Научная статья на тему 'Культурологический компонент в создании образа регионального политического лидера (на примере Якутии)'

Культурологический компонент в создании образа регионального политического лидера (на примере Якутии) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ / СМИ / АРХАИЧЕСКИЙ ТИП / КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / «ОТЕЦ НАЦИИ» / ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА / «FATHER TO NATIONS» / POLITICAL MYTHOLOGY / MASS MEDIA / ARCHAIC TYPE / CULTURAL HERO OF NEW TIME / HISTORICAL AND CULTURAL MEMORY / ACTIVE CARE / ETHNIC REGIONAL ELITE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шкурко Наталья Сергеевна

Анализируется практика создания на основе архетипа культурного героя образов современных политических лидеров Республики Саха (Якутия). Проецируя на архаическую основу «культурного героя» востребованные региональным сообществом элементы образа правителя и защитника, политтехнологи выстраивают в СМИ образ сильного политика «хозяина территории», способного вести избирателей к новым достижениям и удерживать от сползания в пропасть конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice to create the images of modern political leaders of The Republic of Sakha (Yakutia) on the base of archaic type of a cultural hero is analysed. Projecting on the archaic base of a «cultural hero» claimed by regional community elements of the image of a noble ruler and a defender the political technologists create in mass media the image of a strong politician who is the «master of the territory», capable to lead the constituents to new achievements and hold from climbing down in conflict gap.

Текст научной работы на тему «Культурологический компонент в создании образа регионального политического лидера (на примере Якутии)»

щество». Таково соотношение природного и социального.

Взаимоотношение естественного и сверхъестественного

Боги Айыы антропоморфны, абаасы, хоть и безобразные, но имеют вполне материальные, доступные ощущению тела, именно поэтому человек может их победить. Нижний мир, по описанию, напоминает болотистые тундры Арктики. Ярусы Верхнего мира напоминают различные сферы околоземного пространства. В Среднем мире обитают не только люди, животные и растения, но и абаасы. А человек может подыматься в Верхний и спускаться в Нижний миры.

Итак, якутский героический эпос имеет очень философское осмысление. События, как природные, так и социальные, даны в динамике, непрерывности, борьбе противоположностей, в отрицании отрицания, переходе количества в качество и обратно, в контрастном перевоплощении образов. Здесь диалектика коллективного бессознательного и личности выступает как диалектика общечеловеческого (общего) и национального (единичного).

«Общечеловеческое» и «национальное» в олонхо выступают как категории диалектики. С одной стороны, они крайне разнятся друг с другом, а с другой, не могут существовать друг без друга.

Именно олонхо явилось мостиком для вхождения народа саха в мировое сообщество.

Якутский эпос Олонхо выражает целостное традиционное мировоззрение народа [6]. В эпо-сах народов мира много и красочно изобража-

ются битвы. Якутский эпос всегда начинается с описания необъятной Вселенной - Аан Ийэ дойду. При этом Мать-земля называется «вось-миободной», «восьмикрайней».

Якутское мировоззрение предстает как достаточно философски разработанное учение панпсихизма, ибо вся природа считается одухотворенной и одушевленной. В то же время традиционное якутское мировоззрение и политеи-стично (множество богов Айыылар во главе с Урун Айыы Тойоном). Якутский эпос философичен и потому, что здесь отражается философский принцип дуализма - противостояние Добра и Зла, взаимосвязь и борьба между которыми придают произведению оживленность персонажей и динамику сюжета.

Литература

1. Устойчивое развитие стран Арктики и северных регионов Российской Федерации в контексте образования, науки и культуры: тез.докл. Междунар. форума. 24-25 июля 2006 г. - Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2006.

2. Винокуров В.В. Троя, Зевс и Аал Луук масс // Илин. - 1998. - №1.

3. Макаров Д. С. Народная мудрость: знания и представления. - Якутск, 1983.

4. Миддендорф А. Ф. Путешествие на северо-восток Сибири. Ч.У1. Коренные жители. - СПб., 1878.

5. Нюргун Боотур Стремительный / Пер. В.В. Державина под ред. П. А. Ойунского. - Якутск, 1975.

6. Новиков А.Г. Мировоззрение якутского эпоса Олонхо // Якутия. - 2006. - 11 апреля.

Поступила в редакцию 12.07.2012

УДК 32.019.51:654.19

Культурологический компонент в создании образа регионального политического лидера (на примере Якутии)

НС. Шкурко

Анализируется практика создания на основе архетипа культурного героя образов современных политических лидеров Республики Саха (Якутия). Проецируя на архаическую основу «культурного героя» востребованные региональным сообществом элементы образа правителя и защитника, полит-технологи выстраивают в СМИ образ сильного политика - «хозяина территории», способного вести избирателей к новым достижениям и удерживать от сползания в пропасть конфликтов.

Ключевые слова: политическая мифология, СМИ, архаический тип, культурный герой Нового времени, историко-культурная память, «отец нации», деятельная забота, этнорегиональная элита.

ШКУРКО Наталья Сергеевна - к.филос.н., доцент СВФУ, nat-shkurko@yandex.ru.

The practice to create the images of modern political leaders of The Republic of Sakha (Yakutia) on the base of archaic type of a cultural hero is analysed. Projecting on the archaic base of a «cultural hero» claimed by regional community elements of the image of a noble ruler and a defender the political technologists create in mass media the image of a strong politician who is the «master of the territory», capable to lead the constituents to new achievements and hold from climbing down in conflict gap.

Key words: political mythology, mass media, archaic type, cultural hero of New time, historical and cultural memory, «father to nations», active care, ethnic regional elite.

Необходимость рассмотрения политического лидерства как культурологической проблемы обусловлена постоянным усилением личностной природы политики, расширением полномочий и статуса региональных политических лидеров, начиная с «эпохи суверенитетов». Теоретическая запутанность оценок образа политического лидера в исследовательской литературе обусловлена очередной волной актуализации проблемы выяснения «ситуация делает политика или он ситуацию», представленной, например, гипотезой «планируемой истории» А. Зиновьева. Согласно этой гипотезе, «мы живем в эпоху планируемой истории», эпоху беспрецедентно возросшей роли политических деятелей в конструировании социальных и политических систем и изменении качества их участия в историческом процессе. Результаты опросов общественного мнения, проводимого Левада-Центром в 2006-2011 гг., свидетельствуют, что па-терналистски настроенная большая часть населения российских регионов до сих пор страдает синдромом «сильной руки», ожидая от главы государства и руководителей регионов решений как социально значимых, так и частных проблем.

Особенность современного этапа социально-политического развития заключается и в том, что во взаимодействие субъектов политической деятельности активно вмешивается такой фактор, как миф, «проявленный» через главную его смысловую составляющую - героя и позволяющий выйти за социально-исторические и пространственно-временные рамки бытия, обрести форму социального манипулирования [1,с.9]. Наполняясь новым мировоззренческим смыслом и значением, социокультурный миф выступает как феномен, реально существующий и функционирующий в сфере человеческого сознания в области политики, экономики, религии, философии, науки.

Герой в мифе (субъект мифологического смы-слообразования) через средства коммуникации транслирует и тиражирует образцы героического поведения в массы (что особенно четко просматривается в современных политических мифах). Через героику выстраиваются основные связующие линии поведения «общество^-лич-ность» и «личность^-общество».

Историко-генетический аспект изучения появления и существования этого понятия раскрывает проявление качеств культурного героя в ситуации социального мифа (законодательная модель мироустройства). Культурный герой, действующий в пространстве такого мифа, обладает особыми способностями, применяемыми для внесения упорядоченности и в жизнедеятельность общества в переломные моменты очередной эпохи.

В монографии Е.В. Мелетинского «Поэтика мифа» понятие «культурный герой» является частью синкретически нерасчлененного комплекса «первопредки^демиурги^-культурные герои». Дефиниция «культурный герой» тесно связана с областью культуры как сферы, охватывающей достижения в общественной и духовной жизни людей [2, с. 127]. В авторской характеристике культурный герой осмысляется как человек, совершающий в условиях мифологической ситуации акты творения, упорядочивания, защиты, необходимые сообществу для существования, создания новых ценностей и поддержания оптимального сосуществования с окружающим миром.

Культурные герои выступают как матрицы социального поведения, трансляторы эталонов жизни в координатах смыслообразующей деятельности рядовых сограждан. Предназначение культурного героя - постоянно действовать в динамическом, позитивном, творческом согласии с прошлым, настоящим и будущим, стремиться сохранять то, что способствует развитию жизни, добра, прогресса, противостоять силам уничтожения и хаоса.

Вариации образа культурного героя дифференцируются по типам и несут различную смысловую нагрузку в зависимости от функционального назначения. Так, к архаическому типу культурного героя исследователи относят «демиурга», «первопредка», «мифического героя», «трикстера», функциями которых являются:

1) акт творения мира или его возрождения из хаоса;

2) борьба с мифическими чудовищами, носителями деструктивных элементов мифического пространства и времени;

3) создание людей;

4) привнесение в социальный мир культурно-значимых объектов материального плана и духовных ценностей;

5) привнесение людям определенных целей, открывающих инновационные возможности развития личности.

«Сказочный герой», «эпический, герой», «легендарный герой» выступают модификациями культурного героя, как сказка, былина, эпос, легенда являются преемниками мифа. От архаического мировоззрения остается ряд общих признаков: оборотничество героев, чудесное обретение сакральных знаний, связь с природой. Действия культурных героев раннеклассового общества строятся от общественно значимых ценностей к личным (действия внутри семьи, рода; самоидентификация; поиск невесты), но при угрозе уничтожения рода (племени, этноса), именно герои-богатыри дают отпор врагам.

В новый и новейший периоды истории акценты сместились, сегодня предстоящие герою свершения совершенно отличны. Сама же символика героя остается необходимой для создания образцов поведения, идеалов и ориентиров, обусловленных насущными потребностями новой эпохи и трансформирующегося общества, нуждающегося в данный момент в законодательной модели и пассионарной энергии. Культурный герой Нового времени - это реально существующий человек, герой «своего времени» - лидер, почитаемый современниками: «политический мифический лидер», «идеологический мифический лидер», «религиозный лидер», «герой средств массовой коммуникации».

Значение понятия «носитель культурных благ» сдвинулось в сферу почитания, культа, образца для подражания. Здесь есть общие моменты, а именно - эталон, образец, кумир, и отличные - «сделанность» данного героя при помощи идеологических средств (эвгемеристиче-ская концепция героя).

В массовое сознание россиян прочно вошел миф Нового времени о «вечном» герое, гармоническое начало которого позволяло ему стать законодательной моделью вновь создаваемого мира и обретения новой системы нравственных ценностей и ориентаций людей. Использование матрицы «культурного героя» - правителя, борца со злом за достойную жизнь и процветание своего народа (избирателей своего региона) для конструирования аттрактивных образов политических лидеров российского и регионального уровней с применением современных пиар и политтехнологий, возможностей СМИ обеспечивает возникновение общего, объединяющего, «резонирующего» мифа, отвечающего историческим представлениям и современным потреб-

ностям населения мегаполисов, российской провинции и национальных территорий

Политическими лидерами являются избранные государственные лица, которые осуществляют свою власть над сферой, включающей международные дела, оборону, экономическое и социальное благосостояние людей, культуру и искусство. По традиции в российской политике лидер-руководитель является важнейшим фактором, базовым элементом развития государства и общества»[3, с .11].

Отечественная политическая система традиционно тяготела к харизматическому лидеру и нуждалась в нем, поэтому исторически в массовом сознании подданных империи образ царя, вождя ассоциировался с образом героя. «Тяга к сильному лидеру возникает тогда, когда коллективное желание достигает небывалой силы и когда, с другой стороны, все надежды на удовлетворение этого желания привычными, нормальными средствами не дают результата. В такие моменты чаяния не только остро переживаются, но персонифицируются. Напряжение коллективной надежды воплощается в лидере» [4, с.384-385].

В традиционной России царь олицетворял единство нации, в «новой» России - от вернувшегося к власти В.В. Путина до «хозяев регионов» - население ожидает демонстрации качеств правителя - от харизмы до «сильной руки», сохранения целостности государственных территорий и успешной борьбы с коррупцией, справедливости как от последней инстанции, показательных наказаний активно «засветившихся» в глазах общественности чиновников и др. Характер политической деятельности региональных лидеров напрямую связан со спецификой регионов, структурой и особенностями электората, задачами, выдвигаемыми конкретными политиками с целью сохранения власти.

Особенностью политического лидерства в Республике Саха (Якутия), как многонациональном регионе, является его проявление в условиях удаленности, экстремальности, алаас-ного менталитета, необходимости ускоренного социально-экономического развития территорий, что требует от местных лидеров компетентности, оперативности, принятия нестандартных решений и профессионализма. Для развития локальных политических мифов достаточно весьма произвольно трактуемой историко-культурной памяти, на основе которой зависящими от региональных властей СМИ и региональными политтехнологами конструируются политические мифы: проводятся параллели сопоставления современных политиков с харизматическими деятелями региональной исто-

рии, их деятельности - с эпизодами «славного прошлого» этноса.

Классические труды по аналитике политического лидерства принадлежат культурологам Г. Юнгу, К.К. Кереньи, П. Радину, Б. Бэбкок-Эй-брахаму, В. Доти и др. Политической харизме посвящены работы таких ученых, как М. Вебе-ра, А. Вилнера, А.И. Гобозова, С. Московичи. В отечественной науке особый вклад в культурологический аспект этой тематики внесли М.М. Бахтин, Д. А Гаврилов, А.Г. Дугин, Г. Беденко. На региональном уровне различные аспекты проблемы политического лидерства прорабатывались В.С. Луковцевым, В.Д. Михайловым, А.Г. Новиковым, А.Г. Пудовым, К.Д. Уткиным.

Культурно-историческая динамика представлений о лидерстве видится как смена сложившихся в культуре образов восприятия лидеров: лидер-герой, лидер-государь, лидер-аристократ, лидер-пророк, лидер-эксперт, лидер-менеджер, - в циклическом колебании персонификации / деперсонификации культурного героя; технологичности / утопичности объяснения лидерских проявлений.

В СМИ и общественном мнении «современное региональное политическое лидерство предстает силой, повсеместно контролирующей процесс принятия решений, и авторитетом, легитимизирующим обновление институционального порядка и закрепляющим способ организации и управления социально-политическим устройством в координатах настоящего и будущего РФ» [5, с.209]. В этнических республиках статус Президента символически ставит регионального лидера почти вровень с главой государства. Так, в Якутии, где стоит вопрос о сохранении специфики региона, заключенного, по мнению ряда политиков, ученых и общественных деятелей республики, в культуре титульного этноса, политические вопросы неизбежно сталкиваются с национальной составляющей, что накладывает определенную специфику на выработку политических решений, обуславливает позицию региональных СМИ.

Во-первых, это легитимация существующего социального порядка, включая главную персону региональной власти, - Президента. Так, эпоха М.Е. Николаева трактовалась представителями региональной научной и символьной элиты, региональными СМИ, как десятилетие «радикального обновления строительства новой демократической Якутии»; «расцвета науки, культуры и духовности республики»; поступательно-неуклонного дрейфа Якутии к «стабильности и благополучию» в рамках «циркумполярной цивилизации».

Созданные по профессионально проработанным технологиям политические мифы выступают эффективным механизмом создания новой реальности, наиболее отвечающей запросам сложившейся этнополитической ситуации. Отсюда продуманное обращение к социальной памяти титульного этноса региона - народа саха -и сопоставление деятельности первого Президента РС(Я) с Тыгыном [6, с.49], могущественным вождем хангаласских якутов, жившим в конце ХУ1 - первой четверти ХУ11 вв. После многочисленных и кровавых побед над родами борогонцев на Алдане, батурусцев на Таатте, бетюнцев на Амге, Вилюе, Олекме он стал тойоном межплеменного объединения якутов и заложил, по мнению ряда региональных истории-ков, основы якутской государственности. Отзвуки «славы» Тыгына сохранились в фольклоре даже самых отдаленных северных улусов.

Первый Президент РС (Я) Михаил Николаев также родился на хангаласской земле и, хотя политическую карьеру сделал в северных улусах, пройдя путь от молодого ветеринарного врача до молодежного лидера, разделял в полной мере надежды и мечты своих честолюбивых земляков. Ни в одном российском регионе в «лихие 90-е» не уделялось такого внимания вопросам образования, создания сети Президентских школ, обучению молодых якутян за границей, выплате дополнительных окладов сельским учителям, врачам, культработникам. Часть «алмазных денег» была вложена в развитие высшего образования, медицины, международные конференции и акции, направленные на популяризацию культуры титульной нации: конгрессы по шаманизму, варганной музыке и др.

Все решения М.Е. Николаева подавались региональными СМИ как исторические деяния «отца-основателя», очередная победа в трудном деле соперничества - противостояния с федеральным центром во имя новой Якутии - высокообразованной и духовно богатой, в полной мере реализующей свой человеческий капитал: «По характеру мысли, по значительности совершаемых дел, по устремленности в будущее он оправдал право быть первым Президентом республики» [7, с.57].

Со смертью Тыгына ушла в забвение целая историческая эпоха и началась новая. Уход М.Е.Николаева с поста Президента Республики Саха(Якутия) в 2001 г. стал поводом для создания серии локальных политических мифов о Якутии «золотого века»: принятие и умелое использование суверенитета, построение эффективных отношений с федеральным центром, экономическое благоденствие, создание «ал-

мазного эмирата», возрождение традиционной культуры народа саха, культ высшего образования, ЗОЖ и спорта.

Во-вторых, деятельная защита «простых яку-тян» из традиционно сельскохозяйственных улусов, обладающих массовостью и электоральным потенциалом. Позиционирование заботы и попечительства как определяющего компонента отношений «региональная власть - население» эффективно действует в условиях малого количества экономически независимого населения в традиционно непромышленных улусах. Политико-культурная составляющая мифа заботы отражает патриархальный тип региональной политической культуры населения, ожидающего от власти решений как социально значимых, так и частных проблем (долги фермерских хозяйств республики превышают их годовые доходы).

Деятельная забота главы региона о населении реализуется в мифологемах:

1. Региональный лидер - уроженец данной территории, защитник своей земли (в этнических регионах - «отец нации»). Сильный (речь идет не о физической силе, но о социальной -силе привычки, традиции, силе закона), агрессивный ко всему, что препятствует реализации целей, образованный управленец («хозяин территории»), для которого главное - конкретные дела. Поэтому формирование образа «сильной руки» регионального политика авторитарного типа сопряжено не с насилием и принуждением, а с авторитетом и ответственностью, способностью предвидения политических последствий принимаемых под его руководством решений, готовностью держать ответ перед избирателями.

Для закрепления «свойственности», родства с конкретными группами электората используется «народный» характер происхождения регионального политика. Так, и первый Президент РС (Я) М.Е. Николаев и третий Президент РС(Я) Е.А. Борисов - выходцы из семей колхозников, «простые парни» из маленького алааса, первыми в своих семьях получившие дипломы о высшем образовании.

Второй Президент РС (Я) В.А. Штыров - сын адмирала, поэтому СМИ республики делался акцент на детство в Томпонском улусе и поэтапное восхождение от рядового инженера к руководству алмазным концерном «АЛРОСА» -бюджетоообразующим предприятием региона. Региональным имиджмейкерам не удалось создать аттрактивный миф об истинно северном душой русскоязычном политике, отыскав в истории Якутии подходящий прототип, которого был бы толерантно воспринят референтными группами региона. Даже разработки Республиканской имиджевой комиссии были лишены

креативной «изюминки», т.к. мифологизировался скорее «Президент РС(Я)» как менеджер, чем как яркая харизматическая личность. На общенейтральном информационном фоне фиксировались: разработка Концепции развития Южной Якутии, «внимание к уникальным особенностям населения», деятельность по приданию героическому эпосу народа саха - Олонхо статуса нематериального сокровища человечества через ЮНЕСКО, проведение «Игр Манчаары», выделение 10 млн. долл. для съемок первого якутского художественного фильма «Тайна Чингиз Хана», руководство конкурсом проектов постройки Музея мамонта.

Произошедшее в последние 1-2 года на федеральном уровне существенное сужение ресурса политического влияния регионального политического лидерства привело к тому, что ресурсы губернаторов, глав национальных республик обрели новую структуру, на которую влияют особенности социально-экономического развития конкретного региона, личность лидера и др. Приоритетная роль отводится ресурсу взаимодействия главы региона с федеральными властями, включая умение «вести торг» с центром (особенно по отстаиванию региональных интересов), что, по мнению региональных политтех-нологов, является сильной стороной Е. А. Борисова как политика.

2. Мифологема «всеприсутствия» - региональный лидер владеет всей информацией о проблемах вверенной его попечению территории и готов оперативно реагировать на просьбы о помощи. Цель - демонстрация осведомленности первого лица о жизни населения региона, деятельности предприятий и министерств. Разрабатывается через проведение выездных заседаний, прямых эфиров, работу общественных приемных, снятие проштрафившихся чиновников, облет отдаленных территорий, оказание помощи при ЧС и технокатастрофах с непременной трансляцией результатов через СМИ.

Оба высших лица республики - третий Президент РС(Я) Е.А. Борисов и вице-президент Д. Е. Глушко имеют свои сайты, ведут блоги, Д. Е. Глушко - активный участник социальных сетей.

На восприятие населением Якутии личности регионального лидера - от Президента республики до главы поселения - влияют такие факторы, как острота общественно-политических и социально-экономических проблем конкретной дестинации, мифологизация, этничность, уровень развития управленческой культуры, гражданская активность, имидж; коммуникационные умения; соответствие деятельности ожиданиям электората, реальные достижения в создании

достойных условий жизни якутян в экстремальных условиях Северо-Востока, умение выбрать правильный курс заставить идти по нему региональное сообщество.

Выводы

Этнокультурность выступает в условиях аф-фирмативной политики важным ресурсом в борьбе за социальные и политические права. В условиях социальной трансформации / переходного периода при контролируемых информационных потоках, идеологической общности рес-гионального сообщества и наличии консолидированной «команды» образ политического лидера разрабатывается на основе классического архетипа «культурного героя» - творца нового мира и/или борца со злом. Проецируя на данную основу такие аттрактивные черты образа лидера, как силу (легитимность), компетентность, ответственность, требовательность к себе и к «команде», стратегические и тактические умения, политтехнологи Республики Саха (Якутия) выстраивают и тиражируют в СМИ образ сильного политика - «хозяина территории», способного вести сообщество к грядущим пере-

менам и удерживать от сползания в пропасть кризисов и конфликтов.

Литература

1. Иванова Е.В. Мифологическое смыслообразо-вание: Образ культурного героя: автореф. дис. ... д-ра филос.н. - Екатеринбург: УрГУ, 2005. - 42 с.

2. Мелетинский Е.В. Поэтика мифа. - М.: Восточная литература, 2006. - 408 с. / Серия: Исследования по фольклору и мифологии Востока.

3. Лейченко О.Ф. Политическое лидерство в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: автореф. дис. ... к.полит.н. - Владивосток: ДВФУ, 2010. - 22 с.

4. Кассирер Э. Техника современных политических мифов. - М.: Прогресс, 1990. - 452 с.

5. Балынская Н.Р. Специфика участия средств массовой информации в политическом процессе современной России. - Екатеринбург: УрАГС, 2009. -234 с.

6. Новиков А.Г., Пудов А.Г. Менталитет северян в контексте циркумполярной цивилизации. - Якутск: ЯГУ, 2005. - 178 с.

7. Николаев М.Е. Власть. Общество. Доверие. -Якутск: Бичик, 2009. - 144 с.

Поступила в редакцию 02.07.2012

ИСТОРИЯ

УДК 398.2 (=512.157)

Тунгусо-маньчжурская проблема в исследованиях Г.В. Ксенофонтова

А.Н. Дьячкова

Рассматривается тунгусо-маньчжурская проблема в исследованиях Г.В. Ксенофонтова. В своих работах он исследовал вопросы ранней этнической истории, верований (шаманства) и фольклора преимущественно эвенков.

Ключевые слова: Ксенофонтов, тунгусы, северные якуты, эвенки, «хосунные» сказания, шаманский культ.

The article is observing G. V. Ksenofontov's researches of Tungus and Manchurian problem. In his works he investigated the early ethnic history, believes (shamanism) and folk-lore of the Evenks mainly.

Key words: Ksenofontov, Tungus, northern Yakut, Evenks, «khosun» tales, shaman cult.

Г.В. Ксенофонтов являлся исследователем, труды которого широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Он занимался проблемами, связанными с этнографией и фольклором народов Сибири [1, с. 6].

ДЬЯЧКОВА Альбина Николаевна - к.и.н., доцент СВФУ, 8924-661-10-06.

Одно из важных мест в его исследованиях занимает тунгусо-маньчжурская проблема, которая охватывала вопросы ранней этнической истории, верований (шаманства) и фольклора преимущественно эвенков.

В вопросах, связанных с этногенезом и этнической историей тунгусов, Г.В. Ксенофонтов поддерживал идею, высказанную в 1870-х гг. А.Ф. Миддендорфом, об автохтонном происхож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.