Научная статья УДК 316.733
https://doi.org/10.24158/fik.2025.1.14
Культуротворческий потенциал креативных индустрий в модернизации социально-культурной сферы
Инна Валерьевна Голышева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4489-3125
Аннотация. В эпоху стремительных социально-экономических трансформаций культура приобретает новое значение как ключевой фактор инновационного развития общества. Основная цель настоящего исследования - выявить и систематизировать ключевые аспекты, влияющие на развитие креативных индустрий, и определить их воздействие на социально-культурное усовершенствование общества. Рассмотрены различные теоретические подходы к пониманию феномена креативных индустрий, проведен анализ их эволюции и классификационных критериев. Особое внимание уделено степени интеграции с технологиями, масштабу деятельности, форме организации, степени коммерциализации и инновационности креативных индустрий. Выполнена систематизация и анализ концепций, предложенных ведущими исследователями, что позволило создать прочный теоретический фундамент для дальнейшего изучения феномена. Результаты исследования показали, что креативные индустрии как инструмент модернизации социально-культурной сферы играют существенную роль в формировании нового облика городов и регионов, способствуя их устойчивому развитию. Итоги работы могут быть полезны для дальнейших исследований и практического применения в сфере культурной политики и управления креативными проектами.
Ключевые слова: креативные индустрии, креативная экономика, культуротворческий потенциал, типология, классификация
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Голышева И.В. Культуротворческий потенциал креативных индустрий в модернизации социально-культурной сферы // Общество: философия, история, культура. 2025. № 1. С. 115-121. https://doi.org/10.24158/fik.2025.1.14.
Original article
The Cultural Potential of Creative Industries in the Modernization of the Socio-Cultural Sphere
Inna V. Golysheva
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4489-3125
Abstract. In the era of rapid socio-economic transformations, culture is gaining new importance as a key factor in the innovative development of society. The primary objective of this research is to identify and systematically analyze the key aspects influencing the development of creative industries, and to ascertain their impact on the socio-cultural improvement of society. Various theoretical approaches to understanding the phenomenon of creative industries are examined, along with an analysis of their evolution and classification criteria. Particular emphasis is placed on the degree of integration with technologies, the scale of activities, forms of organization, as well as the levels of commercialization and innovation within creative industries. The systematization and analysis of the concepts proposed by the leading researchers was carried out, which made it possible to create a solid theoretical foundation for further study. The findings of this study demonstrate that creative industries, as a tool for the modernization of the socio-cultural sphere, play a significant role in shaping the new identity of cities and regions, contributing to their sustainable development. The results of the work can be useful for further research and practical application in the field of cultural policy and creative project management.
Keywords: creative industries; creative economy; cultural potential; typology; classification
Funding: Independent work.
For citation: Golysheva, I.V. (2025) The Cultural Potential of Creative Industries in the Modernization of the Socio-Cultural Sphere. Society: Philosophy, History, Culture. (1), 115-121. Available from: doi:10.24158/fik.2025.1.14 (In Russian).
Введение. Культуротворческий потенциал креативных индустрий в современных условиях становится мощным инструментом модернизации социально-культурной сферы. Современная
© Голышева И.В., 2025
парадигма развития общества ставит перед культурой задачи, выходящие за рамки традиционного понимания ее роли. В работах отечественного культуролога А.Я. Флиера она определяется как «программа сознания и поведения людей, которая обеспечивает коллективный характер их жизнедеятельности и всю совокупность социально значимых результатов (продуктов) их деятельности, достигнутых (произведенных) при осуществлении этой программы» (Флиер, 2012). Сегодня культура - это не только хранитель духовных ценностей, но и катализатор экономического роста, источник инвестиционной привлекательности территорий и среда для раскрытия творческого потенциала граждан.
Осознавая важность креативного сектора, Министерство культуры России инициировало разработку проекта креативных индустрий, который нашел отражение в законодательстве и стратегических документах. Внесение изменений в закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»1 закрепило статус творческих (креативных) индустрий на государственном уровне, что открыло новые перспективы для их развития.
Особое значение имеет «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года»2. Этот документ не только определяет стратегические направления развития креативного сектора, но и предусматривает конкретные механизмы его поддержки, учитывая специфику крупных городских центров как основных точек роста креативной экономики.
Включение творческих индустрий в число приоритетных направлений культурной политики России свидетельствует о признании их значимости для модернизации социально-культурной сферы. Это решение стало катализатором для активного развития креативного сектора и его интеграции в программы государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Основным методом, примененным в настоящей работе, стал системный подход, который позволил рассмотреть креативные индустрии как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных процессов и операций. Использование его обеспечило возможность выявления ключевых элементов и взаимосвязей, формирующих уникальность и инновационный потенциал креативного продукта.
Кроме того, значительное внимание было уделено методу контент-анализа, который был применен для изучения различных источников информации, включая научные публикации, отчеты, интервью с экспертами и практиками креативных индустрий. Контент-анализ позволил детально исследовать этапы зарождения идей и производства, выделить ключевые факторы, влияющие на успех креативного продукта, а также определить тенденции и направления развития индустрий.
Важным элементом исследования стал сравнительный анализ, который использовался для сопоставления различных типов креативных индустрий - традиционных, адаптивных, инновационных и революционных. Он позволил выявить различия в степени инновационности, интеграции с технологиями и в подходах к производству творческих продуктов. Это способствовало более глубокому пониманию особенностей и преимуществ каждого типа индустрий, а также их роли в модернизации социально-культурной сферы.
Концепция креативности, выходящая за рамки традиционного понимания, становится движущей силой общественного развития, объединяя в себе культурные, социальные и экономические аспекты.
Результаты исследования. Креативность как способность генерировать оригинальные идеи и находить нестандартные решения, приобретает особую значимость в контексте современных вызовов. Креативные индустрии, объединяющие различные отрасли на стыке культуры, технологий и бизнеса, становятся важным инструментом социокультурной и экономической политики государства. С 2021 г. в Российской Федерации «творческие (креативные) индустрии» определяются как сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества3.
1 Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 10.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2023) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Об утверждении Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 20.09.2021 № 2613-р (ред. от 26.01.2024) [Электронный ресурс]. Там же.
3 Там же.
Особое внимание следует уделить коммуникационному потенциалу креативных индустрий. Они играют все более значимую роль в формировании и трансляции имиджа не только страны в целом, но и отдельных регионов, способствуя их узнаваемости и привлекательности на глобальном уровне.
Теоретическое осмысление феномена креативных индустрий в контексте социально-культурной деятельности активно развивается в научном сообществе. Одни исследователи, такие как Е.В. Зеленцова1, Э.Р. Байкова (2022) и С.В. Орлов (2021), внесли значительный вклад в систематизацию и анализ концепций креативных индустрий, опираясь на отечественный и зарубежный опыт. Работы других - Е.В. Мирошниченко, Н.В. Посоховой и В.П. Римского - особенно ценны тем, что в них прослеживается эволюция понятия «креативные индустрии», обосновывается его принадлежность к сфере социально-культурной деятельности и анализируются основные классификационные подходы. Это создает прочный теоретический фундамент для дальнейшего изучения роли креативных индустрий в модернизации социально-культурной сферы (Мирошниченко и др., 2023).
В контексте современного социокультурного дискурса особое значение приобретает исследование культуротворческого потенциала креативных индустрий как ключевого фактора модернизации социально-культурной сферы. Данная сфера представляет собой многогранное пространство, характеризующееся наличием разветвленной системы субъектов, осуществляющих деятельность по широкому спектру направлений. В рамках этого пространства открываются значительные перспективы для формирования и развития креативных индустрий, охватывающих такие области, как анимация, музыкальный рынок, кинопроизводство, дизайн, разработка программного обеспечения для социально-культурной деятельности, медиа и реклама. Особого внимания заслуживают такие нетрадиционные сферы, как современная гастрономия, которую можно рассматривать в контексте креативного предпринимательства, а также народные промыслы и архитектура, органично сочетающие в себе традиционные и инновационные элементы.
Для определения показателей «Валовая добавленная стоимость креативной экономики» и «Доля валовой добавленной стоимости креативной экономики в валовом внутреннем продукте Российской Федерации» Минэкономразвития России определило 13 видов экономической деятельности в области творческих (креативных) индустрий. На основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) охват спектра креативной экономики весьма разнообразен и включает как деятельность композиторов, так и пошив различной одежды2.
В научной литературе, посвященной данной проблематике, представлены различные подходы к классификации и структурированию креативных индустрий. Так, А.С. Коренной предлагает комплексный подход, включающий в состав креативных индустрий такие ключевые компоненты, как индустрия туризма, развлечений и аудио- и видеопроизводства. В рамках данного подхода особое внимание уделяется различным видам культурной продукции, включая печатные издания развлекательного характера, кино и видеоконтент, сети кинопроката, телевизионные каналы и радиостанции. Кроме того, в структуру креативных индустрий входит музыкальная индустрия, арт- и шоу-бизнес, а также традиционные институции культуры, такие как театры, концертные организации и цирки. Не менее значимыми компонентами являются досуговые центры, клубы, модельный бизнес, парковые комплексы и сфера общественного питания, которые в совокупности формируют целостную экосистему креативных индустрий (Коренной, 2024).
В процессе модернизации социально-культурной сферы особую роль играет креативное предпринимательство и его инфраструктура. Данные элементы не только способствуют обогащению содержания социально-культурной деятельности, но и создают благоприятные условия для расширения и укрепления партнерских связей между различными субъектами культурной деятельности. Этот синергетический эффект позволяет максимально раскрыть творческий потенциал общества и стимулировать инновационные процессы в социокультурной сфере. Таким образом, культуротворческий потенциал креативных индустрий становится ключевым фактором в формировании новой культурной парадигмы, в рамках которой творчество и инновации выступают в качестве основной движущей силы общественного развития. Интеграция креативных индустрий в традиционные структуры социально-культурной деятельности открывает новые горизонты для культурного обмена, экономического роста и социальной трансформации, позиционируя культуру как стратегический ресурс устойчивого развития общества в целом.
1 Зеленцова Е.В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта : дис. ... канд. культурологии М., 2008. 153 с.
2 Об утверждении официальной статистической методологии расчета показателей «Валовая добавленная стоимость креативной экономики» и «Доля валовой добавленной стоимости креативной экономики в валовом внутреннем продукте Российской Федерации» : приказ Росстата от 21.12.2023 № 674 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Интеграция креативных индустрий в практику социально-культурной деятельности обуславливает ряд позитивных эффектов. Прежде всего, это способствует повышению конкурентоспособности отечественных творческих продуктов на глобальном рынке. Кроме того, данный процесс создает благоприятные условия для поддержки креативных предпринимателей, стимулируя инновационную активность в культурной сфере. Особое значение приобретает ориентация креативных решений на популяризацию культурного наследия страны, что способствует укреплению национальной идентичности и культурного самосознания (Татарова, Коротков, 2023).
Важно отметить, что внедрение креативных индустрий оказывает существенное влияние на развитие современных цифровых технологий в аспекте создания инновационных творческих продуктов и услуг для населения. Это не только расширяет спектр культурного предложения, но и способствует формированию новых форм взаимодействия между производителями и потребителями культурного контента.
Одним из ключевых преимуществ креативных индустрий является их способность создавать условия для творческого развития личности, учитывая индивидуальные интересы и потребности. Особенно значимым этот аспект становится для подрастающего поколения, для которого вовлеченность в креативные индустрии может стать эффективным инструментом профессионального самоопределения и личностного роста.
Современные креативные индустрии представляют собой сложный и многогранный конгломерат творческих и бизнес-практик. Результатом их функционирования становится не только формирование новой модели социально-культурной деятельности, но и создание более качественного, конкурентоспособного культурного продукта. Этот процесс характеризуется высокой степенью комплексности и включает в себя множество взаимосвязанных этапов.
Производственная цепочка в креативных индустриях представляет собой систему взаимосвязанных процессов, каждый из которых включает множество операций поискового, творческого, информационного и организационного характера. Конечным результатом этой многоступенчатой деятельности является создание уникального творческого продукта, предназначенного для реализации потребителю.
М.В. Скоробогатов и Н.В. Латышев в своих исследованиях детально анализируют этот процесс, уделяя особое внимание этапам зарождения идей и производства. Исследователи подчеркивают, что именно на этих стадиях закладывается фундамент будущего успеха креативного продукта, формируется его уникальность и инновационный потенциал (Скоробогатов, Латышев, 2018).
Обширная область социокультурной деятельности предоставляет благоприятные условия для воплощения инновационных концепций и инициатив, что не только стимулирует прогресс в сфере культуры, но и оказывает позитивное воздействие на экономический сектор благодаря функционированию креативных бизнес-моделей. Образовательный аспект играет ключевую роль в контексте социокультурной деятельности. В этой связи представляется целесообразным систематизировать и распространять опыт формирования образовательных учреждений, специализирующихся на креативных индустриях. В рамках последних осуществляется подготовка специалистов в области инновационных технологий, включая дизайн, звукорежиссуру, анимацию, фото- и видеопроизводство, электронную музыку, декоративно-прикладное искусство, а также интерактивные и досуговые технологии.
Формирование и развитие подобных структур вносит существенный вклад в культурное и экономическое развитие региона, способствуя становлению личности в соответствии с ее индивидуальными потребностями и современными общественными тенденциями. Креативные индустрии выступают в качестве консолидирующего фактора, объединяя усилия предпринимателей и предприятий, чья продукция обладает потенциалом создания, производства и коммерциализации творческой интеллектуальной собственности. Таким образом, креативные индустрии становятся катализатором инновационного развития, способствуя формированию новой парадигмы культурного производства и потребления (Сидорова, Гнездова, 2018).
Креативные индустрии становятся важным двигателем экономического прогресса, перенаправляя культуру из убыточной отрасли экономики в перспективную экономическую реальность. Продуктивное использование ресурса культуры в социально-экономическом развитии способно вывести страну в число глобальных лидеров по производству смыслов, образов, символического капитала, социальных лекал и обеспечить продвижение уникальной государственной идентичности (Астафьева, Малыгина, 2022).
На основе анализа различных подходов к классификации креативных индустрий с точки зрения их культуротворческого потенциала нами была предложена авторская классификация (табл. 1), в которой сочетаются типология и стратификация креативных индустрий в секторе культуры, основанная на семи ключевых критериях. Она репрезентирует многомерный подход к анализу и категоризации креативных индустрий, учитывая их разнообразие и динамичное развитие в современном социокультурном и экономическом контексте.
Таблица 1 - Типология креативных индустрий Table 1 - Typology of Creative Industries_
Критерий классификации Типы
1. Тип творческой деятельности Визуальные искусства. Исполнительские искусства. Медиа и коммуникации. Литература и издательское дело. Цифровые креативные индустрии
2. Степень интеграции с технологиями Традиционные креативные индустрии. Гибридные креативные индустрии. Высокотехнологичные креативные индустрии
3. Масштаб деятельности Микрокреативные предприятия. Малые креативные предприятия. Средние креативные предприятия. Крупные креативные корпорации
4. Степень влияния на социально-культурное развитие Локальные креативные индустрии. Региональные креативные индустрии. Национальные креативные индустрии. Глобальные креативные индустрии
5. Форма организации Индивидуальные креативные предприниматели. Креативные кластеры. Креативные агентства и студии. Креативные образовательные учреждения
6. Степень коммерциализации Некоммерческие креативные проекты. Социальные креативные предприятия. Коммерческие креативные бизнесы
7. Степень инновационности Традиционные креативные индустрии. Адаптивные креативные индустрии. Инновационные креативные индустрии. Революционные креативные индустрии
Разберем ее детально.
1. Тип творческой деятельности. Этот критерий разделяет креативные индустрии на пять основных категорий, отражающих различные формы творческого самовыражения и производства культурного контента. Визуальные искусства включают такие направления, как дизайн, фотография и изобразительное искусство. Исполнительские искусства охватывают музыку, театр и танец. Медиа и коммуникации объединяют кино, телевидение, радио и новые медиа. Литература и издательское дело представляют собой отдельную категорию. Цифровые креативные индустрии выделены в особую группу, включающую анимацию, видеоигры и технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR).
2. Степень интеграции с технологиями. Данный критерий отражает уровень технологической насыщенности креативных индустрий. Традиционные их разновидности в меньшей степени зависят от современных технологий. Гибридные креативные индустрии сочетают традиционные подходы с использованием инноваций. Высокотехнологичные - полностью основаны на передовых технологических решениях.
3. Масштаб деятельности. Этот критерий классифицирует креативные предприятия по размеру - от микрокреативных предприятий до крупных креативных корпораций. Такое разделение позволяет учитывать специфику организации и управления в зависимости от масштаба деятельности.
4. Степень влияния на социально-культурное развитие. Данная категория оценивает географический охват и масштаб воздействия креативных индустрий на общество и культуру. Классификация варьируется от локальных креативных индустрий, имеющих влияние на местном уровне, до глобальных - оказывающих воздействие в мировом масштабе.
5. Форма организации. Этот критерий отражает различные организационные структуры в креативных индустриях - от индивидуальных предпринимателей до крупных образовательных учреждений, включая креативные кластеры, хабы, агентства и студии.
6. Степень коммерциализации. Данная категория классифицирует креативные индустрии по их ориентации на получение прибыли, выделяя некоммерческие проекты, социальные предприятия и бизнес.
7. Степень инновационности. Последний критерий оценивает креативные индустрии по уровню их инновационности - от традиционных до революционных, отражая их способность генерировать новые идеи и подходы.
Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать ряд важных выводов о куль-туротворческом потенциале креативных индустрий в контексте модернизации социально-культурной сферы.
Во-первых, теоретическое осмысление феномена креативных индустрий, представленное в работах отечественных исследователей, создает прочный фундамент для дальнейшего изучения их роли в трансформации социально-культурной деятельности. Систематизация концепций и анализ эволюции понятия «креативные индустрии» способствуют более глубокому пониманию их места в современной культурной парадигме.
Во-вторых, анализ производственной цепочки в креативных индустриях выявляет ключевую роль этапов зарождения идей и производства в формировании уникальности и инновационного потенциала творческого продукта. Это подчеркивает важность поддержки креативного предпринимательства и развития соответствующей инфраструктуры.
В-третьих, интеграция креативных индустрий в практику социально-культурной деятельности демонстрирует ряд позитивных эффектов, включая повышение конкурентоспособности отечественных творческих продуктов, стимулирование инновационной активности и укрепление национальной идентичности через популяризацию культурного наследия.
Наконец, внедрение креативных индустрий способствует развитию современных цифровых технологий в сфере культуры, что расширяет спектр культурного предложения и формирует новые формы взаимодействия между производителями и потребителями культурного контента.
Таким образом, культуротворческий потенциал креативных индустрий играет ключевую роль в модернизации социально-культурной сферы, способствуя формированию новой культурной парадигмы, в которой творчество и инновации выступают основной движущей силой общественного развития. Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на разработку конкретных механизмов интеграции креативных индустрий в традиционные структуры социально-культурной деятельности и оценку долгосрочных эффектов этого процесса.
Список источников:
Астафьева О.Н., Малыгина И.В. Российская культура в контексте динамики экономических стратегий // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 4 (108). С. 15-26. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-4108-15-26.
Байкова Э.Р. Опыт развития креативных индустрий за рубежом // Экономика и управление : научно-практический журнал. 2022. № 1 (163). С. 11-17. http://doi.org/10.34773/EU.2022.1.2.
Коренной А.С. Культурные и креативные индустрии: общее и особенное // Культурологический журнал. 2024. № 2 (56). С. 64-69.
Мирошниченко Е.В., Посохова Н.В., Римский В.П. Креативные индустрии как сектор перспективного развития социально-культурной деятельности // Миссия конфессий. 2023. Т. 12, № 6 (71). С. 104-108.
Орлов С.В. Креативные индустрии как элемент информационного общества нового типа // Московский экономический журнал. 2021. № 1. С. 292-296. https://doi.org/10.24411/2413-046X-2021-10017.
Сидорова Э.А., Гнездова Ю.В. Особенности функционирования креативной индустрии в России // Современная наука: идеи, которые изменят мир. Брянск, 2018. С. 169-173.
Скоробогатов М.В., Латышев Н.В. Роль креативных индустрий в инновационных процессах // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2018. № 1 (17). С. 94-103.
Татарова С.П., Коротков Е.С. Оценка состояния креативных индустрий и поиск инструментов по совершенствованию их функционирования // Современные технологии управления. 2023. № 4 (104). С. 1-15.
Флиер А.Я. Культура культуры // Мир культуры и культурология. 2012. № 2. С. 68-73.
References:
Astafyeva, O. N. & Malygina, I. V. (2022) Russian Culture in the Context of the Dynamics of Economic Strategies. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. (4 (108)), 15-26. Available from: doi:10.24412/1997-0803-2022-4108-15-26. (In Russian)
Baykova, E. R. (2022) Experience in the Development of Creative Industries Abroad. Economics and Management: Research and Practice Journal. (1 (163)), 11-17. Available from: doi:10.34773/EU.2022.1.2. (In Russian)
Flier, A. Ya. (2012) Kul'tura kul'tury [Culture of culture]. Mir kul'tury i kul'turologiya. (2), 68-73. (In Russian)
Korennoy, A. S. (2024) Cultural and Creative Industries: Common and Special. Kul'turologicheskii zhurnal. (2 (56)), 64-69. (In Russian)
Miroshnichenko, E. V., Posokhova, N. V. & Rimsky, V. P. (2023) Creative Industries as a Sector of Promising Development of Socio-Cultural Activities. Mission Confessions. 12 (6 (71)), 104-108. (In Russian)
Orlov, S. V. (2021) Creative Industries as an Element of a New Type of Information Society. Moscow Economic Journal. (1), 292-296. Available from: doi:10.24411/2413-046X-2021-10017. (In Russian)
Sidorova, E. A. & Gnezdova, Yu. V. (2018) Osobennosti funktsionirovaniya kreativnoi industrii v Rossii [Features of the functioning of the creative industry in Russia]. In: Sovremennaya nauka: idei, kotorye izmenyat mir. Bryansk, рр. 169-173. (In Russian)
Skorobogatov, M. V. & Latyshev, N. V. (2018) The Role of Creative Industries in Innovation Processes. Aktual'nye problemy ekonomiki i menedzhmenta. (1 (17)), 94-103. (In Russian)
Tatarova, S. P. & Korotkov, E. S. (2023) Assessment of the State of Creative Industries and Search for Tools to Improve Their Functioning. Modern Management Technology. (4 (104)), 1-15. (In Russian)
Информация об авторе
И.В. Голышева - соискатель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия.
Конфликт интересов:
втор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author I.V. Golysheva - External PhD student at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.11.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.12.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 21.01.2025.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.