вопросы психической адаптации человека. М., 1974.
7.Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол. журнал. - 1994. - Т.15, №3.
8.Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психол. журнал. - 1989. - №1.