Культурологический подход в интеграции учебного материала
на уроках культуры Куприянова Ю. А.
Куприянова Юлия Анатольевна / Kupriyanova Yulia Anatolevna - магистрант, факультет культуры и искусств,
Томский государственный педагогический университет, г. Томск
Аннотация: в статье рассматриваются особенности интеграции учебного материала уроков культуры с помощью культурологического подхода, сущность интегрированных уроков.
Ключевые слова: культурологический подход, культурология, мировая художественная культура.
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
В концепции прогноза развития образования до 2015 года выделяется несколько приоритетных задач по обновлению парадигмы образования:
а) изменение содержания образования, разработка его базового компонента;
б) создание единого социокультурного «организма»: образование - наука - культура;
в) построение культурно -образовательных центров, комплексов: школа - музей, школа - театр, школа - учреждение культуры.
Помимо вышеперечисленного к приоритетным задачам можно отнести задачи по интеграции учебных дисциплин и разработку новых технологий и методик. На сегодняшний день, прежде всего, меняется содержание образования, вводятся новые курсы, дисциплины. Среди них в средней школе в первую очередь следует выделить курс «Мировая художественная культура», в высшей — «Культурология».
МХК представляет связь между культурой в целом и искусством В работах таких ученых, как В. М. Бернштайн, В. И. Волков, Л. Н. Коган выделены три подхода к рассмотрению художественной культуры, которые могут быть положены в основу школьного курса Мировой художественной культуры: 1) содержательно-концептуальный; 2) морфологический; 3) институционный [1].
Введенный недавно в программу вузов курс культурологии является основой для комплекса наук о культуре, выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарного знания. Его цель -дать представление студентам о сущности и функции культуры, ее становлении и развитии, познакомить с различными типами культуры, особенностями ее развития на современном этапе.
В средней школе элементы культурологии содержат в себе курс обществоведения, который может стать своеобразной основой для интеграции гуманитарных предметов.
Одно из направлений методического обновления уроков - конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материала с нескольких предметов, объединённого вокруг одной темы.
Целью уроков, которые построены на интеграции содержания, должны быть: разностороннее изучение определённого объекта, явления; осмысленное восприятие окружающего; приведение знаний в определённую систему; побуждение фантазии и интереса; развитие позитивно-эмоционального настроения. Привлечение интересного материала даёт возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний.
В основе принципа интеграции на уроках мировой художественной культуры и искусствоведения лежит синтезирование искусствоведческих предметов вокруг общих для всех дисциплин категорий (например, таких, как темп, ритм, динамика, импровизация и пр.).
Интегративное содержание МХК и его освоение следует организовать по принципу «резонансности». Выделение замысла, ключевой идеи, основных конфликтов, проблемы, противоречий, затронутых в произведениях и текстах культуры эпохи, основано на принципе «стержнезации» значений для объединения содержания. В культурологической модели изучения МХК можно выделить три уровня интеграции содержания, восполнения взаимосвязанности его элементов: предметная интеграция (межхудожественные связи - музыка, изобразительное искусство, архитектура); межпредметная интеграция содержания родственных гуманитарно-эстетических дисциплин (искусство, литература, мировая художественная культура, история); междисциплинарная интеграция в культурологическом аспекте. Объектом изучения культурологической интеграции содержания МХК являются взаимосвязи искусства и явлений художественной культуры как важнейшей сферы духовной культуры, «точки пересечения» смыслов, образ мира через оппозиционные пары, философские модели отношения, выражающие ее главные ценности (ментальность, система истины и знания, философия и мировоззрение, религия и образец «святости», представления о правом и должном, формы словесности и искусства, права, законы, доминирующие формы социальных отношений, экономическая и политическая организация, тип личности со свойственным ему менталитетом и поведением).
Содержание МХК, с возрастанием ценностно -смысловой насыщенности, структурировано по разнотипности связей основных элементов в движении к целостности - это полихудожественная, контекстная и культурологическая интеграция. Культурологическая модель обучения предполагает обогащение преподавания МХК методами культурологии. Это семиотический метод, символическое прочтение; «набрасывание» значений, толкование - герменевтический метод; элементы структурного анализа-синтеза, который предполагает выделение универсальных символических моделей, архетипов, мифологем, культурных кодов, обеспечивающих семантическую «сшивку» содержания внутри предмета и на межпредметном уровне; ценностный анализ; метод реконструирования облика культуры эпохи, образа мира.
Наименее разработанным в культурологическом подходе является сама технология «погружения» ученика в поле культуры. Чтобы жить в искусстве, необходимо освоить его язык. Один из приемов вхождения в текст -сотворчество с автором; дописывание учащимися эпизодов, сцен, составление писем, дневников от лица героев произведения, создание ученических произведений по их мотивам с установкой на выражение авторского пафоса: иронии, юмора, сарказма, лиризма и т. д.
Интегрированные уроки искусства открывают возможности для постепенного перехода от коллективных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, которые опираться на самостоятельную работу учащихся с различными источниками учебной информации; создание предпосылок для перехода к саморегуляции учебной деятельности на основе самоконтроля и самооценки ее содержания, способов и результатов.
Литература
1. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы. [Электронный ресурс]: URL: http://lib.convdocs.org/docs/index -249633.html (дата обращения: 10.12.2015).