Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЙ КОД РОССИИ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ'

КУЛЬТУРНЫЙ КОД РОССИИ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
966
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный код / эволюция / цивилизация / факторы / культурные символы / ценностные аспекты / стратегии гибридной войны / cultural code / evolution / civilization / factors / cultural symbols / value aspects / hybrid warfare strategies

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — М Н. Киреев, Е Н. Коренева, Н В. Киреева

В представленной статье акцентируется внимание на специфических особенностях культурного кода русского народа, факторах, влияющих на его сущностные основы, на маркерах, позволяющих идентифицировать культуру народа, а также на существующем противостоянии развитию и укреплению культурного кода России и путях его сохранения и развития в современных условиях. Авторы исходят из многообразия культурного кода различных народов, сформированного в различных исторических условиях на основе различного социального опыта, раскрывают сущностные основы и особенности российской культуры и общечеловеческих ценностей, которые все чаще становятся объектом посягательства со стороны наших противников. Культурный код народа обеспечивает защиту нации, национальных интересов и сохранение самобытности народа, что требует особого внимания в условиях сложного современного мироустройства и активных посягательств на нашу идентичность и самобытность, которая во многом не понятна носителям западной культуры обладателям западного культурного кода. Авторы рассматривают культурный код как своего рода ключ к пониманию культуры народов, их уникальных особенностей. Исследуемая проблема многообразна, многоаспектна и представляет широкое поле деятельности для ученых и исследователей различных ее аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL CODE OF RUSSIA AND ITS EVOLUTION

The article focuses on the specific features of the cultural code of the Russian people, the factors influencing its essential foundations, the markers that identify the culture of the people, as well as the existing opposition to the development and strengthening of the cultural code of Russia and ways to preserve and develop it in modern conditions. The authors proceed from the diversity of the cultural code of different peoples, formed in different historical conditions on the basis of different social experiences, reveal the essential foundations and features of Russian culture and universal values, which are increasingly becoming the object of encroachment by our opponents. The cultural code of the people ensures the protection of the nation, national interests and the preservation of the identity of the people, which requires special attention in the context of a complex modern world order and active encroachments on our identity and identity, which in many ways is not understood by the bearers of Western culture and the owners of the Western cultural code. The authors consider the cultural code as a kind of key to understanding the culture of peoples and their unique features. The problem under study is diverse, multidimensional and represents a wide field of activity for scientists and researchers of its various aspects.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЙ КОД РОССИИ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ»

 УДК 130.2

КУЛЬТУРНЫЙ КОД РОССИИ И ЕГО эволюция

М.Н. Киреев^, Е.Н. Коренева2), Н.В. Киреева3)

1'^Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

^e-mail: [email protected] 2,3)e-mail: [email protected]

В представленной статье акцентируется внимание на специфических особенностях культурного кода русского народа, факторах, влияющих на его сущностные основы, на маркерах, позволяющих идентифицировать культуру народа, а также на существующем противостоянии развитию и укреплению культурного кода России и путях его сохранения и развития в современных условиях. Авторы исходят из многообразия культурного кода различных народов, сформированного в различных исторических условиях на основе различного социального опыта, раскрывают сущностные основы и особенности российской культуры и общечеловеческих ценностей, которые все чаще становятся объектом посягательства со стороны наших противников. Культурный код народа обеспечивает защиту нации, национальных интересов и сохранение самобытности народа, что требует особого внимания в условиях сложного современного мироустройства и активных посягательств на нашу идентичность и самобытность, которая во многом не понятна носителям западной культуры обладателям западного культурного кода. Авторы рассматривают культурный код как своего рода ключ к пониманию культуры народов, их уникальных особенностей. Исследуемая проблема многообразна, многоаспектна и представляет широкое поле деятельности для ученых и исследователей различных ее аспектов.

Ключевые слова: культурный код, эволюция, цивилизация, факторы,

культурные символы, ценностные аспекты, стратегии гибридной войны.

Сегодня с уверенностью можно констатировать тот факт, что само понятие «культурный код» является новым и далеко не полностью понятным для большинства населения страны. Наиболее близким к пониманию терминологической трактовки культурного кода являются такие категории, как: философы, историки, культурологи, исследователи феномена культуры, мастера слова (писатели, поэты и т. д.).

Причина заключается в том, что культурный код в научной терминологии страны появился сравнительно недавно, поэтому многие определении даются простым народом интуитивно, можно сказать, личностно.

Вместе с тем, тема культурного кода вызывает большой интерес исследователей, как собственно сути феномена культурного кода, так и специфических его особенностей, характерных для различных стран и народов, а также влияния различных временных периодов и смены формаций (периодов их расцвета, войн и периодов упадка, смены политического строя и т. д.) на культурный код различных народов.

Нельзя говорить, что проблемы специфики того или иного народа в исторической динамике, его национальные особенности являются новой для исследователей темой. Скорее всего, новым в определенной степени, является собственно термин «культурный код».

С одной стороны, культурный код, на наш взгляд, не является неизменной субстанцией и феноменом, дошедшим до наших дней, благодаря своей не изменчивости и качеств, раз и навсегда данных тому или иному народу, как генетически обоснованные качества. Культурный код меняется, так как подвержен влиянию социальных, политических, природных, космических и множества других исторических изменений и обстоятельств.

С другой стороны, мы говорим о том, что культурный код, например современной России, является отзвуками нашей долгой истории, присущих человеку личностных качеств и ценностных установок, дошедших до наших дней и присущих именно культурному коду народов России, сохранившись в течение тысячелетий, дошедших до современности и признаваемые большинством россиян.

В обобщенном виде исторически обусловленную цепочку сменяющих друг друга периодов и культур на территории проживания русского народа и оказавших влияние на формирование русской души и русского культурного кода, можно представить в следующем виде:

- культура Древней Руси или ведическая культура;

- древняя православная культура нового времени;

- культура советского периода;

- новейшая культура.

Для новейшей культуры характерен процесс развития и видоизменения, зарождения признаков новой культуры и, соответственно, нового человека. В этом процессе наблюдается незримое столкновение двух ярко выраженных, противоречащих друг другу культурных течений. С одной стороны, по всей России активизировалась работа по обращению к истокам русской культуры, возрождению исконно русских культурных традиций. С

другой стороны, мы отмечаем возросшую активность по проталкиванию, да и определенному проникновению, чуждой нам культуры Запада и США.

Ведь мы не можем отрицать долгое влияние монголо-татарского ига, попыток переустройства нашей действительности на западный лад жизни русских городов и селений Петром Первым, влияния друг на друга народов многонациональных народов внутри государства и взаимопроникновения их культур. Сюда следует отнести и такие последние события, как попытки превознесения и насаждения в девяностые годы всего западного и американского, преклонения перед, как оказалось, чуждыми для нас ценностями.

Как разобраться в существующей двойственности феномена культурного кода, в чем, как говорят философы, заключается культурный код народа, какова его природа, что является его основой?

На наш взгляд, ответ очевиден. Он заключается: в специфическом восприятии мира в целом (это характер, виды деятельности, образ жизни, истоки и корни культуры и т. д.). Даже периодическое отступление от генетически обусловленного мировосприятия в силу различных обстоятельств, какая-то внутренняя сила в определенных условиях возвращает человека к своему исходному культурному коду с учетом полученного обогащенного опыта.

Итак, культурный код развивается, совершенствуется, т. е. в определенной степени меняется, но его «сердцевина» остается неизменной. Например, пройдя через расцветы и круги ада, войн, восстаний, развала государства и так далее, для основной массы россиян остаются вечными такие личностные качества, как любовь к родине и родному краю, родителям и детям, патриотизм, уважение старших и т. д.

Безусловно, есть те, кто считает эти качества тяжелым бременем и бегут в более, на их взгляд, благополучные места. Но это скорее исключения из правил, о которых М.Ю. Лермонтов с презрением спрашивал: «Что ищет он в краю далеком, что кинул он к краю родном?» [6].

Возникает вопрос: как там обстоит дело с культурным кодом личности сбежавших в связи с СВО россиян за границу? Предлагаем изучить происхождение их изначального культурного кода, (но это отдельная тема) и вопрос во многих случаях отпадет сам собою. Возникает другой вопрос: «Но не все же россияне других национальностей, отличающихся от русского менталитета, уехали?». Да, не все, а лишь малая их доля, для которых главная ценность - деньги, которые в определенный момент могут исчезнуть. А вот

душа потерпевшего не станет от этого русской, так как она ею и не была, а лишь приспосабливалась к жизни в российской среде.

Одним из структурных элементов культурного кода русских принято считать излишнюю доверчивость, веру в человека и его слова. Враги нашего народа не раз пользовались нашей верой в человека и его доверием человеку даже на государственном уровне. Так они обманным путем часто наносили вред нашему народу: Гитлер обнадежил Россию подписанием пакта о ненападении и скоро напал на нее; США клятвенно заверяли о не расширении на восток и, получив свое, продолжают это делать по сей час; страны запада (Франция, Германия) изображали сторонников разрядки на Украине, а сами хихикали в рукав по поводу того, что обманули Россию.

Но во все эти времена правда оставалась и остается за Россией. Несмотря на постоянное противостояние России со стороны ее «оппонентов, именно культурный код российского народа способствовал сохранению его глубокой веры, которая приводила, приводит и непременно будет приводить наш народ к победе и защите родной земли, родного языка, наших, воспринимаемых сердцем и разумом родных просторов, природных богатств и веры.

Сегодня мы можем сказать, что Ильин писал о вере, как одной из величайших ценностей человека, входящей в структуру культурного кода нашей страны в целом, которая выдержала гонение на религию в советский период. Верующие прошли и это семидесятилетнее испытание, скрыто ли, тайно ли, но прошли и сохранили веру народную.

Все вышеизложенное свидетельствует о сохранении веры (в широком смысле слова), как стержня культурного кода России и нашего народа, как одной из структурных и важных его составляющих.

Элементы культурного кода, например такие, как патриотизм и готовность защищать свою Родину, через века, через десятилетия, через годы становятся ярко выраженным и массовым явлением в годины испытаний российского народа, в трудные для России времена, характеризуемые объединением, солидаризацией наших людей, готовностью встать на защиту своей страны.

Мощь этого явления, да и в целом культурного ее кода, часто становится непонятной представителям других стран и народов, других цивилизаций. Не зря гордо звучат слова поэта:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней есть особенная стать -

В Россию нужно только верить» [8].

На наш взгляд, особенная стать - это и есть особенный культурный код нашей страны.

Вера и патриотизм тесно взаимосвязаны друг с другом, они глубоко погружены в структуру ДНК российского народа и во многом определяют сущностные основы его культуры не только внутренней личностной культуры ее носителей, но и страны в целом.

Таким образом, культурный код рассматривается как ключ к пониманию сущностной основы того или иного народа, его культуры, его устремлений.

Русская культура имеет свои особенности и свой культурный код. Однажды возникнув, она не стояла на месте, а развивалась, испытывала влияние других культур. Этот процесс характерен для становления любой развивающейся цивилизации, к числу которых относится и Россия. И хотя Россия имеет давнюю историю, представление о ее культурном коде начало складываться сравнительно недавно.

Ныне русский код активно изучается полеогенетикой или генетической наукой, генеологией, культурологией, археологией, историей и многими другими науками. «То, что мы развиваем сегодня, - является ведической культурой - это продолжение общекультурной традиции, которая существовала многие тысячи лет. Ведической культурой мы называем ее условно» [4]. Мы исходим из того, что основные формы культуры складывались, собственно, в самой России. В свете нашей тематики для нас значимы следующее утверждение автора: «Надо помнить свою историю, иначе придут другие и скажут - Это мы здесь все время жили, вам здесь делать нечего» [4]. Мы являемся свидетелями того, что и сегодня раздаются подобные голоса с территории современной Украины.

Многие исследователи посвятили свои работы изучению условий становления русского культурного кода, его особенностей, динамики развития и влияния различных исторических периодов и эпох на формирование культурных особенностей и русской ментальности в целом. Выявлением особенностей русского культурного кода занимался А.А. Колесов. Поиску и обоснованию особенностей культурного кода России посвящены работы русского писателя Ю.Д. Петухова, который долгое время изучал исторические источники этого феномена и отразил свои научные поиски в одной из своих работ «Древние русы». В.С. Жарникова, говоря о

культурном коде народа и о необходимости знать его, беречь и сохранять, подчеркивала, что «человек, как дерево - без корней жить не может» [4]. Болыцой интерес по этой тематике вызывают работы Е.П. Борзовой [1], Е.Г. Яковлева [9], А.В. Васильевой [3], Клотера Рапая [7], статья «Русские культурные коды» [7] и многие другие.

Начиная с девятнадцатого века и по настоящее время в научном мире утвердились аксиологический и антропологический подходы к пониманию культуры. В основе аксиологического (ценностного) подхода лежит представление о традиционных ценностях нашего народа, устойчивых и непоколебимых, как сама душа русская. Сегодня мы все чаще обращаемся к понятиям «ценность» и «культурная норма», как определяющим субстанциям отечественного культурного кода. Такой подход характерен и для истории культуры.

«Культура, в конечном итоге, есть реализация ценностей как воплощение трансцедентного и живого человеческого духа. Поэтому аксиология культуры является на современном этапе существенным ядром всего гуманитарного знания, а его истиной становится духовная ценность... Именно от ее качества и степени влияния напрямую зависит дальнейшее развитие общества и каждого человека в реалиях XXI века» [1].

Аксиология культуры представляет собой ценностную теорию культуры и одновременно философское учение о культурных ценностях, культурном коде, формирующимся, развивающимся и, одновременно, укрепляющимся на фоне общих законов развития.

Так, культурный код любой цивилизации, получив свои истоки в глубокой древности, развиваясь и совершенствуясь, передается от предыдущих поколений последующим. В процессе формирования в его структуре могут происходить трансформации и иные видоизменения, причиной которых может являться комплекс внутренних или внешних факторов, а иногда и тех и других.

Следующий закон развития культурного кода заключается во взаимодействии и взаимовлиянии культур, как процессов, необходимых и неизбежных в ходе становления и развития того или иного народа, тех или иных цивилизаций. Процесс развития и видоизменения особенностей культуры народа под влиянием совокупности перечисленных факторов может порождать новые культурные коды.

Вышеизложенное позволяет определить пути формирования культурного кода того или иного народа, точнее сказать, пути влияния на

формирование культурного кода той или иной общности, исходя из того, что культурный код подвержен изменениям, постоянно создается в ходе естественного развития народа, цивилизации.

Кроме того, следует отметить роль и значение планомерного, специально организованного внешнего влияния, целью которого является не только разрушение культурного кода нашей страны, но и «внедрение» в русскую душу и социокультурное пространство России чуждых для российского народа, безнравственных ценностей, руководствуясь стремлением перепрошить, до неузнаваемости изменить культурный код российского народа, а еще лучше - уничтожить его раз и навсегда.

Жаринкова С.В. отмечает, что культурный код России следует искать в анализе исконно русских сказок и сказаний, повествующих о системе представлений русских предков [4].

Более глубоко сущностные основы культурного кода нашей страны, нужно вспомнить ее героев на протяжении всего исторического пути народа, проанализировать их особенности, характер, отведенную им роль. (Садко, три богатыря, культурными символами стали Александр Невский, Пересвет, Ермак, Минин, Пожарский, русский солдат на протяжении огромного периода существования земли русской, А.С. Пушкин, многие деятели культуры - личности, которые вошли в историю, прославившись силою и волею своею, стремлением и умением защищать и превозносить культуру земли русской.

История повторяется по спирали. Следует отметить два основных постулата культурного кода России:

Прежде всего, мы исходим из того, что Россия - свободная евразийская цивилизация. Она развивалось как многовековой союз добровольно объединившихся многонациональных народов, поэтому она не является ни этническим государством и, уж тем более, не американским вариантом, созданным из захватчиков и мигрантов, чаще всего бежавших из своих краев.

Во-вторых, Россия является суперэтносом, объединяющим людей, которые стали в ходе исторического развития истинно русскими и полностью причисляли себя к русским, к русскому миру. Едиными для них стали цели и пути развития российской истории, единственно родной стала земля русская, ее идеалы и ценности, интересы страны и людей. Под воздействием различных факторов в ходе исторического развития это могло как-то варьироваться в ту или иную сторону, но стержень человеческой сущности русского народа, его ценностный потенциал оставался неизменным.

На пути продвижения «универсальных» ценностей, с помощью которых универсальный Запад обеспечивает свою гегемонию, есть мощное препятствие - русский язык и русская культура. Чтобы это препятствие разрушить, необходимо переписать культурный код российского народа. В последние десятилетия на пути изменения ДНК России ими были предприняты разнообразные попытки, и им даже удалось добиться некоторых успехов. Так, например, разрушается русская культура под видом «культурного взаимодействия», «взаимопроникновения культур» и т. д. Идет гибридная война, направленная на уничтожение нашего культурного кода, да и России в целом.

В современном мире отмечаются серьезнейшие трансформации в глобальном мировом пространстве: от развенчания авторитета США и ухода от однополярного мира, до роста признания странами преимущества многополярности; от вполне заметного и обоснованного упадка стран Запада, до выхода на мировую арену других стран; от многовекового раболепства перед США стран Латинской Америки и исламского мира, до переосмысления ими своей роли и места в современном мировом пространстве, в мировой экономике.

И в условиях такой глобальной трансформации мирового пространства сателлиты уходящей эпохи делают судорожные попытки повлиять на культурный код сторонников многополярного мира и, прежде всего, российского народа, пытаясь перепрограммировать его культурный код.

Следует отметить, что нам есть над чем работать с целью сохранения ДНК нашего народа, культурного кода страны. Страна - это наш народ, это мы с вами. Мы не можем не замечать еще сохраняющиеся элементы преклонения перед Западом. И это не только визуальный какой-то образ, или поведенческий, это еще и профессиональный лексикон, политика вузов, слова, которые что-то символизируют.

Обращает внимание на себя многочисленность иноземных названий и реклам: названия торговых центров, магазинов, предприятий общественного питания, гостиниц. В Новосибирске господствуют такие названия, как: Европейский микрорайоны, Европейский берег. Если сделать глубокий анализ по всей стране, то мы столкнемся с массовым засилием западных терминов и названий в городах и поселках.

На экране - русские герои, бравшие города и страны, объединившие народы выглядят смешными, иногда глупыми. Мы можем оценивать, а дети нет. Это не может не влиять на формирование их культурного кода. Западные

политики не оставляют попыток влияния и на культурный код семьи, поведение в семье. В.В. Путин призывает в этом случае к четкому соблюдению объективных границ возможного.

Приведем другие примеры. Так основной задачей гитлеровской Германии была подмена реальных традиционных ценностей советского народа (позитивных) негативными. Одной из их целей было моральное разложение российского общества, уничтожение и замена культурного кода. И сегодня разрушение культурного кода народов может быть вызвано разными причинами, среди которых специально организованное и рукотворное воздействие, безразличное отношение к отдельным эпизодам, влияющим на самосознание населения.

Рассмотрим феномен так называемого «гражданского брака», который получил широкое распространение, в том числе и в России. Гражданский брак - это акт юридического заключения брака граждан в органах ЗАГСа. За последние десятилетия, примерно тридцати лет, в сознании молодежи снижена, даже можно сказать «нивелирована», ценности самого гражданского брака. Оно превратилось в сожительство, которое в Советском Союзе было уголовно наказуемо. Это явление можно рассматривать как посягательство на ценности семьи. Сегодня это явление выступает как альтернатива ценностной модели семьи. На самом деле - это ложное проявление свободы, направленное на нивелирование культурного кода нашего народа.

Как говорится, «курочка по зернышку». Не приведет ли это, как в Западной Европе и США, к однополым бракам, открытому попранию основ христианской семьи. Это и есть целенаправленная деятельность по разрушению традиционных ценностей народа - нарушение культурного кода для определенного социума.

Результаты: Западная культура, где на уровне государства идут разрушения культурных, духовных ценностей. Украинские церкви: не только насильственное насаждение, но и уничтожение культуры вероисповедания. Эти новые виды богослужения, эти «танцы на костях» во время богослужения. Все средства хороши: кому-то это насаждается силой, кто-то принимает этот маразм как революционное завоевание, кто-то делает это в пику России, кто-то вынужден мириться с этой действительностью как неизбежностью. Но, так или иначе, можно с уверенностью говорить о деградации ценностных основ веры на определенной части Украины, об

искажении культурного кода вероисповедания, ценностной основы православия.

Всем известны слова «воспитание не терпит пустоты», она обязательно будет заполнено, только вопрос кем? и чем? Из практики работы одного из авторов настоящей статьи директором школы описывается один случай, подтверждающий правоту такого высказывания. Как только в нашей стране девяностых годов отказались от воспитания, ввели термины «деполитизация», «деидеологизация» - все мы помним эти термины - в Россию потянулись спасители душ наших, как заблудших овец.

Среди них были и американские представители «преподобного» Муна, которые приехали нас спасать, учить уму разуму, правильно воспитывать и направлять нашу жизнь в целом. По указанию свыше, нас - директоров школ, собрали по всей России-матушке и отправили в Гурзуф для ознакомления с теорией Муна, с целью подготовки нас к его пришествию. Как бы странно это сейчас не звучало, но многие представители регионов кинулись покупать учебники для начальной школы, подготовленные заранее американцами на русском языке. Нас очень хорошо кормили, делали бесплатно маникюр и педикюр, приготовили какие-то подарки, которые мы могли получить в конце при условии хорошего поведения и активной работы на курсах.

Проанализируем этот эпизод с точки зрения формирования (здесь больше подходит коррекции) нашего культурного кода. В стране был очень удачный момент для насаждения веры, чуждой нашему культурному коду, для направления воспитания детей и молодежи в нужном, для желающих уничтожить Россию, направлении.

Зал аплодировал, многие заглядывали в рот американским спасителям. Многие, но далеко не все. Меня всегда мучил вопрос: «Почему нас направили на этот семинар?» Статью, написанную мною, не приняли в печать. С высоты времени сложно понять: о чем тогда думали наши руководители, которые собрали большинство директоров школ и отправили в Гурзуф. Какое затмение произошло с нами на государственном уровне? Многие кинулись покупать учебники, благоговея перед американской речью. Все ждали подарки в конце курсов.

Безусловно, были директора, которые не воспринимали это как программу к действию, так как внутренний культурный код их был запрограммирован на другое. Мы почему-то с коллегой смеялись, за что нас удалили из зала, оснащенного по последнему слову техники, и пообещали не дать нам подарок по окончании курсов. Подарок мы, все-таки, получили в

виде маленького калькулятора, которых у нас еще не было. По возвращении все это как-то само собой утихло.

Этот факт говорит о готовности наших противников целенаправленно разрушать наш культурный код, ибо по-иному нас переделать, уничтожить, подчинить себе невозможно. Однако попытки, направленные на кардинальное изменение культурного кода нашего народа, планомерно применялись и применяются сегодня, как говориться - «не мытьем, так катаньем». Формы этого воздействия меняются, совершенствуются нашими противниками, от якобы безобидного взаимодействия культур до откровенного уничтожения российской уникальности.

Часто, не задумываясь, а иногда и отдавая предпочтение финансовой выгоде, мы своими руками, своими действиями или своим бездействием подвергаем наш культурный код, по крупицам меняя его в ненужную сторону.

Американский психоаналитик Клотер Рапай писал: «Культурный код -это культурное бессознательное. Это не то, что мы говорим или четко осознаем, а то, что скрыто даже от нашего собственного понимания, но проявляется в наших поступках» [5].

Стратегия действий противника во многом определяется системой культурных ценностей, изощренных идеологией и философией изжившего себя либерализма, попытками либо изменить нас, либо уничтожить как опасный инцидент, грозящий их безопасности. Этим определяются существующие угрозы и попытки западных сил разрушить и уничтожить или «перепрошить» культурный код российского народа, для чего используется целая система мер, которые включают в себя:

- целенаправленная работа западных политиков, направленная на очернение и унижение нашей страны и нашего парода;

- распространение фейков и иной ложной информации о России, ее представителях и действиях;

- активизация деятельности западных стран в области стратегии гибридной войны;

- перенос активности на применение цифровых технологий в противостоянии России и поддерживающих ее стран;

- дискредитация России, с целью подрыва ее авторитета и значимости на международной арене;

- формирование и пропаганда образа врага.

Осознавая свою роль в сохранении и развитии культурного кода России, государство на современном этапе развития уделяет повышенное внимание этому феномену, особенно в молодежной среде. На решение поставленных задач нацелен комплекс мероприятия, основной задачей которых является вовлечение россиян в социально-культурную

информационную, пропагандистскую, исследовательскую и творческую деятельность, развитие их творческого потенциала и формирование культурного кода России.

Так, учрежденная премия «Гордость нации» выдается за личный вклад в этнокультурное развитие и укрепление единства народов России на основе патриотических качеств. Здесь рассматриваются проекты, которые закрепляют национальный культурный код.

Указ президента России В.В. Путина о создании «Ассамблеи народов России», подписанный в 2020 году направлен на создание условий для единства российских народов. Участвует в реализации защиты стратегии национальной политики РФ, сохранении культурного кода народов в их многообразии, гармонизации их межнациональных отношений, формирование чувства единой Родины.

Создана виртуальная масштабная платформа «Много народов - Родина одна», задачей которой является познание особенностей народов России через призму традиций и культуры.

По стране шагает литературно-патриотический проект «Русские чтения», целью которого является пропаганда культуры, русского языка и авторитета русского мира, которые нельзя отменить или уничтожить. Задачей является сплочение нашего общества вокруг единого из пластов культурного кода - русской литература.

Широкую популярность получил Международный ежегодный форум для студентов и аспирантов «Нити идентичности», целью которого является укрепление общегражданской идентичности. В этом году в пятый раз пройдут тематические круглые столы, панельные дискуссии, фотовыставки «Россия в лицах», в которых традиционно примут участие молодые люди многих стран.

Заслуживает внимание российский проект «Мы - граждане России», проведение которых планируется на территории новых субъектов Российской Федерации с целью популяризации символов страны в молодежной среде, формирование гражданской культуры, самосознания молодых людей и подростков.

Это далеко не полный перечень мероприятий, направленный на сохранения культурного кода нашей страны, более целостное представление о направленности государственной деятельности в этом направлении отражены в «Концепции развития культуры Российской Федерации», в которой особое внимание уделяется традициям и культурным преобразованиям российского общества.

Основной целью современного периода является формирование ценностей, значимых и необходимых нашему обществу, с целью укрепления культурного кода российского гражданина, России в целом, человека, как носителя и ретранслятора культуры в специфических условиях современного мира, так как ценности являются регулятором человеческого поведения и высшая цель его развития.

Список литературы

1. Борзова, Е. П. Русский характер, православный культурный код и менталитет российского народа / Е. П. Борзова, С. П. Лебедев, Е. С. Исаченко // История русской культуры. -2022. - С. 145-16Е

2. Выжлецов, Е. И. Аксиология культуры / Е. И. Выжлецов ; С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 148 с.

3. Васильева, А. В. Представление о ментальности русской культуры в трудах российских философов / А. В. Васильева. - URL: https://www.gramota.net/materials/3/2012/12-l/7.html (дата обращения: 01.02.2024).

4. Жарникова, В. С. Культура русов многие тысячи лет / В. С. Жарникова. - URL: https://vyaiv.livejoumal.com/697856.html?ysclid=lsqlcffun0651226020 (дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.02.2024) .

5. Культурный код Клотера Рапая // Современная торговля. - 2022. - URL:

https://panor.rn/articles/kultumyy-kod-klotera-rapaya/873 52.html# (дата обращения:

17.02.2024) .

6. Лемонтов, М. Ю. Парус / М. Ю. Лемонтов. - URL: https: // ya.m/images/search?img_url (дата обращения: 17.02.2024).

7. Русские культурные коды. - URL: https://www.chitalnya.ru (дата обращения: 17.02.2024).

8. Тютчев, Ф. И. «Умом Россию не понять...» / Ф. И. Тютчев. - URL: https://www.culture.m/poems/46430/umom-rossiyu-ne-ponyat?ysdid=lspuijgan150879957 (дата обращения: 17.02.2024).

9. Яковлев, E. Е. Заглянуть в самую бездну! (о некоторых онтологических чертах русского духа) / E. Е. Яковлев // Русская культура и мир : тезисы докладов участников международной научной конференции. - Нижний Новгород, 1993. - Ч. 1. - С. 11-14.

THE CULTURAL CODE OF RUSSIA AND ITS EVOLUTION

M.N. Kireev1:), E.N. Koreneva2), N.V. Kireeva3)

1,2,3)Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod ^e-mail: [email protected] 2,3)e-mail: [email protected]

The article focuses on the specific features of the cultural code of the Russian people, the factors influencing its essential foundations, the markers that identify the culture of the people, as well as the existing opposition to the development and strengthening of the cultural code of Russia and ways to preserve and develop it in modern conditions. The authors proceed from the diversity of the cultural code of different peoples, formed in different historical conditions on the basis of different social experiences, reveal the essential foundations and features of Russian culture and universal values, which are increasingly becoming the object of encroachment by our opponents. The cultural code of the people ensures the protection of the nation, national interests and the preservation of the identity of the people, which requires special attention in the context of a complex modern world order and active encroachments on our identity and identity, which in many ways is not understood by the bearers of Western culture and the owners of the Western cultural code. The authors consider the cultural code as a kind of key to understanding the culture of peoples and their unique features.

The problem under study is diverse, multidimensional and represents a wide field of activity for scientists and researchers of its various aspects.

Keywords: cultural code, evolution, civilization, factors, cultural symbols, value aspects, hybrid warfare strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.