Р. И. Королев
КУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС ОЛИМПИЙСКОГО ИДЕАЛА ЛИЧНОСТИ
В настоящее время - особенно применительно к условиям нашей страны - большое значение имеет определение того идеала личности, на которое должна ориентироваться система образования и воспитания подрастающего поколения. В работах Кубертена, которому принадлежит концепция современного олимпизма, и его последователей предлагается вариант такой идеальной личности. В статье дается характеристика этого идеала и уточняется его культурная ценность в современных условиях. Ключевые слова: теория культуры, личность, идеал личности; культурный статус, олимпийское движение.
These days especially taking into account living conditions in this country-it is of great importance to determine the personality ideal to guide the educational system in which the younger generation is raised. In works of Coubertin, the creator of contemporary Olympic movement principals, and his followers an example of such personality ideal is suggested. In this article the ideal personality suggested by Coubertin is characterized and its cultural value in present-day life conditions is estimated. Keywords: theory of culture, personality; personality ideal; cultural status; the Olympic movement; personality of an Olympian.
В настоящее время — особенно применительно к условиям нашей страны — большое значение имеет определение того идеала личности, на основе которого должна строиться система образования и воспитания подрастающего поколения. В работах Пьера де Кубертена, которому принадлежит концепция современного олимпизма, и его последователей предлагается вариант такого идеала (образца) личности. Задача данной статьи — дать характеристику этого идеала и уточнить, какую культурную ценность в современных условиях он представляет.
Как известно, древнегреческие мыслители сформулировали идеал калокагатии (греческое слово kalokagathia от kalos — прекрасный и agatos — добрый), подразумевающий совершенную личность, для которой характерны сочетание внешних достоинств с внутренними, духовными, нравственными качествами, гармония тела и души. Понимаемое таким образом гармоничное развитие личности и выступило для Кубер-тена тем позитивным идеалом, ставшим базовой установкой, разработанной им концепции современного олимпизма. Кубертен считал, что картезианское разделение тела и души — двух элементов единого, целостного человеческого бытия, рассмотрение их как двух совершенно независимых друг от друга факторов ведет к дисгармонии человека. «Поэтому, — писал он, — эти два фактора должны быть интегрированы в единое гармоничное целое, чтобы достигнуть эвритмии» (цит. по: 4, с. 88). Слово «эвритмия» {eurhythmy) Кубертен часто использовал для обозначения своей философской идеи гармонии физических и духовных способностей человека.
Важнейшую роль в практической реализации идеи гармоничного развития личности Кубертен отводил спорту. По его мнению, спорт — это средство, с помощью которого индивидуум может достичь «гармонизации двух видов силы» — мышечной и духовной, что дает ему возможность обрести физическое здоровье и духовную гармонию. Высоко оценивая социальный и воспитательный потенциал спорта для реализации идеала гармоничного развития личности, Кубертен вместе с тем учитывал те возможные негативные явления, которые могут быть с ним связаны. Он неоднократно указывал на то, что «спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне» (2, с. 22). Поэтому, по его мнению, чтобы спорт мог выполнять свою воспитательную и культурную функцию, необходимо его «облагородить» (см.: 8, с. 81, 85). Важным средством решения этой задачи он считал интеграцию спорта с искусством и возрождение «спортивной религии», которая характерна для спорта Античности (2).
Теория культуры
Со стремлением Кубертена реализовать эти идеи и превратить спорт в средство формирования гармонично развитой личности связан его замысел возрождения античных Олимпийских игр и развертывания на их основе олимпийского движения. По мнению Кубертена, в рамках этого движения должны быть созданы условия для воспитания идеальной личности. Для ее характеристики Кубертен использовал придуманное им и конкретизирующее его идею эвритмии выражение: «Mens férvida in corpore lacertoso» («Возвышенный дух в развитом теле»). Выражаемая этими словами характеристика личности олимпийца предусматривает, как считал Кубертен, что этому атлету присущи совершенные физические качества, здоровье, красота («поэзия») физически развитого тела и движений, а вместе с тем сила духа, интеллект, эстетический вкус, художественный талант, культура речи и общения, высоконравственные качества: честность, великодушие, бескорыстность и др. Важным элементом культуры личности олимпийца Кубертен считал его поведение в соперничестве, соответствующее идеалу гармоничного развития. Спортсмен-олимпиец не должен стремиться к победе любой ценой. Он должен отдавать предпочтение честному, благородному поведению в соперничестве, придерживаясь убеждения в том, что самое главное - не победа над соперником, а отвага, мужество, проявляемые в ходе борьбы за нее, дух борьбы, побуждающий человека к совершенству, к преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков. Согласно Кубертену, «главное в жизни не триумф, а битва; важнее храбро сражаться, чем победить» (цит. по: 1, с. 126).
В Олимпийской хартии, других официальных документах, а также в выступлениях руководящих деятелей современного олимпийского движения, как правило, подчеркивается необходимость сохранения ориентации этого движения на тот идеал личности, воплощаемый в олимпийце, который сформулировал Кубертен. Вместе с тем имеются некоторые различия в интерпретации олимпийского образа идеальной личности. Наибольший интерес в этом плане представляют идеи бывшего президента МОА Николауса Ниссиотиса и известного немецкого философа, а также олимпийского чемпиона Ганса Ленка.
Н. Ниссиотис к числу трансцендентных ценностей этого идеальной личности относит «Красоту, Величие и Истину (Beauty, Greatness and Truth)». По его мнению, олимпизм стремится к практической реализации этих качеств: «олимпизм пытается реализовать идеи красоты, величия и истины через силу и способности человеческого тела» (7, с. 172, 174). Н. Ниссиотис трактует олимпийскую идею как попытку «постичь глубоко скрытую высшую реальность жизни и в то же время приглашение людей к переживанию этой реальности и размышлению над ней. Олимпийская идея обновляет человека, побуждая к попытке достичь высшей цели его существования» (7, с. 173-175).
В работах Г. Ленка излагается целостная антропологическая концепция «идеального олимпийца», которая опирается на понимание человека как творческого и достигающего («homo creator» и «homo performator»): «человек - это не только активное существо, то есть существо, сознательно ориентированное на определенные цели, но в еще большей степени это существо, которое стремится достичь их лучше и лучше посредством своей активности. Это — активная и действующая личность, так сказать, достигающее существо ("achieving being"). Реальное действие (proper action), личное творческое исполнение и достижение - необходимые идеальные черты реального человеческого существа» (5, с. 10). Согласно его концепции, олимпийский атлет «служит выдающимся примером, реализующим символический смысл активной, достигающей жизни» (6, с. 177). Значение этого идеала определяется тем, по мнению Г. Ленка, что олимпийцы, как и вообще спортсмены высокого класса, в символическом плане выступают как «Геркулесы западной культуры и как модель ее самовыражения» (3).
К выводу, что олимпийский идеал личности, а именно: гармонично развитый
индивид, имеет в современных социокультурных условиях большую ценность, пришли на 39-й сессии молодых участников МОА (30 июля — 5 августа 1999 года), на которой обсуждалась тема «Олимпийский идеал и культура в век глобализации».
Можно отметить два аспекта культурной ценности этого идеала в современных условиях. Во-первых, это его значение как культурного образца современной системы образования и воспитания. В процессе перехода России к новому типу экономических отношений среди ценностей значительной части детей и молодежи много места стали занимать чрезмерный прагматизм, нигилизм, безразличие к духовным ценностям, жажда обогащения, культ денег, успех, карьера любой ценой — даже за счет здоровья. Все это имеет своим следствием нарушение нравственных норм и принципов, одностороннее развитие личности, что и обусловливает необходимость создания современной эффективной системы воспитания. Ее эффект и социальное значение существенным образом зависит от того, на формирование каких идеалов, культурных образцов, эталонов поведения она ориентирована. Проведенный Н. П. Морозовой анализ созданных в последние годы (с 1993 года по настоящее время) российских концепций и программ воспитания показывает, что практически все они предусматривают ориентацию в воспитании детей и молодежи на идеалы и ценности гуманизма и, в первую очередь, на идеал гармонично развитой личности. Реализация олимпийского идеала личности имеет большое значение и применительно к современной ситуации в олимпийском движении. В последние десятилетия выявился комплекс негативных явлений — прием допинга, проявления агрессии, национализма, нарушение нравственных принципов поведения в спортивном соперничестве и др. Следовательно, современная социокультурная ситуация требует усиления гуманистической направленности олимпийского движения.
Итак, подведем некоторые итоги. В качестве идеальной личности, на которую должна ориентироваться концепция современного олимпизма, ^бертен рассматривал идеал гармонично развитого человека, сформулированный еще в Античности. Новация ^бертена состояла в обосновании тех средств, которые способны практически реализовать этот идеал. K числу таковых в первую очередь он относит спорт, но не любой, а «облагороженный», который формируется в олимпийском движении.
В концепциях современного олимпизма последователей ^бертена в основном сохраняется интерпретация идеала личности как гармонично развитого индивида.
Олимпийский идеал личности имеет большое культурное значение в современных условиях: как культурный образец для современной системы воспитания и как идеал для гуманизации олимпийского спорта.
Примечания
1. ДьюриЖ. Олимпийское движение и воспитание I Ж. Дьюри II Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе»: [сборник научных материалов]. — М., 1974. — С. 122—130.
2. Кубертен П. де Олимпийские мемуары I Пьер де ^бертен. — ^ев, 1997.
3. Ленк Г. Спорт как современный миф? I Ганс Ленк II Религия. Магия. Миф. Современные философские исследования. — М.: Изд-во «УРСС», 1997. — С. 156—179.
4. Durantez C. Pierre de Coubertin. The Olympic Humanist I Conrado Durantez. — Lausanne: Olympic Museum, 1994.
5. Lenk H. The essence of Olympic man: Toward an Olympic philosophy and anthropology I H. Lenk II Int. Journal of Physical Education. — 19S4. — Vol. XXI. — N. 2. — Р. 9—15.
6. Lenk H. Towards a Philosophical Anthropology of the Olympic Athletes andIas the Achieving Being I H. Lenk II IOA. Report of the 22nd Session. Lausanne, 19S5. — Р. 163—177.
7. Nissiotis N. Philosophy of Olympism I Nikolaos Nissiotis II Report of the 1Sth Session of the IOA. — Athens, 1979. — Р. 170—1S4.
S. VialarP. Pierre de Coubertin (II): The Man and His Work I Paul Vialar II Report of the 2nd Summer Session of the IOA. — Athens, 1962. — Р. 54—71.