Разработка и внедрение мероприятий, предусмотренных предложенной концепции народосбережения, могли бы в значительной степени стабилизировать социально-демографическую ситуацию в стране.
Библиографический список
1. Население России / Госкомстат РФ. URL: http://www.gks.ru/bgd/reg/b08_11
2. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.zdravo2020/concept
3. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года. URL: http://www.akdi.ru/econom/program/demogr.htm
4. Национальный проект «Здоровье». URL: http://zdorovie.perm.ru
5. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: закон РФ от 28 июня 1991 г. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «ЖонсультантПлюс».
6. Приказ ФФОМС от 21 сент. 2001 г. № 52 // Рос. газ. 2001. 25 сент.
7. Концепция Президентской программы «Здоровье работающего населения России на 20042015 годы». URL: http://www.council.gov.ru/baical/koncept.htm
8. Потапова О.Н. Народосбережение в современной России: социальная адаптация детей-инвалидов (региональный аспект): в 2 ч. / под ред. З.М. Дыльновой. Саратов, 2009. Ч. 2.
9. Потапова О.Н. Народосбережение в современной России: социальная адаптация детей-инвалидов (региональный аспект): в 2 ч. / под ред. Н.Н. Седовой. Саратов, 2010. Ч. 1.
E.V. Kargapolova Cultural Capital of the Astrakhan Region Population (Based on a Specific Sociological Research)
On the basis of specific regional sociological research and statistical information, the problems of Astrakhan region cultural capital accumulation are analyzed. The regional level of cultural and mass activity of the population is studied.
Key words and word-combinations: cultural capital, cultural potential, cultural and mass activity, mass culture institutions.
На основе результатов регионального социологического исследования и статистической информации в статье анализируются проблемы накопления культурного капитала Астраханской области. Рассматривается региональный уровень культур-
Ключевые слова и словосочетания: культурный капитал, культурный потенциал, культурно-массовая активность, учреждения массовой культуры!.
УДК 316.7+316.334.52 ББК 60.56+60.59
Е.В. Каргаполова
КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ НАСЕЛЕНИЯ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)*
^Астраханская область обладает значительным культурно-историческим капиталом. На территории региона человек проживал с
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 10-03-00696а «Перспективы1 социокультурного развития Астраханской области»).
142 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
эпохи мезолита. Здесь проходил путь из Азии в Европу, а также располагались две столицы крупнейших государств своего времени - Итиль Хазарского каганата и Сарай-Бату Золотой Орды.
Представляется целесообразным рассмотреть проблемы и тенденции развития культурного капитала региона как субъекта Российской Федерации в настоящее время. В рамках социокультурного подхода это позволит выявить степень капитализации культурного потенциала социальных акторов - жителей, социальных групп, организаций региона. С точки зрения более широкого антропосоциетального подхода весьма актуальным является исследование эффективности одной из важнейших социальных функций региона - духовно-интегрирующей.
По П. Бурдье, культурный капитал может выступать в трех состояниях [1]. В настоящем исследовании внимание акцентируется на институционализированном состоянии культурного капитала региона, то есть в состоянии системы образования, культурно-массовых учреждений.
С 2005 г. в регионах Российской Федерации реализовывается Всероссийская исследовательская программа «Социокультурная эволюция регионов России», Типовая методика которой разработана Центром изучения социокультурных изменений Института философии РАН под руководством Н.И. Лапина и Л. А. Беляевой [2; 3]. Всего Программой охвачены 25 регионов, в которых к середине 2010 г. было опрошено около 20 тыс. респондентов. Поскольку в субъектах Федерации исследование проводилось по аналогичной методике, можно в региональном срезе сравнивать полученные результаты.
В декабре 2009 г. в рамках указанной Программы научно-исследовательская лаборатория социально-психологических исследований Астраханского инженерно-строительного института под руководством автора провела региональное полевое исследование. В соответствии с Типовой методикой был применен метод интервью по месту жительства, включающего блок вопросов о состоянии культурного капитала населения. Опрос проводился по типу стратифицированной многоступенчатой, случайной на этапе отбора респондентов выборки. Объем выборки составил 1000 человек, проживающих в 22 населенных пунктах области.
В Астраханской области зарегистрировано 200 памятников археологии и 653 памятника истории, культуры и архитектуры, из которых 45 - федерального и 608 - регионального значения. Все это нацеливает на развитие туристического сектора экономики, но развитие туризма невозможно без проведения охранных мероприятий, реставрационных работ по поддержанию этих памятников в удовлетворительном состоянии.
В проведенном исследовании респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, в хорошем ли состоянии находятся в нашем регионе культурно-исторические памятники?» Только 16,6% опрошенных ответили, что памятники находятся в хорошем состоянии; 47,8% отмечают их удовлетворительное состояние; 16,4% астраханцев обеспокоены их неудовлетворительным состоянием. Примерно каждый пятый (18,2%) респондент не знает ответа на вопрос, а 0,8% респондентов отказались отвечать. При этом на открытый вопрос - «Ка-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 143
кие памятники истории и культуры в нашем регионе нуждаются в срочном ремонте, восстановлении (реставрации)?» - 64,3% ответили «не знаю»; 9,5% отказались от ответа и только каждый четвертый житель области смог назвать такие памятники. Таким образом, имеющийся культурно-исторический капитал региона актуализирован не в полной мере.
Существенной составляющей культурного капитала выступает уровень образования населения.
В Стратегическом плане развития системы образования Астраханской области на 2009-2012 гг. указывается, что образование является составляющей инновационного развития Астраханской области [4]. Необходимо отметить, что за последние 15 лет в региональной сфере образования под влиянием демографических факторов, а также структурных, организационных и нормативно-правовых трансформаций произошли значительные изменения.
На основе статистического материала [5, с. 230-295] можно рассмотреть основные тенденции развития и проблемы сферы образования Астраханской области.
Число дошкольных образовательных учреждений сократилось с 524 в 1990 г. до 245 в 2009 г. Если в 1990 г. дошкольные образовательные учреждения посещало 65,4 тыс. детей, то в 2009 г. этот показатель снизился до 40 тыс. детей [5, с. 230]. Таким образом, охват детей соответствующего возраста дошкольными образовательными учреждениями уменьшился с 67,5% в 1990 г. до 44,8% в 2009-2010 гг. (59-е место по России при среднероссийских показателях 58,4%). На 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях Астраханской области приходится 111 детей (17-е место по России) [5, с. 232]. Проблема с обеспеченностью местами в детских садах в регионе, как и в целом по России, в ближайшие годы будет обостряться по мере демографического подъема, что не способствует накоплению культурного капитала.
Количество дневных общеобразовательных учреждений сократилось с 397 в 2000 г. до 326 на начало 2009/2010 учебного года. К 2010 г. общий контингент учащихся общеобразовательных школ заметно уменьшился, что связано с сокращением рождаемости в период конца 1980-х - начала 1990-х годов. Средняя наполняемость классов в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на начало 2009/2010 учебного года составила 19 учащихся на один класс, что несколько превышает среднероссийские показатели (17 человек на один класс) [5, с. 234]. Как и в целом по Российской Федерации, в регионе уменьшилось количество начальных школ: они реорганизованы в филиалы ближайших средних школ. На фоне среднероссийских показателей сокращения количества вечерних общеобразовательных школ в области количество таких школ остается неизменным.
Специфической проблемой Астраханского региона является большое количество детей, занимающихся во вторую и третью смены. В 2009 г. удельный вес учащихся, занимающихся во вторую и третью смену, составил 16,3%, что выше среднероссийских показателей (12,9%) [5, с. 244]. Причинами такого положения следует считать недостаточную обеспеченность школами, повышенную рождаемость в районах проживания казахов и выходцев с Кавказа, приток мигрантов.
144 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Отражением общероссийской тенденции является дифференциация сети общеобразовательных учреждений. В регионе работают 225 средних (полных) общеобразовательных школ, 7 гимназий, 6 лицеев, 16 школ с углубленным изучением отдельных предметов. В гимназиях и лицеях обучается 9,7% школьников. В последние годы увеличилось количество общеобразовательных учреждений повышенного уровня в сельской местности.
Численность учреждений НПО сократилась с 36 в 1990 г. до 19 образовательных учреждений в 2009 г. Следует отметить уменьшение численности учащихся в учреждениях начального профессионального образования (с 135,9 человек в 1990 г. до 69 человек на 10 тыс. населения в 2009/2010 учебном году) и, как следствие, их выпуска, что приводит к значительному дефициту квалифицированных рабочих в области. В 2009 г. в регионе было подготовлено 75 выпускников НПО на 10 тыс. населения. По этому показателю регион уступает среднероссийским показателям (80 человек на 10 тыс. населения).
По охвату населения средним специальным образованием Астраханская область занимает третье место в Российской Федерации после Ненецкого автономного округа и Алтайского края (210 учащихся на 10 тыс. населения в 2009/2010 учебном году). При этом в 2007 г. регион занимал первое место в стране по этому показателю, составлявшему 242 учащихся СПО на 10 тыс. населения.
В 1990 г. в регионе в системе ВПО обучалось 12,6 тыс. студентов, а в 2009/2010 учебном году студенческое сообщество выросло до 44,3 тыс. человек. Наглядны удельные показатели: если в 2000 г. в вузах обучалось 228 студентов на 10 тыс. населения, то в 2006/2007 учебном году - 436 студентов на 10 тыс. населения, что впервые превысило среднероссийские цифры. В 2009/2010 учебном году при 439 студентов на 10 тыс. населения вновь наметилось существенное отставание от среднероссийских данных (523 студента на 10 тыс. населения). Таким образом, в 2006 г. по этому показателю регион занимал 38-е место в России, в 2009 г. - 40-е место. Среди соседей регион отстает от Ростовской области, Ставропольского края, Северной Осетии, Адыгеи, Волгоградской области, Калмыкии. Но при этом существенным преимуществом системы высшего профессионального образования в области является то, что большинство студентов обучаются в государственных вузах.
В области высшего образования идет переход на двухступенчатую систему обучения - бакалавриат и магистратуру. Специалистами высказываются опасения по поводу отсутствия в тарифных сетках работодателей номенклатуры бакалаврских направлений и профилей. В последние годы открылось значительное количество новых специальностей. Но при этом существует достаточно серьезная проблема обеспеченности открывающихся специальностей квалифицированным преподавательским составом с соответствующим базовым образованием и ученой степенью.
Кроме того, демографический спад привел к парадоксальной ситуации отсутствия конкурса при поступлении на большинство специальностей в вузах. В регионе количество мест, предоставляемых абитуриентам вузами, больше, чем количество выпускников школ. Это приводит к тому, что вузы вынуждены выполнять кроме образовательных функций подготовки высококвалифицированных специалистов функции социальной защиты.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 145
Результаты опроса свидетельствуют о том, что астраханцы осознают проблемы системы образования, которые в регионе на фоне общероссийских тенденций проявляются более остро, что не способствует капитализации культурного потенциала населения. Например, в иерархии прав и свобод у астраханцев право на образование занимает второе - третье место, тогда как по результатам общероссийского исследования право на образование находится на пятом месте [6, с. 772]. Среди мер по улучшению жизни населения в области вариант «улучшать образование» выбрали 17,2% респондентов, тогда как по России в целом - только 12% опрошенных [2, с. 87].
Одним из важнейших элементов культурного потенциала населения региона является развитие учреждений светской культуры и уровень массово-культурной жизни населения. В целом в Астраханской области в 2009 г. работало 233 учреждения культурно-досугового типа, 1800 клубных формирований с количеством участников свыше 26 человек, из них 1108 - детских с участием более 15 тыс. детей. На протяжении последних пяти лет по среднему числу культурно-досуговых мероприятий на одно учреждение на селе Астраханская область занимает 10-11-е место среди субъектов РФ и 14-е место - по среднему числу детских культурно-досуговых мероприятий на одно учреждение.
В начале XXI в. в Астраханской области число зрителей театров выросло с 166 человек (на 10 тыс. жителей) в 1998 г. до 213 человек на 10 тыс. жителей в 2009 г., что аналогично среднероссийским показателям [5, с. 328]. В области реализуется подпрограмма «Реконструкция и модернизация театрально-концертных учреждений Астраханской области». В 2008 г. реконструированы ТЮЗ, драматический театр, филармония; ведется строительство нового здания музыкального театра.
Необходимо отметить, что по статистическим данным посещаемость театров в Российской Федерации снижается повсеместно с 1990 г. По результатам опроса только 0,1% населения региона посещают театр один раз в неделю, 2,2% - 1-3 раза в месяц, 6,7% - 1-3 раза в полгода, 24,3% - раз в год и реже; 39,8% затруднились с ответом; 26,8% отказались отвечать на этот вопрос (табл. 1). Как видно из анализа табл. 2 регион находится по посещаемости театров в средней группе наряду с Вологодской, Курской и Ульяновской областями, существенно уступая только Республике Карелия (8,3%).
Число посещений музеев сокращается с 701 человека на 1000 населения в 1990 г. до 392 человек на 1000 населения в 2009 г. Эти показатели ниже среднероссийских, но превышают средние по Южному федеральному округу (556 и 373 человека на 1000 населения соответственно). Если в 2006 г. регион по этому показателю занимал 43-е место в Российской Федерации, то в 2009 г. - 38-е место среди субъектов РФ. По данным опроса, 0,5% населения Астраханской области посещают музеи раз в неделю, 1,4% - 1-3 раза в месяц, 5% - 1-3 раза в полгода, 23,8% - раз в год и реже; 42,8% затруднились ответить и 26,6% отказались от ответа на этот вопрос. Посещаемость музеев несколько ниже, чем в Республике Карелии, Смоленской, Вологодской и Ульяновской областях, и по этому показателю Астраханская область находится в группе регионов-«аутсайдеров» наряду с Курской областью, Пермским краем и Тюменским регионом.
146 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Таблица 1
Посещаемость культурно-развлекательных учреждений в Астраханской области (% от числа опрошенных, 2009 г.)
Раз в неделю 1-3 раза в месяц 1-3 раза в полгода Раз в год и реже Затрудняюсь ответить Отказ от ответа
Библиотека 6,2 8,2 4,8 17 39,7 24
Театр 0,1 2,2 6,7 24,3 39,8 26,8
Цирк 0 0,3 3,5 22,8 44,4 29
Музей 0,5 1,4 5 23,8 42,8 26,6
Стадион 1,5 3,8 8 18,8 38,3 29,4
Клуб по интересам 3,6 3,5 3,9 11,6 44,5 34
Дискотека 3,6 5,7 1,8 16,5 42,7 29,5
Кинотеатр 2,8 10,2 14 20,1 29,2 23,5
Таблица 2
Регионы России: посещаемость культурно-развлекательных учреждений в Астраханской области (по результатам опроса в 2009 г.), в остальных регионах России (2006-2007 гг.)** [6, с. 687]
Библиотека Театр Цирк Музей Стадион Клуб по интересам Дискотека Кинотеатр
Астраханская область 14,4 3,3 0,3 1,9 5,3 7,1 9,3 13
Ульяновская область 12,7 3,2 1,3 2,2 10,6 7,5 14,2 17,6
Чувашская Республика 15,3 1,2 - - 9,8 5,5 13,9 23,7
Курская область 17,7 3,7 0,9 1,7 10,6 8,6 13,1 12,9
Смоленская область 16,0 1,4 0,9 3,5 7,1 5,4 13,5 8,8
Вологодская область 19,8 4,4 1,6 3,3 9,3 11,3 12,7 10,6
Республика Карелия 37,0 8,3 0,6 4,2 11,7 17,0 37,2 27,9
Пермский край 15,6 2,4 0,4 1,3 11,8 9,5 14,8 23,7
Тюменский регион 19,8 1,1 1,1 1,5 9,6 10,0 17,9 18,7
** Посещаемость - раз в месяц или чаще: сумма % - от числа опрошенных.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 147
Как видно из табл. 1 и 2, в области недостаточно развита сеть клубов по интересам; их посещаемость составляет 7,1% - посещающих клубы по интересам чаще одного раза в месяц. По посещаемости кинотеатров регион существенно уступает Республике Карелии, Пермскому краю, Чувашской республике, Тюменскому региону и Ульяновской области. Удручает последнее место среди девяти регионов России, участвовавших в опросе, по посещаемости дискотек (всего 9,3% посещающих чаще одного раза в месяц), что молодежь объясняет дороговизной входных билетов. Причиной низких показателей посещаемости областного цирка, по данным опроса, проведенного в декабре 2009 г., является его закрытие в этот период на реконструкцию.
Показатели по библиотечному фонду отражают общероссийскую тенденцию сокращения количества экземпляров, хранящихся в библиотеках (в 1990 г. -7855, в 2002 г. - 6968, в 2009 г. - 6388 экземпляров на 10 тыс. населения). Эти цифры несколько ниже среднероссийских (51-е место по России), но выше, чем в среднем по ЮФО (6582 и 2369 экземпляров на 1000 человек населения соответственно) [5, с. 334].
В 2008 г. сеть общедоступных библиотек Астраханской области включала 280 библиотек, из них четыре областные библиотеки (научная, детская, юношеская, для слепых); 276 муниципальных библиотек, из них 203 расположены в сельской местности. Количество читателей (пользователей) в 2009 г. по сравнению с 2007 г. несколько увеличилось (с 404,4 до 421 тыс. человек), но при этом на 40 тыс. единиц сократилась книговыдача и на 36 тыс. - количество посещений.
Охват населения библиотечным обслуживанием в Астраханской области составил 41,8%, что чуть выше среднероссийских аналогичных показателей (39,4%). В регионе проводится компьютеризация и интернетизация библиотек; в библиотеках работают 11 центров открытого доступа в Интернет, 20 центров правовой информации (ЦПИ), 16 центров краеведческой информации, более 30 центров социальной, деловой, экологической и иной информации.
Опрос показал, что 6,2% респондентов посещают библиотеки один раз в неделю, 8,2% - 1-3 раза в месяц, 4,8% - 1-3 раза в полгода, 17% - один раз в год и реже; 39,7% затруднились ответить и 24% отказались отвечать на этот вопрос. Таким образом, посещают библиотеку чаще раза в месяц 14,4% астра-ханцев. По этому показателю регион существенно уступает Республике Карелии (37%), Тюменскому региону (19,8%), Вологодской области (19,8%), Курской области (17,7%), Смоленской области (16%), Пермскому краю (15,6%) и Чувашской Республике (15,3%).
Одним из показателей культурного капитала населения является состояние сети спортивных культурно-массовых учреждений и их посещаемость. По статистическим данным, в области культивируется 55 видов спорта; действуют 21 детско-юношеская спортивная школа, четыре специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства. Физической культурой и спортом в области занимаются 90 тыс. человек. За период 1995-2009 гг. число стадионов с трибунами на 1500 мест и более выросло с четырех до девяти единиц, спортивных площадок и спортивных залов - с 549 до 845, но при этом сократилось количество плавательных бассейнов (их всего 10).
148 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
В 2007-2008 гг. введены в эксплуатацию спортивно-зрелищный комплекс в областном центре на 7000 мест, спорткомплексы в п. Володарском, с. Солянка, с. Осыпной Бугор, универсальная игровая площадка в гимназии № 3 г. Астрахани. Производится реконструкция здания ОГОУДОД «ДЮСШ № 1» и спорткомплекса при школе одаренных детей. В 2007-2008 гг. проведено около 500 спортивных мероприятий (включая участие в соревнованиях российского и международного масштаба), в которых приняли участие более 9 тыс. человек.
Однако результаты опроса населения показывают, что политика региональной власти в области спорта оказывается недостаточно действенной для удовлетворения потребностей жителей региона: только 1,5% опрошенных посещают стадион один раз в неделю, 3,8% - 1-3 раза в месяц, 8% - 1-3 раза в год, 18,8% - раз в год и реже; 38,3% затруднились ответить, 29,4% отказались от ответа на этот вопрос. Среди регионов России, в которых проводился опрос, Астраханская область занимает рекордно низкое положение (5,3% посещающих стадион чаще одного раза в месяц) - для сравнения, лидером является Пермский край, в котором этот показатель равен 11,8%. Вероятной причиной сложной ситуации является не только недостаточная степень развитости спортивной инфраструктуры области, но и фактическое прекращение свободного доступа граждан на ряд крупнейших спортивных объектов региона.
Подводя итог, необходимо отметить, что при значительном культурно-историческом капитале в Астраханской области богатое историческое наследие не в полной мере актуализировано в настоящее время. Процесс капитализации культурного потенциала социальных акторов - жителей области -идет менее интенсивно, чем в среднем по Российской Федерации, по причинам более масштабных региональных процессов сокращения охвата населения дошкольным образованием, выпуска специалистов в системе НПО и ВПО, снижения уровня культурно-массовой активности населения. Все это является свидетельством существенной деформации сети духовных и материальных интеграторов населения и, как следствие, снижения эффективности одной из важнейших антропосоциетальных функций, обеспечивающих самосохранение и саморазвитие региональной системы как целого, - духовно-интегрирующей.
Библиографический список
1. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология: [электронжурн.]. 2002. Т. 3. № 5, нояб. URL: http://www.ecsoc.msses.ru/Transl
2. Лапин Н.И. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация-2010). М., 2010.
3. Социокультурный портрет региона: Типовая программа и методика, методологические проблемы: мат-лы конф. «Социокультурная карта России и перспективы развития российских регионов». Москва, 27 июня - 1 июля 2005 г. / под ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. М., 2006.
4. Стратегический план развития системы образования Астраханской области на 2009-2012 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.astrminobr/ downloads/project-education/rkpmo
5. Регионы России: социально-экономические показатели. 2009. М., 2009.
6. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / сост. и общ. ред.: Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М., 2009.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 149