Научная статья на тему 'Культурологический потенциал чтения как фактора развития детской одаренности'

Культурологический потенциал чтения как фактора развития детской одаренности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC
110
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ / ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ / ЧТЕНИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОСУГОВОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шатунова Ольга Васильевна, Шастина Елена Михайловна, Бородина Татьяна Федоровна

Предметом исследования является чтение как культурологический фактор развития детской одаренности. Модернизация российского образования предполагает курс на его гуманизацию и гуманитаризацию, что определяет значимость культурологического подхода к исследованию педагогических проблем. Цель настоящей статьи состоит в описании роли чтения как культурологического фактора, способствующего выявлению одаренности детей и создающего предпосылки для ее развития. Авторы выносят на обсуждение ряд вопросов, касающихся выявления роли чтения на одаренность на разных этапах физиологического и личностного развития. Методами исследования выступают изучение и обобщение передового педагогического опыта по развитию детской одаренности, наблюдение, анкетирование, статистические методы. В работе представлены результаты исследования, в котором приняли участие 130 преподавателей Елабужского института Казанского федерального университета в возрасте от 25 до 79 лет, характеризующихся ярко выраженными личностными и профессиональными качествами и способностями, позволяющими считать их одаренными людьми. Исследование представляло собой опрос по авторской анкете о читательской активности опрашиваемых на разных возрастных этапах личностного развития, а также об одаренности и влиянии чтения на ее развитие. Результаты анкетирования доказывают положительное воздействие чтения как культурологического фактора на развитие одаренности. Кроме того, делается вывод о том, что люди, достигшие определенного этапа профессионального и личностного развития (в том числе одаренности), характеризуются постоянной читательской активностью. Авторы выносят на обсуждение ряд вопросов, касающихся выявления роли чтения на развитие одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шатунова Ольга Васильевна, Шастина Елена Михайловна, Бородина Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологический потенциал чтения как фактора развития детской одаренности»

Культурологический потенциал чтения как фактора развития детской одаренности

Шатунова Ольга Васильевна

кандидат педагогических наук доцент, Казанский федеральный университет, Елабужский институт 423600, Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, 89

И [email protected] Шастина Елена Михайловна

доктор филологических наук профессор, Казанский федеральный университет, Елабужский институт 423600, Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, 89

И [email protected]

Бородина Татьяна Федоровна

старший преподаватель, Казанский федеральный университет, Елабужский институт 423600, Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, 89

И [email protected]

Статья из рубрики "Эффективность обучения"

Аннотация. Предметом исследования является чтение как культурологический фактор развития детской одаренности. Модернизация российского образования предполагает курс на его гуманизацию и гуманитаризацию, что определяет значимость культурологического подхода к исследованию педагогических проблем. Цель настоящей статьи состоит в описании роли чтения как культурологического фактора, способствующего выявлению одаренности детей и создающего предпосылки для ее развития. Авторы выносят на обсуждение ряд вопросов, касающихся выявления роли чтения на одаренность на разных этапах физиологического и личностного развития. Методами исследования выступают изучение и обобщение передового педагогического опыта по развитию детской одаренности, наблюдение, анкетирование, статистические методы. В работе представлены результаты исследования, в котором приняли участие 130 преподавателей Елабужского института Казанского федерального университета в возрасте от 25 до 79 лет, характеризующихся ярко выраженными личностными и профессиональными качествами и способностями, позволяющими считать их одаренными людьми. Исследование представляло собой опрос по авторской анкете о читательской активности опрашиваемых на разных возрастных этапах личностного развития, а также об одаренности и влиянии чтения на ее развитие. Результаты анкетирования доказывают положительное воздействие чтения как культурологического фактора на развитие одаренности. Кроме того, делается вывод о том, что люди, достигшие определенного этапа профессионального и личностного развития (в том числе одаренности), характеризуются постоянной читательской активностью. Авторы выносят на обсуждение ряд вопросов, касающихся выявления роли чтения на развитие одаренности.

Ключевые слова: детская одаренность, развитие одаренности, виды одаренности, чтение, культурологический фактор, культурологический подход, читательская активность, читательская грамотность, личностное развитие, досуговое чтение

DOI: 10.7256/2454-0676.2017.4.24401

Дата направления в редакцию: 26-10-2017

Дата рецензирования: 11-10-2017

Одаренный ребенок - одаренный взрослый

Большое количество различных подходов к определению феномена одаренности дает основание говорить о неоднозначности его понимания в психолого-педагогической науке. Однако, нет сомнения в том, что решение проблемы развития детской одаренности имеет важное значение для любого государства. В России большинство исследователей сегодня рассматривает одаренность как «системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» -Ш.

Авторы «Рабочей концепции одаренности» Ш на основе многообразия проявлений одаренности, ее зависимости от возраста, организации учебного процесса в школе и особенностей воспитания детей в семье, выделили следующие критерии для определения видов одаренности:

- по широте проявления - общая и специальная одаренность;

- по типу предпочитаемой деятельности - интеллектуальная, академическая художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, (организаторская) и т.д.;

- по форме проявления - явная и скрытая (не проявившаяся);

- по степени сформированности: потенциальная и актуальная одаренность;

- по возрастным особенностям проявления - ранняя одаренность и поздняя одаренность.

В современном контексте решение проблемы развития одаренности должно иметь следующую основную задачу: создать такие условия, чтобы как можно больше одаренных детей и подростков стали одаренными взрослыми. Такая задача была поставлена и в "Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов", принятой в России в 2012 году: "Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от

места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи"

Н.С. Лейтес писал: «...Тяга ребенка к умственной нагрузке, творческие устремления, умственная изобретательность - признаки повышенных способностей. Но что произойдет с этими особенностями в ходе дальнейших возрастных изменений, сохранятся ли они и

, творческая, лидерская

получат дальнейшее развитие как устойчивые индивидуальные особенности? Несомненные признаки способностей могут оказаться по преимуществу возрастными,

недолговечными» с 15].

М.А. Холодная, рассматривая эволюцию интеллектуальной одаренности от детства к взрослости, задается вопросом: каковы механизмы и факторы развития интеллектуальной одаренности с точки зрения превращения детской одаренности в одаренность взрослого человека

Решая проблему развития одаренных детей, следует понимать, что одаренность сама по себе не есть высшая ценность общества, богатство государства составляют те интеллектуальные и творческие продукты, которые создаются одаренными и талантливыми гражданами -5, с 10°1.

Внешние и внутренние факторы развития одаренности

На развитие одаренности оказывают влияние различные факторы, одни из которых можно отнести к внутренним, а другие к внешним. Высокий уровень познавательной активности и потребности в саморазвитии I внутреннее условие развития одаренного ребенка, а развивающая среда I внешнее условие [6].

Известно, что познавательная активность ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, во многом зависит от активности воображения. Данные исследований подтверждают, что воображение активизирует другие высшие психические функции

человека Благодаря воображению ребенок учится строить аналогии и ассоциативные цепочки, у него развиваются память, мышление, эмоции, мотивы. Воображение одаренного ребенка дает ему возможность самореализоваться и проявиться в творческом акте. И здесь важная роль принадлежит взрослым: родителям, учителям, наставникам. От того, будут ли они развивать и обогащать воображение ребенка, создавать условия для проявления творческих способностей, зависит то, не «угаснет» ли его одаренность.

Одним из таких условий является привитие любви к литературе и чтению в целом. И менно через чтение ребенок учится думать, познавать себя и окружающий мир. К сожалению, падающий уровень общего образования не только в нашей стране, но и во всем мире, объясняется пропадающим интересом общества к чтению. А ведь одаренный ребенок I это, прежде всего, ребенок читающий. Чтение не только интеллектуально обогащает одаренного ребенка, но и позволяет ему осознать себя как человека культуры.

Принципиально важным представляется то, что роль литературы и чтения получила законодательную поддержку, найдя отражение в Федеральных государственных стандартах дошкольного, начального и основного общего образования (ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО). Например, в ФГОС ООО говорится, что для успешного развити; личности ребенка необходимо «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития». «Понимание литературы» необходимо для «культурной самоидентификации», поскольку литература выступает одним из «способов познания жизни», познания себя в этом мире

Таким образом, одним из основополагающих культурологических факторов раскрытия личностного потенциала ребенка и развития его одаренности является чтение. Естественно, что «взрослое окружение» I семья, воспитатели дошкольных учреждений,

школьные учителя, наставники - должны понимать, насколько важно сформировать у ребенка правильное отношение к чтению.

В настоящее время проводятся многочисленные исследования в России и за рубежом, направленные на выявление уровня читательской грамотности, который в совокупности с другими факторами может рассматриваться в качестве одного из ключевых признаков одаренности ребенка. В частности, анализ, проведенный в разрезе образования матери как важного показателя социально-экономического положения семьи, доказал, что дети из семей, где матери не мотивируют ребенка к чтению, отстают от сверстников по уровню

читательской грамотности, такое отставание тормозит дальнейшее развитие ребенка Естественно, что гендерная направленность исследования не является в данном случае оптимальным решением проблемы, ни в коей мере не умаляя роли отца в семье, скорее обращает внимание на «сопутствующие» проблемные моменты в воспитании ребенка. Представляется важным выстроить некий "алгоритм" для взрослых, учитывающий возрастные и личностные особенности ребенка, для того, чтобы в полной мере реализовать культурологический потенциал чтения как фактора развития детской одаренности.

На протяжении ряда лет, например, в Германии выходит серия публикаций при поддержке федерального министерства образования и науки, посвященная выявлению и развитию одаренности детей. Примечательно, что коллектив ученых, занимающихся проблемой одаренности, видит перед собой конкретного адресата - родителей,

воспитателей, учителей [10; 11]. В частности, приводятся полезные советы, которые, если им следовать не эпизодически, а сделать нормой, позволят сформировать у дошкольника навыки правильного чтения: 1) всячески поощряйте попытки ребенка к чтению (во время прогулки или посещения магазина и т.д.); 2) помните, что ребенок, овладевший навыками чтения в дошкольном возрасте, получает уже в начальной школе возможность ускоренной траектории развития; 3) планируйте совместные посещения книжного магазина, мотивируйте самостоятельный поиск книг из разных областей знаний; 4) продолжайте, следуя желанию ребенка, читать ему вслух, даже при условии, что он умеет читать; 5) поддерживайте желание ребенка иметь собственную библиотеку, не забывайте, что лучший подарок для ребенка - книга и т.д. [10, с- 37].

Отечественный исследователь И.Е. Емельянова также полагает, что основой для развития одаренности как фактора духовно-творческой самореализации детей является

дошкольный возраст - период становления личности ———54]. Естественно, что дошкольный период как начальный этап формирования любви к чтению полностью зависит от взрослых, поэтому на данном этапе велика роль «семейного чтения», которое призвано дать представление о тематическом, жанровом, временном, национальном и авторском разнообразии литературы, «каждая из книг должна не только соответствовать возрастным особенностям, но и давать возможность личностного роста, восхождения ребенка к хорошей литературе, хорошему вкусу» [13; 14].

Далее в начальной школе навыки читательской грамотности не просто закрепляются, именно на этом этапе чтение в идеале становится потребностью, которая сохраняется на протя ж е нии в с е й ж из ни.

Влияние чтения на развитие одаренности

Как проявляется читательская активность у одаренных людей в течение жизни, на разных этапах их личностного становления? Какие литературные жанры и формы

оказывают наибольшее влияние на развитие личностных качеств?

С целью выявления влияния чтения на развитие одаренности и определения особенностей проявления читательской активности одаренных людей на протяжении жизни нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 130 человек в возрасте от 25 до 79 лет. Анкетирование респондентов в процессе эксперимента базировалось на следующих утверждениях:

1 ) одаренность как сложный социально-психологический феномен проявляется в детском возрасте и характеризуется развитием в процессе личностного и социального с та нов ле ния и физ ио л о г ич е с ко г о в з рос ле ния ;

2 ) развитие одаренности у взрослых людей проявляется в достижении ими высоких показателей осуществляемой деятельности и их активной жизненной позиции;

3 ) одаренные люди обладают выраженными лидерскими, организаторскими, коммуникативными и творческими способностями, познавательной активностью, оригинальным и гибким мышлением, креативностью, силой воли, стремлением к высоким достижениям, развитым воображением и т.д.;

4) чтение как культурологический феномен способно оказывать влияние на личностное развитие, и это воздействие носит длительный характер (проявляется постепенно, сохраняет свое влияние на разных этапах развития при сохранении читательской активности личности и не может привести к значительным образованиям в структуре личности за короткий промежуток времени, в единичном случае);

5 ) анкетирование одаренных людей позволяет получить информацию о литературе, благоприятно воздействующей на развитие одаренности.

Участие в исследовании профессорско-преподавательского состава Елабужского института Казанского федерального университета определялось необходимостью однородного (по профессиональной принадлежности) состава группы респондентов, значимостью достижений испытуемых в области профессиональной и общественной деятельности, а также возможностью детального изучения этих достижений и личностных особенностей самих респондентов.

Мы полагаем, что только одаренные люди способны стать успешными преподавателями вуза, обладающими высокими показателями деятельности. Однако, только 38% респондентов с уверенностью подтвердили, что проявляли одаренность в детском возрасте. При этом все преподаватели, принявшие участие в анкетировании, подтверждают значимость чтения как культурологического фактора развития одаренности. Они считают, что чтение способствует развитию любого вида одаренности (в практической, познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной деятельности). 89% опрошенных преподавателей также отметили, что книги, прочитанные в детстве, сохраняют актуальность в течение жизни и процесса личностного становления.

По мнению самих респондентов, в разном возрасте чтение характеризуется выбором определенных жанров литературы, что обеспечивает поэтапное развитие одаренности. Так, для детей они рекомендуют читать сказки (60% упоминаний среди названных литературных жанров для этого возраста), для подростков - приключенческие романы и повести (27% упоминаний), для юношества - семейные романы (28% упоминаний), для молодежи - социальные и социально-психологические романы (30% упоминаний). При

этом, предпочитаемым жанром литературы у анкетируемых является любовный роман, а также романы о дружбе и семейных взаимоотношениях (выбор 37% опрошенных преподавателей). Досуговое чтение 7% респондентов связано с профессиональной деятельностью: в качестве любимых литературных сочинений они указали книги научной направленности (в соответствии с преподаваемой предметной областью).

Следует также отметить, что 97% опрошенных преподавателей считают, что личностное развитие (в том числе развитие одаренности) обеспечивается чтением литературы разных эпох, жанров, писателей: классиков, современников, зарубежных и отечественных авторов.

Заключение

Анализ данных, полученных в процессе анкетирования, позволяет сделать следующие выводы:

1) одаренные люди сохраняют читательскую активность на протяжении жизни;

2 ) благоприятное влияние чтения на развитие одаренности обеспечивается выбором соответствующей возрасту литературы;

3 ) досуговое чтение и осуществляемая профессиональная деятельность одаренного человека могут характеризоваться тесной взаимосвязью и взаимозависимостью;

4) влияние чтения на развитие одаренности в разном возрасте и на разных этапах не зависит от года создания конкретных литературных произведений и обеспечивается разнообразием читаемых литературных жанров и авторов.

С одной стороны, результаты анкетирования подтверждают значимость чтения как культурологического фактора развития одаренности, в том числе в детском возрасте. С другой стороны, проведенное исследование определяет дальнейшие направления изучения рассматриваемой проблемы. Так, более детального осмысления требуют вопросы непосредственного влияния определенных литературных жанров и направлений на развитие детской одаренности в целом и ее видов в частности, его воздействия на общее развитие личности, а также характера проявления влияния чтения на развитие одаренности с учетом личностных особенностей.

Библиография

1. Рабочая концепция одаренности. М.: ИЧП «Магистр», 1998. 68 с.

2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827). URL:

http://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/

3. Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 9-18.

4. Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический журнал. 2011. № 5 (32). С. 69-78.

5. Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 99-108.

6. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: избранные труды. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2003. 464 с.

7. Тихомирова И.И. Одаренный ребенок и библиотека // Педагогика культуры. 2011.

№ 11. URL: http://pedagogika-cultura.ru/11-2011-g/204-tikhomirova-11-2.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: http://base.garant.ru/55170507/.

9. Капуза А.В., Захаров А.Б., Адамович К.А. Дошкольная среда обучения чтению и читательская грамотность детей при поступлении в первый класс и в конце четвертого класса по данным PIRLS 2001-2011 гг. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 32 с.

10. Begabte Kinder finden und fördern. Ein Ratgeber für Elternhaus und Schule Bundesministerium für Bildung und Forschung, 2003. 107 s.

11. Begabte Kinder finden und fördern. Ein Wegweiser für Eltern, Erzieherinnen und Erzieher, Lehrerinnen und Lehrer. Bundesministerium für Bildung und Forschung, 2015. 120 s.

12. Емельянова И.Е. Развитие детской одаренности как фактор духовно-творческой самореализации дошкольников: Монография. - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2010. 249 с.

13. Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект // Библиосфера. 2011. № 18. С. 11-14.

14. Павлова А. Домашняя библиотека и семейное чтение // Семейное чтение. 2008. №2. С. 9-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.