Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http ://naukovedenie. ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie. ru/PDF/ 193PVN614.pdf DOI: 10.15862/193PVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/193PVN614)
УДК 37
Кузнецова Людмила Васильевна
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Россия, Чувашская Республика, Чебоксары1
Профессор Доктор педагогических наук E-mail: [email protected]
Тенюкова Галина Григорьевна
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Россия, Чувашская Республика, Чебоксары
Профессор Доктор педагогических наук E-mail: [email protected]
Культуросозидательный потенциал образовательной среды педагогического вуза
1 г. Чебоксары, пр. Ленина, дом №1, кв. 42
Аннотация. В статье рассматривается проблема обоснования культуросозидательного потенциала образовательной среды педагогического вуза. На основании анализа научных подходов к определению содержания образовательной среды педагогического вуза представлено новое видение данной проблемы, заключающееся в актуализации принципа культуросообразности и принципа регионализации содержания педагогического образования, выполняющего как образовательную, так и социокультурную миссию. Согласно этим принципам педагогический вуз должен в полной мере использовать заложенные в отечественном образовании традиции культуросозидания личности на основе активного введения в содержание образования достижений культуры, ее общечеловеческих и национальных ценностей. Культуросозидание личности будущего педагога авторами статьи определяется как процесс восхождения ее к своей индивидуальности, вбирая в себя все ценное и лучшее в эталонах культуры.
Новый взгляд на проблему использования культуросозидательного потенциала образовательной среды педагогического вуза заключается в том, что авторами проведен ретроспективный анализ образовательной деятельности старейшего учебного заведения -Симбирской чувашской учительской школы, основанной просветителем народов Поволжья, Иваном Яковлевичем Яковлевым, которая готовила учителей, чья деятельность была ориентирована на подъем культуры населения и культурное развитие личности обучающихся. В статье обосновывается творческое развитие идеи социально-культурной направленности педагогического образования на основе сохранения и пропаганды ценностей традиционной культуры народов России и мировой культуры, являющихся содержанием образовательной среды педагогического вуза.
Ключевые слова: потенциал; культуросозидательный потенциал; образовательная среда; педагогический вуз.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Кузнецова Л.В., Тенюкова Г.Г. Культуросозидательный потенциал образовательной среды педагогического вуза // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/193PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/193РУМ614
Высшее педагогическое образование находится в эпицентре внимания широкой общественности ввиду того, что оно является определяющим фактором развития культурного потенциала страны, готовя специалистов различных направлений профессиональной деятельности для системы общего, дополнительного, специального образования. Образование в современном обществе призвано формировать человека культуры. В этой связи педагогический вуз должен в полной мере использовать заложенные в отечественном образовании традиции культуросозидания личности на основе активного введения в содержание образования достижений культуры.
Культуротворческая парадигма, как воплощение идеи о спасительной роли культуры в развитии цивилизации, обусловила поиск путей решения проблемы воспитания культурного в широком смысле человека. Восстановление значимости культуры, освоение ее содержания, насыщение преподавания учебных дисциплин знаниями общемировой и национальной культуры составляющими основу интеллектуального развития личности, определяют содержание образовательной среды педагогического вуза.
Образовательное пространство вуза рассматривается как часть культуры общества, которое является культурным пространством, и в котором имеются «огромные потенциальные возможности «культурного образования», социализации в самом широком понимании, приобщая к культуре отношений, взаимодействия» [1, 134]. Основными принципами организации образовательного пространства вуза И.Л. Беккер и И.Н. Журавчик определяют следующие: фундаментализации (научная и методологическая подготовка и формирование мировоззрения и гуманности), практической ориентированности и деятельностной направленности профессионального образования (обеспечение готовности к практической деятельности), образования, жизни и практической деятельности (встроенности будущего специалиста в систему профессиональных, жизненных отношений), персонификации образовательного пространства (личностно ориентированное образование) [1, 137].
Этими принципами руководствуется современный вуз как система, обеспечивающая профессиональный кадровый потенциал общества. Вместе с тем, педагогический вуз, выполняя образовательную и социокультурную миссию, организует среду для обучающихся, в которой культура отношений, ценностей, выступает основой формирования будущего педагога - учителя, воспитателя.
Культурно-образовательная среда педагогического вуза является важным источником всестороннего развития личности, определяющим нравственный, творческий и интеллектуальный климат учебно-воспитательного процесса. С одной стороны, это пространство культурного самоопределения личности студента в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями, с другой - это сфера педагогических влияний, то есть создание педагогических условий для формирования его траектории развития и самореализации.
В разработанной В.А. Ясвиным типологии образовательной среды (догматический, карьерный, безмятежный, творческий) [11] выделяется творческий тип, вбирающий в себя некоторую часть карьерного типа - активность, безмятежного - свободу, и характеризующийся свободой и активностью. Эти компоненты творческого типа обусловливают культуросозидательный потенциал образовательной среды педагогического вуза, где активность личности и его свобода направлены на расширение круга внимания и деятельности, личностное развитие и культурную социализацию, в целом - культурное самостроительство.
Средовый подход в образовании раскрывается в исследованиях Н.В. Мартиновича, Л.И. Новиковой,Ю.С. Мануйлова, И.И. Сулимы сквозь призму гуманистической философии и педагогики, он обосновывает идею о том, что реализация через воспитание тех или иных общественных идеалов ни в коей мере не заглушает индивидуальность, неповторимость и уникальность личности обучающегося человека, так как «поле проявления индивидуального остается исключительно широким» [9, 36-39.].Самоопределение личности, по мнению Н.В. Мартинович, происходит как творческая самореализация, как жизнетворчество, придающее индивидуальной жизни основной смысл и ценность.
Ценности среды в трудах Д. А. Горбачевой, Р.В. Сладкопевца способствуют развитию художественно-творческого потенциала личности, ее активному задействованию в преобразующей самого себя и окружающее по законам красоты, гармонии и целесообразности деятельности. Это процесс характеризуется культуросозиданием -восхождением к своей индивидуальности, вбирая в себя все ценное и лучшее в эталонах культуры. Развивая творческий потенциал, в процессе освоения ценностей культуры будущие педагоги приобретают устойчивую мотивацию к становлению себя как «человека культуры», творчески мыслящего, гуманного, духовно богатого который готов к творческой педагогической, просветительской деятельности [3].
В этом отражен культурологический подход к рассмотрению образовательной среды вуза, обоснованный Е.В. Бондаревской, в соответствии с которым образование понимается как культурный процесс, который осуществляется в «культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческим смыслом и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность; способному к культурному саморазвитию, и самоопределению в мире культурных ценностей» [2].Согласно этому, в образовательной среде вуза происходит культуросозидание относительно как самой среды - наполнение ее ценностным смыслом), так и субъекта этой среды (студента, преподавателя) - личностного развития.
Относительно профессионально-педагогического образования рассмотрим в исторической ретроспективе культуросозидательный потенциал образовательной среды учебного заведения, известного в Поволжье - Симбирской чувашской учительской школы, школы Ивана Яковлевича Яковлева, чувашского просветителя, в основание которой была положена идея - подготовка учителявне зависимости от (как сейчас принято определять) профиля подготовки к осуществлению культурно-образовательной миссии.
Симбирская чувашская учительская школа, согласно Положению о школе, должна была готовить учителей, которые работали бы по просвещению чуваш, подъему их культурного уровня. Для этого в школе была создана система целостной организации учебно-воспитательного процесса, идейное обеспечение которой основывалось на главных положениях: народность, культуросообразность обучения и воспитания; универсальность образования; практическая направленность на работу в сельской среде. Культуросообразность обучения и воспитания была принципиальным положением, в этом И.Я. Яковлев был последователем великого А. Дистервега, русских педагогов: К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого, их мысли о культуре народа, выходцами из которого были воспитанники учителей, были как о главном факторе национального воспитания [4].
Будучи высококультурным человеком, Иван Яковлевич Яковлев все свои усилия в школьном деле направлял на формирование в школе культурной среды, в которой каждый ученик мог бы развиваться в культурном отношении.
Высокая духовность, культура, искусство - вот содержание той среды, которую И.Я. Яковлев создавал вокруг себя, своих детей, а затем и учеников своей школы. Симбирский музыкант Б. Назарьев писал об И.Я. Яковлеве с восхищением о том, что он - личность, «пробудившая внимание нашего сонного общества ...к чувашскому населению нашей губернии, ...продвигаясь вперед, ...выполняя то, что под силу одному железу, он ни на минуту не расставался с мыслью служить просвещению своих собратьев...» [10, 58].
Симбирская чувашская учительская школа как очаг духовной культуры, своего рода мастерская художественной культуры и школа профессионального искусства чувашского народа за все годы своего существования подготовила около тысячи учителей, проводников идей культуры в жизнь чувашского народа. Это деятели культуры, искусства, науки, но главное, это учителя, которые своей энергией, полученной в яковлевской школе, зажгли очаги культуры повсеместно на территории Чувашии и в соседних областях и республиках. Интересно то, что ученики И.Я. Яковлева, на всю жизнь сохраняя чувство великой благодарности к Учителю, будучи далеко от своей школы, да и Чувашии, несли знамя культуры в новую среду, которую старались окультурить. Пример их учителя свидетельствовал о том, что в любом растущем человеке заложен социокультурный потенциал, реализация которого обязательно приведет к улучшению его жизни и соответственно, - к повышению качества социокультурной среды.
Результативность культуросозидательной образовательной деятельности Симбирской школы представлена следующими примерами:
1. Известность концертных программ в Симбирске. Симбирская ученая архивная комиссия предложила устроить концерт чувашской песни, концерт состоялся 19 января 1909 года, все номера были исполнены на «бис».
2. Картины Н.Ф. Некрасова на чувашские темы были на Московских и международных выставках.
3. В сельских двухклассных школах было организовано обучение народным ремеслам. Столы, шкафы, стулья были выставлены на выставках в Казани, Симбирске, Нижнем Новгороде, Москве. За подобную работу школе в 1896 году была присуждена золотая медаль.
4. Традиционным народным праздником стал для школы «Акатуй» с хороводами, играми (чувашскими), состязаниями, с дарением девушками вышитых платков - это было воссоздание народного праздника для того, чтобы в дальнейшей практической деятельности будущие учителя могли его поднять на новую высоту - традиционной ценности чувашского народа.
В целом в системе художественного образования Симбирской чувашской учительской школы определялись следующие компоненты содержания, отражающие ее социально-культурную ориентированность:
• интеграция различных видов искусств в подготовке и проведении литературно-музыкальных вечеров, спектаклей, праздников;
• практически-прикладной характер создания произведений выставочных образцов, сувенирного и иного утилитарного назначения и их направленность на удовлетворение потребностей населения;
• совместная деятельность учащихся и педагогов в создании и обогащении предметной художественной среды школы и окружающего социума;
• моральное и материальное стимулирование общественно-полезной художественной деятельности будущих учителей [5].
Данная система отражала социально-культурную направленность, способствовала сохранению и пропаганде, как традиционной художественной культуры чувашского народа, так и русского и мирового искусства. Это объясняет необходимость активного использования опыта Симбирской чувашской учительской школы, однако при этом речь идет не о копировании опыта, даже не адаптации опыта применительно к нашей современности, а творческое его развитие, что соответствует целям и содержанию современного педагогического образования.
Такая организация образовательной среды учебного заведения, готовящего учителей, стала примером для подражания, в первую очередь, для разработки содержания профессионального педагогического образования, основанного на принципах преемственности, культуросообразности и регионализации.
Эти принципы обусловливают культуросозидательный потенциал образовательной среды педагогического вуза, отражают потребности государства и широкого социума в педагоге как человеке культуры, общественная ценность которого заключается в том, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное».
ЛИТЕРАТУРА
1. Беккер, И.Л., Журавчик, И.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория [Текст] / И.Л. Беккер, И.Н. Журавчик // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2009. - №12 (16). - С. 132-140.
2. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования [Текст] - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с.
3. Горбачева, Д. А. Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств - будущих специалистов социально-культурной деятельности: аксиологический подход [Текст] : автореф. дисс.... докт.пед. наук / Д.А. Горбачева. - М., 2009.
4. Краснов, Н.Г. Иван Яковлев и его потомки [Текст] - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2007. - 478 с.
5. Кузнецова, Л.В. Национально-культурная среда общеобразовательной школы : теория и практика формирования [Текст] : дисс. докт. пед. наук / Л.В. Кузнецова. - Чебоксары, 2001. - 174 с.
6. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю.С. Мануйлов // Педагогика. - 2000. - № 7.
7. Мартинович, Н.В. Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования [Текст] : дисс. канд. социолог.наук / Н.В. Мартинович. -Курск, 2006. - 174 с.
8. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды [Текст] - М.: ПЕР СЭ, 2010 г. - 336 с.
9. Сулима И.И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования [Текст] - Almamater. - Вестник высшей школы. - № 7. -2010. - С. 36-39.
10. Яковлев, И.Я. Моя жизнь: Воспоминания [Текст] - Чебоксары : Республика, 1998. - 696 с.
11. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] - М.: Смысл, 2001. - 365с.
Рецензент: Иванов Дмитрий Ермолаевич, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический, университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары, доктор педагогических наук, профессор.
Kuznetsova Ludmila Vasilievna
The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University
Russia, Cheboksary E-mail: [email protected]
Tenyukova Galina Grigorievna
The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University
Russia, Cheboksary E-mail: [email protected]
Culture-creating potential of pedagogical University educational environment
Abstract. The article considers the problem of justification culture-creating potential of a pedagogical University educational environment. Based on the analysis of scientific approaches to the definition of the educational environment a new vision of the problem, consisting in the actualization of the culture and region concerning principles of constructing the content of pedagogical education, performing both educational and socio-cultural mission, is presented. According to these principles pedagogical University should realize in full measure traditions of culture-creating personality-based introduction to the content of the education achievements of culture, its human and national values. Cultural creating of personality of the future teacher is defined by the authors as the process of climbing to individuality, absorbing all the valuable and best standards of culture. A new look at the problem of using culture-creating potential of pedagogical University educational environment is based on the performed by the authors retrospective analysis of the educational activities of the oldest educational institution of the Volga region - the Simbirsk Chuvash teachers school based by Ivan Yakovlevich Yakovlev. This school prepared teachers, whose work was focused on the rise of culture and cultural development of Chuvash people. The article proves the creative development of ideas of socio-cultural orientation of teachers education based on the serving and promotion of traditional cultural values of the peoples in Russian and world culture, which is the content of the educational environment of pedagogical universities.
Keywords: potential; kulture-creating potential; educational environment; pedagogical university.
REFERENCES
1. Bekker, I.L., Zhuravchik, I.N. Obrazovatel'noe prostranstvo kak sotsial'naya i pedagogicheskaya kategoriya [Tekst] / I.L. Bekker, I.N. Zhuravchik // Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. - 2009. - №12 (16). - S. 132-140.
2. Bondarevskaya, E. V. Teoriya i praktika lichnostno orientirovannogo obrazovaniya [Tekst] - Rostov-na-Donu, 2000. - 352 s.
3. Gorbacheva, D. A. Razvitie tvorcheskogo potentsiala studentov vuzov kul'tury i iskusstv - budushchikh spetsialistov sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti: aksiologicheskiy podkhod [Tekst] : avtoref. diss.... dokt.ped. nauk / D.A. Gorbacheva. - M., 2009.
4. Krasnov, N.G. Ivan Yakovlev i ego potomki [Tekst] - Cheboksary : Chuvashskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2007. - 478 s.
5. Kuznetsova, L.V. Natsional'no-kul'turnaya sreda obshcheobrazovatel'noy shkoly : teoriya i praktika formirovaniya [Tekst] : diss. dokt. ped. nauk / L.V. Kuznetsova. -Cheboksary, 2001. - 174 s.
6. Manuylov, Yu.S. Sredovoy podkhod v vospitanii [Tekst] / Yu.S. Manuylov // Pedagogika. - 2000. - № 7.
7. Martinovich, N.V. Razvitie tvorcheskogo potentsiala lichnosti v sisteme vysshego obrazovaniya [Tekst] : diss. kand. sotsiolog.nauk / N.V. Martinovich. - Kursk, 2006. - 174 s.
8. Novikova, L.I. Pedagogika vospitaniya. Izbrannye pedagogicheskie trudy [Tekst] -M.: PER SE, 2010 g. - 336 c.
9. Sulima I.I. Sredovoy podkhod kak metodologiya nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya [Tekst] - Almamater. - Vestnik vysshey shkoly. - № 7. -2010. - S. 3639.
10. Yakovlev, I.Ya. Moya zhizn': Vospominaniya [Tekst] - Cheboksary : Respublika, 1998. - 696 s.
11. Yasvin, V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Tekst] -M.: Smysl, 2001. - 365s.