Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ БУРЯТ'

КУЛЬТУРНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ БУРЯТ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИВОПИСЬ / ХУДОЖНИКИ БУРЯТИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Торонова Е. М.

В статье рассматриваются культурные национальные ценности в профессиональной живописи Бурятии, проводится анализ творчества бурятских художников, отражающих особенности национального своеобразия в изобразительном искусстве и культуре бурят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND NATIONAL VALUES IN FINE ARTS OF THE BURYAT PEOPLE

The article discusses the cultural and national values in professional painting of Buryatia, the analysis of creativity buryat artists, reflecting features of national identity in fine arts and culture of the Buryats.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ БУРЯТ»

Е.М. Торонова, соискатель, e-mail: [email protected] Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

УДК 75 (571.54)

КУЛЬТУРНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ БУРЯТ

В статье рассматриваются культурные национальные ценности в профессиональной живописи Бурятии, проводится анализ творчества бурятских художников, отражающих особенности национального своеобразия в изобразительном искусстве и культуре бурят.

Ключевые слова: культурные национальные ценности, живопись, художники Бурятии, профессиональное искусство.

E.M. Toronova, P.G.

CULTURAL AND NATIONAL VALUES IN FINE ARTS OF THE BURYAT PEOPLE

The article discusses the cultural and national values in professional painting of Buryatia, the analysis of creativity buryat artists, reflecting features of national identity in fine arts and culture of the Buryats.

Key words: cultural national values, painting, artists of Buryatia, professional art.

В познании культуры одной из важных проблем является изучение ценностей. В настоящее время имеются разные подходы к их осмыслению. В статье предпринята попытка подробно рассмотреть определение, что ценность - это определенное отношение человека к объекту. Ценность - особенный вид смысла, который человек рассматривает в предмете или явлении, вследствие чего не сам предмет, а оценка его человеком создает появление ценности. Однако ценностью называется не только возможность объекта в удовлетворении потребностей, но и сам этот объект. В процессе изучения ценности в культурологии можно отметить, что ценность не идентична экономической оценке ее как стоимости, имеется в виду ценность в денежном выражении. В последнее время, учитывая структуру ценностей, которая сложилась как итог опыта многих народов в культурной деятельности, систему ценностей можно представить следующим образом: материальные ценности и блага (жилище, одежда, питание, комфорт и т.д.); духовные ценности (наука, искусство, управление политикой, экономикой и т.д.); моральные ценности (признание ценности личности как неотъемлемого достоинства человека).

В настоящее время в связи с усилением значимости национального фактора в современном мире и возрастанием роли национальной культуры, национального языка, национального сознания в жизни общества особую актуальность приобретает исследование культурных национальных ценностей. В Этнопсихологическом словаре дано следующее определение национальных ценностей: «Совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие» [1, с. 203]. Национальные ценности являются интеллектуальным достоянием и неиссякаемым запасом воспроизведения нравственных и культурных традиций народов, общечеловеческих ценностей. Культура в настоящее время имеет национальный способ самовыражения. В Основах законодательства Российской Федерации о культуре дано следующее определение культурных ценностей: «Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты» [2].

На основе предложенных дефиниций мы предлагаем определение культурных национальных ценностей: это разносторонние направления различных форм и видов национальной культуры в современном обществе, собранный веками исторический опыт материальной и духовной деятельности, в котором сформированы главные национальные идеалы, нормы социальных, семейных отношений между поколениями.

Россия - огромная держава, которая несет глобальную ответственность за обстановку в мире и будущее человеческой культуры. Она имеет свою национальную особенность, связанную с культурным наследием, бережным отношением к национальным ценностям и неповторимостью исторического опыта. В этом контексте культура бурятского народа представляет собой часть мирового и российского историко-культурного наследия, исторической основой которой являются культурные национальные ценности, созданные веками, к ним относятся произведения литературы, архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства, богатейшее и уникальное устное народное творчество.

В настоящей статье исследуется творчество бурятских художников, отражающих в своих произведениях культурные национальные ценности, особенности национального своеобразия в изобразительном искусстве и культуре бурят. В процессе культурологического анализа автором применяются методы культуроведения: культурно-исторический и этнографический анализ фактов культуры. Творчество бурятских художников на протяжении нескольких поколений складывается из различных видов изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, и находит многогранное претворение в произведениях портретного, пейзажного, бытового, исторического, мифологического, анималистического и других художественных жанров. Главными темами в творчестве бурятских художников являются обрядовые религиозные обычаи, традиции в семье и обществе, традиционное хозяйство, семейные и другие ценности. В них нашли отражение неповторимость быта, самобытность национального характера, этические нормы морали и поведения, они проявляются как формы закрепления, сохранения и передачи определенных общественных отношений от одного поколения другому. В формировании и в дальнейшем процессе развития бурятской культуры и национальных ценностей существенную роль сыграли религии и верования: буддизм, шаманизм и христианство. Они стали частью национального самосознания и идеологии. В начале становления профессиональной живописи бурятские художники в основном копировали образцы дацанской иконописи и скульптуры, по-своему интерпретировали канонические сюжеты, вкладывая в них более «земное» содержание, применяя любимые в народе красочные сочетания. Так, например, художники часто используют сюжеты традиционных религиозных праздников и религиозных обрядов, которые отмечаются в некоторых особенностях национальной культуры. В древности каждый отдельный род совершал на местности собственной кочевки совместные коллективные обряды жертвоприношения духам-хозяевам местности (сабдагам), у бурят Прибайкалья такие обряды называются тайлаганами, что значит «чествование богов». Предполагалось, что люди могут оказывать воздействие на духов и богов, совершая жертвоприношение, следуя установленным правилам и традициям. Проведение такого обряда нашло отражение в картине Р. Мэрдыгеева «Тайлаган» (1927). На его полотне старинный обряд показан во всех деталях.

Г. Эрдынийн в картинах «Бурятский шаман во время камлания в доме», «Праздник обо. Молебствие», «По дороге на обо» объединил своеобразие народного восточного мышления с художественными ценностями бурятского этнического и культового (вотивного) искусства. Наиболее известная работа художника «Сагаалган» (1935) из цикла «Старый быт агинских бурят» дает представление о ставшей национальной традиции встречи Нового года (по лунному календарю) в бурятском улусе. Художник изобразил людей, собравшихся по поводу главного национального праздника. Общий сюжет произведения создан из отдельно связанных эпизодов, которые воспринимаются как сюжетные фрагменты, содержащие особую смысловую значимость - встреча Белого месяца. Бурятский национальный праздник спортивных состязаний Сурхарбан нашел отражение в полотнах художников: Г. Баженова «Сур-харбан» (1967), А. Сахаровской «Скачки», «Борьба», «Стрельба из лука» из серии «Сурхар-

бан» (1971), И. Налабардина «Сурхарбан» (2005). При этом во всех произведениях эмоциональность достигнута цветовыми пятнами и линиями. Культура и взаимосвязь с традицией предков, обращение к буддийским божествам воплотились в картинах таких мастеров разных периодов времени, как В. Алагуева («Белый старец», «Белая Тара», «Гаруда» (1998)), И. Аржиков («Шаман» (1929)), Э. Буинова («Белая Тара», «Будда»), Д. Дондоков («Авалоки-тешвара»), Л. Дондокова («Белая Тара», «Будда Шакьямуни» (2001), «Зеленая Тара» (1999)), Л. Доржиев («Сагаан Дара Эхэ» (Белая Тара) (1991)), Н. Дудко (танка «Авалокитешвара» (1999), «Белая Тара», «Будда трех времен», «Ваджрапани», «Колесо сансары»), Е. Зонхоева («Девять ветвей у священного дерева»), Ч. Мандаганов («Духи предков», «Шаман» - флорентийская мозаика, «Шаманка»), Ц.-Н. Очиров («Шаман»), А. Ринчинов («Путь на обо»), А. Цыбикова («Молитва» (1995), «Обращение к Белой Таре» (1997), «Ритуал» (1996)) [3].

Полотна, выполненные классиками изобразительного искусства - И. Аржиковым («Шаман»), Ф. Балдаевым («Портрет лимбиста Б. Дугарова»), И. Дадуевым («Буха-нойон»), Р. Мэрдыгеевым («Горе старика», «Портрет Доржи Банзарова»), Г. Павловым («Пастух»), А. Хангаловым («Кыренские дацаны»), Ц. Сампиловым («Арканщик»), имеют не только эстетическую, но и большую историческую и культурную ценность. Реалистичность исполнения, достоверность переданных в них характерных признаков социальной, культурной и природной действительности, свойственных определенному времени, делают их достоверными документами конкретной эпохи, по которым нынешнее поколение зрителей может судить об условиях быта, видах трудовой занятости, типичных проявлениях национального характера, менталитета и поведения представителей бурятского этноса в исследуемом прошлом и настоящем. При этом в отличие от изложенных фактов в документальных источниках каждое произведение изобразительного искусства содержит философскую и художественную оценку изображенного действия или явления. Исторические стороны культурных национальных ценностей языком живописных и графических образов в разные хронологические периоды воссоздают И. Дадуев в картине «Уходящий быт», Ц. Сампилов («Революция. Свободная Бурятия», «Ликбез», «Монгольские партизаны»), Э. Аюшеев («Былое»), Д.-Д. Ту-дупова «Борцы», Д.-Н. Дугаров (триптих «Прошлое»), А. Хангалов («Кыренские дацаны»), А. Сахаровская (серия графических работ «История моего народа», «История одного улуса»), С. Ринчинов («Делегация хори-бурят на приеме у Петра Великого») и другие художники, работающие в историческом жанре [4, с. 260].

Одной из главных тем в картинах бурятских живописцев является воспроизведение материальной культуры или традиционного хозяйства бурят. Бурты разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов, коз. Особую роль в жизни бурятского общества играл конь, воспетый в улигерах, песнях, легендах и преданиях, он также являлся мерилом благосостояния. «Традиционным жилищем бурят долгое время оставалась юрта. В ее устройстве отразилась не только практичность кочевников, сумевших из имеющихся у них материалов создать удобное, в условиях кочевой жизни достаточно совершенное жилище, но и их эстетические, этические и философские представления» [5, с. 136]. Именно бытовую и трудовую деятельность в традиционных сельских жилищах и их украшении воспроизводят в своих работах Ф. Балдаев («Бурятская юрта»), Г. Эрдынийн («Перекочевка из зимника в летник», «Табун лошадей в степи»), Ц. Сампилов («Любовь в степи» и «Арканщик», «Любопытные быки», «Табун в степи»), Д.-Н. Дугаров («В родном улусе», «Дочери Бурятии»), А. Сахаровская (серия графических работ «Моя Бурятия»), А. Даржаев («Табунщик»), Д. Лыгденов («Юрта в степи»), Б. Доржиев («Стрижка овец»), Л. Нохоева (триптих «Ожидание» и др.). Художники Бурятии в своих произведениях изображали элементы традиционной материальной и духовной культуры. При всем многообразии авторских идей и стилистических прочтений каждое из них исполнено взволнованным чувством любви к своей земле, каждый зритель в этих картинах видит картины из своего прошлого или настоящего, то, с чем приходилось сталкиваться в своей жизни, эти произведения формируют чувство гордости за родную землю, к людям, занимающимся обычным для себя делом.

Философски осмысливая окружающую природную действительность, бурятские худож-

ники обращаются к типическим мотивам родной природы, показывая ее неповторимое своеобразие в разное время года. При этом многие авторы выходят за пределы локальной конкретики ландшафта, рассматривая пейзажи родного края как часть единого мира. Величественный образ Байкала присутствует в работах почти каждого художника. К числу наиболее известных произведений этого жанра можно отнести живописные картины «Баян-тала» Р. Мэр-дыгеева, «Серый день», «Шум в Саянах» Ц. Сампилова, «Суровый край» «Забайкальская зима» Д-Н.Д. Дугарова, серию работ «Торская долина» Ч. Шенхорова, «В долине Иволги» Л. Семенова, «Сарма» Т. Тайсаева, «В высокогорной Бурятии» Т. Рудь, «Просторы Бурятии»

3. Аюшеева и др. Художников привлекают самые различные состояния водной и земной стихии, на полотнах предстает прекрасный мир природы, необъятные степные просторы.

С учетом традиционной мифологизированности национальных ценностей народа большое место в бурятском изобразительном искусстве занимают сюжеты мифологического характера. Прежде всего это иллюстративные композиции к бурятскому героическому эпосу «Гэсэр». Главным персонажем эпоса является Гэсэр - сын небесного божества, посланный в мир для борьбы с силами зла. В ходе этой борьбы Гэсэр совершил многочисленные подвиги.

Кроме того, художниками были воссозданы не менее важные для бурятской культуры эпосы «Аламжи-Мэрген», «Шоно-Батор», выполненные в разные годы Ц. Сампиловым, Р. Мэрдыгеевым, Г. Павловым, Ф. Балдаевым, И. Стариковым, А. Сахаровской,

4. Шенхоровым, А. Цыбиковой и другими авторами в технике масляной и акварельной живописи, цветной и черно-белой печатной графики.

Огромное значение бурятские художники придают семейным ценностям. В картинах выдающихся бурятских художников Ц. Сампилова «Свадьба хоринских бурят» и Д.-Н. Дугарова воссоздан обряд проводов невесты. Свадебный обряд бурят состоял из комплекса различных ритуалов, затрагивающих почти все стороны жизни людей - искусства, религии, фольклора, этики, физической подготовки и т. д. Эти сюжеты дают возможность показать старину и современность в их глубочайшем взаимопроникновении. Бурятская свадебная обрядность сохранила выработанные веками элементы, раскрывающие форму родовых и се-мейно-брачных связей в далеком прошлом. Семьи бурят складывалась из двух и более поколений. Типичной чертой бурятской семьи было то, что с каким-то из сыновей непременно жили старики-родители. Обязанностью всех детей было обеспечение им спокойной старости. «Все события в семье справлялись вместе. На молениях-тайлаганах и общеродовых собраниях они присутствовали как одна большая семья. Стабильность семейного уклада опиралась на воспитание детей в духе почтения к правилам и обычаям, которые указывали на взаимоотношения в обществе людей» [5, с. 180]. Семейным ценностям посвятили свои работы скульпторы: С. Балдано - «Мама и малыш», «Дерево поколений», «Портрет матери», «Бабушка и внук», «Мои предки», А. Миронов - «Мой дедушка», Г. Васильев - «Мальчик с птичкой», «Маленький богатырь»; живописцы С. Ринчинов - «Тоонто» и «Семья», Ю. Чирков - «Портрет матери», А. Цыбикова - «Мать и дитя», «Ребенок в степи», Р. Доржиева -«Тоонто», 3. Доржиев - «Отец и сын», «Портрет бабушки», Д.-Н. Дугаров - «Материнство», «Уголок моего дома», «Материнское горе», Л. Нохоева - «Портрет дочери», Ш.-Ж. Рад наев - «Мечтатели», С. Ринчинов - «У родного очага» [3]. Работы показывают, что главной заповедью нравственного воспитания было и остается привитие детям уважения и почитания старших.

По мнению исследователя бурятской культуры И.И. Соктоевой, «в художественных произведениях получают свое воплощение значительные события современности и истории, неповторимая красота природы и своеобразие быта народов, издавна населяющих обширную территорию Прибайкалья и Забайкалья» [6, с. 121].

Таким образом, проведенный нами анализ творчества бурятских художников позволяет сделать вывод, что национальные культурные ценности остаются актуальными и в настоящее время. Как когда-то первые художники Бурятии, изображавшие родной быт, невыдуманный, неотделимый от народа, без приукрашивания и патетики, буднично и подробно, так

и сейчас современные художники продолжают и обогащают эти добрые традиции, тем самым возрождая и распространяя национальные культурные ценности, вдохновляя на любовь к Бурятии, передавая накопленный опыт последующим поколениям, для которых небезразлично дальнейшее развитие культуры и сохранение национальный традиций. Богатое содержание художественно-выразительных средств, определяющее сущность творчества мастеров изобразительного искусства Бурятии в разное время, формирует важный структурный компонент в системном познании национальных ценностей бурятского культурного наследия во всем разнообразии ее материальных и духовных сторон.

Библиография

1. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. - М., 1999. - 343 c.

2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 46. - Ст. 2615.

3. Художники Бурятии [Электрон. ресурс]. - Улан-Удэ, 2006. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв.

- (электрон, блиотека).

4. Пазников О.И. Национальная картина мира // Россия - Азия: механизмы сохранения и модернизации этничности: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Вып. 3. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008. - 260 с.

5. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят: учеб. пособие. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - 144 с.

6. Соктоееа И.И. Живопись советской Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во,1965. - 187 с.

Bibliography

1. Kn'sko KG. Ethnopsychological dictionary. - M., 1999. - 343 p.

2. Fundamental Principles of the Legislation of the Russian Federation Concerning Culture from October 9, 1992 № 3612-1 // Gazette of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation. - 1992. - N 46. - Art. 2615.

3. Artists of Buryatia [electronic resource]. - Ulan-Ude, 2006. - 1 CD-ROM: col. - (E-library).

4. Paznikov O.I. National picture of the world // Russia - Asia: mechanisms of preservation and modernization of ethnicity: Proceedings of International scientific-practical conf. - Issue 3. - Ulan-Ude: Buryat State University Press, 2008. - 260 p.

5. Gerasimova K.M., Galdanova G.R, Ochirova G.N. Traditional culture of the Buryats: Textbook. -Ulan-Ude: Belig, 2000. - 144 p.

6. Soktoeva I.I. Painting of Soviet Buryatia. - Ulan-Ude: Buryat Publishing House, 1965. - 187 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.