УДК 316.722:572.02
Д. В. Галкин, А. В. Шайдуров
Культурные изменения на территории проживания малых этнических групп
Актуальность темы обусловлена не только ее научной новизной и малоизученностью, но и ее важностью для понимания влияния человеческой деятельности на геологические процессы и механизмы формирования культурной памяти. В современном мире человечество стало одним из ключевых активных агентов, влияющих на геологическую среду планеты. Разрушение экосистем, изменение климата, загрязнение окружающей среды - все эти факторы создают глобальные геологические изменения, часто называемые антропоценом. Исследуется взаимосвязь между антропогенными геологическими изменениями и трансформацией культурной памяти. Исследование позволяет глубже понять, как взаимодействуют эти процессы и какие последствия они могут иметь для нашего общества и будущих поколений. Результаты работы помогут расширить наши знания о взаимодействии геологических и культурных процессов, а также прольют свет на важность сохранения и защиты культурного наследия и правдивых исторических повествований. Практически все важнейшие смыслы изменений создают облик общества и современной культуры, где процессы конструирования, передачи и тиражирования происходят в пространстве, построенном средствами массовой коммуникации. Одним из средств этого вида коммуникации являются музеи и музейные коллекции, которые позволяют пережить опыт принадлежности к прошлому, а также являются важным компонентом формирования местной идентичности, осуществляют коммуникацию и трансляционная функция культуры.
Ключевые слова: антропоцен, малые этнические группы, климатические вызовы, культурные изменения, геологическая сила
Dmitrij V. Galkin, Aleksandr V. Shajdurov Cultural changes in the territory of residence of small ethnic groups
The relevance of this topic is due not only to its scientific novelty and little knowledge, but also to its importance for understanding the influence of human activity on geological processes and the mechanisms of formation of cultural memory. In the modern world, humanity has become one of the key active agents influencing the geological environment of the planet. Ecosystem destruction, climate change, environmental pollution - all these factors create global geological changes, often called the Anthropocene. This article therefore examines the relationship between human-induced geological change and the transformation of cultural memory. The research provides a deeper understanding of how these processes interact and what consequences they may have for our society and future generations. The results of the work will help expand our knowledge of the interaction of geological and cultural processes, as well as shed light on the importance of preserving and protecting cultural heritage and truthful historical narratives.
Keywords: Anthropocene, small ethnic groups, climate challenges, cultural changes, geological force DOI 10.30725/2619-0303-2024-4-24-30
В рамках работы проводится анализ возникающих культурных изменений на территории юга Сибири в муниципальных районах Кемеровской области: Новокузнецком, Прокопьевском и Таштагольском. Рассматриваются различные подходы к изучению антропоцена и их основные особенности. Также мы приведем примеры реализованных проектов, направленных на решение проблем, связанных с антропоценным влиянием, включая нарушения биологического разнообразия, неконтролируемую добычу полезных ископаемых, глобальное потепление, парниковый эффект и другие вызовы, с которыми мы сталкиваемся в современном мире.Возникновение
этого явления связано с историческими изменениями в ландшафте и биоразнообразии, вызванными вмешательством человека. Под культурными изменениями мы понимаем изменения в системе духовных и материальных ценностей, что включает изменения в средствах передачи культурных образцов, формах выражения культурной памяти и способах ее передачи. Изучение влияния антропоценных процессов на территории проживания малых этнических групп юга Кемеровской области, включая шорцев, необходимо для понимания взаимосвязей между культурами, проживающими в указанных муниципальных районах. Результатом исследования станет выявление
механизмов идеологического конструирования в пространстве современной культуры, в частности мифологемы отсутствия влияния на экологию и геологический ландшафт на территории промышленно развитого региона Кемеровской области, связей изменения ландшафта и экологии на духовную и материальную культуру малых этнических групп, способов конструирования этногенетических мифов как способа противостояния проблемам разного характера.
Понятие «антропоцен» введено в научный оборот в 2002 г. П. Крутценом и Ю. Стро-мером. Они определили начало антропоцена как новой геологической эпохи в 1784 г., с момента появления парового двигателя. Однако некоторые ученые стремятся установить более позднюю дату начала антропоцена, 1950-е гг., связывая это с масштабными ядерными испытаниями. В пользу последней даты существуют некоторые аргументы. За последние 150 лет человечество исчерпало 40 % известных запасов нефти, которая образовалась на протяжении нескольких сотен миллионов лет. Более 50% поверхности суши было изменено в результате прямого воздействия человека, что сказывается на биоразнообразии, круговороте питательных веществ, структуре почвы, биологии почвы и климате. В настоящее время синтетическим путем для производства удобрений и сжигания ископаемых топливных ресурсов фиксируется больше азота, чем естественным путем во всех наземных экосистемах. Более половины доступной пресной воды используется для потребностей человека, а ресурсы подземных вод быстро истощаются во многих районах. Эти факты указывают на значительное воздействие человека на окружающую среду и подтверждают необходимость рассмотрения более поздней даты начала антропоцена. В результате различных антропогенных действий происходят изменения, которые оказывают влияние на все аспекты окружающей среды, включая климат, биологическое разнообразие и водные ресурсы. Изучение антропоцена и его последствий требует совместных усилий ученых, государственных и международных организаций, а также трансформацию общественного сознания. Это поможет разработать и внедрить меры, направленные на снижение негативного воздействия человека на окружающую среду и сохранение нашей планеты [1].
Термин «некрополитика», введенный Ахиллом Мбембе, устанавливает связь между политикой суверенитета и уничтоже-
нием жизни. В его определении суверенитета выделяется негативный аспект, связанный с использованием политической власти для инструментализации и уничтожения человеческого существования. Мбембе подчеркивает, что традиционное понимание политики суверенитета, связанное с борьбой за автономию, стало предметом критики. Он указывает на тех, кто использует суверенитет не только для обеспечения независимости, но и для превращения жизни в объект инструментализации и массового уничтожения населения. Мбембе акцентирует внимание на механизмах некрополитики, таких как биополитика (управление жизнью) и некрополитика (управление смертью), которые проникают в биологическую и социальную организацию общества. Он обращает внимание на роли вооруженных конфликтов, насилия, дискриминации и эксплуатации, которые способствуют распространению некрополитики. Некрополитика призывает к анализу и критическому осмыслению процессов, связанных с политикой власти и уничтожением жизни. Он напоминает нам о необходимости борьбы за равенство, справедливость и уважение к жизни каждого человека: «... современный опыт человеческого уничтожения предполагает, что можно развить прочтение политики, суверенитета и предмета, отличное от того, которое мы унаследовали от философского дискурса современности.» [2, р. 13]. В нашем исследовании мы будем придерживаться частично определения, которое дает Мбембе. Самыми важными элементами становится проявление отсутствия суверенитета как силы, способной влиять на культуру. Однако в данном понимании некрополитики важными становятся возникающие связи между угнетаемым и угнетателем, которые могут влиять также на формирование новых этногенетических мифов у угнетаемых с целью компенсации. Последние разработки и теории в этом направлении получили новое прочтение, в частности, в работе Поля Беатрис Пре-сьядо, который в распространении изобретенных человечеством некрополитических технологий полагает новые формы влияния на угнетаемых [3, с. 148]: капиталистические практики, культура каменного угля и нефти, превращение экосистем в потребляемые ресурсы вызвали волну вымирания целых видов растений и животных и запустили глобальное потепление. Все вышеперечисленно позволяет выстроить наш дискурс вокруг формирования конструкта человека как новой
геологической силы, способной к масштабному терраформированию под личные запросы промышленности и выгод определенных территорий. Как следствие, это ведет к изменениям внутри малых этнический групп, т. к. терраформирование происходит на их территории проживания. Вмешательство в ойкумены приводит к своим определенным последствиям, в частности можно говорить про изменения в ведении традиционного быта и хозяйства внутри малых этнических групп вследствие утраты лесов, озер и рек. Утрата традиционного способа ведения хозяйства, в свою очередь, может привести к иммиграции в более крупные населенные пункты, утрате способов передачи культурной памяти, а также форм ее объективации. Формами объективации культурной памяти у малых этических групп юга Кемеровской области являются не только предметы материальной культуры, но и природные объекты, в частности горы, реки. Как следствие, вмешательство человека, не принадлежащего к малой этнической группе, приводит к усилению проявления не-крополитического воздействия на эту малую этническую группу.
«Эпоха антропоцена» - это процесс антропогенного изменения ландшафта и экологии за счет деятельности человечества и способов, выбранных за основу добычи полезных ископаемых ввиду экономических и рационалистических причин. О начальном этапе изученности этой темы свидетельствует небольшое наличие научных трудов, изданных на территории России: А. Яковлев [4], Д. Зорина и др. Таким образом, можно говорить о ранее малоизученной теме влияния процессов изменения ландшафта и создания мусорных полигонов твердых коммунальных отходов, а также угольных отвалов, образуемых при добыче полезных ископаемых открытым способом на культуру и процессы трансмиссии культурной памяти малых этнических групп. И, как следствие, - возникновение этногенетических мифов как способа противодействия массовой культуре и вторжению в процессы трансмиссии культурной памяти. Изучаемая проблема этногенетических мифов была косвенно создана советской идеологией. Практика национально-государственного строительства полностью политизировала этничность, тесно связав ее с административными образованиями. Строительство этничности опиралось на политические методы, устанавливающие социокультурные границы, нередко
совпадающие с административными образованиями. Современная Россия живет в условиях посткоммунизма. В этом отношении она унаследовала многое из своего прошлого, включая прошлые национальные обиды и этнополитическую иерархию. Последнее способствует появлению идей о восстановлении справедливости. Методом, который позволяет бороться за справедливость, служит этнополитический или этногенетический миф, повествующий о «Золотом веке» далеких предков, что должно послужить залогом славного будущего для их потомков.
Со сменой курса на демократию Россия ступила на путь постмодернизма [5]. В это время те этнические сообщества, которые прежде были угнетаемыми, подчиненными или считавшими себя таковыми, получили возможность проявить себя и воспользоваться новыми привилегиями, такими как возрождение своей культуры и борьба за политические права, а также решение территориальных вопросов. В нашем случае восстановление национального движения шорского народа началось с проведения I съезда этноса в 1990 г. в городе Новокузнецке. Во время работы съезда была основана Ассоциация шорского этноса, которая стала бороться за возрождение культуры и политическое преображение шорского народа. В такой ситуации особое значение приобретают этногенетиче-ские мифы, которые способны оправдать права малых этнических групп на территорию, сохранение культурных ценностей и возрождение родного языка.
Этногенетические мифы являются неотъемлемой частью культурных традиций и служат для объяснения происхождения и стабильности этнических групп. Они подчеркивают устойчивость культурной традиции и ее стремление к сохранению гомео-стаза, т. е. равновесия и стабильности. В этих мифах также отражается функциональная взаимозависимость различных групп и подразделений внутри этнической культуры. Они подчеркивают, что каждая группа играет свою роль в общем функционировании культуры и не имеет внутренних побудительных мотивов для изменения или эволюции. Однако, чтобы объяснить происходящие изменения в культуре, эти мифы обращаются к внешним факторам, таким как теория катастроф. Их представители связывают изменения с природными катаклизмами, войнами или переселениями, которым приписывается главная роль в истории. Таким образом эт-ногенетические мифы играют роль в под-
держании устойчивости и преемственности культурной традиции, однако они не всегда способны объяснить динамику и эволюцию культуры. Для полного понимания исторических процессов необходимо учитывать и другие факторы, такие как социальные, экономические и политические изменения.
Отечественные ученые преподносят нам анализ структуры мифа, другими словами, исследование исторической основы этногенети-ческого мифа тюркского происхождения. Эта основа проявляется в документальных источниках о тюркском, уйгурском и енисейском каганатах VI-IX вв., которые сообщают, что в этих каганатах пребывали жители Северного Алтая, включая народы Горной Шории. В дополнение к картографическим материалам имеются монографии, статьи, эссе и другие источники, в которых исследуется история тюркского каганата, включая приход рода Ашина на Алтай и захват шорских племен [6-9].
На южной территории Кемеровской области возникают проблемы, связанные с проживанием небольших этнических групп. Один из таких проблематичных аспектов состоит в кризисной ситуации, с которой сталкиваются эти этнические группы и которую они пытаются преодолеть через манипуляции с культурной памятью. Например, увеличивается частота упоминания в информационных порталах и музейных коллекциях о предках, особенно в связи с «волотым веком Тюркского каганата». Имплементация капитализма в этом регионе привела к интенсивной добыче угля методом открытой разработки, что оказывает негативное воздействие на ландшафт, оставляя огромные карьеры. Это приводит к серьезным последствиям для природной среды. Одним из ключевых факторов, влияющих на сохранение и передачу культуры небольших этнических групп, является сохранение и продвижение традиционного образа жизни и форм хозяйствования. Однако деятельность угольных компаний значительно ограничивает жизненное пространство для данных этнических групп. Это происходит за счет разработки угольных месторождений с использованием метода открытой разработки, который является предпочтительным и экономически выгодным вариантом. В результате древесные массивы вырубаются для извлечения угля, а горы и перевалы подвергаются разрушению. Таким образом, проблемы, связанные с проживанием небольших этнических групп на юге Кемеровской области, требуют внимательного рассмотрения и поиска решений, которые
учтут культурные особенности и сохранение природной среды. Такие действия приводят к невозможности сохранения традиционного образа жизни, потере собственного жилья, а также утрате священных мест для проведения ритуалов. Сокращение охотничьих угодий, изменение русла реки, массовая вырубка сибирского леса приводят к кризисной ситуации внутри малых этнических групп, что заставляет их искать новые решения. Под решением мы понимаем появление этногенетических мифов, которые выполняют компенсаторную функцию с целью активации культурной памяти. Эти факты указывают на необходимость разработки новых мер взаимодействия между представителями малых этнических групп, представителями власти и бизнеса, а также возможности применения практик, которые уже были реализованы для преодоления антропогенного влияния. В этом исследовании культурная память рассматривается как коллективное бессознательное наследие малой этнической группы, способное проявиться через различные формы материальной и духовной культуры, такие как живопись, литературные тексты, шаманские атрибуты, предметы быта и другие артефакты [10, с. 21]. Культурная память играет важную роль в формировании этнической идентичности и выполняет коммуникативно-трансляционные и компенсаторные функции этногенетическо-го мифа. Объекты, являющиеся проявлением культурной памяти, включают не только предметы быта и культуры, но и природные объекты, такие как места паломничества шорцев, священные горы, реки и озера.
Антропоценное влияние оказывает существенное воздействие на культуру малых этнических групп, проживающих на территориях, подвергающихся разработке угольных месторождений. Увеличение выбросов СО-2 и других загрязняющих веществ в атмосферу, вызванное деятельностью угольной промышленности, приводит к климатическим изменениям и негативно воздействует на природные ресурсы и биологическое разнообразие региона. Расширение потребительской мощи общества и интенсивное использование природных ресурсов приводят к росту спроса на энергию. Для удовлетворения этого спроса активно проводится разработка угольных месторождений с применением метода открытой разработки, что влечет за собой разрушение ландшафта и нарушение экосистемы. Эти изменения ландшафта имеют фундаментальное значение для малых этнических групп,
которые глубоко связаны с природой и традиционным образом жизни. Они испытывают непосредственные последствия от столь значительных изменений в окружающей среде и сталкиваются с потерей своего уникального культурного наследия и традиций. Поэтому необходимо уделить большое внимание и разработке устойчивых и экологически чистых способов производства энергии, а также защите природных ресурсов и биологического разнообразия, чтобы сберечь культурное наследие этих малых этнических групп и обеспечить их устойчивое существование. Разработка угольных месторождений часто приводит к серьезным последствиям для жизненного пространства малых этнических групп. Она не только ограничивает доступ этих групп к территории, на которой они их проживают, но и нарушает их традиции, образ жизни и хозяйство. К сожалению, интенсивная угледобыча способна поставить под угрозу саму сущность этих сообществ. Кроме того, необходимо отметить, что на территории, где проживают малые этнические группы, формируются этногенетические мифы, которые играют важную роль в сохранении и укреплении их культуры и идентичности в условиях изменяющегося окружающего мира. Эти мифы являются средством, с помощью которого передаются культурные знания, история и традиции, что помогает этим сообществам сохранить свою уникальность и сопротивляться культурной гомогенизации. Однако в связи с интенсивной угледобычей, малые этнические группы сталкиваются с непростыми вызовами и изменениями в своей культурной сфере. Воздействие угольной промышленности на их культуру и психологическое состояние может быть разрушительным. Сохранение культурных традиций и истории становится сложным в условиях, когда территория проживания малых этнических групп превращается в угольную шахту. Таким образом, необходимо обращать внимание на важность сохранения жизненного пространства и культурных ценностей малых этнических групп в контексте угледобычи. Разработка угольных месторождений должна осуществляться с учетом потенциальных социальных и экологических последствий, чтобы минимизировать ущерб для этих сообществ и сохранить их культурную уникальность. Разрушение и изменение природной среды, а также утрата традиционных земель и отсутствие доступа к природным ресурсам и ресурсам для проживания создают серьезные вызовы для сохранения и развития культуры малых
этнических групп. Важно искать устойчивые и экологически чистые альтернативы в энергетическом секторе, чтобы уменьшить негативное воздействие на среду обитания этих групп. Неразрывное вовлечение местных сообществ и представителей малых этнических групп в процесс принятия решений является неотъемлемой частью успешной стратегии. Необходимо учитывать и уважать их знания, опыт и потребности при формировании политик и программ, касающихся использования ресурсов и развития их территорий. Предоставление поддержки и возможностей для развития и сохранения собственной культуры малыми этническими группами также играет важную роль. Кроме того, восстановление и реставрация нарушенных территорий являются неотъемлемой частью поддержки устойчивого существования малых этнических групп. Экологическая реставрация помогает восстановить природные ресурсы и биоразнообразие, что важно для будущих поколений. Это также способствует сохранению традиций и истории, связанных с природными местами, и созданию условий для сохранения уникальности и идентичности этих групп.
Одно из возможных применений уже имеющегося опыта по решению проблем антропоценного характера связано с парти-сипаторным управлением и полным включением в рабочую группу представителей малых этнических групп, проживающих в данном регионе. Подход, основанный на партисипа-тивном управлении, предполагает справедливое включение в процесс принятия решений и распределение власти. Концепция эписте-мической справедливости, разработанная Мирандой Фрикер, объясняет два аспекта того, как способы познания влияют на справедливость [11]. Во-первых, «несправедливость свидетельских показаний» возникает, когда говорящий неправомерно отвергается или осуждается слушателем из-за его личности или предубеждений по отношению к говорящему. Это означает, что знания и опыт представителей малых этнических групп не должны быть игнорированы или не учитываться с пренебрежительным отношением к ним при принятии решений. Во-вторых, «герменевтическая несправедливость» возникает в результате маргинализации, когда малые этнические группы лишаются возможности обмениваться своим социальным пониманием и опытом из-за отсутствия общей системы понимания с другими группами. Поэтому важно создавать платформы и условия для активного участия
и взаимодействия различных групп, чтобы их голоса и перспективы были учтены при принятии решений. В целом устойчивое развитие и сохранение культуры малых этнических групп требуют широкого содействия и включения всех заинтересованных сторон. Партиси-паторное управление и учет эпистемической справедливости являются ключевыми аспектами эффективной стратегии, направленной на решение проблем антропоценного влияния и поддержку разнообразия культурных выражений. Во все инициативы, связанные с рекреацией сельскохозяйственный угодий, должны быть вовлечены представители автохтонного населения. Главной идеей указанного в статье проекта М. Фрикер было описание экологической крупной инициативы «ЦИЦА», ее целью было восстановление сельскохозяйственных угодий, утрата которых произошла вследствие антропоценного влияния, в частности изменения русла реки, которое повлекло за собой экологическую катастрофу в Южной Африке, связанную с водными ресурсами и опустыниванием сельскохозяйственных угодий автохтонного населения. Исследования автохтонного населения бывших колоний в настоящее время носят неолиберальный характер и активно пользуются методом пар-тисипаторного управления и использования знаний коренного населения в вопросах восстановления природных структур.
Таким образом, рассмотрение данных проблем с точки зрения истории и философии науки может привести к результатам создания междисциплинарного подхода к изучению культурных изменений, возникающих вследствие воздействия антропоцена на территории проживания малых этнических групп. Проблемы культуры малых этнических групп являются одними из ключевых в условиях глобализации и унификации общества, которое выражается в многократном увеличении потребительской силы населения. Связь прослеживается также и в многократном увеличении добычи полезных ископаемых открытым путем, что ставит новые вызовы перед человечеством, решение которых находится на стадии понимания и поиска всех возможных вариантов жизни в новых условиях.
Культурная память как форма коллективной памяти для малых этнических групп играет огромную роль в формировании решений кризисных ситуаций внутри этнической группы и предполагает наличие структур хранения и воспроизведения знаний, зависит от запросов социальных групп. Вместе
с тем культурная память представляет собой сложную символическую систему, которая постоянно изменяется по причине недолговечности коммуникативной памяти, культурных кодов, семантических сдвигов. Это означает, что культурная память предполагает постоянное перепрочтение и интерпретацию.
Почти все важнейшие значения изменений создают облик общества и современной культуры, где происходят процессы конструирования, трансмиссии и тиражируемости в пространстве, выстроенном средствами массовой коммуникации. Одним из средств подобного вида коммуникации являются музеи и музейные коллекции, которые позволяют отражать опыт сопричастности с прошлым, а также являются важным компонентом в формировании локальной идентичности, выполняют коммуникационно-трансляционную функцию культуры.
Список литературы
1. Crutzen P. Geology of mankind // Nature. 2002. № 415. P. 23.
2. Mbembé J.-A. Necropolitics / transl. L. Meintjes // Public Culture. 2003. Vol. 15, № 1. P. 11-40.
3. Пресьядо П. Б. Квартира на Уране. Хроники перехода / пер. с исп. Н. Протасени. Москва: No Kidding Press, 2021. 287 с.
4. Яковлев А. Страна отходов. Как мусор захватил Россию и можно ли ее спасти. Москва: Individuum, 2021. 284 с.
5. Шнирельман В. А. Миф о далеких предках и этническая идентичность // История: электрон. науч.-об-разоват. журн. 2018. T. 9, вып. 6 (70). URL: http://history.jes. su/s207987840002252-6-1 (дата обращения: 21.08.2023).
6. Бартольд В. В. Тюрки. Двенадцать лекций по истории тюркских народов Средней Азии. Москва: Ломоносову 2012. 232 с.
7. Жеребина Т.В. Сибирский Шаманизм. Этнокультурный атлас. Москва, 2019. 623 с.
8. Потапов Л. П. Мифы алтае-саянских народов как исторический // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 3. С. 243-253.
9. Рахманалиев Р. Империя тюрков. История великой цивилизации. Москва: РИПОЛ классик, 2017. 702 с.
10. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Соколовской. Москва: Яз. слав. культуры, 2004. 363 с.
11. Fricker M. Epistemic injustice: power and ethics of knowing. Oxford: Oxford Univ. Press, 2007. 198 p.
References
1. Crutzen P. Geology of mankind. Nature. 2002. 415, 23.
2. Mbembe J.-A.; Meintjes L. (transl.). Necropolitics. Public Culture. 2003. 15, 1, 11-40.
3. Preciado P. B.; Protaseni N. (transl.). Apartment on Uranus. Chronicles of the Transition. Moscow: No Kidding Press, 2021. 287 (in Russ.).
4. Yakovlev A. Wasteland. How garbage took over Russia and can it be saved. Moscow: Individuum, 2021. 284 (in Russ.).
5. Shnirelman V. A. The myth of distant ancestors and ethnic identity. History: electronic sci. and educational j. 2018. 9 (6). URL: http://history.jes.su/s207987840002252-6-1 (accessed: June 08.2024) (in Russ.).
6. Bartold V. V. Turks. Twelve lectures on the history of the Turkic peoples of Central Asia. Moscow, 2012. 232 (in Russ.).
7. Zherebina T. V. Siberian Shamanism. Ethnocultural Atlas. Moscow, 2019. 623 (in Russ.).
8. Potapov L. P. Myths of the Altai-Sayan peoples as historical. Siberian pedagogicaljournal. 2007. 3, 243-253 (in Russ.).
9. Rakhmanaliev R. Empire of the Turks. History of a great civilization. Moscow: RIPOL classic, 2017. 702 (in Russ.).
10. Assman J.; Sokolovskaya M. M. (transl.). Cultural memory: writing, memory of the past, and political identity in the high cultures of antiquity. Moscow: Slavic language of culture, 2004. 363 (in Russ.).
11. Fricker M. Epistemic injustice: power and ethics of knowing. Oxford: Oxford Univ. Press, 2007. 198.