Научная статья на тему 'Культуролого-акмеологический подход как методологическая основа повышения качества профессионального физкультурного образования'

Культуролого-акмеологический подход как методологическая основа повышения качества профессионального физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Собянин Ф. И., Петренко О. В., Николаева Е. С.

В работе обсуждается проблема совершенствования профессионального физкультурного образования в вузах на основе культуролого-акмеологического подхода, применения классов явлений теории культуры и акмеологии. Предлагается ориентировать процесс образования на содержание профессионально-педагогической пригодности обучающихся к деятельности в сфере физической культуры, разработку базовой и профильных моделей выпускников по направлениям подготовки, коррекцию формулировок общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Собянин Ф. И., Петренко О. В., Николаева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культуролого-акмеологический подход как методологическая основа повышения качества профессионального физкультурного образования»

КУЛЬТУРОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИИ ПОДХОД

КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 09.11.2015 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор Ф.И. Собянин1

Кандидат педагогических наук О.В. Петренко1

Кандидат педагогических наук Е.С. Николаева1

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

CULTUROLOGICAL-ACMEOLOGICAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL FRAMEWORK TO IMPROVE QUALITY OF PROFESSIONAL SPORTS EDUCATION

Dr.Hab., professor F.I. Sobyanin1 PhD O.V. Petrenko1 PhD E.S. Nikolaeva1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

В работе обсуждается проблема совершенствования профессионального физкультурного образования в вузах на основе культуролого-акмеологического подхода, применения классов явлений теории культуры и акмеологии. Предлагается ориентировать процесс образования на содержание профессионально-педагогической пригодности обучающихся к деятельности в сфере физической культуры, разработку базовой и профильных моделей выпускников по направлениям подготовки, коррекцию формулировок общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: специалист, профессиональная пригодность, модель, образование.

Annotation

The paper concerns the problem of development of professional sports education in universities on the basis of the culturological-acmeological approach, applying classes of phenomena of the theory of culture and acmeology. It is assumed that the educational process should be focused on the content of professional pedagogical competency of students to work in the sphere of physical culture, on the development of basic and specialized models of graduates for different majors, correction of definitions of common cultural, general professional and professional competences.

Keywords: specialist, occupational fitness, model, education.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. Как известно, в системе отечественного образования среди прочих доминирует компетентностный подход [2]. На его базе реализуются основные образовательные программы по направлениям подготовки кадров, проводятся аккредитация вузов, вся учебная и методическая работа. Вместе с тем, в его практическом применении в содержании профессионального физкультурного образования возникает серьезная проблема, негативно влияющая на его качество. Она заключается в том, что образование становится формальным. Например, для формулировки предлагаемых компетентностей (универсальных, общепрофессиональных, профессиональных) нет четкого ориентира, поэтому часто они воспринимаются далекими от реальности, вызывают большие затруднения при описании того, как, какими дисциплинами, какими средствами и методами реализовывать эти компетентности на практике. Данное утверждение касается всех уровней образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Предполагается, что в этих условиях необходимо вести поиск решения проблемы с помощью нового научно обоснованного подхода, учитывающего современные положения и представления о подготовке будущего профессионала, его профессиональной пригодности, его облике (модели), с позиции теории культуры и акмеологии. Поставленная про-

блема мало изучена в теории и на практике, что и определяет актуальность ее исследования.

Цель исследования - выявить перспективу культуролого-акмеологического подхода как методологической основы повышения качества профессионального физкультурного образования.

Методика и организация исследования. Данные, представленные в работе, собраны с 1985 по 2015 г В исследовании участвовало 1248 испытуемых (абитуриенты, студенты, учителя физической культуры, преподаватели вузов). В разные годы исследования проводились на базе Уральского педагогического института им. А. С. Пушкина (Казахстан, г. Уральск), Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (Россия, г. Ленинград), ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта (Россия, г. Ленинград), Западно-Казахстанской гуманитарной академии (Казахстан, г. Уральск), Белгородского государственного национального исследовательского университета (Россия, г. Белгород).

Результаты исследования и их обсуждение. Ориентиром профессионального обучения обучающегося в вузе служит государственный образовательный стандарт, не имеющий модели будущего выпускника. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего про-

фессионального образования по направлению подготовки 49.04.01 - «Физическая культура» (уровень магистратуры) [3] даются характеристика профессиональной деятельности магистров, требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры, но модель не представлена. То же обнаружено в стандартах для бакалавров, аспирантов. Более того, для направления подготовки 49.06.01 - «Физическая культура и спорт» (для аспирантов) вузам предлагается самостоятельно сформулировать профессиональные компетенции [4]. Следовательно, в каждом вузе могут появиться свои профессиональные компетенции, что внесет разногласие в содержание образования и нарушит важнейшую функцию образовательных стандартов - сохранение единого образовательного пространства.

Решение проблемы возможно на основе применения культуролого-акмеологического подхода, подразумевающего исследование взаимосвязанных классов явлений теории культуры и акмеологии. Главная идея данного подхода - подготовка специалиста на основе реализации общекультурной, профессиональной и личностной направленности образовательного процесса. При этом в качестве ведущих принципов построения образования выступают: принцип преемственности трех уровней образования - общего (общекультурного), особенного (профессионального), единичного (личностного); принцип целостности формирования специалиста, интеграции всех его сущностных сил; принцип формирования личности в разнообразной деятельности; принцип сохранения и преумножения общечеловеческих и национальных ценностей; принцип вариативности образования; принцип индивидуализации; принцип гуманизации образовательного процесса.

С точки зрения культурологии здесь особый интерес вызывают следующие классы явлений: категории «культура», «гуманизация», «преемственность», «традиции», «новации». С позиции акмеологии - «модель специалиста», «профессиональная пригодность». Культура в данном случае понимается как специфический, нравственно ориентированный способ человеческой деятельности, оценка и осознание ее результатов. Гуманизация подразумевает доминирующее значение не внешнего воздействия на обучающегося, а раскрытия и развития его внутренней сущности (профпригодности). В культурной преемственности главное значение заключается в сохранении отечественных достижений в образовании, прошлого полезного опыта, на основе которого следует совершенствовать содержание образования, а не бездумное преклонение перед зарубежным опытом. В этом контексте традиции и новации рассматриваются как диалектическое взаимодействие, благодаря которому новации принимаются профессиональным сообществом как полезные и эффективные и потому со временем становятся традициями. Конструктивным выходом из этих положений является представление о содержании профессионально-педагогической пригодности будущих специалистов с последующим моделированием их облика и реализацией моделей в содержании профессионального физкультурного образования.

Модель выпускника (будущего профессионала) должна быть научно обоснована специалистами, рекомендована соответствующими вышестоящими органами в высшие образовательные учреждения. Целесообразно было бы сначала создать базовую модель выпускника, готового трудиться в сфере физической культуры, а затем частные модели, ориентированные на конкретный профиль (например, спорт, физическую рекреацию, адаптивную физическую культуру и т. д.).

Модели для подготовки специалистов с учетом профпригодности, в том числе для сферы физической культуры, в виде профессиограмм, психограмм, паспорта специалиста уже разрабатывались в прошлом столетии, однако в настоя-

щее время не наблюдается преемственности в использовании и дальнейшей разработке таких моделей.

По нашим данным, профессиональная пригодность, например к деятельности учителя физической культуры, не противоречит понятию «профессиональная компетентность», но является исходной величиной, на базе которой в вузе формируется компетентность (как знание в широком смысле), затем, на послевузовском этапе, «профессионализм» (умение в широком смысле) и «профессиональное педагогическое мастерство» [3].

В содержание профессиональной пригодности к деятельности учителя физической культуры предлагается включать:

1) профессионально-педагогическую направленность (интересы, идеалы, потребности, намерения и т. п.);

2) умственную (или интеллектуальную) пригодность;

3) физическую (общефизическую и специальную) пригодность;

4) индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер, способности) [1, 3].

Применение факторного анализа показало, что среди всех составляющих содержания профпригодности ведущее значение имеют 6 факторов: «профессионально-педагогическая направленность» (факторный вес 26 %), «познавательная направленность в области физической культуры» (факторный вес 12 %); «гуманное и одновременно требовательное отношение к себе и к окружающим» (факторный вес 12 %); «положительное эмоционально-деятельное отношение к детям» (факторный вес 9 %); «психическая уравновешенность» (факторный вес 7,2 0%); «общительность» (факторный вес 5 0%). Остальные составляющие оказались менее значимыми. При этом каждый фактор включает комплекс показателей, имеющих определенный уровень корреляции с показателем успешности образовательной деятельности обучающихся профессии в сфере физической культуры. Например, в профессиональной направленности компонент «мотивация к профессии» имеет корреляцию с успешностью обучения студентов на уровне г=0,781 [3].

Показатели профпригодности, по полученным данным, имеют существенное значение на всех этапах обучения студентов в вузе. Они, в частности, фигурируют как наиболее значимые при поступлении в вуз, при отчислении студентов, в период педагогической практики. По данным, полученным в вузах России и Казахстана, сформировавшаяся профессиональная направленность имеет большее значение при принятии абитуриентами решения поступать в вуз, чем серия удачно организованных профориентационных мероприятий. Профпригодность, как оказалось, важна и для индивидуализации в подготовке студентов-спортсменов [8, 9].

Результаты исследования свидетельствуют о наличии менее и более подвижных компонентов в содержании профпригодности учителя физической культуры. В ходе эксперимента доказано, что существенному педагогическому воздействию поддаются, например, педагогические способности студентов и наиболее благоприятным периодом их развития является педагогическая практика.

Проведенные исследования находят отклик в работах отечественных и зарубежных авторов, касающихся вопросов профессиональной подготовки педагогических кадров в вузах, что подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы [1, 5-7]. Таким образом, применение культуролого-акмеологического подхода открывает новые перспективы для совершенствования процесса подготовки физкультурно-педагогических кадров в современных условиях развития общества.

Выводы

• Исследование показало, что применение культуролого-

акмеологического подхода в подготовке физкультурно-

№ 1 • 2016 Январь | Jaпuary

http://www.teoriya.ru

педагогических кадров имеет определенные перспективы для повышения ее качества.

• Профессиональную пригодность к деятельности специалиста (бакалавра, магистра, аспиранта) предлагается определить главным ориентиром для построения содержания профессионального физкультурного образования в вузах. Это позволит обеспечивать формирование профессионального мастерства физкультурно-педагогичес-ких кадров, в основе которого будет «авторская система деятельности».

• Целесообразно разработать базовую модель выпускника, основанную на теоретических и эмпирических данных, полученных при исследовании структуры личности и профессиональной пригодности специалистов в сфере физической культуры. Она должна быть стабильной и изменения в нее следует вносить в случаях, когда о профпригодности получены кардинально новые знания.

• Разработку базовой модели будущего работника в сфере физической культуры должны осуществлять централизованно квалифицированные специалисты под управлением соответствующих министерств и ведомств. На ее основе можно создавать модели выпускников отдельно по уровням физкультурного образования и профилям физкультурной деятельности.

• Коррекция формулировки компетенций выпускников может в дальнейшем осуществляться, исходя из разработанных базовой и профильных моделей специалистов с максимальным приближением к содержанию профессиональной пригодности и реальной профессиональной деятельности физкультурно-педагогических кадров.

Литература

1. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина). Предмет акмеологии / Н.В. Кузьмина. - 2-е изд. - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.

2. Собянин Ф.И. О компетентности и профессиональном мастерстве специалистов в сфере физической культуры /Ф.И. Собянин, С.Г. Дудкина // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 1. - С. 68-73.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 - «Физическая культура (уровень магистратуры)». Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2015 г. № 376. - 21 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Подготовка кадров высшей квалификации. Направление подготовки 49.06.01 - «Физическая культура и спорт». 2014. - 15 с.

5. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя: метод. пособие / Г.И. Хозяинов. - М.: Высш. шк., 1988. - 168 с.

6. Цветкова А.Т. Акмеологический подход и АСПД как средства повышения качества вузовской подготовки учителя: Матер. Между-нар. науч. конф. / А.Т. Цветкова, Т.Д. Джишкариани. - Шуя: ШГПУ, 1999. - С. 252-254.

References

1. Kuz'mina N.V. (Golovko-Garshina). Predmet akmeologii (Subject of acmeology) / N.V. Kuz'mina. - 2nd ed. - St. Petersburg: Politekhnika, 2002. - 189 p.

2. Sobyanin F.I. O kompetentnosti i professional'nom masterstve spetsialistov v sfere fizicheskoy kul'tury (Competency and professional skills of specialists in the sphere of physical culture) / F.I. Sobyanin, S.G. Dudkina // Fizicheskoe vospitanie studentov. - 2013. - №1. - P. 68-73.

3. Federal'ny gosudarstvenny obrazovatelny standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 49.04.01 - «Fizicheskaya kul'tura (uroven' magistratury)». Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 8 aprelya 2015 g. №376 (Federal state educational standard of higher education in the major 49.04.01 -"Physical Education (Master's degree)". Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation April 8, 2015. - № 376). - 21 p.

4. Federal'ny gosudarstvenny obrazovatel'ny standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya. Podgotovka kadrov vysshey kvalifikatsii. Napravlenie podgotovki 49.06.01 - «Fizicheskaya kul'tura i sport». 2014 (Federal State Educational Standard of Higher Education. Higher education level. Top qualification personnel training. Major 49.06.01 - "Physical culture and sport". 2014). - 15 p.

5. Khozyainov G.I. Pedagogicheskoe masterstvo prepodavatelya: Metod. posobie (Teacher's pedagogical skills: teaching aid) / G.I. Khozyainov. - Moscow: Vyssh. shk., 1988. - 168 p.

6. Tsvetkova A.T. Akmeologicheskiy podkhod i ASPD kak sredstva povysheniya kachestva vuzovskoy podgotovki uchitelya: Mater. Mezhdunar. nauch. konf. (Acmeological approach and ATS to improve quality of teacher's university training: Proc. of Intern. scientific conf.) / A.T. Tsvetkova, T.D. Dzhishkariani. - Shuya: ShGPU, 1999. - P. 252-254.

7. Enric M. Sebastiani I Obrador. Competence Profile of Physical Education Teachers // Professionals and volunteers in physical education. Monograph book of scientific and professional articles / editors Jana Vasickova, Branislav Antala, Bratislava, 2012. - P. 28-37.

8. Kozina Zhanneta, Sobko Irina, Bazulyk Tatyana, Ryepko Olena, Lach-no Olena, Ilintskaya Anna. (2015). The applying of the concept of individualization in sport. Journal of Physical Education and Sport, 15 (2), Art 27, pp. 172-177. http://dx.doi.org/10.7752/jpes.2015.02027

9. Podrigalo L.V., Iermakov S.S., Nosko M.O., Galashko M.N., Galashko N.I. Study and analysis of armwrestlers' forearm muscles' strength. Journal of Physical Education and Sport ® (JPES), 15(3, Art 80, pp.531 - 537, 2015 D0I:10.7752/jpes.2015.03080.

□ и

НОВЫЕ КНИГИ

столяров в.и. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА И 0ЛИМПИИСК0Г0 ДВИЖЕНИЯ (ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ): МОНОГРАФИЯ. - БИШКЕК: ИЗД-ВО «МАКСАТ», 2015. - 462 С.

£

£ Монография посвящена анализу с позиций гуманизма и на основе диалектической методологии актуальных социальных

о проблем современного спорта и олимпийского движения, которое превратилось в самое массовое, глобальное неполитиче-ш

.у ское социальное движение.

В центре внимания автора монографии - концепция современного олимпизма, которую сформулировал Кубертен, современные интерпретации этой концепции, успехи и пробелы в ее реализации. С позиций гуманизма дается оценка тех революционных изменений в олимпийском движении, которые произошли в этом движении в последние десятилетия и связаны с процессами коммерциализации и профессионализации олимпийского спорта. Детально обсуждается также роль спорта в

о

процессе социализации личности и в системе социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.