Научная статья на тему 'КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ХОРОВОГО ИСКУССТВА КУБАНИ'

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ХОРОВОГО ИСКУССТВА КУБАНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хоровая культура / хоровое искусство / культурологический подход / смыслогенезис / культурология искусства / народное пение / академическое пение / Choral culture / choral art / cultural approach / semantic genesis / cultural studies of art / folk and academic singing

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Албанов Иван Алексеевич

В статье определены основные позиции культурологического подхода к изучению хоровой культуры Кубани и искусству хорового пения. Проанализированы традиции и новации хоровой культуры Кубани. Исследованы возможности хорового пения как духовной константы хоровой культуры и транслятора музыкально-коммуникативной информации в дискурсе культурологии искусства. Выявлены факторы сохранения и популяризации хоровой культуры региона в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL APPROACH TO STUDY THE CHORAL ART OF KUBAN

The article defines the main positions of the culturological approach to the study of the Kuban choral culture and the art of choral singing. The traditions and innovations of the Kuban choral culture are analyzed. The possibilities of choral singing as a spiritual constant of choral culture and a translator of musical and communicative information in the discourse of cultural studies of art are investigated. The factors of preservation and popularization of the choral culture of the region in the system of additional education are revealed.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ХОРОВОГО ИСКУССТВА КУБАНИ»

КУЛЬТУРА РЕГИОНОВ

RAR УДК 7.01 ББК 71.1

DOI 10.34685/HI.2024.45.2.011

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ХОРОВОГО ИСКУССТВА КУБАНИ

Албанов Иван Алексеевич,

Заслуженный деятель искусств Кубани, директор и преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения Краснодарского края «Детская школа - интернат искусств и казачьей культуры им. В.Г. Захарченко», у. Володарского, д.5, г. Краснодар, Россия, 350038

[email protected]

Аннотация

В статье определены основные позиции культурологического подхода к изучению хоровой культуры Кубани и искусству хорового пения. Проанализированы традиции и новации хоровой культуры Кубани. Исследованы возможности хорового пения как духовной константы хоровой культуры и транслятора музыкально-коммуникативной информации в дискурсе культурологии искусства. Выявлены факторы сохранения и популяризации хоровой культуры региона в системе дополнительного образования.

Ключевые слова

Хоровая культура, хоровое искусство, культурологический подход, смыслогенезис, культурология искусства, народное пение, академическое пение.

Хоровое искусство является составной частью музыкальной и хоровой культуры, доступной формой коллективного музицирования и человеческого общения. Это часть национального воспитания, органическая часть общей истории и культуры страны, которая постоянно эволюци-онно развивалась, охватывала жизнь народа, выражалась в жизненных циклах людей, передачи

и преемственности поколений, формировании менталитета русского человека. Сейчас мы видим опасность отказа от национального первоистока хорового искусства, что ведет к потере культурных традиций, обесцениванию духовного начала культуры. Осмысление роли влияния песенного и музыкального культурного наследия на формирование общественного сознания приближа-

ет к подлинному научному пониманию ведущей роли хорового искусства, хорового пения в современном культурном процессе развития общества.

Актуальность исследования хорового искусства Кубани определяется особым его местом в жизни и культурном развитии любого народа. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно называл национальное культурное наследие духовно объединяющим началом общества.1

При этом изучение народного хорового искусства, в современной культурологической науке, как на уровне методологических исследований, так и на уровне прикладных исследований, недостаточно разработано. Отсутствуют актуальные модели, отражающие значимость хорового искусства в развитии хоровой культуры отдельных народностей и в народной культуре в целом.2

Для исследования культурного наследия, отраженного в хоровом искусстве, наиболее релевантным представляется культурологический подход, поскольку в его пространстве хоровое искусство позиционируется как полноправная часть бытия культуры и философия духовной жизни народа. В едином союзе с литературой, являются формой художественной культуры. В современной отечественной культурологии существует тенденция квалификации искусства как ведущей формы культуры и авангарда культуротворче-ства. Обретение хоровым искусством статуса самобытного феномена раскрывает возможность рассмотрения его в двух планах — феноменальном и ноуменальном, что, в свою очередь, позволяет очертить границы в культурологическом по-нимании.3

Хоровое искусство Кубани всегда было ярким и самобытным. Трудно переоценить его значимость для развития региональной культуры и культуры России.

1 Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2 Чулкова С.Б. Формирование хоровой инфраструктуры в культурном пространстве юга Дальнего Востока России: Конец XIX - начало ХХ вв.: автореферат дис.кан-дидата культурологии. Владивосток,2003. С.4

3 Яркова Е.Н. Искусство как предмет культурологии

(опыт методологической рефлексии). Обсерватория культуры. - 2015. № 3. С. 14

Специально посвященных хоровой культуре Кубани в дискурсе культурологии исследований крайне мало, что и определило необходимость изучения этого концепта. Исследование хорового искусства Кубани при использовании культурологического концепта предполагает решение следующих задач:

- Исследование хорового искусства Кубани как культурологического концепта.

- Раскрытие сущности хоровой культуры Кубани в структуре историко-культурного наследия региона на основе анализа ее генезиса.

- Ознакомление с особенностями формирования хоровой культуры в информационно-коммуникационном пространстве современной Кубани.

- Исследование хорового пения как духовной константы хоровой культуры и транслятора музыкально-коммуникативной информации в дискурсе культурологии искусства.

- Выявление факторов сохранения и популяризации хоровой культуры региона на примере организации образовательной деятельности.

Хоровая культура как исследовательский концепт представляет собой совокупность музыкальных ценностей, их производство, хранение и передачу следующим поколениям. В силу этих особенностей она преодолевает свою региональную ограниченность, приобретая универсальность, определяет и аккумулирует всеобщие закономерности развития музыкальной культуры в целом.

Изучение хорового пения в структуре культурологии искусства опирается на гуманитарное знание, при помощи которого формируется культурологический взгляд на исследуемый феномен, его содержание, форму, язык, место и роль в обществе, что определяет многофункциональность хорового пения в историческом и современном аспектах культурологической мысли. Хоровое пение можно назвать художественной моделью, где мы обнаруживаем особые формы знаков, обладающих культурно-эстетическими особенностями и образно — смысловой наполненностью. В информационном культурологическом поле она представлена в виде текста (информационного сообщения) и включает в себя всю совокупность эстетической информации, передаваемой и выражаемой музыкальным языком и гармонией звукосочетаний.

Содержание текста наполнено закодированной информацией и вполне, может читаться

при помощи многочисленных художественных знаков и символов со множеством значений, а на практике эмоционально воздействовать на воспринимающего его человека. Любой текст хорового произведения может иметь множество интерпретаций (толкований, разъяснений смысла конкретного произведения). Их содержание раскрывает особенности индивидуального восприятия художественного текста и зависит от личностных особенностей человека, который его воспринимает. В этом процессе заложены основные аспекты взаимосвязи смыслового содержания и языка, в том числе эстетическое сознание, чувственно — воспринимаемая форма художественного материала, передача информации, образованность, интеллект, духовность человека. Данная модель прошла проверку культурой и временем, сохраняется и закрепляется в общенациональном сознании.

Возможность интерпретации текста хорового произведения средствами культурологии искусства является важнейшим элементом хорового пения и актуализирует его изучение как духовной константы хоровой культуры и транслятора музыкально-коммуникативной информации в дискурсе указанного знания.

Кубань издавна признана поющим краем, где коллективное пение имеет давние и устойчивые традиции, является одной из наиболее доступных и демократических форм коллективного музицирования, человеческого общения. Пение всегда было неотъемлемой частью казачьего быта и надежным спутником боевых походов. Эта репутация создавалась первыми переселенцами — казаками-певунами Черноморского войска, а также вольнолюбивыми людьми из южных губерний России и Урала.4

Характеризуя хоровое искусство как инструмент формирования менталитета населения Кубани, мы очерчиваем его глубинные народные истоки, генезис и культурологическое кредо, сложившиеся из стилистических, ритмизованных, интонационных особенностей национальных культур народов, населяющих этот край. Народная хоровая музыка Кубани имеет черты смешан-

4 Бабенко Е.В. Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2004. С.7

ного русско-украинского фольклора и в тексте, и в мелодии. Есть сочинения, в которых в русской манере поются начало или запев, а в украинской — окончание.

Историк Черноморского казачьего войска И. Попко 5отмечал, что «...даже в походных условиях человеку нужна была песня, которая давала отдых, снимала напряжение, отвлекала от тягот походной жизни». Об одном из таких событий историк записал следующее: «Дамы посетили наш лагерь. В каждой части музыка играла вальсы и мазурки, доказывая тем самым, что сердца бивуачных рыцарей не совсем еще очерствели.».

Традиционный хоровой фольклор Кубани — чрезвычайно сложное и своеобразное явление. Разнообразная по окраске и содержанию хоровая музыка формировалась постепенно, сохраняя связь прошлого и настоящего, с одной стороны, и с другой, как форма жизнедеятельности людей, проживавших на кубанской земле: «. русского, украинского, грузин, армян, белорусов, ассирийцев, сербов, поляков, цыган, греков, итальянцев, адыгейцев, абазинцев, черкесов, кабардинцев, лезгин и других». Народные хоровые песни, которые были привезены на Кубань, а также сложились здесь, впитали лучшее из музыкального фольклора многочисленных народов, населяющих этот регион. Лучшие из них остались в памяти населения края до сих пор.

Выбор методологической основы в исследовании хоровой культуры Кубани заключается в том, что этот концепт, являясь координатором усилий и генератором добываемой хоровой культурой информации, опирается на знания других научных направлений, взаимодействует с ними.

Хоровая культура Кубани впитала в себя культурный код казачества, механизмы его трансляции и потребности в объективном воссоздании исторического прошлого и духовного наследия казаков под влиянием социокультурного опыта российской государственности. С точки зрения особенностей смыслогенезиса как консолидирующего фактора существования казачества в современном обществе выступают его ценности, прежде всего — ценности духовной жизни, иерархическая система которых сфокусирована на происхождении и возрождении казачества,

5 Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. СПб., 1858.

мировоззрении, системе взглядов, поведенческих стереотипов, ментальности, традициях воинской и государственной службы, вопросах культуры, быта и жизнедеятельности. Смысловое понимание внутренней организации «исторической картины мира кубанского казачества» определяется содержательной сутью его истории.

Как предмет культурологического исследования, культурный код предмета исследования характеризуется сверхзначимыми уникальными особенностями, передававшимися из поколения в поколение и совершенствовавшимися в ходе исторического пути. Этот культурный код является основой, которая позволяет идентифицировать исследуемый феномен, не только тем, что чётко осмысливается, но и с тем, что не понимается, но отражается в поступках, поведенческих реакциях, психологии народа.

Современное состояние хорового искусства Кубани и популяризация хорового пения тесно связанны с творчеством Кубанского казачьего хора, роль которого в его сохранении очень велика. За последние годы он признан старейшим национальным коллективом России и объектом культурного наследия Краснодарского края.

С 1974 года художественным руководителем Государственного академического Кубанского казачьего хора является Виктор Захарчен-ко, который восстановил историю становления и обосновал истоки Кубанского казачьего хора как правопреемника Кубанского войскового певческого хора и наследника его традиций. Его желание придать значимость культуротворче-ской миссии хора и выстроить непрерывную связь времен отражено в том, что этот коллектив на протяжении всей своей истории является пропагандистом огромного духовного наследия, накопленного кубанским казачеством.

Критериями, которыми руководствуется Виктор Гаврилович для включения обнаруженных народных произведений и духовной музыки в репертуар хора, являются их актуальность, содержательность, достойное, глубокое, духовно-нравственное смысловое наполнение, оригинальность мелодии. Творчество хора служит катализатором возвращения к исполнению забытых хоровых сочинений, сохранению в памяти исполнителей хоровой песни лучших ее образцов. В.Г. Захарченко разработана концепция развития хоровой культуры Кубани, которая является до сих пор основой сохранения ее хорового наследия.

Песенный репертуар хора — это великое наследие русской культуры, наполненное духовными смыслами и верой. Через него Кубанский хор ведет диалог со зрителем, способствует сохранению специфики и разнообразия проявлений хоровой культуры края, эффективно использует народное искусство в воспитании населения региона, духовно развивает общество.

Важным этапом формирования хоровой культуры Кубани является сохранение и популяризация хорового искусства в современном образовательном процессе, в частности в системе дополнительного образования.

Мы рассматривали возможности сохранения и развития хоровой культуры Кубани на примере функционирования Детской школы-интерната искусств и казачьей культуры им. В.Г. Захарченко. Деятельность школы направлена на формирование духовных, эстетических, нравственных, культурных и научных ценностей обучающихся, изучение и сохранение историко-культурного наследия самобытной культуры кубанского казачества.

Школа им. В.Г. Захарченко является уникальным образовательным учреждением по изучению и сохранению народной культуры Кубани. В школе реализуются дополнительные программы в области музыкального искусства: «Музыкальный фольклор» и «Хоровое пение», которые являются первой ступенью профессионального музыкального образования. Предпрофессио-нальное образование развивает музыкальные данные учащихся, придав им профессиональную направленность, позволяет выявить степень их одаренности. Оно объединяет в себе различные художественно-исполнительские направления — народное и академическое. Такое единство доказало свою жизнеспособность и отражает сущность развития современного певческого образования и воспитания в школе.

В области музыкального фольклора хоровые коллективы школы сохраняют основы черноморского песенного фольклора, кубанский диалект, аутентичную манеру пения, массовое хоровое пение. Каждый детский певческий коллектив школы являет собой высокий уровень исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры, даёт возможность воспитать любовь к подлинному наследию народного хорового искусства.

В школе организован «Сводный хор», объединяющий более 150 учащихся. Сводный хор стал основой Детского хора Кубани. Хор — активный

участник творческой жизни школы, города, края, победитель многочисленных краевых, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей исполнительского мастерства.

Создание в школе Хора мальчиков в 2020 году продолжило традицию Войскового певческого хора и обозначило открытие программы в области академического вокального образования и воспитания. Вовлечение в хоровое пение мальчиков и воспитание их на выдающихся образцах хорового наследия уже сейчас доказало свою жизнеспособность и результативность. Важной составляющей в работе с хором мальчиков является использование в репертуаре широкого разнообразия жанров хорового пения. Наравне со светскими авторскими произведениями советского периода изучаются и исполняются церковные распевы, произведения классиков — М. Глинки, А. Рубенштейна, П. Чайковского, Дж. Каччини и других.

Творческие коллективы школы в течение многих лет принимают активное участие в фестивальной и конкурсной деятельности, ведут концертную деятельность, а также работу по пропаганде, сохранению, популяризации традиционной казачьей культуры, классического искусства и творчества кубанских композиторов. Примером этому служит участие в Рождественских концертах Государственного академического Кубанского казачьего хора в Кремлёвском Дворце (г. Москва), Крещенских концертах детского хора Кубани, проекте «Наследники традиций» и других.

Таким образом, культурологический подход, связанный с обучением человека на уровне культуры, позволяет рассматривать современный образовательный процесс в области хорового искусства, в частности в системе дополнительного образования детей, как процесс направленный на совершенствование методов и технологий сохранения и популяризации достижений хоровой культуры Кубани. Такой подход активизирует поиск новых, современных путей сохранения национальных традиций, развития механизмов их распространения и популяризации.

Современного человека необходимо приобщать к сокровищам художественного творчества, культурному наследию прошедших эпох, что станет опорной точкой для сохранения традиций хоровой культуры в целом. В данном контексте культурологический подход к изучению хорового искусства Кубани позволяет определить смысловую сопряженность понятий «культура» и «искусство», позиционировать искусство как форму культуры. С точки зрения культурологии, хоровая культура создается людьми, где человек и культура неотделимы. В условиях современного цивилизационного кризиса, только опора на собственные духовно-нравственные и культурные национальные традиции будет способствовать развитию хорового искусства Кубани.

Список литературы

1. Алексеева А.С. Оригинальный труд И.Д. По-пко «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту» // Теория и практика общественного развития. 2012. №8.

2. Бабенко Е.В. Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2004. 23 с.

3. Девятов В.С. Русская народная песня в современной социокультурной среде: основные тенденции сохранения и популяризации // Художественные традиции Сибири. 2022. С. 127-130

4. Захарченко В.Г. Песней очистимся: статьи, беседы, интервью. Краснодар, 2007. С.400

5. Чулкова С.Б. Формирование хоровой инфраструктуры в культурном пространстве юга Дальнего Востока России: Конец XIX — начало ХХ вв.: автореферат дис.кандидата культурологии. Владивосток,2003. — 26 с.

6. Яркова Е.Н. Искусство как предмет культурологии (опыт методологической рефлексии). Обсерватория культуры. — 2015. № 3. С. 12-19

CULTURAL APPROACH TO STUDY THE CHORAL ART OF KUBAN

Albanov Ivan Alekseevich,

Honored Artist of Kuban, director and teacher State budgetary educational institution Krasnodar Territory "Children's boarding school of

Arts and Cossack culture named after V.G. Zakharchenko", Volodarsky Str, 5,350038 Krasnodar, Russia, [email protected]

Abstract

The article defines the main positions of the culturological approach to the study of the Kuban choral culture and the art of choral singing. The traditions and innovations of the Kuban choral culture are analyzed. The possibilities of choral singing as a spiritual constant of choral culture and a translator of musical and communicative information in the discourse of cultural studies of art are investigated. The factors of preservation and popularization of the choral culture of the region in the system of additional education are revealed.

Keywords

Choral culture, choral art, cultural approach, semantic genesis, cultural studies of art, folk and academic singing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.