Дошкольное образование
УДК 37
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ПРИРОДА КАРНАВАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ДЕТСТВА
Е.А. Семенова
Аннотация. Автор статьи раскрывает культуротворческие механизмы и функции карнавальной рефлексивной деятельности в детском возрасте. На примере карнавальной рефлексии ребенка дошкольного возраста показан процесс функционирования карнавальных структур мышления. Автор вводит в педагогический оборот понятие «миграция карнавальной рефлексии», применяя ее для определения пиков карнавальной активности в дошкольном детстве. В ходе анализа определены два типа карнавальной рефлексии - адаптивная и неадаптивная.
Ключевые слова: культура, миграция карнавальной рефлексии, дошкольное детство, клоунада, юмористическая рефлексия, культуротворчество.
CULTURAL NATURE OF CARNIVAL REFLECTION OF CHILDHOOD
E. Semenova
Abstract. In the article the author reveals the cultural mechanisms and functions of the carnival of reflective activity in childhood. For example, carnival of the reflection of the child from two to seven years shows the process of operation of the carnival structures of thinking. The author first introduces the working concept of "migration carnival reflection" applying it to determine the peaks of carnival activity in children of preschool age. The analysis identified two types of reflection carnival: adaptive and non-adaptive. There are four sensitive to carnival activity period, when the child has the greatest creative potential.
Keywords: culture, migration carnival of reflection, early childhood, clown, humorous reflection, cultural creativity.
Проведенные исследования в области карнавальной культуры [3], комического, смеха, клоунады (М.М. Бахтин, А.Г. Козинцев, Ю.М. Лотман, С. Эйзенштейн, К.И. Чуковский) позволили автору выдвинуть следующую гипотезу: карнавальная рефлексия коренится в потенциальной родовой способности, но, как интегральное проявление универсальных способностей, она становится актуальной, существуя только при наличии развитых форм творческой деятельности, включающих в себя клоунаду XXI века как явление, генератором которой служит современное детство.
Оптимизм, дающий автору данной статьи смелость включить карнавальную рефлексию в круг вопросов детской психологии и педагогики, связанных с возрастной детской одаренностью, вселяют на сегодняшний день несколько обстоятельств:
1) предпосылки к обобщению теоретических знаний и созданию общей теории клоунады, которая бы послужила прочным фундаментом для последующего проведения исследований в данной области;
2) несмотря на отсутствие целостной теории, обобщающей разнородные знания о феномене «клоунада», в науке уже сейчас существует ряд убедительных доводов, на
которые опирается детская педагогика и психология при попытке рассмотреть явления «клоунады» как естественный компонент детского психофизического развития;
3) в детской психологии и педагогике накоплен самобытный опыт по изучению вопроса становления и развития детского чувства комического (смешного, прекрасного, возвышенного), а также проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Накоплен обширный фактический материал, посвященный раскрытию специфики детской одаренности, который может быть по-новому переосмыслен в контексте клоунады как феномена искусства (В.С. Ражников, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Б.М. Неменский, Н.С. Лейтес, Д.Б. Богоявленская);
4) эстетическое освоение окружающего мира в дошкольном возрасте постигается через эстетическую рефлексию [7].
Основанием для данного предположения служит утверждение В.Т. Кудрявцева [5], Л.В. Школяр [6], В.И. Слободчикова [6] и других создателей концепции культуросообразного образования, касающееся той «парадоксальной» задачи, которую выполняет современное детство, осуществляя культуротворчество в процессе специфического нормотворчества. В
области вопросов детской возрастной одаренности можно считать базовыми следующие утверждения:
1. «В детстве индивидуальное и возрастное взаимопроникают друг в друга» (Н.С. Лейтес).
2. Творческая одаренность - это «родовое свойство человека, проявление «внутренней активности души», актуализация «бескачественной», надвидовой одаренности человека», которая «проявляется в конкретных областях жизни, запечатлевая их печатью уникальной личности творца» [8].
3. Сензитивность - специфическая чувствительность, чуткость к явлениям окружающего мира, имеющая возрастные особенности и представляющая собой ведущую характеристику природы детства со своими характеристиками. <.. .> «возрастная «дохудожественная» предпосылка художественного развития. Именно возрастная и родовая: ничего не предрешая в индивидуальном плане, она создает для всех детей «попутное течение», которое благоприятствует приобщению к искусству» [8].
4. В число нормирующих ситуаций, сопровождающих жизнь ребенка, входят следующие: запрещающие, нормативные, сверхнормативные.
Многие образы, порождаемые детством, можно назвать художественными, если взглянуть на них как на произведения искусства особого качества карнавальной рефлексии. Попробуем рассмотреть карнавальную рефлексию как динамично развивающееся возрастное качество психики, которое «отвечает» за процесс культуротворчества в детском возрасте и способствует вхождению ребенка в культуру через сохранение его творческого баланса, позволяющего оставаться одновременно и ребенком, и творцом.
Начнем с первой ступени, которую ребенок не минует, - это юмористическая рефлексия. Хорошо или плохо, но в редких исключениях ее удается обойти. Как правило, это исключения или клинические случаи. Элементы юмористической рефлексии в детском возрасте, хотя бы на микро-уровне, должны присутствовать, отпечататься в подсознании, то есть уйти в подсистему (Н. Бернштейн).
Итак, что эта ступень для ребенка? Луиджи Пиранделло в книге «Юмор», заметил, «что основной механизм юмора - особая рефлексия, рождающая в субъекте «чувство противоположного» [4]. Юмор, согласно Л. Пиранделло, это есть процесс «удвоения в процессе творчества». Сегодня эта мысль не нова, скорее она универсальна, ее можно
применить как модель и как формулу практически на все сферы реальности. По его мнению, юморист свою рефлексию делает предметом творчества и предметом наблюдения зрителя. У любого художника в процессе творчества участвуют и рефлексия, и чувства. Однако, только у юмориста, по мнению Л. Пиранделло, рефлексия всегда впереди, «отделяется от чувства, анализирует его и расчленяет его образность» [4]. В основе юмористической рефлексии, считает А.Г. Козинцев, лежит «тотальное самоотрицание субъекта» [4]. В основе серьезной рефлексии такое тотальное самоотрицание тоже возможно, но оно всегда чревато катастрофами. Это объяснимо тем, что когда человек, пребывает в серьезных «мета-отношениях с самих собой», он решается спорить с собой, иногда начинает отвергать самого себя. В юмористическом мета-отношении он делает то же самое, только с приставкой «игра». В таком случае он практически застрахован от неврозов и прочих сумасшествий [4].
Остается вопрос: у ребенка дошкольного возраста серьезная и юмористическая рефлексии коррелируют друг с другом? Ответить на данный вопрос поможет наблюдение за тем, как ведут себя дети перед зеркалом. Дети часто показывают язык своему изображению, кривляются перед зеркалом, в этом проявляются первые попытки ребенка отделиться, выйти «из себя». Интересное исследование посвящено поведению детей от года до трех лет перед зеркалом (Н.Н. Авдеева, 1996). В данном исследовании проведен анализ того, как реагируют на свое отражение в зеркале дети, которые воспитываются в семье, а также дети, находящиеся в Доме ребенка. Исследования Н.Н. Авдеевой показали явную корреляцию между игрой и смехом. Юмористическая рефлексия граничит с такими явлениями как дружелюбие, значимый взрослый, семья, игра, Образ «Я», познавательный интерес, мечта. В данном случае взаимоотношения ребенка с зеркалом ярко демонстрируют нам механизм юмористической рефлексии, в которой человек как бы смотрит на себя со стороны, отрицает себя, видит себя со стороны таким отрицаемым. При этом испытывает от этого полное удовольствие, называемое юмором [1]. Но общий механизм подобного игрового отрицания себя простирается за пределы юмора, распространяясь на комическую рефлексию, на клоунскую, и на ироническую, составляющие которых, в самых разных пропорциях, интегрируются вокруг ядра карнавальной рефлексии, относятся, так или иначе, к
эстетической рефлексии. Это особенно очевидно, когда один период рефлексивной активности сменяется другой возрастной стадией. Но проблема в том, что с течением времени, как утверждает А.Г. Козинцев, формы карнавала, которые были органичны ребенку, становятся все более чужеродными для человека взрослого (хотя бы на первый взгляд). Именно поэтому карнавал требует полного погружения. Это объясняется тем, что карнавальные формы вытесняются все более адаптивными его формами (прагматичными). Быстрые способы вхождения и выходы из карнавала наиболее удобны как способы реагирования на окружающую среду. К таким быстрым, усеченным формам интеллектуальных реакций мы отнесли анекдоты, сарказм, сатиру, которые становятся более привычными, удобными, востребованными в социуме формами социального адаптивного вида карнавальной рефлексии. Именно адаптивные формы карнавальной рефлексии (сатира, анекдоты) разлучают человека с его «эволюционным прошлым» и «родовым» [4], в котором остается и его детство, в котором карнавальная рефлексия выступала как «неадаптивная и предадаптивная» избыточная форма «надситуативной
активности» [2;9]. Дети еще сохраняют чувствительность к таким сигналам общества в дошкольном возрасте, оставаясь на стадии, близкой к архаическому мышлению. Попробуем охарактеризовать возрастные портреты детства, рассмотрев в каждом периоде (от 3 до 7 лет) карнавальную рефлексивную активность.
Для ребенка 3 — 4 лет искусство клоунады -это один из созвучных его мировосприятию карнавальных видов искусства. В клоунаде комическое отражает образ мечты Клоуна. В искусстве клоунады комическое фиксирует малейшее движение души клоуна, до мельчайших деталей отражая его взаимоотношения с миром. Поэтому в этом виде искусства комическое как категория всего живого сосуществует нераздельно с такими философскими категориями как жизнь, смерть, добро, красота. Комическое диалектически взаимосвязано с эстетическими понятиями прекрасного, безобразного, трагического, возвышенного. Следует отметить, что музыкальная эксцентрика как жанр циркового искусства органичен детской «эксцентрической потребности» в «антиповедении»,
«негативитизме» именно в 3 — 4 года. Кроме того, этот вид деятельности реализует в ребенке такие врожденные влечения как рефлекс свободы, рефлекс цели, рефлекс самовыражения. Музыкальная эксцентрика может включает в
себя деятельность, нарушающую логику, последовательность, взаимную связь между изображаемыми событиями в алогичном, с точки зрения общепринятых норм, поведения персонажей. В результате этого нарушения явления предстают перед ребенком в неожиданном контексте и получают новое осмысление. Поэтому данный вид художественного творчества в возрасте 3 — 4 лет для детей является универсальным, так как упражнения и задания-игры подобного характера включают в себя развитие базовых навыков употребления предметов (не только музыкальных) в несвойственных им функциях. Это будоражит детскую фантазию, воображение, заставляя ее работать сразу по нескольким направлениям: воображать предмет в «норме», «выше нормы» и «ниже нормы».
Современное искусство постмодернизма на принципах карнавала или карнавализованное является благодатной почвой формирования и развития самобытности детского комического творчества. Карнавал всегда подразумевает фактор случайности, непредсказуемости происходящего здесь и сейчас, неповторимости и, в то же время, обратимости. В карнавале возможно взаимопроникновение различных видов искусства в события жизни и, наоборот, фамильярный контакт (диалог) между людьми, идеями, мирами. К формам современного искусства относятся: хеппенинг, перформанс, флэш-моб, флюксус, уличный театр. В детской жизни эти формы встречают невероятный отклик. Кроме того, дети и сами в своей субкультуре, порой придумывают свои перформансы, акции, флэш-мобы, ничего не зная о мире взрослого современного искусства.
В 4 — 5 лет у ребенка проявляется феномен «эгоцентрической речи», когда «ребенок как бы думает вслух, но для себя», разговаривает сам с собой, находя в себе самом и оппонента, и собеседника, и зрителя, и своего двойника». Это очень похоже на взаимоотношения между клоуном и его маской. Этот возрастной период уже накапливает достаточный потенциал для проявления способности к юмористической рефлексии, которой предшествует
«карнавальная рефлексия» (3 — 4 года).
Постепенно, к 5 годам дети начинают замечать оттенки юмора, иронии, комический подтекст, контекст, в каком говорят взрослые, или начинают сомневаться в том, что говорят старшие, пытаясь проверить слова на предмет их правдивости. Это можно объяснить тем, что в этом возрасте ребенок уже разговаривает вслух с самим собой, узнает себя в зеркале, то есть у него постепенно просыпается чуткость к
неоднозначной информации, он начинает улавливать амбивалентность чувств, поступков, мыслей своих, окружающих, умеет читать между строк, понимает переносный смысл некоторых метафор.
В искусстве клоунады такой диалог маски (персонажа) и носителя маски (клоуна-автора) -основной художественный принцип. В клоунаде это означает, что два спорщика (клоун и его маска) виртуально перемещаются внутрь личного сознания автора (клоуна). В дальнейшем дети продолжают свой спор и диалог в процессе мышления. Таким образом, маска является основным художественным выразительным инструментом. Ю.М. Лотман говорил, что «интеллект - всегда собеседник». Именно это способны осуществлять дети в процессе «юмористической рефлексии» к пяти годам, обучаясь говорить сами с собой, с игрушкой, с зеркалом. Все это можно назвать интеллектуальной беседой, беседой с собеседником.
Аналогично клоуну, ребенок в 4 — 5 лет также выстраивает отношения с самим собой именно через маску (придумывая своего невидимого двойника, который все делает не так), идентифицируя свое «я», противопоставляя себя ему. Одним словом, ребенок находится в активном диалоге-споре с самим собой, где оппонентом выступает та же «клоунская маска». Эта внутренняя жизнь «клоунской маски» прорывается наружу даже в таких мимических знаках (жестах) детей как кривляния, передразнивания, пародирования др. Все игры приобретают совершенно новый обновленный смысл, если ребенок выступает в них от лица своей «клоунской (карнавально-игровой) маски». Маска во все вносит веселый элемент «относительности» и непредсказуемости, прививает вкус к духу импровизационности. Нет такой области, которую невозможно было бы карнавализовать: музыка, живопись,
изобразительное искусство, даже саму клоунаду.
В 5 - 6 лет, когда, казалось бы, основные азы усвоены, и наступает пора относительно раскрепощенного «игрового манипулирования» реальностью, постепенно у ребенка формируется сознательный интерес к деятельности по приданию объектам бытия «смехового статуса». Для ребенка открываются ранее недоступные ему формы клоунского мышления, поведения (метафизическая клоунада, анархическая клоунада, поэтико-романтическая клоунада, абсурдистская), тогда-то и должен расцвести в ребенке «парадоксалист» [10].
Однако после пяти лет карнавальная активность у многих детей резко снижается.
Организм ребенка существенно перестраивается. Ребенок переживает период кризиса. С пяти лет психика ребенка стремительно усложняется. Именно за фасадом «масочных проявлений» скрываются основные революционные психофизиологические процессы [10]. Симптомы кризиса проявляются как раз в том, что нет масочных проявлений: нет кривляний, нет ужимок, нет ломаки и Шута. Но тут не надо бить тревогу. Все дело в том, что ребенок все время меняется, а тот второй, «смеховой двойник-дублер-маска», который наблюдает за всем со стороны, рассуждает «молча», анализирует и вслух, и про себя, меняется вместе с ребенком.
В возрасте 5 — 6 лет дети очень чутко реагируют на все необычное, в частности, это может быть современное искусство; уличный театр в различных его формах; детей интересуют «таинственные места», чердаки, подвалы. Дети с повышенным вниманием относятся к карнавальной субкультуре взрослых, впитывая и ассимилируя ее в своих играх и другой доступной им деятельности.
В период кризиса ребенок 6 — 7 лет интуитивно изобретает приемы, которые мы наблюдаем в искусстве клоунады, чтобы найти точки соприкосновения со своим изменяющимся у него на глазах телом, с предметным миром, с миром взрослых. В этом возрасте дети особенно склонны к эксцентричным проявлениям: негативизму, поведению «наоборот», «из ряда вон», «вопреки», «чудачеству» и т.д. Важно, чтобы эксцентричное поведение ребенка не обернулось бесцельным хулиганством, а было вовремя направлено в созидательное русло карнавальной творческой деятельности. Вдруг в период 6 — 7 лет ребенок из «смешного», «наивного», «забавного», «непосредственного» превращается в свой антипод: фальшивый, кривляющийся. Л.С. Выготский увидел в ребенке некую «пародию на Клоуна», когда ребенок словно «строит из себя шута». За фасадом легкомысленных «ужимок» (не всегда мотивированных) происходят основные революционные процессы перестройки детского организма, основные процессы его метаморфоз, когда дошкольник приближается к преддошкольному возрасту.
Образы, которые генерирует детство в различных видах деятельности (комических играх, шалостях, кривляниях, гримасничании, дразнилках, словотворчестве, небылицах, нелепицах и т.д.), обладают той же амбивалентностью, что и образы взрослого карнавального мира. Таким образом, следует учитывать, что карнавальное мировоззрение не
передается по наследству культурой и историей, оно формируется каждый раз в детском возрасте, подчас не благодаря, а вопреки условиям и традициям [8]. Это обусловлено врожденной универсальностью природы творческой одаренности. Детская культуротворческая миссия передается через язык. Поэтому остается надежда, что карнавальная рефлексия как сформированный в раннем детстве «навык», продолжая мигрировать в различные слои и уровни психики, всякий раз запускает в нашем сознании верную, здоровую реакцию «карнавальных вспышек», наподобие короткого замыкания» в виде смеха. Смех - это своего рода знак, сигнализирующий нам о поступлении двойственной информации и необходимости
свернуть с предлагаемых проторенных социумом стереотипных путей на дорогу карнавального творчества. Все это позволяет считать автору выдвинутую гипотезу верной. Карнавальная рефлексия как общеродовое качество одаренности коренится в потенциальной родовой способности, но как интегральное проявление возрастной и художественной одаренности, оно
актуализируется только при наличии развитых форм творческой деятельности в различных видах карнавальной деятельности. Это возлагает на карнавальную рефлексию в дошкольном возрасте помимо интеллектуальной, игровой, эстетической функции культуротворческую миссию.
Литература:
1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни [Электронный ресурс] / Н.Н. Авдеева. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/periodia/vp041996/aso-005.htm
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Сов. Россия, 1979. -320 с.
4. Козинцев А.Г. Человек и смех / А.Г. Козинцев. - СПб.: Алетейя, 2007. - 236 с.
5. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторические истоки развитого детства / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. - 1998. - № 3.
6. Кудрявцев В.Т. Культуросообразное образование: концептуальные основания / В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр // Известия РАО. - 2001. - № 4.
7. Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной
деятельности дошкольников: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02 / Лыкова Ирина Александровна. -Москва. - 2009. - 54 с.
8. Мелик-Пашаев А.А. Ребенок - художник? (Возрастные предпосышки художественной одаренности) [Электронный ресурс] / А.А. Мелик-Пашаев // Педагогика искусства; электронный научный журнал ФГБНУ ИХО Ик РАО. - 2012. - № 2. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/
9. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. - М.: ТОО Горбунок, 1992. - 224 с.
10. Семенова Е.А. Клоун в клоунаде (Взгляд Л.С. Выготского на «Кризис семи лет») [Электронный ресурс] / Е.А. Семенова // Педагогика искусства; электронный научный журнал ФГБНУ ИХО Ик РАО. 2015. - № 3. - Режим доступа: http://www.arteducation.ru/sites/default/files/journal_pdl7 semenova_100-115_1.pdf
Сведения об авторе:
Семенова Елена Александровна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории интеграции, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и Культурологии» Российской Академии Образования (ФГБНУ «ИХО и К РАО»), e-mail: semenova05@list.ru
Data about the author:
E. Semenova (Moscow, Russia), candidate of pedagogic sciences, Candidate, research officer of Integration Laboratory, Federal State-Funded Educational and Scientific Establishment "Institute of Art Education and Culturology of Russian Academy of Education", e-mail: semenova05@list.ru