УДК 7.071.2
Чуринова Н.А.
студент магистратуры кафедры эстрадно-джазового пения Институт современного искусства (г. Москва, Россия)
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭСТРАДНОГО ПЕВЦА
Аннотация: в статье рассматривается культурологическая модель профессиональной деятельности будущего певца.
Ключевые слова: культурологическая модель, профессиональная деятельность, эстрадный певец, полихудожественность, искусство.
Рассмотрение культурологической модели профессиональной деятельности эстрадного певца как актуальной проблемы эстрадного исполнительства обусловлено объективными предпосылками. Современная музыкальная педагогика ориентирована на изучение разнообразных жанров и стилей.
Сфера музыкальной певческой эстрады - многожанровый феномен, который имеет множество положительных характеристик, и их знание способствует решению актуальных педагогических, эстетических и специальных задач: качественного преобразования музыкальных вкусов и потребностей как обучающихся, так и будущих специалистов, подготовки их к восприятию более сложной, глубокой и серьезной музыки, раскрытия ее творческо-импровизационного потенциала. Освоение эстрадного искусства -наиболее сложный и интегрированный вид искусства по своим характеристикам. Полихудожественность является его наиболее важным признаком. Именно из-за этого профессиональная подготовка исполнителя в области эстрадного
певческого искусства формируется оптимизировано, поскольку одновременно влияет на различные профессиональные качества, навыки и способности студента. Полихудожественная природа эстрадного певческого искусства несет в себе глубокий образовательно-педагогический потенциал.
Наиболее интенсивное и качественное развитие эмоционально-творческих способностей происходит в процессе непосредственного привлечения студентов к исполнительной деятельности, которая происходит в виде публичных выступлений. В процессе концертных выступлений раскрываются такие черты творческой личности, как способность эмоционально, творчески воспринимать и раскрывать музыкальный образ, формируется художественное видение произведения, высокий интеллектуальный уровень, формируется сценическая культура.
Сегодня формирование сценической культуры обеспечивает сюжетно-драматургическое содержание и стилистику эстрадной песни. Формирование сценической культуры у будущих эстрадных певцов - это явление чрезвычайно динамичное, находящееся в постоянном движении. Несмотря на относительно небольшой исторический путь своего развития формирование сценической культуры сложилось в мировом музыкальном пространстве как особое музыкально-художественное явление, отличающееся своеобразной эстетикой, поэтикой, стилистикой.
Современное состояние музыкальной эстрады требует от эстрадных певцов владения арсеналом выразительных средств: например, сценической культуры (пластической выразительности и сценического движения). Любое движение человеческого тела в системе искусства может стать сценическим образом эстрадного певца, если будет драматургически и ассоциативно связано с музыкальным произведением. Выбранный двигательный мотив, в зависимости от его стилистического толкования, становится средством создания характера персонажу, от имени которого поется песня. Движение, как составная часть сценического образа, живет и развивается подобным образом, и создает состояние, которое способно выражать тему, идею, его эмоционально-
содержательную структуру. В задачу эстрадного певца входит, пользуясь теми или иными красками сценических движений, создавать единую образную систему в синтезе с вокальной выразительностью. Для этого эстрадный певец должен овладеть языком разнообразных движений. Формирование сценической культуры будущего эстрадного певца не только на занятии вокалом, ансамблем и другими музыкальными дисциплинами, но и хореографией в сочетании с основами сценического движения. Учитывая специфику эстрадного пения, у певца необходимо формировать сценическую культуру, которая должна шлифоваться упражнениями на развитие фантазии, воображения, на выявление интонационных и темповых оттенков звучания музыки. Сценическая культура будущего эстрадного певца является сложным феноменом, характеризующимся многоуровневой структурой.
К важным компонентам структуры профессиональной культуры эстрадного певца, на наш взгляд, принадлежат:
- мотивационный, выражающий интерес исполнителей и увлеченность их эстрадным пением, нацеленность на познание национальных песенных традиций и певческое самосовершенствование,
- когнитивный, содержащий необходимую базу знаний, умений и навыков в сфере овладение сценической культурой, умение адекватно оценить приобретенный опыт,
- творческий, выражающий способность к яркому художественно-образному исполнению эстрадных произведений, умение донести созданный образ до аудитории.
В соответствии с указанными структурными компонентами данного феномена определим, что культурологическую модель профессиональной деятельности эстрадного певца мы понимаем, как комплексную систему сложившихся профессиональных компетенций, способностей и качеств, творческо-исполнительской самореализации в области музыкального эстрадного искусства, использования его художественно-эстетического потенциала.
Эстрадный исполнитель - это художник-интерпретатор, который способен творчески осмыслить авторский текст и реализовать его в продукте своей деятельности. Здесь специфическим языком закрепляется сложный процесс создания нового, самобытного и этот язык, вследствие этого, становится особым творчеством для певца, слушателя, композитора. Эмоциональный отклик на музыку в условиях эстрады, являющейся одним из специфических проявлений общей эмоциональности человека, занимает в структуре сценической культуры высокое иерархическое положение. Музыкально-художественный образ эстрадного певца на сцене - не что иное, как работа его воображения, реализация потребностей в живом перевоплощении.
В процессе концертного выступления у исполнителя проявляются следующие компоненты. Первый компонент связан с изменениями творческой стороны выполнения, с повышением уровня решения интерпретационных задач в результате возникновения общения со слушателями. Другой - со значительной трансформацией работы многих психофизиологических механизмов эстрадной деятельности, в частности, появлением стрессового волнения, необычным состоянием двигательных компонентов, а также внимания - контроля за успешным развитием концертного процесса. Контроль структурируется в сложную систему «музыка» - «исполнитель» - «зал» - «слушатели», концентрируя в этом одном исполнении многие месячные занятия.
Мировые эстрадные певцы Барбра Стрейзанд, Фрэнк Синатра, Боб Дилан, Хулио Иглесиас, Майкл Джексон и др. привлекали слушателей к активному содействию в творчестве на эстраде, а не просто стимулировали сопереживание. Концертное выступление можно считать, как целостную систему поведения, степень соответствия предыдущего процесса подготовки, нахождение оптимальных средств нейтрализации и трансформации негативного воздействия стресса с целью использования уникальных возможностей, которые дает выступление эстрадного исполнителя.
Вместе с тем, концертное выступление имеет и другие аспекты, которые осложняют исполнительский процесс. Среди них наиболее значимым являются:
а) стресс, который вызывает различные психофизиологические изменения, б) гипер-ответственность или слишком высокая требовательность к себе, которая сковывает исполнителя.
Важную роль в стабилизации концертного состояния играет регулярность выступлений на сцене. В таком случае концертное волнение, возникающее в каждом из них, не успевает уйти, а словно остается в памяти в достаточно актуальном виде. Сознание удерживает его некоторые структуры, потому что есть информация о следующем концерте. Концертное выступление представляет собой особую форму деятельности эстрадного певца. Этот вид деятельности имеет свои закономерности, которые необходимо учитывать не только в период подготовки к концерту, но и на протяжении всего периода изучения музыкального произведения.
Исполнители и педагоги по вокалу должны знать о специфических особенностях мышления и поведения на сцене, о создании особой исполнительской формы вокального произведения именно для публичного выступления. Понимание этих явлений способствует успешному достижению художественных целей и для профессионального становления исполнителя в целом. Нередко исполнители и педагоги считают, что для полноценной подготовки к концертному выступлению достаточно изучить образуемую память. Но, как показывает практика, это не всегда способствует успешному звучанию и творческому состоянию на эстраде.
Для достижения оптимальных результатов необходимо обеспечение следующих условий:
- осуществить психологическую подготовку, которая содержит формирование механизмов защиты организма от стресса, то есть создать максимальную психическую устойчивость, в том числе сформировать навыки превращения негативных факторов влияния эстрады в позитивные,
- создать определенные резервы различных сторон певческой деятельности - художественный, технологический, психологический запасы стабильности и мобильности процесса воспроизведения вокального
произведения на сцене, а также своей индивидуальной устойчивости при его осуществлении,
- научиться максимально реализовывать на сцене собственные скрытые возможности и резервы, которые способствуют достижению высших результатов, стимулированию состояния вдохновения.
Бесспорно, указанное является только схемой, определяющей грани формирования профессиональной культуры певца.
Таким образом, формирование культурологической модели профессиональной деятельности эстрадного певца является важной составляющей его профессионального становления. Формирование культурологической модели профессиональной деятельности эстрадных певцов, получающих музыкальное образование, основывается на изучении традиций вокального обучения. Методика формирования профессиональной культуры у эстрадных певцов предусматривает поэтапность проведения педагогической работы и способствует формированию мотивационного, когнитивного, творческого компонентов исследуемого феномена. Исполнительская культура эстрадного певца отражает духовную культуру личности, характеризует уровень освоения музыкального певческого искусства и проявляется в стремлении к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию в процессе творческой деятельности при наличии высокоразвитой рефлексии, вполне сформированного мировоззрения, владения определенной системой ценностей, активной жизненной позиции. Исполнительская культура эстрадного певца заключается в синтезе драматического актера, танцора и вокалиста, из этого стоит отметить, что данная триада требует пристального внимания всех участников художественно-педагогического процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Флиер А. Культурология для культурологов. М., 2000;
2. Хомутова Л. Г. Создание художественного вокально-сценического образа: [метод. пос. для певцов]. Днепропетровск, 1995;
3. Чернова О. С. Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертно-исполнительской деятельности // Педагогическое образование в России. 2014. №12. / URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/podgotovka-nachmayuschego-estradnogo-vokalista-k-kontsertno-ispolnitelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 26.11.2024)
Churinova N.A.
Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia)
CULTUROLOGICAL MODEL OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A POP SINGER
Abstract: the article examines the cultural model ofprofessional activity of a future singer. Keywords: cultural model, professional activity, pop singer, polyartistic, art.