УДК 908
07.00.00 Исторические науки
КУЛЬТУРНЫЕ ВЕЯНИЯ РОССИИ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Бочкарева Анна Станиславовна к.ист.наук., доцент SPIN-код автора в РИНЦ: 1841-3248 Электронный адрес: bochka78@mail.ru
Хотина Юлия Васильевна
к.ист.наук., доцент
SPIN-код автора в РИНЦ: 2488-7528
Электронный адрес: SWEET-PERSANY@ yandex.ru
ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный
технологический университет ", Краснодар, Россия
Статья посвящена изучению художественная жизнь страны в послереволюционный период, которая характеризовалась активной творческой деятельностью, многообразием и в какой-то степени противоречивостью в культуре. Подчеркивается, что переворот, произошедший в 1917 году, послужил толчком как развитию отдельных направлений в искусстве, так и культурной сферы в целом. Делается вывод о том, что основной характерной чертой искусства как компонента культуры революционной страны было поддержание идей большевиков и пропаганда новой власти, а также подчинение новому правительству каждой из сфер культурной деятельности России. Акцентируется внимание на том, что развитие искусства и культуры в столь сложные и напряженные послереволюционные годы в стране не только не остановилось, но и даже продолжило свой подъем. Большевики понимали специфическую роль искусства, которая проявляется в том, что оно выступает средством социально-психологического воздействия. Ведь искусство предоставляет человеку возможность по-своему пережить жизнь тех, кто делал историю или творит настоящее. Поэтому о многом именно через искусство человеку становится ясней и доступней смысл политических, классовых и экономических отношений. Культура страны после судьбоносного Октября своеобразно отразила изменения, произошедшие в стране и само время, наполненное множеством событий. Каждый из видов искусства по-своему передает дух той эпохи, атмосферу, царствующую в послереволюционном обществе. В статье говорится о том, что советская культура все активнее наполнялась пролетарским, интернационалистским, социалистическим содержанием. Поэтому столь характерным для того времени было стремление к проникновению искусства в повседневную жизнь людей
Ключевые слова: РЕВОЛЮЦИЯ, ИСКУССТВО,
UDС 908 Historical sciences
CULTURAL DISTURBANCES OF RUSSIA IN THE POST-REVOLUTIONARY PERIOD
Bochkareva Anna Stanislavovna Candidate in History, Associate Professor RSCI SPIN-code: 1841-3248 E-mail:bochka78@mail.ru
Khotina Yulia Vasilyevna
Candidate in History, Associate Professor
RSCI SPIN-code: 2488-7528
E-mail: SWEET-PERSANY@ yandex.ru
FSBEE HPE Kuban State Technological University,
Krasnodar, Russia
The article examines the artistic life of the country in the post-revolutionary period, which was characterized by the active creative work, diversity and to some extent inconsistency in culture. It is emphasized that the coup that took place in 1917, provided the impetus as the development of certain areas in the arts and cultural sector in general. It is concluded that the main feature of art as a component of the revolutionary culture of the country was to maintain the ideas of the Bolsheviks and the promotion of the new government, as well as the submission of the new government of each of the areas of cultural activity in Russia. Attention is focused on the fact that the development of art and culture in such difficult and tense post-revolutionary years in the country not only did not stop, but even continued to rise. The Bolsheviks understood the specific role of art, which manifests itself in the fact that it acts as a means of social and psychological impact. After all, art gives a person an opportunity to relive their lives of those who made history and now works. Therefore, it becomes clearer and more accessible sense of political, class and economic relations a lot is through the art. The culture of the country after the fateful October originally reflected the changes in the country and the time itself is filled with a variety of events. Every type of art in its own way conveys the spirit of the era, the atmosphere reigning in the post-revolutionary society. The article says that the Soviet culture was increasingly being filled with proletarian, internationalist, and socialist content. That is why characteristic of that time was the desire to penetrate art in people's daily lives
Keywords: REVOLUTION, ART, CREATIVITY,
ТВОРЧЕСТВО, КУЛЬТУРА, ВЛАСТЬ, БОЛЬШЕВИКИ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ПРОПАГАНДА
CULTURE, POWER, THE BOLSHEVIKS, ART ASSOCIATIONS, PROPAGANDA
йо1: 10.21515/1990-4665-131-071
События первой половины ХХ века оставили значительный след в истории России. Революционный 1917 стал невероятным потрясением для Российской империи. Он оказал влияние на каждую из сфер жизни в большей или меньшей степени, а также на судьбу страны в целом.
Целью любой революции является установление и внедрение абсолютно нового общественного строя и разрушение устаревших порядков. Но далеко не всегда революционные обновления совпадают с поставленными изначально задачами.
Октябрьские события 1917 года были расценены многими представителями культуры как незаконный захват власти со стороны большевиков. Вследствие чего, часть интеллигенции отказалась сотрудничать с советской властью, что в свою очередь привело к тяжелым последствиям, в том числе и в искусстве. Поначалу многие художники, а также большая часть интеллигенции России не только восприняли революционные события 1917 года положительно, но и стали искренне прославлять и поддерживать изменения и новый политический строй.
Для привлечения художественной интеллигенции на свою сторону новой власти пришлось приложить огромные усилия, как идеологического и социально-экономического содержания, так и мер принудительного характера. Эти усилия дали свои плоды и уже к середине 1918 года значительная часть художников стала активно сотрудничать с большевиками в работе по созданию новых форм агитационно-массового искусства[1, с. 38].
Октябрь 1917 года по праву считают величайшей трагедией XX века, повлекшей за собой огромное количество пострадавших и оказавшей мощное воздействие на общество. Художественная жизнь страны в
послереволюционный период характеризовалась активной творческой деятельностью, многообразием и в какой-то степени противоречивостью в культуре.
Рассматривая конкретно искусство можно выявить одну из характерных черт, а именно потребность в остросоциальной и понятной для эстетически не подготовленной массы людей творческой деятельности. Ведь каждая эпоха и каждая категория публики имеют такие стойкие представления (стереотипы), которые существенно влияют на восприятие искусства.
Это было время революционных катаклизмов, различных преобразований в искусстве, которые побудили, в частности, художников на новые творческие эксперименты. С одной стороны революция объединила художников разных направлений, поставив перед ними общую задачу: «борьба за новую культуру». Оформление городов к праздникам, демонстрации, работа над массовыми печатными изданиями - во все это были вовлечены творцы XX века. Но с другой стороны, политические взгляды художников разделились и даже те, кто работал в одном или похожих направлениях на тот момент отдалились друг от друга. Так, например, Василий Кандинский и Казимир Малевич, будучи близкими по направлению художниками все же разошлись во взглядах касающихся революции.
Довольно широкий размах и популярность в конце XIX начале XX века, а в особенности в революционные годы, имели художественные объединения и творческие союзы, члены которых пытались найти различные способы создания более современных, интересных и новых форм искусства. Каждый из них считал главной целью популяризацию и развитие искусства. Одним из таких объединений был Левый фронт искусства (ЛЕФ), основанный в Москве в 1922 году. Основатели и участники этого сообщества ставили перед собой цель: подчинение
искусства агитационным и производственным задачам. Они продвигали документальный и агитационный жанры, кинохронику, фотографию, а также репортажи и фактические очерки. В ЛЕФ входили: В.В. Маяковский, А. М. Родченко, Б. И. Арватов, А. С. Степанов и другие [2, с. 246].
В 1898 году было создано объединение художников, которое получило название «Мир искусства». Одной из его задач было отражение красоты, в субъективном понимании каждого мастера, некая свобода в выборе тем, образов и художественно-выразительных средств. Невозможно представить изобразительное искусство первой четверти XX века без участия этого объединения, просуществовавшего вплоть до 1924 года. «Мирискусстники» не имели определенного общего для всех стиля. Солидарны они были лишь во взглядах на задачи и цели искусства, роли его в социуме. В 1923 году в Москве было основано общество «Жарцвет», в котором состояли художники, поддерживающие основные традиции «Мира искусства» [3, с. 63-64].
«Круг художников» - еще одно объединение, в которое входили скульпторы, живописцы и мастера других направлений в искусстве. Оно было основано в Ленинграде в 1926 году студентами Высшего художественно-технического института. Основными характеристиками сообщества является выработка «стиля эпохи» в искусстве и следование официальному курсу. Членами дано группы были А.М. Герасимов, М.Б. Греков и другие.
В 1928 была основана Ассоциация художников революционной России, в которой собрались творческие личности, полностью поддерживающие идеологию существующей власти. Эта организация была самой крупной и популярной в 20-х годах ХХ века, в большей степени как раз благодаря тому, что у них была поддержка со стороны власти. Революционные события того времени перевернули жизнь страны,
заменили старые идеалы новыми, появились новые ценности. Все то, что происходило в стане как раз и фиксировали художники. В это сообщество входили: Е. А. Кацман, И. И. Бродский, П. А. Радимов и др. [2, с. 246].
Всероссийская Ассоциация пролетарских писателей - еще одна организация, идея которой заключается в основном в просвещение народа, создании «классовой литературы» и противопоставлении ее буржуазной. Суть сообщества сводилась к такой мысли, что любое искусство может быть воспринято лишь для одного класса людей, а для остальных оно непригодно. В данное объединение входили: С. Родов, А.А. Фадеев, Д.А. Фурманов и т.д. Впоследствии творческие объединения были подчинены единой идеологии. А со временем даже малейшее расхождение с официальным курсом считалось преступлением, а несогласные творцы были репрессированы. Но даже самые жесткие репрессии не могли помешать истинному таланту и самовыражению художников независимо от идеологических барьеров [4, с. 115].
Стремление сделать искусство доступней для народа навело художников на мысли о том, что нужно было выйти за рамки привычного творчества - вывести искусство на улицу. Широкое развитие получили новые жанры живописи - агитационно-массовый, конкретно - искусство плаката, и прикладной. Витрины магазинов стали заполняться плакатами, в том числе пропагандистского и агитационного характера. Основной идеологической чертой было то, что все события, происходящие в обществе, моментально отражались на плакатах, которые содержали прямой призыв к решению задач. Появление плаката как новой формы искусства сыграло значительную роль [5, с. 664].
После революции продолжили развиваться все жанры живописи, но особое место занимала историко-революционная тематика, а также было популярно создание сюжетных картин и портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина.
В литературе, также как и в других видах искусства, можно выделить определенные тенденции, которые сформировались вследствие революционных событий, а в частности смены государственного строя. Если в первой половине 1920-х гг. литераторы еще сохраняли свободу, даже состояли в литературных сообществах, то во второй половине 1920-х гг. наблюдается подчинение литературы власти. Установление жесткого государственного контроля стало причиной того, что свобода творчества была заменена соцреализмом. В 1925 году была опубликована резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы», в которой говорилось о свободном соревновании течений, но в то же время рекомендовалось быть на стороне власти и соответственно поддерживать все нововведения[6].
Изменения в литературе повлекло за собой разделение литераторов на «реакционных» и «прогрессивных». Многие талантливые люди в результате эмигрировали из страны. В 1932 году было издано постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций»[7], а также создан Союз писателей СССР. Социалистический стиль стал господствующим, а писателями теперь признавались только те авторы, которые состояли в Союзе писателей СССР. Все это означало только то, что литература была окончательно подчинена правящей партии.
Также, можно сказать, что немалый вклад в развитие искусства внесли деятели оперного театра, которые впервые послереволюционные, нелегкие годы интервенции и гражданской войны оказали содействие молодому советскому правительству. В их число входили: Л. Собинов, А. Нежданова, И. Ершов, и другие.
Искусство становиться важным орудием борьбы в послереволюционные годы как на фронте борьбы за построение социалистического общества, так и за нового человека — строителя
лучшей жизни. Так, одним из итогов событий октября 1917г. явилось то, что возглавили оперное дело теперь именно деятели отечественного театрального искусства. Теперь во главе консерваторий стоят крупнейшие советские музыканты: А. К. Глазунов, М. И. Ипполитов-Иванов, Р. М. Глиэр. В связи с этим в театр приходит, так называемый, новый зритель, а, следовательно, меняется отношение к постановке, к интерпретированию спектакля, оперные произведения теперь носят воспитательный и культурный, а не развлекательный характер. Целью нового зрителя было приобщиться к творчеству, великому и по-настоящему красивому и завораживающему, стать частью советского искусства. А в свою очередь целью театров становится распространение иностранных и отечественных классических произведений среди широких масс, а также приобщение их к музыке [8].
Послереволюционные годы можно считать новой эпохой русского вокального искусства. Но это потребовало решения многих задач. Во-первых, необходимо было сохранить традиции, высокий уровень, культуру оперного искусства и сделать это все фундаментом для развития новой эпохи в искусстве. А во-вторых, было необходимо ставить новые цели и задачи и стремиться к их достижению и решению. И естественно возникали сложности и потребовались годы напряженного труда, чтобы добиться первых значительных результатов. Долго еще не удавалось создать полноценный спектакль, который бы удовлетворял требованиям нового общества, который бы мог в полной мере отобразить события, происходившие в современном обществе.
Пронзительная творческая атмосфера оставила след в немалой степени и на послереволюционной архитектуре. По всей стране началось активное строительство, которое привело к созданию зданий нового типа и использованию новых средств выразительности архитектуры. Это было время романтического символизма. Каждый из архитекторов работал в
разных направлениях, но при этом все они преследовали общую цель -создание великой архитектуры. Старшее поколение в большинстве своем желало возрождения художественных традиций во всемирной архитектуре. Ожидалось, что исторические формы должны были показать величие революции, могущество нового строя, силу духа народа в революционный период. В работах же молодых архитекторов преобладали простейшие геометрические формы, динамичные сдвиги плоскостей и объемов. Многие нововведения в будущем использовались как средства новой советской архитектуры.
После Октябрьской революции приобретает массовый характер тенденция к идеологизации памятников, появляются новые категории памятников с ярко выраженным классовым характером: «памятник революционного движения», «памятник революции» и т.д.[9, с. 356]
Так, например, в 1919 году советским архитектором Владимиром Евграфовичем Татлиным был разработан проект монументального памятника, который был посвящен III Интернационалу. Основная идея памятника сложилась на основе органического синтеза принципов архитектурных, скульптурных и живописных и должна была дать новый тип монументальных сооружений, соединяющих в себе чисто творческую форму с формой утилитарной.
Проект памятника представлял собой три больших стеклянных помещения, возведенных по сложной системе вертикальных стержней и спиралей. Помещения эти расположены одно над другим и посредством механизмов здания вращались вокруг своей оси [10, с. 1-2]. В 1920 году в Доме Советов на VIII съезде Советов был показан макет башни. Впоследствии проект башни принимал участие в ряде Международных выставок. На страницах журналов и газет стала появляться изображение башни Татлина. Однако возведение монумента высотой 400 м
осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920-х годов.
В послереволюционный период также происходило и становление новаторских течений советской архитектуры, появился новый стиль -советский конструктивизм. В связи с разделением мастеров архитектуры на рационалистов и конструктивистов возникли две организации: Ассоциация новых архитекторов и Объединение современных архитекторов.
Таким образом, развитие искусства и культуры в столь сложные и напряженные послереволюционные годы в стране не только не остановилось, но и даже продолжило свой подъем. Нелегкая, голодная жизнь послереволюционного периода, несмотря на все сложности, была пропитана искусством, которое играло важную роль в поддержании народного духа, призывало массы строить новое общество, новую жизнь, а также выполняло агитационные функции. Большевики понимали специфическую роль искусства, которая проявляется в том, что оно выступает средством социально-психологического воздействия, не просто иллюстрируя основные философские и социально-политические теории, взгляды общества, а переводя их в живую плоть и кровь жизненных воззрений и представлений конкретной личности. Ведь искусство предоставляет человеку возможность по-своему пережить жизнь тех, кто делал историю или творит настоящее. Поэтому о многом именно через искусство человеку становится ясней и доступней смысл политических, классовых и экономических отношений [11, с. 106,108].
Советская культура все активнее наполнялась пролетарским, интернационалистским, социалистическим содержанием. Поэтому столь характерным для того времени было стремление к проникновению искусства в повседневную жизнь людей. При этом политика большевиков
в области культуры характеризовалась выраженным стремлением к унификаторству [12, с.107].
Советское правительство уделило немалое внимание развитию искусства и культуры, несмотря на то, что преимущественно рассматривались и решались политические и экономические вопросы. Культура страны после судьбоносного Октября своеобразно отразила изменения, произошедшие в стране и само время, наполненное множеством событий. Каждый из видов искусства по-своему передает дух той эпохи, атмосферу, царствующую в послереволюционном обществе.
Важно отметить, что уровень образованности населения значительно вырос, в частности благодаря тому, что культура стала широкодоступной. В каждой из отраслей культуры была создана или же усовершенствована уже существующая система учреждений. Но с другой стороны была устранена возможность выбора, культура стала зависимой от советской власти, а социальный реализм считался господствующим стилем. Советское искусство определенно сделало скачек вперед, а Октябрьская революция 1917 года поспособствовала его развитию.
Список литературы
1. Бочкарева А. С., Хотина Ю.В. Искусство как элемент агитационно - массовой работы большевиков в первой четверти ХХ века // Современные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей международной научно-практической конференции: в 6 частях. - Уфа, 2017. - Ч. 6. - С. 38-43.
2. Салиенко А.П. Судьба «Серебряного века» в 190-е годы. Выставки непролетарского искусства // Исторические исследования. - 2015. - № 2. - С. 246-251.
3. Ершова Э.Б., Веселов А. А. Художественная культура России на рубеже ХЕХ -ХХ вв.: от реализма к модернизму // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 5. - С. 61-67.
4. Булдаков В.П. Гражданская война и проза 1920-х гг. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013. -№ 5. - С. 113-122.
5. Бочкарева А.С., Хотина Ю.В. Формы агитационно-массового искусства в 20-е годы ХХ века в России //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 121. - С. 660-670.
6. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" 18 июня 1925 г. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/1925.htm (дата обращения 25.06.2017).
7. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)"О перестройке литературно-художественных организаций" 23 апреля 1932 г. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/1932.htm (дата обращения 25.06.2017).
8. См.: Власова Е.С. Агитационный путь развития искусства. Первые большевистские музыкальные организации // Opera musicologica.- 2010. - № 1(3). - С. 54-72.
9. Шухободский А.Б. Памятник истории и культуры как специфический вид культурной ценности // Известия Российского государственного педагогического университет им. А.И. Герцена. - 2009. - № 12(97). - С. 356-364.
10. Пунин Н. Памятник III Интернационала: Проект худ. В. Е. Татлина. -Петербург, 1920.
11. Эстетическая культура советского человека / под ред. М.С. Кагана. - Л., 1976
12. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция: формирование и деятельность в исторической динамике конца XIX в. - начала 30-х г. ХХ в. - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2010.
References
1. Bochkareva A.S., Hotina Ju.V. Iskusstvo kak jelement agitacionno - massovoj raboty bol'shevikov v pervoj chetverti HH veka // Sovremennye tehnologii v mirovom nauchnom prostranstve: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 6 chastjah. - Ufa, 2017. - Ch. 6. - S. 38-43.
2. Salienko A.P. Sud'ba «Serebrjanogo veka» v 190-e gody. Vystavki neproletarskogo iskusstva // Istoricheskie issledovanija. - 2015. - № 2. - S. 246-251.
3. Ershova Je.B., Veselov A.A. Hudozhestvennaja kul'tura Rossii na rubezhe HIH -HH vv.: ot realizma k modernizmu // Privolzhskij nauchnyj vestnik. - 2014. - № 5. - S. 6167.
4. Buldakov V.P. Grazhdanskaja vojna i proza 1920-h gg. // Gumanitarnye issledovanija v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. - 2013. -№ 5. - S. 113-122.
5. Bochkareva A.S., Hotina Ju.V. Formy agitacionno-massovogo iskusstva v 20-e gody HH veka v Rossii //Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2016. - № 121. - S. 660-670.
6. Postanovlenie Politbjuro CK RKP(b) "O politike partii v oblasti hudozhestvennoj literatury" 18 ijunja 1925 g. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/1925.htm (data obrashhenija 25.06.2017).
7. Postanovlenie Politbjuro CK VKP(b)"O perestrojke literaturno-hudozhestvennyh organizacij" 23 aprelja 1932 g. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/1932.htm (data obrashhenija 25.06.2017).
8. Sm.: Vlasova E.S. Agitacionnyj put' razvitija iskusstva. Pervye bol'shevistskie muzykal'nye organizacii // Opera musicologica.- 2010. - № 1(3). - S. 54-72.
9. Shuhobodskij A.B. Pamjatnik istorii i kul'tury kak specificheskij vid kul'turnoj cennosti // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitet im. A.I. Gercena. - 2009. - № 12(97). - S. 356-364.
10. Punin N. Pamjatnik III Internacionala: Proekt hud. V. E. Tatlina. - Peterburg, 1920.
11. Jesteticheskaja kul'tura sovetskogo cheloveka / pod red. M.S. Kagana. - L., 1976
12. Emtyl' Z.Ja. Adygskaja intelligencija: formirovanie i dejatel'nost' v istoricheskoj dinamike konca HIH v. - nachala 30-h g. HH v. - Krasnodar: Izdatel'skij Dom - Jug, 2010.