ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ
УДК 379.85(497.2) DOI: 10.37490/S221979310016637-3
В. К. Крыстев
Экономический университет Варны, г. Варна, Болгария E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА БОЛГАРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
Статья посвящена культурному туризму как фактору формирования устойчивого образа Болгарии для внешнего мира при одновременном укреплении её международной конкурентоспособности. Цель исследования — выявить возможности накопления «мягкой силы» Болгарии за счёт использования культурного наследия в сфере туризма. Для этого оцениваются преимущества культурного потенциала страны для повышения её международного статуса как политического субъекта в международном плане. Методология основана на пространственном анализе и синтезе путём выявления постструктуралистских особенностей пространства Болгарии в виде образа. Культурный туризм рассматривается как совокупность различных культурных форм путешествий людей благодаря валоризованному культурному наследию. Для этой цели прослежен культурный потенциал Болгарии по отношению к перспективным формам культурного туризма. Последовательно систематизировано культурное наследие разных исторических периодов с привязкой к геокультурному образу пространства. Обоснованы причины развития национальной специализации культурного туризма: событийного, культурно-исторического, археологического, религиозного, этнографического, кулинарного, городского. Представлены приоритетные направления в культурном туризме, которые формируют яркий позитивный образ Болгарии, основанный на характерных культурных стереотипах и нарративах.
Ключевые слова: туризм, Болгария, геокультурный образ, культурный потенциал, наследие, культурный стереотип.
Для цитирования: Крыстев В. К. Культурный туризм в качестве инструмента для создания позитивного образа Болгарии в международном сообществе // Псковский регионологический журнал. 2021. Т. 17. № 4. С. 84-96. DOI: https://doi. org/10.37490/S221979310016637-3
V. Krastev
Economic University of Varna, Varna, Bulgaria E-mail: [email protected]
CULTURAL TOURISM AS A TOOL FOR CREATING A POSITIVE IMAGE OF BULGARIA IN THE INTERNATIONAL COMMUNITY
The article is devoted to cultural tourism as a factor in the formation of a sustainable image of Bulgaria for the outside world, while strengthening its international competitiveness. The purpose of the study is to identify the possibilities of accumulating "soft power" in Bulgaria through the use of cultural heritage in the tourism sector. For this, the advantages of the country's cultural potential are assessed to improve its international status as a political entity in the international context. The methodology is based on spatial analysis and synthesis by identifying the post-structuralist features of the Bulgarian space in the form of an image. Cultural tourism is seen as a collection of different cultural forms of human travel thanks to the valorized cultural heritage. For this purpose, the cultural-potential of Bulgaria has been traced in relation to promising forms of cultural tourism. The cultural heritage of different historical periods is consistently systematized with re ference to the geocultural image of the space. The reasons for the development of the national specialization of cultural tourism are substantiated: event, cultural-historical archaeological religious, ethnographic, culinary, urban. The priority directions in cultural tourism are presented, which form a bright positive image of Bulgaria, based on characteristic cultural stereotypes and narratives.
Keywords: tourism, Bulgaria, geocultural image, cultural potential heritage, cultural-stereotype.
For citation: Krastev V. (2021), Cultural tourism as a tool for creating a positive image of Bulgaria in the international community, Pskov Journal of Regional Studies, vol. 17, no. 4, pp. 84-96. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.37490/S221979310016637-3
Введение. В своем геоэкономическом образе мир представляет собой большой рынок, в котором страны и регионы конкурируют друг с другом за привлечение инвестиций, событийных мероприятий и посетителей. Особую роль в этом процессе играет туризм как надёжный инструмент маркетинга территории, что выражается в её оценке и создании позитивного образа. Тесно связанный с процессами маркетинга и брендинга туризм используется для позиционирования, развития, оживления места [12; 13]. Туризм также оказывает прямое влияние на устойчивость восприятия пространства, участвуя как одно из главных проявлений его «мягкой силы» [4; 5; 14; 16]. Рассматриваемый как инструмент «мягкой силы», туризм формирует образы пространства и, таким образом, видение мира [15], структура которого с точки зрения геокогнитивной привлекательности иерархизирует страны и регионы в международном сообществе. Приобретенная туристская известность в виде позитивного образа служит верным показателем потенциала «мягкой силы». С этой точки зрения влияние туризма на стремление территориальных и политических образований к завоеванию известности и репутации в международном сообществе постоянно растёт.
Культура и туризм — взаимосвязанные и подпитывающие друг друга социальные сферы, сочетание которых определяет содержание специализированной формы
потребления — культурный туризм. Культурные поездки в определённые направления помогают повысить их привлекательность в сознании различных сообществ, приобретённые топофильные черты которых впоследствии становятся неотъемлемой частью «мягкой силы» субъекта, выражающего территориально-политического образования. Значение культурного туризма для познания и сближения стран и народов неоспоримо, а также его роль в качестве фактора в создании региональных идентичностей и повышении известности и престижа мест с большим культурным потенциалом [17].
Яркий позитивный колорит создаёт образ Болгарии в туризме на основе культурного наследия. О культурной семантике её образа свидетельствует выраженный потенциал страны в развитии культурного туризма. Геокультурный бренд Болгарии сформировался ещё в конце 1950-х гг. на основе символики эфиромасличной розы (которая приобрела известность как болгарская роза). Образ Болгарии как «Страна роз» увенчан международным признанием (засвидетельствовано даже в искусстве зарубежных художников) и стал эмблемой национального туристского бренда. С распространением во многих областях международного общественного интереса (музыка и литература; продукты питания и косметика; сувениры) эфиромасличная роза, несомненно, зарекомендовала себя как широко узнаваемый символ болгарской идентичности. Однако Болгария обладает богатым культурным наследием гетерогенного характера, которое, учитывая ускоренный обмен информацией и кросс-культурность современности, способно укрепить в новом измерении её международную привлекательность и известность.
Целью исследования является выявление возможностей накопления «мягкой силы» Болгарии за счёт использования культурного наследия в сфере туризма.
Результаты исследования. Культурный потенциал Болгарии. Благодаря своему географическому положению в одном из самых староосвоенных регионов Европы, являющегося свидетелем культурного расцвета нескольких цивилизаций, Болгария выделяется значительным культурным потенциалом. По общим количественным показателям культурное наследие Болгарии представлено 40 тыс. артефактов, 7 из которых включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО; более 7 млн экспонатов хранятся в музеях и галереях. По состоянию на 2017 г. в Болгарии функционируют более 3300 общественных центров, 191 музей, 74 театра (включая оперные театры), 68 кинотеатров, 226 современных экранов и 47 библиотек с более чем 200 тыс. единиц библиотечного фонда, которые являются основными центрами культурной жизни. В области музыки и танца зарегистрированы 54 коллектива [7].
Болгария обладает бесценным культурным богатством разных исторических периодов и слоёв цивилизации, что свидетельствует о её значительной роли во взаимодействии Востока и Запада [3]. С доисторических времён сохранились руины Вар-ненского энеолитического некрополя с самым старым золотом, обнаруженным в мире. Сотни артефактов фракийской цивилизации восходят к древности, в т. ч. гробницы в Казанлыке, Свештари и Татуле. Последняя считается святилищем мифического фракийского певца и музыканта Орфея. Культурное наследие времён античности связано с ядрами эллинской колонизации: Несебр, Созополь, Перперикон, Балчик (Храм Кибе-лы), Каварна (Крепость Бизоне), а позже — со времён римского владычества — Варна (Римские бани), Пловдив (Античный амфитеатр), София (Ротонда, церковь «Святой Софии»), Кюстендил (римские бани), Стара-Загора (форум Августы Траяна).
Богатейшим является археологическое и архитектурное наследие Болгарии времён средневековья (со времён Первого, Второго болгарского государства и периода
византийского владычества между ними). Основные центры его сосредоточения — Плиска, Великий Преслав, Велико Тырново (крепость Царевец), Мадара (барелеф Мадарский всадник), Шумен (Шуменская крепость). С османского периода сохранились значимые исторические памятники, являющиеся ценными произведениями османской архитектуры. Это мечети «Ахметбей» (в Кюстендиле), «Томбул» (в Шу-мене), «Ибрагимпаша» (в Разграде), «Джума» (в Пловдиве), «Байракли» (в Самоко-ве); мосты «Кадин» (близ Кюстендила), «Османский» (близ Свиленграда), «Дьявольский» (вблизи Ардино).
Знаково-символическая культурная ткань Болгарского Возрождения воплощена в культурных ландшафтах поселений-архитектурных заповедников (Жеравна, Копривштица, Долен, Ковачевица, Брышлян и др.), а также в старых частях Пловдива, Велико Тырново, Свиштова, Габрово, Трявна, Дряново, Елена, Ловеч, Троян, Панагюриште, Самоков, Банско, Смолян и селах Арбанаси, Широка-Лыка, Орешак. Культурные памятники, созданные под влиянием западных архитектурных стилей (барокко, модерн, неоклассицизма), датируются второй половиной XIX в. и началом XX в. Они свидетельствуют о модернизации Болгарии в годы после Освобождения (1878 г.). Объекты западной архитектуры преимущественно сосредоточены в Русе (Драматический театр имени Савы Огнянова, Общество Гирдапа, Старая музыкальная школа), Пловдиве (ул. Александра Батенберга, Муниципальное здание), Варне (Драматический театр, Экономический университет) и Софии (Народный театр имени Ивана Вазова, Софийский университет имени св. Климента Охридского).
В Болгарии много памятников и мемориальных комплексов. Среди них можно отметить памятники, увековечившие героизм погибших в русско-турецкой Освободительной войне (1877-78 гг.): Памятник Свободы (на Шипке); Памятник Царю-Освободителю — Александру II (в Софии); «Вестника свободы» (во Враце); «Защитников Стара-Загоры» (в Стара-Загоре). Величественные памятники Советской Армии построены в Софии, Пловдиве («Алёша»), Русе, Бургасе, Стара-Загоре; Памятник болгарско-советской дружбы в Варне.
Религиозные артефакты измеряются сотнями священных и культовых мест. Количество монастырей превышает 160, и их концентрация повышена в районах Вели-ко-Тырново, Габрово, Ловече и Софии. Среди объектов, которые пользуются международной туристской популярностью, выделяются: Рильский монастырь (в горах Рила), Бачковский (вблизи Асеновграда), Клисурский (вблизи Берковицы), Преображенский (под Велико-Тырново), Драгалевский (в Софии), Троянский, Сокольский, Дряновский (в районе Габрово), Роженский (в Родопах). Особым местом поклонения является местность Рупите (на самом юго-западе страны), где находится могила болгарской пророчицы Ванги.
Исключительным разнообразием отличается этнографическое наследие Болгарии. В нём сочетаются элементы культового характера, аутентичные образцы жилой архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обработка камня, глины, дерева, кожи, шерсти), народные костюмы, музыкальные и кулинарные традиции, ритуальный календарь. Музыкальное (песни и танцы) народное искусство — одно из величайших сокровищ болгарского культурного и исторического наследия. Это бесценный духовный ресурс, который характерным образом подчёркивает уникальность болгарской культурной самобытности. Болгарские песни и танцы отличаются разнообразием ритмов, интонаций, движений, музыкального сопровождения. Народные обычаи
«Коледа», «Лазаруване», «Кукери», «Сурваки», «Енёва буля» и другие ежегодно воспроизводятся на Роженском народном фестивале, а также на международных фольклорных фестивалях в Копривщице, Велико-Тырново, Бургасе, Пернике и др.
Важная роль в развитии культурного туризма принадлежит музеям. Наибольшим туристским значением характризуются: Национальный исторический музей, Национальный военно-исторический музей, Национальный музей естественной истории, Национальная художественная галерея в Софии; Военно-морской и археологический музей в Варне; Панорама «Плевенская эпопея 1877 года»; Архитектурно-этнографический комплекс «Этыр» (близ Габрово); архитектурно-музейный заповедник «Царевец» в Велико-Тырново; Ботанический сад в Балчике; Национальный музей транспорта в Русе; Исторический музей в Батаке.
Рис. 1. Основные ассоциативные стереотипы, формирующие геокультурный образ Болгарии
(составлено автором) Fig. 1. The main associative stereotypes that form the geocultural image of Bulgaria
(compiled by the author)
Формы культурного туризма и их роль в формировании положительного образа Болгарии во внешнем мире. Известность Болгарии как культурной дестинации имеет давние традиции. Её культурный потенциал открывает возможности для развития различных форм культурного туризма: фестивального, религиозного, культур-
но-исторического, археологического, этнографического, кулинарного, городского и др. Формы культурного туризма создают прочную предпосылку для распознавания Болгарии в международном плане, увеличивая симпатию к ней и стимулируя межкультурный диалог. Лансирование культурного туризма к внешнему миру требует приоритета государственной политики как в отношении характерной валоризации культурного потенциала, так и в отношении систематического мониторинга отношения и предпочтений международного туристского рынка с целью создания адекватной среды для его развития.
Фестивальный туризм тесно связан с искусством и имеет большое значение для создания положительного образа места. Культурные мероприятия, такие как фестивали, карнавалы, выставки, ярмарки, демонстрации, исторические реконструкции, фестивали различных искусств, направлены на стимулирование путешествий для активного или пассивного участия [11]. Данная форма культурного туризма стимулирует взаимодействие между институтами местного самоуправления, предпринимательства, местными сообществами и туристами с упором на кластеризацию, геобрендинг и культурный обмен ценностями. Опыт многих стран показывает, что организация культурных мероприятий становится мощным катализатором экономического роста и укрепления лидерства в межкультурном взаимодействии. Фестивали с международным статусом помогают построить «событийную экономику», которая имеет ключевое значение для привлечения креативной активности и формирования индивидуального бренда дестинации.
Культурные мероприятия имеют характерное название, тему и представительство, которые в процессе их проведения создают устойчивую атмосферу места и помогают закрепить его в определённом культурном профиле. Для достижения сильного эффекта от проведения культурных форумов обычно используются такие элементы, как уникальность, историческая актуальность, яркая символика, интерактивность. Это подтверждают Венецианский карнавал, Каннский кинофестиваль, Московский парад Победы, парижский «Прет-а-Порте», буньолская «Томатина», мюнхенский «Октоберфест», которые ярко персонализируют соответствующее место с культурным брендом. В данном отношении культурные события должны быть надёжным геополитическим инструментом для повышения национальной конкурентоспособности Болгарии в процессе завоевания доверия и лидерства в международном сообществе.
В Реестр туристских фестивалей и событий Болгарии в августе 2021 г. внесено 1888 культурных событий [10]. Наиболее значимыми из них, зарегистрированными на сайте БЕЗТ-ВО за тот же период, являются 275 фестивалей, наибольшее количество которых приходится на Варну, Софию, Бургас и Пловдив. Некоторые из международных фестивалей обладают солидным потенциалом для накопления «мягкой силы» в геокультурном образе Болгарии (табл.).
Инициатива «Культурная столица Европы», ежегодно проводимая в двух городах Старого континента с 1985 г., утвердилась как самое значимое крупномасштабное культурное событие в Европе за последние четыре десятилетия. После присуждения премии, города в течение года становятся центрами культурной жизни, что стимулирует международный диалог и сотрудничество с внешним миром. Выбор болгарского города Пловдив культурной столицей Европы в 2019 г. доказывает эффективность форума в обеспечении международной известности и престижа дестинации: повы-
шенное информационное присутствие Пловдива и Болгарии в Европе; привлечение второстепенных международных событий (концертов, спортивных мероприятий); повышение ценности культурного наследия и облагораживание среды поселения; привлечение иностранных туристов; продвижение форм межкультурного общения.
Таблица
Значимые международные культурные фестивали и события в Болгарии*
Table
Significant international cultural festivals and events in Bulgaria*
Название Место проведения Тематика
Празднование Свободы Болгарии пик Шипка исторический
«Любовь это безумие» Варна фильмы
«София фильм фест» София фильмы
«Варненское лето» Варна музыкальный
«Золотой сундук» Пловдив фильмы
«Международный фольклорный фестиваль» Велико-Тырново, Бургас, Копривштица музыкальный
«Карнавал смеха и юмора» Габрово театральный и музыкальный
«Международный фестиваль Стара-Загора музыкальный
цыганской музыки и песни»
«Банею джаз фестиваль» Банею музыкальный
«Капана фест» Пловдив музыкальный, театральный, литературный
«Су рва» Перник музыкальный
«Винария» Пловдив кулинарный
Международный фестиваль фольклорного костюма Жеравна этнографический
* Составлено автором.
Культурно-исторический и археологический туризм развиваются на основе туристских ресурсов культурной истории и археологии. Эти специализированные формы культурного туризма отличаются ярко выраженной массовостью и составляют основу национального брендинга дестинаций. Болгария имеет большое культурное наследие нескольких исторических периодов, свидетельствующее о многослойном культурном накоплении на её землях. Культурное наследие фракийцев, славян, греков, римлян, протоболгар и османов кристаллизуется в яркой мозаике ткани символов, определяющей цивилизационную значимость её национального пространства. В нём хранятся некоторые из наиболее значимые артефактов материальной культуры: фракийские курганы у Свештари, Казанлыка, Старосела, Мезека; остатки древних поселений Перперикон и Форум Августы Траяна; средневековые археологические заповедники «Великий Преслав», «Мадара» и «Царевец», крепости «Урвич» и «Баба Вида»; архитектура болгарского возрождения в Ловече, Велико-Тырново, Коприв-штице, Жеравне; места исторической памяти от войн за национальное освобождение и объединение в Панагюриште, Шипке, Русе, Плевене, Стара-Загоре.
Этнографический туризм обусловлен посещением объектов культурной жизни и фольклора. На основе этнографических ресурсов в поселениях-архитектурных
заповедниках и традиций, сохранившихся во многих местах в ремесле, Болгария имеет надёжные предпосылки для его развития. Символика, заложенная в культурных ландшафтах страны, свидетельствует о сложном переплетении стилей в духовной культуре (ритуальный календарь); народном искусстве (музыка, используемые предметы, музыкальные инструменты, одежда), народном жилище и экономической культуре (сельское хозяйство, сбор, архитектура, технология обработки глины, кожи, камня, дерева, железа). Особенно впечатляют своей неповторимостью обычаи духовной культуры Болгарии: нестинарство (танцы на углях), колядование (исполнение рождественских песен), сурвакане (прогулки по домам холостяков в новогоднюю ночь), лазаруване (песня-танец любовный ритуал во время Вербного воскресенья), ряженые (карнавальный обычай плодородия).
Религиозный туризм является культурной формой туризма, связанной с посещением мест поклонения для паломничества с познавательной и рекреационной целями. Расположенная на перекрёстке между Востоком и Западом, Болгария обладает потенциалом для развития религиозного туризма, представленного тысячами святынь и религиозных объектов христианства, ислама и иудаизма. Преобладающая символика религиозных ландшафтов имеет чёткую ориентацию на православие, священные традиции которого Болгария сохранила и обогатила на протяжении веков. Православная идентичность выделяет Болгарию как первую христианскую славянскую страну (865 г.), в которой староболгарский (старославянский) язык был признан официально литургическим и вошёл в духовную культуру других славянских народов [8]. В X в. религиозные учения, такие как отшельничество и особенно богоми-лизм, ознаменовали собой первую форму религиозной реформации в христианской церкви, которая получила широкий резонанс в Византии, на Западных Балканах, в Киевской Руси и Западной Европе. На основе действующих православных святынь Болгария может развивать десятки религиозных маршрутов, одновременно продвигая свою историю и культуру за рубежом.
Кулинарный туризм стимулирует путешествие через культурные традиции людей в приготовлении еды и напитков. Гастрономия в туризме зарекомендовала себя как один из наиболее характерных факторов, вызывающих чувственное удовольствие от посещения места. Вкусовые впечатления, которые может предложить Болгария, чрезвычайно разнообразны и проистекают из её культурного и географического контакта с традициями тюрков, славянских народов, греков и османов. Типичные кулинарные продукты, такие как йогурт, баница, консервированные овощи (соленья, лютеница), каврма, кебабче, таратор, фасолевый суп, типичные вина и бренди, являются культурными символами вкуса еды, которые могут прославить Болгарию во всём мире. Особое значение для культурного брендинга страны должны иметь кулинарные маршруты и винные туры [9], сочетающие дегустацию продуктов с познавательным элементом по технологии приготовления и проведения досуга.
Городской туризм обычно отождествляют с путешествиями в городской среде, ландшафты которой создают неповторимый колорит и образы разных городов [2]. Городские ландшафты Болгарии подчёркивают особенности её геокультурной и геополитической промежуточности, раскрывая большое разнообразие силуэтов, символов и идентичностей. Образ столицы Софии воплощает в себе элементы римской культуры (Софийский собор, ротонда «Святого Георгия», крепость «Сер-дика»), православных традиций (церкви «Святой Петки Самарджийской», соборы
«Святой Недели», «Святого Александра Невского», «Святого Николая Чудотворца»), европейский модернизм (здания Художественной галереи, Национального театра, Софийского университета), сталинский ампир (архитектурный ансамбль Площади Независимости — Дом партии, Совет Министров, Центральный универмаг, Президентуры, Гостиница «Балкан»), «Древний и вечный» Пловдив отсылает к величию Древней Македонии, Древнего Рима и Византии, а культурные отложения Османского периода и Болгарского Возрождения в центре города образуют его характерный балканский профиль — смесь восточной планировки и европейской архитектуры, религиозное разнообразие, торгово-ремесленную функциональность. Образ сегодняшнего Пловдива подвержен стереотипам, таким как «Город под холмами», «Выставочный город Болгарии», «Город Алеши», «Культурная столица Европы». «Город свободного духа» Русе является европейским культурным лицом Болгарии, который в XIX в. был центром национально-освободительного движения, а до 20-х гг. XX в. являлся флагманом модернизации страны. «Морская столица» Варна воплощает образ современного города и курортной славы Болгарии. Серия представлений создаёт «ощущение места» для Сливена («Город ста воеводов»), Димитровграда («Город-памятник социалистического искусства»), Стара-Загоры («Город под липами»), Бургаса («Город птиц и озёр») и др.
Для стимулирования в качестве приоритетной формы в продуктовом туристском профиле страны в 2018 г. в Национальной стратегии устойчивого развития туризма были разработаны 8 культурно-исторических дестинаций [6].
1. «Богатство Северо-Запада», которое представляет Болгарию как часть культурного коридора Дунайского маршрута. Символика, заложенная в его культурном ландшафте, связывает геокультурный образ страны с цивилизационным расцветом римской провинции Мизия и величием средневековой болгарской государственности.
2. «Болгарская архитектура и мастерство», представляющие шедевры возрожденческого строительного искусства и народного творчества, подчёркивая образ балканской культурной самобытности Болгарии.
3. «Долина роз и фракийских царей», свидетельствующая о принадлежности болгарских земель к высокой культуре Фракийской цивилизации, которая в своём современном виде создаёт один из самых ярких культурных мифов для Болгарии — Страна роз.
4. «Магия Восточных Родопов», относящаяся к культуре фракийцев, греков и римлян с мифами об Орфее, Дионисе, частице Креста Христова.
5. «Морские крепости Болгарии» — район сосредоточения ярких символов самой развитой во времена Античности и Ранней средневековой культуры в Европе — древнегреческих городов-полисов и Византии.
6. «Софийская Святая гора», формирующая образ Болгарии как одного из центров Восточного христианства с её уникальным вкладом в укрепление православных традиций.
7. «Столицы и города болгарских царей и патриархов» — колыбель средневековой болгарской государственности, культурные слои которой свидетельствуют о величии и масштабах городского планирования, духовной и просветительской работы.
8. «Струма» — юго-западный регион, который стимулирует культурное развитие Болгарии с соседними странами — Северной Македонией и Грецией в духовных традициях, архитектуре, музыкальных ритмах.
Особое значение для таких качеств культурного бренда места как уникальность и индивидуальность имеет мифология туристских ресурсов [1]. Эксплуатация старых или создание новых мифов о культурном наследии Болгарии может открыть новые ниши её международной туристской конкурентоспособности с накоплением «мягкой силы» в национальном образе. Яркий образ Болгарии как «Страны роз», созданный в прошлом, свидетельствует о роли мифотворчества в туризме. В качестве легенд для потенциального брендинга Болгарии в её культурной уникальности следует использовать те легенды и мифы, которые увенчались международной известностью и помогают укрепить культурную энергетику и силу национального пространства — легенды о фракийском певце Орфее; о гладиаторе-мятежнике Спартаке; о нестинарстве; о Новом Константинополе (Велико-Тырново); о Крали Марко (легендарном джигите средневековой Болгарии); о болгарском образе жизни и гостеприимстве, и т. д.
Знаково-символическая ткань культурного своеобразия Болгарии отсылает к наследию с ярко выраженными восточными традициями в накоплении и преемственности материальной и духовной культуры. Эта особенность подчёркивает образ геокультурной принадлежности страны к Востоку Европы, с евразийскими корнями культурных и исторических связей и типичным для культурного ландшафта Балкан, основанного на символах, заложенных в духовном взаимном проникновении, архитектуры и фольклора. Для внешнего мира персонифицированный геокультурный образ Болгарии, проистекающий из географического очага культурной идентичности (рис. 2), будет сильно контрастировать с Западной Европой, Америкой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Семантика такого образа должна усилить туристский интерес к Болгарии как следствие отложенных для неё международных представлений о стране с восточными культурными элементами и порядками. Для Восточной Европы и Евразии геокультурный образ Болгарии присущ основным стереотипам, которые характеризуют культурную самобытность этих пространств, что подразумевает целенаправленную стратегию использования естественных предпосылок для усиления её международного присутствия.
Чтобы увеличить степень значимости культурного туризма на международный образ Болгарии, предлагается несколько стратегических направлений [6, с. 52-53] со следующими дополнениями:
- расширение присутствия болгарской культуры и её продвижение за рубежом как фактор развития культурного туризма. Эмоциональная связь и туристский опыт в культурной среде создают интерес и «лояльность» к национальному культурному продукту, представленному за рубежом;
- определение ключевой роли культурного туризма в создании сопричастности с достижениями современной культуры и искусства. Интерес к культурным продуктам и процессам рефлексивен, руководствуясь отношением туристов к культуре;
- создание цифровых информационных и образовательных платформ для общения между учреждениями культуры с целью создания контента, который будет использоваться для продвижения возможностей культурного туризма. Интернет и социальные сети предоставляют эффективные и финансово выгодные возможности для продвижения болгарской культуры как туристского продукта;
- модернизация материальной базы в культурных объектах, учреждениях и организациях как необходимая предпосылка для привлечения туристов;
- содействие в расширении количества культурных объектов, включённых в Список ЮНЕСКО;
- стимулирование развития «событийной экономики». Большие возможности для культивирования яркого позитивного имиджа во внешнем мире обеспечивают организацию или привлечение значимых событий. Они являются основой массового туристского предложения, которые, организованные с соответствующей драматизацией, становятся увенчаны сильным откликом СМИ.
Рис. 2. Основные стереотипы, формирующие позитивный персонифицированный геокультурный образ Болгарии (составлено автором) Fig. 2. The main stereotypes that form a positive personified geocultural image of Bulgaria
(compiled by the author)
Заключение. Устойчивое стремление Болгарии к накоплению «мягкой силы» через культурное наследие должно быть сосредоточено на привлечении внимания международных институций. Верный путь к успеху на ожидаемый геополитический эффект от проведения значимого культурного мероприятия является привлечение институционального участия влиятельных международных организаций: ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЮНВТО, ЕС, Гринпис и др.
Для сильного геокультурного имиджа Болгарии чрезвычайно важно сконцентрировать усилия в пользу проведения культурных событий с уникальным тематическим нарративом. К этому относятся события, призванные подчеркнуть вклад Болгарии в развитие славяно-православной цивилизации («Колыбель славянского просвещения»), своеобразие национальной этнографии («Страна роз»), культурное взаимопроникновение на болгарской земле («Балканский столп цивилизации») и т. д. Вместе они помогут раскрыть характерный Genius loci Болгарии как сильный образ страны с уникальной и неповторимой культурой. Воплощённый в международных представлениях о Болгарии, культурный сегмент будет способствовать её более широким, ярким и сильным международным присутствием.
Литература
1. Веденин Ю. А. Мифология туристских ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территорий // Известия РАН. Серия географическая, 1998, № 4. С. 87-90.
2. География туризма / Под ред. А. Ю. Александровой. М.: Кнорус, 2009. 592 с.
3. КръстевВ. География на туризма. Варна: Наука и икономика, 2014. 356 с.
4. КръстевВ. Геополитика и геостратегия на туризма. Варна: Наука и икономика, 2016. 176 с.
5. Паршин П. Б. Два «понимания мягкой силы»: предпосылки, корреляты, следствия // Вестник МГН-МО Университета, 2014, 2 (35). С. 14-21.
6. Културен туризъм. Продуктов анализ. София: Експлика — Глобал метрике ДЗЗД, 2019, 259 с. [Электронный ресурс]: URL: https://www.tourism.govemment.bg/sites/tom'ism.goveniment.bg/files/ uploads/2019_gg/produktov_analiz_-_kulturen_turizam.pdf (дата обращения: 20.08.2021).
7. Стратегия за развитие на българската култура 2019-2029. София: Министерство на културата, 2019. [Электронный ресурс]: URL: http://mc.govemment.bg/files/5495_Strategy_culture_.pdf (дата обращения: 25.08.2021).
8. Полывянный Д. II. Культурное своеобразие средневековой Болгарии в контексте византийско-сла-вянской общности IX-XV веков. Иваново: Ивановский государственный университет, 2000. 290 с.
9. Пътеводител за виднен туризъм и дегустации. [Электронный ресурс]: URL: https://winetours.bg/ (дата обращения: 20.08.2021).
10. Фестивали и празници в България. [Электронный ресурс]: URT: https://fest-bg.com/ (дата обращения: 25.08.2021).
11. GetzD. Event tourism: Definition, evolution and research // Tourism Management. 2008. Vol. 29. No. 3. P. 403^128.
12. Hall С. M. Geography, marketing and the selling of places // Journal of Travel and Tourism Marketing. 1997. No. 6 (3/4). P. 61-84.
13. Hall C. A/., Page S. J. The Geography of Tourism and Recreation: Environment, place and space. Eondon, 2002. 309 p.
14. Laurano P. II turismo come strumento di diplomazia pubblica // Rivista di scienze del turismo. 2011. No. 1. P. 45-62.
15. Minea С. Lo spazio turístico postmoderno // International Conference on „II turismo nel Mediterráneo", Rome, 1996. P. 123-133.
16. Nye J. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 191 p.
17. Richards G. Tourism and the World of Culture and Heritage // Tourism Recreation Research. 2000. No. 25(1). P. 9-17.
References
1. Vedenin Yu. A. (1998), Mythology of tourist resources and the evolution of ideas about the resource potential of territories, Izvestiya R4N Seriya geografichesliciya, no. 4, pp. 87-90. (In Russ.).
2. Geography of Tourism (2009), ed. A. Yu. Alexandrova, Moscow, Knorus Publ., 592 p. (In Russ.).
3. Krastev V. (2014), Geography of tourism, Varna, Nauka i ekonomika, 356 p. (In Bulgar.)
4. Krastev V. (2016), Geopolitics and geostrategy of tourism, Varna, Nauka i ekonomika, 176 p. (In Bulgar.)
5. Parshin P. B. (2014), Two "understandings of soft power": preconditions, correlates, consequences, Vest-nikMGRlO Universiteta, no. 2 (35), pp. 14-21. (In Russ.).
6. Cultural tourism. Product analysis (2019), Sofia, Explica — Global Metrics DZZD, 259 p. (In Bulgar.). URL: https://wwwiourism.govenmient.bg/sites/tourism.goveniinent.bg/files/uploads/2019_gg/prodiJitov_ analiz_-_kiiltnren_ttirizam.pdf (accessed: 20.08.2021).
7. Strategy' for development of the Bulgarian culture 2019-2029 (2019), Sofia, Ministry of Culture. (In Bulgar.). URL: http://mc.govenmient.bg/files/5495_Strategy_culture_.pdf (accessed: 25.08.2021).
8. Poly vyanny D.I. (2000), Cultural uniqueness of medieval Bulgaria in the context of the Byzantine-Slavic community> of the 9th—15th centuries, Ivanovo, Ivanovo State University, 290 p. (In Russ.).
9. Иге guide to wine tourism and tastings. (In Bulgar.). URL: https://winetours.bg/ (accessed: 20.08.2021).
10. Festivals and celebrations in Bulgaria. (In Bulgar.). URL: https://fest-bg.coni/(accessed: 25.08.2021).
11. Getz D. (2008), Event tourism: Definition, evolution and research, Tourism Management, vol. 29, no. 3, pp. 403^128.
12. Hall С. M. (1997), Geography, marketing and the selling of places, Journal of Travel and Tourism Marketing, no. 6 (3/4), pp. 61-84.
13. Hall С. M., Page S. J. (2002), The Geography of Tourism and Recreation: Environment, place and space, London, 309 p.
14. Laurano P. (2011), II turismo come strumento di diplomazia pubblica [Tourism as a tool of public diplomacy], Rivista di scienze del turismo [Journal of tourism sciences], no. 1, pp. 45-62. (In Ital.).
15. Minea С. (1996), Lo spazio turístico postmodenio [The postmodern tourist space], International Conference on „II turismo nelMediterráneo" [International Conference on „Tourism in the Mediterranean"], Rome, pp. 123-133. (In Ital.).
16. Nye J. (2004), Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York, Public Affairs, 191 p.
17. Richards G. (2000), Tourism and the World of Culture and Heritage, Tourism Recreation Research, no. 25(1), pp. 9-17.
Об авторе
Крыстев Вилиян Крыстев — кандидат географических наук, доцент кафедры
«Экономика и организация туризма», Экономический университет Варны, г. Варна,
Болгария.
E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5456 Scopus Author ID: 57202032211
About the author
Dr Viliyan Krastev, Associate Professor of the Department of Economics and
Organization of Tourism, Economic University of Varna, Varna, Bulgaria. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5456 Scopus Author ID: 57202032211
Поступила в редакцию 06.09.2021 г. Поступила после доработки 12.10.2021 г. Статья принята к публикации 24.11.2021 г.
Received 06.09.2021
Received in revised form 12.10.2021
Accepted 24.11.2021