ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.034-053«465.00/.07»
ББК 4410.051 ГСНТИ 14.23.05 Код ВАК 13.00.01
Бородина Елена Николаевна,
аспирант, ассистент кафедры эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 164; e-mail: borodina_elena75@mail.ru.
КУЛЬТУРОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нравственность; патриотизм; нравственно-патриотическое воспитание; куль-туроцентрический подход; ментальность.
АННОТАЦИЯ. Раскрывается содержание понятия «нравственно-патриотическое воспитание» применительно к дошкольному возрасту. Описывается теория нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в аспекте культуроцентрического подхода. Раскрывается потенциал искусства в приобщении к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, обращении к внутренним силам дошкольников в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания, переживания и осмысления художественных образов искусства - носителей нравственных ценностей.
Borodina Elena Nikolayevna,
Post-graduate Student of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
CULTURE-CENTERED APPROACH IN MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN
KEY WORDS: morality; patriotism; moral and patriotic education; culture-centered approach; mentality.
ABSTRACT. The article deals with the concept of "moral and patriotic education" in relation to pre-school age. It describes the theory of moral and patriotic education of preschool children in the aspect of culture-centered approach. The article reveals the educational potential of fine arts in acquiring universal values and national culture, through recourse to internal forces of pupils during their immersion in the atmosphere of artistic creativity, experience and understanding of artistic images — carriers of moral values.
Одной из приоритетных задач современной государственной политики Российской Федерации является воспитание личности, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны. Эти задачи сформулированы в нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки РФ (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.», «Концепция патриотического развития и воспитания гражданина РФ», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»).
Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования закладывает основы нравственно-патриотического воспитания через приобщение детей к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках.
«Патриот - человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу» [1]. Патриотизм как нравственное
чувство вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни, уклада, народных и семейных традиций и закрепляется в системе ценностей личности, в фиксированных установках ее поведения. По словам К. Д. Ушинского, воспитывает все, что окружает ребенка: «...природа, семья, общество, народ, его религия и язык, словом, природа и история в обширном смысле этих обширных понятий» [6, с. 18]. Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном детстве предполагает прежде всего воспитание любви к родной семье, к месту рождения, родному городу.
Такой подход к трактовке содержательного процесса нравственно-патриотического воспитания определяется в исследованиях как кулыуроцентрический (Ю. А. Гладкова, О. В. Дудина). Основу данного подхода составляет формирование у детей осознанной эмоционально-ценностной позиции по отношению к миру родной природы, культуры, истории, развитие «направленности на мир семьи» (Е. Ф. Акулова, С. Е. Анфисова, О. А. Еник, А. Ю. Кузина, Е. А. Сидякина, В. В. Щетинина).
В нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста особую значимость приобретает семья - самый
© Бородина Е. Н., 2014
близкий источник представлений, эмоций и чувств, которые усваивает маленький ребенок. В свое время английский философ Ф. Бэкон точно сформулировал эту особенность: «Любовь к Родине начинается с семьи». В современной педагогической науке направленность ребенка на мир семьи характеризует его отношение к родителям, членам семьи, «сосредоточенность его мышления, чувств, эмоций на мире семьи с целью его изучения, осмысления, восприятия, присвоения и преобразования» [2, с. 4]. При этом направленность характеризует и процесс, и результат педагогической деятельности по приобщению дошкольников к ценностям семьи. Педагогический процесс включает в себя приобретение знаний о своей семье, ее истоках, традициях и ценностях. Результат выражается в осознании своего места в семье, гордости за свой род, выстраивании своего поведения в социуме в соответствии с принятыми в семье, личностно значимыми ценностями.
В русской философской мысли процесс формирования в детстве направленности на мир семьи рассматривался как важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. По мнению русского философа И. А. Ильина, недооценка воспитания ценностного отношения ребенка к семье приводит к деформации и ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства: «История показала и подтвердила с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи... Семья есть первоначальная, исходная ячейка духовности - как в том смысле, что именно в семье человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом, так и в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы неумения), полученные от семьи, человек переносит в государственную и общественную жизнь» [Цит. по: 2, с. 19].
Культуроцентрический подход к нравственно-патриотическому воспитанию предполагает учет этнокультурной ситуации, в которой развивается ребенок. Важно, чтобы ребенок рос с осознанием того, к какой культуре принадлежит его семья, его род, он сам. «Ментальное пространство» (по определению Н. В. Микляевой), в котором происходит становление личности ребенка, выступает смысловым контекстом для передачи из поколения в поколение национального образа жизни и видения мира. «В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности» [4, с. 9].
Значение семьи в становлении личности ребенка дошкольного возраста подчеркнуто в ФГОС, где в качестве основополагающего принципа построения образовательного процесса выдвинут принцип сотрудничества детской образовательной организации с семьей, акцентирована необходимость «взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников», сформулирована роль семьи как заказчика и активного участника образовательного процесса.
В то же время в педагогической практике наблюдается противоречие между социальным заказом на взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в развитии ребенка и неготовностью к реализации этого принципа в образовательном процессе как со стороны педагогов, так и со стороны самих родителей. Тенденции секуляризации, которые характерны для современной семьи, приводят к увеличению количества семей с низкой культурой взаимоотношений, потерей родственных связей или их разгармонизацией, разрушением отношений вследствие негативных зависимостей родителей. Все чаще ребенок воспитывается в неполной семье, получает отрицательный семейный опыт. В этой ситуации педагогу все труднее рассматривать семью как носительницу ценностей и традиций отечественной культуры.
В то же время даже в относительно благополучных семьях отмечается пониженный интерес к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей. Социологическое исследование, проведенное В. С. Собкиным в 2013 г. на базе Института социологии образования РАО, показало, что родители явно недооценивают значимость нравственно-патриотического воспитания детей. Типичными являются высказывания «Для меня это не самое главное в жизни», «Я не задумывалась об истории своей семьи» [5, с. 27] и пр. Результаты исследования говорят о том, что задача нравственно-патриотического воспитания ставится современными родителями на одно из последних мест в комплексе воспитательных задач семьи.
Подобный опрос мы провели среди студентов-бакалавров УрГПУ заочного отделения по профилю «Дошкольное образование» и получили сходные результаты. Студенты, в большинстве своем являющиеся педагогами дошкольных образовательных организаций, демонстрируют незнание традиций своей собственной семьи, затрудняются ответить на вопросы, связанные со своей родословной, и в целом не проявляют интереса к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей в семье. Показательно, что студенты не всегда относят патриотизм к нравственным качествам: более 70% опрошенных воспита-
132
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
ние доброты, отзывчивости к людям поставили на одно из первых мест в предложенном списке, а патриотическое воспитание - на последнее место (табл.).
Эти данные говорят о необходимости развития компетентности педагогов в сфере нравственно-патриотического воспитания детей, формирования понимания роли семьи в организации этого процесса.
В рамках культуроцентрического подхода эффективным средством вовлечения педагогов и родителей в процесс формирования у детей направленности на мир семьи как основы нравственно-патриотического воспитания является обращение к искусству. Организация художественно-творческой деятельности детей - прямой путь к внутренним душевным силам дошкольников через переживание и осмысление художественных образов - носителей нравственных ценностей.
Так, произведения русских художников раскрывают семейный уклад жизни русского народа, традиционные ценности, культуру семейных отношений в отечественной традиции. Педагогический потенциал произведений русских художников связан с нравственно-эстетическим опытом мировосприятия и мироощущения народа и может быть направлен на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Главная задача педагога дошкольного образования - так организовать встречу детей с шедеврами изобразительного искусства, чтобы оно вызвало у воспитанников сопереживание, эмоциональный отклик на события и явления, о которых рассказывает художник в своих полотнах и которые приглашает осмыслить. Приобщение к искусству - это не рассказ об искусстве, а удивительный процесс, когда само искусство воздействует на чувства и мысли ребенка, побуждает к «преображению». Благодаря своей образной форме изобразительное искусство наилучшим способом приобщает чело-
века к человеческому, заставляет с большим вниманием, пониманием и состраданием относиться к чужой боли, радости, быть чутким к тем, кто с тобой рядом. Изобразительное искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно творит человека и обращено к человеку, стучится в его сердце, служит единению с человеческими взаимоотношениями и сопричастности им, указывает, какие поступки являются нравственными.
Познание ребенком нравственных ценностей через искусство - особый процесс, отличающийся от логического познания. Это прежде всего «труд души», нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление окружающего мира, своей жизни и жизни своих родных и близких. В основе переживаний, возникающих у человека в процессе художественного восприятия, лежит личный нравственный опыт. Поэтому важно подбирать для «встречи» произведения ясные и понятные, читаемые, доступные детскому восприятию, в которых изображены знакомые и узнаваемые события.
Увиденные образы остаются в памяти и находят выход в самостоятельной художественной деятельности. Для ребенка художественное творчество - это и проявление оценочного суждения, и возможность осмысления своего личного опыта в процессе переживания нравственных ценностей. Информация, обогащенная эмоциями, порождает чувства, которые закрепляются в творческой деятельности. Напротив, если переживания не было, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным, - оно останется в памяти, но не оставит следа в характере, поступках, мироощущении ребенка.
Обобщая сказанное, определим компоненты нравственно-патриотического воспитания применительно к детям дошкольного возраста.
Нравственные качества и установки Выбор
Доброта, отзывчивость к людям 73,6
Волевые качества: настойчивость, выдержка, целеустремленность 44,7
Уважение к старшим 43,6
Стремление повышать образование и культурный уровень 37,0
Умение приспосабливаться к любой обстановке 30,2
Стремление развивать свои способности 29,5
Умение достичь материального положения 10,1
Патриотизм 4,4
Религиозность 3,4
Таблица.
Распределение ответов студентов о наиболее важных качествах, которые должна воспитывать семья в детях, %
Интеллектуальный компонент. Включает в себя представления о семейных цен-
ностях в традициях отечественной культуры, нравственных качествах семьянина, истории
родной семьи, ее прошлом и настоящем, о родственных связях, семейных праздниках, о традициях и обычаях своего народа.
Мотивационно-потребностный компонент. Выражается в стремлении гордиться своей семьей, своим родом, своим Отечеством, устанавливать причинно-следственные связи между событиями в истории своей семьи, успехами и достижениями своих родственников, в желании поддерживать семейные традиции, привносить в них творческие дополнения, стремлении проявлять любовь и заботу о членах своей семьи.
Художественно-творческий компонент. Отвечает за закрепление положительных образов, идеалов, эталонов семейных отношений в самостоятельной и совместной с родителями творческой деятельности (при подготовке семейных праздников, домашних театрализованных представлений, изготовлении поделок для украшения дома, создании портретов членов семьи, изображении домашних животных и т. д.).
Эмоционально-чувственный компонент. Входит в структуру каждого компонента и выражается в переживании нравственных чувств (любовь и почитание родителей, искренность, доброта, радость, гордость, сопереживание, отзывчивость, ответственность, терпение, смирение, милосердие, сострадание, благодарение, признательность и пр.)
Дошкольное детство - важнейший этап в развитии ребенка: усвоенное и приобретенное в детстве формирует «картину мира» личности и звучит отголоском на протяжении всей жизни. Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном возрасте непосредственно связано с интересами ребенка, его опытом и укладом жизни -основу этого воспитания составляет направленность на мир семьи, ценностное отношение к семье и своему роду, что в дальнейшем выполняет функцию ориентира для поступков человека, для осознания, переживания, принятия им ценностей культуры и истории своего Отечества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой толковый словарь по культурологии / под ред. Б. И. Кононенко. 2003.
2. Дудина О. В., Акулова Е. Ф., Анфисова С. Е., Еник О. А., Кузина А. Ю., Сидякина Е. А., Щетинина В. В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи : учеб.-метод, пособие. М. : Центр педагогического образования, 2009.
3. Законы России. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2014. URL: http://www.assessor.ru/zakon/ 2 73 -fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/ 2/.
4. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н. В. Микляевой. М.: Сфера, 2013. (Конструктор образовательной программы).
5. Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Иванова А. И., Верясова Е. С. Социология дошкольного детства. М.: Ин-т социологии образования РАО, 2012. (Труды по социологии образования ; т. 27, вып. 29).
6. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. Л., 1948-1952. Т. 8.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Куприна.