А.В. Жеребненко
Алтайский государственный университет [email protected]
КУЛЬТУРНЫЙ КОД АЛТАЯ КАК РЕСУРС ПРОДВИЖЕНИЯ РЕГИОНА
Аннотация
В статье рассматривается феномен медиатизации как фактор активации проблемы идентификации в виртуальном пространстве. В качестве идентификатора территории предлагается рассматривать культурный код, который базируется на истории и персоналиях. Результатом исследования стала карта культурных ресурсов Алтая, выступающая материалом для создания базовых идентификаторов региона, которые способны обеспечить отождествленность и конкурентоспособность Алтайского края в современном медиапространстве.
Ключевые слова: медиатизация, медиапространство, культурная идентичность, культурный код, Алтай, геобренд.
Постановка проблемы и обзор литературы по теме
Медиатизация как неотъемлемый процесс современной действительности обусловливает «наделение базовых элементов социальной и культурной реальности медиалогикой или медиаформой» [1]. Этот процесс выступает инструментом формирования единого виртуального пространства, некой «глобальной деревни» [7], где сливаются границы, сближаются культуры, традиции и ценности. Такого рода трансформация приводит к формированию «новой культуры - культуры виртуальной реальности, ядром которой становится визуальный текст экрана, формирующий одновременно контекст существования и среду коммуникации» [9]. Вместе с тем как никогда остро актуализируется проблема идентичности в медиапространстве, определении идентификаторов локаций, народов, культур, «работающих» в глобализированном виртуальном пространстве [8].
Идентичность означает тождественность, соотнесение одного субъекта с другими. Это результат процесса идентификации, устойчивость индивидуальных, социокультурных, национальных и цивилиза-ционных параметров, их самотождественность [4]. «Идентичность
является одним из наиболее сложных аспектов повседневного коммуникативного взаимодействия, обусловленного взаимосвязью медиа, технологий, коммуникативной среды и субъективностью» [9].
В основе идентичности лежит культурный код, транслируемый вне времени и пространства. Таким инструментом «кодировки реальности» Э. Кассирер считал «символические формы» [5]. По убеждению автора, знаковые обозначения передают и сохраняют социально значимые и подлежащие трансляции культурные ценности [5]. В процессе кодирования «определенное означающее связывается с определенным означаемым» [10]. Таким образом, формируется «мираж, сотканный из культурных голосов, превращающихся в текст» [2], который позволяет идентифицировать кодовые различия, способствующие самоопределению в культурном контексте [6].
В рамках исследования мы рассматриваем культурный код в качестве фундамента территориальной идентичности, или «генетического кода» локации - «структурной основы, служащей созданию ее отличия от других» [3].
Описание методики исследования
Основой анализа выступает формула структурной основы идентичности Ж. Сегела. Он объясняет, что территориальная идентичность базируется на истории, персоналии или легендарном продукте [3]. В ходе нашего исследования были определены идентификаторы культуры - персоналии, выступающие фундаментом построения территориальной идентичности Алтая. На основе полученных данных методом культурного картирования была разработана карта культурных ресурсов Алтая.
Анализ материала
Список персоналий, выступающих фундаментом построения территориальной идентичности Алтая, представлен на портале «Весь Алтай», который был разработан Алтайской краевой универсальной научной библиотекой им. В.Я. Шишкова. Полный перечень лиц включает 432 человека, внесших вклад в развитие экономики, науки и культуры Алтайского края и страны.
На основе данных портала «Весь Алтай» нами был составлен и проведен опрос, целью которого являлось выявление персон, имена которых сами жители региона тождественно связывают с Алтаем. В исследовании приняли участие 1763 человека, жители края в возрасте
от 18 до 70 лет. Среди ответов респондентов были выделены политики, актеры, спортсмены, писатели и поэты. Анализ и интерпретация полученных данных позволили сформировать пул персоналий, которых местное население чаще всего связывает с Алтаем:
1. Евдокимов Михаил Сергеевич, юморист, киноактёр, политический деятель;
2. Золотухин Валерий Сергеевич, народный артист России, актер;
3. Калашников Михаил Тимофеевич, конструктор стрелкового оружия, создатель всемирно известного автомата Калашникова;
4. Панкратов-Черный Александр Васильевич, актёр, кинорежиссёр;
5. Рождественский Роберт Иванович, советский поэт;
6. Титов Герман Иванович, летчик-космонавт СССР;
7. Усатова Нина Николаевна, советская актриса, народная артистка РФ;
8. Шубенкова Наталья Михайловка, чемпиона, советская легкоатлетка;
9. Шукшин Василий Макарович, писатель, актер, кинорежиссер и сценарист.
Наиболее популярные ответы - В.М. Шукшин, М.Т. Калашников, Г.И. Титов, М.С. Евдокимов. При этом Михаила Евдокимова определяют в качестве политика, а не артиста. 87% респондентов считают, что именно эти персоны и их культурное наследие, транслируемое в офлайн- и медиапространстве, прославляют Алтайский край. А более 60% опрошенных убеждены, что именно представители культурного сообщества способны обеспечить идентификацию и конкурентоспособность Алтайского края в современном медиапространстве.
Результаты исследования и выводы
На основе полученных данных нами была составлена карта культурных ресурсов Алтая, где идентификатором «генетического кода» локации выступает персона.
Щ Культура Политика
| Наука В Спорт
Рис. 1. Карта культурных ресурсов Алтая
Таблица 1. Карта культурных ресурсов Алтая
Направления деятельности № Персоналии Место рождения
Культура 1. Шукшин Василий Макарович с. Сростки, Бийский район
2. Усатова Нина Николаевна ст. Малиновое озеро, Михайловский район
3. Рождественский Роберт Иванович с. Косиха, Косихинский район
4. Золотухин Валерий Сергеевич с. Быстрый Исток, Быстроистокский район
5. Панкратов-Черный Александр Васильевич д. Конёво, Панкрушихинский
район
Наука 6. Титов Герман Иванович с. Верх-Жилино, Ко-сихинский район
7. Калашников Михаил Тимофеевич с. Курья, Курьинский район
Политика 8. Евдокимов Михаил Сергеевич с. Верх-Обское, Смоленский район
Спорт 9. Шубенкова Наталья Михайловна г. Барнаул
Предложенные идентификаторы могут стать базисом для формирования культурного пространства Алтайского края, способствующего отожествлению региональной идентичности в современной ме-диасреде. Трансляция культурного кода территории позволит выстроить структурную основу, формирующую отличия Алтая от других территорий России, то есть выступит фундаментом формирования геобренда Алтайского края в виртуальном пространстве. Планомерное продвижение культурного образа Алтая обеспечит повышение конкурентоспособности территории, преодоление дефицита материальных и нематериальных ресурсов, инвестиционную привлекательность и развитие туристской дестинации.
Литература
1. Thompson J. Social theory and the media / Communication Theory Today. London : Sage, 1993. P. 27-49.
2. Барт Р. S/Z: Пер. с франц.-2-е изд., испр //М.: Эдиториал УРСС, 2001. Т. 232. С. 5.
3. Бударина О.А. От культурной идентичности - к добавленной стоимости (из французского опыта) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2 (70). С. 56-61.
4. Дзякович Е. В. Идентичность, идентификация, инсценировка в развитии глобальных и локальных социокультурных процессов современности // Обсерватория культуры. 2010. № 4. С. 46.
5. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии; Общ. ред. Ю.Н. Попова. Москва : Издательство «Прогресс», 1988.
C.3-30.
6. Луман Н. Реальность массмедиа // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». 1918. Т. 25 (64). № 1. Часть № 2. С. 3-6.
7. Маклюэн М. Галактика Гутенберга : становление человека печатающего / Маршалл Маклюэн ; пер. И. О. Тюриной. Москва : Академический проект : фонд «Мир», 2005. 495 с.
8. Матузкова Е. П. Культурная идентичность: к определению понятия // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014. №. 2. С. 6268.
9. Халина Н. В., Аникин Д. В., Жеребненко А. В. Конструирование онлайн-идентичности как основы научного сетевого алтаеведческого сообщества: PR-проект «Международная научная алтаеведческая ассамблея АЛТАЙ: TERRA SCIMUS» // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2020. №. 23. С. 16-28.
10. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М. : АСТ, 2006. 610 с.
A. V. Zherebnenko
Altai State University
ALTAI CULTURAL CODES AS A RESOURCE FOR PROMOTING THE REGION
The article considers the phenomenon of mediatization as a factor of activation of the identification problem in the virtual space. As an identifier of the territory, it is proposed to consider the cultural code, which is based on history and personalities. The result of the study was a map of the cultural resources of Altai, which serves as a material for creating the basic values of the region, which are able to ensure the identification and competitiveness of the Altai Territory in the modern media space.
Key words: mediatization, media space, cultural identity, cultural code, Altai.