УДК 156.923
ББК Ю937 + Ю945.4
Наливайко Екатерина Ивановна аспирант г. Челябинск Nalivayko Ekaterina Ivanovna
Post-graduate Chelyabinsk
Культурные аспекты личностных воздействий научно-фантастических кинофильмов Cultural Aspects of Science-Fiction Film's Personal Influence
В статье представлены личностные воздействия научно-фантастических кинофильмов. Представлены результаты экспериментального исследования архетипического воздействия научно-фантастических кинофильмов, снятых на основе одного произведения в различных культурах (русской и американской).
Personal influence of science-fiction films are observed in the article. Experimental research results of the archetypical influence of the science-fiction films which have been shot on the basis of one product in various cultures (Russian and American) are presented.
Ключевые слова: личностные воздействия киноискусства, культурные аспекты личностных воздействий научно-фантастических кинофильмов, архетипиче-ский образ, самоактуализация, жизнестойкость.
Key words: personal influence of motion picture arts, cultural aspects of personal influence of science-fiction films, archetypical image, self-actualization, hardiness.
В современном обществе проблема воздействия произведений искусства, созданных в различных культурах, особенно актуальна. Как любое произведение искусства, кинофильмы являются отражением культурных и национальных особенностей самосознания их режиссеров и аудитории, на которую они рассчитаны. К. Г. Юнг выделял архетипы коллективного бессознательного как общие основания для всех культур, представленных, однако, в различных культу-
рах через свои воплощения - архетипические образы. Выявляя специфические воздействия кинофильмов на архетипическом уровне, можно определить культурные аспекты личностных воздействий данных кинофильмов. Рассматривая произведения жанра научной фантастики как современный миф познания [5], можно говорить о трансляции в этих произведениях культурных особенностей процесса познания и взаимоотношений человека с непознанным.
Основные подходы, на которые опирается данный эксперимент, - исследование символического искусства в психологии (К. Г. Юнг, З. Фрейд, Д. А. Леонтьев, В. Ф. Петренко, В. Г. Грязева-Добшинская и др.) [1], изучение культуры (М. С. Гусельцева, Д. Мацумото, О. А. Леонтович) и изучение мифа как культурного и психологического явления (А. Лобок, А. Ф. Лосев, К. Леви-Стросс, К. Г. Юнг, Э. Нойманн, Дж. Хилман, Э. И. Мещерекова, и др.)
ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью нашего исследования стало изучение личностных воздействий научно-фантастических кинофильмов, созданных на основе одного произведения в различных культурах (русской и американской). Объектом выступили личностные воздействия научно-фантастических кинофильмов, а предметом - культурные аспекты личностных воздействий научно-фантастических кинофильмов.
Задачи исследования были обозначены следующим образом:
1. Сравнение эффектов личностного воздействия 2-х научно-фантастических кинофильмов, созданных на основе одного произведения в различных культурах (русской и американской).
2. Изучение взаимосвязи личностных особенностей самоактуализации и жизнестойкости и различных эффектов личностного воздействия кинофильмов, созданных на основе одного произведения в различных культурах (русской и американской).
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. «Символы индивидуальности личности» («СИЛ»).
Авторы - В. Г. Грязева-Добшинская, Е. И. Наливайко, А. С. Мальцева. Цель методики - диагностика вариантов развития индивидуальности личности, выявление специфики дифференциации и интеграции структурных уровней индивидуальности личности - сознательного эго, бессознательных (архетипических) и надсознательных (языковых) структур. В методике реализовано соединение двух методов исследования индивидуальности личности - проективного и психосемантического (техника репертуарных решеток Дж. Келли).
Процедура проведения заключалась в отборе испытуемыми на основе предпочтения объекты для оценивания (элементы) - 10 картин из 36. Символические картины подобраны соответственно архетипическим образам на различных этапах процесса индивидуации - Мать, Дитя, Персона, Тень, Анима, Ани-мус, Самость (область Символического как область архетипических образов по К. Г. Юнгу). Затем субъекты оценивают 10 выбранных картин по 15 биполярным конструктам, которые они образуют из 60 заданных фразеологизмов [3].
2. Самоактуализации тест (САТ). Авторы - М. Кроз, Л. Я. Гозман. Цель методики - определение уровня самоактуализации личности.
3. Опросник жизнестойкости. Авторы - С. Мадди, Д. Кошаба. Адаптация опросника - З. А. Шакурова, Т. В. Наливайко. Цель методики - определение уровня жизнесткойкости как психологической «живучести» и расширенной эффективности человека, а также как показателя психического здоровья человека [7].
ИСПЫТУЕМЫЕ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
Выборка составила 77 человек (студенты факультета психологии ЮУрГУ 3-4 курсов). Испытуемым предлагались для просмотра научно-фантастические кинофильмы «Солярис» реж. А. Тарковского и «Солярис» реж. С. Содерберга. Замеры по методике «СИЛ» проводились 3 раза: 1 серия - до воздействия кинофильмов, 2 серия - после воздействия кинофильма «Солярис» реж. А. Тарковского, 3 серия - после воздействия кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга.
Эффекты влияния кинофильмов определялись как изменение в выборе картин для элементов, а также изменение количества факторов при факторном анализе (усложнение и упрощение архетипической структуры личности).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ I. Сравнительное исследование предпочтений архетипических образов после просмотра фильмов
Выбор картин для элементов отражает предпочтения на уровне архетипических образов как воплощений архетипов коллективного бессознательного (К. Г. Юнг). И каждый из этих архетипических образов представлен в трех видах: автономном, с дисгармонией Тени и с гармонией Самости. Также в картинах для выбора элементов отражены символические ситуации и состояния сознания и бессознательного.
Таблица 1.
Различия в предпочтении архетипических образов между сериями по ф критерию Фишера
Архетипические образы 1 Серия (1ср) -Солярис реж. А. Тарковский (СТ) 1 Серия (1ср) -Солярис реж. С. Содерберг (СС) Солярис реж. А. Тарковсюш (СТ) -Солярис реж. С. Содерберг (СС)
Автономное Дитя 1ср>СТ Ф=2,47"
Дитя с Дисгармонией Тени СТ<СС 9=2,27*
Дитя с Гармонией Самости 1ср<СТ Ф=3,93"** СТ>СС Ф=3,09***
Мать с Дисгармонией Тени 1ср<СТ 9=2,30* 1ср<СС Ф=2,39"
Тень с Дисгармонией Тени 1ср<СС 9=1,98* СТ<СС 9=1,98*
Анима с Дисгармонией Тени 1ср>СТ р=3,30*** ст<сс 9=1,98*
Анима с Гармонией Самости 1ср<СТ 9=1,94*
Анимус с Дисгармонией Тени 1ср <СТ Ф=3,10""
Анимус с Гармонией Самости 1ср>СТ 9=3,27*" 1ср>СС 9=2,07*
Персона с Дисгармонией Тени ст<сс 9=1,79*
Персона с Гармонией Самости ст>сс 9=2,20*
Автономная Самость 1ср>СТ ср=2,4б"
Самость с Дисгармонией Тени 1ср <СТ Ф=2,72 1ср<СС 9=2,06"
Ситуация Выбора 1ср<СТ 9=3,62*** 1ср<СС 9=4,83***
Ситуация Совладения 1ср>СС 9=2,01*
Состояния погружения в бессознательное (чувственное) 1ср>СТ 9=2,07*
Состояния погружения в бессознательное (мыслительное) 1ср<СТ Ф=2,34" 1ср<СС 9=4,16***
Состояния включенности в сознательную деятельность ст>сс Ф=2,65*"
'- уровень значимости 0,05 "-уровень значимости 0,01 "'- уровень значимости 0,001
1. Общие эффекты воздействия кинофильмов «Солярис» реж. А. Тарковского и «Солярис» реж. С. Содерберга. Как видно из табл. 1, после просмотра кинофильмов увеличивается частота выбора архетипических образов с дисгармонией Тени - Мать и Самость, архетипической ситуации Выбора и состояния погруженности в бессознательное (мыслительное), уменьшение частоты выбора архетипического образа Анимус с гармонией Самости. Таким образом, общим эффектом воздействия кинофильмов «Солярис» реж. А. Тарковского и «Солярис» реж. С. Содерберга на архетипическом уровне является актуализация переживания негативного влияния окружающей среды (образ космоса как пустоты в данных кинофильмах). Осознание необходимости сознательного выбора своей нравственной, личностной позиции, и одновременно с этим осознание невозможности совершить этот выбор, внутренние метания. Также происходит осознание малой пригодности излишне рассудочного типа поведения как идеала в нравственном отношении и активизации бессознательного поиска идейных и логических оснований бытия.
2. Специфические эффекты воздействия кинофильма «Солярис» реж. А. Тарковского. Как видно из табл. 1, после просмотра кинофильма «Солярис» реж. А.Тарковского уменьшается частота выбора автономных архетипических образов Дитя, Самость, с дисгармонией Тени - Анима и состояния погруженности в бессознательное (чувственное); увеличивается частота выбора архетипических образов с гармонией Самости - Дитя, Анима, с дисгармонией Тени - Анимус. Таким образом, специфическим эффектом воздействия кинофильма «Солярис» реж. А.Тарковского на архетипическом уровне состоит в уменьшении инфантильного, незрелого типа поведения и увеличении спонтанного, естественного, того «детского» начала в человеке, которое способствует саморазвитию.
Другой эффект воздействия данного кинофильма состоит в уменьшении восприятия женского начала как негативного, уменьшается переживание пассивности, излишней эмоциональности, а также снижается идеализация духовного и нравственного начала в человеке. В то же время увеличивается восприятие целостного, гармонического и ориентированного на саморазвитие образа
женственности. Что касается мужского образа, то после просмотра данного кинофильма происходит осознание мужского типа поведения как агрессивного, активного, но в то же время героического и мужественного.
3. Специфические эффекты воздействия кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга. Как видно из табл. 1, после просмотра кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга уменьшается частота выбора архетипической ситуации Со-владания и увеличивается частота выбора архетипического образа с дисгармонией - Тень. Таким образом, специфический эффект воздействия данного кинофильма на архетипическом уровне состоит в осознании негативных, отрицательных и вытесняемых черт личности, того, что не принято в обществе, при снижении управляющего начала в личности, которое использует имеющие у него ресурсы для реализации сознательных целей.
4. Дифференциация эффектов воздействия кинофильмов «Солярис» реж. А. Тарковского и «Солярис» реж. С. Содерберга. Как видно из табл. 1, после просмотра кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга частота выбора архетипических образов с дисгармонией Тени - Дитя, Персона больше, чем после просмотра кинофильма Солярис» реж. А. Тарковского. А после просмотра кинофильма «Солярис» реж. А. Тарковского увеличивается частота выбора архе-типического образа с гармонией Самости - Персона и состояния включенности в сознательную деятельность.
Таким образом, воздействие кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга, в отличие от кинофильма «Солярис» реж. А. Тарковского, проявляется в усилении протестующего поведения, когда развитие возможно через вызов и бунт против кого-то или чего-то, что согласуется с таким лингвистическим концептом американской культуры, как «вызов» [4]. Воздействие же кинофильма «Солярис» реж. А. Тарковского отличается от кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга усилением, развитием сознательной позиции и реалистического восприятия реальности. Такой эффект можно объяснить большей понятностью данного кинофильма как носителя родной культуры.
Кроме того, можно выделить эффект увеличения осознания негативного,
отрицательного влияния социума и социальных ролей после просмотра кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга и эффект увеличения осознания позитивного, гармонизирующего влияния социума и социальных ролей после просмотра кинофильма «Солярис» реж. А. Тарковского. Эти данные позволяют говорить о неприятии кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга как носителя другой культуры, других социальных отношений и ролей.
II. Исследование взаимосвязи изменения архетипической структуры личности после просмотра кинофильмов и особенностей самоактуализации и жизнестойкости
Изменение архетипической структуры личности диагностировалось как изменение количества факторов в факторном анализе элементов (архетипиче-ских образов).
1. Изменение архетипической структуры личности от 1-й серии ко 2-й (после «Соляриса» реж. А. Тарковского). В 1 группе (10 человек) наблюдалось усложнение архетипической структуры личности. Во 2 группе (6 человек) наблюдалось упрощение архетипической структуры личности. И в 3 группе (19 человек) архетипическая структура личности оставалось неизменной.
Таблица 2.
Различия по уровням шкал САТ между группами с различной динамикой архетипической структуры личности от 1-й серии ко 2-й серии
Уровень шкал CAT 1 группа — 2 группа 1 группа - 3 группа 2 группа - 3 группа
Уровень псевдосамоактуализации 1гр<3гр ф=2,04* 2гр<3гр ф=1,71"
Уровень самоактуализация 2гр<3гр Ф=2,54"
Уровень невроза 1гр<2гр <р=1,95" 2гр>3гр Ф=3,41""
уровень значимости 0,05 "- уровень значимости 0,01 уровень значимости 0,001
Испытуемые, у которых наблюдалось упрощение архетипической структуры личности просмотра кинофильма «Солярис» реж. А. Тарковского, имели больший уровень невроза по тесту САТ, чем в двух других группах. Значит, не-
приятие кинофильма «Солярис» реж. А. Тарковского на бессознательном, архе-типическом уровне сопряжено с невротическим, сниженным удовлетворением своих потребностей и мотивов (по А. Маслоу).
Испытуемые, у которых архетипическая структура личности после просмотра кинофильма «Солярис» реж. А. Тарковского оставалась неизменной, имели больший уровень псевдосамоактуализации по тесту САТ, чем в двух других группах и больший уровень самоактуализации, чем во 2-й группе. Т. е. индифферентное отношение к кинофильму «Солярис» реж. А. Тарковского на бессознательном, архетипическом уровне сопряжено с неадекватно большим стремлением реализовывать свой потенциал.
2. Изменение архетипической структуры личности от 1-й серии к 3-й (после «Соляриса» реж. С. Содерберга). В 1-й группе (4 человека) наблюдалось усложнение архетипической структуры личности. Во 2-й группе (8 человек) наблюдалось упрощение архетипической структуры личности. И в 3-й группе (21 человек) архетипической структура личности оставалось неизменной.
Таблица 3.
Различия по уровням шкал САТ и Жизнестойкости между группами с различной динамикой архетипической структуры личности от 1-й серии к 3-й серии
Уровень шкал САТ Уровень самоакгуализация 1 группа — 2 группа 1 группа - 3 группа 2 группа - 3 группа
1гр>2гр ф=2,11* 2гр<3гр ф=2,02"
Уровень невроза 1гр<2гр р=3,45"" 1гр<3гр Ф=2,26" 2гр>3гр <Р=2,79"
Уровень жизнестойкости Низкий 2гр>3гр ф=1,66*
уровень значимости 0,05 "-уровень значимости 0,01 *"-уровень значимости 0,001
Испытуемые, у которых наблюдалось усложнение архетипической структуры личности после просмотра кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга, имели меньший уровень невроза, чем в 2-х других группах. А значит, принятие на архетипическом уровне кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга не сопряжено с невротическим, сниженным удовлетворением своих потребностей и мотивов (по А. Маслоу).
Испытуемые, у которых наблюдалось упрощение архетипической структуры личности после просмотра кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга, имели больший уровень невроза по тесту САТ, чем в двух других группах; более низкий уровень жизнестойкости, чем в 3-й группе и меньший уровень самоактуализации, чем в двух других группах. Значит, неприятие кинофильма «Со-лярис» реж. С. Содерберга на архетипическом уровне сопряжено со сниженным удовлетворением своих потребностей и мотивов (по А. Маслоу) и низкой способностью перерабатывать негативные переживания в позитивные (С. Мадди), а также не сопряжено с актуализацией своих.
Выводы:
1. Общий эффект личностного воздействия кинофильмов «Солярис» реж. А. Тарковского и «Солярис» реж. С. Содерберга состоит в актуализации переживания дискомфортной ситуации необходимости нравственного и духовного самоопределения человека.
2. Специфический эффект личностного воздействия кинофильма «Соля-рис» реж. А. Тарковского состоит в актуализации переживания перехода от инфантильного, идеализируемого состояния к активному и саморазвивающемуся уровню самосознания.
3. Специфический эффект личностного воздействия кинофильма «Соля-рис» реж. С. Содерберга состоит в актуализации переживания негативного, неосознаваемого в человеке, того, чем на данный момент человек не может управлять.
4. Культурные аспекты личностных воздействий научно-фантастических кинофильмов состоят после просмотра кинофильма «Солярис» реж. А. Тарковского в эффекте усиления сознательной позиции в обществе, поиске своего предназначения, а после просмотра кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга - в эффекте противопоставления себя обществу через вызов как возможность саморазвития.
5. Неприятие и индифферентное отношение к кинофильму «Солярис» реж. А. Тарковского на бессознательном, архетипическом уровне сопряжено
с неадекватной (сниженной или завышенной) реализацией своих потребностей.
6. Неприятие кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга на бессознательном, архетипическом уровне сопряжено с невротическим, сниженным удовлетворением своих потребностей и низкой жизнестойкостью.
Библиографический список
1. Грязева-Добшинская, В. Г. Современное искусство и личность : гармонии и катастрофы / В. Г. Грязева-Добшинская. - М. : Академический проект, 2002. - 402 с.
2. Грязева-Добшинская, В. Г. Интеграция методов проекции и психосемантики. К технологии психодиагностики динамической самоорганизации личности и группы. / В. Г. Грязева-Добшинская // Социальная психология творчества. - 2007. - Вып. 2. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. - С. 100-113.
3. Грязева-Добшинская, В. Г. Методика диагностики личности как субъекта культуры «Символы индивидуальности личности» / В. Г. Грязева-Добшинская, Е. И. Наливайко, А. С. Мальцева // Социальная психология творчества. - 2007. - Вып. 2. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. - С. 136-145.
4. Леонтович, О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: монография / О. А. Леонтович - М. : Гнозис, 2005. - 352 с.
5. Наливайко, Е. И. Культурно-мифологическое основание системы личностных воздействий научно-фантастического кинофильма / Е. И. Наливай-ко // Социальная психология творчества. - 2006. - Вып. 1. - Челябинск : Изд-во ООО «Полиграф-мастер», 2006. - С. 110-123.
6. Шакурова, З. А. Адаптация опросника жизнестойкости С. Мадди / З. А. Шакурова, Т. В. Наливайко // Человек как субъект социально-экономического развития общества : Материалы международной научно-практической конференции. - 26-27 мая 2005 года. - Челябинск, 2005. - С. 74-76.
Bibliography
1. Gryazeva-Dobshinskaya, V. G. Modern Art and a Person : Garmonies and Catastrophes. / V. G. Gryazeva-Dobshinskaya. - M. : Academic Project, 2002. -402 p.
2. Gryazeva-Dobshinskaya, V. G. Integration of Methods of a Projection and Psychosemantics. To Technology Psychodiagnostics Dynamic Self-organizing of the Person and Groups. / V. G. Gryazeva-Dobshinskaya // Social Psychology of Creativity. - 2007. - Vol. 2. - Chelyabinsk : SUSU Publishers, 2007. - P. 100-113.
3. Gryazeva-Dobshinskaya, V. G. Techniques of Diagnostics of a Person as a Subject of Culture «Symbols of Individuality of a Person» / V. G. Gryazeva-
Dobshinskaya, E. I. Nalivayko, A. S. Maltseva // Social Psychology of Creativity.
- 2007. - Vol. 2. - Chelyabinsk : SUSU Publishers, 2007. - P. 136-145.
4. Leontovich, O. A. Russian and Americans : Paradoxes of Intercultural Dialogue : O. A. Leontovich's Monograph / M. : Gnosis, 2005. - 352 p.
5. Nalivayko, E. I. Cultural-Mythologic Basis of Personal Influences System of a Science-Fiction Film / E. I. Nalivayko // Social Psychology of Creativity. - 2006.
- Vol. 1. Chelyabinsk : «Polygraph-Master» Publishers, 2006. - P. 110-123.
6. Shakurova, Z. A. Adaptation of S. Maddi's Hardiness Questionnaire / Z. A. Shakurova, T. V. Nalivayko // Person as a Subject of Social and Economic Development of a Society : Materials of the International Scientific-Practical Conference. -May, 26-27, 2005. - Chelyabinsk, 2005. - P. 74-76.